Деконструкция/Сказочные сюжеты

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это подстатья к статье Деконструкция. Плашки и навигационные шаблоны тут не нужны.

  • Большинство современных полнометражных фильмов Диснея деконструируют… ранние полнометражные фильмы Диснея. Постмодернизм во всей красе[1].
  • «Однажды в сказке»: ВЕСЬ сериал — одна сплошная деконструкция. Вот целая россыпь примеров:
    • Фундамент саги базируется на событиях, происходящих с семьёй Белоснежки. Практически во всех адаптациях это инженю, друг всему живому и девочка для битья у своей мачехи. Здесь Белоснежка — крутая принцесса и лучница, которая не особо парится по поводу окружающей фауны. Вдобавок она харизматичный лидер и выдающийся оратор. Вот такой героине хочется подражать, в отличие от общепринятого образа.
    • Кстати, о её мачехе. Везде напирают на то, что это полное чудовище и злая королева, готовая пойти на всё ради собственного превосходства над всеми красавицами в мире. В сериале она, во-первых, получила имя (Реджина Миллс), а во-вторых — особую жизненную историю, бьющую все рекорды по трагизму. Не говоря уж о том, что данная Королева — злодейка поневоле, позже надевшая на себя козлиную шкуру и ставшая мрачным добряком. А отомстить падчерице она хотела отнюдь не из-за красоты…
    • С лучшей подругой Белоснежки отдельная песня. Можно ли представить себе более зачётную деконструкцию образа Красной Шапочки! Молодая крестьянка по имени Руби живёт с бабушкой (кстати, та далеко не немощна и может постоять за себя в любой ситуации) и вынуждена зачем-то носить красный плащ. Деревню их нещадно терроризирует чудовищный волк, а против него бессильны лучшие охотники. Руби, имеющая талант следопыта, решает разведать, кто этот монстр, заручившись поддержкой приятельницы. Лучше бы ей этого не делать… Кто ж знал, что волк — оборотень в третьем поколении, и им является она сама!
    • Также создатели «Однажды в сказке» имели привычку чудовищно смешивать родственные и дружеские связи персонажей, и понять, кто кому кем приходится, могут только самые бывалые фанаты. В сеттинге присутствуют герои чуть ли не всех известных европейских сказок, причём они сколько-нибудь связаны друг с другом. Принцип шести сезонов был таков: «И что ни шаг, то новая беда иль новый враг». В общем, нет мира в Сторибруке. Ах да, ещё: основные действия происходят в упомянутом городке, в штате Мэн, а вовсе не в сказочном мире.
  • Техно-опера «Русалочка» Виктора Аргонова, с утилитарной моралью и наноассемблерами.
  • «Шрек третий»:
    • У Спящей красавицы — многолетняя нарколепсия. Не прошло ей даром то давнее ведьмино проклятье — казалось бы, давно снятое.
    • Рапунцель, оказывается, совершенно облысела и носит парик. Вот оно как — долго жить со слишком длинными волосами! Истощились и выпали. А если ещё и учесть, что всякие там злые колдуньи и прекрасные принцы использовали их как канат для карабкания…
    • У Золушки-то, похоже, шизофрения (сильно, видать, она старалась абстрагироваться от тяжкой реальности, пока жила у мачехи, третируемая ею!). Потому что на сильный стресс её психика отвечает реактивным состоянием и истерическим неосмысленным повтором окончаний фраз того, кто рядом ораторствует (в данном случае — Белоснежки).
      • А в более спокойном состоянии — Золушка то и дело ведёт себя неадекватно, чрезмерно фиксируется на малосущественном в ущерб важному. Тоже симптом. Как и периодические вспышки глупой восторженности на фоне общей эмоциональной уплощённости.
    • Белоснежка — классическая истеричка (а чего вы хотели, при её-то биографии?), высокомерна, саркастична и ленива, а также может использовать свою власть над животными в боевых целях.
    • Принц Чарминг — деконструкция прекрасного принца. Ну да, внешностью прекрасен, а вот личность у него довольно козлиная. А ещё он — маменькин сынок и не прочь завоевать любовь принцессы обманом.
  • «Легенды завтрашнего дня» — четвёртый сезон посвящён именно деконструкции сказок и сказочных существ, которые по вине Легенд попали в наш мир. Милые и добрые сказочные персонажи (вроде единорога или феи-крестной) оказываются далеко не милыми и совсем не добрыми.
  • Серия комиксов «Fables» и их приквел — видеоигра «The Wolf among us». Знакомые с детства сказочные персонажи, сбежавшие из сказочного мира в наш, бухают, избивают женщин и детей, воруют, побираются, развратничают, гнобят друг дружку, плетут отвратительные интриги, и, в целом, влачат довольно-таки жалкое существование.
  • «Разочарование» — сериал состоит чуть менее, чем полностью, из деконструкции сказочных штампов.
  • «Подержанные проклятия» — наша отважная троица специализируется на помощи жертвам деконструкции сказочных штаммов. Например, Золушка не глядя подписывает контракт и узнаёт, что теперь обязана служить фее, которая вовсе не добрая. Ганс и Грета повзрослели и стали оппортуничными охотниками на ведьм (наверняка отсылка к фильму-боевику с Хоукаем). Башмачник поработил эльфов, которые помогли ему. Король-лягушонок перехитрил Василису Прекрасную и передал проклятие ей. В финале соглашаются помочь Али-Бабе ограбить каких-то разбойников.
  • Коротенькая манга «Когда часы пробьют двенадцать?» (12 ji no kage ga naru) — девочка, а с чего бы доброй фее помогать тебе, а принцу влюбляться и жениться на тебе только из-за красивого наряда? Может они оба гигантские пауки-людоеды, а ты — очередная порция корма для них?
  • RWBY — начиналась вся заваруха именно как сказка: странствующий по миру отважный герой спасает томящуюся в башне прекрасную деву, они влюбляются, женятся и живут долго и счастливо… Вот с последним неувязочка вышла: мужчина умирает молодым от неизлечимой болезни. Девушка пыталась всеми силами вытащить любимого с того света, но последствия оказались фатальными не только для неё, но и для всего мира. Итог такой: ныне бывшие возлюбленные (получившие вечную жизнь) являются непримиримыми врагами, а война между ними сотрясает мир (точнее то, что от него осталось).
  • «Волшебное кольцо» и сходные по сюжеты сказки — деконструкция сказочного хэппи-энда, где добросердечному бедняку достаётся полцарства и рука царевны впридачу. Думаете, царевна будет рада браку с пускай и добрым, но обычным парнем? Нет, она хитростью выведает у того тайну волшебной силы, чтобы самой отправиться к любовнику, а новоиспечённого супруга оставить в дураках. Спасают положение лишь спасённые героем кошка и собака, похищающие кольцо. К слову, это очень старая деконструкция, возможно даже старше, чем грязь: похожие сюжеты записаны у множества народов, от африканцев до жителей дальнего востока.
  • Серия кукол Ever After High и сопутствующие рекламные медиа — дети известных сказочных персонажей обучаются в специально колледже, где их учат быть героями и злодеями и принимать уготованную им всем известными сюжетами судьбу. При этом со стороны условно положительных персонажей (являющихся потомками сказочных героев и не желающих вмешиваться в сложившийся веками ход событий) то и дело проскакивает неприкрытое глумление над условно отрицательными (являющихся потомками сказочных злодеев, и которых то, что им жить «долго и счастливо» не полагается, не устраивает).
    • Предсказуемая деконструкция классической истории Красной Шапочки прилагается: мать Чериз Худ — Красная Шапочка, и это известно всем, а вот что её отец — Злой и Страшный Серый Волк, девушка отчаянно старается скрыть. Ситуация усугубляется еще и тем, что родителей она искренне любит, но на публику вынуждена изображать к отцу страх и ненависть.
  • Серия комиксов Grimm Fairy Tales, её спин-оффы и продолжения с другими известными сказочными мотивами и всевозможные кроссоверы между ними (издательство Zenescope Entertainment). Волшебная книга сказок становится оружием в руках обычной школьной учительницы, которая с их помощью сначала пытается наставлять людей на путь истинный, а потом ударяется в откровенное вигилантство. Сами сказки стали значительно мрачней и заканчиваются плохо, чтобы читатель смог сделать выводы. А потом появляется и злодейка, совращающая с помощью собственной волшебной книги сказок с похожими мрачными историями хороших людей. И далее по нарастающей.
    • А обычная школьная учительница примерно к 40 выпуску оказывается сверхъестественным существом и Хранителем Реальности, превращаясь, таким образом из почти-злодейки в однозначную героиню.
  • Сюжет о женитьбе на намного более высокопоставленной невесте в США преломился в женитьбу на богатой наследнице. Его деконструировали сначала Драйзер в «Американской трагедии», а потом Миура в Берсерке. И оба раза в полных именах незадачливых женихов встречается Гриффит: у Драйзера в фамилии Клайда Гриффитса, а у Миуры в имени горе-жениха.
    • А ещё обоим была присуща несовместимая с жизнью похоть: первый соблазнил так не вовремя забеременевшую подчинённую, а второй оказался заключён в тюрьму за то, что не вовремя переспал с невестой.
  • Регулярно встречается в франко-бельгиских комиксах.
    • «Белоснежка» Л’Хеймейрена. Магии здесь — самый мизер. Королева — не столько колдунья, сколько жестокая и циничная манипуляторша и тиранша. Гномы далеко не добрые дедушки-шахтеры, а бородатые хранители леса, по мере сил прописывающие люлей, всем идиотам, которые туда лезет. Прекрасный Принц — действительно красавец-принц, но еще и крутой вояка, дипломат и лидер альянса Стран Юга.
    • Его же «Красавица и Чудовище». Чудовище пострадал не из-за жлобства, а из-за любви. Спасшая его Красавица, во-первых, ему просто друг. Во-вторых, у неё самой есть возлюбленный. Местная версия Гастона-охотника, действительно хороший парень, просто временами козлящий по месту и нет.
  • Сергей Мусаниф «Цвет мира серый». Старая как мир история, про принца-беглеца, скитающегося по миру в поисках наставника и обретения силы выворачивается наизнанку. Принц — есть и он действительно ищет помощи. Но наставник — агент другого государства, которое само не прочь завоевать полконтинента. А «Злой Маг» по факту — благонамеренный экстремист и прогрессор. Неудивительно, что герой по итогам отказался драться с узурпатором и встал на его сторону.
  • Сага о ведьмаке:
    • Первые две книги битком набиты пересказом сюжетов классических европейских сказок. Красавица и чудовище, первая расколдовывает второе с помощью истинной любви? Верно, только главное чудовище — как раз красавица. Беглая княжна нашла приют у семи гномов? Ну да, только нужно уточнить, что эти гномы — разбойники с большой дороги, не стесняющиеся сажать своих жертв на кол у обочины дороги. Рыцарь спасает короля и требует в награду руку дочери? Есть такое, и слово королевское нерушимо. А вот запрет на приглашение киллеров для нежелательного супруга никак не оговаривался.
    • Ведьмак 3: Дикая Охота продолжает традицию. Здесь тебе и ещё одна атаманша разбойников, на этот раз — оборотница в красном плаще. Или «Каменные Сердца»: поцелуй лягушку и она станет принцем. Возможно. Но эта лягуха размером с пару бычков и отнюдь не прочь полакомиться человеческой плотью.
  • Метавселенная Рудазова:
  • НРИ по системе Fate Core «Гнездо» — деконструкция сказок о попавших в мир сказки детях. Во-первых, кто сказал что в этот мир попадали лишь один-два набора персонажей? Да разные дети сюда ходят постоянно, причём часто не знакомые друг другу. Во-вторых, вновь попавшие в Гнездо герои уже выросли и у них была своя скучная взрослая жизнь. В-третьих, один из вариантов главного злодея - девочка которой так не хотелось возвращаться, что она предпочла стать тираном этого мира (Но и тут не всё так просто, в реальном мире девочка страдает от неизлечимого заболевания и хочет воспользоваться ходом времени а-ля Нарния чтобы найти метод её лечения).

Примечания[править]

  1. Что интересно, старые фильмы Диснея сами по-мягкому действовали в том же направлении: если в сказках принц мог увидеть мёртвую принцессу, тут же влюбиться и поцеловать её, то в старых мультфильмах Диснея принц и принцесса до этого должны были видеться хотя бы раз в жизни. Сейчас же и этого раза недостаточно, деконструкция идёт дальше и жёстче.