Джаваховское гнездо (цикл повестей)

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Джаваховское гнездо» (иногда встречается название «Кавказский цикл») — цикл повестей Лидии Чарской, связанных общими героинями — дочерьми русского генерала грузинского князя Георгия Джавахи (одной родной и двумя названными). Так же часто на страницах повестей появляется N-ский женский институт, основанный императором Павлом I.

Персонажи[править]

Главные героини[править]

  • Нина Джаваха-оглы-Джамата (также в книгах встречается вариант Джаваха-алы-Джамата[1]) — родная дочь грузинского князя Георгия Джавахи, по матери лезгинка. Протагонист повести имени себя и девтерагонист повести «Записки институтки». Так или иначе упоминается во всех «официальных» частях цикла.
  • Людмила Александровна Влассовская — родная дочь героя Плевны Александра Влассовского, после окончания института была удочерена князем Георгием Джавахой, в память о дочери, с которой они были лучшие подруги. Протагонист книг «Записки институтки» и «Люда Влассовская», действует во всех остальных «официальных» книгах цикла, кроме, понятное дело, сказок.
  • Нина Арсеньевна Бек-Израэл, названная княжна Джаваха — племянница (через покойную супругу) и названная дочь Георгия Джавахи, имя получила в честь своей покойной двоюродной сестры и святой покровительницы Грузии (озвучивает в своей книге оба варианта). Протагонистка повести «Вторая Нина» и второстепенный персонаж всех хронологически поздних «официальных» частей цикла

Питомцы «Джаваховского гнезда»[править]

  • Глафира (Глаша) Петушкова — сирота, которую, после смерти матери, отправили к родной тётке Стеше, работавшей в N-ском женском институте. В институте приёмными мамами (а также «папами», «бабушками» и «дедушками») Глаши стали его воспитанницы. Когда они закончили обучения, с протекции институтского попечителя, хотели пристроить девочку в престижный приют, но там она оказалась не к месту, и по совету начальницы приюта отправилась в «Джавахское гнездо», где стала копсплеить обеих Нин.

Остальные[править]

  • Георгий Джаваха-оглы-Джамата — отец трёх героинь цикла, для первой Нины — родной, для двух других — приёмный.
  • Никанор Владимирович Кашидзе — дядя Георгия Джавахи и боевой друг Александра Влассовского.
  • Арно Кашидзе — нелюбимый внук князя Кашидзе, которому он планировал не оставлять наследства, а юноша в отместку вёл себя соответственно. В последствие они нашли общий язык. Парень стал русским офицером, сватался к Нине Бек-Израэл, но с пониманим принял её отказ.
  • Тамара Соврадзе (в девичестве Кашидзе) — внучка князя Кашидзе, которой он изначально хотел отписать всё своё имущество. Избалованная барышня, до подросткового возраста даже не научившаяся элементарно читать.
  • Бэла (Елена) и Израил (Арсений) — родные родители Нины Бек-Израэл, погибшие за кадром между событиями повестей «Люда Влассовская» и «Вторая Нина». По происхождению лезгины-магометане, крестившиеся по ходу сюжета: их восприемниками выступили Люда Влассовская с Георгием Джавахой и князь Кашидзе со своей внучкой соответственно.
  • Барбалэ — старая нянька в семье Джаваха, воспитывавшая Нину, и, не хуже Арины Родионовны, рассказавшая своей воспитаннице много интересных сказок и легенд. Позднее перешла в дом князя Кашидзе, где воспитывала его внучку Тамару.

Повести (в хронологическом порядке)[править]

  • «Вечера княжны Джавахи. Сказания старой Барбалэ» (1916) — самое первое по хронологии произведение, Нина Джаваха здесь ещё совсем маленькая, но поскольку вступление[2] спойлерит важные события других повестей, рекомендуется читать минимум после «Второй Нины». По формату это даже не повесть, а сборник коротких рассказов о детстве Нины (старшей) и сказок, которые рассказывает ей няня.
  • «Княжна Джаваха» (1903) — самая известная повесть цикла, именно с неё рекомендуется начать знакомство с ней, чтобы не словить спойлеров и следить за сюжетом в хронологическом порядке. Охватываются события приключений Нины в родном Гори, а также же начало её учёбы в столичном институте. Возможно, внутри сеттинга — это дневник Нины, который она передала своей подруге Люде Влассовской перед своей смертью.
  • «Записки институтки» (1901) — сюжет частично идёт параллельно повести «Княжна Джаваха», показывая те же события от лица Люды (от её лица и идёт повествование), а затем и продолжает их. Повесть также издавалась под названием «Павловские затворницы».
  • рассказ «Приведение» — краткий эпизод из жизни Люды Влассовской во время учёбы на одном из средних курсов института.
  • «Люда Влассовская» (1904) — продолжение приключений Люды (повествование вновь идёт от её лица) сперва в последнем классе института, а затем на Кавказе, куда она приехала по приглашению князя Кашидзе. Повествование ведётся от её лица. Повесть также издавалась под названием «Выпускница».
  • «Вторая Нина» (1907) — события происходят спустя 16 лет после предыдущей повести. Рассказчиком и главной героиней выступает Нина Бек-Израэль. События по той же схеме, что и в повести об её сестре-тёзке: сперва на Кавказе, затем в Петербурге. Повесть также издавалась под названием «Горянка», при этом текст был несколько изменён.
  • «Джаваховское гнездо» (1911) — первая повесть цикла, написанная от третьего лица. Нина Бек-Израэль после возвращения из Петербурга решила организовать в унаследованном имении приют «Джаваховское гнездо». Она настолько привыкла к детям там, что положила на алтарь заботе о них свою личную жизнь, отказавшись выйти замуж за достойного человека.
  • «Таита»(1916 — отдельной книгой, в журнале — с 1914 года) — вообще, эту повесть в цикл обычно не включают, и вполне обоснованно: никто из главных героинь тут даже ни разу не упоминается, но мы, не менее обоснованно, отнесём её сюда, так как в ней начинается история Глаши, что продолжается в «Дели-акыз». Повесть также издавалась под названием «Тайна института». Ах да, институт похоже всё тот же N-ский, только спустя значительное количество лет: в столице уже появились автомобили и трамваи.
  • «Дели-акыз» (1915) — продолжение приключений Глаши (Тайны/Таиты), которая, из-за своего избалованного характера не ужилась в столичном приюте и попала в «Джаваховское гнездо». За свой бойкий нрав от местных жителей она получила прозвище Дели-акыз, что в переводе означает безумная девчонка.


Что здесь есть[править]

  • Анахронизм — пролог «Дели-акыз» происходит не позже 1912 года (а скорее всего, лет на пять пораньше), но упоминается Петроград, хотя в реальности столицу переименовали в качестве отказа от всего германского с началом Первой мировой в 1914 году.
  • Бой-девка — обе Нины и копсплеющая старшую из них, на основе ей дневника, Глаша.
  • Бой-девка против альфа-суки — Нина Джаваха, поступив в институт, первое время конфликтовала с тамошней альфой.
  • Внезапная мистика — в целом цикл подаётся вполне реалистичным, но в одном из эпизодов «Второй Нины» заглавную героиню, при содействии её тётки, посещает видение возможной гибели близкого человека, которое ближе к середине повести исполняется, роковой удар девушка успела остановить.
  • Высокий и худой как жердь — m-lle Арно, классная дама старшей Нины и Люды.
  • Козёл
  • Коллективная ответственность — девочки натыкали ненавистному учителю булавок в стул (неадекватное возмездие как есть — Терпимов, конечно, вначале проявил себя как тот ещё козёл, но в итоге чуть не лишился руки из-за воспаления). Директриса угрожает, что, если виновницу не выдадут, наказан будет весь класс, причём весьма унизительно — всем предстоит стоять в столовой на всеобщем обозрении и выпуститься из института с плохими оценками по поведению (что сильно портит будущую карьеру гувернанток и учительниц). Не желая, чтобы страдали все, Нора выдаёт Запольскую. Впрочем, кончилось всё в итоге хорошо.
  • Лох против козла
  • Маленькие гадёныши
  • Мусульмане плохие — с прикрученным фитильком, в повестях есть и много вполне положительных мусульман, но когда речь касается смены религии, на мусульман явно накидываются образы злодеев.
  • На хрена родня такая, лучше буду сиротой — тифлисская тётка Георгия Джавахи, которой, после смерти князя, попадает Нина Бек-Израэл. Да и вообще, девушки не особо везёт с родственниками, старшая из тёток по отцу тоже к ней не питает тёплых чувств.
  • Обнять и плакать
  • Однополый кастинг — в тех частях, где действие происходит в институте (две повести целиком, три — частично) героев-мужчин можно сосчитать по пальцам.
  • Оздоровительная порка — обоюдный вариант. Терпимов, конечно, тот ещё козёл, но идея Запольской натыкать ему в стул булавок — это всё-таки как-то через край. Впрочем, Запольская — девушка горячая и импульсивная, но не злая, так что, узнав, что натворила — из-за воспаления Терпимову грозила ампутация руки — она приходит в ужас и готова принять своё отчисление как заслуженную кару. Но и Терпимов, належавшись в больнице, оттаял и даже уговорил директрису простить Запольскую. К финалу книги между ними теплейшие взаимоотношения.
  • Папа, не женись — не желая принимать в семью пассию отца Нина Джаваха сбегает из дома, когда её находят, Георгий Джаваха клянётся, что больше никогда больше не женится. С учётом дальнейших событий (смерти Нины) — это вдвойне печально.
  • Папина дочка — Нина Джаваха, после её смерти Георгий Джаваха перекинул свою отцовскую любовь на свою племянницу по жене, которую тоже звали Нина.
  • Пастырь добрый — отец Филимон и отец Василий из N-ского института
  • Пастырь недобрый — мулла в Дагестанском поселении. Мешал Люде лечить умирающего и всячески препятствовал счастливой жизни его с женой, так как хотел женить его на своей внучке.
  • Раздельное обучение — значительная часть сюжета повестей «Княжна Джаваха», «Люда Влассовская» и «Вторая Нина» происходит в стенах N-ского женского института. А события «Записок институтки» и «Таиты» — целиком происходят в его стенах.
  • Родитель-одиночка — жена Георгия Джавахи умерла, когда его дочь Нина была ещё совсем маленькой, долгое время он воспитывал её в одиночку (при помощи, естественно, мудрой няни), потом хотел жениться, но дочь была против, пришлось поклясться, что никогда этого не сделает; мать Люды Влассовской осталась вдовой с двумя детьми после гибели своего мужа в русско-турецкой войне 1877—1878 годов.
  • Романтическая девичья дружба — в N-ском женском институте практикуется подобное: семиклассницы (младший курс) выбирают себе объект обожания из числа выпускниц.
  • Сирота — Люда Влассовская потеряла отца до событий цикла, а между книгами «Записки институтки» и «Люда Влассовская» от болезни умирает и мать. Позднее девушку удочеряет князь Георгий Джаваха.
    • Родители Нины Бек-Израэл погибли во время бури до событий книги «Вторая Нина», и она была удочерена князем Георгием Джавахой, став наследницей всего его имущества.
  • Смотреть на чужое счастье
  • Счастливо усыновлённый — если вариант Люды Влассовский, удочерённой князем Джавахой, ещё можно посчитать с прикрученным фитильком, всё-таки девушке было уже семнадцать лет, то Нина Без-Израэль — уже без всяких фитильков. А также все воспитанники «Джаваховского гнезда» для которых Нина стала матерью и другом.


Влияние на культуру[править]

  • Марина Цветаева написала стихотворение «Памяти Нины Джаваха»

Примечания[править]

  1. Дискуссия о том, опечатка ли вариант «алы», поднималась в сообществе поклонников, в качестве версии выдвигалось, что первый издатель неправильно прочитал рукописный текст автора, так и пошло. Хотя более вероятно, что уже в наше время, был неверно распознан текст бумажного, и «ог» превратилось в «а», после чего и пошло в таком виде на все интернет-ресурсы. Хотя «оглы» сам по себе в данном контексте — это уже троп.
  2. Которое называется «Вместо вступления».