Орфей и Эвридика
![]() | Молодцы! Эта статья была номинирована на статус избранной. В связи с этим мы особенно тщательно относимся к её содержанию. Подробнее о выборах избранной статьи вы можете узнать здесь |
Орфей и Эвридика — древнегреческий миф о том, как Орфей спустился в мир мёртвых, чтобы вернуть свою жену к жизни, но потерпел неудачу из-за волнения.
Это миф один из самых часто пересказываемых среди других. История об Орфее и Эвридике удосужилась множества адаптаций, а также ряда прямых упоминаний.
Где почитать[править]
- Вергилий «Георгики»
- Овидий «Метаморфозы»
Пересказ сюжета[править]
NB: поскольку у мифа несколько источников, некоторые противоречивые детали опущены для удобства, чтобы не явствовал троп «Анекдот про...».
Эвридика умирает от укуса змеи. Прославленный певец Орфей спускается в царство мёртвых, чтобы вернуть свою жену Эвридику.
Там он своей музыкой усыпляет Цербера и очаровывает всех, даже самого Аида и Персефону.
Аид соглашается отпустить Эвридику обратно в мир живых, но при одном условии — Орфей ни разу не обернётся до тех пор пока не выйдет из мира мёртвых.
В самый последний момент Орфей оборачивается, и в тот же миг Эвридика растворяется, оставаясь тем самым в царстве мёртвых.
Орфей пробует вновь войти в гости к Аиду, но живой может побывать в мире мёртвых лишь единожды, поэтому затея не сработала.
После этого Орфей удалился куда подальше, отказавшись от женщин то ли, сохраняя верность к Эвридике, то ли просто устав от них.
В любом случае, отвергнутые женщины убили его за то, что он отказался принять участие в оргии.
В итоге, Орфей воссоединяется с Эвридикой в мире мёртвых.
Тропы и штампы[править]
- Бисёнэн — Орфей. Из-за этого его в прошлом даже в аргонавты брать не хотели: ну, кем может работать на корабле такой сладкий мальчик, которому к тому же ещё и пальцы беречь надо? Разве что эроменом. Но Орфей их переубедил, ибо следующий пункт.
- Божественный музыкант/Бард — Орфей. Спустился в царство Аида с одной лирой и музыкой очаровал там всех, да и до того неоднократно смирял своими концертами по заявкам злодеев, монстров и даже природные явления.
- Визит на тот свет — Орфей спускается в царство мёртвых за женой. Старше, чем грязь.
- Знают именно за это — Орфей обернулся и потерял жену.
- Магнит для противоположного пола — сам Орфей. Учитывая его наружность и эллинскую культуру — не только для противоположного, скорее всего.
- Лебединая верность — так или иначе Орфей после своего провала хранил верность Эвридике. Хотя… по некоторым версиям на мальчиков сие правило не распространялось.
- Отвергнутая женщина — это страшно — они и убили Орфея. Мотивы, правда, несколько разнятся от версии к версии.
- Протагонист — всегда человек — инверсия. Орфей это полубог неясного генезиса (Аполлон, Дионис, Эагр?), а в матерях у него муза (Каллиопа или другая). Эвридика же дриада (лесная нимфа).
- СПГС — кучи его. Есть ли тут зависть богов? Символизирует ли что-то змея, что укусила Эвридику? Пал ли Орфей жертвой разборок между Аполлоном и Дионисом? По какой причине на самом деле обернулся Орфей? Колобок с Онегиным молча кивают в сторонке.
- Трагическая импульсивность — поддавшись чувствам, Орфей оборачивается и из-за этого теряет Эвридику.
- Хороший плохой конец — Орфей не смог вернуть Эвридику в мир живых, но всё же смог воссоединиться с ней в посмертии.
- Чего не сделаешь ради любви — комментарии излишни.
- Я остаюсь — Орфей таки хотел остаться в царстве мёртвых, если бы ему не выдали Эвридику.
Адаптации[править]
Фольклор[править]
- Гендерная инверсия в сказке «Маттео и Мариучча», кончившейся, к слову, плохо, но с долей хорошего — Мариучча таки обернулась на выходе, так что из царства мёртвых влюблённым уйти не удалось (на них дыхнул Цербер), и оба сделались тенями. Но зато они вместе!
Театр и музыка[править]
- Опера «Эвридика» Якопо Пери (1600)
- Опера «Орфей» Клаудио Монтеверди, (1607)
- Опера «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка (1762)
- Опера «Орфей и Эвридика, или Душа философа» Йозефа Гайдна (1791)
- Мелодрама «Орфей и Эвридика» Е. И. Фомина (1792)
- Опера «Орфей и Эвридика» Эрнста Кшенека (1923)
- Симфоническая поэма «Орфей» Ференца Листа (1854)
- Оперетта «Орфей в аду» Жака Оффенбаха (1858).
- И если про оперетту вы ранее не знали, то знаменитый канкан хотя бы раз, да слышали.
РокЗонг-опера «Орфей и Эвридика» Александра Журбина (1975)- «Orphée» — десятый студийный альбом исландского композитора Йоханна Йоханнссона, вдохновленный одноимённым фильмом Жана Кокто и мифом об Орфее в интерпретации Овидия.
- «Орфей» — песня группы Комсомольск (2017)
- «Хипхопера: Орфей & Эвридика» — альбом исполнителя Noize MC (2018)
- Рок-опера «Орфей» от Ольги Вайнер — мотивация и сюжет неплохо так изменены и расширены (2020)
Комиксы[править]
- Cynicmansion – аверсия. Орфей смог вывести Эвридику, но он продолжил ещё 3 дня идти по земле, считая это уловкой Аида. В итоге, Эвридика плюнула на Орфея и сама вернулась в царство мёртвых.
Прямые упоминания[править]
Мультфильмы[править]
- Диснеевский мультик «Геркулес» — пример без контекста
Видеоигры[править]
- Hades — Загрей, встречает Эвридику и Орфея, и ему предоставляется возможность воссоединить их.
- Titan Quest — можно выполнить квест «Эвридика и Орфей» в Верхнем городе Потерянных душ и спасти Орфею жизнь, используя «Зеркало Психеи».
Истории со схожей фабулой[править]
По сути все примеры, где герой пытается вытащить свою любовь с того света, которые очень уж сильно напоминают историю об Орфее и Эвридике.
Фольклор и мифология[править]
- История о верной жене Савитри в «Рамаяне»: девушка выходит замуж за парня, которому предсказана смерть через год, и в назначенный час умоляет бога смерти Яму взять её душу вместе с душой мужа — тот из жалости оставляет в живых обоих. Сита рассказывает эту историю своему похитителю Раване, намекая, что она так же верна законному мужу Раме, и Равана не сможет её ничем соблазнить. Она и сама побыла Эвридикой, когда после гибели Раваны должна была сжечь себя на костре, так как только божественное вмешательство могло позволить похищенной жене вернуться к мужу. Бог огня Агни лично спас её от сожжения и вынес к Раме. Попробовал бы он этого не сделать, когда Рама — аватара одного из трёх верховных богов (а конкретно Вишну)…
Литература[править]
- Повесть о Берене и Лютиэн — прямая гендерная инверсия с хэппи-эндом.
- Может кто-то расписать этот пример без смехуёчков с чумаком?
- Гарри Поттер — в сказке о Дарах Смерти Кадм попросил у Смерти Воскрешающий камень, чтобы вернуть с того света свою погибшую невесту. Закончилось печально: мертвице в подлунном мире было плохо, и видя это, Кадм убил себя, чтобы воссоединиться с возлюбленной. Так Смерть забрала второго брата.
Видеоигры[править]
- Флэш-игра «Don’t look back» — условно-пиксельная, но выразительная за счёт тёмной готической атмосферы. Герой идёт от могилы возлюбленной ко входу в ад, сражается с разной нечистью, находит любимую и возвращается, следуя тому же завету, что и Орфей, — не смотреть назад. Мозговыносящая концовка.
- Любительский аддон к Oblivion «Сказка о потерянном счастье». Герой идёт к Аиду, чтобы потребовать вернуть свою возлюбленную. При соблюдении определённых условий во время прохождения у него получается.
- Где в Тамриэле Аид есть?
- Splatterhouse 2 — Рик спускается в Ад за Дженнифер.
- Black Book — Василиса изучает чёрную магию и подчиняет бесов, чтобы вернуть своего умершего парня из Ада. Правда, зигзаг: во-первых, в Аду его нет, ибо он не сам убился, а помогли, во-вторых, когда Васька об этом узнает, то вполне может променять любовь на титул владычицы
морскойпреисподней, бок о бок с сатаной или сама по себе.
Примечания[править]