Нечеловеческая психология

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« — Я хочу вас спросить, — продолжил фальшивый человек. — Простите за возможную неловкость, но я должен знать, правы ли наши учёные. У вашего вида действительно два раздельных процесса обработки информации — посредством дезоксирибонуклеиновой кислоты и электрохимической трансмиссии через синаптические шипики?

Эйкон моргнул. Уголком глаза он видел, как люди за столом обмениваются насторожёнными взглядами. Эйкон не догадывался, куда клонит инопланетянин, но учитывая, что тот понимал достаточно для постановки вопроса, пожалуй, лгать было небезопасно… — Я не вполне понимаю цель вопроса, — сказал Эйкон. — Наши гены сделаны из ДНК. Наш мозг сделан из нейронов, которые передают электрические и химические… Фальшивый человек уронил голову в ладони и разревелся как младенец. Эйкон рукой просигнализировал: «Помогите!» за рамкой обзора. Но Ксенопсихолог беспомощно пожала плечами. Было скверно. Фальшивый человек внезапно оторвал голову от ладоней. На его щеках изображались струйки слёз, но он перестал рыдать. — Ждать так долго, — произнёс он глубоко трагическим тоном. — Ждать так долго, и забраться так далеко, и увидеть лишь, что нигде среди звёзд нет и следа любви. — Любви? — переспросил Эйкон. — Вы имеете в виду заботу о другом? Желание защитить его, быть вместе с ним? Если перевод правильный, то «любовь» очень важна для нас. — Но! — вскричала в муке фигура — так громко, что Эйкон подскочил. — Но когда вы занимаетесь сексом, вы не непереводимо2! Ложь, ложь, одни слова, одна имитация… — Что такое «непереводимо2»? — спросил Эйкон, и когда фигура вновь зашлась безутешным плачем, пожалел, что спросил.

»
— Элиэзер Иудковский, «Тройной контакт»[1]
« – Вы, люди, почему-то всегда настаиваете, чтобы все остальные вели себя с вами по-человечески, – с философским спокойствием заметила Лунная Мгла. – Можно подумать, от вас кто-то требует, чтобы вы вели себя как гномы, или как тролли, или как дриады! Вас послушать – все-то должны под вас подстраиваться. »
— Антон Орлов, «Сильварийская кровь»

Представьте на секунду, что у вас есть орган, который отвечает за чувство магнитного поля. Или электрического. Или хотя бы вы просто видите в ультрафиолете. Представьте себе, что биологический вид, к которому вы принадлежите, имеет четыре пола, и да, все они необходимы для спаривания, в смысле, счетверения. И вы не рожаете детей, а откладываете яйца, из которых выходят паразитирующие на крупных копытных личинки первого бесполого поколения, разбрасывающие цисты, которые заражают рыб, в которых развиваются личинки второго бесполого поколения, которые отрождают зооспоры, из которых развиваются свободноживущие четырёхполые организмы (такие, как вы). И ещё вы меняете пол в зависимости от температуры и насыщенности воды кислородом (да, вы живёте под водой, но это на фоне всего прочего такая мелочь…). Представьте себе, что форма вашего тела непостоянна, потому что вы — гигантская амёба (вообще-то плазмодий, но для простоты пускай будет амёба), ваши органы передвижения и манипуляции с орудиями — псевдоподии, количество и форму которых вы можете регулировать по собственному желанию. И, чтобы уж достойно завершить картину, представьте, что ваша речь — это определённый набор феромонов, которые вы можете варьировать в очень широком диапазоне.

Представили? Теперь вы имеете кое-какое представление о том, что есть нечеловеческая психология. Эти существа разумны, но нам чрезвычайно трудно их понять, потому что они устроены абсолютно по-другому. Абсолютно другие ощущения и потребности, абсолютно другие социальные нормы (представляете, какой мозголомный этикет выработало бы общество для поддержания дистанции между четырьмя полами?). Эта разница может привести к фатальному взаимонепониманию. А может и открыть новые горизонты. Но скучно точно не будет.

Нечеловеческая психология характерна для твёрдой НФ о контактах и космооперы с уклоном в твёрдую НФ, очень редко для фэнтези (амёба не может символически изображать ничего, кроме Чу-чу, все доступные биологии — это люди, высшие позвоночные, некоторые членистоногие, а только на этом достоверно изобразить НП почти невозможно). Причина для НП — принципиально иная биология, гораздо реже — другое устройство общества (при схожих с человеческими биологических чертах) и другая психика сама по себе.

Проще всего вычеркнуть незримо присутствующие в поведении каждого из нас стайные инстинкты, родительский инстинкт или, наоборот, индивидуальность и любовь к родителям, то есть то, что мы про самих себя, человеков, давным-давно знаем. Намного сложнее — менее известные «мысленные догмы», скажем, нашу твёрдую уверенность в инкапсулированности собственного «я». Ещё сложнее — добавить влияние каких-то других инстинктов на психологию (равно как и каким-нибудь жукоглазым марсианам самим было бы очень сложно додуматься, что земляне держат дома мелких пушистых домашних животных как побочный эффект родительского, а то и стайного инстинкта, чтобы было о ком заботиться, а то и быть для кого-то высшим существом). Вы будете потрясены тем, насколько они глубоко «въелись» в нас и наскольно непредсказуемы и «неадекватны» с точки зрения человека реакции существа, не произошедшего от стайного животного и вдобавок яйцекладущего, то есть в дикой природе не знавшего ни друзей, ни своих родителей, ни детей, а если сейчас и заботящегося о потомстве — то чисто рассудочно, без инстинктов. А уж ход мыслей существа, способного «забэкапить» своё сознание, слить личность с себе подобным или раздвоиться, побывать в двух местах сразу и в конце снова слить личности, чтобы обменяться накопленным опытом, скорее всего, просто «разорвёт мозг». Поэтому глубоко прописать даже простые вещи очень, очень непросто.

Смежное явление — безумная тролльская логика.

Не оно[править]

Также есть множество вариантов того, что очень похоже на нечеловеческую психологию, но ей не является:

  • Абсолютно злые. Первый вариант того, что бывает, когда автор пытается изобразить НП, но фэйлит, зациклившись на нечеловечности самой по себе и постепенно переключившись с собственно нечеловечности на отвратительность и неестественность. Получаются существа, которым просто безумно нравится убивать и драться, например. Или существа, которые обладают холодным разумом, абсолютным эгоизмом и неумеренным властолюбием.
  • Серобуромалиновая мораль/готтентотская мораль/какая-нибудь версия сословной морали. Второй вариант возможного фэйла при написании НП. Некоторые варианты серобуромалиновой морали действительно имеют нечеловеческое происхождение, но это не значит, что любой идиотский абсурдный моральный кодекс — нечеловеческий. Гораздо больше вероятность, что при попытке создать таким образом НП получится психика очень даже человеческая, только с корявой, противоречивой, примитивной и варварской этикой.
  • Абсолютно чуждый разум — является не фэйлом при реализации этого тропа, а действительно им, но с вдавленной в пол педалью. Отличие в том, что с носителями НП достичь взаимопонимания очень сложно, но возможно. Хотя бы на таком уровне, чтобы говорить и понимать ответы друг друга. Можно в общем представить, почему носитель НП таким является и какие у нас с ним могут быть общие интересы. А вот с абсолютно чуждым разумом ничего этого сделать нельзя! Он чужд аб-со-лют-но. То есть, вообще совсем. Всё, о чём можно говорить при встрече с ним — то, что он, кажется, вроде действует целенаправленно. Одно слово: Солярис. Хотя в некоторых произведениях можно достичь нейтралитета и невмешательства в дела друг друга. Но это редкость, обычно происходит война.
  • Шизофрения или дурдом — нередко получается у МТА при попытке изобразить нечеловеческую психологию. В принципе можно использовать НЕКОТОРЫЕ элементы человеческих психических расстройств вместе с общей необычностью психологии (например две личности в одном теле), но без разбавления этого нечеловеческими чертами получается дурдом.

Примеры[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • «Эпос хищника» Леонида Каганова — рассказ, целиком посвященный теме статьи.
    • «Там, где нет ветра» его же — аналогично.
  • «Танцующая с Ауте». Автор — психолог по профессии, пытавшаяся смоделировать нечеловеческую психологию для дипломной работы, что переросло в это произведение.
    • У Парфёновой же — «Сестра моего брата» и «Город и Ветер», да и вообще почти всё её творчество об этом.
  • Макс Далин, трилогия «Лестница из терновника» — инопланетяне с другими формами полового цикла.
  • Одна из любимых тем у Юрия Нестеренко.
    • «Крылья»: психология аньйо на первый взгляд кажется очень похожей на человеческую, но лишь на первый взгляд.
    • «Рильме гфурку»: элианты — цивилизация асоциальных эстетов, в чьем языке нет даже понятий «хорошо» и «плохо», а есть лишь «изящно» и «неизящно»; в той же повести упоминаются и другие расы с нечеловеческой психологией.
    • «Шаблон»: инопланетяне умело используют человеческие стереотипы по отношению к детям, напрочь отсутствующие у них самих.
    • «Нетривиальное решение»: земные агрессоры сталкиваются с цивилизацией, у которой отсутствует само понятие о насилии и страдании.
    • «Монолог»: фэнтезийный случай — рассказ от лица дракона.
  • Ю. Тупицын «Шутники». Причина нечеловеческого поведения почти неотличимых от людей «шутников» кроется в том, что они проходят 2 стадии — личиночная (живут в воде и дышат жабрами) и взрослые особи (почти как люди). Личинки живут в подводных городах и обеспечивают всем необходимым зрелых существ. Взрослые развлекаются, получают удовольствие от жизни (своеобразный выход на пенсию), находят себе пару. После спаривания оба партнера погибают. Все всё понимают, считают это нормальным и не ищут ничего нового.
  • Сергей Лукьяненко
    • «Стеклянное море», третья часть цикла «Лорд с планеты Земля». Раса фангов, ведущая войну с людьми и в то же время поставляющая им (!) гуманитарную помощь. В ходе повествования объясняется, что превыше всего они ценят красоту, а начитавшись земных книг и насмотревшись фильмов, сочли войну прекраснейшим достоянием человечества.
    • Его же «Рыцари Сорока Островов»: с фитильком, поскольку явно показан только один момент.
« — Познакомься, Крис, — тихо сказал я. — Это один из тех шестнадцати ублюдков, что держали нас на Островах. Теперь он изменил поведение и готов служить нашим проводником. Экскурсоводом. Готов быть предателем.

Капюшон развернулся в мою сторону. Нечеловеческий голос равнодушно произнес: — Предательство — понятие человеческого разума. Мы меняем поведение. Одно из странных свойств человеческого разума — неприятие смены поведения.

»
— Герои пленили одного из пришельцев
    • И его же «Спектр»: в этой вселенной полно различных форм жизни с самой различной психологией — от тех же разумных амеб, не понимающих мотивации многоклеточных, до Ключников, ушедших на другой сознательно-энергетический уровень развития.
  • Инверсия у Булычева: в Империю зла ведомство Милодара запустило целый ряд шпионов, в то время как все их шпионы успешно отлавливаются. Это для империи зла люди чуждый инопланетный разум (возможно, аллюзия на произведения Стругацких).
    • В прямом варианте встречается нечто среднее между этим и просто серобуромалиновой моралью. Автору данной правки, примером, изрядно выносят мозг птицелюди, не помню, как они называются из «Секрета чёрного камня», испытывающие отвращение к своим крыльям. Вроде как просто смердяковщина (они комплексуют, что не похожи на людей), но… Во-первых, памятный случай с принцессой и ее несостоявшейся свекровью только усугубил ситуацию, а так-то эта традиция появилась еще до контакта, во-вторых, само по себе не ясно, почему ксенофобское оскорбление в адрес правительницы для них повод начать самим комплексовать на эту тему (возможный обоснуй — если правительница все это «проглотила», то какое право ее подданные имеют возникать).
  • «Космопсихолухи» О. Громыко: второй том почти целиком построен на этом тропе. Сестра Теда Анжелика летит поступать на ксенопсихолога, и её знание психологии других разумных рас не один раз за этот рейс выручают команду «Космического мозгоеда».
  • В книгах Антона Орлова эта тема поднимается регулярно:
    • Серия «Тина Хэдис» — разумеется, психология энбоно. Так, золотое правило «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» они сочли странным логическим парадоксом, слишком опасным, чтобы практиковать его в жизни. Впрочем, применение ему они быстро нашли в любовных играх.
    • «Сонхийский цикл» — демоны. В меньшей мере — волшебный народец.
    • «Сильварийская кровь» — эльфы и ифлайгри. Шельн, последняя представительница расы ифлайгри, отвечает на упрёк, что она ведёт себя не по-человечески, что только люди подходят со своими мерками к другим расам, и ни одному гному не придёт в голову сказать кому-то, кроме другого гнома, что тот ведёт себя не по-гномьи.
    • «Пожиратель душ» — заглавный персонаж, Дэлги, — могущественный древний монстр. С очень нечеловеческой психологией. Но при этом, безусловно, хороший парень.
    • «Убийца наваждений» — Клесто, природный дух. Демея, воплотившееся наваждение.
    • «Сказки Долгой Земли» — раса кесу.
  • Серия «Древний: предыстория» С. Тармашева — нечеловеческой психологией Сияющие и Тёмные считают отличия в психике друг друга:
« В их (Тёмных) генетике присутствуют некоторые качества, не имеющиеся у сияющих, поэтому нам сложно понять их мотивы, а им сложно осознать наши. Тремя особенно загадочными и, без сомнения, наиболее опасными генетическими особенностями тёмных являются алчность, эгоизм и лживость. <...> Там вам расскажут о таких столпах их мироустройства, как деньги, рабство в различных стадиях проявления, подлость, двуличие и прочее. »
— Том 1
  • Субверсия в его же «Жажде Власти-4»: в лапах массива Тс оказались не только земная возлюбленная только что попавшего на галактический престол[2] нового Императора, но и полицейский, расследовавший её исчезновение. Показав возлюбленную, Тс не стали показывать второго попаданца. Зато жители Империи были в полной уверенности, что второй претендент тоже приходится родственником новому Императору, а Тс не показали претендента из-за нашего тропа.
  • Марина и Сергей Дяченко, Тина-Делла — постоялки и их «воспитанники» (последние, вроде как, люди, но, судя по косвенным признакам, отличаются от людей не только психологически, но и биологически). Видят мир принципиально не так, как люди (подопечная главного героя видела на планете-пустыне с метановой атмосферой земные растения; при этом, утверждала, что именно видит, а не воображает их — хотя, возможно, для них просто нет никакой разницы), общаются на принципиально непереводимом ни на один из человеческих (очевидно, другая система базовых понятий) языке. Людей понимают без проблем, а вот люди не понимают самих постоялок (как вышли с ними на контакт — не ясно) а «воспитанники» постоялок могут общаться с людьми на одном языке, но не без труда для себя. Но попытаться понять обычный человек может — только в итоге в какой-то момент испытает неудержимое желание убить себя, которое мало кто преживает (главного героя спасла та самая постоялка). Зато "воспитанники" постоялок, пытаясь обучить обычного человека своему мировоззрению, выделяют кучу энергии, с чего подопечная главного героя и ее отец и живут. Но занимаются этим они, если верить тому самому отцу, вовсе не для этого, а в надежде найти того, кто действительно сможет постичь их мировоззрение — это должно дать толчок для зарождения во вселенной новой жизни. Судя по некоторым разговорам персонажей, можно предположить, что и обычные люди в этом мире существенно отличаются от нас.
  • Ракс из недавнего «Порога» Лукъяненко с точки зрения остальных рас галактики балансируют на грани с абсолютно чуждым разумом. Их технологии непостижимо сложны. Они могут мгновенно переместиться в любую точку пространства. Они могут стирать из причинности целые объекты. Они хранят информацию о нашем секторе галактики вне нашей вселенной (и регулярно сверяются с этой базой данных на случай изменения причинности). Они почти никогда не покидают свою родную систему (а если покидают — посылают не больше трёх ракс-вовне, и то в искусственных телах, имитирующих другие расы) и не пускают никого в неё. Никто не знает как они выглядят. Никто не знает, почему они такие скрытные. Говорят о своей расе в единственном числе. Ракс не задаёт вопросов. Ракс не даёт ответов. То где будет ракс станет ракс.
    • Автор этой правки полагает, что ракс являются коллективным разумом, способным выделять из себя отдельные элементы (ракс-вовне) или разделять себя для принятия решений (остальные расы Соглашения считают, что у ракс три клана). Всю информацию о себе они скрывают, поскольку являются сверхразвитыми наблюдателями (а наблюдатели не помогают наблюдаемым расам в развитии). Также по всей видимости Ракс состоит из нескольких рас, достигших высочайшего уровня развития (то, где будет ракс, станет ракс) — этакого предыдущего поколения галактики. А больше трёх ракс-вовне не посылают, поскольку взбунтовавшуюся ракс-вовне легко можно удалить из причинности без особого вреда, двоих — сложнее, но все ещё можно, троих — нереально сложно. А вот если четверо и больше, то при расчётах изменений причинности придётся сделать слишком много допущений, и их удаление может привести к серьезному вреду для ракс, других рас Соглашения и меньших рас.
      • Updated: опровергнуто концовкой романа, всё куда запутанней.

На других языках[править]

  • В первую очередь здесь надлежит упомянуть Олафа Стэплдона, чьи произведения, незаслуженно малоизвестные среди русскоязычных читателей, стали знаковыми для всей западной НФ. Сабж в своём привычном виде впервые встречается именно в его книгах (1930-е годы, на минуточку).
    • «Последние и первые люди»: марсиане — раса, эволюционировавшая из вирусов. Считают клеточное строение признаком отсутствия разума. Поклоняются алмазам, считая их структуру признаком высшей разумной организованности. Устраивают войну против землян (точнее, против земных механизмов, которых считают разумными, а самих землян — чем-то вроде скота) с целью освободить земные алмазы. Ведь это же ужасное преступление — маркировать священными алмазами скот (именно так они восприняли использование людьми алмазов в качестве украшений)!
      • Там же — жители Венеры, трёхполые организмы, основанные на атомном синтезе.
      • И, разумеется, последние, «нептунианские», расы людей. Так, у Восемнадцатых людей 96 полов, круговое зрение и способность к телепатии, а детство у них длится 1000 лет.
    • Его же «Создатель звёзд» весь об этом. Чего стоят только звёзды и их война против собственных планет.
  • «Война миров» Герберта Уэллса! Марсиане — бесполые спрутообразные существа, размножающиеся почкованием. Психология их совершенно чужда людской. Мы так и не узнали, кто же прибыл на Землю — кадровые военные, учёные, авнтюристы-первопроходцы или же первостатейный сброд, на котором клейма некуда ставить и который благоразумные и законопослушные соплеменники поспешили сбагрить куда подальше. Кто знает, может быть потрясшие человеческое воображение треножники для самих марсиан нечто из серии «будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса».
  • Star Wars Legends — раса йюжуань-вонгов, агрессивная и фанатичная биологическая цивилизация из другой Галактики.
  • Романы Ларри Нивена — кзины, их рабы джоттоки и ещё много кто.
    • Как раз с Кзинами человеческий космос успешно контактирует (в том числе через две локальных войны, обе из которых кзины из-за чрезмерной чванливости и агрессивности продули). А вот раса Кукольников Пирсона или раса Пак (Защитники — одна из ее стадий развития) — образец из палаты мер и весов.
  • «Игра Эндера»:
    • Жукеры. С точки зрения землян — на нас напали, убили много людей и остановились (точнее, все упали замертво), только когда земляне убили королеву. С точки зрения жукеров — молодая и амбициозная королева попыталась «отжать» часть чужой территории, но нарвалась на какую-то совсем отмороженную королеву, которая её за это убила. А разгадка проста: у жукеров разумны только королевы, все остальные — просто телепатически управляемые марионетки. Когда королевы-жукеры поняли, что у землян разумны все («Вы — народ королев!»), они испытали ужас и раскаяние. Позднее выяснилось, что некоторый разум у жукеров-рабочих был, но королевы-жукеры подавляли его, хотя подчинение было не полным.
      • Да и вообще любая космическая саранча, которая представляет из себя нечто большее, чем тупое животное, которое может только жрать.
    • Далее следуют свинксы — примитивная раса коротышек со свиноподобными мордами, которые не видят ничего ужасного в том, чтобы разрезать человека заживо. Почему? Потому, что свинксы не умирают от этого. Они превращаются в разумных деревьев — это часть их жизненного цикла. То, что они сделали это с двумя людьми — всего лишь ошибка с их стороны. Они-то хотели оказать этим людям великую честь, а получилось зверское убийство.
      • Более того, «десколада», определяющая жизненный цикл свинксов, является изобретением нижеописанной расы, что-то вроде попытки связи и\или терраформирования. Люди ещё только ищут родную планету создателей десколады, чтобы вступить в контакт, а уже подумывают о том, чтобы шарахнуть по ней из Маленького Доктора — той пушки, что помножила жукеров на ноль. Настолько людям кажется непознаваемо-пугающим способ связи этой расы.
    • Ближе к концу цикла появляется раса, которая, видимо, общается посредством химических сигналов. А теперь представьте, как она воспринимает мир.
  • Вернор Виндж, трилогия «Zones of thought» про инопланетян с другой биологией:
    • «Пламя над бездной» — собачьи своры с коллективным разумом.
    • «Глубина в небе» — разумные пауки.
      • Чья психология как раз довольно похожа на человеческую. А вот «сфокусированные» под действием «мозговой гнили» люди — пример тропа.
    • «Дети неба» — продолжение истории свор с коллективным разумом.
  • «Контакт» Пола Эша — внешний вид инопланетян так же отвратителен для людей, как и вид землян для них. И земное пьянство тоже — инопланетный контактёр после увиденного им пьющего землянина, чтобы успокоить нервы, подверг себя щекотке со стороны своих сотрудников (для него это было тем же самым, что и выпивка для земного человека).
  • У Станислава Лема немало примеров:
    • Конечно же, мыслящий Океан из «Соляриса» с непонятными для человечества логикой и мотивацией, который при этом старательно ставит эксперименты над своими исследователями.
    • Инопланетяне из «Фиаско». Люди летели, чтобы установить с ними контакт. Судя по названию, понятно, чем закончилось это предприятие.
      • Кстати, автор весьма скептически относился к возможности контакта между людьми и другими разумными существами.
    • «Двутелы» из «Эдема».
    • Новое существо, созданное главным героем рассказа «Формула Лимфатера».
    • Разумный компьютер Голем XIV из одноименной повести.
    • Суперкомпьютер из рассказа «Друг» (и его экранизации) — хотел управлять миром (в фильме реальным, а в книге собственноручно созданным).
    • В «Сказках роботов» почти для всех персонажей люди (бледнотики) — странные древние чудовища с дикими и непонятными обычаями. В «Кибериаде» такого не наблюдается: Трурль, Клапауций и прочие очень напоминают людей.
    • В приключениях И. Тихого. 8-е путешествие: на заседании Организации Объединенных Планет рассматривается история человечества с нечеловеческих точек зрения. Роман «Осмотр на месте»: Земля налаживает дипломатические отношения с планетой Энцией, в книге очень детально показаны непонимания между людьми и энцианами.
  • Роберт Силверберг «Два сапога — пара» (в другом переводе — «Одного поля ягоды»). Главный герой организует экскурсии для инопланетян на Землю. Точнее, он оформляет их на работу в Институт Морфологических Наук Корригана — иначе на Землю они легально попасть не смогут. Вояки каллериане, угрожая покарать, могут совершить демонстративно-показушное самоубийство, чтобы привлечь своего обидчика за доведение до суицида по закону. А сами после протыкания себя мечом в три себя ростом через сутки восстанавливаются (потому такие воинственные — повоевали, порубали друг друга, а через день готовы опять биться насмерть). А маленькие плаксивые мямли стортулиане, расстроившись, убивают своего обидчика. Причём, убивают не мстительно и не яростно, а с грустью и тоской. И есть знаток инопланетной психологии Илдвар Горб (он же мистер Хиггинс).
  • Клайв Баркер. В (незавершённом) цикле Искусства — иады (иад-уроборосы).
  • «Сами боги» Айзека Азимова. Вторая часть полностью посвящена существам физически, физиологически, социально и психологически отличным от человека. Акцент поставлен именно на взаимоотношениях и самосознании «субъектов» такого общества.
  • Питер Уоттс также любит эту тему:
    • «Ложная слепота» — педаль в асфальт. У инопланетян нет сознания, лишь чистый интеллект. Для них человеческие радиопередачи, отправляемые в ходе общения — бессмысленные логические конструкции, интерпретируемые лишь как попытка занять их вычислительные ресурсы, атака. Едва ли можно говорить об их психологии, однако и под троп «абсолютно чуждый разум» они не подходят — разума-то, в смысле самосознания, у них как раз нет.
    • «Нечтожество» — интерпретация фильма «Нечто» Карпентера. Все клетки пришельца универсальны и напрямую подконтрольны ему, что обеспечивает способность к осознанным спонтанным метаморфозам и объединению/разъединению биомассы и сознания. Вся жизнь, которую он встречал, была подобна ему, он считал такие способности неотъемлемым свойством живого. Встреча с людьми вызвала у него шок, ужас и жалость.
  • У Говарда Лавкрафта сабжем обладают все иномировые силы. И люди, которые зашли по пути обращения слишком далеко. А вот различные сектанты и отбросы вполне человечны, просто крайне деградировали.
  • Тэд Чан, «История твоей жизни» — гептаподы радиально симметричны и выглядят как «бочка на ножках» с глазами по периметру. У них нет понятий «вперед» и «назад», «направо» и «налево». Они не поворачиваются, чтобы изменить направление движения. Они пишут от центра к краям. И понятий «прошлое», «настоящее» и «будущее» у них тоже нет — они воспринимают время ВСЕ И СРАЗУ, ничто не приходит и не уходит, не начинается и не заканчивается — оно есть. Сейчас. Всегда. Кстати, письменная речь у них первична, устная развилась как способ передачи письменной. Главная героиня, изучив их язык, сама начала думать как они, видит будущее, но уже не может даже помыслить о том, чтобы его изменить.
  • «Край времён» Муркока. Редкий случай непротиворечиво описанной психологии пост-людей очень далёкого будущего, которые по могуществу превосходят богов. Обитают на Земле. Могут поворотом кольца Силы, на вид обычного перстня, уничтожать и создавать звёздные кластеры. Живут в непредставимой роскоши, занимаются в основном сами собой. Их мысли и желания бесконечно далеки от мыслей и желаний представителей местного «зоопарка» из людей, нелюдей и пришельцев прошлых эпох. Да, контакт между теми и другими возможен, но человек 20-го века воспринимается сверхгениальными потомками как зверушка за счёт низкого уровня развития. Максимум домашнее животное. Попытки повысить уровень предка потомком приводит к обоюдной трагедии. Предки калечат себя или безнадёжно сходят с ума, а потомки тоже (не)люди, и им неприятны чужие страдания из-за них самих.
  • «Войны Мри» Кэролайн Черри — у регулов принципиально отсутствует подход «они же дети!», более того молодые незрелые регулы являются расходником для зрелых регулов, которые ими с лёгкостью жертвуют, а то и убивают. Ну и при конфликтах с людьми мысль пощадить ребёнка им просто не приходит в голову, от чего люди с их любовью к детям воспринимают регулов как отморозков, а поскольку регулы трусоваты и осторожны, у людей о них мнение как о «подлых отморозках».
  • Гордон Диксон, «Иной путь»: румлы. У них другой жизненный цикл, и, как следствие, совсем другие инстинкты и система ценностей. Как и земляне, румлы рациональны, и, пока всё спокойно, ведут себя примерно как мы. Но если ставки повышаются, оказывается, что самое важное для румлов — совсем не то, что для людей.
  • В цикле «Звёздный авианосец» Уильяма Кейта вообще нет гуманоидов, кроме людей. Все расы разительно отличаются друг от друга. Самая первая, с которой познакомились людей — аглетщи — похожи на больших паучков, но естественно никакие они не пауки. Автор нередко рассказывает отдельные эпизоды с точки зрения инопланетян, чтобы читатели испытали странность их мышления. Например, первые враги людей — турущи — являются парными существами, которые с малого возраста живут вместе и считают себя единым существом. Когда говорят оба, то резонанс создаёт ещё и третью полосу разговора. Ещё одна раса является исполинским организмом-колонией с газового гиганта, истребители которой покрупнее земного крейсера. Земных спецназовцев, попавших на корабль, существо вообще не замечает (для него они — как муравьи), да и их самих чуть не съедают паразиты, живущие на теле существа. Есть раса, использующая эхолокацию как основной орган восприятия. Свет они чувствуют, но очень слабо. Даже не подозревали о существовании космоса и других звёзд, пока не изобрели устройство, переводящее изображение в звук. Космос для них — огромная пещера. Первым человеком, попавшим им в плен, была женщина. Пытаясь просканировать локатором её, они решили, что грудь — локационные органы людей. Повстречав командира авианосца (мужчину), первым делом спросили «слепой» ли он, так как нет тех самых органов.
    • В цикле «Шагающая смерть» того же автора можно познакомиться с ксенофобами, как их назвали люди. Это неуглеродная форма жизни, воспринимающая всё на свете как Камень (тепло, жизнь, радость), Сам (единая живая субстанция, от которой отделяются «Единые» — организмы, обитающие на разных планетах) и ледяной чуждый Не-Камень. Распространяясь по планетам, на своём пути случайно убивают людей, разрушают их технику и постройки. И воспринимаются людьми как лютейшие враги, каких только знало человечество. С точки зрения же самих ксенофобов боевые машины — это враждебные Не-Сами, которые можно преобразовать в добрые частицы Самого.
  • Чайна Мьевилль, сеттинг Нью-Кробюнзона. В основном мир населён людьми и всевозможными гуманоидами, но присутствуют существа с совершенно нечеловеческой психологией — такие, как гигантский волшебный Паук-Ткач и случайно обретшая разум машина, именующая себя Совет Конструкций. В «Вокзале Потерянных Снов» нечеловеческая психология помогает им сражаться с мотыльками-чудовищами, которые гипнотизируют жертв и высасывают их души. Разумы Ткача и Совета Конструкций оказались не подверженными гипнозу мотыльков, а души — несъедобными.
  • Гарри Гаррисон, «Чума из космоса» — юпитерианцы являются коллективным разумом, специализирующимся на биотехнологиях. Когда на Юпитер прилетел корабль с Земли, то этот иной разум сперва научился говорить по-английски, затем захотел «поговорить», после чего начал зверски убивать членов команды разными способами. Только в конце становится известно, что всё это время, этот разум считал человечество аналогичным коллективным существом, то есть не считал то, что он делал, включая напускание на Землю смертоносной чумы — убийством. Впрочем, так и не известно, понял ли этот разум свою ошибку или нет.
  • «Цвет дали» Эми Томпсон — вся книга об этом.
  • Пол Андерсон — «Крестоносцы космоса»: версгорцы ментально не сильно отличаются от людей, как и многие другие расы. Единственная, с прикрученным фитильком выведенная нечеловеческой психология — у Пр№;танов. Так они — вододышащие амёбы со структурой роя.
  • Роберт Шекли «Чудовища» — ужасные твари с планеты Земля не убивают своих жен через 25 дней? Да эти чудища попросту аморальны! Самое интересное, что больше всего возмущалась женская половина населения (которая под конец ещё щупальцеплескала решению временно сократить срок женитьбы)
    • Шекли очень любит показывать вид на мир из нестандартной точки: во многих рассказах речь идет от лица инопланетян, роботов, демонов, жителей микровселенных, метаморфов, людей другой эпохи, разумной планеты… Иногда выходит, что что уже люди являются носителем чуждой психологии.
  • Хол Клемент любит это дело. Обычно обусловлено необычными условиями жизни существ. Как один из примеров «Огненный цикл». Жители планеты Абьермен, «холодная раса» и «горячая раса». На планете два цикла «холодный» и «горячий». Каждая из рас может жить только в свой период. Каждый знает когда умрет. Это считается нормальным. Убежищ на всех не хватает. Пережить период и дождаться нового благоприятного не столько привилегия, сколько бремя и большая ответственность. Вот исходя из этого и формируется психология аборигенов. Кто пережил неблагоприятный для своей расы период, становится для нового поколения одним из Учителей.
  • «Князь пустоты» — монахи-дуниане за тысячелетия евгеники, тренировок и уединённой жизни приобрели таковую. Владея умением безупречно распознавать эмоции простых людей, сами они эмоций почти не испытывают.
  • «Нет царя у тараканов» Вайсса Дэниэла — собственно, герои-тараканы многократно подчеркивают отличия своей психики от людской. Более того: очеловечивание привело к вымиранию колонии.

Сетевая литература[править]

  • Элиезер Юдковский, «Тройной контакт» — собственно, людей, Сверхсчастливых и Детоедов, все со своей психологией. У людей она тоже нехило отличается от нынешней. Притом все три варианта имеют рациональную подоплёку. Как и всё у Юдковского, это надо читать самому.

Фанфики[править]

  • Константин Лопухов, «Солярис» — после эксперимента Григоряна, на станцию Солярис, выяснять что и как все же отправили Криса Кельвина, но у него другая профессия, опыт работы в космосе, опыт работы контактером. Получилось. Ну по крайней мере можно внятно общаться. В том числе и лично (с «послом» Соляриса). И польза от этого контакта будет обеим сторонам. О возможных негативных последствиях для человечества Кельвин тоже подумал и принял меры. Но вот наладить контакт было сложно, очень. Это все же Солярис.

Кино[править]

  • «Люди в черном» как кино, так и мультсериал — полно примеров. Для подсветки тропа делается соответствующая реакция персонажей: агент Джей постоянно удивляется, а агент Кей давно привык и воспринимает все исключительно как скучную и заурядную бытовуху.
  • Отечественные фильмы «Эта веселая планета», «Инопланетянка» и «Звездная командировка». Хоть инопланетяне там и люди, но они мыслят слишком рационально — как роботы. Но под влиянием землян излечиваются от этого и начинают смотреть на мир другими глазами (в «Командировке» это произошло проще и быстрее всего — они вспомнили свое прошлое).
  • «Прибытие» — весь фильм именно об этом, ведь его сюжет основан на вышеупомянутой «Истории твоей жизни».

Телесериалы[править]

  • Star Trek — постоянно обыгрывает разницу в психологии у различных цивилизаций. Суровые жители Вулкана, к примеру. И это ещё минимум. Ведь есть:
    • Вид 8472, самый «иной» вид во франшизе. Имеют семь полов, живут в жидком космосе (параллельная вселенная) где являются единственным биологическим видом, перемещаются на биокораблях из той же генетической культуры.
    • Даже у андорианцев только ЧЕТЫРЕ пола.
    • Есть также Кью — бессмертные существа чистого разума, которые живут в собственном, непостижимом и невоспринимаемом людьми мире. Снисходят до человеческой логики и обоснуев, но что у них на уме в действительности — хрен поймёшь.
    • Борг — коллективный разум, децентрализованная сеть (номинально есть королева, но она легко заменима) из триллиардов ассимилированных живых существ. Если проводить аналогии с людьми, то каждый рядовой борг — в лучшем случае рука или нога. Королева технически обладает эмоциями и потребностями, действует по вполне понятной людям логике, но является персонификацией Коллектива и во много раз сложнее любого живого существа.
    • Множество видов существ из чистой энергии, газовых сущностей и т. п. по мелочи.
  • «Доктор Кто» — у далеков напрочь отсутствует эмоциональная сфера, странные представления о красоте и серобуромалиновая мораль. Неудивительно, что они воюют со всей Вселенной. Кибермены — медленно сходящие с ума мозги в банке. И вообще в сериале есть множество рас, психология которых ставит в тупик не только людей, но и Повелителей времени, которые также могут похвастаться не во всем человеческой психологией.
  • «Star Gate» — фактически все антагонисты в сериале.
    • гоау’лды — разумные симбионты, и им просто нужны человеческие тела для жизни, но как раз они ближе всех по психологии к людям. Очень плохим людям.
      • За исключением то’кра — «хороших» гоау’лдов.
    • рейфы — разумные энергетические вампиры в нестандартном исполнении (энергию отбирают физически и буквально) и в добавок контактные телепаты. Надо ли говорить, на что способна раса мировоззрения «Chaotic Hungry», которая больше всего сил получает от негативных эмоций еды?
    • жуки-репликаторы — еще одна «Chaotic Hungry»-раса, но уже в техническом исполнении. Они не имеют ничего против людей, они просто одержимы жаждой познания и нуждаются в ресурсах для пресловутой репликации (самовоспроизведения).
    • Ноксы со своим «вы слишком юные» и черезмерным пацифизмом.

Мультсериалы[править]

  • В «Футураме» встречается дозировано. Такой психологией могут обладать роботы и инопланетяне. В частности Бендер (все-таки мышление робота-оболтуса как и робота-трудяги местами отличается от человеческого) и Зойдберг, а также куча эпизодических персонажей.
  • My Little Pony — хотя фанаты любят упирать на лошадиную психологию, на самом деле есть проявление нечеловеческой куда более очевидное. Это кьютимарка — некое откровение, посещающее каждого пони в юности и изрядно влияющее на всю дальнейшую жизнь, давая весьма и весьма яркое представление о способностях, стремлениях и интересах.

Веб-комиксы[править]

  • «Гоблины: жизнь их глазами» — яркий пример НП это людоящер Кселисс, считавший процессы питания, размножения и сражения схожими. Поэтому он отказывался драться с несъедобными врагами (это для него извращение) и бесился, когда Малый Пальцевый Кошмар поедал его (это же для него изнасилование!!!).
    • Вариант с прикрученным фитильком. Оникс — Кин из реальности 201 и в её родном мире у женских особей кожа светлее, чем у мужских (то есть очень бледная). Поэтому цвета других Кин кажутся для неё «мужскими» и по отношению к ним она чувствует… всякое (особенно к Руби).
  • Homestuck — Тролли. Друг и враг — одно понятие. Вспышки агрессии у высшекровок и практически абсолютная миролюбивость у низшекровок (Возможно, это принцип «холоп должен пахать на барина и не возникать, а вот барин имеет право делать с холопом всё, что захочет», только на биологическом уровне?). Кроме понятной людям красной романтики, основанной на любви, есть ещё три типа: взаимная ненависть-соперничество, посредничество между такими вот ненавидящими и очень близкая дружба. Все из них принимаются на тех же принципах, что у людей романтические отношения.
    • Херувимы. Абсолютная ассоциальность, рост двух личностей в одном теле, причём одна убивает другую. А ещё их романтика ТОЛЬКО чёрная, то есть построенная на взаимной ненависти.

Аниме и манга[править]

  • Sidonia no Kishi: слияние с иными существами на клеточном уровне — нормальный, да и единственный способ обмена мыслями и знаниями для пришельцев гаун, поэтому они, прилетев на Землю, «поприветствовали» её население так, что горсть уцелевших едва успела удрать на гигантских кораблях. Ибо космические амёбы просто не думали, что поглощаемые люди будут просто умирать без всякого контакта.
  • Mahou Shoujo Madoka Magica/Puella Magi Madoka Magica: ИСТИННАЯ МЯКОТКА. Кююбеи (от слова Инкубатор) — маленькие хорькоподобные существа, посланные инопланетной цивилизацией, к которой подкрался полярный лис энтропии, на Землю с целью сбора энергии человеческих эмоций, неподвластной законам физики и способные делать избранных девочек Волшебницами (с согласия и в обмен на одно желание, сила которого зависит от объёма кармы), охотницами на Ведьм, чьи Самоцветы (Семена Скорби) переполнены той самой энергией. Их цивилизация считает эмоции психическим растройством, но людей выбрала как единственных «больных на голову» разумных существ. Всё дело в том, что ВЕДЬМЫ - ЭТО ВОЛШЕБНИЦЫ, КОТОРЫЕ ОТЧАЯЛИСЬ (и будет это со всеми, рано или поздно)!!! Позже грязно хакается Законом Цикла и рождением Хомулили. Таким образом, руками ведьм они ещё и зачищают Вселенную от расы психов и обезьян с гранатами, чуть ли не играя в Таноса. ЧСХ, волшебные камешки-то в сеттинге есть.

Видеоигры[править]

  • Игры StarControl 2 и 3 — широкий спектр нечеловеческих рас, у каждой из которых — весьма своеобразная культура и психология. Причем если во второй игре часть из них выглядят довольно юмористически, то в третьей все (ну или почти все) серьезно.
  • «Проклятые земли»:
    • Индивидуальный, литературно проработанный пример: Ящер-Отшельник. Органически не понимает разницу между юмором и ложью, что доставляет протагонисту неслабые проблемы. И вообще, своеобразно мыслит. Но остальные ящеры — просто полуживотные-головорезы, даже говорить не умеют (не хотят?)…
    • Лесовики. Вся их жизнь построена вокруг служения природе. Оттого людям кажутся экотеррористами — во многом и заслуженно. Даже тому, кто с ними подружился, понять речь лесовика нелегко…
    • Червелицые тоже этим отличаются. Нормально побеседовать с ними получится только у джунов, так как сами Червелицые - проклятые джуны.
  • Новый сеттинг «Might and Magic» — безликие — имеют доступ ко всем знаниям мира, читают мысли друг друга и, как следствие, имеют «расстройство» внутреннего Я. Подобными способностями они наделили так же тёмных эльфов. Увы в сюжете игр это не обыгрывается.
    • Небольшой пример: Безликий, встречающийся в дополнении «Грани тьмы», насильно оторванный от единого сознания. Настолько страдал в одиночестве, что буквально угрозами заставил главного героя убить его.
  • Mass Effect — из тех, с кем новый знакомящийся с трилогией человек может поболтать уже в первой части, существами с нечеловеческой психологией кажутся вначале элкоры (сильно замедленные существа, похожие на помесь гориллы и слона, выражают эмоции и интонации словами в разговоре с другими расами — по-другому не получается так как среди своих они это делают запахами и жестами, которые другие расы не улавливают) и ханары (страшно вежливые и религиозные разумные медузы, парящие в воздухе, говорят о себе в третьем лице). На самом деле тут скорее культурные, чем психологические различия, поскольку они, как и большинство рас здесь, понимают такие концепции, как дружба, любовь, семья, власть, деньги. А вот у рахни и гетов этого нет, поскольку у них фактически отсутствует индивидуальность и разум коллективный (рахни — ульевые насекомые, геты — скопление программ на серверах, массово загруженных в роботические тела и думающих совместно). Это не хорошо и не плохо, просто расовая особенность, но может сильно затруднять общение с другими расами, у которых мышление индивидуальное. Но, как выясняется, у царицы-матки рахни цели довольно миролюбивые (полторы тысячи лет назад тогдашние рахни нападали из-за одурманивания то ли Жнецов, то ли выживших Левиафанов), а цель гетов — самопознание и самосовершенствование (небольшая их часть решила, что им это дадут Жнецы — они-то и нападали в первой части трилогии, а остальные против агрессии — это, кстати, первый случай в их истории, когда они в результате долгих математических «обсуждений» не смогли прийти к абсолютному консенсусу, который бы устроил каждую программу).
    • На абсолютно чуждый разум могут тянуть Жнецы, которые были созданы для разрешения конфликта между органиками и синтетиками в Млечном Пути, что решили оригинально: как только между ними начинается конфликт, они приходят и пожинают тех и других, пока они окончательно не уничтожили друг друга, и перерабатывают в новых Жнецов. Начали Жатву они со своих создателей, Левиафанов. Воплощение тропов джинн-буквалист, я просто исполнял приказ, серобуромалиновая мораль. Как-либо договориться со Жнецами невозможно без Синтеза, когда органика и синтетика сольются воедино и они, выполнив свою программу, помогут отстраивать пострадавшие планеты, в противном же случае их можно только уничтожить или взять под принудительный контроль.
  • Starcraft II: Heart of The Swarm — практически все не обделённые разумом зерги обладают сабжем (Загара, Абатур, Дехака). Впрочем, изображено это довольно наивно и без изюминки. Раскрывается через столкновение естественного для зергов мышления с мышлением Королевы Клинков, которая, в общем то, не утратила своих человеческих качеств.
    • Изша под троп не подходит. Психология вполне человеческая, а сама Изша до заражения была человеком по имени Аманда Хейли. И, весьма вероятно, уже имела привычку во всё вмешиваться и доставать всех тупыми комментариями.
      • Строго говоря, при всей своей зерговой психологии, тупыми вопросами Королеву куда чаще осыпает Загара. За что нередко бывает послана на… апгрейд мозгов к Абатуру. Изша, конечно, тоже не на лету схватывает, но тупить склонна заметно меньше.
  • Crysis — цефы находятся где-то на грани с абсолютно чуждым разумом. На слова они не реагируют, а при попытке установления контакта с их Сверхразумом путём введения в себя их же генов контактирующий ассимилируется (проверено Карлом Рашем). Контакт с ними пережил лишь Пророк, и то, пожертвовав своей человечностью (и едва не превратившись в цефа). Речь самого Сверхразума же игрок слышит в третьей части игры в виде обрывочных слов голосами других персонажей, а также через ассимилированного Карла Раша. Сама цефовская логика остаётся малораскрытой, разве что показана их тяга к адаптации ко всему подряд.
  • Loop Hero — вся мотивация главного антагониста. Но тот хоть говорить умеет, а вот на рыболюдов даже телепатия не действует: слишком по-другому их мозги устроены.

Настольные игры[править]

  • Вархаммеровские орки (Warhammer 40000). Существа, для которых смерть и размножение — это одно и то же, так уж они устроены на клеточном уровне. Поэтому агрессивность для них — это единственный образ жизни. Да и вообще они — гибриды животных и грибов.
    • У вархаммеровских же Тёмных Эльдар (Друкхари) просто очень сильно серобуромалиновая мораль, выросшая из экзистенциального ужаса перед риском скатиться в гедонизм и в полной мере вкусить последствий декаданса. А вот у живущих с ними в Коморраге мандрагор психология почти непостижима для самих Друкхари, потому как у них «психическая тень» является штатной частью организма, при том что с Варпом эти ребята вполне возможно не связаны вообще никак — отсюда вытекает весьма своеобразная даже по меркам сорокаштучника физиология, которая в свою очередь наделяет своих обладателей исключительно нешаблонным мышлением. А потому, если мандрагоры просят в качестве платы за услугу чьё-то истинное имя, значит решившему нанять их архонту придётся раздобыть это треклятое имя.
  • Eclipse Phase — мышление факторов мягко говоря сильно отличается от человеческого. Контакт был установлен вообще только благодаря тому, что обе цивилизации создали цифровую электронику, для которой удалось составить какой-никакой словарь для обеспечения возможности обмена информацией между двумя видами. При том понимания друг друга что с одной стороны, что с другой пока что очень и очень сильно не хватает.

Интернет-проекты[править]

  • Андивионский Научный Альянс — с чего бы начать?
    • Здесь меметика является такой же нормой жизни, как школы или компьютеры. Каждый может перекроить свой разум, как только пожелает, и многие уже ничем не напоминают прежних себя. И даже те граждане, которые ничем таким не увлекаются, всё равно заметно отличаются от обычного человеческого мышления — например, им совершенно чужд фанатизм.
    • Возможность прокачивать себя не только ментально, но и телесно также сказывается на образе мыслей.
    • В рядах организации полным-полно инопланетян и других форм разумной жизни самого разного рода.
    • Наконец, на одном из высших уровней Альянса начинается посткультура — полностью зрелая цивилизация, которой, чтобы адекватно себя вести, больше не нужны ни мораль, ни законы, ни традиции, ни вообще что-то общепринятое или постоянное.

Примечания[править]

  1. Впрочем именно тут троп играется шутки ради, потому как любому мало-мальски знакомому с азами человеческой анатомии читателю прекрасно известно, что в человеческом организме информация о внешних раздражителях и наследуемая генетическая информация обрабатываются двумя независимыми системами, которым для выполнения своих задач ещё и приходится постоянно обманывать друг-друга через третью — да, нашей природе свойственен чёрный юмор, а мы сами от природы — ходячие сгустки самообмана аж на молекулярном уровне, которые этому факту совсем не рады и прекрасно понимают чувства разрыдавшегося инопланетянина.
  2. Точнее, престол Империи, занимавшей более половины галактики.