Деконструкция/Космическая опера

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это подстатья к статье Деконструкция. Плашки и навигационные шаблоны тут не нужны.

Сверкающие доспехи среди бластеров и звёзд?[править]

  • Телесериал «Орвилл» деконструирует сам жанр космооперы, чем и примечателен.
    • Капитан и старпом угодили в зоопарк на планете Каливон, и, по законам жанра, каливонцы должны осознать, что люди тоже разумные существа. Ага, как же! Мы для них — не более чем животные. Поэтому попавших в беду офицеров можно выручить, обменяв их на подборку сериалов и реалити-шоу: это же целая бездна материала для изучения повадок! Причём на переговоры об обмене отправляется представитель кибернетической расы, признаваемый каливонцами за равного.
    • Когда у пары однополой расы мокланов рождается девочка, родители настаивают на хирургической коррекции пола, как принято на их планете. Одного из родителей удаётся переубедить, и он требует решения вопроса на трибунале. Экипаж корабля находит единственную женщину на планете мокланов, и, после того, как она произносит речь, да ещё и оказывается величайшим писателем и философом расы, суд не находит причин откладывать операцию.
      • Позже появляется представитель той же расы, которому тайно нравятся женщины. О ужас! Какой позор! И плевать, что он — гениальный инженер. Главное — ему нравится не тот пол! Под суд его! Даже капитан и старпом обсуждают то, что Союзу приходится мириться с подобной культурой из-за того, что Союзу вот как нужна помощь моклан.
    • Внедрившись на корабль враждебной расы криллов, капитан и пилот обнаруживают, что на его борту находится неатомная бомба, с помощью которой готовятся уничтожить сотни тысяч мирных людей-колонистов. Герои находят способ уничтожить весь экипаж корабля, кроме детей и девушки-крилла, с которой у них сложились тёплые отношения… Результат? Она теперь их ненавидит, да и дети прониклись не благодарностью за проявленное благородство, а жаждой мести.
      • Т. е. теперь они будут нападать на людей не потому, что считают себя в своём праве, а из мести?! Поменяли шило на мыло…
      • Позже та самая девушка проникает на борт под видом человека и втирается капитану в доверие. Ну как, капитан Мерсер, а Вам такое нравится?
    • Экипаж корабля сталкивается с путешественницей во времени, которая занимается… Исследованиями прошлого? Исправлением исторических ошибок? Да ничего подобного! Она ворует из прошлых эпох ценные артефакты (которые по хроникам как раз должны пропасть или быть уничтоженными, нечего тут парадоксы плодить) для продажи коллекционерам своего времени.
    • Экипаж обнаруживает планету, практикующую электронную демократию, в которой граждане голосуют за или против определённого решения. Утопия? Да ну? Там всё действует по-принципу соцсетей. Людям плевать на правду. Никакого суда и следствия за нарушения. Всё решает популярность. Двух человек арестуют за то, что не уступили место беременной женщине на общественном транспорте? Плохой поступок? Возможно, но она стояла за ними, а они просто были заняты делами, чтобы смотреть по-сторонам. Результат: один получает пулю в спину, а другой — лоботомию. Да ну её, эту электронную демократию, пока люди не научатся мыслить рационально!
    • Старпом ненароком создаёт у первобытной культуры религию. Теперь все будут друг друга любить и молиться вместе? Это в каком мире вы живёте? Разумеется всё будет как у нас: инквизиция, пытки, казни, истолкование слова божьего на свой лад ради власти, религиозные войны, терроризм. Лишь в далёком будущем этой расе наконец удастся забросить все эти суеверия, а пока будет страдать немало народу.
    • Первый контакт с цивилизацией, радостно принимающей гостей со звёзд. Ура! О, у Вас завтра день рождения? А разве Вы не знаете, что по-гороскопу, Вам суждено быть убийцей-маньяком? На каторгу, живо! Что значит «развитые цивилизации не следуют гороскопу»? Раз так, то убирайтесь куда подальше с нашей планеты!
      • На самом деле разве что с прикрученным фитильком. Практически все вышеописанные ситуации в конце концов успешно разрешились в пользу добрых-правильных Мерсера и ко, а половые отношения моклан часто проходят по статье нечеловеческая психология, да и просто стёба в сериале много.
  • «Восхождение Юпитер»: фильм представляет собой деконструкцию звёздных королей, вот только лучше он от этого не становится.
  • Captain Harlock (2013) — намеренная или нет, но деконструкция образа главного героя. Да, благородный пират. Да, со старым надломом в сердце. Да, сражается против крайне неприятных личностей. Только вот методы у него такие, что лучше бы уж он был тем самым головорезом, за которого его выдают власти. Нет, он не пинает собак и не идёт по трупам в привычном понимании. «Всего лишь» хочет уничтожить вселенную вместе со всем неразрешимым клубком проблем. И да, когда он в прошлый раз попытался проделать это в меньшем масштабе, то угвоздал Землю, вполне возможно, что непоправимо. Многим фанатам превращение чёрно-белого мира в чёрно-тёмно-серый пришлось не по вкусу (хотя, справедливости ради, в фильме хватает и более однозначных минусов, вроде плохо продуманного сеттинга и противоречащей самой себе предыстории).
  • «Звёздный путь: Нижние палубы»: хоть это и комедийный мультсериал, но он затрагивает немало серьёзных тем. Особенно финал первого сезона, когда капитан и один из главных персонажей обсуждают недостатки Первой директивы и бюрократии Звёздного флота (а также сам эпизодический подход к созданиям сериалов). Например, в Оригинальном сериале, Кирк и ко убедили жителей одной планеты не подчиняться злому компьютеру. Благодать? Ага, что лет спустя к ним наведывается другой корабль. И что? Эти идиоты решили вновь поклоняться компьютеру и устраивать регулярную «Судную ночь». Им же даже табличку повесили на компьютере: «Не поклоняться!» Ну а злодеями эпизода стали шуточные враги Пикара, внезапно поднявшие уровень крутизны потому, что все о них как-то забыли.

Элегантное оружие цивилизованной эпохи?[править]

Вы ожидали, что если в научно-фантастическом или космооперном сетинге появится оружие ближнего боя, то оно будет более-менее гуманным и отлично подходящим для благородных воинов, и при этом ещё трудно крафтиться и требовать наличия сверхъестественных способностей? Ага, щас! Данная деконструкция также несколько пересекается и с «разборкой» образа космооперных «людей-плюс», которые обычно становятся счастливыми обладателями подобных устройств.

  • Собственно, даже в самой вселенной «Звёздных войн» есть оружие, которое, хоть и предназначено для ближнего боя, назвать полностью соответствующим Гаагским конвенциям язык не поворачивается. В приквельной трилогии засветились только электропосохи магнастражей, которые мало того, что используются только сепаратистами, а потом — имперской тайной полицией, так ещё и драться ими может кто угодно (а само оружие, судя по всему, производится на заводах, а не собирается вручную при помощи Силы). А что насчёт гуманности… скажем так, эти посохи использовались не только в бою, но и для пыток.
    • Подобного добра было особенно много в теперь уже неканоничной Расширенной Вселенной. Видать, не всем фанатам понравился идеализированный лайтсейбер.
    • Лайтсейбер изначально показан крайне поганым оружием в умелых руках. Да, форсюзеры могут сколько угодно превозносить его как «цивилизованное оружие», на деле же он очень хорош, чтобы искалечить врага, не убивая, что и проделывают многие персонажи. А отрубить конечность лайтсейбером — это больно, очень больно. А ещё светомечом тоже можно пытать. А можно приделать к рукоятке какие-нибудь дополнительные лезвия и оттяпать противнику пальцы.
      • Только вот дополнительные лезвия у Кайло Рена - это всего лишь вентиляция.
  • Warhammer 40,000 — цепные мечи рвут плоть так, что кровь и мясо летят во все стороны, силовое оружие не менее брутально, а про псайкеров, способных в мгновение ока поджечь противника или содрать с него кожу, и говорить нечего. Причём всё, кроме псайкерских способностей, присутствует в стандартном вооружении Адептус Астартес.
    • А ведь есть ещё Тёмные Эльдары, для которых самое главное, чтобы жертва побольше мучилась. Оружие, которое предназначено для взятия в плен и последующих пыток до смерти, прилагается.
  • XCOM 2: дубинка «копейщика» «Адвента» устроена так, что удар её в любом случае будет весьма болезненным, вызовет сильные судороги и на некоторое время выведет цель из строя, так как копейщики создавались для подавления митингов и бунтов в первые годы после вторжения ,созданное на её основе оружие оперативников XCOM — тоже. Зато высокое останавливающее действие. Опять же, штампуется обеими сторонами в промышленных масштабах.
  • «Сердце меча» — Элинор рассуждает о флорде — благородном, мол, оружии. И получает хлёсткую отповедь от Бет. А Моро безуспешно пытается сломать решимость Дика, в подробностях описывая, что бывает с человеком, которого ударят флордом — что у него при этом шлёпнется на пол, что вывалится, что хлестанёт, с какими звуками, и как человек при этом будет орать.
  • Куча произвелений где в роли "элегантного оружия цивилизованной эпохи" выступают не энерго-/нейро-/вибро-, а самые обычные модели оружия, вооружаются которыми вообще все (ибо разгерметизацию от стрельбы получить как-то не хочется). Бонусные очки если это вообще первоначально не оружие, а какой-нибудь пожарный топор или кухонный нож. (Из примеров свежих в памяти автра правки: "Легенда о героях галактики" и настольная игра "Кориолис. Третий горизонт")
  • Танцы на снегу. Лукьяненко - местные "мы не джедаи" вооружены бичами, являющимися достижением современной науки. Оружие элегантное и эффектное, но настолько дорогое ято проще было бы использовать нормальные инструменты, предусмотренные для решения этих задач. Ну и опознать их по этому оружию можно на раз два.