Мессия
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья All-Loving Hero. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Ну почему этот дурацкий маг не может говорить, как все люди?! Почему ты все время ждешь от него одних слов, а он говорит совсем другие? Да такие, что начинает казаться, что это не с его речами что-то не так, а с тобой, да и со всем вокруг, и что творится нечто неправильное, а может, и постыдное… ведь он ничего особенного и не говорит, не проповедует, не упрекает! | » |
— Элеонора Раткевич, «Рукоять меча» |
« | Он не умеет манипулировать людьми. (…) Он постоянно говорит не то и не так. (…) Он сам постоянно обрывает ростки едва появившегося успеха. |
» |
— Оттуда же |
Определяющие черты этого героя — благородство, идеализм, вера в добро и беззаветная, искренняя, не имеющая никаких разумных объяснений любовь ко всему живому. Герой-мессия никогда не оставит никого в беде, не предаст и не нанесёт удар в спину, зато всегда спасёт котёнка, поддержит слабого, утешит обиженного, в конфликтных ситуациях старается решить дело миром (хотя ничто не мешает герою быть при этом крутым) и непременно пощадит побеждённого врага. Мессия всегда очень харизматичен: разговор с ним воодушевляет хороших людей на подвиги, а в закоренелых мерзавцах пробуждает совесть, и они, плача, начинают каяться и просить прощения. Серьёзно. То ли это личная харизма героя на всех так действует, то ли в самом деле даже в самой прожжённой сволочи есть искра добра — кто знает. Но факт есть факт: когда мессия произносит пафосные речи о победе добра, это не выглядит смешным, все его/её многочисленные друзья неколебимо верят в него/неё, и даже антигерои и злодеи останавливают свои сомнительные предприятия для того, чтобы, по крайней мере, узнать, какую, чёрт побери, траву курит этот парень/эта девица, и почему у него/неё всегда всё получается! Особо циничные компаньоны мессии могут высмеивать его/её идеализм, но рано или поздно они тоже проникнутся и пойдут за ним/ней в огонь и воду.
Естественно, основное занятие мессии — всех спасать и защищать, временами в галактических масштабах. Естественно, у мессии это получается, нередко путём героического самопожертвования, потому что мессия пребывает в глубокой убеждённости, что его/её собственная жизнь — невеликая цена для того, чтобы добро победило.
В большинстве случаев персонаж-мессия — главный герой или, по крайней мере, важный для сюжета. Только хороший автор может изобразить мессию так, чтобы он получился более-менее реалистичным, а у аудитории не свело скулы от передоза идеализма. У плохих авторов вместо этого получается Мэри Сью.
Типаж мессии (и само название) обязаны своим появлением Библии, но герой-мессия необязательно является мессианским архетипом, хотя эти две категории нередко пересекаются.
Существует и противоположный троп — Тёмный мессия. И лжемессия про жулика.
Где встречается[править]
Религия и мифология[править]
- Это определение самого Иисуса Христа (собственно, «мессия» — это греческая транскрипция еврейского «машиах», из которого в переводе получается как раз «Христос»). Тот, кто учил «Возлюбить Господа всем сердцем своим, всею душою своею, всем разумением своим и всей крепостью своей…», «возлюби ближнего своего, как самого себя» и любить своих врагов. Поводом для гнева у Иисуса является отсутствие любви к окружающим и распространение заблуждений.
- Гуаньинь из буддийского и восточноазиатского фольклора. Он/-а настолько полон/-на сострадания, что это на самом деле делает его/её удивительным в том, что он/-а делает.
- Бальдр из скандинавской мифологии.
Литература[править]
- Виктор Гюго, «Отверженные»:
- Жан Вальжан.
- И епископ Мириэль, благодаря которому Жан Вальжан и совершил поворот направо. После смерти, как пишет Гюго, попал в рай.
- Ф. М. Достоевский обожал этот типаж: Соня Мармеладова («Преступление и наказание»), князь Мышкин («Идиот»).
- Иван Лажечников:
- «Последний новик» — Катерина (Кете) Рабе, счастливо удочерённая добрым пастырем Эрнстом Глюком.
- «Ледяной дом» — Наталья Андреевна Волынская, эталон супружеской верности.
- «Басурман» — заглавный герой, Антон Эренштейн.
- Герман Мелвилл, «Билли Бадд, фор-марсовый матрос» — Билли.
- Дж. Р. Р. Толкин:
- «Сильмариллион»: Финрод Фелагунд.
- «Властелин Колец»: Фродо и Арагорн.
- Братья Стругацкие, «Отягощённые злом» — деконструкция. Там мессия таков, что авторов обвиняли в сатанизме, а он всего-навсего устал и измучился. С другой стороны, мессией можно назвать Г. А. Носова, великого учителя.
- Терри Пратчетт, Плоский Мир: пророк Брута из «Мелких богов».
- Моркоу Железобетонссон из цикла о Страже. В начале цикла в чистом виде, дальше — практически деконструкция.
- Элеонора Раткевич, цикл «Деревянный меч». В первой части («Деревянный меч») главный герой Кенет не более чем начинающий воин и маг… но задатки мессии уже налицо. Во второй части («Рукоять меча») Кенет возвращается уже полноценным мессией. А в третьей части («Меч без рукояти») Кенет скорее камео и элемент обрамления, он там почти никак себя не проявил.
- Ник Перумов, «Семь зверей Райлега» — Тёрн из народа дхуссов, не дхусс-воин-бард-маг и философ, в финале жертвует собой и становится богом.
- Гарри Поттер же!
- Олди, «Путь меча» — Чэн и Единорог, научившиеся общению между Блистающими и людьми, принимать в фехтовании в равной степени и красоту, и жестокость, предотвратившие войну между Шулмой и Кабиром. В эпилоге оказывается, что сыграно ой-ой как с фитильком: в Кабире из-за страха перед Шулмой забыли древнюю культуру и начали гражданскую войну с окончательно поехавшими ассасинами, а напоследок ещё и изобрели огнестрельное оружие, чтобы точно не дать Блистающим ни единого шанса сохранить мир своим.
- Антон Орлов, «Тина Хэдис»/«Сонхийский цикл» — Поль Лагайм. Среди всех персонажей весьма разностороннего сеттинга отличается безупречной моральной чистотой, всегда помогает ближнему, и даже отъявленному мерзавцу Лиргисо общество Поля идёт на пользу. Объяснение: Поль не просто человек и даже не экстрасенс небывалой силы, он Страж Мира — сущность, равная богам, но иной природы.
- Александр Сегень, Солнце земли Русской — Александр Невский. Он, конечно, этому званию, так сложилось уж исторически, особо не соответствует, но в данном романе добавляемые обычное ему мессианские качества подчеркиваются, так чтобы создавалось впечатление, что его не впоследствии причислили к лику святых, а он изначально таким был. У него нет никаких недостатков, его все любят и восхищаются им, даже злейший враг, магистр тевтонского ордена Андреас Вельвен, встретившись с Александром, в какой-то момент хотел перейти на его сторону (а несколько его рыцарей и перешли). Собственно, о том, что Александр послан небесными силами защищать Русь, в этой книге и говорится почти прямым текстом. Тем более, что ему приходится сталкиваться и с вполне реальными происками злых сверхъестественных сил. Как будто мало еще шведов, немцев, а в перспективе — монголов.
- Если кто из исторических личностей и способен, с точки зрения романистов, сравниться в данных качествах с Александром, так это Михаил Скопин-Шуйский, полководец Смутного времени. По крайней мере, чисто мессианские качества ему приписывали в своих произведениях авторы прежних времен — О. Шишкина, Ф. Зарин-Несвицкий, Н. Кукольник. Тоже подчеркивают военные и дипломатические таланты своего героя, необычное влияние его на людей, умение их вдохновлять и пробуждать патриотизм. Показано, что Михаила не просто обожают все, даже бывшие противники, но готовы не только идти в бой под его началом, и к тому же мечтают видеть его царём, и даже воспринимают как чуть ли не высшее существо, ангела небесного. До конца, правда, свою мессианскую роль Скопин-Шуйский исполнить не успевает — его отравили раньше, чем успел закончить войну.
- Дэн Симмонс, «Эндимион» — Энея.
- Дэвид Эддингс, «Белгариад» — мессианство ровным слоем размазано по четырём персонажам:
- Белгарат, предок и ментор главного героя;
- Отчасти и сам главный герой — Белгарион;
- Его юная невеста (а впоследствии супруга) Се’Недра
- Дочь Белгарата Полгара.
- Беккер, цикл «Второй Апокалипсис» — много, больших и разных. Майтанет для Тысячи храмов, Икурей Конфас для Нансурской империи, Малахет для кишаурим. Но всех конечно переплюнул Анасуримбор Келхус. Впрочем, их наработки он тоже использовал.
- Александр Алон, деконструкция в «Машиах»:
« | …В одно мгновенье буйный рёв |
» |
- Пространство — Джеймс Холден (самопожертвование в финале прилагается). Чуть ли не эталон.
Театр[править]
- Дж. Пуччини, опера «Турандот»: Лю.
- Дж. Верди, опера «Дон Карлос»: Родриго ди Поза.
- Дж. Б. Шоу, «Обращение капитана Брасбаунда»: леди Сесили Уайнфлит.
- Б. Брехт, «Святая Иоанна скотобоен» — инверсия и при этом не противоположный троп: Иоанна Дарк, лейтенант благотворительной организации «Черные капоры», ведет себя практически по всем правилам тропа, и именно это играет на руку мясникам-капиталистам против бастующих рабочих. В финале приходит к выводу, противоположному ее прежним проповедям: «Ибо поможет лишь насилие там, где царит насилие. И помогут лишь люди там, где живут люди».
Кино[править]
- «Звёздные войны»: Люк Скайуокер в старой трилогии. С учётом «расширенной вселенной» — эталон влияния и могущества в рамках тропа для Галактики в целом.
- Его отец в трилогии приквелов казался этим, но в итоге отыграл противотроп.
- В новой трилогии — Рей, Копиркина Люка. Достаточно сказать, что она без колебаний бросилась искуплять и спасать Кайло Рена, на которого после всего, что он наколбасил, махнула рукой даже собственная мать. Увы и ах, реализована как троп столь же бездарно, сколь безуспешно диснеевцы «лепили» на неё всю мыслемую и немыслемую «сьюшность».
- Его отец в трилогии приквелов казался этим, но в итоге отыграл противотроп.
- «Эта прекрасная жизнь»: Джордж Бейли.
- «Матрица»: Нео.
- «Кинематографическая вселенная Marvel»: Капитан Америка.
Телесериалы[править]
- «Баффи — истребительница вампиров» (1997) — Баффи.
- «Игра престолов» (2011) — сперва Арья, потом Дрогон.
- Marvel Cinematic Universe — Сорвиголова и Люк Кейдж.
Мультсериалы[править]
- «Аватар: Легенда об Аанге» — аватар Аанг.
- Lilo & Stitch: The Series — Лило со своей идеей оханы сумела перевоспитать почти всех инопланетных экспериментов. А также косвенно Джамбу, Пликли и Ганту.
- My Little Pony — героиням регулярно приходится брать на себя роль мессий по зову Карты Дружбы (впрочем они выполняли эту функцию и до появления Карты).
- «Трансформеры» — Оптимус Прайм. Педаль в пол, потому что в каждом воплощении ещё и героически жертвует собой, а потом воскресает. Некоторые фанаты даже шутят [1] про сходство Оптимуса с Иисусом.
- Miraculous — сама Леди Баг.
- Lolirock — Ирис и две её союзницы.
Комиксы[править]
- Супермен.
- Transformers: Оптимус Прайм.
- Капитан Америка.
- Человек-Паук.
- Люди-икс— Циклоп.
Аниме и манга[править]
- Angel Sanctuary — Сецуна Мудо. Несколько нестандартный Мессия — поначалу всячески отказывается признавать себя таковым и упорно игнорирует своё предназначение, сосредоточившись исключительно на поисках своей возлюбленной младшей сестры Сары. Только после того, как многие члены повстанической группировки Небес «Anima Mundi», а также их глава — лидер чина Престолов Зафкиэль — принесли себя в жертву ради спасения жизни ГГ и в угоду его интересам, а его друг — Кира Сакуйя — оказывается Люцифером и показывает своё истинное лицо, Сецуна, наконец, принимает уготованную ему роль Мессии и отправляется на высший уровень Небес — Ацилут, чтобы окончательно раскрыть все секреты Бога-Творца, Его ангелов и узнать истинную причину существования вселенной. Примечательно также и то, что Мудо не слишком страдает «нарутотерапией», а даже если и пытается прочесть лекцию или выступить с речью, это ему не слишком удаётся — лекции, зачастую, игнорируется, а произнести речь просто-напросто не получается — не хватает ораторских навыков.
- Naruto — собственно, сам Наруто со своей «нарутотерапией» (то бишь, целенаправленной промывкой мозгов противнику путем чтения лекции о важности дружбы и мира во всем мире, в результате которой даже самый отъявленный негодяй становится няшкой и примыкает к рядам положительных героев). Сработало впрочем не на всех, и в большинстве случаев только после собственного разочарования или сомнений со стороны злодея в правильности своих действий.
- Bishoujo Senshi Sailor Moon — Усаги Цукино.
- Senki Zesshō Symphogear Хибики Тачибана. Не хватает, разве что, крыльев (которые, впрочем, появляются у нее в некоторых боевых режимах). Это учитывая, что при этом она является самой могущественной из носителей симфоброни, способной разрывать полубожественных врагов голыми руками и получившей от чу-чу грозное прозвище «Кулак убийцы богов».
- Tegami Bachi — главный герой Лаг Сиинг.
- Trigun: Бешеный Вэш.
- «Навсикая из Долины Ветров»: Навсикая.
- «Принцесса Мононокэ» — Аситака.
- Для тебя, Бессмертный — Фуши. Из безмозглого магического существа постепенно превратился в героя с очень тонким пониманием грани между добром и злом, ценящим своих друзей превыше всего, чувствующим чужую боль и стремящимся спасти все живое. При этом легок и прост в общении и совершенно равнодушен к почестям и даже собственному культу, который основали люди, считающие его действительно впечатляющие сверхспособности божественными…
- Тетрадь дружбы Нацумэ — главный герой Такаши Нацумэ.
Видеоигры[править]
- Messiah — играем мессией в образе ангелочка, способного вселяться в людей.
- Mass Effect — капитан Шепард в «героическом» модусе.
- Quest for Glory — волшебница Эрана и протагонист-Паладин.
- Fallout — если хорошо себя вести, можно получить именно такую репутацию.
- Gothic — главный герой — Избранный Инноса.[1] Иисус тождественен Адаму как второй Адам — вот точно так же и главный герой-Мессия тождественен Первочеловеку своего мира.
- Warcraft — Тралл — мессия орков, устроивший их исход в Калимдор. Его изначальное, данное родителями, имя — Гоэль. Это израильское имя, переводимое с иврита как «избавление» или «избавитель». Некоторые фанаты называют его «зелёный Иисус»[2]. Хотя учитывая аллюзии, правильнее было бы «Зелёный Моисей».
- Dark Messiah of Might and Magic — инверсия. Здесь есть Мессия. И есть пророчество. Вот только миссия этого Мессии — не спасти мир, а наоборот, уничтожить его. Правда, строго говоря, это другой троп. Противоположный.
- И этой мессией оказался Сарет. К счастью, в каноничной концовке он отказывается выполнить волю своего адского (в буквальном смысле) папаши.
- Touhou Project — Бякурен Хидзири, Ёкайский Иисус.
- Ultima, начиная с четвертой части — главный герой, Аватар.
- Undertale — протагонист на Истинном Мирном Пути. Всех прощает, со всеми заводит дружбу и даже в финальной битве с Азриелем обретает истинное бессмертие.
- А вот в Пути Геноцида он становится объектом противоположного тропа.
- Подсвечено это внутриигровым лором. Герб королевства монстров является изображением Ангела, который придет в это подземелье и «очистит» его. Как пройдет «очищение», зависит от решений игрока.
- А вот в Пути Геноцида он становится объектом противоположного тропа.
- Super Mario — Розалина и Пич.
Визуальные романы[править]
- Fate/Stay Night — Эмия Широ. Вообще, чем более поздний сценарий, тем меньше в нем остается мессианства: в первой он без сомнений следует за Добром с большой буквы, во втором сохраняет свои идеалы, но начинает понимать, что не может спасти ВСЕХ, и иногда нужно выбрать меньшее зло, в третьем же получает удар под дых, когда оказывается, что меньшее зло — это смерть его возлюбленной. Тем не менее, параллельно прибавляется мессианских поступков: во втором убеждение Арчера (разочаровавшуюся и озлобленную версию Широ из будущего) в идеалах героизма, а в третьем — героическое самопожертвование как нормальная концовка.
- Обращаем ещё внимание вот на что. В том таймлайне, где он все-таки стал Арчером, он был казнен людьми, которых спасал. И Слово Божие гласит, что ему на тот момент было «чуть больше тридцати лет». Уж не 33 ли?..
- Monster Girl Quest — главный герой Лука с его синдромом хронического героизма и стремлением сделать мир лучше путём примирения людей и монстров.