Слишком хорош для этого мира

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Too Good for this Sinful Earth. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
« Ты слишком бела. Невыносимо бела. Нельзя же мириться со всем подряд. Ты ничуть не опасаешься людской глупости и бестолковости. Помогаешь всем и каждому, пусть и понимаешь, что тебя используют. Стараешься придерживаться морали, пусть и понимаешь, что не вольёшься в коллектив. В общем, тебя не назовёшь ни святой, ни Матерью Терезой, ни просто хорошим человеком. Ты слепа ко злу. На свете так не проживёшь. »
— Сэндзёгахара о Ханэкаве, «Monogatari Series»
« Я устал, босс… Устал быть в дороге, одинокий, как воробей под дождём… Я устал, что у меня никогда не было друга, с которым можно поговорить о том, куда мы идём, откуда и зачем… Я устал, что все люди жестоки и беспощадны! Я устал от боли, которую я чувствую и слышу в мире каждый день… Это слишком много! Здесь, в голове, как будто осколки стекла. Каждый день! Ты можешь понять? »
— Джон Коффи, «Зеленая Миля»

Представьте себе такой мир, в котором господствует социальный дарвинизм, все заботятся только о себе, полно козлов и полных чудовищ, а вершиной добродетели является козёл с золотым сердцем. Те, кому не хватает ума, силы, жестокости и эгоизма, тут не выживают. Ну или ладно, просто некоторые места реального мира — этого вполне достаточно.

И тут появляется этот персонаж. Он очень добрый и душевно чистый, причём остаётся таким, сколько бы гадостей ни увидел. Помогает людям по мере сил, хотя может и не быть мессией, а помогать в основном близким (в силу своих возможностей).

Но, увы, ему не посчастливилось жить в таком мире. Он погибает либо из-за своей доброты (часто пожертвовав собой), либо по не связанным с ней причинам, но оставшись чистым.

Родственные тропы: Жертвенный агнец, Обыкновенный Дон Кихот, Несовместимая с жизнью доброта и Непоколебимая чистота.

Противотроп — Полное чудовище.

Примеры[править]

Театр[править]

  • Опера Пуччини «Турандот» — Лю. Просто Лю.
  • Опера Верди «Дон Карлос» — Родриго ди Поза, лучший друг главгероя, жертвующий ради него жизнью.
  • Тоже Верди «Риголетто» - дочь шута, Джильда. Риголетто понимает, как она уязвима, и оберегает ее, как может. Но не уберег.
  • «Билли Бадд» — Билли, конечно. Подсвечено стариком Датчанином: «Слишком хороший, в этом-то и беда».
  • «Король Лир» — Корделия, кто же ещё.
  • «Отелло» — конечно, Дездемона.
  • М. Ю. Лермонтов, «Маскарад» — Нина. (Неудивительно, ибо аллюзии на «Отелло» в «Маскараде» видны с первого взгляда.)
  • А. Островский, «Гроза» — Катерина.
    • Спорно. Слишком много мнений, в том числе академических, что Катерина совсем не хороша.
    • Последняя пьеса мастера «Не от мира сего» — именно то, что написано на упаковке.
      • Это о каком персонаже?
  • Вампилов, «История с метранпажем» — пародия на троп. Антигерой думает, что умирает — и ощущает себя представителем тропа, хотя не является им. А потом выясняется, что умирать ему не с чего и он ещё поживёт.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • «Юшка» Андрея Платонова — заглавный герой. Хотя подобные герои у Платонова и в других произведениях встречаются — уж очень любил автор показать скотами людей в целом, а как это удобней сделать, как не противопоставляя отвратное общество единственному светлому персонажу?
  • «Идиот» Достоевского — князь Мышкин.
  • «Колымские рассказы» Варлама Шаламова. Даже в этом мире зла и безнадёги светлые персонажи встречаются. Но долго не живут. Выживают те, кто сломался и стал подобен окружающей действительности[1].
  • «Отблески Этерны» — Оноре. После смерти даже был канонизирован.
  • «Страж» Пехова — Хартвиг. Вдобавок ещё и мессианский архетип.
  • Бычкова, Турчанинова, «Рубин Карашэхра» — Энджи в первой половине цикла.
  • «Пикник на обочине» братьев Стругацких — Кирилл Панов и Артур Барбридж. Молодые, симпатичные и самые идеалистично настроенные персонажи книги. Умирают в тех же главах, где они впервые были показаны.
  • Волкодав — Тилорн и Ниилит. Субверсия: в конце первой книги нашли спасение в параллельном, «безгрешном» мире. Причём Тилорну Волкодав потом прямым текстом запретил возвращаться: «Давно у Людоеда в подвале на цепи не сидел?!»
    • Тилорн, собственно, не из этого мира — он попаданец с Земли будущего (по-видимому, из общества, похожего на мир Полудня Стругацких).
  • «Отравленные земли» Екатерины Звонцовой — Бесик Рушкевич. Молод, альтруистичен, задавлен гиперответственностью и комплексом вины, еще и добрый пастырь. В очень недобром городе. Шансов просто не было.

На других языках[править]

  • Ганс Христиан Андерсен, «Девочка со спичками».
  • Виктор Гюго, «Отверженные» — Фантина и Анжольрас.
  • Чарльз Диккенс, «Лавка древностей» — Нелли.
  • Гарриет Бичер-Стоу, «Хижина дяди Тома» — Том и Ева.
  • «Трое в лодке, не считая собаки» — субверсия шутки ради. Фокстерьер Монморанси был таким очаровашкой, что, увидев его впервые, Джей подумал, что пёсик слишком хорош для этого грешного мира и наверняка скоро его покинет. Вытащив ангелочка из -дцатой по счету уличной драки и заплатив за -дцатого убитого им цыплёнка, Джей своё мнение переменил.
  • Маргарет Митчелл, «Унесённые ветром» — Мелани.
  • «Джельсомино в стране лжецов» Джанни Родари — Бенвенутто, не сидящий ни минуты. Перебрался в страну лжецов именно потому, что там самые зловредные власти/народ, а значит, больше людей нуждается в дружеской поддержке. За многие случаи оказания помощи окружающим расплачивался несколькими месяцами, а то и годами жизни. Буквально. Ибо стареет, когда сидит неподвижно, но остается в прежнем возрасте, когда стоит.
  • Стивен Кинг, «Зелёная миля» — Джон Коффи (см. эпиграф).
  • Геральт из Ривии и Йеннифер — чудом выбравшись из пасти большой политики, отправились совершать паладинский поступок (Геральт ещё и оправдывается, мол, это в последний раз). Подсвечено: они не мертвы, они отправились на Остров Яблонь.
  • «Песнь Льда и Пламени»:
    • Нед Старк. Человек невиданной чести. Настолько, что даже в дворцовых интригах говорит «иду на вы», а из-за жалости к бастардам королевы всё… потерял.
    • Джон Снегг Сноу. Весь в дядю: всё ради людей и мира во всём мире. Даже если твои собственные подчинённые не рады расширению концепции «защиты людей за Стеной» на «защиту всех людей вообще от древнего зла».
    • Ну, а Робб Старк? Не простил ближайшего союзника за то, что тот ухайдокал пару пленных. Полностью доверился названому брату. Женился на случайной пассии, наплевав на договор о династическом браке. Приносить извинения отправился лично. Итог? Ну, все в курсе.
    • Сир Родрик Кассель тоже подходит.
    • Да в принципе все Старки в той или иной мере подходят, просто некоторые оказались слишком уж живучими.
    • Давос Сиворт тоже чуть было не доигрался. Официально казнён в Белой Гавани. Потом выяснилось, что это была инсценировка.
    • Рейгар Таргариен — с фитильком, потому что о том, каким он был, мы знаем со слов либо ностальгирующих воздыхателей, либо злопыхающих завистников. Опять же, и ему случалось совершать морально неоднозначные поступки, пусть и из сугубо светлых побуждений, и не факт, что он бы с годами не уподобился папаше (а то тот в молодости тоже был хорош). Но по итогу с тем, что он был бы лучшим правителем, чем все, кто успел хотя бы попретендовать на железный стул на наших глазах, вместе взятые, приходится согласиться — просто потому, что быть лучшим правителем, чем эта орава лебедей и щук раком, не то чтобы очень сложно.
  • Примроуз Эвердин. Рядом только что произошла бомбардировка? Бегом помогать раненым!.. Чего-чего? Бомбы двойного действия? Ой…
  • Х. Рисаль, «Не прикасайся ко мне» — Мария-Клара.
  • «Князь Пустоты» — Серве. В этом мире вообще невозможно выжить не будучи конченой мразью.
  • Ю. Винничук, «Место для дракона» — добрый дракон Грицько.
  • Луиза Мэй Олкотт, «Маленькие женщины» — Элизабет. Всю книгу описывается как девочка не от мира сего, буквально спустившийся с небес ангел (судя по тому, что в 13-14 лет она играет в куклы, причем с каждой по очереди, а то кто-то из игрушек обидится, — там какой-то вариант ЗПР), крайне застенчивая и с очень слабым здоровьем. В 18 лет она просто ложится и умирает (в экранизации она умерла от болезни, но в книге это была именно потому-что-она-слишком-хороша-смерть — не такая уж редкость для литературы XIX века, кстати).
  • Sweet Valley High — Патриция Мартин. Выросла в неполной семье, с отцом-алкоголиком и сестрой-наркоманкой, о которых искренне заботится, при этом красавица, хорошо учится и является очень добрым человеком. Через пару книг после первого появления умирает от рака, причем даже на смертном одре думает прежде всего о том, как бы ее парень Стивен не слишком страдал после ее смерти.
  • Терри Пратчетт, «Плоский мир» — Моркоу Железобетонссон настолько добр и честен, что в его присутствии даже самым отъявленным преступникам неловко вести себя неподобающе. Даже Ангва, его девушка, иногда сомневается в его искренности и желании безвозмездно помогать всем и всегда, но взглянув в его лицо, тут же отбрасывает сомнения.
    • Леонард Щеботанский также очень честен и добр, и искренне недоумевает, как его изобретения может хоть кто-то использовать во вред, а не во благо. Да-да, вот эта здоровенная пушка именно что для подрывания гор, дабы построить прямой путь или добыть необходимые ископаемые, как это вообще можно использовать на войне?

Кино[править]

  • «Достояние республики» — Маркиз. Тут ещё поработала несовместимая с жизнью крутизна, но в целом — каковы шансы выжить в раннесоветской России у такого идеалиста, словно сошедшего со страниц приключенческого романа? Ноль целых ноль десятых. Он и сам, похоже, это понимает, судя по его последнему поступку.
  • «Беспредел» — Витя Мошкин (Филателист).
  • «Лабиринт Фавна» — непоколебимо чистая душой юная Офелия.
  • «Мост в Терабитию» — милая, красивая и добрая Лесли Бёрк.
  • «Строго на Запад/Медленный Запад» — юный племянник шотландского аристократа Джей Кавендиш в исполнении Коди Смита-Макфи. Отправляется за своей девушкой, отец которой вместе с ней пустился в бега, на Дикий Запад. Долго ли прожил бы нежный женоподобный романтик среди вооруженных головорезов всех мастей, кабы один из них не согласился стать его проводником? А так он дожил почти до самого конца и был по ошибке застрелен дамой своего сердца во время ожесточенной перестрелки с охотниками за головами.
  • Американский триллер 1998 г. выпуска «Кровавая луна». Приёмная дочь чернокожего детектива Чака Бэккера, красавица и умница Кэлли Вэллинг в замечательном исполнении Брэнди Силфае. Да, в конце концов, она к огромному сожалению, наверно всех смотревших этот фильм, становится жертвой маньяка — мастера боевых искусств Убийцы (Дарен Шахлаффи). Но добрая и любознательная красавица Вэллинг, уж точно не дева в беде. И перед гибелью, портит немало крови своему убийце.
  • «Эдвард Руки-Ножницы» — тут, конечно, Эдвард оказался лишь слишком хорошим для одного города, но вряд ли где-либо ещё история сложилась бы иначе.
  • «Защитнег». Просто Защитнег.
  • «Мираж» (2008 год, Россия) — рыжеволосая весёлая и добрая красавица-ботаничка Татьяна (Таня) Савосина (Наталья Наумова) примерно на 52-й минуте фильма получает метательный нож в гортань от одного из членов диверсионной группы восточных работорговцев. Почти сразу после этого всю группу лихо расстреливает из автомата «охотник за головами» Ловец (Дмитрий Марьянов), но зрителям остаётся лишь горестно вздохнуть — Савосина всё равно уже мертва. Правда, тут роковую роль для персонажа Наумовой сыграло её излишнее любопытство. Но всё равно — автору данной правки, как, думается, 99 % зрителей, Таню Савосину, было жалко до слёз. Очень уж положительный и располагающий к себе персонаж получился у Натальи Наумовой.
  • «Сезон чудес» — Кэролайн Фаунд настолько сияет жизнелюбием и позитивом, что, даже не читая синопсис, становится понятно — скоро мы с ней распрощаемся.
  • "Служили два товарища" - Некрасов. Убит Брусенцовым через несколько минут после того, как помешал Карякину убить Брусенцова.

Телесериалы[править]

  • «Игра престолов» — Мирцелла Баратеон и в книге была близка. А по сериальной версии — таки уже всё.
    • А через сезон — и её братишка Томмен. Бедняжка…
    • Ну и несчастную Ширен Баратеон как тут не вспомнить…
  • «Великолепный век. Кёсем» — с фитильком Хюмашах-султан. Не лишена, впрочем, некоторых недостатков, однако на фоне остальных персонажей крайне выгодно выделяется тем, что действительно является очень светлым, добродушным, благородным, бескорыстным и абсолютно незлопамятным человеком. За что и поплатилась, хоть и не летально.
    • А бедную Хандан забыли? Бесспорно, на фоне своих соперниц, особенно блистательной Сафие, она выглядит наиболее слабой, однако Валиде-султан она стала исключительно по воле случая (Махмуда, сына Халиме и любимого единокровного брата Ахмеда, убили по приказу Мехмеда III), а для гаремной жизни вообще мало годилась. Благородных, добрых, честных и совестливых людей там крайне мало: их либо «ломают», либо убивают. Хандан продержалась бы дольше, чем смогла, не погуби её обречённая любовь.
    • Наложницы Османа Акиле и Мелексима. Обе обладали добрым характером, ставили любовь выше амбиций, не строили другим пакостей и даже друг к другу не испытывали ненависти (даже действуют сообща в трудную минуту). И это при том, что конкурирующие наложницы, обычно, воевали без всякой пощады.
    • А уж в предыдущем сериале такими оказались Мехмед и Джихангир, единственные абсолютно положительные персонажи среди потомства Сулеймана Великолепного, если не считать умершей в детстве Разие.
  • «Детектив Раш» — как минимум две трети жертв «забытых убийств» именно таковы. В этом сериале регулярно убивают самых благородных, смелых, добрых и умных людей, борцов с несправедливостью. Нередко непосредственной причиной убийства становится их неравнодушие к чужой беде, неумение пройти мимо.
  • «Торчвуд» — Йанто Джонс был создан, чтобы страдать.
  • Вавилон 5 — Адира.
  • «Баньши» - куча персонажей. Можно сказать, что там для второстепенного персонажа не иметь злых или хотя бы аморальных намерений или тёмного прошлого - быть одной ногой в могиле.
  • Жертва в первой серии детектива «Бекстром»: парень из богатой семьи влюбился в стриптизершу, пытался вытащить ее с дна, отбить ее от наркоторговца - а та его подставила.
    • Подчеркнуто, его несколько раз называют рыцарем, и фамилия у него Персиваль.

Мультсериалы[править]

  • Avatar: the Last Airbender — вся нация Воздуха (хотя не факт).
  • Герои Энвелла — Вэлл. Спасает Моргарта от смерти (хотя он об этом не просил и вообще ему ничего не угрожало), позволяет ему втереться к себе в доверие и выдаёт важную информацию, что приводит к геноциду её народа. После этого учится на своих ошибках и становится немного подозрительнее, но в конце концов всё равно жертвует собой.
  • RWBY – судя по всему, этим тропом описывается Саммер Роуз. Кроу, тоскующий по ней товарищи по команде, прямо называет ее "лучшей из всех нас"; он же отмечает, что Руби, страдающая синдромом хронического героизма, очень похожа на мать; Рейвен, убежденная социал-дарвинистка (и при этом одновременно законченная трусиха) призрительно отзывается о словах Руби о том, что вместе можно победить Салем "Ты совсем как она"; глав злодейка Салем тоже это отмечает на заявление Руби, что они смогут ее остановить не смотря на бессмертие "Твоя мать говоря мне тоже самое. И тоже БЫЛА неправа..."

Аниме и манга[править]

  • Legend of the Galactic Heroes — Зигфрид Кирхайс. О его отсутствии в этом мире сокрушаются едва ли не все персонажи. Со стороны Альянса и в меньшей степени — пацифистка Джессика Эдвардс.
  • Берсерк — старый купец и его дочь, решившие подвезти Гаттса во второй главе саги.
  • Дороро — Мио и дети, о которых она заботилась. Слишком хороши для периода Эдо.
  • Fist of the North Star — Токи, во все поля. Он может убить кого угодно даже не касаясь, но вместо агонии дарит врагам несколько секунд блаженства перед смертью. Он мог бы, по примеру старшего брата, завоёвывать постапокалиптический мир, но предпочитает своими талантами лечить слабых и больных. Он был главным претендентом на роль преемника Хокуто, но отдал эту перспективу вместе со здоровьем, когда спасал Кенширо и его невесту от последствий ядерного взрыва. В конце-концов, он даже внешне — чистой воды Иисус Христос. Разве только покрепче.
    • Шу и Фудо по доброте не сильно отстают от Токи.
  • JoJo's Bizarre Adventure
    • Если верить Дио, то таковой была его мать. Добрая женщина, которую свёл в могилу папаша-упырь.
    • Джонатан Джостар — мало того, что истинный джентельмен и пацифист, так ещё после всего того, что с ним сделал Дио, тот перед смертью обнял его! Причём даже Дио это явно прочувствовал.
  • Trigun — Вэш "Ураган", неисправимый пацифист в мире, где каждый старается его убить.
  • Vinland Saga — Арнейс.
  • The Heavenly Yard/Хроники Эвиллиоса — Микаэла и Аллен Авадония.
    • Хотя с Алленом спорно. Он без колебаний выполнял приказы сестры-тирана, впервые ослушавшись её только в ситуации, угрожающей жизни человека, в которого он влюблен.
    • Мишель Марлон и Нёзе Окто.
  • One Piece — королева русалок Отохимэ.
  • Твоя апрельская ложь — СПОЙЛЕР — нет, серьезно, большой спойлер всего.
  • Shingeki no Kyojin — Марко — только непоколебимая чистота позволит человеку, который услышал слишком много о планах убийц, не бежать сломя голову как можно дальше, чтобы передать своим, а обратиться к этим самым убийцам за разъяснениями. Финал предсказуем.
  • Mahou Shoujo Ikusei Keikaku — Нэмурин (помогала людям в их снах, хоть это и не позволяло ей набирать очки, необходимые, чтобы не вылететь из игры), Сестра Нана и её подруга Вейс Винтерпризон (пытались остановить начавшуюся резню), Скоростная (просто хорошая девушка, которой ещё и не повезло быть беременной на момент разборок между волшебницами).
  • Mo Dao Zu Shi — с прикрученным фитильком Цзян Яньли. Не лишена некоторых недостатков, но на фоне того дурдома, что представляла из себя ее семья(мамаша и брат в особенности), выделяется тем, что действительно являлась очень доброй и заботливой девушкой, безусловно любящей своих близких и готовой защищать их по мере возможностей. За что и поплатилась.
    • Сяо Синчень. Всего лишь хотел сделать мир лучше, а в итоге зашел за горизонт отчаяния и покончил с собой.
    • С прикрученным фитильком Вэй Усянь.
  • Shingeki no Bahamut — Мугаро.
  • Hai to Gensou no Grimgar — Минато. С самого начала был лучшим почти во всём и тратил все силы на благо команды. Оказался настолько хорошим лидером, что герои вспоминают его и сравнивают себя с ним (в его пользу) на протяжении всего аниме. К сожалению, стремление излечивать товарищей от всякой раны не думая о своих силах стоило ему жизни.
  • Shaman King — Асаноха.
  • Neon Genesis Evangelion — в фандоме даже есть соответствующий мем «Каору умер за наши грехи». Впрочем, в манге он невольно производит совсем другое впечатление.
  • Fullmetal Alchemist — Маэс Хьюз. Любящий муж, отец, друг и замечательный человек. Погиб при исполнении и был посмертно награжден рангом бригадного генерала. Его похороны — один из самых трагичных моментов во всем аниме.

Видеоигры[править]

  • Detroit: Become Human — Коннор. Несмотря на то, что RK800 был создан для работы в полиции и потому достаточно хорошо представляет себе широкий спектр жестокости, преступлений и несправедливости, он не понимает элементарных ругательств, безропотно позволяет себя унижать и даже не совсем понимает, что над ним злобно шутят (впрочем, до поры до времени — по заслугам обидчик при определенном выборе игрока ближе к финалу игры все-таки получит). Собственно, девиантом Коннор становится под грузом впечатлений, полученных во время расследования.
  • Metro 2033: fear the future — кошмарные двухметровые гуманоиды Чёрные, внезапно, на все 100 % попадают под троп, и вынесенная в эпиграф к статье цитата лучше всякого описания характеризует эту новую человеческую расу, до последнего верившую в людей и уничтоженную ракетами в каноничной концовке игры.
  • Metal Gear Solid 3 — прекрасная Босс, самый идеалистичный, благородный и сильный духом персонаж всего цикла. В равных долях с несовместимой с жизнью крутизной и профессиональным риском ментора.
  • MOTHER 3 — Хинава, матерь главного героя Лукаса — добрая, заботливая женщина. Погибает буквально в первой главе от зубов Меха-драго, чтобы показать, насколько жестоки Свиномордые.
  • Heroes of Might and Magic IV — Эмилия Найтхевен, что неоднократно подсвечивается. В конечном итоге жертвует собой, хоть и с фитильком: после финального боя лишается способности ходить.
  • Fallout — Последователи Апокалипсиса, самая благородная и самоотверженная организация, но их помощь используется во вред, злодей вышел из их рядов, в результате их винят во всех бедах и притесняют. А еще им регулярно не везет с концовкой.
  • The Walking Dead: A New Frontier — Мариана. Главный герой может сказать об этом брату почти дословно.
  • LISA RPG — Рандо. Просто Рандо.

Визуальные романы[править]

Примечания[править]

  1. Этим Варлам Тихонович и отличался: не пытался выставить себя рыцарем на белом коне, которого колымские лагеря только закалили и возвысили. Правду писал.