Все оттенки серого

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Ни один из основных персонажей не является объективно добрым или злым
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Grey and Gray Morality, A Lighter Shade of Grey. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Гораздо легче воспринимать мир в чёрно-белом цвете. А серый… Я не знаю, что делать с серым. »
— Гаррус Вакариан, Mass Effect 2
« В мире не бывает абсолютного зла. Всякое злодеяние может кому-то помочь. Это правило справедливо во всех случаях. С другой стороны, добро всегда ранит кого-то. Пусть и говорят, что нет ничего абсолютного в этом мире, это правило так же касается добра и зла. »
— Рока Нумати, «Monogatari Series»

Чёрно-белая мораль: это когда в истории присутствуют Добро и Зло с Большой Буквы.

Чёрно-серая мораль: воплощённого Добра нет, но точняк есть Зло, по сравнению с которым всё остальное — не Зло, а так, злишко.

Бело-серая мораль: В истории воплощённое Добро есть, но нет воплощённого Зла.

А серо-серая мораль — это когда ни одну из противоборствующих сторон нельзя назвать ни Добром, ни Злом, да и вообще в пределах мира нет чёткого нравственного ориентира, позитивного или негативного. В качестве протагониста, как правило, антигерой, в качестве антагонистаантизлодей.

Что это даёт? В первую очередь бо́льшую реалистичность. Ведь в реальной жизни крайне редко одна из сторон состоит из ангелов, а вторая — из демонов. На обеих сторонах люди, обременённые недостатками. Или эльфы. Или орки…

Затем, это позволяет показывать многогранные характеры и разнообразить взаимодействие между ними. А значит — туже закрутить интригу, которая в ином случае свелась бы к примитивной победе беленьких над чёрненькими, или ещё более примитивной — чёрненьких над чёрненькими же. В случае «всех оттенков серого» аудитория до конца мучается вопросом «кто же всё-таки победит?» — как вот сейчас читатели Мартина.

Кроме того, в рамках такой морали светлые чувства не вызывают передоза и выглядят гораздо органичнее. Любовь, дружба, самопожертвование здесь не изменяют мир, но дают силы ежедневно и ежеминутно переносить его грязь. Родственный троп: Безразличие природы — на самом деле животные убивают только чтобы выжить.

Примеры[править]

Театр[править]

  • Н. В. Гоголь, «Ревизор» — классика жанра. На школьных уроках литературы детям рассказывают, что в этом произведении нет ни положительных героев, ни злодеев.
  • М. С. Салтыков-Щедрин, комедия «Смерть Пазухина» — «Господа! представление кончилось! Добродетель… тьфу бишь! порок наказан, а добродетель… да где ж тут добродетель-то!»

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Н. В. Гоголь, «Мёртвые души» (том 1) — писатель представляет нам галерею не слишком приятных человеческих типов: тунеядцы разных видов и сортов, мошенники, глупцы, психически больные люди.
  • М. Е. Салтыков-Щедрин, «Господа Головлёвы». Арина Петровна, несмотря на жестокость, единственный цельный и деятельный человек в семье, а Иудушка остается один расплачиваться за грехи своего непутевого семейства. Однако их антагонистов и жертв тоже белыми не назовешь — непутевый бездельник и транжира Степан, горький пьяница Павел, растратчики Петя и Володя, особы довольно нетяжелого поведения Аннинька и Любинька (начали с актрис в пошлых пьесах, закончили банальными содержанками), да и Евпраксеюшка, «девица духовного звания», т. е. дочь священника (!) — ничтоже сумняся, согласилась на блудное сожительство и прижила ребенка с Иудушкой буквально за объедки с барского стола и возможность тырить съестное из кладовых.
  • Юлиан Семёнов и его цикл романов об Исаеве-Штирлице вкупе с произведениями по мотивам. Автор, описывая различные конфликты и место Штирлица в них, старается максимально объективно дать срез мотивов каждого персонажа, участвующего в событиях романов, вне зависимости от стороны, за которую он играет. Откровенно черными выведены члены ОУН-УПА в «Третьей карте» и усташи в «Альтернативе» и далеко не без причин. Да и главному герою по профессии положено шантажировать, врать, устраивать диверсии во благо своей Родины. Что характерно, его основными противниками являются коллеги по цеху, в принципе схожие по мышлению и образу действий со Штирлицем.
  • А. Бушков:
    • «Пиранья»: противники Кирилла Мазура — главным образом такие же солдаты, просто выполняющие приказы. В крайнем случае — злодеи-прагматики. Только в самой первой книге, «Охота на Пиранью», появляется полное чудовище в роли ГлавГада — олигарха «Прохора», любителя охоты на людей. Правда, в сиквеле автор указывает, что «Прохор» был по сути марионеткой спецслужб в их масштабных играх престолов (по итогам которой они собирались посадить на пост президента США мафиозную креатуру).)
    • Трилогия «Антиквар». Протагонист — торгаш-прагматик, не видящий ничего плохого в скупке краденого, обмане «лохов» и уклонении от налогов, но какие-то принципы у него есть («Во всем должны быть правила, этикет… да ладно, понятия. Заполучить антиквариат сугубо насильственным путем — это глубоко неправильно. Так дела не делаются»). В отличие от антагонистов, которым ничего не стоит подсыпать дури вдове художника или кинуть брата-подельника.
  • Лукин, трилогия «Слепые поводыри», «Миссионеры», «Разбойничья злая луна». Попаданцы-прогрессоры, одержимые идеей защитить мирную цивилизацию полинезийцев от геноцида европейскими колонизаторами, превращают её в милитаристическую технократию. Захватчики получают свои двести двадцать, но полинезийцы сами становятся колонизаторами и через двести лет подчиняют себе и истребляют потомков европейцев, бежавших в Африку.
    • Ну, всё же не столько защитить полинезийцев, сколько сделать Н-НА ТЕБЕ! евроатлантической цивилизации, устроившей протагонистам лихие девяностые. Идейный базис с «защитить» подведён несколько позже.
    • Приквел «Слепые поводыри» с идеей «мести» за 1990-е был написан после «Миссионеров» и «Разбойничьей злой луны», так что идея защиты полинезийцев от европейцев всё же первична.
  • Алексей Пехов любит этот троп.
    • «Хроники Сиалы» — ГГ — вор, который не гнушается лить кровь. Авендум — просвященная монархия, с кучей скелетов в шкафах. Черный Властелин Неназываемый на проверку оказывается не таким уж и черным, и его создание во многом дело рук Ордена Магии прошлого. Орки — местный эквивалент эльфов-экотеррористов. Сами эльфы — те еще сукины дети, хотя и наши.
    • «Цикл Ветра и Искр». Центральные персонажи — банда маргиналов из бывших наемных убийц и магов-отступников. Башная Ходящих, местных «светлых магов» — огромное гнездо гадюк. Большинство Проклятых — антизлодеи, зашедшие слишком далеко и проигравшие войну. Некроманты Сидса — люди рачительные, с кучей стандартов поведения.
  • Юрий Брайдер, Николай Чадович, «Гражданин преисподней» — есть однозначно плохие (семейка каннибалов), но большинство персонажей и организаций — весьма серые (включая и «ууууу, какие мы злые!» Темнушников). И протагонист едва ли «добрый».
  • Сергей Мусаниф, «Цвет мира — серый». Именно то, что написано на упаковке. Единственные, кто тянет на злодеев — фанатики из Брекчии. И то, с учётом блицкрига Черного Гарриуса, неудивительно что пошла радикализация местной теократии.
  • Кудрявцев, «Клятва Крысиного короля». Участники: два могущественных и пытающихся досадить друг другу волшебника, пытающихся владеть одни и тем же белым драконом, сам белый дракон, который при обоих вариантах будет сидеть в клетке и на цепи (и потому хитрит, если есть возможность сбежать, или хамит и угрожает в остальных случаях), новая знакомая главного героя, рассчитывающая с его помощью выбраться из передряги, кот (без комментариев) и протагонист, которого один из волшебников заставляет украсть дракона у второго, угрожая в противном случае уничтожить город и сородичей ГГ. Причина для уничтожения ГГ, Крысиного короля, и всего города крыс вполне обоснована: правителю, тому самому волшебнику, каждый день поступают жалобы на совершённые крысами кражи.
  • Александр Афанасьев, цикл «Период распада» - практически все персонажи (да, даже ряд исламистов, саргорд Арад Бешехти, к примеру). Что логично, поскольку центральными фигурами посвящённой войне книги являются солдаты.
    • То же самое можно сказать о цикле «Бремя Империи» и прочих книгах этого автора: «Эра джихада»/«Ликвидатор» (о терроризме в мире и в России), «Линия разлома»/«Белорусский набат» (о конфликте в сопредельном государстве) и других.
  • Олег Авраменко:
    • «Реальная угроза» — фашистский (и это, в общем-то, признают вообще все, кто хоть немного в курсе) заговор адмирала Шнайдера против законных властей Октавии? При этом у сына адмирала не отобрали ничего, дали получить престижную профессию (единственное — не дали поступить в ВКС). Рядовых участников — просто поувольняли из ВКС (и не мешали в Астроэкспедицию поступать). Сам Адмирал — бежал и захватил власть в другом мире. Занялся экспортом природных ресурсов с зачислением на свои личные счета. А затем — спровоцировал подготовку второго заговора на той же Октавии а затем — сдал его властям. С другой стороны — ДВА заговора меньше чем за 30 лет, откуда столько рядовых участников то взялось? Может быть что-то с властями Октавии не так? При этом адмирал то новым миром правил вовсе не силой, «природный ресурс» просто не растет в других мирах, личный счет — а потому что планеты официально не существует а как потребовались — эти средства пошли на создания флота для защиты планеты. Второй заговор — для получения лояльного персонала для этого флота.
    • «Цикл об Источнике Мироздания» — Мирдинн. С Хаосом и его Хранителем был последний Рагнарек, да и Отцом Лжи его не зря прозвали, Артура он подставил но хоть дал шанс выжить. Дейдра выжила почти случайно. Еще под полтысячи магов…его это — не интересовало. А цели вполне себе благие. Мир спасает. Старая Хозяйка Источника Вивиана (насколько помню) — тоже в прошлом мир спасала…ну как понимала так и спасала. Диана — Смерть — это не конец была Хозяйкой и действовала на основе холодной логики, сама потом ужасалась. А еще можно вспомнить почему Земля Юрия Великого сгорела в огне термоядерной войны (просто кое кто слегка запаниковал). Кевин — Рику (и Анхеле) становится понятно что он собирается стать Императором Галактической Империи. И работал над этим уже давно. Реакция? А предложить небольшую корректировку планов — пусть с их родной планеты начинает, а то что для этого надо менять Конституцию и посадить Анхелу на трон (она и так руководит планетой но для этого плана надо именно корону), при этом менять Конституцию под конкретную личность — прямо запрещено, ну так и что?.
  • Алексей Герасимов, цикл «Нихт Капитулирен». В отличие от большинства историй о попаданцах, «свои» здесь не являются светочем добра и просвещения. Третий рейх, несмотря на полученную информацию, всё ещё достаточно расисткое государство, старающееся втёмную использовать всех соседей. СССР — вполне себе тоталитарная держава образца 1930-х годов, без красоты, но и без заскоков. (это как - образца 1930-х и без гулагорабов?) Союзники — у них свои интересы. В общем, все как в реальной жизни. Ничего личного — но Родина превыше всего.
  • Юрий Нестеренко:
    • «Время меча». Хотя Элина (ГГ) — воспитанная на рыцарских легендах юная идеалистка, изначально воспринимающая мир как чёрно-белый, на самом деле он таковым не является. У каждой из сторон своя правда. Да и самой Элине приходится со временем убедиться, что рыцарские идеалы плохо совместимы с суровой реальностью (в частности, ей приходится убивать спящих, участвовать в похищении ради выкупа и т. д.) В то же время, главные антагонисты искренне хотят людям добра, вот только они убеждены, что это добро достижимо лишь в золотой клетке.
    • «Приговор» может быть отнесён к разным категориям, но фактически мораль там серо-серая. Обе стороны гражданской войны — не какие-то суперзлодеи, они хотят объединения государства и спокойной мирной жизни, просто во главе государства каждая из сторон видит себя. Мораль произведения лучше всего выражается цитатой:
«

— На чьей стороне справедливость — крестьянина, который в неурожайный год поднимает цену на хлеб, потому что иначе не сможет прокормить свою семью, или горожанина, который при новой цене не сможет прокормить свою? Эвьет вновь надолго задумалась. — Получается, что каждый по-своему прав, — констатировала она наконец. — И общей для всех справедливости просто не существует.

»
— Из диалога протагонистов

На других языках[править]

  • «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел» Астрид Линдгрен. Карлсон, эгоистичный и беспринципный наглец, иногда откровенно эксплуатирующий Малыша, курощает и низводит домомучительницу фрёкен Бок, у которой дети становятся как шёлковые (и жалко этих детей, которые у неё стали как шёлковые). Тем не менее, понятно, на чьей стороне будет Малыш. В советском мультике это сильно смягчено: Карлсон не предстаёт таким злостным наглецом, да и на неприятности ситуации с фрёкен Бок меньший акцент.
    • Есть также мнение, что как раз в книге Карлсон не выглядит таким наглецом, как в этих мультфильмах.
  • Морис Дрюон, «Проклятые короли» — по сути дела, ни одного персонажа книг нельзя назвать однозначным героем и однозначным злодеем, начиная от королей и заканчивая простой солдатнёй. Своя правда была у Тамплиеров, свои цели преследовал разделавшийся с ними Филипп Красивый, также как свергнувший Эдуарда II Мортимер, да и самого английского короля при более близком знакомстве ну никак нельзя назвать чудовищным негодяем, что бы ни говорила о нём знать. В сущности, так и должно быть, ведь практически все герои — реальные исторические личности, за всю свою жизнь натворившие немало доброго и злого и перенесённые на страницы именно в таком, первозданном виде.
    • «Серость» Мари де Крессэ вызывает сомнения, девушку просто очень жалко. Дочь мелких дворян тайно вышла замуж за молодого итальянского купца, которого давно любила. Родила от него ребенка, которого все считали незаконнорожденным, принудительно стала кормилицей королевского сына и в силу обстоятельств ребенок Мари погиб вместо отравленного наследника, а саму девушку запугали и заставили дать клятву молчания. Шантажом и угрозами, в том числе в адрес ее любимого. «Опозоренная» Мари вернулась домой, откуда ее изгнали. Немногим меньше сочувствия вызывает Клеменция Венгерская. Вышла замуж за овдовевшего Людовика, несколько раз чуть не погибла из-за стихий, узнала что ее муж убил первую жену, которой вовсю изменял. Будучи беременной, овдовела, сразу после тяжёлых родов узнала о смерти сына. После чего «умершая, но ещё не погребённая, доживала непомерно длинные дни». Обе просто стали жертвами династических войн.
  • «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Филлипа Дика. Серо-серая мораль у автора часто встречается и это не исключение. Главный герой Декард труслив, криворук, жаден до денег, любит понты, изменяет жене и вообще тот ещё тип. В экранизации, чтобы передать несовершенство, его сделали всего лишь алкашом, а жаль. Его противники просто загнаны в угол и деваться им некуда, хотя моральной белизной тоже не блещут.
  • Собственно, как и «Три мушкетёра». Люди, прочитавшие книгу, никогда не скажут, что она о противостоянии хороших мушкетёров и плохого кардинала — какие бы планы Ришельё ни вынашивал, все они направлены исключительно на то, чтобы разгромить врагов Франции, внешних и внутренних. Точно так же не повернётся язык назвать хорошими самих мушкетёров и их друзей, особенно де Тревиля. Легко поддающийся влиянию король — не такая уж и редкость среди монархов, да и не выдумка это вовсе, а исторический факт. А что касается Рошфора и Миледи… они просто выполняли приказы, да и кто, признайтесь честно, откажется от планов мести своим врагам, имея полную для этого возможность?
    • Кто-кто… Рошфор в финале открытым текстом говорит д’Артаньяну, что вообще-то давным-давно имел полную возможность законопатить его в Бастилию!
      • Но Рошфор именно в книге все время остается "верным слугой кардинала" и, как следствие, Франции. Хтоническим злодеем его любят делать в адаптациях (хотя классическая советская на удивление этого избежала: это чуть ли не единственная экранизация, где Рошфор - разумный человек, а не машина для убийства д'Артаньяна).
    • Объективности ради: соблазнить священника, а затем бросить его ради богатого аристократа миледи никто не приказывал, и на месть врагам это также не спишешь. И взрывать подстанцию… тьфу травить Констанцию — это уже явный повод, чтобы тебя записали в «чёрные».
    • Дабы быть реально объективными, давайте подумаем, кто кого на самом деле соблазнил, если речь идет все-таки о взрослом мужике с неудовлетворенной половой потребностью и девушке, которой шестнадцати еще не было на этот момент.
    • Дабы быть совсем реально окончательно объективными — с одной стороны мы об этом знаем только со слов палача, который был братом этого священника, но с другой — сама миледи этого ни разу не отрицает, притом, что ситуация, в которой она находится прямо таки требует от неё использовать все аргументы в свою защиту. Кроме того, можно вспомнить, что девушки «до 16» разные бывают, к тому же в описываемое время взрослели раньше, а в монастыри знатные семьи нередко сплавляли распущенных дочек, которых не получилось бы выгодно пристроить замуж. Если миледи в монастырь попала именно таким путём, то «девица с опытом соблазнила священника-девственника, чтобы выбраться с его помощью из монастыря, куда её поместили против воли» не кажется такой уж неправдоподобной историей.
    • А если вспомним, как с этой девушкой обошелся ее муж — увидев клеймо, повесил ее обнаженной на дереве без малейшей попытки хотя бы поговорить, то становится понятным ее желание отомстить. Изменившаяся мораль во все поля, по меркам XXI в. такого Атоса разве что Стивену Кингу описывать! Просто садист и домашний тиран.
  • А. Сапковский, «Сага о ведьмаке» — здесь не пахнет ни настоящим добром, ни настоящим злом. У каждого своя правда. Даже монстры, которые едят человечину, на поверку оказываются неразумными животными, пришельцами из иных миров или деградировавшей нежитью, которые концепцию ценности чужой жизни понять не могут в принципе. Маньяки, слетевшие с катушек, безумцы, убивающие ради прихоти, бывают и среди людей, и среди нелюдей. Геральт сам категорически отказывается убивать разумных существ, если они не лезут на рожон. К примеру, он не участвует в охоте на золотого дракона, которого окружающие видят разобранным на органы. Разруливает дело миром, когда его нанимают убить суккуба, предпочитает расколдовывать, а не убивать тех, кто стал чудовищем под действием чар. Сам Геральт неоднократно говорит, что некоторые нелюди человечнее людей.
    • Но это только в ранних рассказах. Затем появляются откровенно «чёрные» Вильгефорц, Лео Бонарт и примкнувший к ним Шепилов (Ширру, Риенс и прочие), которые резко выбивают сагу из тропа и превращают её в классическое противостояние добра (в лице компании сильно побелевшего Геральта, приторно доброго Региса и т.д) и зла.
  • «Опасное соседство» Ялмара Тесена: в этой книге все персонажи хорошо прописаны, и ни одного из них нельзя назвать плохими или хорошим (за редким исключением).
  • Американские боги — новые боги боятся, что они утратят способность попадать в ногу со временем и тем самым попасть на свалку, а Старые боги боятся, что люди их полностью забудут, и они исчезнут из мира навсегда. Тем не менее, многие из них отказывались идти на битву, и только при помощи лжи Мирра и Среды их удалось втянуть.
  • «Малазанская книга павших» Стивена Эриксона — в этом сеттинге тоже нельзя выделить однозначно плохую или хорошую сторону. И у Малазанской Империи, и у восставших против нее Семи Городов, и у народа Тисте Анди своя правда и убеждения.
    • Очень спорно. Белых и пушистых в сеттинге и правда нет. Но вот конкретно «черных» — тоже хватает. У тех же повстанцев Семи Городов правда — на уровне боевиков ИГИЛа. И если пустынные племена еще тянут на благородных воинов (ага, которые поклоняются Апокалипсису), то Собакодавы Корболо Дома и примкнувшие к ним постанцы — совсем нет. Ладно — уничтожение под корень армии Колтейна тянет на простую жестокость в бою. Но — распять тысячи военнопленных из сдавшейся армии Верховного Кулака? А до этого — распинать на крестах малазанских детей?! Какая уж тут серость. Империя Рулада — тоже сомнительная. Ладно, Мосаг пошел на сделку с Увечным Богом для защиты своей земли. Рулад же направил полученную мощь на завоевательный поход против Летераса (плевать, что те сами готовились завоевывать Тисте Эдур — Рулад не поэтому призывал к походу). С другой стороны — Летерас еще один претендент на звание «черных». По сравнению с прогрессивными завоевателями-малазанами его стратегия по отношению к покоренным территориям такова, что когда сами летерасцы получили свое же блюдо, сочувствия к ним мало. Ну и на закуску — Паннион Домин. Там вообще без вопросов — сторона чернее некуда.
  • Чайна Мьевилль, цикл «Бас-Лаг: Нью-Кробюзон» — несмотря на наличие явно более «тёмных» и более «светлых» сил, однозначного зла и добра нет. Коррумпированное правительство Нью-Кробюзона всё же не тянет на империю зла. Ксенофобы из движения «дикобразов» организуют приют для оказания помощи людям. Борцы за свободу сражаются друг с другом из-за разногласий и готовы убивать невинных людей, если считают это единственным способом добиться желаемого. Жестокая мафия покровительствует благотворительности. И даже чудовища вроде мотыльков или гриндилоу не являются чистым инферальным злом, а просто опасными и хищными существами, которые например могут бескорыстно приходить на помощь своим собратьям.
  • «Dogs of War» — Мэнсон, хоть и Козел, но действует исключительно во благо своей компании, советские дипломаты тоже не в восторге от политических отношений с режимом Кимбы.
  • «Грабители морей». Третья часть. После событий второй части все Грабители морей погибли и Фредерик становиться полярным исследователем, а при встречи с Надодом не решается его убивать. Надод же во время экспедиции добреет и даже в определенный момент решает отказаться от мести.
  • Пёр Вале и Май Шёвалль, декалогия о Мартине Беке — ангельских нимбов в стокгольмскую полицию не завезли: наряду с честно тянущими лямку трудягами хватает и формалистов и дураков, а то и откровенной мрази. Преступники же, по ходу раскрытия подоплёки дела, зачастую вызывают если не сочувствие, то понимание.
  • Джо Аберкромби — романы цикла Земной круг. В принципе, под троп подпадают все произведения, но самый яркий пример - «Герои». Там не только все максимально серо, но даже центральных персонажей нет.

Сетевая[править]

  • «Луна над Бездной» Ильи Гутмана: среди «светлых», включая богов, многие — интриганы, готовые пожертвовать ради своих целей родителями, супругами и детьми, не говоря уже о том, что видят врагов в братьях и сёстрах. Многие «тёмные» просто хотят, чтобы их оставили в покое. В то же время, есть и среди тёмных злодеи, и среди светлых положительные персонажи. И те, и другие заключают союзы, в том числе и между собой (тёмные со светлыми против других группировок тёмных со светлыми). Храмовники в большинстве своём — фанатичные «рыцари добра». Светлые маги предаются разврату. Главный герой, Сардэк, также непрост и имеет тёмное прошлое — и собственные хитрые планы. Двое наиболее положительных героев (не считая главного) — боги, стремящиеся сохранить баланс между светом и тьмой, при этом они также преследуют собственные цели.

Фанфики[править]

  • Один из примеров перевода чёрно-белой морали в оттенки серого — «Последний кольценосец» Еськова. Нет гномов и орков — есть люди. «Властелин Колец» — история, написанная победителями, а на самом деле всё было совсем не так: «чёрная» сторона — техногенная цивилизация, разрушенная магическими варварами. Это похоже на перекраску чёрного в белое, однако белых и пушистых там нет: все серенькие, только кто-то больше, кто-то меньше.
    • Другой подобный пример фанфика толкинистского фэндома — «Великая игра». Саурон здесь не злодей, но и не добрый благодетель, а правитель, действующий по принципу «цель оправдывает средства». Назгулы и прочие приспешники «тёмной» стороны (как, впрочем, и «светлой») действуют кто из более-менее благородных намерений, а кто из эгоистических — но чистых злодеев среди них практически нет, как впрочем и чистых благодетелей. То же касается и описания царств и народов — таких, как Харад, Нуменор и т. п., которые изображены похожими на народы и царства, существовавшие в реальной истории.
  • Ник Перумов, «Кольцо Тьмы». Первая и вторая книги по мере повествования из чёрно-белого мира Толкина всё плотнее подходят к этому тропу, так что кульминационная битва в Серых Гаванях выглядит уже совершенно не чёрно-белой по сути при всей внешней атрибутике таковой. Орлангур, который по описанию должен иметь серобуромалиновую мораль, предстаёт таким же серым, только с непонятным предназначением (ладно бы исповедовал философию полного бездействия, как поступает, но ведь нет, врёт, как самый обыкновенный… дракон). После кульминации контраст полностью исчезает до состояния «50 % grey». В третьей книге, отринутой многими фанатами, мораль из серо-серой в начале становится уже чёрно-серой к финалу, и чёрным предстаёт то, что у Толкина белое.

Кино[править]

  • Фильмы Юрия Быкова.
  • «Не бойся, я с тобой!» — речь пристава вся об этом.
  • «Blade Runner»: протагонист Декард и антагонист Рой Батти — оба не хуже и не лучше другого. Рой Батти вызывает даже большее сочувствие, особенно в своей последней сцене.
    • В современном сиквеле эту фишку потеряли и ввели Зло и почти-Добро.
  • «Герой»: «На любой войне с обеих сторон есть герои».
  • «Rush» — тут вообще нет антагониста, но главгерои на совсем белых не тянут, ибо козлы.
  • «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» — трудно назвать кого-то из основных действующих персонажей злодеем: каждый из них просто делает то, что считает наиболее правильным по ситуации. Тем не менее, все они довольно агрессивные и озлобленные на жизнь люди. Единственный персонаж, который тянет на ярлык «чёрного» и может являться причиной всего конфликта фильма — насильник, которого Милдред и Джейсон едут убивать в конце, но в самом сюжете его почти что и нет.
  • «Хан Соло: Звездные войны. Истории» — по сути, Империя тут рассматривается как некая данность и в расчет не берется, поэтому противостояние разворачивается между героями и различными бандитскими группировками. С прикрученным фитильком — одна из группировок внезапно оказывается светлее, чем мы думали.
  • «Green zone» — фильм о вторжении в Ирак 2003 года. В красном углу коррумпированные представители партии БААС и готовые сотрудничать с ними ЦРУшники. В синем США свергшее режим Хуссейна и стоящие демократию в Ираке. Вот только на ближнем востоке хоть какой то порядок может поддержать лишь тиранические приспешники Хуссейна, а попытка демократизации привела к новой гражданской войны, так как у глав различных группировок не было опыта, а вся армия была распушена. Да и никакого оружия массового поражения в Ираке не было. Но БААСовцы тоже не лыком сшиты. Их лидер предлагает в случае отказа американцев сотрудничать начать террористическую активность. А иранец «Фредди», воевавший в ирано-иракской войне, убил одного из генералов Хуссейна.
  • «Оно приходит ночью» — поскольку зрители знают о ситуации не намного больше, чем сами персонажи, чрезвычайно сложно судить кого-либо в фильме за то, что они делают. Пол, Уилл, Сара и Ким, кажется, хотят ладить друг с другом, но доверия у них к друг другу не так уж много. Только Трэвис и Эндрю кажутся выше конфликта.
  • Беглец — и герои и злодеи сотрудники разведок, служащие своим государствам. У злодеев есть семьи, а герой, ради спасения своей жизни, готов идти на поклон к отмороженному полевому командиру, которому сам когда-то поставлял оружие.

Телесериалы[править]

  • «Да, господин министр!» — старше, чем Интернет.
  • «АйКарли» — учитывая, что сериал рассчитан на детскую и подростковую аудиторию, он очень серо-серый. Все персонажи, юные и взрослые, по-своему хороши и по-своему плохи, у каждого своя правда. Безоговорочно восхваляется только дружба, безоговорочно осуждается только предательство.
  • «В Филадельфии всегда солнечно» — герои сериала часто врут и ведут себя враждебно, грубо и невоспитаннопо отношению друг к другу и к окружающим. В большинстве эпизодов эти их черты не приводят ни к чему хорошему как для них самих, так и для людей, им встречающихся. Но полных чудовищ тут нет.
  • «Чёрные паруса» — Карибы, золотой век пиратства, ром, море, пальмы и солнце. И абсолютно серая мораль: если подумать, то все правы по-своему. Педаль в пол продавил Чарльз Вейн — казался главной мерзопакостью всего сериала, и вдруг! Так что на роль «однозначного зла» может подойти разве что беспредельщик Нед Лоу, но он в сериале надолго не задержался.
  • «Викинги» — в раннее средневековье тоже довольно трудно назвать кого-нибудь плохим или хорошим. У норманнов, англичан, франков и мавров своя правда и неправда.
    • Сериал от создателей «Викингов» «The Tudors» — туда же. Да, это не ранее средневековье, а Новое Время, и протагонист — это еще и злодей, но в спорах между католиками и протестантами трудно сказать однозначно кто плох, а кто хорош. Мастерство сценариста налицо.
  • «Троцкий» (2017) — все группировки революционеров, а заодно и царское правительство, не стесняются грязной игры, но в то же время имеют свои идеалы, которым по мере сил следуют. Из основных персонажей никто не выглядит рыцарем в сияющих доспехах либо, наоборот, однозначным злодеем. Разве что Сталин в этой трактовке несколько темнее остальных.
  • «Вавилон-Берлин» — Германское общество в «Золотые двадцатые» еле держится, чтобы не пойти по швам. Республиканцы (главным образом, социал-демократы), как за святыню держащиеся за Версальский Договор, вспоминая ужасы войны. Коммунисты, обвинённые во всех грехах и пытающиеся защищать любой ценой права рабочего класса. Монархисты, униженные поражением и готовящие государственный переворот. Даже ГГ, который показан весьма положительно, совсем не гнушается грязных вещей вроде дачи ложных показаний против невиновных «красных» и запрыгивания в кровать к жене брата. Не говоря уже о том, что он сидит на подкормке у турецкой мафии.
  • «Девять жизней Нестора Махно» — и красные, и белые, и анархисты, и петлюровцы не чураются ни вероломства и провокаций, ни грабежей, ни расстрелов пленных, ни насилия над мирным населением. Хотя у каждых «своя правда», и чисто чёрными тоже никого не назвать, тот же Махно с руками по локоть в крови и даже окончательно перешедший моральный горизонт событий Федос Щусь показаны не без симпатии.
  • «Империя под ударом» — сериал, с которого списан сеттинг кучи других проектов (включая и «Троцкого»). Протагонист, блестящий оперативник Путиловский, разумеется, весьма положителен — но он, всё-таки, сделал карьеру в охранке, чем не просто так тяготится. Сыскарь Медянников, внешне добряк и шуткарь, не стесняется выбивать показания, но при этом достаточно сентиментален, чтобы принять участие в судьбе задержанного. Берг по-юношески наивен, но довольно чёрств к чужим проблемам. Среди других представителей имперской безопасности найдутся и озверелые реакционеры, и карикатурные самодуры, и добродушные пофигисты, и просто беспокоящиеся о своей заднице чинуши, и даже любящие семьянины с поганым послужным списком. У противоположного лагеря политических террористов — тоже весь спектр образов, от юных фанатиков до мерзких корыстных махинаторов, однако большинство героев (Гершуни, Савенков, Дора Бриллиант, Рутенберг и особенно Иван Каляев) сочетают рабочий цинизм с самоотверженным следованием своим идеалам (бонусом идёт непростая судьба большинства). И только предатель Азеф да производитель взрывчатки по прозвищу Красавчик однозначно подходят под другой троп.
  • «Карточный домик» — ну а что вы хотели — сериал-то про политиков! Пожалуй только протагонист выглядит темнее других — но за счет харизмы актера является скорее великолепным мерзавцем, чем просто злом.
  • «Екатерина» — российский сериал, пожалуй ни одного нет стопроцентного подонка. Граф Лесток обуян страстью и патриотизмом к своей стране, Елизавета — желанием оставить наследника, достойного Петра I, Пётр III — житель страны эльфов, которого выдали насильно за совершенно не подходившую ему девушку, Орлов, одержимый жаждой власти, но только из-за патриотизма, и даже конченный подонок вроде бы граф Никита Панин, который предал слугу, убил учителя своего наперстника, но и тот — единственный, кто сочувственно отнесся к незаконорожденному и брошеному малышу Екатерины, пожелав усыновить его, но правда жестокого услышал почему ты отстой.
  • «Американцы» — ни США, ни СССР нельзя назвать идеальным государством или империей зла. Разветчики с обоих сторон совершают ужасные вещи, ради своей страны. Нелегалы готовы убивать невинных людей, но только если так было надо. ФБРовцы убили ради мести невинного сотрудника посольства. В обоих странах нарушаются права человека, поддерживаются выгодные правительству отморозки. И всем этим занимаются обычные люди, которые между убийствами проводят время с семьей.
  • «Fringe», (сезоны 2 и 3) — ни один из миров нельзя назвать добрым или злым. В обоих мирах живут обычные люди, большинство из которых даже не знает о существовании параллельного мира. Один из миров погибает, и чтобы его спасти, нужно уничтожить другой.
  • «Homeland» — у террористов и талибов есть понятные причины враждовать с Америкой. Все они хотят не вмешательства в дела других государств (первой очереди своих же). Русские же хотят, чтобы американцы усилили свою борьбу с терроризмом, а не тратили силы на свержении Асада, и готовы помогать США в этом. США же совершает ужасные действия ради своих интересов: бомбежки школ и свадеб (последнее сделала ГГ), политические убийства, госперевороты, дискредитация действующей власти и предательство своих союзников.
    • В шестом сезоне образуется заговор с целью дискредитации президента. Вот только заговорщики считают, что президент Элизабет Кин сделала страну слабой перед террористами. А в конце сама Кин начинает арестовывать всех и все по подозрению в заговоре. Кэрри ради своей дочери предает Кин, Соул готов бросить страну лишь бы не позориться, а Куинн сошел с ума.
    • В седьмом сезоне президент Кин задерживает 200 человек, обвиняя их в попытке госпереворота. Её противники считают это политическими репрессиями. Вот только попытка фермеров защитить права заключенных привела в гибели 14 человек с обеих сторон. А сенатор готов сдать операцию ЦРУ. Президенту пришлось отпустить всех задержанных и провести военную операцию в Сирии, чтобы как-то восстановить свою репутацию. Кэрри с командой пытается облечить администрацию президента, но обнаруживает что ими манипулировали русские. Да и русские показаны серыми. интригуют против США только, потому что американцы вмешиваются в дела других государств. Евгений Громов заботиться о своих людях, и он никогда не убивал их, когда их раскрывали. Да и убил он только одного из главгадов предыдущего сезона. А захваченной в плен Кэрри он только не дает лекарства, но не применяет физического насилия. Америку же он винит в смерти своих родителей в бесславные девяностые. Соул же утверждал, что все что делали русские на протяжении сезона делали американцы в других странах.
  • «Макмафия». С одной сторон, семья Годманов. Отец — бывший мафиози, который хочет просто спокойной жизни для себя и своих детей, но именно из-за него погибла Наташа Калягина. Дядя — действующий мафиози, заваривший всю эту кашу, заказавший Вадима Калягина и подставивший своего племянника (ГГ), но любящий свою свою семью. И главный герой — Алекс Годман, начинавший как белая овца, впоследствии ради мести за смерть дяди совершающий всё более и более скверные поступки, но только те, что идут на пользу делу. Их союзник Семен Клейман — нечистый на руку бизнесмен, работорговец, который, однако, не предает своих союзников. С другой стороны, Вадим Калягин. Глава русской мафии, убивший дядю ГГ. Но первым на Вадима напал именно Борис. Да и вообще, зла просто так он не делает. К тому же Вадим любящий семьянин и верный друг. А в конце его становиться жаль.
  • «Kamen Rider Amazons». Убийство амазонок обычно считается героическим, так как они — монстры-людоеды, которые представляют угрозу для человечества, но большинство из них просто хотят жить своей жизнью и вынуждены каждый день уходить из своей жизни в страхе стать монстрами и быть выслеженными. Будут люди, которым придется покончить с жизнью, потому что это необходимо, но это нелегко, даже для них. Многие злодеи-амазоны были просто сломлены из-за голода, так как их организм воспринимает в качестве еды — людей. Даже к концу сезона 2, независимо от того, за какую сторону вы болеете ни одна из них не выиграла в конце. Единственным однозначно злым персонажем является Такааки Тэндзе, но единственное, что он сделал — это вызвал маскарад и начал весь этот ужас, к тому же он имел мало прямого контроля над конфликтом и никогда не сражался ни с одной из сторон.
  • «Мандалорец» — во все поля и измерения! Республиканцы вовсе не такие белые и пушистые, а имперцы — не лютые чудовища, а вполне нормальные люди (ну, за исключением верхушки). Сам Мандо тоже настолько неоднозначный тип, что пара республиканцев решили его всё-таки не арестовывать, но и помогать ему желанием не горят, нехай сам выбирается.
  • «Великолепный век» — особенно выделились сама Хюррем-султан, Ибрагим-паша (правда, он в постепенно совсем окозлился), Михримах и Нурбану, сюда же моральная вертихвостка Нигяр.
    • Даже более-менее положительные персонажи не застрахованы от Что за фигня, герой? (например, Атмаджа, прирезавший Синана из мести Рустему-паше) и Я просто исполнял приказ.
    • В сиквеле подавляющее большинство персонажей нельзя однозначно отнести к хорошим или плохим. Хорошие девушки и парни встречаются на втором или третьем плане.
  • «Community» — у каждого из семёрки главгероев дофига моральных недостатков (в основном смешных). Всяких-разных антагонистов в «чёрные» тоже не запишешь — уж очень они ржачные, особенно если стараются выставить себя в чёрном свете.

Мультсериалы[править]

  • Том и Джерри — классика. Ни Тома, ни Джерри нельзя назвать однозначно хорошим или плохим.
  • Star vs. the Forces of Evil — королевство Мьюни не Мордор и не Империя зла: в нём нормальные для фэнтезийного средневековья условия жизни, им правит добрая королева, готовая ценой своей жизни защищать свой народ. Но при этом в нём проводится политика расовой сегрегации по отношению к коренному населению монстров, полностью поддерживаемая простыми мьюнианцами. А Мун, какой бы доброй королевой ни была, смотрит на эти проблемы сквозь пальцы. Совет магов, защищающий мир, творит иногда ужасные вещи, потому что считает это правильным, или из-за интуиции одного из них. Борец за права монстров творит такие вещи, что находится на грани с тропом Полное чудовище. Чудовище, которое пожирает души, — законная наследница престола, мстящая за своё сломанное детство. Её мать, Королева Тьмы, оказалась доброй женщиной с очень грустной судьбой, но крайне бездарной правительницей. Её муж имеет заслуженную репутацию чудовища, однако из-за любви к Эклипсе стал вегетарианцем. Мун же и её сторонники перешли моральный горизонт событий. Часть монстров ведёт преступную деятельность, да и их можно понять и пожалеть, так как другого способа достать еду у них нет. Более светлыми являются Стар и Марко, но какими бы крутыми они ни были, всех проблем им не решить. Да и они в финале тоже перекочевали в серые.
  • Total Drama - первый сезон. Ведущий Крис МакЛин, Шеф и марионетка Криса Хитер, конечно, заявленные антагонисты, но не потому что они злые, а потому что Крис - ведущий реалити-шоу и для него важны рейтинги, а их приносит именно ДРАМА. Участники шоу все по-своему неоднозначны и не лишены скелетов в шкафу. В общем, всё показано так, как оно есть. Без отбеливания и очернения.

Комиксы[править]

Манга и аниме[править]

  • Code Geass: с одной стороны — хладнокровный революционер Зеро, не считающийся ни с какими жертвами, с другой стороны — Британская империя, порабощающая целые народы. У обеих сторон своя правда, свои герои и свои идеалы. Даже апокалиптические маньяки Чарльз ви Британия и V.V. были по-своему правы. Хотя и очень по-своему.
    • По факту получился скорее троп Все оттенки чёрного, потому что абсолютно все персонажи (кроме тех, кому повезло вовремя умереть) в итоге оказываются военными преступниками с тысячами трупов невинных людей на совести. Просто некоторые такими были с самого начала, а другие стали в процессе. Независимо от того, с какой стороны линии фронта они сражались изначально, да и стороны в процессе меняли регулярно, результат одинаков — каждый наработал на десяток Нюрнбергов.
    • Скорее уж серо-черная мораль при заявленной серо-серой. Лулу сюжет все время старается отмазать — вот здесь у него выбора не было, вот здесь само так получилось, а он не виноват, умник хренов, и вообще он за мир во всем мире. А противостоят ему подчеркнуто, даже иррационально злые негодяи.
  • Naruto: Акацуки, в сущности, просто хотели установить мир во всём мире, хотя и весьма специфическими методами. С другой стороны, Скрытые Деревни вечно грызутся между собой даже во время Четвёртой мировой. На роль полностью отрицательных злодеев долгое время претендовал один только Тоби, но и он в итоге оказался просто радетелем за мир во всём мире, которого этот мир обидел не на шутку.
  • Zetman: большинство Игроков просто хочет жить в мире с людьми, а корпорация Амаги всего лишь желает оградить человечество от результатов своих экспериментов. В итоге плохо оказалось всем.
  • «Легенда о героях Галактики»: и Союз Свободных Планет, и Рейх преследуют свои политические цели. На абсолютное зло могут претендовать разве что адепты Культа Земли, но они скорее просто оттеняют собой происходящее.
  • Black Lagoon: город Роанапур вырос на контрабанде, наркотиках, убийствах, работорговле и прочих прелестях изнанки современного мира. И всё же не всякий его житель превратился в кровожадного маньяка. Не мы плохие — жизнь такая.
  • Gantz: с одной стороны, гантзеры, люди, которых после смерти послали на фронт борьбы с инопланетянами, среди которых народ совсем разных рангов, начиная с благородных героев и добрых и душевных старичков, заканчивая отборной гопотой и просто чокнутыми психопатами. Но с другой стороны стоят инопланетяне, угрожающие миру и нещадно убивающие гантзеров. Причём, некоторые из инопланетян жили бы и никого не трогали, если бы не оказались целью тоже довольно «серого» по морали чёрного шара Гантза.
  • Kill la kill — первая половина сериала имеет именно такую мораль. Два главных героя: Рюко — антигерой, Сацуки — антизлодей. А потом появляется их чокнутая мамаша — Рагё Кюрин, чудовище полнейшее и неисправимое, и тут конфликт переходит в чёрно-серую стадию.
  • Shingeki no Kyojin — начинается как чёрно-белая, но чем дальше, тем ближе к тропу. Под конец злодеи оказались или бедными или с благой целью, а герои стали ходить по трупам в промышленных масштабах.
  • Nanatsu no Taizai — начинается как противостояние хороших Грехов и плохих Святых рыцарей, но позже оказывается, что многие из рыцарей были лишь заложниками или марионетками клана демонов. А некоторые Грехи и сами личности несколько антигеройские (один Бан чего стоит) или обладают непонятными мотивами (Мерлин, Гаутер). А сами демоны хоть и враждуют с другими расами, но сами не лишены принципов и привязанностей. А по ходу сюжета появляется всё больше намёков, что Святую войну (войну Клана демонов со всеми остальными) инициировали вовсе не они, а Божественный клан, издавна враждующий с демонами (по непонятной причине). Но и с Богинями не всё так просто…
  • Oyasumi Punpun — как и в других работах Асано, мораль здесь максимально приближена к реальности, поэтому исключительно серых, белых и чёрных тут нет — ну, не может человек состоять исключительно из плюсов или минусов. Не исключение и такие концентраторы ненависти, как мамаша Айко или Пегас: они психически больны и не в состоянии адекватно воспринимать реальность, потому даже не понимают, что творят страшные вещи.
  • Shingeki no Bahamut — в этом сеттинге ангелы и демоны не слишком отличаются друг от друга. Правитель демонов Люцифер больше похож на злодея по должности, а при возрождении Бахамута ангелы и демоны объединяют свои силы в борьбе с ним.
  • Принцесса Мононоке — ни одного из персонажей, человека или духа, нельзя назвать злодеем или героем, у каждого своя правда. Госпожа Эбоси сводит леса и безжалостно расправляется с набегающими на ее крепость лесными зверями — но точно так же она противостоит и бесчинствующим самураям, в ее крепости находят приют и кров бывшие проститутки, крестьяне, прокаженные, сама она абсолютно не желает никому зла. Да, пули заражают лесных зверей ненавистью, для ружей нужно сводить леса и копать руду с гор — но именно ружья и нужны простому народу, чтобы хоть что-то противопоставить профессиональным воинам-самураям и защитить себя. С другой стороны, кабан Окутоноси прав, что люди забирают все больше земель себе — но идет в самоубийственную атаку и кладет все свое племя исключительно из гордости, сам превращается в оборотня, хотя и раскаивается в конце. Лесной бог дает жизнь и исцеление — но может и отнять, если время пришло. Злодеем можно считать монаха Дзинга-бо, который и организовал всю охоту на Лесного бога — но и он скорее хитрец себе на уме, нежели всерьез желающий кому-то зла.
  • Kaiba — Вы не можете действительно сказать, что сопротивление морально честные, учитывая, как они скручивают людей, чтобы заманить их на свою сторону, но вы и не можете сказать, что темный властелин добрый или злой. И потом, есть остальные второстепенные персонажи, у которых есть хорошие и плохие черты.
  • Ultraman — некоторое количество сверхлюдей с инопланетными способностями, работающих под общим псевдонимом и в похожих костюмах, защищают Землю от инопланетных негодяев, а в промежутках устраивают разборки между собой. И никого из них нельзя назвать злодеем, у каждого собственная, вполне обоснованная мотивация. Некоторые из инопланетян, правда, тянут на троп Полное чудовище, но им достаётся разве что роль «Монстр недели», а у тех пришельцев, кто действует в сюжете достаточно долго — тоже есть весьма достойные причины противостоять земным «героям».
    • Впрочем, с фитильком — в последней серии первого сезона все пять «ультраменов» оказываются на одной стороне против действительно плохих парней, а главный герой поднимает не только уровень крутизны, но и доброты, так что это уже все цвета спектра.
  • Dorohedoro — Святых тут нет, но почти каждый персонаж хоть чем-то да вызывает симпатию. На откровенную чернуху претендуют лишь Кай и Ясака, и то, первый — лишь одно из альтер-эго главного героя, а второй маячит перед глазами не слишком долго.
  • Жена по контракту — во все поля: злодейки руководствуются любовью, а главные герои порой творят такую фигню (вроде сотрудничества с мафией либо участие в мягко говоря неэтичных экспериментах над людьми) что их от злодеев отличает только то что они главные герои.

Видеоигры[править]

  • Fallout: New Vegas — практически эталон. Все 4 основные фракции — серые, разве что Мистер Хаус и НКР — посветлее, Легион Цезаря — значительно темнее, а расцветка Вольного Вегаса зависит от мировоззрения Курьера. А ещё тут нельзя угодить решительно всем — рано или поздно придётся делать моральный выбор.
    • Тем не менее, среди второстепенных фракций всё-таки есть как белая и пушистая (Последователи Апокалипсиса), так и беспросветно чёрные (Черти, Гадюки и Шакалы).
      • Вот только в игре не раз показывается, что белизна Последователей не всегда идёт впрок.
  • Серия игр S.T.A.L.K.E.R. — особенно ярко противостояние Свободы и Долга. Любопытно, что серия «серела» с продолжениями — если в «Тенях Чернобыля» больше половины группировок были априори враждебны игроку, то в «Зове Припяти» даже некоторые члены «Монолита» оказываются вовсе не фанатичными отморозками, а вполне вменяемыми людьми (потому как Монолит зомбирован О-Сознанием, а после его уничтожения многих «отпускает»).
  • Серия игр Deus Ex, где любую из фракций трудно назвать белой и пушистой. Правда, Омары выглядят уже совсем тёмно-серыми, почти чёрными. Впрочем для игрока, выбравшего Омаров, они выглядят светло-серыми, а почти чёрными выглядят Тамплиеры, напрочь отвергающие аугментации.
  • Ведьмак: и у Ордена, и Белок есть благородные намерения, однако в средствах их достижения они совершенно не стесняются. Конечно, можно до конца держать нейтралитет, но тогда в финале Геральт будет неизбежно огребать от обеих фракций, а то и убьёт кого-нибудь из старых знакомых.
    • Во второй части картина та же самая: что за Убийцей Королей, что за Синими Полосками и Белками — за всеми есть своя правда. Особенно подсвечено в финале игры — Трисс Меригольд добровольно обрекающая на жестокие пытки и мучительную казнь сторонниц Шеалы де Тансервилль (сюда попадает и Фелиция Кори) и саму Шеалу оказывается в моральном плане даже хуже заговорщиц из Ложи, которые руководствовались благородной целью — созданием свободного и демократичного государства в Верхнем Аэдирне. Что характерно, само это государство — Верген никто из игроков не клеймит позором, а наоборот — вспоминают добрым словом.
      • Ну, во-первых, не «демократического», а марионеточного, во-вторых, «сдача» участниц Ложи спасает жизнь сотням чародеев. Так что не надо на Трисс гнать…
        • Не спасает. Я играла в третью часть и выбрала концовку второй, где спасала Трисс. Чародеев жгли в Редании и Новиграде только так (и Трисс тоже хотели). А кроме того есть один нюанс — на момент разоблачения Ложи Трисс все нильфгардцы в Лок Муине были перебиты Геральтом и сдавать Ложу со со стороны Нильфгаарда было некому. Промолчи бы Трисс — никакой резни бы Лок Муине не произошло, а геноцид чародеев и чародеек Радовид в любом случае бы начал (Филиппу он схватил и ослепил просто так по своей воле). Но у него бы не было такого козыря для оправдания, как разоблачённая деятельность Ложи. В общем, путь предательства ещё никогда не приводил ни к чему хорошему.
          • Ну вообще-то спасает или как минимум дает отсрочку, так как без признания Трисс их бы начали жечь тут же. Опять же сведенья о Ложе могли доложить Радовиду чуть раньше или позже, а так их Трисс подает в верном свете.
          • Филиппу Радовид ослепил по вполне конкретным причинам связанным конкретно с Филиппой и причин считать, что он развяжет подобную охоту не было ни у Трисс, ни у Геральта. А замалчивание действий Ложи отрезало единственную возможность её остановить (самостоятельно Трисс и Геральт были на это неспособны) — а в свете событий игры остановить её деятельность было жизненно необходимо (это уже потом, из откровений Лето, мы узнаём, что Ложа тут частично и не при делах была).
    • А вот третья часть сползает в сторону чёрно-серой морали за счёт зловещей Дикой Охоты. Впрочем, доподлинно известно, что мотивацию Короля Дикой Охоты явно не успели прописать из-за нехватки времени. Если предположить, что Эреддин попросту собирался спасти Мир Ольх от Белого Хлада, то и его с натяжкой можно занести в тёмно-серые.
    • При этом Кровавый барон прямо подсвечивает серость сеттинга, говоря, что для большинства людей мир состоит из оттенков серого.
  • Red Alert 3 — первая игра в серии, где Союзники не показаны белыми и пушистыми. Частично объясняется тем, что президент США Аккерман — робот Империи Восходящего Солнца. Впрочем, в аддоне Uprising и без Аккермана Союзники выглядят довольно неприглядно.
  • В это верит Скволл Леонхарт из Final Fantasy VIII. По крайней мере, поначалу — до тех пор, пока не столкнётся с Ультимецией.
  • Final Fantasy XII — здесь такая мораль едва ли не центральная тема.
  • Prince of Persia: Warrior Within: с одной стороны, Императрица просто боролась за свою жизнь, с другой — Шади просто исполняла приказ — причём в один момент ей это осточертело, с третьей — и сам Принц уже далеко не белый и пушистый. А Дахака… Дахака — просто бездушная сила.
  • Серия Mass Effect: даже жуткие Жнецы отнюдь не являются Вселенским Злом. Правда, об этом мы узнаём только в самом конце, а в процессе они всё-таки кажутся чёрненькими.
  • Dragon Age II — классика: и у магов, и у храмовников своя правда, и никого нельзя назвать правым.
    • В финале, правда, ситуация накаляется именно благодаря храмовникам: поддерживать одержимую Мередит куда менее логично и полезно, чем вменяемого чародея Орсино, тем более что ее все равно придется убить.
  • Hands of War: в охваченной гражданской войной стране добро и зло окончательно перемешались. Вояки как-бы-светлого Альянса сражаются с как-бы-тёмными Бегущими в Тени (кого из них поддержать — решать игроку). Обе стороны не гнушаются диверсиями, массовыми убийствами и кражей технологий. Наёмники дерутся с Купеческой гильдией, убивают торговцев и грабят их караваны, прикрываясь лозунгами о борьбе с коррупцией. Гильдия отвечает тем же, но под лозунгом свободной торговли.
  • Assassin's Creed: начиная с третьей части, происходит трансформация из чёрно-белой морали во все оттенки серого. Если до Третьей части ассасины представляли из себя защитников демократии, а тамплиеры — классических душителей свободы, то после третьей части ассасины зачастую показаны как недальновидные идеалисты, своими действиями подрывающие стабильность в обществе, Тамплиеры же всё больше становятся расчётливыми гарантами этой самой стабильности. Да и вообще всё чаще после третьей части показывается немало относительно положительных персонажей среди тамплиеров и относительно отрицательных среди ассасинов.
    • Вообще-то ещё в первой части деятельность Альтаира и его соратников постоянно ставится под сомнение, в том числе и самим же Альтаиром. Почти каждый убитый им злодей перед смертью произносит монолог о своих благих намерениях — а мудрый наставник в итоге оказывается главным гадом. Да и кредо Ассасинов — «Ничто не истина, всё дозволено» — как бы намекает, что хороших и плохих парней в этой истории нет.
  • Might and Magic VIII: Day of the Destroyer: чтобы остановить разрушение мира, было принято решение заключить союз между четырьмя фракциями, вернее, с двумя из них. С одной стороны есть клирики и некроманты. Первые довольно мутные типы — церковь давно погрязла в пороках, а жрецы предаются различным утехам и чревоугодию. А некроманты и того хуже — они создают нежить и вообще неприятные личности. Плюс, ими командует небезызвестный лич Сандро, мечтающий о мировом господстве. Но всё же джадамские некроманты не такие засранцы, как другие. Вторая сторона — это рыцари и драконы. Первые — отважные и смелые ребята, которые борются с чудовищами и защищают невинных. Но вместе с тем они занимаются откровенным геноцидом драконьего племени, похищают их яйца и детёнышей. Драконы, пожалуй, самые светлые из четырёх фракций — да, они убивают рыцарей, но делают это исключительно в порядке самозащиты. Кроме того, король драконов строго-настрого запретил своим подданным нападать на искателей приключений (если только те не сунут нос куда не следует) и мирных путешественников.
    • Ну и, конечно же, Эскатон-Разрушитель тоже является серым. Да, он послан, чтобы уничтожить этот мир. Но, во-первых, он просто так запрограммирован и практически не способен поступить иначе; а, во-вторых, он не знает, что проблема с криганцами улажена, и в уничтожении мира нет никакой необходимости.
    • Между тем минотавры, тролли и тёмные эльфы однозначно хорошие.
      • Минотавры и тролли — да, а вот насчет тёмных эльфов можно поспорить: их торговая империя исповедует принцип «только бизнес, ничего личного», сотрудничая и с контрабандистами и похоже с регнанскими пиратами (которые в определенный момент атакуют столицу Джадама), и со всеми остальными, ради собственной выгоды.
  • В четвёртой части HoMM существенно снижена полярность морали. Герои, козлы и чудовища есть у всех замков. Тем более, демонов, максимально подходящих на роль чернющей силы, слили с Некрополисом. Все кампании, кроме некромантской (серо-чёрной), по сути, изображают противостояние внутри фракции между более и менее симпатичными персонажами. А уж пиратские войны за Хаос — вообще приближаются к чёрно-чёрному конфликту.
  • Серия God of War: с одной стороны одержимый жаждой мести кровожадный полубог (затем и бог) Кратос, с другой не менее злобные олимпийские боги.
  • The Elder Scrolls V: Skyrim. Ни Братьев Бури, ни Имперский легион нельзя объективно называть плохими или хорошими. Обе стороны хотят видеть Скайрим солнечным и счастливым, но добиваются этого своими методами: первые — истреблением несогласных, особенно лояльных империи и Талмору, а вторые — активным истреблением собственного недовольного народа. Первые презирают данмерских мигрантов в Квартале серых[1], вторые — местное нордское население[2]. Масла в огонь серо-серости подливает тот факт, что обе стороны в какой-то мере способствуют становлению Алдуина сильнее, постоянно снабжая его душами павших воинов. Что ещё грустнее, вся эта война только на руку недоброму Альдмерскому Доминиону, ибо работает на ослабление Империи Мидов — причём имперцы вынуждены исполнять навязанный Доминионом договор, а выход Скайрима из состава Империи приведёт к тому, что под её властью останутся только Сиродил и Хай Рок.
  • This War of Mine — не поймешь кто хуже, повстанцы (похищающие людей ради выкупа) или правительственные войска (убивающие гражданских и насилующие женщин).
    • Правительственные войска однозначно хуже, чем повстанцы, т.к последние отказываются убивать гражданских, даже когда у них заканчиваются запасы.
  • Tales of Berseria — в качестве героини у нас одержимая местью девушка, которая готова разрушить мир и уничтожить порядок, ради своей мести. В качестве злодеев у нас организация, которая ради этого самого порядка готова делать из некоторых людей настоящих чудовищ, превратить всё человечество в управляемых болванчиков без эмоций, а расу малахимов вообще не считает за разумных существ — без зазрения совести порабощает их и проводит на них, крайне неэтичные эксперименты — при том, что малахимы от людей мало чем отличаются, да и в целом явно действует по принципу — я хороший, мне всё можно. При этом причина для мести у девушки довольно веская — лидер этой организации предал её саму, принёс в жертву её младшего брата и превратил её в чудовище (справедливости ради — последнее изначально не задумывалось). Позже, узнав всю правду, она меняет причину и в принципе мстит за ту жизнь которую у неё отняли и за то счастье, которое разорвали на мельчайшие кусочки. Но и организация, по-своему, тоже права — если люди просто не могут не порождать зло своими эмоциями, то единственная возможность уничтожить это зло — лишить эмоций всё человечество, да и вообще. Вот и попробуй разберись, кто здесь хороший, а кто плохой — тут уж всё зависит от личного мировоззрения.
  • Shadowrun: Dragonfall — ни одна из корпораций, на которую приходится работать протагонисту, не является злой или доброй. Даже в рамках основного сюжета нельзя назвать героев и злодеев — есть корпорации и анархисты, сторонники и противники магии и власти драконов, но однозначно правых назвать нельзя. Даже формально главный злодей имеет серьезные причины действовать.
  • Far Cry 5 — Иосиф Сид и его последователи, против которых выступает главный герой со своей гоп-компанией. С фитильком, так как до получения истинной концовки, в которой все, что предсказывал Сид, сбылось, секта «Врата Эдема» кажется чернее-черного.
  • Stellaris — ни одна из этик сама по себе не является однозначным злом или добром, разве что ксенофилы с пацифистами чуть светлее, а ксенофобы чуть темнее.
  • World of Warcraft — достаточно интересный случай. Когда серая мораль по словам разработчиков есть, но на деле её не наблюдается. В фэндоме «серая мораль» уже стала локальным мемом.
  • Original War: в порядке затемнения: Альянс-Американцы-Советы-Арабы.
    • Альянс хочет построить лучшее будущее, однако не гнушается ради своих целей убивать людей.
    • Несмотря на то, что именно американцы заварили всю эту кашу, они гораздо мягче Советов: хотя бы добровольцев в прошлое послали, а не призывников, как русские, да и пленных не пытают.
    • Русские показаны даже темнее, чем обычно, но именно они — законные хозяева сибирита/аляскита.
    • Арабы — это просто жестокие и беспринципные наемные убийцы.
  • Vampyr — однозначных злодеев здесь нет. Отъявленный бандит и головорез трогательно любит свою жену, а убийца-рецидивист из портов никогда не поднимёт руку на свою мать, которая единственная заглушает голоса «демонов» в его голове. Аналогично этому, даже у самых положительных персонажей полно скелетов в шкафу.
  • The last of Us: Part II — В игре нет ни злодея, ни героя. У каждого за плечами очень темные дела. Изначально может показаться, что Эбби является злодеем, а позже то, что злодей — Элли. Но это не так. И Элли, и Эбби — просто люди, очерненные желанием мести.
    • Тем не менее, некоторым игрокам это не мешало принимать сторону отчаявшейся и импульсивной, в силу возраста, Элли, а их оппонентам — сторону Эбби, «гладящей всевозможных собак». Режиссёр так и задумывал, но насколько у него получилось удачно и чистоплотно — уже другой вопрос.
  • Gone Home — все персонажи, за одним возможным исключением (Кэти), совершали сомнительные поступки, но все они просто обычные люди, пытающиеся найти свое счастье в жизни, и даже худший из них, дядя Оскар, по крайней мере, пытался загладить свою вину.
  • Call of Duty: Modern Warfare 2019 — Инверсия. Разработчики игры дали интервью, где утверждали о полностью серой морали в игре. Никаких «хороших» и «плохих» сторон, только хорошие и плохие личности с каждой стороны. Предполагалось, что игрок может принять правду и мораль каждой из сторон. ЦРУ, САС и Урзыкстанское ополчение - именно что хорошие фракции. Нелицеприятные поступки, которые они совершают (пример: шантаж террориста Мясника жизнями его семьи), спровоцированы обстоятельствами, и их мотивация чисто благая - борьба с терроризмом (спецслужбы) и избавление своей страны от оккупации (ополчение). Напротив - Аль-Катала и люди Баркова. Первые устраивают теракты по всему миру из-за оккупации своей страны. Бить за оккупацию всех, кроме самих оккупантов - что может быть логичнее? Люди Баркова же - чисто нацисты на Восточном фронте: вешают и расстреливают за себя и за того парня. Благая же мотивация же самого генерала с погонами полковника "защитить Матушку-Россию" не оправдывает ни оккупацию, ни обращение с местным населением. Хотя бы потому, что совершенно не показали, от чего он ее защищает. И травить мирное население химическим оружием в любом случае перебор Хотели серую мораль, а получилось…то что получилось. В крайнем случае — это.
  • Mercenaries 2: World in flames — в игре буквально нет абсолютно положительных и абсолютно отрицательных сторон. Рамон Солано хочет построить сильную власть в Венесуэле, с которой весь мир будет считаться, United Petroleum в наглую добывают нефть из недр, коммунистические повстанцы, хоть и декларируют справедливость, всего-лишь проводники интересов Китая, американский контрнгент миротворцев желает вернуть страну под влияние США. Пираты делают бизнес, пока осиалтные воюют. А главному герою плевать, что будет с Венесуэлой — он хочет отомстить за пулю в задницу.

Визуальные романы[править]

  • Kara no Shoujo — однозначно плохих и хороших персонажей здесь нет. Даже у самых положительных людей богатая коллекция скелетов в шкафу, а маньяки стали таковыми не из-за «природной склонности ко злу», а по целому ряду объективных причин.

Настольные игры[править]

  • BattleTech — и у Внутренней сферы, и у Кланов, своя правда, блага хотят и те, и другие, хотя благо у них абсолютно разное. Полностью злых фракций во вселенной, пожалуй, нет. Даже пресловутый Дом Ляо, куда американские авторы сеттинга с лёгкой руки запихали своих геополитических соперников (русских и китайцев), и который на протяжении всей истории является чем-то вроде мешка для битья, имеет своих положительных героев. На каждой стороне сражаются разные по характеру персонажи. У всех есть как добропорядочные ребята, так и сбрендившие мясники.

Музыка[править]

  • «ДДТ» — «Правда на правду»: все пули были здесь равны, все мысли — верны.

Реальная жизнь[править]

« Если нет ни белого, ни чёрного, то не может быть и серого, ибо серый — результат смешения этих двух цветов. »
— Айн Рэнд, «Культ нравственной серости»
  • Многие рассматривают её именно так.
  • Статья Скотта Бэккера, автора «Князя Пустоты» на эту тему.
  • Posmotreli. Нет, серьёзно. Иначе как ещё объяснить появление на этом сайте нижеприведённого шаблона, красующегося во львиной доле статей?
«
Emblem-important.pngНе надо здесь реальной жизни!
Особенность темы этой статьи в том, что её нельзя применить к реальной жизни. В реальной жизни нет, к примеру, объективного добра и зла, а вторжение в личную жизнь реальных людей выходит за рамки приличия. Пожалуйста, помещайте только вымышленные примеры.
»
— Posmotreli

Примечания[править]

  1. Однако в Виндхельме на важных постах вроде хозяев ферм и конюшен слишком много эльфов, чтобы можно было говорить о каком-то притеснении, скорее о равнодушии
  2. за вычетом тех, кто служит в Легионе или подкуплен Империей