Деконструкция/Постапокалипсис

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это подстатья к статье Деконструкция. Плашки и навигационные шаблоны тут не нужны.

  • LISA — одна из необычных деконструкций жанра. В результате апокалипсиса погибли все женщины на Земле, а выжившие мужчины в отчаянии решили, мол, «сгорел сарай — гори и хата!» — всё равно их поколение последнее, и всего за десяток лет мир превратился в помойку, полную бандитов, маньяков и просто обезумевших фриков. А ещё местные драгдилеры толкают всем желающим наркотик под названием «Радость», который превращает употребляющих в мутантов — невероятно сильные бесформенные горы плоти на радость Карпентеру. И вы думаете, что это самое опасное? Как бы не так! В большинстве своём мутанты удивительно инертны и ничем, кроме мусора на песочке, не интересуются, пока их палкой в глаз тыкать не начнёшь. Капризы ПМС-ной природы тоже особо не досаждают. А вот что могут сделать с людьми другие живые люди, зачастую даже не ради какой-то выгоды, а просто потому что захотелось — это действительно ужас! И есть один-единственный человек, который хоть что-то с этим пытается сделать, только вот преданные ему люди за его же спиной занимаются грабежами и мародёрством.
    • Сюда же и деконструкция образа выживальщика с ребёнком. Протагонист нашёл последнюю девочку на Земле и решил втайне вырастить её как родную дочь, чтобы она не стала инкубатором и секс-рабыней у какого-нибудь местного варлорда. Героический и достойный уважения поступок? Безусловно! Только вот нюанс и не один: наш герой — алкоголик и наркоман с медленно разрушающимся сознанием и пышнейшим букетом разнообразных застарелых психотравм. А девочка ему нужна по большей части из желания искупить вину перед своей погибшей сестрой Лизой, в честь которой игра и называется. Но себя-то он, конечно же, убеждает в обратном и постепенно защита превращается в тотальный контроль: ребёнка просто силой удерживают взаперти, заставляя наблюдать регулярные «папины» запои и бэд-трипы. Приправим это садистскими «тренировками». Педаль ночного кошмара и преемственности поколений в пол: то, как протагонист поступает со своей приёмной дочерью и сыном лишь с небольшой разницей повторяет поведение его собственного родителя. Собственно, и выросло из дочери (но не из сына — единственного светлого (во всех смыслах!) основного персонажа трилогии) ровно то же самое.
    • Вам ещё мало? Так вот, апокалипсис и вся история с усыновлением — часть плана главгада, ещё и умело сыгравшего на чувстве вины одного влюблённого дурачка, которому его покойная возлюбленная неслабо так покалечила психику. И ради своей поехавшей пассии он рад стараться мир уничтожить, а заодно и её «виновному» братцу жизнь попортить! А какая же роль отведена в этом плане спасительнице человечества? Обычной пешки, которую точно также уничтожат, как только переживёт свою полезность…
    • Ну и на сладкое немного про эту самую спасительницу. Мессия и ещё один шанс для человечества? Извините, но бедная девочка натерпелась настолько, что превратилась в полное чудовище с манией величия, готовое вытирать ноги даже о тех, кто искренне о ней заботится. И видела она всё это человечество в гробу. Примечательно, но точно такой же мразью и манипулятором была её тётя по приёмному отцу, из-за которой всё и завертелось. И тоже из-за мужского насилия. А представитель мессианского архетипа здесь только один, да и тот из-за своего идеализма нелепо погибает.
  • When the Wind Blows — вот вы представляете всех из себя таких крутых выживальщиков с рюкзаками, полными консервов и патронов. А теперь подумайте, легко ли будет выживать после ядерной войны обычным дедушкам и бабушкам.
  • Fallout: New Vegas проводит деконструкцию всего сеттинга. Думаете, у нас тут разруха, запустение и злые мутанты? Окститесь, Мохаве почти не пострадала от ядерных ракет, Лас-Вегас уцелел (хоть и переименовался в Нью-Вегас), а более-менее вменяемые супермутанты (которые ещё помнят Повелителя) пытаются мирно жить в Джейкобстауне. Ах да, а ещё со времён войны прошло больше 200 лет и в США возникли более-менее полноценные государства с развитой экономикой, логистикой и армией. Наконец, тут нет никакого зла мирового масштаба — все фракции банально хотят контроля за Нью-Вегасом, работающей ГЭС Гувера и прочими частями Мохаве!
  • «Высотка» (книга и фильм). В результате конфликта общество деградирует и распадается на племена, практикующие каннибализм? Ну да, всё верно. Вот только общество — это всего лишь жители 40-этажной высотки. Конфликт начался из-за бассейна, ну из-за противоречий между социальными классами. Можно просто пойти на работу и купить еду в соседнем магазине.
  • «Огромный черный корабль» Федора Березина — деконструкция распространенного образа ядерной войны, после которой воюют камнями и палками. (или как минимум после нее должны остаться только мародеры, выживальщики и небольшие «центры силы»). Местные сверхдержавы не только не перестали существовать после сокрушительного ядерного удара друг по другу, но и быстро наращивают накал боевых действий. Причем для некоторых персонажей все выглядит именно как классический конец света. Тут вам и ядерная зима, и неразбериха в цепочке командования, уничтоженные города, банды мародеров и т.д. Но когда кто-то из командиров пытается косплэить Fallout — забрать технику, убежать в укромное место и от туда начать возрождать цивилизацию, выясняется что верховное командование не только не уничтожено, но и исправно функционирует, и, заметив что их боевая единица скрылась в неизвестном направлении, посылает по их душу лояльные войска для ликвидации дезертиров. Притом что вражеские войска и командование, вопреки предположениям «выживальщиков», так же сохранили боеспособность, и воюют и с дезертирами, и с лояльными, не видя между ними разницы, т.к. все они практикуют тотальный геноцид местного населения.
  • «После» Андрея Круза — действие происходит в СССР через 15 лет после полномасштабной ядерной войны, случившейся в середине 80-х. Никаких ядерных пустошей, мутантов и вечной зимы: климат довольно быстро пришёл в норму, повышенный радиационных фон есть только на небольших площадях. А вот государственная инфраструктура оказалась разрушена: центральная власть ослабла, промышленность пришла в упадок, а организованная преступность подняла голову.