Тупой — это зло

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Берем перо, легко наносим знаки На белый лист уверенной рукой. Они ясны. Понять их может всякий, Есть сумма правил для игры такой.

Но если бы дикарь иль марсианин Вперился взглядом в наши письмена, <…>

И вскрикнул бы дикарь. И губы сами Запричитали б, и, тоской объятый Несносною, он робкими руками Развел костер, бумагу с письменами Огню принес бы в жертву, и тогда-то, Почувствовав, наверное, как вспять В небытие уходит морок зыбкий, Дикарь бы успокоился опять, Вздохнул бы сладко и расцвел улыбкой.

»
— Герман Гессе, «Буквы»[1]
Эталонный образец. Слева.

1. Вот, например, чиксы. Ну как к ним подкатить, а? Цветов им мало, в эти, как их, кобляменты я не умею, на предложение перепихнуться за бабки ваще получил по морде… А шишкан-то дымит. О! Есть идея! Возле универа растут высокие кусты: хватаем припозднившуюся тёлочку, затыкаем рот, тащим в кустики и там её чпоки-чпоки! Блин, ну не реви ты так, дура, подумаешь, сунул-вынул, эка важность… Ой, а ведь теперь меня и посадить могут! Ой, а ведь за это и «опустить» могут! Блин, ну как же я раньше-то не подумал! Что делать?! Что делать?! О! Есть идея! Ща ей камнем жбан расколотим — она никому и не расскажет… Не, ну вы чё, я не злодей, но меня бы реально посадили и «опустили»! Виноват я, чё ли, что не сообразил? Ну чё мне ещё оставалось делать?

2. Чё-чё! Через плечо! Бабло надо было зарабатывать, идиот, а не девок по кустам пёхать! Тёлочки любят богатых. А я люблю деньги. Так что я наколочу бабла — и все тёлочки будут мои. Кхм… чё-то не получается… на работу не принимают, говорят — дурак, дурак… О, мысль! Грабану-ка я банк! План? А на хрена мне план, у меня есть пушка и кулачищи! Что может пойти не так? А-а-а, суки-охранники, вы чё по мне шмаляете?! А-а-а, падлы, броники надели! Суки, зачем полицию вызвали?! Так нечестно! Бросайте стволы, не то щас вышибу мозги вон той молодой мамочке и её очаровательным детишкам, поняли?! Я не злодей, но меня ж иначе пристрелят к хренам!

3. Гыыы, зырьте на этих двух умников! Романтик, ёпта! Делец, ёпта! Нет шоб нормально посидеть, побухать на лавке! Сука, лавэ кончилось… Ща возьму кирпичанского да пропишу по кумполу тому баклану, у него куртец вроде дорогой. Посадят? Ну и пофиг! Кто моральный урод? Я моральный урод? А ты чё, самый правильный тут? Самый умный, ёпта?!

4. Этот хмырь слишком умный. Мне это не нравится. Меня это пугает. Дам ему дубиной по башке. На всякий случай! Вдруг он колдун… Я не плохой! Мне было страшно.


Вы, наверное, уже поняли. Этот персонаж стал злодеем не потому, что у него было тяжелое детство, не в виду жизненных обстоятельств, не по причине врожденных преступных наклонностей, не вследствие воспитания… Нет, он просто действительно, блинский блин, ТАКОЙ ИДИОТ!

И нет, это не троп Тупой злой, потому что в том случае персонаж может быть злым по совершенно любой причине, а тупость, как и в случае со злодеем-недотёпой, идёт бонусом. «Тупой злой» — это как раз очень хорошо, тупость злодея помогает героям; в нашем же случае тупость как раз и становится причиной злодеяния. Наш сабж становится злодеем исключительно по причине невероятной, запредельной тупости!

Он не знает никакого иного способа достичь цели, кроме как переть напролом, сметая все преграды на своём пути, точно бешеный носорог, по головам, по трупам!

Он не способен проявлять сострадание, поскольку для этого нужно понимать, что кому-то плохо, а всё, что происходит за пределами его крошечного межушного пространства для него такая же непостижимая тайна, как для лучших умов — то, что находится за пределами Вселенной. Он зачастую даже не понимает, что творит зло — «Не, нуачо я такого сделал-то?!»

Его на раз-два вербуют всевозможные тёмные властелины. Нет, мы не имеем в виду обман наивного добряка, когда тёмный властелин выдаёт чёрное за белое — в нашем случае злодей завоевывает сердце и душу дурака гораздо проще: «Тёлки, бухло, хавка, и смеяться над тобой больше никто не будет!»

Опять же, многих людей одолевают дурные мысли, но перейти к делу не даёт осознание последствий. Идиот о последствиях не думает — он не умеет думать.

Наконец, идиот может быть вполне безобидным, но дай ему суперсилу — и он начнет менять мир по своему идиотскому усмотрению… Ведь он искренне уверен, что он-то и есть самый умный!

Троп, увы, весьма распространен в реальной жизни — случаям, когда невежество и тупость становились причиной поразительных по своей жестокости преступлений, несть числа. А счёт жертвам дичайших суеверий и средневекового невежества пойдет на миллионы.

Противотроп — Умный — это зло, тупой — это добро.

Примеры[править]

Фольклор[править]

« Лучше встретить медведицу, лишенную медвежат, чем глупца с его глупостью. »
— Библия, Притчи 17:12
  • Анекдот про ковбоя Гарри, застрелившего ковбоя Джона после того, как тот на вопрос, сколько будет дважды два, ответил «четыре»: «Он слишком много знал!».
  • Анекдот о глупом американском солдате с военной базы в Ираке, который периодически подстреливает Санта-Клауса, путая его с моджахедом. «Вот поэтому, Джонни, к нам Рождество и не приходит» — сказал офицер, которому не повезло быть начальником этого полудурка.
  • Анекдот про дебильную девочку, поймавшую Золотую Рыбку. Услышав, что рыбка умеет исполнять желания, дитятко начинает обрывать ей плавники (а то и сразу голову) со словами: «Лети-лети, лепесток, через запад на восток…».
  • Анекдот, в котором фигурируют два охотника (в шовинистическом варианте определённой национальности, варианты разные), и один из них падает без чувств. Второй звонит по мобильнику в скорую и говорит, что его друг, по-видимому, умер. Ему отвечают, что надо убедиться, что друг действительно умер. Звонивший охотник стреляет напарнику в голову и говорит: «Убедился. Что дальше?».
    • Существует вариант этого анекдота с «новыми русскими».
    • Отметился в «SW: Knights of the Old Republic» про мандалорцев.
  • И про детину, который убил своих престарелых родителей, потому что: «Не, ну а чо-о они!».
  • Множество анекдотов про милицию/полицию:
«

Иванов пришел к начальнику милиции наниматься на работу. — Кем вы хотите у нас работать? — Согласен выполнять любую работу. — Тогда скажите, кто написал «Капитал»? Иванов только хотел открыть рот, а тут зазвонил телефон и начальника милиции куда-то вызвали. Он приказал сержанту Сидорову: — Поспрашивай у Иванова, кто написал «Капитал», а я скоро вернусь. Прошло часа полтора. Возвращается начальник милиции и видит такую картину: сержант Сидоров стоит с дубинкой в руках, а Иванов с синяками и окровавленным лицом зажался в угол. Сидоров бодро докладывает: — Товарищ капитан! Он признался: «Капитал» написали они с братом!

»
  • Городская легенда о «проклятой» палате реанимации, в которой каждую неделю умирал пациент. Медики решили разгадать эту зловещую тайну, для чего в роковой день спрятались под койку и, дрожа от страха, стали ждать. Ровно в полночь дверь палаты отворилась, на пороге выросла фигура в белом и направилась к постели больного. Аппарат системы жизнеобеспечения жалобно пискнул в последний раз, когда ночная уборщица баба Маня решительным движением выдернула штепсель. И воткнула вилку пылесоса…

Литература[править]

« Идиоты вообще очень опасны, и даже не потому, что они непременно злы (в идиоте злость или доброта — совершенно безразличные качества), а потому, что они чужды всяким соображениям и всегда идут напролом, как будто дорога, на которой они очутились, принадлежит исключительно им одним. Издали может показаться, что это люди хотя и суровых, но крепко сложившихся убеждений, которые сознательно стремятся к твердо намеченной цели. Однако ж это оптический обман, которым отнюдь не следует увлекаться. Это просто со всех сторон наглухо закупоренные существа, которые ломят вперед, потому что не в состоянии сознать себя в связи с каким бы то ни было порядком явлений… »
— М. Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города»
«

Гитлер чтит благоговейно не Эйнштейна и не Гейне, А корову и быка, Потому что у коровы — светлый ум и дух здоровый, А от Гейне и Эйнштейна — ни телят, ни молока!..

Чтоб отец, взглянув на сына, Мог с достоинством сказать: — Настоящая скотина! Целиком в отца и мать!

»
— С. Я. Маршак, «Сверхскоты»
  • Повесть-сказка неизвестного русского автора «Волшебное наследство» — крестьянский сын Влас, эдакая деконструкция образа Емелюшки или Иванушки-дурачка: убежденный лентяй и паразит, готовый обожрать вдову с детьми, изувечить старуху за кусок хлеба, бросить товарища на верную смерть, пойти по головам, по трупам! При этом искренне офигевает, когда за эти дела ему прилетает ответка. Однако отцовское наследство — волшебный колпак — позволяет Власу достичь вершин успеха и славы при дворе. Правда — ненадолго.
  • Чехов, «Унтер Пришибеев» — заглавный герой.
  • Фёдор Сологуб, «Мелкий бес». Все отрицательные персонажи отличаются мелочной злобностью и тупостью, но педаль в пол продавливает протагонист, учитель Передонов. Он настолько непроходимо глуп, тёмен и некультурен, что автору правки непонятно, как этот почти слабоумный человек смог получить университетское образование; его единственное развлечение — гадить всем окружающим; постепенно развивающаяся паранойя доводит его до убийства. И у него был реальный прототип.
  • М. Булгаков, «Собачье сердце» — Шариков же!
    • Шариков вовсе не идиот, а чрезвычайно хитрая и живучая тварь. Бродячий пёс из московской подворотни просто не может быть идиотом — они там не выживают. А уж гипофиз люмпена Чугункина возводит ситуацию в абсолют.
      • Сам-то Шарик — не зло. К животным это понятие малоприменимо. К тому же он способен хотя бы на жалость и благодарность. Шариков — иное дело.
  • Братья Стругацкие, «Трудно быть богом»: серые, творящие на протяжении книги большую часть зверств — по сути организованные банды злобной шпаны, которой дали право официально бить ненавистных им образованных людей. А вот с монахами Ордена аверсия: они в основном образованы и вовсе не тупы, а просто фанатично-жестоки.
  • Роман Михаила Первухина «Пугачев-победитель», написанный в жанре альтернативной истории — именно таким является Пугачёв. Он даже не понимает, что для многих он — кровавый злодей. Да и большинство в его армии такие.
  • «33 несчастья» Лемони Сникета, повесть «Гадкий городишко» — весь город состоит из фанатичных идиотов, которые вдобавок готовы сжигать всех, кто им не понравится, на костре.
    • С прикрученным фитильком — мистер По. Персонаж в общем-то не злой, но его тупость много раз едва не становилась причиной гибели Бодлеров. В самой книге о нём так и говориться прямым текстом: «Сам он не был злым человеком, но совершал ошибку за ошибкой, неоднократно погружая их [Бодлеров] в пучину зла, поскольку отдавал в руки таких злокозненных личностей, что и сам почти не отличался от настоящих злодеев».
  • Harry Potter — Крэбб и Гойл. Настолько тупы, что единственные провалили СОВ среди своего курса. Настолько тупы, что решили убить Гарри, а не схватить и отдать Волдеморту. Настолько тупы, что Крэбб решил применить заклятие Адского пламени в закрытой комнате, разумеется со смертельным исходом для себя.
  • Чарльз Буковски, «Изверг»: это ж каким надо быть идиотом, чтобы в своём гараже изнасиловать маленькую девочку, живущую по соседству, в присутствии двух мальчиков-свидетелей, а потом как ни в чем не бывало пойти домой: «я редко выхожу из дома, авось не опознают»! В данном случае причиной преступления стал не педофильский порыв, а именно тупость, потому как ни один педофил, у которого осталась хоть капля мозгов, не пошёл бы на такое идиотское преступление. Парадоксальным образом получается, что педофил-идиот в чём-то даже опаснее хитрого сексуального хищника: тот ещё может отступиться, решив, что цель не стоит риска, а такой просто возьмёт и сделает, благо никто подобного не мог ожидать. Впрочем, это и составляет суть всей нашей статьи.
  • «Атомная сказка» Юрия Кузнецова — отчасти субверсия, так как речь идёт о знаменитом интеллигентском противостоянии «физиков» (которые точно не являлись дураками в общепринятом смысле этого слова) и «лириков». Однако посыл, заложенный автором, вполне отвечает теме статьи: человек, отринувший всё живое, естественное, в пользу сухого рационализма, совершающий жестокие действия во имя «правого дела», определенно является дураком.
  • Валерий Роньшин, «Сказка о чистой и светлой любви»: учитель зоологии Пафнутьев, отрицающий существование души и верящий лишь в «печёнки-селезёнки» — злая сатира на материалистов. Увидев воочию душу вскрытого им интеллигентного лягушонка Квакина, даже не понял, что это такое, и тоже хотел разрезать. Выражается же сей достойный педагог на манер сельского гопника — «Ни фига ж себе прикол», «Лягуха квакает»… Не исключено, что здесь имеет место отсылка к «Атомной сказке».
  • Клиффорд Саймак, рассказ «Дурак в поход собрался»: из-за вторгшегося в его разум инопланетянина деревенский дурачок обретает способность читать мысли, убивать усилием воли и влиять на разум окружающих его людей. И начинает творить добро. То самое, которое «с кулаками, с хвостом и острыми рогами». И мало того, что он насильственно сделал «счастливыми» жителей родной деревеньки, теперь он хочет нести «добро» всему миру! Сверхспособности-то он обрёл, а вот умнее, увы, не стал.
  • Подавляющее большинство «клиентов» 87-го полицейского участка, создающие фон для центрального дела каждой книги (иногда тоже подходящего под троп) и в высоких концентрациях временно превращающие этот самый участок в дурдом. Немудрено, что детективы предпочитают иметь дело с Глухим, чем с очередным гопником-убийцей.
  • Антон Орлов, «Тина Хэдис» — субверсия с Саймоном Клиссом: примерно с середины первого романа он представляет собой эталонного героя статьи, но до такого состояния он деградирует на глазах от систематического употребления наркотиков. Как можно понять из флешбэков, некогда Саймон был хоть и циничным мерзавцем, но умным, талантливым и привлекательным журналистом.
    • В конце дошёл до того, что после захвата боевого летательного аппарата начал расстреливать всё вокруг, «потому все вокруг были врагами». Потом решил захватить роддом и потребовать огромный выкуп, но тут у летательного аппарата закончилась энергия.
    • С другой стороны, даже после излечения от наркозависимости и нескольких лет отсидки он продолжил отыгрывать троп. Стоило только ему снова услышать о Тине Хэдис и Стиве Баталове, он тут же решил по принципу «концы в воду» поубивать всех, кто его видел. К счастью для окружающих, антигерой Лиргисо нашёл его на первом же свидетеле и за все его дела устроил ему участь хуже смерти.
  • «Серая звездочка» Бориса Заходера — глупый мальчишка, едва не растоптавший очаровательную жабу Серую Звездочку — просто так, по причине тупости и невежества (ну и предубеждения).
  • Евгений Некрасов, «Муха и самозваный принц» — несовершеннолетний чеченский террорист Ваха Джабраилов, который считает, что ему не нужно знать ничего, кроме Корана. Причём сам он Коран не читал — все переводы считает злонамеренно искажёнными «проклятыми кяфирами», а арабский язык, на котором написан оригинал, ему даже в голову не приходит изучить. Так что представление о священной книге мусульман он составил со слов араба-наёмника, командовавшего отрядом, при котором обретался. И вообще, он, из принципа, ничего не читает, а школу посещал всего четыре года — «только когда снега не было».
  • Робин Хобб, «Сага о живых кораблях» — субверсия. Кайл Хэвен, в общем-то, человек неглупый, прожжённый интриган, умелый торговец, да и в навигации разбирается. Однако безграничное самомнение, спесь и упрямство приводят его к неумению и нежеланию разбираться как в нюансах плавания на Живом Корабле, так и в людях, которые по положению стоят ниже него (его сын Уинтроу, матросы, рабы, пираты). Всё это делает его совершенно слепым и глухим ко всему, что происходит во время плавания, а заодно уводит за моральный горизонт. В результате Кайл лишается сначала корабля, потом свободы, разума и, наконец, жизни.
  • «Отблески Этерны» — Ричард Окделл. Не то чтобы именно туп — вернее сказать, безволен, тщеславен и недальновиден, так что любой, кто имеет доступ к уху, может разворачивать мнение парня на 180°. Воистину, вырастет из сына свин…
    • Альдо Та-Ракан, в принципе, туда же. Собственно, копируя его эгоцентризм и фанфаронство, Дик и скатился до того, что его уменьшительное имя заговорило.
  • М. Елизаров, сборник «Кубики», рассказ «Белая» — ничтожество Панкратов вполне заслужил ненависть соседей, так как он любил «экзаменовать» их детей. «Экзамен» был таким же тупым, как он сам, и неудивительно, что дети не могли дать «правильные», с его точки зрения, ответы. Если бы всё ограничилось одними приставаниями — за провал «экзамена» он засовывал два пальца в анус ребёнка.
  • Роза и Червь — именно так оценивает Червь действия овер-коммандера Янга: «Да, о вашем отце, — продолжал Червь, не обращая внимания на её реплику. — Знаете, чем он страшен? Он не безумен, каким его все считают. Он глуп. Элементарно, банально глуп. Максвелл Янг — не гений зла, не сумасшедший тиран… Он просто дурак. Вот и всё. Кровожадный дурак».
  • «Коллекционер» Д. Фаулза: С фитильком, ибо там, где не надо, Фредерик-Фердинанд-Калибан вполне способен на продуманные и осмысленные действия. Оборудовать звуконепроницаемую камеру, похитить девушку, предотвратить её побег — на это у него мозгов хватило. А вот что с ней делать дальше, он понятия не имеет и, похоже, даже не думал толком. Несмотря на многократно повтороенное «я просто хочу, чтобы вы узнали меня получше», узнавать в нём решительно нечего. Не способен ни заинтересовать, ни вызвать сочувствие, и даже отсутствие откровенных посягательств на девушку — следствие не принципов, а зашкаливающих комплексов и ханжества. Так и уморил её ни за грош по глупости и трусости, из чего вынес важный урок — в следующий раз надо сразу обламывать жертву и показывать ей, кто главный. Да, он собрался повторить. На этом книга заканчивается.
  • В цикле «Мифы Ктулху» Говарда Лавкрафта педаль уходит во вневселенские бездны абсолютного ужаса, ибо таков Азатот — слабоумный слепой бог-творец, не понимающий того, что сам сотворяет. Как там прочим Иным богам, оно как всегда непонятно (хотя даже Ньярлатхотеп не смеет произносить имя Азатота вслух) но нам, низшим формам жизни, в случае пробуждения этого товарища от спячки мало не покажется.
  • Хонор Харрингтон — Павел Юнг, граф Северная Пустошь. Недалёкий, мелочный, упрямый дурак. Классический тупой злой, хоть сейчас в Палату Мер и Весов как канонический пример козла со связями. Увы, сын «кнута» Консервативной партии и владелец семейной коллекции компромата на половину Палаты Лордов, из-за чего замахивался сильно не по мозгам. Из-за врождённой тупости и упрямой вендетты против Хонор просрал военную карьеру, ту самую коллекцию компромата и в итоге самую жизнь.
  • Гости дорогие Олега Дрожина — герои-отдыхающие, не столько преступники, сколько озверевшие от безнаказанности тупари.

Кино[править]

« Обезьяна на судне [с тиграми и львами] страшнее динамита! »
— «Полосатый рейс»
  • «Камо грядеши?» 1951 года — Нерон и в романе Сенкевича не блистал умом, но в данной экранизации это просто сказочный долбоящер.
  • «Идиократия» — отупевшие жители будущего показаны сплошь жадными и похотливыми дегенератами, обожающими смотреть «Ночи Реабилитации» (гладиаторские бои с участием рестлеров и машин-монстров, а по факту — публичные казни).
  • «Фарго» — культовый триллер братьев Коэн: по причине невероятной, запредельной тупости всех участников преступления, обычное похищение превратилось в череду жестоких убийств.
    • Коэны вообще обожают этот троп. «Несколько тупарей решили, что они крутые, результат: гора трупов» — типичный коэновский сюжет.
  • Аналогично и в «Жмурках» Алексея Балабанова — Саймон и Серёга просто эталоны этого тропа. Такие дебилы годны только в бандиты… или в депутаты Государственной Думы.
    • Правда, оба бандита всё же иногда пытаются шевелить извилинами (это однозначно касается Серёги, хотя и Саймон не лишён некоего здравого смысла). Отчасти, поэтому они смогли «прийти к успеху», став более-менее респектабельными деятелями. Но скорее всего — просто на мутной волне неразберихи девяностых.
      • А вот тройка Корон, Бала, Баклажан — действительно эталонные дебилоиды.
  • «Эдвард Руки-Ножницы» — Джим не просто подлец, но и ревнивый воинствующий идиот вдобавок. Нет, он правда считал, что сможет сохранить отношения с девушкой, дважды подставив Эдварда, а потом еще ударив её и попытавшись Эдварда застрелить? Да и толпа обывателей, которые, не разобравшись, едва не линчевали Эдварда, ничем не лучше.
  • «Музыкальный видеоблог Доктора Ужасного»: Капитан Молоток — формально добрый супергерой. Доктор Ужасный же — формально злодей. Но при этом именно Молоток является антагонистом и главным козлом сюжета, рассуждающим категориями «умники — это зло, сила есть — ума не надо» и думающий только о себе. Кроме того, стать злодеем Доктора Ужасного сподвигло именно общение с будущим Капитаном Молотком в школьном возрасте, когда тот постоянно задирал «слишком умного» мальчишку.
  • «Небесные создания» — фильм Питера Джексона, основанный на деле Паркер-Хьюм (см. раздел «Реальная жизнь»). Правда, анекдотичная отмазка двух убийственных девиц там не приведена, зато бессмысленность злодеяния раскрыта превосходно.
  • «Кровью и потом» Майкла Бэя. Фитнес-инструктор наслушался курсов по повышению мотивации и решил изменить свою жизнь к лучшему. Жалко, что он, и его подельники настолько тупые, что свою жизнь они могут изменить только с помощью жестоких (и глупых) преступлений. И что особенно убивает — основано на реальных событиях.
  • «Антикиллер» — Амбал сотоварищи. В книге они просто тупые отморозки, а в фильме стали клиническими дураками (да ещё косящими под викингов!).
  • Короткометражка Жоры Крыжовникова «Нечаянно».
  • «Изображая жертву» — Карась, примечательный крайне тупой попыткой избавиться от трупа. Прочие убийцы тоже не отличаются умом и сообразительностью.
  • Короткометражка «Майор Гром» — вариант с грабителями. Нет, сам план ограбить банк далеко не спонтанный и налицо хорошая подготовка. Однако троп хорошо продемонстрирован не только через мотив лёгкой наживы вместо честного заработка, но и через личности грабителей. Перед нами предстают: злобный и агрессивный Главарь, готовый даже застрелить маленькую девочку, чтобы заставить всех подчиняться ему и бояться, придурковатый и постоянно веселящийся Псих (по комиксу-приквелу он ещё и наркоман) и туповатый негр Громила. И да, кидаться в полицейского только что награбленными деньгами, чтобы столкнуть противника вниз, выглядит не только тупо, но и совершенно по-детски, особенно в исполнении Главаря.
  • Весь киноцикл «Пятница, 13-е». Однако у Джейсона Вурхиса есть уважительная причина: он умственно отсталый гидроцефал (но хитрющий), который ещё больше отупел с тех пор, как в первый раз умер.

Телесериалы[править]

  • Twin Peaks, третий сезон — самоуверенный мерзавчик Ричард Хорн, эталон. От этого ничтожества, ни секунды не претендующего на роль полноценного злодея, вреда едва ли не больше, чем от самого БОБа-Купера.
  • True Blood — именно такова основная масса вервольфов. Один из самых наглядных примеров — Дебби Пелт.

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

Комиксы[править]

  • Catwoman — Блицкриг, решившая стать суперзлодейкой исключительно ради того, чтобы прославиться, злодейский псевдоним выбравшая по принципу «немецкий звучит угрожающе», а способом прославиться, как величайшая суперзлодейка в истории Готэма, выбравшая убийство ребёнка в прямом эфире. И ведь даже сумела застать прибежавшую спасать девочку Женщину-Кошку Вторую врасплох и обезвредить, но не додумалась ни сперва убить её, ни заткнуть ей рот, когда сняла с неё маску в прямом эфире. А супергероиня, не теряя времени даром, выкрикнула на камеру адрес логова злодейки. После этого Блицкриг опять разрядила в героиню свои перчатки, но снова не убила её, а только сломала стул, к которому её привязала. И получила годовую порцию тумаков за одну минуту.

Аниме и манга[править]

  • Black Lagoon — Чака. Пример злобного, недальновидного и высокомерного полудурка, который в итоге позорно подох именно по причине своего зашкаливающего идиотизма и искреннего убеждения в том, что только он здесь — д’Артанья́н.
  • Dirty Pair — главные героини, Юри и Кэй. Работают в агентстве, которое решает любые вопросы. Девчонки работают вполне эффективно, но по причине своего феерического распиздяйства (а по другому и не скажешь!) наносят невероятно огромный сопутствующий ущерб. Однажды даже уничтожили случайно целую планету!
  • School Days — насильник Тайсуке.
  • Zero no Tsukaima — Луиза, хоть и плоска как доска, тоже чуть не оказалась изнасилована собственным фамильяром.
  • Code Geass — не по замыслу, но по факту: Лелуш в финале истории. Получил власть над миром, хочет его объединить. Как? Ни за что не догадаетесь! Всего-то нужно постоянными беспричинными зверствами сделать себе нулевой рейтинг, а потом дать себя показательно убить своему конфиденту, типа тираноборцу. То-то весь мир заживёт дружно, любовно и прельстиво! Под фактическим управлением зама, которому Лелуш не так давно помешал превратить Землю в лунный пейзаж неатомными бомбами, ага.
    • Эпизод с катастрофой на стадионе: лёгким движением дурного языка Лелуша добрая-чуткая прЫнцесса Юфи превращается в Юфиночета и бежит со всех ног убивать всех японцев. Ну вот как такой балаган можно воспринимать серьёзно?
    • Кстати, о заме: знаете, зачем он хотел нюкнуть всех и вся? Ну, оставшиеся после такого люди (все трое или четверо) будут его бояться, слушаться, и на всей планете будет мир. Серьёзно. Гениальный антизлодей, называется. Да, достойный противник для Лелуша. Нет, это не комплимент.
    • Что интересно, в действиях что Лелуша что Шнайзеля есть логика, и если Шнайзель собирался провести объединительную войну просто забомбив весь мир так, что люди больше не захотят воевать против единственного правителя, который мало того что теперь занимается восстановлением мира, так если опять начнут бунтовать сравняет с землёй. Лелуш же был вынужден в начале своего царствования вытравливать всевозможных варлордов, которые начали бунтовать, а присоединиться к собственноручно созданной новой мировой силе больше не мог, так как его банально воспринимали как врага, лжеца и манипулятора каких свет не видел, да и Шнайзель с дня на день был готов выпрыгнуть на огромной летающей крепости с ядерным арсеналом. И если вы не забыли, он развязал мировую войну, убил свою любимую сестру Юфи, потерял любимую девушку Ширли, и дорожайшую сестру Нанали думал что потерял навсегда, что удивительного что но решил умереть с пафосом и пользой для мира.
      • Хорошо ещё, что Ширли сама была влюблена в него, а не наоборот. Впрочем, тупости сценаристов это никак не отменяет, особенно с учётом того, что они гениально показали мастерство Лелуша в шахматах.
      • Кхе-кхе, для того, чтобы весь мир ходил перед тобой по струнке из страха перед твоими чудо-боНЬбами, необязательно включать режим бешеного Ганди из Civilization, лучше даже не включать. Над Токио одна такая рванула, последствия все видели, зачем бомбить ещё и собственную столицу? Явно лишнее кровопролитие усилит не страх, а только ненависть к диктатору. Или это только с Лелушем работает, а у Шайзеля чит-код? Да-а, «логика» и «Код Гэ» — вещи несовместимые.
      • Про «умереть с пользой для мира» вообще смешно. Пользой для мира была бы ситуация, когда Лелуш, пережив крах идеалов, потерю близких, предательство всей своей армии (по нелепой причине, кстати) и прочее, сцепил бы зубы и продолжал трудиться на благо мирового сообщества. Не хочу, хочу сам на себя покушение устроить. Предварительно угробив за кадром уйму народу просто так, в рамках сливания собственного рейтинга. Оставив мир на всех тех, с кем весь основной сюжет боролся, но до конца недодавил. Это что ж получается, наш гениальный ррреволюционер только зазря положил дофига военных и гражданских по всему земному шару, и ничего не поменялось? Отакої!
    • Как показал фильм-продолжение, уже спустя год после смерти Лелуша его план летел в тартарары из-за одного крошечного государства, а те на кого он оставил власть (сестра-инвалид, которую даже никто не учил править и тупой солдафон, страдающий хроническим спиннокинжальным расстройством) подвинулись на чисто представительные должности.

Видеоигры[править]

  • Deponia — протагонист, невезучий изобретатель Руфус. Другие люди для него не более чем средство попасть на Элизиум, но для превращения в циничного манипулятора ему сильно не хватает интеллекта. Чести ему это не делает, потому что даже манипулятор не вызывал бы такого отвращения — его мотивация хотя бы понятна, он ломает чужие жизни для достижения своих целей или для собственного удовольствия, а Руфус делает это просто так, походя, потому что он просто идиот.
    • Но он же не злодей. Да, им движет желание попасть в местный "рай на земле" (Элизиум) и получить девушку (у которой даже имя Goal с немецкого языка переводится как "цель"). Но в процессе он выясняет план злодеев, создаёт Сопротивление и спасает мир (в конце 1 и 3 части он, даже имея возможность попасть на Элизиум, вместо этого выбирает возвращение на Депонию; и правильно - как выяснилось в 4 части, если разрушить Депонию, отправив Элизиум в космический полёт, то он в итоге врежется в чужую планету и уничтожит ещё и её, и себя. Поэтому инопланетяне и прибыли на Депонию - они хотят изменения временной линии, чтобы отвести эту угрозу.).

Музыка[править]

  • Король и Шут очень любят этот троп. В песне «Защитник свиней» огромный детина Степан, посланный жителями горной деревушки разделаться со старым вампиром, высасывающим их свиней, находит злодея… и тут же переходит на его сторону! «Я такой же как ты: ненавижу свиней, потому что все смеются, что я хряка дурней!» А в песне «От женщин кругом голова» (aka «Невольница и парень») идиот бросает деву в беде, мотивируя это тем, что, мол, от баб и любви одни проблемы, да и времени нет — жрать охота…
    • Есть мнение, что в первом случае любимые соседи отправили Степана на верную смерть, и тот вполне разумно принял сторону вампира (сомнительно — жители хотели пресечь кражу свиней, а не избавляться от Степана, да и бить он рвется именно свинок, хотя те-то уж точно ни в чём не виноваты). Во втором персонаж мог просто не хотеть проблем, ведь тот, кто посадил девушку в подвал, явно будет не рад благородному порыву освободителя. Однако судя по его словам, тут дело именно в недалекости и лени.
    • А разве во втором примере лирический герой — не сам маньяк?
  • Видеоклип группы «Ленинград» на песню «Очки Собчак» — четверо придурков (протагонистка-злодейка, её хахаль и парочка психов-наемников) решают обнести особняк крутого бизнесмена, что приводит к гибели большинства его гостей, а также почти всех придурков, так как бизнесмен, даром что был на тот момент в одних трусах, оказался крепким орешком и, вооружившись дробовиком, прописал идиотам заслуженные двести двадцать.

Реальная жизнь[править]

« Где-то была гениальная фраза про то, что выдуманное зло изворотливо, находчиво, умно, а добро – скучно и приторно. Тогда как настоящее зло – тупо, монотонно и обыденно, а добро — умно, удивительно и разнообразно. »
— Одоната Ветер
  • Малолетние дебилы, причём чем младше, тем жёстче. Они просто ещё не понимают, что творят всякую дичь.
  • Тигры и львы зачастую становятся людоедами по причине болезни или увечья, не позволяющих им охотиться на обычную дичь; точно так же круглый дурак зачастую становится на путь преступлений просто потому, что по причине тупости не способен обеспечивать себя честным путём.
  • Как уже говорилось выше, случаям преступлений, произошедших именно по причине кретинизма преступника, несть числа. Что у человека умного, но порочного, на уме, то идиот уже совершил.
    • В 1895 году в Ирландии некто Майкл Клери вместе со своей роднёй зверски замучил свою жену. Вернее, по его словам, зверски замучил подменыша, которого подсунули ему бессовестные эльфы, похитившие настоящую миссис Клери. Как бедняга Майкл ни бил и не истязал проклятую нечисть, упрямые фейри категорически отказывались забрать её обратно в свой мир и вернуть законную супругу. В итоге отчаявшийся муж плюнул, облил подделку ламповым маслом и поджёг, после чего сбросил тело в болото, а сам отправился на холм, в последней надежде вырвать свою милую из лап жестокого волшебного народца. Потерпев закономерный облом, он был арестован, допрошен, обследован, и доктора радостно сообщили: психических отклонений нет, он просто идиот! Дали пятнадцать лет: по мнению автора статьи — возмутительно мало (и это в эпоху, когда даже мысли об отмене высшей меры наказания не покидали салонных и кухонных собраний гуманистов!).
    • Дело об убийстве Паркер-Хьюм — мало того, что само убийство, совершенное двумя малолетними идиотками, было не только жестоким, но и совершенно бессмысленным, так ещё и ложь, которую они сочинили, была похлеще бессмертного «Упал на нож — и так двадцать семь раз!». Буквально. «Упала, ударилась головой об кирпич, а потом ещё сорок восемь раз — в конвульсиях!». Кстати, хотя бы вытряхнуть кирпич из окровавленного чулка подруженции так и не удосужились.
    • Значительная доля бандюков из лихих девяностых. Те из них, кто впоследствии не сумел перестроиться под новые реалии, когда пришла пора думать головой, там же её и сложили.
    • Артём Ануфриев и Никита Лыткин из Иркутска, aka. Академовские маньяки. До кучи воплощают собой тропы «тупые фашисты», «ужасный музыкант» и «дурная слава — тоже слава».
    • Американский серийный убийца Ричард Спек. Тупой и недалёкий матрос, насиловавший и убивавший женщин по невероятно весомой причине «а чо они?», на фоне нескладывающихся отношений с женой и полученной в пьяной драке травмы головы, которая тоже ума ему не прибавила.
  • Многие военные преступления совершаются не от большого ума и только вредят стороне, которой они были совершены. Распространяете полные ненависти листовки, убиваете или пытаете пленных? Ну так готовьтесь к тому, что вражеские солдаты будут сражаться до последнего, зная, что в случае сдачи в плен ничего хорошего им не светит. А если вы ещё и мирных жителей убиваете, так не удивляйтесь тому, что даже те, кто изначально был не готов воевать с вами, пойдут в армию или партизаны, чтобы защищать себя и свою семью от оккупантов-отморозков.
  • «Борьба с природой» в Китае времён Мао Цзедуна, и особенно яркий пример — истребление воробьёв. Тот неловкий случай, когда люди действительно хотели как лучше, однако всё испортило отсутствие элементарных «школьных» знаний на уровне хотя бы прилежного второклассника: «не убивай птичек, они полезные, они вредителей едят».

Примечания[править]

  1. Строго говоря, это стихотворение приведено в книге «Игра в бисер», где его внутри логики произведения написал главный герой Йозеф Кнехт.