Мы для них животные!

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Humans Are Insects. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« — Витбью, прежде ты была нам другом. Скажи, если Светлые и правда считают нас такими грязными и мерзкими, зачем тогда крадут нас?
— Да точно так же, как люди заводят себе четвероногих друзей и вполне неплохо к ним относятся, так и Дивные могут развлечься обществом людей, — небрежно отозвалась лебединая дева.
»
— Сесилия Дарт-Торнтон, «Битва вечной ночи»
« Кургане являются людьми, по крайней мере, в том смысле, что у них есть определённое количество конечностей, голова опирается на шею между двумя плечами и идёт вертикально. »
— Историк Одрик из Вольфенбурга о племени курганов, Warhammer Fantasy Battles

Суть тропа в том, что некая нечеловеческая раса воспринимает людей как говорящих животных, к которым неприменимы те же моральные правила, что и к разумным существам. В крайнем случае — относится к ним как к полуразумным существам. В некоторых случаях такое отношение не мешает нелюдям вполне искренне любить людей и заботиться о них — как люди окружают заботой и любовью милого, пушистого котёнка, которого, однако, всё равно считают всего лишь котёнком.

С прикрученным фитильком: люди воспринимаются как предметы. Совершенно безэмоционально. С одной стороны, для человека однозначно унизительно быть даже ниже животного. С другой стороны, табуретке лишний раз вред наносить не будешь, потому что своё же имущество. Этот случай возможен только в случае значительного превосходства нелюдей, когда люди не могут при всём желании нанести тем существенный вред. Если раса нелюдей не способна контролировать людей, а играет в маскарад на их поле — не подходит.

Троп отчасти пересекается с тропами «раса господ» и «раса слуг». Является частным случаем фантастического расизма в крайнем, ультрарадикальном, проявлении. Это даже не ксенофобия (какая ксенофобия по отношению к животным? не считаем же мы ксенофобией аллергию на шерсть?): люди при очевидном наличии у них разума (способности говорить и логически мыслить, чувствовать, иметь свое мнение) не воспринимаются в принципе как разумные существа, то есть равные.

В некотором смысле троп противоположен антропоцентризму. У фанатичного сторонника антропоцентризма вызовет ярость сама идея того, что к человеку могут так отнестись. Не стоит, однако, забывать, что разные авторы могут придерживаться разных взглядов, и кое-где этот подход может быть даже оправданным. К примеру, Вселенский ужас предполагает отказ от антропоцентризма как одну из ключевых жанровых черт, да и само понятие «человек» не всегда однозначно.

Примеры[править]

Мифология и Фольклор[править]

  • Нередко в фольклоре и современном фэнтези такого отношения удостаиваются оборотни, независимо от того, являются ли они в конкретном сеттинге проклятыми или добровольно ставшими такими людьми или же как бы отдельным видом.

Театр[править]

  • А. С. Грибоедов, «Горе от ума» — Хлёстова «Взяла с собой / Арапку-девку да собачку; / Вели их накормить ужо, дружочек мой, / От ужина сошли подачку». И действительно, между крепостной (или рабыней?) и собачкой нет разницы!
    • Автор «сарказма» явно не знает, что в Российской империи правового института рабства не существовало вовсе (даже в «Правде Ярослава Мудрого» он не фигурирует). Холопы, крестьяне и т. д. хоть и были крайне ограниченными в своих правах, но рабами в полном смысле не являлись. В остальном — да, верно.
    • Де-юре да, рабами не являлись. Де-факто же — ну, где как, иные крепостные могли завидовать иным настоящим рабам, если бы знали, как те жили. А в случае негритянки (скорее всего), который указан выше, многие действительно могли не видеть разницы. См. ниже про расистов.
  • Владимир Маяковский, «Клоп» — главного героя, оказавшегося в будущем, признают организмом, биологически родственным клопу, и сажают в клетку в зоопарке. С прикрученным фитильком, так как, по мнению жителей коммунистического общества, он отличается от них не физически, а нравственно.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Кир Булычёв, «Любимец»: инопланетяне, захватившие Землю, держат людей на положении домашних любимцев. Пожалуй, кодификатор.
  • Элеонора Раткевич, «Таэ эккейр!»: король эльфов напрямую сравнивает друга своего сына с собакой, которую не приглашают за стол. Субверсия: на самом деле он высокого мнения об этом человеке и хочет оттолкнуть его от сына. Смертный неминуемо умрёт, а эльф будет страдать.
  • Юрий Петухов, «Звёздная месть» — харханцы относятся к землянам, как к амёбам, и говорят об этом вполне открыто.
  • Чекрыгин Егор, «Хроники Дебила» (не обращайте внимание на дебильное название, дебильную аннотацию и дебильные иллюстрации) — главный герой попадает то ли в неолит, то ли в параллельный мир на уровне неолита и местные племена даже после мощного социального рывка (вызванного не столько ГГ, сколько нашествием вражеских полчищ) в глубине души продолжают считать всех чужаков «не-людьми».
  • Юрий Нестеренко, рассказ «Ферма»: люди — просто мясной скот, выведенный галактической расой разумных собак, и большой мозг им дан не для того, чтобы думать, а потому, что считается у хозяев деликатесом. Из-за космической катастрофы скотина на ферме осталась без присмотра, но теперь хозяева вернулись. Не в ладах с биологией — люди слишком медленно растут и слишком медленно размножаются, чтобы их можно было использовать в качестве скота.
    • Его же «Завоеватели». Земля завоевана инопланетными агрессорами, жаждущими крови млекопитающих. Комарами, причём люди даже не догадываются, что их завоевали.
      • «Тупиковая ветвь» его же. Существа, вступившие в контакт с людьми, относятся к рептилиям, как и почти все разумные расы. Люди для них, как и любые теплокровные, — животные, не способные на логическое мышление.
        • Тут уже не в ладах с палеонтологией — по современным представлениям наиболее «продвинутые» динозавры (которыми, по сюжету, являются пришельцы) были как раз теплокровными.
  • Дмитрий Биленкин, «Четыре четырки» — инверсия: люди послали на Марс собаку (рассказ написан примерно во времена Белки и Стрелки), а марсиане решили, что прилетевшее к ним на космическом корабле существо и есть разумный землянин.
  • М и С. Дяченко, «Волчья сыть» — аверсия. Главные герои — разумные, некогда сбежавшие от Хозяев и выстроившие свою цивилизацию овцы. Когда же наступил кризис и они лишились защиты от исконных врагов-волков, то герой был вынужден пойти на поклон к Хозяевам — в итоге большая часть выживших ушла обратно к Хозяевам под их защиту и лишь немногие решили бороться за статус разумного существа.
  • Евгений Лукин.
    • «Андроиды срама не имут». Для инопланетян человеки не более чем модный аксессуар, которым можно играть. Но это только потому, что жители планеты Земля на самом деле всего лишь потомки отбракованной партии боевых андроидов. Их так и называют — «нелицензионные». А с лицензионными лучше не встречаться: они, как и было сказано, боевые.
    • «Приблудные». Два бомжа осваивают жизнь в роли дачных котиков при захватывающих Землю пришельцах.
  • Юрий Тупицын, «Красные журавли» — субверсия. ГГ, похищенный пришельцами в смертельно опасной ситуации, обнаруживает себя в одной из клеток галактического зоопарка и успевает нафантазировать себе ситуацию в рамках сабжа, прежде чем выясняет, что всё совсем не так.
  • Александр Бушков, «…И ловили там зверей» — пришельцы забавляются охотой, причем на людей, которые сами охотились хотя бы один раз в жизни.
    • Только вот в финале главгерой понимает, встретившись со считавшимися погибшими на этой охоте людьми: на самом деле инопланетяне таким способом давали прочим цивилизациям (не только людям) представление о своих этике и моральных ценностях. И среди людей жертв нет.
  • Константин Соловьёв, трилогия «Геносказка» — часто высказывается Гензелем в адрес геноведьм. В отношении той, которая пыталась пустить его на препараты — подробно и с ненавистью, в отношении сестры — мельком и с подспудным ужасом.
  • Инверсия в рассказе Сергея Другаля «Пропала Тишка». Там на далёкой планете животные, похожие на «покрытую пенистой слизью свинью на шести длинных суставчатых ногах» приходят на стоянку космолётчиков целыми стадами и издают мерзкие вопли. Уже после отлёта выясняется, что это были разумные жители планеты, и напрашивались они на контакт с землянами.
  • «Гнев Дракона» Джорджа Локхарда — многократно:
    • Скай крайне болезненно воспринял жаркое из дракона.
    • Оррлис столь же сильно реагирует на похищение грифонят из-за того, что эльфы многие годы превращали их в свой летающий транспорт.
    • Чуть ранее то же отыгрывают грифоны из будущего, которых драконы по незнанию ели.
  • «Обречённые» Сергея Тармашева — хозяин зоны, инопланетный ИИ, относится к людям именно так, чем вызывает троп у протагониста. Собственно, весь губящий людей ареал — способ спасти разумных существ. Единственные разумные на планете по его мнению — пассажиры разбившегося инопланетного корабля.
  • Стихотворение Эдуарда Успенского «Город бегемотов». «Люди живут в зоопарке, в саду / И им бегемоты приносят еду». Самого рассказчика, побывавшего в городе, чуть в зоосад не посадили.
  • Вадим Проскурин, цикл «Барнард» (он же — Путь Индюка) — люди именно так относятся к оркам. Да, на мясо тоже могут сдать (напоив водой, потому что мясо на вес принимают). Ну — орки реально — тупые. Правда это не касается полукровок. Но полукровок не бывает потому что по закону их надо экстерминировать на месте (реально закон применяется ну очень выборочно). Орки более менее принимают статус. А вот с эльфами такое отношение взаимно (эльфы кстати людей и орков даже не пробуют различать).
  • Павел Комарницкий, «Мир, не стоящей детской слезинки» — с точки зрения даже не малолетней госпожи а ее томкара. Прямо подсвечено про злобную кусачую фауну планеты. Только даже МБР с подводных лодок этой фауне — не помогли. Как и глубокие бункеры.

На других языках[править]

  • Д. Свифт, «Путешествия Гулливера» (IV часть) — отношение разумных лошадей-гуигнгнмов к йеху, которые произошли от людей, но выглядят как гоминиды. Инверсия — читатель не ассоциирует себя с этими уродами, которых автор сделал воплощением чуть ли не всех пороков. А вот сам Гулливер в итоге был признан одним из йеху и изгнан из страны.
    • В стране великанов ГГ считают забавным мелким зверьком вроде хомяка.
  • Жюль Верн, «Дети капитана Гранта» — картинка с натуры:
«

— Обезьяна! Смотрите, обезьяна! Он [Роберт] показывал на черное существо, которое, скользя с ветки на ветку, перебиралось с одной вершины на другую с такой изумительной ловкостью, что можно было подумать, будто его поддерживают в воздухе какие‑то перепончатые крылья. Животное постепенно скрылось в эвкалиптовой листве. Однако вскоре оно стало спускаться с молниеносной быстротой вниз по стволу, соскочило на землю и, пробежав немного, со всевозможными ужимками и прыжками, ухватилось своими длинными руками за гладкий ствол громадного камедного дерева. Путешественники недоумевали, как сможет это животное вскарабкаться по прямому и скользкому стволу, обхватить который оно не могло. Но тут в руках у обезьяны появилось нечто вроде топора, и она, делая в стволе небольшие зарубки, добралась по ним до верхушки дерева. Еще несколько секунд — и обезьяна скрылась в густой листве. — Что это за обезьяна? — спросил майор. — Эта обезьяна — чистокровный австралиец! — ответил Паганель. … Трудно было себе представить более непривлекательную внешность: огромный рот, приплюснутый и словно раздавленный нос, выдающаяся нижняя челюсть с белыми, торчащими вперед зубами. Все это делало их похожими на животных. — Роберт не ошибся, — сказал майор. — Это обезьяны, чистокровные — это верно, — но обезьяны! — Мак-Наббс, — сказала леди Элен, — значит, вы одобряете тех, кто охотится на них, как на диких зверей? Но эти несчастные — люди. — Люди! — воскликнул Мак-Наббс. — Скорее нечто среднее между человеком и орангутангом. У них такой же покатый лоб, как у обезьян. В этом Мак-Наббс был прав. Лицевой угол австралийцев очень острый и почти такой же, как у орангутангов.

»
— А ведь наш автор — ин-тер-на-ци-о-на-лист!
  • Тут же инверсия:
« А вы припомните, что говорят негры об орангутангах. Они уверены, что обезьяны — такие же черные люди, как они, но очень хитрые. «Он не разговаривает, чтобы не работать», — сказал один раздосадованный негр о ручном орангутанге, которого его хозяин кормил задаром. »
— Тот же майор
  • «Война миров» Герберта Уэллса — как бы не кодификатор: марсиане рассматривают людей как источники пищи. Правда, они не забивают людей на мясо, а попросту высасывают из них кровь при помощи различных устройств.
  • Роберт Говард, цикл о Конане — много кто, тут места не хватит перечислить. В основном вымирающие расы и древние ужасы.
  • Говард Лавкрафт. Почти все его чужеродные чудовища ведут себя по отношению к людям именно так. И их союзники среди людей так же.
    • Старцы, по одной из версий Лавкрафта (в «Хребтах безумия»), создали людей как своих рабов второго поколения после неудачи с шогготами. Сами Старцы жили в основном в воде, и им требовались наземные слуги. Самая древняя раса.
      • Рабов? Точно? Текст книги говорит нам: «Любопытно, что в поздних, декадентских произведениях скульпторы изобразили примитивное млекопитающее с неуклюжей походкой, которое земные Старцы вывели не только из-за вкусного мяса, но и забавы ради — как домашнего зверька; в нем неуловимо просматривались черты будущих обезьяноподобных и человекообразных существ.» Иными словами, судя по этому отрывку, приматы для старцев находились функционально где-то между кошкой и кроликом.
    • К-ъян, раса подземных жителей, похожих на людей (индейцев-майя). Настолько высоко развили науку, что научились по желанию переключаться между телесным обликом и духом. Наземные люди для них что-то вроде зверушек (проникшего к ним конкистадора переделали в безголового кадавра и заставили сторожить вход в их страну).
  • Станислав Лем, «О королевиче Ферриции и королевне Кристалле» — человек (под названием «бледнотик») воспринимается цивилизацией роботов как странная и антипатичная зверушка. В итоге из него делают чучело.
    • «Как Эрг-самовозбудитель бледнотика одолел»: человек попадает в качестве Чу-чу в клетку к роботам.
  • Стефан Вуль, «Серийный выпуск омов» — похоже на «Любимца» Булычёва. Гигантские инопланетяне-драги держат у себя в качестве домашних зверьков омов (то есть людей), а диких особей периодически истребляют как опасных вредителей.
  • Бернар Вербер, рассказ «Научимся их любить» — опять-таки, огромные инопланетяне держат людей как питомцев. Правда, даже не в качестве хомячков, а в качестве муравьёв, живущих в т. н. гуманивейниках (человейниках).
    • Его же «Наши друзья человеки», своеобразное продолжение рассказа выше. Смак в том, что попавшие в лапы щупальца пришельцев люди в обычной жизни были вивисектором, тестировавшим на животных косметику, и цирковой дрессировщицей. Таким образом, они воспринимают случившееся как своеобразную кару за содеянное в прошлом. А ещё под конец выясняется, что эта пара — последние представители человечества, так как то самоуничтожило себя в ядерной войне.
    • Как ни странно, дико смешное воплощение тропа есть в рассказе «Запах» — то, что люди восприняли как адски смердящий метеорит и красиво покрыли бетоном, гипсом и стеклом, оказалось всего лишь… соринкой огромного инопланетянина, пропитанной вонючей жидкостью. Космический ювелир вздумал использовать землян, чтобы выращивать великолепные искусственные жемчужины и сбагривать сородичам.
  • «Сумерки»: большинство вампиров воспринимают Беллу как ручную зверушку в семье Калленов.
  • Сесилия Дарт-Торнтон, цикл «Горькие узы»: так к людям относится большинство фэйри (см. эпиграф).
  • «Колесо Времени» — субверсия: в Шончанской империи так относятся к людям, способным «направлять Единую Силу» (то есть колдовать), хотя те биологически ничем не отличаются от остальных жителей Империи.
  • Майкл Муркок, «Хроники Корума» — вадаги по отношению к людям (мабденам). Семья Корума одно время держала «самку мабдена» в зверинце, а их армию он прямо называет стадом. Справедливости ради, им попадались лишь дикари, а с цивилизованными мабденами вадаги до поры не встречались.
  • П. Буль, «Планета обезьян»: люди здесь и добыча, и зверушки в зоопарках, и подопытные кролики для экспериментов. Но они здесь действительно больше напоминают животных, чем разумных существ. Главному герою стоило немало усилий доказать, что он не из их числа.
« — Не вздумай бросаться на прохожих или скалить зубы… И боже тебя упаси оцарапать доверчивого ребенка, которому захочется тебя погладить. Я не стала надевать тебе намордник, однако…

Давно я не испытывал подобного унижения! Но тут Зира оборвала свою речь и расхохоталась. — О, извини меня, извини! — воскликнула она. — Я все время забываю, что ты умен, как обезьяна…

»
— хозяйка предупреждает ГГ перед выходом в город
  • Трилогия Ежи Жулавского о людях, поселившихся, по злой воле случая на Луне — шерны так относятся к потомкам первых людей, оказавшихся на Луне.
  • Андре Нортон, «Эльфийская дилогия». Для эльфов и части драконов люди именно что животные.
  • Терри Пратчетт, «Люди ковра» (The Carpet People): народ-антагонист моулы. Само их название на языке моулов означает «Подлинно Человеческие Существа», а все, кто не относится к моулам, считаются животными. А животных моулы едят. Писмайр это знает изначально, а вот остальных такая новость изрядно шокирует.
  • Бертран Чандлер, «Разумен тот…»: субверсия. Инопланетяне принимают людей, потерпевших крушение на чужой планете, за животных и помещают их в зоопарк. Но когда люди демонстрируют свою разумность, в свою очередь посадив в клетку какое-то мелкое животное, их с извинениями выпускают.
  • Эдвард Хох, «Зоопарк» — добрый вариант, да еще и зигзагом. В городок приезжает космический зоопарк, люди платят и приходят смотреть на интересных животных. Потом, облетев еще несколько планет, хозяин зоопарка увозит его экспонаты на родные планеты и там отпускает. Те расплачиваются за экскурсию и довольные уходят домой.
    • Диаметрально противоположно та же тема обыгрывается в «Зверолове» Рудазова. В зоопарке на Венере есть отдел, где содержатся заведомо разумные существа. Некоторые моралисты из числа землян настроены против подобного унижения, однако самим инопланетянам в зоопарке, в основном, нравится. Например, кто-то из них изгнанник и отщепенец для своего народа, а кто-то, напротив, посол доброй воли, из-за биологических отличий нуждающийся в особой среде обитания, а из-за низкого уровня технического и социального развития не имеющий возможности основать полноценное посольство.
  • Гарри Гаррисон, West of Eden — людские племена и разумные ящеры иилане воспринимают друг друга именно как абсолютно чуждые существа, в равной степени омерзительные и непонятные, а посему заслуживающие лишь уничтожения, желательно — поголовного. Троп идет пополам с Вам террористы, нам партизаны, потому что автор-то показывает развернуто точку зрения обеих сторон, и ясно, что и те, и другие несправедливы друг к другу. Да и главный герой, прожив несколько лет среди иилане, нашел в их жизни немало положительных сторон, и, даже сбежав, отчасти по ним скучает.
  • Роберт Шекли, рассказ «Охота». Охота идет на неких мирашей, шкуру которых для достижения социального статуса должен добыть обитатель планеты Элбонай. Этими «свирепыми и опасными зверями» оказываются не кто иные, как люди. А «шкурой» — скафандр на молнии.
  • «Под кожей» Мишель Фейбер — люди для инопланетян не просто животные, а съедобные животные.
  • «Затерянный полк» У. Форстчена — коренные валленианцы (трёхметровые гуманоиды) людей называют «скотом» и предпочитают именно человечину. При этом есть мясо лошадей для них — сущее варварство, ведь лошади обеспечивают их кочевнический образ жизни. Настоящую скотину они называют «меньший скот». Они намеренно удерживают все земные культуры на том же уровне, чтобы не позволить людям угрожать им. Поэтому так и получается, что герои-янки конца XIX века встречаются со средневековыми русичами, а также с древними римлянами и карфагенянами (которые до сих пор никак не помирятся), ну и множество других. При этом некоторые из них в конце концов осознают, что люди — не звери, и одна группа валленианцев действительно бросает их есть, но это скорее вынужденный ход: они так поступили только после того, как большую часть этой группы перебил их же «скот».
  • Клиффорд Саймак:
    • «Кимон». Земляне тратят годы на образование и прочую подготовку, чтобы получить возможность приехать на планету Кимон и там поступить на должность забавного щеночка для кимонских детей. Платят, впрочем, хорошо.
      • На самом деле цель кимонцев вовсе не в этом. Просто далеко не все отобранные земляне это понимают, большинство довольны уже тем, что были избраны.
    • «Изгородь» — ГГ обнаруживает, что он и все окружащие находятся в своеобразной вольере: «И в этот миг он почувствовал, как смотрел на него из-за ограды этот невидимый: с добротой, жалостью и безграничным превосходством».
  • «Наследие» — Инверсия: Война эльфов с драконами началась из-за того, то первые последних сперва за животных принимали. Пока не получили.
  • Роберт Хайнлайн, «Звёздный зверь» — именно так относятся к людям высокоразвитая цивилизация космических бегемотов с щенячьими голосами Хрошиа.
  • Уолтер Миллер, «Банк крови» — соларианцы, потомки пришедшей в упадок земной цивилизации, считают расселившихся по галактике людей низшими существами, «гомо». И не прочь ими перекусить.
  • Пол Стюарт, «Хроники Края» — когда Прутик во время путешествия по Тёмным лесам попадает к злыднетрогам, девочка Мег и её мамаша воспринимают его как животное. Да и говорить он не смеет, так как злыднетроги ревностно охраняют тайну своего существования и убивают тех, кто умеет разговаривать.
  • Джон Кристофер, тетралогия «Триподы» — пришельцы частично используют людей как прислугу, частично оставляют жить на свободе, но под ментальным контролем через специальные шапки.
  • Лю Цысинь, «Задача о трёх телах» — трисоляриане перед отправкой своей армады для захвата Земли передают человечеству последнее послание: «Вы — клопы». Ученые, получив это послание, морально подавлены, но простой полицейский Да Ши привозит их в поле и показывает, как много проблем может учинить обыкновенная саранча. Это немного приподнимает боевой дух.
  • Франсис Карсак «Бегство Земли» — рхнехры с одной из планет, на которой развилась человеческая цивилизация из улетевших разведкораблей, вначале были слугами для людей, а затем стали их повелителями, держащими человечество в телепатическом рабстве. И да, людей они не только пользовали, но и ели.
  • Марк Твен, «Приключения Гекльберри Финна» — рассказ Гекльберри, которого приняли за Тома Сойера, о поломке парохода:
«

…Отчего ты так опоздал? Пароход сел на мель, что ли? — Да, мэм, он… — Не говори „да, мэм“, зови меня тетя Салли… Где же это он сел на мель? Я не знал, что отвечать: ведь неизвестно было, откуда должен идти пароход — сверху или снизу. Но я всегда больше руководствуюсь чутьем; а тут чутье подсказало мне, что пароход должен идти снизу — от Орлеана. Хотя мне это не очень помогло: я ведь не знал, как там, в низовьях, называются мели. Вижу, надо изобрести новую мель или позабыть, как называлась та, на которую мы сели, или… Вдруг меня осенило, и я выпалил: — Это не из-за мели, там мы совсем ненадолго задержались. У нас взорвалась головка цилиндра. — Господи помилуй! Кто-нибудь пострадал?Нет, мэм. Убило негра. — Ну, это вам повезло; а то бывает, что и ранит кого-нибудь…

»

Кино[править]

  • «Планета обезьян»: люди здесь рабы, которых либо уничтожают, либо заставляют прислуживать обезьянам в качестве рабов. Детей могут ещё использовать в качестве домашних питомцев.
  • «Поле битвы: Земля» — отношение захватчиков-псайклов к людям. Они даже собак считают высшей расой.
  • «Наши друзья человеки», три экранизации: две французские, 2003 и 2006 года, и одна российская 2012 года.
  • Пули справедливости (2019) — в Третьей Мировой победили… генно-модифицированные боевые свиньи! И теперь не люди разводят свиней на мясо на свинофермах, а свиньи разводят людей на мясо на людофермах.
  • The Matrix — агент Смит в своей ганнибальской речи объясняет Морфеусу, что люди даже хуже, чем животные — они вирусы.
  • «Вирус» (1999) — инопланетная энергетическая форма жизни сначала прямо называет вид человек разумный вирусом, обосновывая свои выводы тем, что люди точно так же разрушают и эксплуатируют свою среду обитания, как вирусы — свою, а потом открыто говорит, что собирается пустить своих собеседников на запчасти.

Телесериалы[править]

  • «Зов крови»: многие фэйри считают людей просто едой. Тёмные фэйри считают нормальным убивать людей ради развлечения.
  • «Пули справедливости» же! Трэш-угарный проект категории Б (снята аж одна пилотная серия) про свинолюдей, захвативших мир. Ну а люди обычные там на положении… правильно, свиней.
  • Во франшизе «Звездные врата» гоа’улды считают людей то животными, то биологическими оболочками для себя и, в самом «лучшем» случае, просто рабами. Джаффа же (люди с имплантированными личинками гоа’улдов, не контролирующими мозг) для них слуги разной степени приближенности, и воины различного уровня, но общего назначения. Рейфы людьми питаются, и относятся как к животным, разводимым себе на прокорм — без пренебрежения и жалости. А для Орай, люди вообще лишь генераторы энергии посредством веры в Происхождение. И хоть они с людьми общаются через своих приоров на порядок почтительнее, чем гоа’улды с рабами, но хорошего в этом ничуть не больше. Даже репликаторы, и то честнее, видя в людях и всех их технологиях просто строительный материал для себя.
  • «Орвилл» — каливонцы считают всех рас (за исключением кибернетических кайлонцев) низшими существами и посылают автоматические зонды похищать представителей этих рас для своего зоопарка.
  • «Звёздный путь: Дискавери» — инверсия. Император терран считает келпианцев не только рабами, но ещё и деликатесом.
  • «Земля: Последний конфликт» — в пятом сезоне, атавусы считают людей не более чем кормом для себя. В их понимании, те кроманьонцы, которых они разводили и которыми они питались в доисторические времена — ничем не отличаются от современных людей. Ну, подумаешь, сутулятся не так сильно и волос поменьше, но питаться же ими можно!
  • Антология «За гранью возможного» конца 1990-х — начала 2000-х, серия «Депрограммисты». Раса рептилоидов захватила Землю и превратила людей в слуг «джолимов» путём промывания мозгов. Главного героя похищают борцы сопротивления и усиленно депрограммируют, возвращая ему личность. Кончилось плохо — спасители оказались всего лишь орудием другого рептилоида и в финальных кадрах герою снова промывают мозги.
  • «Первая волна» — некоторые гуа именно так и считают. Один гуа-доктор даже говорит Кейду, что он проводит опыты над людьми в той же степени, как человеческие учёные проводят опыты над крысами.
  • «Боишься ли ты темноты?» — сюжеты нескольких серий были о некоем предприимчивом товарище, который похищал детей и показывал их в зоопарке для инопланетян; и о школе-инкубаторе для инопланетян.
  • «Настоящая кровь» — большинство других представителей сверхъестественного мира именно так относится в верам, как волкам, так и пантерам, и не сказать, что незаслуженно. А среди вампиров попадаются и те, для кого люди именно что скот и дичь.

Мультфильмы[править]

  • «Дикая планета» Рене Лалу — экранизация романа Стефана Вуля «Серийный выпуск омов» (см. выше).
  • «Покахонтас» — индейцы и белые одновременно считают противоположную сторону дикими животными, которых следует перебить.

Комиксы[править]

  • «Трансформеры» — именно так десептиконы относятся к людям, да и вообще ко всем органикам. В комиксах IDW это было даже описано как официальная идеология под названием «техноизм», когда механическая раса считает органических существ бесконечно ничтожными по сравнению с собой. В некоторых случаях это приводит к тому, что трансформеры даже отказываются сканировать «низшую» земную технику, вместо этого оставаясь в своих «высших» кибертронских альт-формах.
  • «Medieval Lady Death» — в глазах злых фейри, предводителем которых является отец этой версии Леди Смерть, Тварус Гара, не более, чем животными, являются люди. Когда он приходит дочери на помощь, вытаскивая ее из тюрьмы инквизиции, в ответ на ее требование телепортировать вместе с ними и ее возлюбленного-рыцаря Вольфрама фон Баха, Тварус интересуется, с чего бы она так волнуется о своем домашнем зверьке, на что получает гневную отповедь. А когда ближе к концу арки Вольфрам и Леди Смерть пытаются скрытно проникнуть во владения фейри, для маскировки ему приходится надеть ошейник, а ей — взять в руки поводок. К обоюдному неудовольствию — рыцарю совсем не нравится так унижаться, а девушке неприятно издеваться, пусть и невольно, над любимым.

Аниме и манга[править]

  • Инкубатор же! Человечество для него — источник энергии (хоть эта энергия и используется, чтобы отдалять тепловую смерть Вселенной), и его не особо заботит, каким способом её собирать. Даже уничтожение Земли его не расстроит, если оно окупится достаточным количеством энергии.
  • Gantz: такова точки зрения инопланетян-гигантов. Воспринимают людей как скот, который можно без зазрения совести истреблять пачками. Некоторые заводили себе людей в качестве домашних животных.
  • Space Battleship Yamato: инопланетяне-нацисты гамилианцы так относятся ко всем остальным.
  • Overlord (anime) — в мире, куда попала Гробница Назарик, людская раса одна из самых слабых и в большинстве нечеловеческих государств её представители в лучшем случае рабы, а скорее скот.
  • No Game No Life: в мире Дисборда раса иманити (людей) — слабейшая из шестнадцати рас. И буквально за несколько тысячелетий до событий основного сериала их вообще за расу не считали.

Видеоигры[править]

  • Phoenotopia: так относятся к землянам Федерация и инопланетяне-собиратели.
  • Ведьмак 3: Дикая Охота — в дополнении «Кровь и вино» одними из центральных персонажей являются два высших вампира. При посещении разрушенного замка высших вампиров выясняется, что те, прибыв в мир после Смещения Сфер, относились к людям как к говорящему скоту, о чем свидетельствуют собственноручные записи об экспериментах над людьми. Поначалу вампиры не признавали не только наличие человеческого разума, но и чувств.
  • FTL: Faster than Light: именно такое отношение у мантисов к инжи.
  • Mass Effect: Явик с удовольствием рассказывает, какие вкусные блюда его сородичи готовили из нынешних разумных рас. Возможно, просто троллит «примитивных».
    • Cкорее всего они тогда действительно были животными.
      • Давайте посчитаем. Явик жил около 50 тысяч лет назад. Саларианцы, на чью печень облизывается Явик, живут 30-40 лет (для сравнения, Шепард(-у) на момент начала событий 39 лет, а в понятие «молодёжь» уже на современной Земле включают и 35-летних), до появления современной медицины — скорее всего, ещё меньше, а значит, и эволюционировать должны пропорционально быстрее. То есть, чтобы добраться до Цитадели в 520 году до Р.Х., им следовало пройти средний палеолит в пределах 80-20 тысяч лет до Р. Х. Вывод: протеане застали саларианцев дикарями на уровне земных неандертальцев. Уже явно не животные, с религией и орудиями труда… с другой стороны, как показывает раздел «Реальная жизнь», на Земле за людей и более развитых туземцев иногда не держали, а уж протеане, с их-то национальным характером
  • Stellaris: порабощенной расе можно присвоить статус «Livestock» — мясной скот. А Пожирающий Рой иначе к завоеванным расам относиться и не может.
  • Ragnarok Online подаёт это в занятном формате вверх тормашками, чем иногда вводит новых игроков в кратковременный ступор. В отличие от многих других многопользовательских игр фентезийной тематики возможность выбора расовой принадлежности персонажа тут отсутствует в принципе — можно выбрать только пол (при том один раз для всех будущих персонажей аккаунта), а выбор класса происходит позже по мере прокачки. И раса Human в игре тоже присутствует, что легко заметить в профилях оружия, дающего повышенный эфект протов тех или иных видов. Но расовая принадлежность всех персонажей всех игроков фиксирована и одинакова — Demihuman, а как таковые «расовые люди» тут встречаются в качестве мобов, на которых можно охотиться, а можно и попытаться приручить, дабы потом таскать за собой такого питомца.
  • Dragon Age: Origins — при игре за эльфа, если развивать отношения с Лелианой, она начнет рассуждать, как в Орлее многие богатеи нарядно одевают своих эльфов-слуг, при этом прямо сравнивая их с домашними собачками, которых тоже рядят кто во что горазд. Если ГГ при этом возмутится, девушка даже не сразу поймет, а что она такого сказала.
  • The Elder Scrolls — примерно так младшие даэдра относятся ко всем обитателям Нирна. А это означает, что творить с попавшими в Обливион людьми (и не только людьми) можно абсолютно всё, что угодно. Иногда, впрочем, случаются ситуации, когда какой-то смертный договаривается с даэдра, но они исчезающе редки и всегда от таких сделок выигрывают вторые.

Настольные игры[править]

  • Warhammer Fantasy Battles: именно так ко всем остальным расам относятся тёмные эльфы друкаи, считающие что они достойны лишь вкалывать на них и быть у них под каблуком. Правда, лесные и высшие эльфы считают людей либо опасными дикарями, либо достойными опеки варварами. Очень немногие, вроде короля Фунибара Морехода или Теклиса, способны понять. что те же имперцы в каком-то отношении могут обогнать по развитию эльфов. Хотя равными себе все равно не считают.
    • Имперцы, бретонцы, катайцы и прочие люди порядка так относятся к людским племенам Хаоса и оркам. Впрочем, не без оснований, ибо те способны только уничтожать всё, что видят. Да и вообще, такое отнощение к другим тут в порядке вещей у многих рас, например у гномов Хаоса, ибо в этом жестоком и брутальном мире нет места толерантности и политкоректности. Более того, жители имперских курфюршеств, бреттонских герцогств, королевств Эсталли и городов Тилеи презирают соседей. Когда силы Хаоса временно не штурмуют границы «цивилизовнных стран», имперцы могут напасть на Паравонн, бреттонцы захватить Мариенбург, а уж тильянцы и эсталийцы просто погрязли в войнах своих небольших государств. Кроме того, имперские курфюршества имеют традиционные антипатии/симпатии к соседним провинциям и считают свою землю самой лучшей частью Империи. Едва ли не большую часть существования Империи она была раздираема гражданскими войнами.
  • Warhammer 40 000: именно так относятся к простым людям многие организации Космодесанта, причём как еретического (почти все, кроме Альф и Тысячи Сынов), так и лоялистского (правда, в основном самые неадекватные, вроде Железных Дланей или Космических Волков времён Ереси) толка. Педаль в пол выжимают Пожиратели Плоти и Кровопийцы, буквально людьми питающиеся. К человечеству в целом так относятся Эльдар.
    • И это Эльдар ещё людей ценят. Тау в их иерархии ценности стоят ещё ниже.
    • Некроны так относятся вообще ко всем, ибо они строили межзвездную империю, пока остальных ещё в проекте не было.
  • «Мир Тьмы»: большинство Сородичей так относится к людям. Создание гуля многими воспринимается именно как приобретение домашнего животного. Педаль в пол: любовные отношения со смертными многими сородичами воспринимаются как зоофилия. Правда, магов, охотников и просто могучих колдунов-линейщиков упыри всё же побаиваются, равно как и некоторых совсем простых смертных — спецслужбистов, журналистов, а в последнее время и обычных хипстерков с айфончиками, ибо могут Маскарад раскрыть (о том, что Интернет модераторят маги-технократы, желающие создать на Земле идеальные условия для магической парадигмы «Наука», и распростаненность знания о существовании вампиров в эти условия ну никак не вписывается, упыри не знают).
    • В последней редакции о вампирах узнали и правительства разных стран и не замедлили открыть сезон охоты, но от широких масс пока все скрывают.
    • Вампиры — бывшие люди, которым свойственны ровно те же тараканы, что и людям… По крайней мере, первую сотню лет или около того. В книге Ghouls: Fatal Addiction раскрыта тема изменения отношения вампира к смертным слугам по мере удаления от момента Становления.
    • Более показательный пример — Истинные Феи из Нового Мира Тьмы. Собственно, Подменыши (которыми предлагается играть в соответствующей линейке) — это их домашние люди, которые сбежали и одичали. Феи (это важно) не враждебны: они просто не понимают, с чего бы им интересоваться мнением своих «питомцев». Они не просто не враждебны - они размножаются путём воспитания людей. Подменыш, у которого доходит до максимума могущество и до минимума - связь с миром людей, становится новой феей. Так что домашние люди у них не совсем питомцы, а в некотором роде детки.
    • Нечто подобное предполагается и для Привязанных к Земле. Вплоть до того, что низкий уровень знаний об истории человечества у них описан как «Вы не интересуетесь жизнью насекомых». Правда, так как демоническая линейка попросту хуже прописана, чем большинство других, чаще Привязанных представляют обычными маньяками.
  • D&D: иллитиды. Для них люди — рабы и тела. А вы знаете, как появляется иллитид? Его личинка внедряется в мозг человека через ухо, съедает мозг и заменяет его место, затем отращивает щупальца. Основное тело иллитида — человеческое. Гитаянки и гитзераи считаются дальними потомками людей, генетически модифицированных иллитидами под свои нужды.
    • Юань-ти (мраккультисты, с помощью магии соединившиеся со змеями) считают, что их превосходство над людьми «настолько же очевидно, как превосходство человека над кроликом». И людоедство у них весьма распространено.

Прочее[править]

  • В социальной рекламе, направленной против насилия над животными, нередко людей и животных меняют ролями, чтобы донести простую мысль «А что, если бы это случилось с нами?». Например, в этом ролике от PETA демонстрируется показ мод в мире зверей, где в роли «сырья» для нарядов выступает человеческая кожа. А в другой рекламе антропоморфный кот позволяет ветеринару усыпить девочку, чтобы не платить за её лечение.
  • SCP Foundation — SCP-1897 представляют собой пятиметровых гуманоидов из параллельного мира, одетых в форму ловцов бродячих животных, которые отлавливают одиноких людей, после чего проводят им лоботомию, понижающую интеллект до уровня собаки. Жертв отдают соотечественникам в качестве домашних животных из приютов.

Реальная жизнь[править]

  • Племена каннибалов часто, хоть и не всегда, имеют строгое табу на… людоедство. Просто это табу не распространяется на чужаков, которых не считают людьми.
    • В ряде районов Африки пигмеи не считаются людьми, и потому поедание пигмея не считается людоедством.
    • Самоназвания множества племен означают «настоящие люди» — все остальные, следовательно, ненастоящие. Кстати пигмеи называют себя «батва» -на их языке это означает «люди».
      • Не только у людоедов. Например, чукчи считали людьми только себя и русских.
  • В античной Греции рабы определялись как «говорящие орудия». Для сравнения: в Вавилоне рабов записывали в документы как «столько-то голов», то есть считали как скот, а уже в Ассирии рабов определяли как «люди».
  • К сожалению, не редкость и среди «цивилизованных» людей. Можно вспомнить рабство, нацистов и прочих расистов.
    • В колониальную эпоху (и не только в XIX, но и в XX веке!) богатые колониалисты, случалось, покупали чернокожих для содержания в клетке (для забавы гостей) или как живую игрушку для своих детей; в последнем случае — только малолетних чернокожих. Не сохранились свидетельства о том, что кто-то из белых видел в этом что-то зазорное и говорил что-то вроде «Ну это же тоже дети Божьи, так нельзя!» и т. п.
    • Японцы во время Второй мировой провели знаменитое состязание по убийству 100 человек мечом, открыто освещавшееся в прессе. Аналогично в ту пору поступали и хорваты.
    • Более того, японцы не считали зазорным есть пленных.
    • Уже в наше время глава тайваньской компьютерной корпорации FOXCONN открыто назвал своих рабочих «животными».
  • Прочойсеры, господа, просто прочойсеры. Как убедить себя и других, что прерывание беременности — это не ужасная, хотя в ряде трагических случаев и необходимая процедура, а такое же нормальное средство регулярной контрацепции, как презерватив? Естественно, считать, что эмбрион является человеком не с момента зачатия (когда возникает его уникальный человеческий генотип, отличный от отца и матери) и даже не с момента формирования нервной или кровеносной системы, а с момента получения диплома о втором высшем образовании рождения.
    • Автор - прочойсер сейчас посмеялся. Потому что в реальности никто из прочойсеров не считает аборт средством контрацепции и всячески продвигают просвещение в этих вопросах. Аборт нужен если контрацепция не сработала. Да и в любом случае женщина сама решает рожать или нет. А сторонникам концепции что эмбрион - человек срочно учить матчасть.
    • Фирменное встречное обвинение прочойсеров — в том, что-де противники абортов считают женщину не личностью, а инкубатором.