Конец света, как мы его знаем

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The End of the World as We Know It. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Мы пока ещё здесь, и ещё не конец,
Но горит уже в небе возмездья венец.
»
— Тэм Гринхилл
« — Неплохо для начала конца цивилизации, какой мы её знаем.
— Всё наладится.
— Ну, а что будет с нами?
— Кто-то же должен вновь заселить планету.
»
— последний диалог в фильме «Смертельная гонка 2050»

Конец света, каким мы его знаем — это разновидность конца света, но отличающаяся от полноценного Судного дня. Тот не оставляет от мира ничего, а в лучшем случае на месте прежнего мира творится нечто глубоко, метафизически иное. В этом же случае волна разрушений, прокатившаяся по миру, разрушает цивилизацию, инфраструктуру, экономику и убивает большую часть населения; оставшиеся в живых надевают косухи, садятся на мотоциклы и едут радостно грабить корованы. В общем, жизнь продолжается, пусть и невесёлая.

В отличие от полномасштабного Судного дня, сабж неоднократно имел место в реальной истории человечества, потому описывать его немного проще. Практически каждая страна переживала его в той или иной мере.

Такой жанр, как постапокалипсис, невзирая на название, представляет собой описание последствий именно Конца света, каким мы его знаем, а не Судного дня.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Библейский Всемирный потоп же, случившийся за очень долгое время до Моисея!
    • В общем-то, тема Великого потопа встречается в достаточном количестве мифологий, чтобы можно было предполагать, что это не совпадение. Но о чем конкретно идет речь — доподлинно неизвестно.
      • Древние люди селились вдоль рек, которые иногда выходили из берегов и затапливали селения. Для людей, весь мир которых ограничивался родной деревней, это действительно был Великий потоп. Кроме того, на планете столько воды нет, чтобы устроить действительно Всемирный потоп. Так что ни о каком общем для всех народов событии речь не идёт
      • Существует куча гипотез, пытающихся натянуть эту сову на научный глобус: начиная от «повышение уровня океана во время таяния ледников» и заканчивая «древние гримляне (и прочие вавилонские египтяне) пытались так объяснить, как это окаменелости морских обитателей оказались в горах, посреди суши».
  • «Хьюстон, 2030» Майка Мак-Кая. Экономический коллапс в США. Хьюстониты разгуливают в подержанной военной форме и копаются в помойках. Полиция работает, отсюда и детектив.
  • «Выжжено» (правильный перевод названия — «Всё сожгли») Андреаса Эшбаха. Есть и «до» и «после» конца — сравниваем на здоровье.
  • Дэн Грин «2012. Лава и пепел». Плюс кино и игрушка по мотивам.
  • Нестандартный вариант — «Сага о Копье», фэнтезийный постапокалиптический мир. За триста лет до событий первой трилогии по Кринну ударил немаленьких габаритов метеорит, и последствия этого аукаются планете и её цивилизации все эти триста лет. Вторая трилогия показывает, что в первые сто лет после катастрофы Кринн был постапокалиптическим миром по всем канонам, автор правки так и вовсе удивлён, что жизнь и цивилизация на планете выжили.
    • В той же трилогии злодей-протагонист Рейстлин подсвечивает, мол, если бы не гонения на магию и не Катаклизм — был бы на Кринне ко времени основного повествования как минимум манапанк!
  • Марина и Сергей Дяченко, «Армагед-дом» — педаль в пол: апокалипсис случается каждые 20 лет, люди к нему подготовлены, а потому потери относительно невысоки.
  • Александр Афанасьев, дилогия «Зона заражения». Лучше всего описывается цитатой из другой книги — «Что с того, что мир, каким мы его знали, перестал существовать?» Радикальные исламисты на техничках рассекают по автобанам Германии и долинам Франции, бо́льшая часть Средней Азии в результате ядерной войны между Индией и Пакистаном превратилась в ту самую зону заражения, а самым престижным курортом теперь считается не Лазурный берег, а гигантский искусственный остров Силэнд.
    • Его же «Ген человечности». Там, впрочем, классический зомби-апокалипсис.
  • Александр Маслов, «Коконы»: после изобретения особого прибора, создающего кокон, в котором время время замедлялось в миллионы раз, большая часть человечества воспользовалось этими коконами, рассчитывая, что в их отсутствие оставшиеся люди позаботятся об инфраструктуре. Но что-то пошло не так, и люди в коконах погибли. Показано происходящее глазами одного из тех немногих, кто не воспользовался прибором. Зато расплодившиеся крысы стали создавать подобие цивилизации.
  • Айзек Азимов «Мёртвое прошлое». Замотивированный амбициозным историком молодой физик переизобрёл засекреченный правительством прибор для глобального наблюдения прошлого — хроноскоп. После чего передал схему устройства в общественный доступ, чем… полностью уничтожил понятия частной жизни и вообще тайны. Теперь каждый желающий через хроноскоп может наблюдать за тем, что практически прямо сейчас происходит где угодно на Земле, ведь для наблюдения достаточно настроить хроноскоп на интересное место и на срок «1 микросекунду назад». А начальная идея-фикс того самого историка «Как жили в Карфагене» вообще интересует только узких специалистов, да и хроноскоп ему не поможет, так как наблюдать можно на 120 лет назад максимум.
  • Уильям Тенн:
    • «Бунт мужчинистов» — пародия на движение феминисток. Затюканные мужчины тоже имеют право носить усы и материться!
    • «Нуль-потенциал» — тоже ближе к сатире, чем к НФ. После атомной войны остатки человечества стремятся обрести хоть какую-нибудь стабильность™. Найден абсолютно средний по всем показателям человек. Средний мистер Абнего стремительно набирает популярность и становится президентом наконец-то объединившейся Земли. Человечество стремится к усреднённости, но этот средний уровень всё падает и падает. В итоге свою цивилизацию создают собаки. Собаки разводят людей в качестве домашних питомцев — люди так уморительно бросают палки и прочие предметы! Приносить брошенную палку — популярнейший вид спорта в новой цивилизации. В итоге собаки изобретают роботов, способных кидаться палками лучше людей, после чего биологический человек исчезает с лица Земли окончательно. Довольно жуткий рассказ, если задуматься.
  • «Червь» — Золотое Утро, сражение объединённой армии паралюдей Земель с разрушителем планет. Миллиарды погибших, Земля Бет практически непригодна для жизни, но человечество в целом выжило и в кратчайшие сроки вернулось к привычному образу жизни.

Сетевая литература[править]

  • «Котокалипсис»: человечество внезапно деградировало, а место людей заняли кошки.
  • Евгений Лотош, метацикл о Демиургах — Текира, после Пробуждения Звезд (на небе появились звезды (и Млечный Путь), и перестала работать магия) Просто Камилл влез куда не разбирается. Если бы Джао не успел вовремя вмешаться - систему бы аннигилировало.. Адаптировались, пошли по научному пути прогресса. Магия — теперь легенды. Хотя вот некоторые исследования и подтверждают что было что-то странное. А еще — Палла, после Удара. Откат с технологического уровня начала XXI века Земли на первую половину XX, знания то сохранились но просто не работает нормально техника. При этом считается что часть ядерных зарядов рванула именно по этой причине. На самом деле Палле сильно повезло что планета не погибла сразу.
  • Fallout: Equestria — эпический фанфик-кроссовер вселенных сериала My Little Pony: Friendship is Magic и серии компьютерных игр Fallout авторства пользователя kKat. Постапокалиптический мир Эквестрии после мировой войны с Империей Зебр, в которой массово применялись мегазаклинания, и пони, пытающиеся выжить среди заражённых земель и одичавших природы и соратников. Результат вышел настолько эпичный, что местами просочился в канон и оброс фанфиками второго порядка на миллионы слов.
  • The Outer Sphere — Землю подключили к галактической Системе Сфер якобы для защиты от нашествия неких киплингов. Точнее говоря, половина человечества вдруг превратилась в киплингов. Киплинги принялись жрат людей, а люди пустили в ход силы Системы ради выживания. В действительности появление киплингов спровоцировано подключением, а не наоборот. И нужно это властям предержащим во Внутренних Сферах просто для эксплуатации очередной планеты.

Кино[править]

  • «Безумный Макс» же. Уже 4 серии!
  • «Кин-дза-дза!» (фильм 1986). Хотя Вики почему-то называет фильм антиутопией, речь идёт именно о жизни на планетке после конца цивилизации. Правда, там не было никакой волны разрушений, они просто постепенно израсходовали всю воду. Фильм буквально разорвали на цитаты. «А правительство на другой планете живёт, родной!» Ну и конечно: «Скрипач — НЕ НУЖЕН!»
  • «Водный мир»: мир затоплен, но есть плавучие платформы и полулегендарные острова суши найденные главными героями.
  • «Власть огня»: планета захвачена драконами, но бороться против них всё же можно.
  • «Эпидемия» (2013): эпидемия агорафобии под названием «Паника» в течение нескольких месяцев распространяется по всей планете. Любой заболевший рискует умереть от ужаса при попытке выйти из помещения. Люди прорывают тоннели из помещений, в которых оказались, в метро. Беззаконие и истощение ресурсов прилагаются. К счастью, те, кто родился после эпидемии, агорафобией не страдают.
  • «Воины света»: бо́льшая часть человечества превратилась в вампиров, но вот беда — вампирам нужна кровь (кровь самих вампиров не подходит), а людей на всех не хватает.

Телесериалы[править]

  • «Ходячие мертвецы»: мир после уничтожения большинства людей зомби.
  • «Периферийные устройства». Мир после «Джекпота», победивших аристократических-корпорократов британского содружества, правящие в своё большое удовольствие жалкими остатками человечество в полтора миллиарда человек. Джекпот — событие вобравшее в себя буквально ВСЕ страхи человечества насчёт будущего. Экономический крах разрушил нации, потом случился голод и массовое вымирание, потом ядерный теракт в США привёл к мировой войне и обмену ядерными подарками, и как вишенка на торте — пандемия особо гремучей хрени добила цивилизацию окончательно, почти. Прямо это не проговаривается, но складывается отчётливое ощущение — что Джекпот ни хрена не случайный каскад ненастий.

Мультсериалы[править]

  • «Время приключений» представляет настолько другой мир, что многим тяжело принять, что мир Ууу и Земля — это одно и то же.

Веб-комиксы[править]

  • В Homestuck Исход ближе именно к этому тропу. Да, метеоритный дождь полностью уничтожил всё живое, но через сотни лет планета будет восстановлена и заселена изгнанниками. Да и полноценный Судный день в виде смерти вселенной в этом веб-комиксе тоже в наличии.

Видеоигры[править]

  • Fallout, Wasteland и их подражатели.
    • Fallout: Equestria:Remains. Игра по мотивам эпического кроссоверного фанфика.
  • Bastion — Катастрофа (Calamity).
  • Stellaris — результат заключения договора с Завершителем Цикла. Через пятьдесят лет вся ваша империя исчезает, все ваши сооружения исчезают, как и космические станции и корабли, а планеты становятся закрытыми для любого использования. Ну и как вишенка на торте, на месте родной планеты появляется сущность с силой в минимум 300к, и ещё больше, в зависимости от размеров вашей империи, способная уничтожить даже Пробуждённую Падшую Империю. Но вы всё ещё остаётесь жить, хоть от вашего вида остались только жалкие крохи.

Визуальные романы[править]

Реальная Жизнь[править]

  • Великое Пермское вымирание. Вымерли 95 % морских и 70 % наземных видов. Биосфера восстановилась только к середине Триаса
  • Катастрофа Бронзового Века. В результате нашествия «Народов Моря» и кучи других факторов цивилизации восточного средиземноморья были отброшены в развитии чуть-ли не в каменный век.
  • Падение Римской Империи. Нашествие варваров привело к разрушению тысячелетней культуры, были утеряны многие технологии.