Мусульмане плохие

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
ТАСС.jpgТАСС уполномочен заявить:
Posmotre.li не интересуется политикой и не считает одну религию хуже другой. Нас интересуют только художественные приёмы и штампы — а также те тексты (и прочие феномены), которые нашли широкое отражение в массовом сознании и массовой культуре. Если эта статья задевает ваши чувства, предлагаем вам просто её не перечитывать (однако и не портить).
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Всё плохое, что люди знают и думают о мусульманах. Всё хорошее — здесь и вот тут.
« — Испортил аппетит, грязный гяур, — ворчал Аслан. — Ненавижу Россию! Закидать бы ее атомными бомбами!!!
— А где деньги будем зарабатывать? — резонно заметил Абдула. — Что кушать станем? Нет, брат, Россия нам нужна, как дойная корова!
»
— Илья-прости-господи-Деревянко, «Выкуп»

Данный троп зародился на заре Средневековья, едва не помер в ХХ веке и с новой силой заиграл после арабо-израильского конфликта, достигнув максимальной популярности после 9/11.

Молодые исламские государства были серьезной угрозой на исходе Темных веков, когда под ними была вся Испания, а если бы не Карл Мартелл, то и Франция. Потом христианский мир перешел в наступление: Реконкиста и Крестовые походы. Потом фортуна опять переменилась: крестоносные королевства накрылись, Византия постепенно перешла к туркам вся, а вскоре и Балканы с Грецией оказались под их властью. Потом установился статус кво: вялотекущее противостояние, периодически взрывающееся боевыми действиями. В XIX в. христианский мир снова перешел в решительное наступление. И хотя войны из религиозных стали колониальными либо национально-освободительными, образ «плохого мусульманина» по-прежнему пользовался спросом. Но в Первой Мировой, хотя Турция и оставалась одним из ключевых противников, англичане поддержали арабов, которые хотели построить шариатское государство под руководством эмира Мекки. Так что образ «плохого мусульманина» пришлось пока задвинуть в самый пыльный угол. Пожалуй, дольше всего его эксплуатировали в СССР: шла борьба с остатками басмачей, в Средней Азии утверждалась молодая советская власть — и главными врагами ее выступали нехорошие баи, угнетающие дехкан, да муллы-мракобесы, норовящие завернуть комсомолок в паранджу.

Но ближе к концу ХХ века образ плохого мусульманина достали с чердака и стряхнули пыль: в идеологическом противостоянии «холодной войны» многие исламские государства гласно или негласно поддерживали СССР. С другой стороны, против СССР боролись афганские моджахеды. А когда СССР ушел с политической арены, исламские фундаменталисты решили разрушить ещё одну сверхдержаву и заняли почетные места в первых рядах голливудских злодеев. Да и в России, как и на всём постсоветском пространстве, события их территориях б. СССР (Чечня, Таджикистан) популярности мусульманам не прибавили…

В целом типовой образ плохого мусульманина таков:

  • Жестокость. Плохой мусульманин не щадит ни своих, ни чужих: неверных щадить сам Аллах не велит, а правоверные все равно попадут в рай, не нужно слишком заботиться об их бренных телах.
  • Коварство. Коран запрещает лгать только своим, из чего многие делают вывод, что неверным лгать можно. Но иногда можно и своим.
    • Впрочем, поскольку они все же являются людьми, то иногда даже радикалы не прочь выпить водки и закусить свининой. Главное — не давать этого делать другим, так что в этом списке должно быть ещё и лицемерие.
    • В исламе существуют две специальные доктрины: Китман и ат-Такия.
  • Мракобесие. Плохой мусульманин знать ничего не хочет о том, как далеко продвинулась наука со времен Пророка. Единственное исключение — он готов смириться с прогрессом в оружейном деле.
  • Агрессивная патриархальность, насилие над женщинами и отношение к ним, как к унтерменшам.
  • Поголовный милитаризм. Оружие достают любым путем и учат обращению с ним даже детей.
  • Стадность. Провокаторы делают тролльфейс, когда вооруженная толпа устраивает резню и погромы. Зачем? Все побежали, и я побежал.
  • Нетерпимость к другим религиям и культурам. В лучшем случае заставят платить джизью, что, объективно говоря, является обычным вымогательством, и будут навязывать свои порядки. Проще говоря, запрещать, сжигать и громить.
    • Ирония в том, что по своим временам это было очень мирно и веротерпимо. В Европе иноверцев либо казнили, либо за людей не считали. Правда величина «налога на неверных» была чуть ли не больше, чем все остальные налоги (которые тоже надо платить, да) вместе взятые.
  • Нетерпимость к другим течениям ислама, прежде всего к более умеренным.

При этом пресечение с тропом Достойный противник может вести и к одновременному наличию тропов Ислам — это круто!, Благонамеренный экстремист и Антизлодей.

Родственные тропы[править]

Где встречается[править]

Фольклор[править]

  • Эпические песни народов, когда-либо находившихся под властью мусульман (южные славяне) или долго с ними воевавших (восточные славяне, испанцы). Хотя там скорее архетипическая ненависть к чужому и враждебному. Ислам как религию сказители обычно знали весьма слабо и видели в нём что-то вроде гибрида язычества с сатанизмом[1]. Но всё же конкретные анти-исламские мотивы иногда проскакивают.
«

Мусульмане раньше: интересно, как далеко этот город от Мекки? А давай по приколу изобретём сферическую тригонометрию и посчитаем по углам от лучей Солнца?
Мусульмане сейчас: попросили доказать халяльность российской вакцины от коронавируса

»
— С Баша

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Елена Чудинова, «Мечеть Парижской Богоматери».
  • К. Медведевич, трилогия «Ястреб Халифа». Мусульмане, правда, фэнтезийные, и называются не мусульманами, а ашшаритами[2], и даже пророком у них был Али, а не Магомет, но при этом почти все списано с реальной истории Арабского халифата. Слово Божие гласит, что автор, описывая массовую резню, пытки, сексуальное насилие над детьми и так далее, смягчает картину.
  • Александр Афанасьев, цикл «Бремя Империи»: одно из главных мест действия в книгах — Ближний Восток, Северная Африка и Средняя Азия, где основными противниками (и союзниками тоже) являются именно мусульмане.
    • Но особенно ярко троп выражен в его же дилогии «Зона заражения».
  • Меганезийский цикл Александра Розова. Любая религия — это плохо, но исламу, как самой радикальной, достается больше всех.
  • Миррский цикл рассказов Максима Шапиро. Религия и некоторые культурные особенности Мара откровенно указывают на ислам. Надо заметить, что автор отделяет фанатиков от простых верующих, которые просто соблюдают для себя лично некие обряды и ограничения. Самый раскрученный рассказ, «Уважение культурных традиций» — стёб над толерантностью.
  • Михаил Харитонов, «Факап» — Халифат. Были учёные (кое-кто Бондепадхай потом даже в шарашке работал). Было новое течение, махдизм. Первого же 13 марта в Полдень после его смерти его заветы были исполнены.
  • Илья Деревянко. Просто Деревянко (см. эпиграф как пример). Он, правда, скорее не любит чеченцев, но раз уж чеченцы — тоже мусульмане…
  • «Четвёртый тост» А.Бушкова — зигзаг. С одной стороны, действие происходит в Чечне начала 2000 года, а нехороший человек Джинн и вовсе из Пакистана. С другой, среди джинновых помощников полно вполне себе европейцев явно не исламской веры, желающих денег или преследующих собственные политические интересы.
  • Михаил Успенский, «Невинная девушка с мешком золота» — местные басурманы, конечно, такие же мусульмане, как паства Цезаря — христиане, но аллюзия очевидна.
  • Лидия Чарская, «Джаваховское гнездо» — с прикрученным фитильком, в повестях есть и много вполне положительных мусульман, но когда речь касается смены религии, на мусульман явно накидываются образы злодеев.
  • Нина Линдт "Последний рыцарь короля" - фэнтези об одном из крестовых походов под началом короля-Солнце, в котором приходится принять участие попаданцам из нашего времени.

Зарубежная[править]

  • «Песнь о Роланде» же! Классика французской средневековой поэзии, посвящённая последнему бою маркграфа Роланда в Розенвальдском ущелье, где мусульманы изображены как бесчисленные орды каких-то жутких типом, мечтающих захватить мир.
  • «Хроники Нарнии» — жители страны Тархистан (Калормен[3]). Они, правда, не Аллаху молятся, а богу Таш с птичьей головой (в переводе почему-то ставшему богиней[4]), но под троп подходят. Ибо культурная отсылка очень прозрачна, и «На тебе!» более чем очевидно.
  • «Эления» Дэвида Эддингса. Рендорцы, жители южной страны с жарким климатом, не просто злобны, но и карикатурно, до искусственности тупы.
  • «Хроники пропавшего легиона» Гарри Тертлдава — пустынные кочевники йезды, поклоняющиеся местному тёмному богу — Скотосу[5], уничтожили древнее царство Макуран (намёк на завоевание Ирана мусульманами) и теперь угрожают империи Видесс — СФК Византии.
  • «Locked On» Тома Клэнси — главным антагонистом является глава российской частной космической корпорации «Космос» Георгий Сафронов, сговорившийся с чеченами и пакистанцами в целях захвата Байконура и угрозы нанесения ядерного удара по Москве силами своих ракет «Днепр» и двух пакистанских ядерных бомб. А все потому, что кровавые русские в лице семьи Сафроновых усыновили дагестанского сироту Магомета Сагикова, обозвав Георгием и скрыв от него, что он был дагестанцем, а следовательно — мусульманином.
  • «Война 2020 года» Ральфа Питерса — вся об этом. Мусульмане делятся на: подлых интриганов, плетущих интриги ради самого процесса во вред всем, в том числе себе, бешеных фанатиков, радостно режущих и бомбящих химическим оружием мирное население и готовых кинуться толпой на пулеметы, и просто кровожадных маньяков. Кроме того, неисправимые раздолбаи, способные угробить секретный летающий командный пункт, подложить в привезенный на ремонт танк змею, чтобы она цапнула японского механика, и в любой момент броситься резать кого угодно, включая союзников.
  • «Земной круг» Джо Аберкромби — местные СФК-мусульмане гурки, которые являются чуть ли не единственными религиозными людьми в этом мире, нарушили «Второй закон», согласен которому запрещено есть человечину, чтобы получить сверхспособности. Цимес в том, что Бог в этой вселенной не факт, что вообще есть, а вот демоны вполне реальны — и именно они дают сверхспособности.

Кино[править]

  • Любой голливудский боевик, где противниками выступают какие-нибудь ближневосточные террористы.
  • Любой российский (и некоторые голливудские тоже, хотя там это обычно эпизод), где противниками выступают террористы чеченские (или афганские душманы/талибы, если фильм о войне в Афганистане 1980-х годов или Таджикистане 1990-х).
    • Могут упоминаться боснийские мусульмане или албанцы — в контексте конфликтов в бывшей Югославии.
      • «Личный номер» — с одной стороны террористы — чечены и арабы, и, понятно, не индусы. С другой, после захвата цирка главарь арабов дарит главе чеченов на прощание (чеченов предполагалось использовать и кинуть) нож, помогающий в делах, угодных Аллаху. Этим ножом один из персонажей прибивает к столу руку террориста, не давая отпустить настроенный на разжим детонатор от бомбы, подрывающей здание. То есть не мусульмане плохие, а террористы. А то, что террористы не индусы — ну, уж простите, как говориться…
  • В советских фильмах, особенно истернах, роль мусульман-антагонистов играют басмачи.
  • «Спаситель» (реж. П. Антониевич) — действие началось с того, что родные главного героя погибли от взрыва, устроенного исламскими экстремистами. Герой им мстит…
  • «Дракула» 2014 года — Османская империя забирает в рабство детей и жестоко истязает их, чтобы вырастить себе янычар — идеальные машины для убийства. Подвигом считается сжигать города и сажать всех встречных-поперечных на кол.
  • «Четыре льва» — крайне баттхертогенный фильм о четырёх воинах Аллаха, желающих погибнуть в борьбе с неверными. Погибли (далеко не так красиво, как мечталось, и не вместе). Американцы (спецслужбы), впрочем, показаны ничуть не меньшими придурками и извергами.
  • «Postal» — что мусульмане во главе с Бен Ладеном, что что христианско-ньюэджевая секта, что простые обыватели — все друг дружки сто́ят.
  • «Рыцари Неба» — главгад прямо говорит, что спецслужбы могут «искать бородачей сколько угодно», но реальные заказчики всегда остаются в тени.
  • «Kandahar» — пакистанские и иранские разведчики всего-лишь выполняют задачи своего государства в Афганистане.

Телесериалы[править]

  • Strike Back — в первом сезоне 2/3 эпизодов герой сражается с плохими мусульманами.
  • Homeland — несмотря на некоторое количество хороших мусульман, плохие всё же доминируют.
  • Родина ждёт — зигзаг: шейхов, готовых спонсировать джихад путём терроризма, хорошими назвать никак нельзя. Вот только с организацией, в которую они готовы вливать деньги всё гораздо сложнее. На самом деле, заправляет ею одна отставная сотрудница ЦРУ, а вполне реальные теракты планируются лишь как демонстрация серьёзности намерений с целью прикарманивания денег этих самых шейхов.

Мультфильмы[править]

  • Кормилица (Добытчица) — педаль в пол. Хотя хорошие люди среди мусульман встречаются, в тамошнем обществе царит крайний маразм и поистине драконовские законы. Местом действия является Афганистан во времена Талибана. Это был едва ли не самый радикально-фундаменталистский режим, в других странах правила были более лайтовыми. Хотя западный обыватель в таких тонкостях скорее всего не разбирается.

Музыка[править]

(link)

Плохие мусульмане уничтожили древнюю культуру Персии и Месопотамии. Группа канадская, но вокалист и автор текстов — этнический араб и противник ислама.
  • The Dartz — альбом Proxima Parada +. Точно неизвестно, отчего произошел апокалипсис, но некоторые песни намекают, что беда пришла с Ближнего Востока. Классические «Минареты над Парижем» присутствуют.
  • Ария — «Последний закат». Опять же, намёки на то, что ядерный апокалипсис настал из-за одной восточной непримиримой религии: «Восточным эхом долетают голоса — они толкают землю в третье столкновение миров…», «Живое солнце или мертвая луна — цивилизации стоят лицом к лицу у черты, за которой война…».
    • Альбомом ранее «Патриот» продавил педаль сквозь сцену — враги «молятся на восход, режут людей, как скот, и рвутся в рай…».
  • Некоторые группы, играющие black metal, death metal, pagan metal и другие «тёмные» стили. Как правило, конкретно те, что основаны иммигрантами из стран с традиционно мусульманской культурой (Aeternam, Melechesh) или находятся в андеграунде этих самых стран (Al-Namrood, Janaza). У таких ребят традиционная для жанра антихристианская тематика превращается в антиисламскую.
    • Cradle of Filth — Nemesis. Это весьма неочевидно из витиеватого текста, но подразумевается мусульманин, который пошёл в террористы из мести за убитую дочь. И на момент песни он на чём-то подлетает к ненавистному городу…
  • Рабфак, «Калашников» (a.k.a. «Иншалла Калашников», что намекает): «Здравствуй, мой брат — Мустафа аль-Джихад! Неверный обидел пророка и рад…»
  • Sabaton — «In the name of God» про подлых террористов.
  • Epica — альбом «The Phantom Agony» был написан под впечатлением от атак 11 сентября. Конечно, в первую очередь, он именно антирелигиозный, но и данный троп тоже присутствует.
  • Iced Earth — про 11 сентября написаны When the Eagle Cries и The Reckoning.

Комиксы[править]

Видеоигры[править]

  • Osman аки Cannon Dancer. Хотя террористы здесь веруют не в Аллаха, а в злую богиню Госпожу, но антураж и их одежды как бы намекают, что перед игроком СФК мусульман.
  • C&C Generals — GLA же! В комплекте буйные толпы фанатиков, шахиды на грузовиках и пешие, плюс распыление пресловутой сибирской язвы. Короче, типичные страшилки об исламских радикальных террористах начала 21 века, ВНЕЗАПНО ставшие правдой (привет пресловутой организации, запрещённой в России!).
    • В моде Rise of Reds GLA переехали в Центральную Африку, создав там большую военную зону и разнообразив свои войска африканскими наёмниками.
    • По сюжету второй части GLA должна была стать эдаким глобальным «террористическим интернационалом», и ближневосточных террористов предполагалось разбавить немусульманскими персонажами из Восточной Европы и Латинской Америки, а может быть, и из других регионов. Но игра так и не вышла.
  • Torch Light — среди противников есть древняя раса агрессивных автоматонов, похожих на карикатурных арабов. Они ещё и наркоманы… то есть амбероманы.

Настольные игры[править]

  • Warhammer Fantasy Battles — местные СФК мусульман Аравия. Впрочем, по меркам этого мира, они не такие уж и плохие — они всего лишь просто сволочи.

Примечания[править]

  1. Например, в западноевропейском эпосе мусульмане молятся Мухаммеду, Люциферу и Аполлону, в «Сказании о Мамаевом побоище» Мамай призывает опять-таки Мухаммеда, а также Перуна, Хорса и каких-то Ираклия (Геракла?) с Салаватом, в эпосе армян о Санасаре и Багдасаре арабский калиф приносит человеческие жертвы каким-то идолам (справедливости ради, армянский эпос куда древнее, чем может показаться — и в изначальном варианте в нем речь шла не о халифе, а об ассирийском лугале Синнахерибе, при котором человеческие жертвы были в порядке вещей!).
  2. Ашариты (с одной «ш») — это волне реальное название представителей одной из основных версий суннизма.
  3. Если адаптировать оригинальную игру слов, получится что-то в духе «Чуркистан»
  4. Толи чтобы не отсылать в русском тексте к тому деятелю мужского пола, к которому отсылает Льюис. Толи переводчики решили, что в этой вселенной сверхъестественное зло всегда имеет женское лицо. Вспомнить тех же Белую и Зелёную колдуний.
  5. Отсылка к реальной секте езидов, которых ИГИЛ (запрещённая в РФ организация) считает «дьяволопоклонниками» и физически уничтожает, вырезая всех мужчин и продавая в рабство женщин.