Мы переросли эти глупые суеверия

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Outgrown Such Silly Superstitions. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Одним из способов показать продвинутость общества в научной или иной фантастике — отказ от религии, что его члены переросли эти глупые суеверия. Общество может считать религию отсталой и примитивной или же опасным инструментом по контролю населения. Очень часто показывается контраст между таким обществом и более примитивным и всё ещё религиозным, причём оно зачастую представляет собой почти не прикрытую аллюзию на реальный народ.

Трудно описать это действительно непредвзято, так как практически все углубляются в свою собственную трактовку. Возникновению этого тропа как такового мы обязаны фантастам Золотого Века, эмпиристам и светским гуманистам. Обычная вариация изображает собой контакт более развитого общества с примитивным, которое указывается на их ошибки и что «Дед Мороз никогда не приносил подарки». Хотя самые первые попытки относятся ещё к критике религии как таковой в работах авторов Просвещения.

С тех пор научная фантастика стала больше соответствовать общественному мнению, а позиция категорического атеизма всё реже встречается. Сейчас даже может встретиться общество, которое поклоняется развитым технологиям или достаточно развитым пришельцам. А деконструкция, когда персонаж-материалист, считающий именно так, внезапно сталкивается с настоящей мистикой, уже успела стать заезженным штампом, по крайней мере, в жанре хоррор.

Троп может пересекаться с Атеизм — это круто!. Противотроп — Звёздные священники и космические церкви.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Станислав Лем, «Звездные дневники Ийона Тихого» — в 22-м путешествии он сталкивается с католическим священником отцом Лацимоном, который горестно рассказывает ему на тяготы ношения креста миссионера среди инопланетян. Самыми страшными врагами, впрочем, являются не жукоглазые пришельцы с особой моралью, а вполне нормальные высокотехнологичные цивилизации, которые попросту переросли восхищение религией и наглядным примером превращают всех миссионеров в атеистов.
«

…Была здесь одна молодая монахиня-кармелитка, одухотворенное дитя, посвятившая себя одному только Богу; она все время постилась, умерщвляла плоть, имела стигматы и видения, беседовала со святыми, а особенно возлюбила святую Меланию и усердно ей подражала; мало того, время от времени ей являлся сам архангел Гавриил… Однажды она отправилась туда. — Отец Лацимон указал на правую часть карты. — Я отпустил ее со спокойным сердцем, ибо она была нищая духом, а таким обещано Царствие Божие; но лишь только человек начинает задумываться, как, да что, да почему, тотчас разверзается перед ним бездна ереси. Я был уверен, что доводы их мудрости перед нею бессильны. Но едва она туда прибыла, как после первого же публичного явления ей святых, сопряженного с приступом религиозного экстаза, ее признали невротичкой, или как там это у них называется, и лечили купаниями, работами по саду, давали какие-то игрушки, какие-то куклы… Через четыре месяца она вернулась, но в каком состоянии! Отец Лацимон содрогнулся. — Что с ней случилось? — с жалостью спросил я. — Ее перестали посещать видения, она поступила на курсы ракетных пилотов и полетела с исследовательской экспедицией к ядру Галактики, бедное дитя!

»

Впрочем, цивилизации, готовые принять католичество, понимают все не так. А это имеет определенные последствия…

  • Братья Стругацкие — земляне Мира Полудня. Единичное исключение только подчёркивает правило — в книге «Волны гасят ветер» упоминался отказ от фукамизации (вообще очень редкое явление) по религиозным причинам.
    • В инопланетных обществах эта тема либо (почти) не затрагивается, либо, как в «Трудно быть богом», церковь служит источником наибольшего социального зла.
  • Азимов, «Основание» — многие главные герои были атеистами. Правда, в итоге Хари Селдон приобретает практически религиозное значение в мире с верой практически в полную непогрешимость его предсказаний, хотя это ближе не к религии, а скорее к культу личности.
  • Кларк, «Свет других дней» — используется устройство, способное показать прошлое. В результате выяснилось, что Моисея не существовало — его образ был создан на основе нескольких личностей, а вот Иисус действительно жил, но был просто хорошим человеком, а не чудотворцем и тем более не богом.
  • Мария Семёнова, «Волкодав» — аверсия: Тилорн явно принадлежит к высокотехнологичной цивилизации, но помнит старинный земной способ борьбы с нежитью: колом её осиновым, да к земле! И действует!
    • Еще он знает, что если человек не верит в то, что нежить придет за ним, то она и не придет (спрашивает Волкодава, придут — нет. Почему, потому, что это было убийство в бою? Твоя вера отличает это от убийства? — Нет, потому, что будет гроза). Значит, изучал вопрос. И как бороться — тоже. А вообще первые главы первой книги полны странностей в первой части, автор так до конца еще не решила, есть ли в мире магия (Волкодав разрушает замок Людоеда заговоренными щепками, в дальнейшем магия упоминается только именно что как суеверия), и кто такой Тилорн.
  • С. Лукьяненко:
    • «Чистовик» — жители Земли-16, родного мира функционалов, пережившего ядерную войну, никому не поклоняются. «Здесь, похоже, случилось что-то подобное. А ещё туго пришлось существующим религиям. Не вписалось случившееся в их картину мира. Утратили веру прихожане, бросили свои храмы пастыри». (Размышления главного героя)
    • «Спектр» — раса аранков:
«

«— Нет, Мартин, что вы… — сказал Лергасси-кан. — Ничуть не обидели. Вам, наверное, кажется, что наша раса ущербна? Что мы лишены чего-то очень важного и интригующего? Мартин пристыженно кивнул. — А нам кажется… — начал Лергасси-кан, обернулся к сыну, велел: — Заткни уши и не подслушивай! Мальчик послушно закрыл уши, и Лергасси-кан продолжил: — А нам кажется, что калечны именно вы. Что у вас есть что-то лишнее и постыдное, словно член, выросший на лбу. — И вам даже не интересно, каково это — жить с елдой на лбу? — немного разозлившись, спросил Мартин. — Думаю, что очень некомфортно, — с улыбкой ответил Лергасси-кан.

»
  • Метавселенная Рудазова — ехидная[1] инверсия. Обезьяны-волкоглавы с планеты Килима считались животными, пока Троост не попал к ним в плен и не открыл наличие у них, таки да, религии, наличие каковой в гипергуманистическом обществе XXV в. считается критерием разумности. Да и в штат команды корабля-пионера непременно включается капеллан Объединённой Земной Церкви (нет, не той).
  • Гамильтон, Nights Dawn: одна из силы в Конфедерации — это атеисты эденисты. Более того, их философия и образ жизни привели к тому, что им удалось достичь практически самого близкого к раю, что только возможно.
  • Сергей Тармашев, «Обречённые»: ИИ инопланетян отмечает религию как один из наглядных признаков того, что люди — ещё не разумные существа, потому что в мире Тармашева религии землян в большинстве своём ложны, а истиной являются воззрения неоязычников.

Кино[править]

  • «Дракула 3000» — на дворе 3000-ый год, эпоха победившего атеизма, и даже страху вампиров перед распятьями нашлось научное объяснение. Оказывается, у кровососов неизлечимая фобия, проявляющаяся почти на уровне аллергии, к любым перпендикулярным прямым и образуемым ими фигурам.

Телесериалы[править]

  • Star Trek — практически король этого тропа с изображением ещё человечества как общества победившего коммунизма. Особенно на этом поприще отличился Жан-Люк Пикар, в третьем сезоне, где местные пришельцы приняли учёных Федерации за богов, а он резко опровергает это, объясняя истинное положение дел, да ещё и называет религиозную эру человечества «тёмными веками суеверий и невежества». Но при этом другие виды ещё сохраняют свои обряды, и из уважения к их культурам даже на Энтерпрайзе была часовня, где один раз даже проводилось бракосочетание.
    • В «Дискавери», капитану Пайку приходится объяснять двум другим персонажам основы основных земных религий прошлого.
  • «Вавилон-5» — в своём роде полная аверсия этого тропа, в пику Стар Треку, где показывает, что не только люди, но и другие виды имеют свою веру (к слову, создатель сериала Дж. Майкл Стражински — убеждённый атеист. Никакого противоречия, ибо никому в сериале религия ничего хорошего не приносила. Не надо считать, что атеист это черт, которого коробит от ладана и любой религиозной темы). Более того, один из эпизодов даже посвящён именно знакомству с разными религиями, а заканчивается представлением разных представителей верований человечества — от различных течений христианства до шамана народа сиу. При этом все, кроме людей, реально верующие, зачастую до степени «на всю голову». Например, Маркабы, которые вымерли от эпидемии, потому, что скрывали, считая божьей карой.
  • Орвилл — согласно адмиралу Озаве, почти все расы переходят на сабж, когда выходят в космос. Большим исключением являются криллы, которые веруют в то, что их бог Авис (в одном из переводов — Нетфликс) наделил лишь их расу душой. Все остальные — не более, чем звери, а значит вся Галактика по-праву принадлежит криллам. Ещё одна серия посвящена тому, что старпом ненароком создала религию на примитивной планете, которая периодически совершает скачки в будущее. Между скачками экипаж видит как пагубно религия сказывается на этой цивилизации (инквизиции, гонения, религиозные войны, терроризм). И лишь когда эта раса выходит в космос, то добровольно уходят от религии.

Комиксы[править]

  • «Астерикс и пикты» — подобные понты пытается метать злодей Мак-Авей. Причём он делает это — в 1-м веке до н. э. — в выражениях, характерных скорее для века двадцатого по рождеству Христову. Этим подсвечивается самоупоённость Макавея и его стремление выглядеть крутым и продвинутым, «не более отсталым, чем римляне», которым он подчинился.

Аниме и манга[править]

  • «Легенда о героях Галактики» — деконструкция. Упоминается, что религиозность у людей практически пропала после бывшей в истории ядерной войны с колоссальными потерями. Единственная встречающаяся конфессия — церковь фанатиков-терраистов, из-за которых как раз и творится как минимум половина всего бардака в Галактике. Жители Рейха периодически упоминают понятия из скандинавской мифологии — Валгаллу, валькирий, Одина и пр., но про наличие официальной религии ничего не сказано.

Видеоигры[править]

  • Mass Effect — в определённой степени. Как показывает Уильямс, всё ещё остаются верующие, но в целом уровень религиозности намного ниже, чем в наше время. А ещё протеане тоже соответствовали этому тропу, так что Явик не устаёт насмехаться над остальными видами из-за их культуры, хотя и признаёт — они пересмотрели несуществование божеств после появления Жнецов. А вот все остальные виды имеют свои религии, хотя у кого-то (ханары и асари) они основаны на вполне реальных существах.
    • Занятна религиозной Гета, который, вообще-то, совокупность искусственных интеллектов. Часть Гета пошла за Жнецами, потому, что поверили в то, что Жнецы — боги-машины, которые даруют им супер-сервер (Жнеца), на котором они обретут разумность (разумность Гета зависит от количества программ на одном носителе и, тем самым, от его вычислительной мощности, позволяющий выполнять только ограниченное число программ). Большая часть Гета решила, что сервер они построят и сами, а Жнецы не боги, а просто результат более длительного научно-технического прогресса.
  • Stellaris — материалисты как таковые. И там же Великий Хан, если он появился в религиозном обществе. Он говорит именно о том, что пора перерасти глупые суеверия и его держава будет свободна от обязательного поклонения и фанатизма.
  • Sid Meier's Alpha Centauri — встречается несколько раз. Ангелы данных и Миротворцы считают религию пережитком человеческого варварства, хотя им ничего не мешает взять «фундаментализм»… Ну и разумеется — Университет, с его лидером Захаровым полностью соответствуют этому тропу. А заодно и Улей, но там уже попытка заменить веру на атеистическое полицейское тоталитарное государство с культом личности правителя.
    • С фитильком — в четвёртой части под сабж подпадает принятие парадигмы «Свобода совести», когда отменяется институт государственной религии, и на 10 % возрастает наука как таковая.
  • StarCraft — после объединения Земли правительство приняло все возможные попытки для насаждения атеизма, запрету религии, а так же убийству или изгнанию все верующих. В результате чего терране совершенно религиозны, а среди бывших заключённых существует множество различных верований и культов.
  • Cyberpunk 2077 — аверсия: религия всё ещё играет очень важную роль в жизни людей, и отношение к киборгизации у разных конфессий такое же разное: христианство относится к ней достаточно спокойно (за исключением мормонов, которые терпят её применение только в самых крайних случаях, когда речь идёт о жизни или смерти); ислам всячески осуждает излишнюю киборгизацию, но не против её использования исключительно в медицинских целях; иудаизм требует согласования «кошерности» установки каждого кибермода с раввином; буддизм полностью запрещает любое «хромирование».

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — ну, в этом мире доминирует религиозный фанатизм, поклонение остаткам технологий и воинствующие церкви, но даже так остаётся несколько напоминаний об этом тропе.
    • Тау поклоняются Эфирным, но это больше о поклонении лидерам, без религиозной веры и с отрицанием сверхъестественного — они даже не признают обитателей Варпа демонами. Как для вида, почти не имеющего контактов с Имматериумом, им вполне логично относиться к ним, как к ещё одному враждебному виду. И более того, они на фоне общего безумия — наиболее разумная и прогрессивная сила.
    • Бог-Император попытался реализовать это. Более того, он ссылался именно на это, когда разрушал последнюю церковь на Земле… Эпичный фейл — теперь поклоняются уже ему самому. Хотя есть мнение, что он сам метил в Боги Хаоса, и что уничтожение старых культов c заключением в Золотой Трон были частью его плана по становлению собственного культа, который объединил бы всех имперцев и, в конечном счёте, привел бы к образованию в Варпе дружественного человечеству бога.
    • Старше всех — некронтир. Сначала забили на своих богов, когда поняли, что профита от них никакого, ибо тоже нечувствительны к Варпу, как Тау. Потом открыли К’танов — и в итоге тоже попёрли с этих позиций… если вообще на них возводили, ведь образы старого пантеона могли им дать ради пафоса и устрашения врагов, не мудрствуя лукаво[2].

Реальная жизнь[править]

  • Безусловно, первая масштабная попытка была связана с Великой Французской революцией. Так как католическая церковь была крайне коррумпированной, да ещё и крупнейшим землевладельцем во Франции, ничего удивительного, что столкновения между ней и революционерами были неизбежны. С логичными следствиями вроде грабежа монастырей, убийства священников и появлением Культа Разума. Закончилось с Наполеоном и возвращением церкви.
    • Не совсем. Ближе к концу революции Робеспьер, поняв, что народ атеизм не хавает, устроил праздник т. н. «Верховного существа». Это было попыткой разработать учение, по натуре близкое к деизму, но это закончилось примерно вместе с казнью Робеспьера.
  • И последователи — коммунистические движения, особенно в Советском Союзе. Результаты были впечатляющими, но точно так же закончились возвращением к государственной поддержке веры. С той разницей, что за 70 лет официального атеизма традиция воцерковленности прервалась, и интеллигенты принялись каргокультить православных деревенских бабушек и «Домострой» заодно.
    • В современной России 80 % называют себя православными, но фактически только 4 % соблюдают посты и регулярно ходят в храмы.[3]. Остальных правильно было бы квалифицировать как «spiritual, not religious» — человек, который верит в высшую силу (или даже не «верит», а логически убеждён в её существовании), но не более того (то есть никакое поклонение не практикует, и уж подавно не готов вручать церкви некие материальные ценности). Педаль в пол: из назвавшихся в опросах православными только 2/3 заявили, что верят в бога — то есть существуют православные атеисты!
      • Да просто для многих людей в бытовом понимании православие — это не религиозная, а этническая идентичность (или культурная, а то даже каким-то чудом на свой лад политическая). Русский, болгарин, серб, грек — православный! В отличие от немца, француза, китайца, араба. А уж в кого там кто верит и кому поклоняется — дело десятое.
    • Если до революции вера была все же более искренней, хотя нередко больше привычкой, то сейчас зачастую религиозность высокопоставленных особ выглядит показухой. Тем более, что старшее поколение политиков и бизнесменов успело побыть столь же искренними коммунистами.
      • Не только высокопоставленных. Истино верующих мало, большая часть лишь верит в то, что верить — правильно[4].
  • Энвер Ходжа в Албании и Пол Пот в Кампучии пошли дальше всех, объявив религии как таковые тяжким уголовным преступлением. Священники были казнены или отправлены за решётку, а храмы (христианские и буддийские соответственно, а также мечети в обеих странах) были закрыты, даже детям запрещалось давать церковные имена. Предполагалось, что все эти меры приведут народы к небывалому расцвету искусств и науки, но на практике всегда всё сложнее.
  • В современной Европе преобладает не атеизм — отрицание религии, а irreligion — безразличие к религии. Некоторые из нерелигиозных людей вполне допускают, что может быть где-то там что-то и есть… но не считают это поводом ходить в церковь и слушаться священников. Педаль в пол продавила Чехия, где нерелигиозные люди составляют 75 %. Кстати, коммунизм тут не основной фактор: после распада Чехословакии религиозность скакнула было вверх на волне протеста, но снова снизилась уже в XXI веке.

Примечания[править]

  1. Этот автор себя лично верующим не считает, но твёрдо стоит на позиции «духовность — это хорошо».
  2. В одной из книг имеется поехавший некрон-к’танопоклонник, но в целом остатки Звёздных Богов служат некронам ручными монстрами, и относятся к ним соответствующе.
  3. Сколько из этих 4 процентов знают Никейский символ веры, то есть, краткое описание основных догматов православия в виде молитвы, то есть, знают, в кого и во что именно они верят — вопрос открытый
  4. https://www.lesswrong.com/posts/CqyJzDZWvGhhFJ7dY/belief-in-belief