Сердце меча

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Сердце меча — роман-космоопера Ольги Чигиринской (Брилёвой). Начинается как «Пятнадцатилетний капитан» в космическом антураже, но ко второй части все больше отходит от сюжета Ж.Верна. Роман в некоторой степени полемизирует с социально-этической концепцией «Вавилона» [1].

На данный момент в цикл входят:

  • роман «Сердце меча» (2007);
  • роман «Мятежный дом» (2013, сетевая публикация) — продолжение «Сердца меча» (дилогия, изначально планировался один роман);
  • повесть-приквел «Спасенный» (2008, сетевая публикация на украинском языке, но есть и перевод на русский[2]), рассказывающая о детстве главного героя. Оригинальное название — «Врятований».
  • повесть-сиквел «Над рекой правды» (2016, сетевая публикация на украинском языке, есть перевод достаточно самостоятельной части повести на русский). Оригинальное название — «Над рікою правди».
  • наброски истории о событиях, произошедших после «Мятежного дома» (рабочее название «30 лет спустя»).
  • наброски повести о событиях, в результате которых образовались Империя и Вавилон (рабочее название «Бог танца»).
Издание 2007 года

Сюжет[править]

В Галактике недавно закончилась масштабная война между христианской Империей и языческим Вавилоном. Мнения сторон разошлись, в числе прочего, по вопросам этичности использования рабского труда генетически модифицированных существ, а также по вопросам этичности клонирования с целью получения «нового тела». Вавилон проиграл войну, и его Дома один за другим заключили с Империей мир. Только Дом Рива, укрывшийся на тайной планете-базе, Картаго, продолжал пиратствовать и вести подрывную деятельность.

В Империи же, после победы над общим врагом, местная аристократия занялись интригами и сведением собственных счетов. Леди Констанс Ван-Вальден из политических соображений решает тайно отбыть из своего доминиона в Метрополию, воспользовавшись одним из охотничьих кораблей (левиафаннеров), доля в котором принадлежит доминиону. С ней летят ее брат, сын и приёмная дочь — девочка-фем (фенотипически модифицированный человек; клон, которого ждала перезапись памяти, если бы не освобождение имперцами).

Капитан «Паломника» — корабля, взявшего на борт в обстановке строгой секретности доминатрикс с семьей — вассал леди Констанс, в верности которого у нее не было сомнений, экипаж прошел проверку службы охраны, но, тем не менее, на борту оказался человек, преследующий свои цели и пытающийся всеми силами увести корабль во «вражье логово».

Казалось бы, после внезапной гибели экипажа в открытом космосе, это легкая задача. Но на пути шпиона Рива встает младший матрос Ричард Суна, который был оставлен на «Паломнике» «за главного».

Ричард очень не любил Рива, устроивших зачистку на его родной планете и убивших его семью, и сильно не одобрял рабовладение. Он долго мечтал попасть на скрытую планету Картаго и навести там порядок и справедливость. Но желания иногда исполняются совсем не так, как мы этого хотим.

После гибели экипажа юноша был вынужден сам стать капитаном, взять на себя ответственность за жизнь пассажиров и нескольких генетически модифицированных людей, волей случая оказавшихся на борту. Ему удалось собрать новую команду из людей, не имеющих опыта в управлении кораблем и его системами.

Тем не менее шпиону дома Рива, бортмеху Моро, удается подложить топор под компас вмешаться в управление и увести «Паломник» на Картаго, где все пассажиры попадают в плен.

Некоторое время спустя Дику удается вырваться из плена, но он оказывается на враждебной планете с очень маленькой горсткой сторонников, под постоянной угрозой обнаружения местными властями и фактически без перспектив покинуть Картаго. Он начинает борьбу за права генетически модифицированных рабов. Узнав, что пассажиры корабля живы, пытается освободить и их или, по крайней мере, снизить грозящую им опасность, предав гласности их задержание.

Дик живет среди картагосцев, видит их повседневную жизнь, вынужденно вмешивается в их конфликты и понемногу начинает видеть в них не чудовищ, а обычных людей.

Мир «Сердца меча»[править]

Далекое будущее. Человечество расселилось по Галактике, разделившись на два крупных лагеря: Вавилонское содружество планет и Империю (она же Четвертый Рим).

Империя была образована преимущественно христианами[3], которые были вынуждены покинуть Землю, уйти в изгнание и основать космические колонии. Известно, что в Империи, кроме императора есть сенат, церковь активно участвует в общественной жизни [4], но подробно имперская форма правления в романе не освещается. В Вавилоне есть номинальный Император, потомок богов и «идеальных правителей», однако до войны этим союзом планет по факту управляла «Директория вавилонских миров». После войны же последним осколком Вавилона, планетой Картаго, фактически правит верховный полководец-тайсёгун, поскольку формально война ещё не окончена.

Имперцы расходятся с вавилонянами по религиозным вопросам и по вопросам этичности использования рабского труда генетически модифицированных существ, а так же по вопросам этичности клонирования с целью получения «нового тела». Развивая науку, вавилоняне делают ставку на генетику, клонирование, имперцы — не развитие технологий, позволяющих обходиться без клонирования. Например, для работы в экстремальных условиях на чужих планетах вавилоняне выводят новую модификацию рабов, а имперцы изобретают новый скафандр. Некоторые имперские технологии попадают в Вавилон через шпионов и контрабандистов. Некоторые имперцы, в свою очередь, подпольно «заказывают тела» в Вавилоне.

После войны, известной как «Крестовый поход», большинство вавилонских миров отошло к Империи или заключило с Империей сепаратный мир. На момент действия романа Империи активно противостоит только вавилонский Дом Рива, затаившийся на своей секретной планете-базе Картаго. Заключить мир Рива мешают военные преступления (в частности, уничтожение жителей планеты Сунгагиси, родины Дика) и пиратство, из-за которых в Империи у них очень дурная репутация.

Существуют так же «нейтральные колонии» (например, Хеврон — созданная евреями «база выживания» для своего народа на случай ядерного Холокоста).

Кроме людей в Галактике есть еще одна гуманоидная раса — шедайин (это название расы в целом, единичный представитель — шеэд). Ее представители внешне похожи на людей, могут заключать с людьми браки, дающие плодовитое потомство (изрядная часть высшей аристократии Империи и Вавилона имеет шедайинские гены: в Империи — за счёт наследства от браков с шеэдами, в Вавилоне — за счёт модификаций и встраивания генома шедайин в человеческий), но не подвержены старению. Потомки смешанных браков живут дольше людей, но склонны к наследственным заболеваниям.

Основные персонажи[править]

Команда и пассажиры «Паломника»[править]

  • Ричард Суна (Дик, Рики, Рикард, Ри-шаард, Йонои Райан, Ран) — военный сирота с планеты Сунагиси, ученик пилота на «Паломнике», волею случая капитан.
  • Эдвард Хару — капитан и шкипер «Паломника». Вдовец, потерявший на войне сына.
  • Майлз Кристи — шэед, отказавшийся от своего прошлого и ушедший в изгнание. Историческая личность. Учит Дика пилотированию и фехтованию.
  • Джезекия Болтон — субнавигатор. В прошлом промышлял контрабандой.
  • Вальдемар Аникст — инженер двигательных систем, получивший на войне сильные ожоги и ушедший в отставку по здоровью.
  • Морихэй Лесан (Моро) — бортмеханик, синоби дома Рива под прикрытием. В прошлом имперец и крестоносец, попавший в плен и после программы конвертации перешедший на службу к врагу Отправился в Империю со спецзаданием найти Бет, но по дороге решил воспользоваться случаем и прихватить на Картаго всех пассажиров «Паломника».
  • Элисабет Шнайдер Бон, она же Мак-Интайр и Ван-Вальден (Бет, Эльза) — приемная дочь леди Констанс, долгое время носившая фенотипическую модификацию (зеленоватая кожа, красные волосы) и считавшая себя гемом. На самом деле дочь Экхарта Бона (посмертно) и Лорел Шнайдер. Цель поисков Моро.
  • Констанс Мак-Интайр и Ван-Вальден — доминатрикс. Владелица нескольких планет и половины «Паломника».
  • Джек — маленький сын леди Констанс.
  • Августин Мак-Интайр — брат леди Констанс, астрофизик.
  • Раймон Порше (Рэй) — боевой морлок, созданный генетиками дома Рива. Был взят в плен крестоносцами, крещен и самостоятельно жил несколько лет на Джебел-Кум. После гибели команды «Паломника» — исполняющий обязанности старшего помощника капитана при Дике.
  • Динго — кос. Генетически модифицированное животное-телохранитель, помесь дога и пантеры. Спасен с разбитого корабля вместе с Рэем, которого слушается как хозяина.
  • Аквиласы — Том, Бат, Остин, Актеон. Ячейка-семья рабочих гемов, спасенная экипажем «Паломника» с разбитого корабля. Протестанты по вероисповеданию.

Вавилоняне[править]

  • Рихард Шнайдер — тайсёгун Рива, под давлением Директории вавилонских миров отдавший приказ о зачистке на Сунагиси.
  • Экхарт Бон — предыдущий тайсёгун Картаго и прежний глава синоби, ныне покойный.
  • Лорел Шнайдер — биологическая мать Бет, жена Экхарта Бона и сестра Рихарда Шнайдера.
  • Керет бин Аттар аль-Адевайль — «Солнце», император Вавилона. Реальной властью не обладает, исполняет в основном ритуальные и представительские функции.
  • Государыня Иннана — вдовствующая императрица-мать. Вдова императора Аттара, мать Керета. Родом из дома Адевайль.
  • Эктор Нейгал — полковник «Бессмертных» (элитная десантная часть) в отставке. «Покоритель Сунагиси», командовавший карателями, ныне ведущий жизнь затворника, нелюдимый и сильно пьющий. Погибает в бою с отрядом головорезов-рейдеров (то есть космических пиратов) под командованием Моро.
  • Ян Шастар — пилот Нейгала, объявивший вендетту Моро.
  • Роксана Кордо — представительница одного из крупных кланов. Занимается разработкой передовых технологий в частной лаборатории. Позже — куратор приюта для гемов, подвергнувшихся жестокому обращению.
  • Северин Огата — физически и ментально искалеченный ветеран войны, сын главы клана в изгнании. Талантливый художник и скульптор.
  • Максим Ройе (по прозвищу «Детонатор») — начальник экологической полиции клана Сога. «Семь казней египетских в одном лице».
  • Пауль Ройе — двоюродный брат Максима Ройе, военный врач. По первой специальности детский торакальный хирург.
  • Дамон Исия — полицейский инспектор в картагосской столице. Главной задачей полиции видит уменьшение количества преступников, а не увеличение количества денег в собственном кармане (хотя взятки охотно берёт — если интересы взяткодателя не противоречат интересам самого Исии).
  • Данг Йин Сионг — потомок осевших на земле космоходов, предводитель банды «Сурков». Позже — служащий муниципальной полиции.

Синоби[править]

  • Аэша Ли — глава синоби.
  • Ринальдо Огата — внебрачный сын Экхарта Бона и Джеммы Огата (на тот момент жены главы клана Сога). Брат Бет по отцу, брат Северина и Элинор Огаты по матери.
  • Шана — девушка-синоби 17 лет. Правнучка Аэши Ли.

Имперцы[править]

  • Райан Маэда — чемпион по сумо, лидер восстания на Сунагиси. Персонаж-призрак.
  • Карин Судзуки Огата (Баккарин) — женщина сумевшая поднять свое дело на чужой планете, вернуть то, что у нее отобрали и позже фактически взявшая на себя управление кланом. Двоюродная сестра Райана Маэды, жена Северина Огаты.

Гемы[править]

  • Мария — дзё, которая вылечила и выходила Дика в «детском комбинате».
  • Эстер Нейгал — гемка, которая до последнего сопротивлялась перезаписи памяти и была убита работорговцами. Фамилия — в честь бывшего хозяина, Эктора Нейгала.
  • Гедеон — юный морлок, ставший заместителем Рэя при атаке морлоков на столичный глайдер-порт.
  • Майлз — морлок из дворцовой охраны. Был крещен Диком и погиб, пытаясь Дика спасти.
  • Павел(Мару) — лемур, оказавшийся достаточно сообразительным, чтобы понять, что Дик умрет без квалифицированной медпомощи и достаточно храбрый, чтобы осмелиться возражать морлоку и не сбежать, когда морлок на него рыкнул.
  • Ирис — сёфу (мальчик для развлечений) Моро. Подарен Моро Инанной, чтобы Моро не засматривался на Керета.

Прочие персонажи[править]

  • Шмуэль Даллет — путешественник, авантюрист и «продавец планет».

Сюжетные элементы и тропы[править]

  • А 220 не хочешь? — Начальник безопасности дома Сога решил, что можно неплохо насолить Баккарин, прирезав её мальчика-хакобия на дуэли с заранее предопределенным исходом. Cюрприз, motherfucker — этот мальчик учился фехтовать у шеэда!
  • А для меня это был вторник — аверсия: Дик встречается с убийцей всех своих родных и близких, с тем самым человеком, который лично принял решение «проутюжить» Минато плазмой… и обнаруживает, что тот практически спился, потому что не может забыть этот кошмар.
  • Абордаж — активно используется в космосе всеми сторонами, и даёт пространство для тактических изысков (из разряда «как забросить абордажную команду на корабль противника так, чтобы он об этом не узнал до самого последнего момента»).
  • Авада Кедавра — в повести «Над рiкою правди» кое-кто пытается ввести в использование этакую «Аваду».
  • Ай, молодца! — Дик убивает Лорел Шнайдер, чтобы спасти Бет от превращения в банк органов. На самом деле Лорел — родная мать Бет и вовсе не собиралась пускать дочь на органы.
  • Ай, молодца, злодей! — Моро забывает сообщить Дику, что Бет жива, и ей ничто не угрожает. В итоге а) проваливается конвертация перспективного пилота, б) гибнет друг Моро, в) в конечном итоге, Дик получает свободу. Впрочем, с сильно прикрученным фитильком: если первое для Дика однозначный плюс, то за второе он клянёт себя всё оставшееся время, а третье он заполучил после сущего пустяка — кошмарного бичевания и казни.
  • Антиреклама спиртного — явственной антирекламы нет, но в определённый момент Дик серьёзно влипает из-за того, что перебрал пива: на него нападают со спины, а он не успевает среагировать. Итог — сломанная лопатка и деанонимизация. Да и вообще, «стоит выпить немного, как меня бьют. Надо, что ли, бросать это дело совсем…». А Нейгал, как-то напившись, ухайдокал часть своего арсенала, который мог бы помочь при обороне манора.
  • Армейский паёк — их закупают капитаны кораблей. Судя по описанию, представляют собой банку с кашей, которая после снятия защитного слоя, начинает самостоятельно разогреваться.
  • Армия воров и шлюх — таким Дом Рива был в самом начале. «Война, торговля и пиратство — три рода сущности одной».
  • Армия из одного человека — Дик в какой-то мере является именно армией из одного человека. Но всё по честному: во-первых, он хороший тактик, во-вторых, он отличный флордсман, и в-третьих, во всех этих случаях (притон Яно, мастерская Даллана, тюремный блок Дома Белой Ветви) на его стороне фактор внезапности — или фактор внезапности не удаётся реализовать врагам.
  • Асоциал для фанатов — Моро.
  • Атака голым фронтом — именно так Дик бьётся с Нуарэ. А то благородному собранию его собственные трусы не понравились, а мальчику не понравились церемониальные штанишки, в которых надо было выступать.
  • Афера со множеством участников — в какой-то мере таковой можно считать финал «Мятежного Дома».
  • Бастард — Экхарт Бон.
    • Ринальдо Огата, внебрачный сын Экхарта Бона.
  • Белые волосы, тёмная кожа — семья Огата.
  • Белые волосы, чёрное сердце — Моро.
    • Субверсия: Белые волосы — отличительный признак аристократов Рива, но среди них встречаются очень разные люди.
  • Бесконечный запас крови — аверсия с подсветкой: «Я бы пол-литра крови отдал <…>» «Именно пол-литра?» «Да. Мне нельзя больше, я двигаться не смогу».
  • Бешеный гнев — накрывает Дика, если его довести до невменяемого состояния, или если кто-то начинает в его присутствии топтаться по больным для него темам.
  • Билингвальный бонус — в романе встречаются фразы на японском языке, на латыни и на вымышленном языке шедайин.
  • Вам террористы, нам партизаны — Шнайдер сотоварищи пытаются представить Йонои террористом среди обычных жителей Картаго. Получается так себе — общественное мнение мальчику скорее сочувствует. И то правда: перерезал бандитов из «батальонов страха», снёс голову наркобарону Яно, участвовал в законном мятеже, в ходе которого на честной дуэли зарубил сильного соперника. Партизаном его, конечно, тоже никто не считает, но и ненависти к нему большинство не испытывает. До самой кульминации, по крайней мере.
  • В будущем одеваются как в прошлом — многие герои носят традиционную японскую одежду.
  • Вера — это сила — идея книги.
  • Вещий сон — В «Мятежном доме» Дику снится сон о том, как он ищет в подземельях ребенка, находит его, но при этом попадает в руки Моро. Этот сон фактически воплощается в дальнейшем, когда Дик, чтобы вернуть похищенного Джека, должен пойти в секретное убежище Моро и встретиться с ним лицом к лицу.
  • Вигилант — деконструкция. «Батальоны страха», действующие полицейские. Вот только воюют они не с отмороженным наркобароном Яно и не с милашкой Нешер и её бандой «Итивакай», а с подростками из уличных банд. С серьезными-то преступниками боязно.
    • А Дамон Исия расстреливает «Батальоны страха».
    • Да и сам Дик снимает голову с того же Яно.
  • Влюблённый злодей — Моро, влюбленный в главного героя. Он же «красивый — не значит хороший».
  • Вместо табака — На Картаго трудно выращивать табак, поэтому курят генномодифицированные водоросли.
  • Война — это кошмар — в повести «Врятований» последствия карательной акции Рива на Сунагиси показаны со всеми жуткими подробностями.
  • Враги сожгли родную хату — родной город Дика Суны был сожжен солдатами Рива, родители погибли. Сам Дик некоторое время выживал в подземельях разрушенного города.
  • Гадский подручный хуже хозяина — тайсё Рихард Шнайдер хоть и жесток, но в меру, а в целом приличный человек и в конце даже благородно жертвует собой. А вот Моро — законченная сволочь.
    • Моро и рейдеры, которых он нанял: «Моро в очередной раз убедился, что правильно выбрал человека для своей цели — ему нужен был тот, кто делает гадости бескорыстно и бесхитростно.»
  • Генерал Потрошиллинг — Шнайдер, который решает все проблемы, ввязавшись в очередную войну.
    • Тут скорее субверсия, Шнайдер выглядит таким, и да вояка из него лучше чем политик, но он еще и заложник собственного образа - лихого вояки с извилиной от фуражки - начни он вести себя по другому(в духе его предшественника Бона) - и военные от него отвернуться - решив что он предатель, а гражданские кланы решат что он их дурил всю дорогу и чего доброго начнут таки гражданскую войну, не случайно в итоге он кончает с собой "поскольку живым приносит больше вреда чем мертвым".
  • Гордая и мудрая раса — шедайин. Бессмертная (или очень долгоживущая — возраст самых старых шеэдов сравним с возрастом человеческой цивилизации) гуманоидная раса, напоминающая эльфов.
  • Гордая и воинственная раса — таким видит себя дом Рива.
  • Горизонт отчаяния — Дик несколько раз опасно близок к нему.
  • Госбезопасность — синоби.
  • Деконструкция тропа «благородное оружие» — Элинор рассуждает о флорде — благородном, мол, оружии. И получает хлёсткую отповедь от Бет. А Моро безуспешно пытается сломать решимость Дика, в подробностях описывая, что бывает с человеком, которого ударят флордом — что у него при этом шлёпнется на пол, что вывалится, что хлестанёт, с какими звуками, и как человек при этом будет орать.
  • Дуэль — на дуэлях сражаются: Дик (поединки на флордах с Нуарэ и Шнайдером), Бет (кулачный поединок с Дейлой Сонг), Максим Ройе (поединок на флордах с Люсьеном Дормье, множественные дуэли на флордах за кадром)
  • Добродушный гигант — Пауль Ройе.
  • Драматическая смена причёски — Дик. Побывав в плену, женившись на Бет и пережив собственную казнь, Дик расстается с «синдэнской»(монашеской) прической и бреется наголо.
  • Духовность — это хорошо и Католичество — это круто — главный месседж книги.
  • Жестокое милосердие — Моро во время предпоследней встречи явно добивается от Дика, чтобы он его убил, но тот оставляет его в живых, считая, что жизнь будет мучительней смерти.
  • Живой корабль — «Сабатон». Утверждает, что у него не полноценный искусственный интеллект, а минус вторая степень. Но кто ж ему повертит.
  • Зарубка на приклад — после каждого убийства Ричард Суна делает надрез на своей левой руке. Чтобы помнить.
  • Звёздные короли — в Империи и Вавилоне занимает привилегированное положение феодальная аристократия.
  • Зло в промышленных масштабах — галактическая работорговля и производство генномодифицированных рабов.
  • Злодейское глумление — Моро это умеет. И такое тоже умет, причем нередко в воспитательных целях. Часто подключает к процессу психологию.
  • Золотая шевелюра зла — субверсия. С точки зрения Дика, Шнайдеры поначалу безусловное зло, но чем дальше он вникает в ситуацию, тем больше понимает, что это скорее люди, загнанные в угол.
  • Золотые волосы, золотое сердце — субверсия: поначалу у Бет волосы красные вследствие феномодификации, и это больше похоже на троп огненная шевелюра — огненный характер. Да и до золотого сердца она прокачивается не сразу. Но все-таки.
  • ИИ тоже люди — Сабатон, сантор корабля Шмуэля Даллета, Моро и Дика Суны. Его, похоже, действительно волнует вопрос, считает ли последний хозяин его другом.
  • Император — Солнце Керет бин Аттар аль-Адевайль, император Вавилона, потомок генетически сконструированных «идеальных правителей».
    • Император христианской Империи, Брендан II Риордан (лично в книге не появляется, но часто упоминается).
  • Искусственный глаз — В мире «Сердца меча» существует протезирование глаз. В частности, оба глаза искусственные у Вальдемара Аникста, инжинера двигательных систем с «Паломника», и у прорицателя из Храма всех ушедших.
  • Киборг — у Моро в голове находится чип эйдетической памяти, позволяющий запомнить много разных вещей, включая галактическую карту и базу даных корабельного компьютера. Моро видит в темноте и подключается к компьютерам наложением рук. Он же крутой киборг.
  • Клонирование в мире «Сердца меча» широко практикуется в Вавилоне — в первую очередь для изготовления рабов в промышленных масштабах. Некоторые государства даже клепают себе целые армии. В Империи промышленного клонирования нет, поскольку в нем нет смысла: клон юридически считается либо братом/сестрой, либо ребенком заказчика. Можно клонировать своего наследника, если по каким-то причинам не хочешь привлекать к делу второго родителя, но тогда на тебя будут смотреть как на чудака.
    • В мирах Вавилона также практикуется перезапись памяти больного или умирающего человека в мозг клона. Впрочем, идут на это не все, потому что существует достаточно большой риск сойти с ума.
  • Козёл с золотым сердцем — Максим Ройе. Сердце 96-й пробы и такой же пробы козлизм.
  • Космический загар vs космическая бледность — для космоходов характерна бледность. В доме Рива загар — «маска планетника» — основание относиться к человеку с презрением.
  • Крутой гей — бисексуал Моро.
    • Покойный тайсёгун Экхарт Бон (тоже бисексуален).
  • Крутой курильщик — Дик, Моро, Габо, Аэша Ли. Первый пилот высшего класса, великолепный для своего возраста мечник, хороший тактик, миссионер и вообще принёс Рива мир с Империей. Второй пилот высшего класса, эрудит, крутой киборг и синоби. Третий сумел за трое суток сбежать от морлоков, подстреленный, выжил, занял высокий пост в банде, а так он вообще-то культурный антрополог. Четвёртая — глава синоби, и во многом рулила всем этим бардаком.
  • Крутой фехтовальщик — Дик обучался фехтованию у шеэда, существа, превосходящего людей по многим параметрам, поэтому в бою с обычными людьми практически сразу демонстрирует очень высокий уровень фехтования.
    • Фехтовальщики на том же уровне мастерства и выше: Рихард Шнайдер, Максим Ройе.
  • Ксерокс-армия — боевые морлоки.
  • Левиафан — левиафанами (или антизверями) называют блуждающие скопления антиматерии, на которые охотятся как на источник энергии.
  • Магический реализм — во вселенной книги есть божественные чудеса, один из персонажей идёт к медиуму, чтобы поговорить с умершим товарищем (хотя и не уверен потом, что мероприятие не было мошенничеством), а, согласно слову божьему, единственный искусственный интеллект в истории был одержим демоном из ада.
  • Манипуляция воспоминаниями — у главного героя заблокированы воспоминания раннего детства, когда он выжил после жестокой массовой зачистки, а потом его кормил и какое-то время воспитывал спятивший людоед.
    • Генномодифицированным рабам после перепродажи нередко зачищают память.
  • Маньчжурский агент — морлоки высокого класса имеют возможность перейти в режим полного подчинения по ключевым словам. Например, Талита Куми в повести «Над рікою правди».
  • Ментор — Майлз Кристи — представитель древней нестареющей расы шедайин, изобретатель флорда и историческая личность. Учит Дика Суну владеть мечом, периодически пытается давать советы и подсовывает правильные книжки. Однако ему не удается избежать профессионального риска ментора. Майлз погибает со всей командой корабля в начале романа, но позже является ученику во сне.
  • Мессианский архетип — Дик.
  • Мечник со звездолёта — В мире «Сердца меча» наряду со стрелковым оружием используются флорды (от английских слов flog и sword) и своги (от тех же английских слов). Первые — боевые и металлические, вторые — тренировочные и пластиковые. Это самые обычное клинковое оружие, никаких энергопетель, но под действием наномодуляторов они могут удлиняться до четырёх метров — серьёзное преимущество в абордажном бою в тесных коридорах, что прямо подсвечено в книге. Но дело, естественно, не только в возможности «при замахе иметь длину клинка в полметра, а при ударе — в два». Дело ещё и в крайне широком распространении силовых полей, которые ни из плазменника, ни из игольника, ни из чего-то другого не пробить. А вот «прорезать» — вполне, причём с этой задачей и обычный нож справится.
  • Мистер Экспозиция — Рэй Порше рассказывает героям о жизни на Картаго.
  • Много имён — Морихэй Лесан на заданиях. Все имена сокращаются до «Моро», с одним исключением.
    • Дик в «Мятежном доме».
  • Национальный исход — Империя началась с одного ирландца, и планеты обычно принадлежат какой-то нации.
  • Не в ладах с классикой — Бет на подготовке к похоронам матери сообщает Шнайдеру, что будет петь арию Амнерис. Партия Амнерис — для меццо-сопрано, но это ещё можно списать на феноменальный диапазон голоса Бет. Вот только арии Амнерис в опере «Аида» не существует — сплошь дуэты и хоровые номера, а небольшие сольные отрывки из четвертого акта не подходят к похоронной церемонии от слова «совсем». То ли Бет потроллила Шнайдера, несведущего в классической музыке (хотя при сестре-певице он должен был хоть немного в этом разбираться), то ли автору было недосуг заглянуть в либретто.
  • «Не любит прикосновений» — после плена у Моро Дик не выносит мужских прикосновений. В зависимости от того, насколько он измучен и зол, реакция может колебаться от простого неудовольствия до холодной ярости.
  • «Не умеет смеяться" — драматический вариант: пережив зачистку, Дик не умеет смеяться. Научился заново в пятнадцать лет, и получается у него так, что окружающие думают, что у мальчика какой-то приступ.
  • Неуместный инвалид — субверсия. На первый взгляд Вальдер и Северин выглядят именно что неуместными инвалидами — в мире, где можно заказать биотические глаза и вырастить клонированные яички, бортмех «Паломника» ходит с электронными глазами и страшно комплексует по поводу своего бесплодия, а Северин предпочитает ходить на протезах, хотя мог бы клонировать ноги, его религия это не запрещает. Но обоснование вполне чёткое: Вальдер подключает к искусственным глазам интерфейс управления двигателем и способен отслеживатьпоказатели в любой точке корабля. Ну а Северин не упустит шанса показать обожаемой матушке, клану, Дому и всему Вавилону, где он видел их ожидания. Он совершенно недвусмысленно разделяет многие взгляды Империи, и только то что, «тогда мне казалось правильным держаться наших клятв» не дало ему в плену принять крест.
  • Обратный допрос — Шнайдер допрашивает Дика, пытаясь выяснить планы восставших морлоков, но в итоге Дик узнает от него больше информации о друзьях, чем Шнайдер от него.
    • Злодейский вариант. Дик идёт к Моро выяснять, где же именно находится «Паломник» — и по заданным вопросам Моро понимает, что у юного капитана в обрез времени. А значит, у Джека заканчиваются лекарства, и теперь Моро может шантажировать команду и этим тоже.
  • Огненная шевелюра — огненный характер — Максим Ройе. Кличку «Детонатор» просто так не дадут.
  • Особая примета — генномодифицированным рабам вживляют в кожу на лбу эстетичный кристаллик, который содержит код, данные раба, сведения о перепродажах и прочую полезную информацию.
  • Осторожно, доброта! — Ричард Суна. Прямо озвучено Аэшей Ли: «Страшнее всего убивают люди, которые терпеть не могут убивать, потому что они не хотят делать работу дважды».
  • Офигенные герои — Рэй выходит на арену для участия в смертельном поединке, чтобы спасти Дика.
    • В конце второго тома Дик становится офигенным героем для Рэя и взбунтовавшихся морлоков.
  • Передача души  — субверсия: клону искусственно передается содержимое разума другого человека, при этом клон, тем не менее, становится всё же другой личностью.
    • Только с точки зрения христианской антропологии, принятой в Империи. В Вавилоне другой критерий: чья память, того и личность.
  • Пережить самопожертвование — Дик выбирает самопожертвование дважды: в первый раз, когда отказывается от помилования, чтобы показать Рива, как плохо то, что они творят с гемами, второй — когда отправляется на «Сабатоне» к восставшему отряду морлоков и возглавляет заранее обреченный мятеж. Оба раза ему удается выжить.
  • Пережил свою казнь — Дик Суна.
  • Перекличка — много перекличек с текстами песен и стихами. Бет поёт арию из «Призрака Оперы», вспоминает «Ивана Человекова» «Наутилус Помпилиуса», а неофициальный гимн Рива — We are the Champions. Дик читает про себя стихи Алана Кристиана. И не только это.
  • Персонаж-призрак — Райан Маэда, Экхарт Бон.
  • пишит с ашипками — Дик пишет на гэльском со страшными ошибками.
  • Планета-пустыня — Картаго летом, когда проходит между солнцами. Долгой зимой впадает в другую крайность.
  • Подземный город — Пещеры Диса.
  • Подростковая любовь — Дик и Бет. Первая любовь для обоих.
  • По праву создателя — вавилоняне ведут себя как создатели-скептики по отношению к рабам-гемам. В их обществе существуют целые лженауки для оправдания жестокости к ним и объяснения того, почему они не имеют личности. Христианский Новый Рим решением церкви осуждает такое отношение к ним (согласно философии автора, это следует из христианского догматизма и вавилонского адогматизма соответственно, впрочем, абсолютно непонятно, почему христиане всегда толкуют свои догмы правильно и человечно, а не в духе реальных колониальных плантаторов). Справедливости ради, в самом Вавилоне тоже есть аболиционисты, хоть и немногочисленные: всё-таки рабы — это очень удобно
  • Порка — основой затянутой казни главного героя является публичная порка.
  • Последняя затяжка — Моро перед смертью просит у Дика закурить.
  • Пристанище «Вражье логово» — инверсия. Герой приземлился на враждебной планете и первое же обитаемое жилище, к которому он вышел и вывел своих товарищей, оказалось… домом отставного полководца, который когда-то уничтожил его родной город вместе с большей частью жителей. Однако вероятный враг оказывается внезапным союзником: страдающий от угрызений совести полководец соглашается помочь героям и пытается защитить их от преследователей.
  • Проблема крыльев и хвоста — существует для морлоков класса «геркулес».
  • «Проверка на вшивость» — персонаж состоит в банде шпаны, а хочет вступить в настоящую, взрослую банду. Причём не в какую-то, а в конкретную и именованную. Там ему назначают испытание: принести талисман, который носит на шее его же товарищ по бандочке шпаны. Фишка большой банды в том, что там всячески культивируется дух преданности коллективу, буквально «один за всех и все за одного» — и тот, кто согласится повернуться против своего товарища ради более крутой шайки, там даром не нужен.
  • Промывание мозгов — из-за того, что пилот, способный отправить корабль в межпространственный прыжок, на Картаго большая ценность, пленных имперских пилотов часто подвергают «конвертации»: психологическими пытками ломают психику так, чтобы пилот, лишившись смысла жизни, нашёл новый в служении Вавилону. Моро - бывший имперский пилот из «Синдэна». После психологической обработки стал не просто пилотом на службе Дома Рива, но и шпионом-синоби.
  • Психическое кровотечение — у Моро после второй битвы с Диком в межпространстве.
  • ПТСР — Дик из него практически не вылезает. Достается и другим персонажам.
    • Эктор Нейгал впал в мизантропию и алкоголизм из-за того, что командовал уничтожением города Минато и не мог ничего изменить: даже если бы он прямо отказался выполнять преступный приказ — его бы просто заменил другой офицер.
    • Северин Огата вернулся с войны покалеченным, а дома его ждал конфликт с матерью, который усугубил ПТСР.
  • Путь героя — по всем пунктам, по каждой точке с запятой. Слово Божие гласит, что основным побудительным мотивом для написания романа была досада на то, как Жюль Верн слил мономиф в «Пятнадцатилетнем капитане».
  • Рабство — футуристическая галактическая работорговля и производство генномодифицированных рабов.
  • Разговаривает с мертвымиДику во сне являются мертвые члены экипажа «Паломника» и мёртвый Нейгал, которые каждый раз дают полезные советы. Также из лабиринта пещер его выводит Садако Такэда, основательница Синдэна.
  • Раздвоение личности — Дик и его темное alter ego «внутренний синоби» (он же «внутренняя сволочь»), который чаще всего проявляется как голос в голове.
  • Раса слуг — гемы.
  • Революционер поневоле — вольно же было Морихэю Лесану притащить на Картаго не только Бет, за которой его посылали, но и всех остальных, за кем его не посылали.
  • Русским всегда достаётся — бортмех Вальдемар Аникст попал под удар СВЧ-пушки и на всю жизнь остался калекой.
  • Секс животворящий — Дик и Бет в больнице после поединка со Шнайдером.
  • Сирота — Дик потерял родителей во время зачистки на Сунагиси. Много ребят из подростковых банд Муравейника потеряли одного или обоих родителей.
    • Бет долгое время считала себя сиротой, а ее биологический отец умер до ее рождения.
      • в некотором роде гемы, которых могут в любой момент разлучить с родителями, тоже сироты.
  • Символическое имя — Дик Суна получил свое имя от своих спасителей. Имя, данное родителями, Йонои Райан, он сам часто сокращает до «Ран» — «мятеж».
    • Так же в сюжете большую роль играет наречение имен бесправным рабам и их идентификация с новыми именами: Майлз — «воин», Гедеон — «вождь, который восстал и победил» и пр.
  • Соломенный оппонент был прав — то, что Моро говорит об иезуитах в Парагвае — чистая правда.
    • «А есть какая-нибудь песня о том, как Иерусалим все-таки взяли? Столь же трогательная? Как они резали всех, кто попадался под руку, не разбирая ни христианина, ни еврея, ни сарацина? Видимо, потому что слезы мешали смотреть».
  • Спрятаться за языковым барьером — Дик иногда перходит на свой родной язык (японский), чтобы рассказать о плачевном положении дел одним людям, не пугая других, или высказать вслух мысли и чувства, когда уже нет сил держать их в себе.
  • Спецсредства — разнообразны. «Стрекала» (судя по описанию, электрошоковые дубинки), обычные дубинки, «импульсник» (ручное оружие, стреляющее гравизарядами), импульсные гранаты (принцип тот же), СВЧ-шокеры и мобильные СВЧ-установки для разгона толпы (вполне реальны, надо сказать), усыпляющий газ, «василиски» (своего рода шумовые гранаты, только работающие в инфразвуковом диапазоне). Всё реалистично — тот же импульсник должен просто сбивать жертву с ног, но Нейгал озвучивает, что в упор из него развалит голову, а СВЧ-шокеры считаются безопасным оружием… если не «пережарить» жертву.
  • Сторожевой не пёс — кос Динго. Генномодифицированный зверь-телохранитель, помесь дога и пантеры.
    • Косы могут использоваться и для охраны важных объектов.
  • Тирьямпампация — Космические корабли перемещаются в дискретных зонах силой мысли пилота. Пилот находит нужный маршрут в «межпространстве» при помощи «пилотского Дара», абсолютного пространственного чутья, и при этом испытывает яркие галлюцинации (у каждого пилота они уникальны).
  • Трансгуманизм — для злодеев — генетическую модификацию используют только вавилоняне, главным образом для того, чтобы выращивать себе легко управляемых рабов. Загрузка сознания может проводиться только в тело другого человека с подавлением предыдущей личности, а искусственный интеллект вообще см. выше.
  • Ужас у холодильника — Книга завершается на позитивной ноте. Подписан мир, идет обмен пленными, Дик может летать. Ну, собственно на Картаго и летит. Что же он говорит в завершение? Ничего особенного, просто дословно повторяет фразу Моро, вернувшегося на Картаго. Вроде и ничего такого, но почему никак не отделаться от ощущения, что «мальчишка, похоже, изувечен Лесаном навсегда и непоправимо…»
    • ощущение подкрепляеся тем, что, получив "красную карту", Дик на какое-то время фактически занимает место Моро.
  • Укипаловка — напиток швайнехунд, который гонят пленные имперцы на Острове прокаженных.
  • Упасть в воду — Дик несколько раз так спасается от преследования. И вообще «вода щадит его».
  • Характерный тик — Дик кусает губы до крови.
  • Христианство — это католичество — В фокусе повествования герои-католики. Христианская церковь в мире «Сердца меча» объединилась после ряда событий, воспринятых как приближение последних дней, однако некоторые ветви и течения христианства придерживаются своих традиций.
  • Чужое небо — в картагосском небе два солнца, которые зимой появляются на небе вместе, а летом — посменно. Когда ночь все-таки наступает, на небе видны яркие звезды, а Ядро Галактики в некоторых широтах видно на небе даже днем.
  • Шлюха с золотым сердцем — Баккарин и Шана.
  • Шрамы навсегда — Дик в финале «Сердца меча» и тем более в финале «Мятежного дома». Функция Проппа «героя метят» реализована на 100 %.
    • При этом только ленивый не сообщил Дику, что шрамы не являются доказательством личности.
    • А вот шрамы Рэя как раз позволяют доказать, что это тот самый морлок, который был взят в плен при Андраде.
    • Инверсия: в мире «Сердца меча» некоторые виды шрамов(не все) можно свести, но это не путь главного героя.
  • Экзоскелет — кидо. В нем же используется и силовая броня. В доспехах типа «берсерк» силовая броня преобладает.
  • Энергоклинок — флорд. В неактивированном состоянии — рукоять меча. При активации из рукояти появляется стальное лезвие, модулируемое силовыми полями. Длина и гибкость клинка может меняться по желанию владельца по ходу боя — от короткого кинжала до длинной режущей ленты в 2-3 метра.
  • Я просто исполнял приказ — именно так оправдывается Эктор Нейгал перед Диком:
« — Ямэ! — крикнул мальчик. — Я не хочу спрашивать об этом Бога, я хочу вас спросить, пока я жив: какого черта вы не остановились!?

— Послушай… Я всегда делал только то, что должен был делать. Как сейчас. Тогда у меня получилось скверно. Теперь… — Эктор развел руками. — Я многого тебе не смогу объяснить: времени нет. Я причинил тебе боль, я об этом жалею и постараюсь сделать для тебя все, что смогу. Вот и все, что я хотел сказать.

»
— "Сердце меча"

Примечания[править]

  1. Автор концепции Александр Немировский. Роман он читал, но как полемику не оценил. Там же в коментах слово божие о том, что полемики не предполагалось, просто автору подвернулась удобная идеология для антагонистов.
  2. Весьма неудачный: дело в том, что переводчик на тот момент украинского практически не знал
  3. Точнее, приверженцами «сверхценничестских идеологий», то есть учений, в которых нечто объявляется ценностью, которая не может сравниваться ни с чем другим и носит абсолютный характер. Для действительно верующих христиан такой ценностью является Бог и христианское учение (хотя и возможны споры о том, в чём конкретно оно состоит). Слово божие от автора гласит, что на Земле к тому моменту из таких идеологий осталось лишь христианство в разных формах; ислам был уничтожен в ходе Третьей мировой, приверженцы иудаизма давно уже основали колонию Хеврон, где благополучно и проживали, а буддизм и прочие неавраамические религии сверхценностей не включают
  4. В частности, существует традиция назначать инквизиторами (по сути, следователями по особо важным делам) монахов из нищенствующих орденов (так гарантируется их неподкупность и непредвзятость). Кроме того, существует «Синдэн» («Ками-но хицуги-но синдэнгун» — «Воинство Гроба Господня») — духовно-рыцарский орден, по сути — воинствующие монахи.