Однополый кастинг

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Chromosome Casting. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Именно то, что написано на упаковке: все персонажи в произведении одного пола. С прикрученным фитильком — персонажи другого пола присутствуют, но у них либо нет слов, либо короткие малозначимые реплики вроде «Кушать подано». Всегда имеет место в тропе Очень одинокий петух.

Важно! Если присутствует ОДИН персонаж другого пола с более или менее полноценной ролью, то это либо принцип смурфетки, либо восемь девок, один я, в зависимости от пола.

См. также — автор пишет про свой пол, нет женщин и детей.

Примеры[править]

Театр[править]

  • Ян Амос Коменский, «Школа-игра» и «Новоявленный циник Диоген». Все персонажи, за единственным исключением в «Диогене», мужского пола.
  • Опера Дж. Пуччини «Сестра Анжелика», где действие происходит в женском монастыре.
  • Юкио Мисима, «Маркиза де Сад» — все роли женские. Мисима специально написал эту пьесу в ответ на жалобы, что женских ролей пишут мало.
  • «Дом Бернарды Альбы» Лорки — тоже.
  • И «Восемь любящих женщин» Робера Тома не забываем. В прочем, зависит от постановки.Встречается "Восемь девок..." Особенно, если Марсель так или иначе присутствует, а его бизнес партнер и прочие мужчины существуют только на словах.
  • Жан Жене, «Служанки» — все роли женские, но при этом пьеса написана для актёров-мужчин, хотя ставилась и с женщинами. Если ставить, как задумывал автор, получится, что в пьесе одновременно только женщины и только мужчины.
  • Сэмюэль Беккет, «В ожидании Годо» — только мужчины. Хотя есть постановки, в которых женщинами делают Поццо и/или Лаки — это в принципе ничему не противоречит. Пьеса, вообще говоря, абсурдистская, так что можно хоть всех сделать женщинами.
  • Опера «Билли Бадд» — по мотивам романа Германа Мелвилла. Действие происходит на борту корабля, все герои — мужчины.
  • «Это случилось в Виши» А. Миллера — все персонажи пьесы — мужчины.
  • Майкл Фрейн, «Демократия». В правительстве ФРГ в 60-70-х годах была всего одна женщина-министр, никакого отношения к описываемой в пьесе детективно-шпионской истории не имевшая. Поэтому все действующие лица — мужчины.

Литература[править]

  • Многие философские диалоги, начиная с античных, в том числе и Галилео Галилея «Диалог о двух системах мира».
  • Герман Мелвилл, повесть «Билли Бадд, фор-марсовый матрос» (и опера Б. Бриттена на её основе). Действие происходит на английском линейном корабле в 1797, так что все персонажи — мужчины.
  • Жюль Верн — как минимум «20 000 льё под водой», «Таинственный остров», «Из пушки на Луну»…
    • Издержки жанра. В те времена путешественницы-женщины были чем-то совершенно уникальным, так что скорее стоит отметить то, что у Жюля Верна они все-таки иногда естьДети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан» и др., больше всего — «В стране мехов»).
  • Лидия Чарская, «Записки институтки» — понятное дело, в институте благородных девиц контингент преимущественно женский. В продолжении — «Люда Влассовская» — девочки подросли, и мужчины стали играть более значимую роль (Терпимов, князь Джаваха).
  • Лавкрафт, как обычно, и тут впереди планеты всей.
  • Обручев, «Плутония»: все главные герои — мужчины.
  • Григорий Адамов, «Тайна двух океанов» — см. ниже «фильмы о подводниках». Единственный значимый для сюжета женский персонаж — белоэмигрантка-кузина-невеста Горелова (непосредственно в книге не фигурирует).
    • Матрос-уборщик в кают-кампании Щербина, скорее всего, женщина — если ударение в фамилии ставится на последний слог. Но есть и мужская несклоняемая фамилия, с ударением на второй.
  • Дж. Р. Р. Толкин, «Хоббит» — ни одного значимого женского персонажа во всей книге.
  • Уильям Голдинг, «Повелитель мух» - ни единой девочки на острове, полном мальчишек.
  • Алистер Маклин, «Пушки острова Наварон» — война, операция в тылу врага, так что дамы отсутствуют.
  • Станислав Лем - многие произведения. В своих интервью он говорил, что это его принципиальная позиция — не вводить в сюжет разнополых персонажей, если книга не о романтических отношениях:
« Я ввожу женщин-героинь тогда, когда считаю нужным. На political correctness мне совершенно наплевать. В «Магеллановом Облаке» действует смешанный экипаж. Но книга получилась плохой… Ну хорошо, допустим, что женщины есть на «Прометее». Через какое-то время половина из них беременеет, родятся дети, ибо как иначе[1], и космический корабль оказывается обвешанным веревками, на которых сушатся пелёнки. Мало у кого остается время на выполнение научных, исследовательских или еще каких-либо задач, которые, в конце концов, и являются целью экспедиции – ибо свои усилия он должен посвящать семье. Как вы себе это представляете? В моем творчестве действует принцип бритвы Оккама: не следует множить сущности сверх меры. Должно быть только то, что необходимо. Мои астронавты немного напоминают монахов: перед экспедицией они заключают ригористические браки и соглашаются на долгосрочные личные жертвы. Этого требует выполнение поставленной задачи. Если кто-то хочет быть ксендзом, он не должен дотрагиваться до прислужников или до чужих жен, и всю жизнь жить в безбрачии. Тот, кто хочет участвовать в десятилетнем космическом путешествии, таком как в «Возвращении со звезд», отказывается на этот период от постельных утех… »
— Из интервью Мареку Орамусу
  • Братья Стругацкие говорили, что женщины для них — загадочные существа. Поэтому в их произведениях нет ни одного POV’а женского пола.[2] Зато есть отдельные произведения без единой женщины — «Попытка к бегству», «Извне»…
  • Андре Нортон, цикл «Королева Солнца» — ни одного женского персонажа.
    • Сначала главный герой, Дэйн, был женщиной по имени Диана (Дэйна) (если перечитать первый том, держа это обстоятельство в голове, отношения внутри экипажа раскроются с новой стороны[3]). Издатели потребовали сделать героя мужчиной, писательница обиделась и выбросила из книги всех женщин вообще, а ГГ просто сменила имя.
    • Более того, тролльнула она знатно, поскольку один из персонажей-мужчин прямо заявил, что терпеть не может женщин.
    • В одной из последующих книг цикла появилась девушка, которая в итоге вышла замуж за капитана Джелико.
  • Пародийный роман Нормана Спинрада «Стальная мечта», деконструкция героической фантастики. Сплошь мужчины, причём в обрамлении истории отсутствие женщин подсвечено как ненормальное (роман якобы написан лично Гитлером, который в альтернативной реальности стал фантастом).
  • Гордон Диксон, «Лалангамена» — на Разведочной станции работают только мужчины.

Кино[править]

Только мужчины[править]

  • Lawrence of Arabia — женщины появляются только в одной сцене, мельком. Слов у них нет.
  • «12 разгневанных мужчин».
  • «Бешеные псы» — женские персонажи только эпизодические: две водительницы. Одну вытащил из машины Мистер Розовый. Второй повезло куда меньше, пусть Оранжевый этого и не хотел.
  • «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» — действие происходит в японском лагере для военнопленных во Вторую мировую, так что не удивительно.
  • Sahara (1943) — опять война, танковый экипаж, затерянный в пустыне. Не израильский.
  • Дикие гуси — в фильме женщин можно пересчитать по пальцам одной руки.
  • «Нечто» — на полярной станции, ясное дело[4], одни мужчины.
    • К слову, в фильме 1951 на станции были две женщины.
  • «Санта на продажу».
  • Различные фильмы о подводных лодках: «Das Boot», «K-19», «Багровый прилив» и т. д.
    • Туда же — «Под нами враг», где все персонажи — экипажи американского эсминца и немецкой подводной лодки.
  • «Избавление» (1972) — фильм почти целиком мужской и при этом ещё та деконструкция концепции традиционной мужественности. Единственная женщина в фильме, жена Эда, появляется в самом конце и произносит несколько незначащих слов.
  • «Хозяин морей. На краю земли». Военный корабль Британской империи борется с военным кораблем Наполеоновской Франции в районе мыса Горн (буквально на краю Земли!). Естественно, женщинам взяться неоткуда. В одном из эпизодов общения с жителями побережья промелькнула красавица-синьорита, после чего капитан Джек Обри (в исполнении Рассела Кроу) вспомнил жену и поднял тост за обедом офицеров корабля: «За жён и возлюбленных! Чтобы они не встречались!»
  • «Спасти рядового Райана» — женщин в сюжете про высадку американцев в Нормандии почему-то маловато.
  • «Форд против Феррари» — женский персонаж ровно один, жена Кена Майлза. Для сравнения: в фильме «Гонка» заметных женских персонажей два (второстепенных и того больше), и они играют достаточно важную роль в сюжете.
  • «Пекло» — из всех персонажей женский только один — берберка-проводница.
  • «Выживший» — из женщин только покойная жена Гласса в видениях да эпизодическая дочь вождя.
  • «Зулусы» — женщина в фильме только одна, не считая сосем уж эпизодических зулуских воительниц в самом начале — дочь пастора, а в сиквеле «Рассвет зулусов» женщины и вовсе не фигурируют.
  • «Турист» — из женщин в фильме только одна военнослужащая армии ЦАР, вытаскивал которую главный герой получил ранение.
  • «Зелёный слоник» — Оно и понятно — армия, гауптвахта.

Только женщины[править]

  • Фильм «Женщины» 1939 года и его ремейк 2009 года. Все персонажи — женщины, включая эпизодических и персонажей массовок, мужчины лишь упоминаются, но в кадре не появляются.
  • С прикрученным фитильком: по сценарию «Сайлент Хилл» был задуман как полностью женский фильм. В итоге студия настояла на том, чтобы мужики в фильме всё-таки были — муж главной героини и один полицейский. Но роль у них маленькая и второстепенная.
  • Хоррор Нила Маршала «Спуск» — с небольшим фитильком: единственный мужчина в фильме почти ничего не говорит и гибнет в прологе.
  • «8 женщин» Франсуа Озона — экранизация пьесы Робера Тома.
  • «Темный лес» — хоть сколько-то важных для сюжета персонажей-мужчин всего двое: эпизодический полицейский, убитый деревом вскоре после своего появления на экране, и отец Хизер Фазуло в исполнении Брюса Кэмпбелла, за весь фильм толком появившийся на экране лишь в начале и в конце. Все остальные персонажи — школьницы и учителя-женщины.

Мультфильмы[править]

  • Два мультфильма Давида Черкасского: «Приключения капитана Врунгеля» и «Остров сокровищ». Последний можно назвать блестящим неканоном, так как если в оригинале присутствовал хотя бы один более-менее важный для сюжета женский персонаж — мать Джима Хокинса, то в экранизации женских персонажей нет вообще (если не считать женские голоса в музыкальных номерах, спортсменок в паузе о пользе спорта и упоминания о женщинах в песне про жадность), и даже женатый на небелой женщине Сильвер стал холостяком. Это кредо создателей даже было спето в одной из песенок мультфильма: «Здесь что ни страница — вор или убийца, свадеб нет, но много похорон». К сожалению, эти слова вызывали нежелательные ассоциации с тогдашними политическими событиями, и песню пришлось переделать. В прочем, переделанная строка для детского мультфильма и так на грани фола даже без отсылки событиям. Особенно, если послушать песни "Сюзанна" и "Флинт". Первая превратилась "Про мальчика Бобби", вторая - в "Шанс".
  • «Крепость: Щитом и мечом» — ни одного женского персонажа, если не считать горожанок на фоне.
  • «Сказка за сказкой», новелла «Петер — весёлый обманщик»: все присутствующие в кадре — мужчины. А жён и дочерей, надо полагать дома оставили хозяйством заниматься. Исключение — королевский отпрыск: вроде бы гиперактивная девочка, но Петер вскользь называет ее «он». Может, решил под дурака закосить.

Аниме и манга[править]

См. анимешный феминизм

  • Аниме жанра «моэ-слайс», он же «милые девочки делают милые вещи», (K-ON!, Yuru Yuri, Yuru Camp и т. д.) практически никогда не предполагает наличие хотя бы одного мужского персонажа. Нередко та же ситуация в произведениях про однополую же любовь (яой и юри).
  • Girls und Panzer: как и следует из названия, мужских персонажей тут полтора человека, да и те играют может и не совсем косметические, но небольшие роли.
  • Upotte!! — сэмпай лишь время от времени показывается как декорация и не особо важен, все действующие персонажи — антропоморфные девушки-винтовки.
  • Ice — постапокалиптическое будущее, мужчины вымерли в результате экологической катастрофы, а оставшиеся женщины думают, как им избежать вымирания. Примечательно, что многих героинь озвучивают участницы группы AKB48, а сценарий написал их менеджер.
  • Simoun — зигзаг: мужских персонажей наберётся несколько штук, но во вселенной сериала все от рождения женского пола, а мужской можно выбрать ближе к совершеннолетию, после чего в теле за несколько лет произойдут соответствующие изменения, впрочем, в центре сюжета всё равно ещё «неопределившиеся» девушки. Голоса даже у взрослых мужчин всё равно не звучат достаточно низко, и немудрено, ведь все сэйю — женщины.

Видеоигры[править]

  • Серия игр Gothic, особенно первая часть. Типично мужской средневековый мир. В первой части действуют одни мужчины, территория — гигантская тюрьма, где женских персонажей можно пересчитать по пальцам одной руки (это если концерт вырезан, как это было в первой русской локализации, а если он есть, то одной рукой не управиться), и они рабыни-наложницы без прописанного характера и с единственной фразой «Уходи. Тебе нельзя со мной разговаривать». Во второй части женских персонажей тоже мало, и они в основном просто безымянные крестьянки и горожанки, есть лишь женщина-глава гильдии воров и ведьма-алхимик (в аддоне появится ещё аж одна, сбежавшая к бандитам горожанка). В третьей части народу больше, чем первых двух вместе взятых, однако уникальных женских персонажей всего трое (кто бы мог подумать, что все три являются рабынями хашишинов, привет первой части!), остальные женщины — массовка, и их всё равно мало.
  • Множество военных стратегий. Неудивительно, так как война мужское дело.
    • WarCraft — первые две части. В первой части из женщин есть только Гарона и, упоминаемая, Гризельда, в оригинальной версии второй и Гароны нет. В аддоне ко второй «Beyond the Dark Portal» появилась лучница Аллерия — и всё.
  • S.T.A.L.K.E.R. — женщин в Зоне нет: ни одной бой-бабы, желающей сделать ожерелье из драгоценных артефактов, за все три игры не нашлось. Само собой, авторы модификаций и книг неоднократно производят аверсию тропа, добавляя в сюжет как полноценных сталкерш, так и мирных домохозяек.
    • В моде «Альтернатива» есть даже четыре романтических интереса, из которых три случайные половые связи и одна большая любовь. Ах да, и сама Зона тоже женщина, с персонификацией в виде девушки.
    • В «Возвращении Шрама» и вовсе сделали целую женскую группировку «Ведьмы».
  • Космические рейнджеры — что в первой, что во второй игре женщиной мог стать только персонаж игрока, и то лишь в виде картинки, поскольку все тексты в игре, включая планетарные квесты, написаны для рейнджера мужского пола (женщины только изредка присутствуют в квестах на вторых ролях). В HD-переиздании наконец появилась аверсия в виде девушек-спецагентов. Правда, все они человеческой расы, так что для малоков, пеленгов и гаальцев[5] троп по-прежнему отыгрывается полностью. Но игровые тексты всё так же написаны только для рейнджера-мужчины.
    • Женские портреты были и в оригинальной второй части (их мог выбрать игрок, или с ними иногда спаунились военные), в HD-переиздании только появились NPC-спецагенты.
  • Spec Ops: The Line: кажется, единственная женщина здесь — среди убитых гражданских.
  • Half-Life — не считая нескольких черных оперативниц, все персонажи первой игры — мужчины. (В дополнениях появилась бой-баба Джина Кросс, а во второй игре в роли первого плана фигурирует женщина Аликс Вэнс.)
  • Hyperdimension Neptunia — почти все персонажи серии женского пола.

Прочее[править]

  • Deadliest Warrior — кроме Жанны д’Арк и гражданской, в постановках показаны только мужчины.
  • «Губерния» же! Вся команда в кадре была исключительно женской, ибо автор передачи был исключительно закадровым персонажем. Впрочем, в чуть более поздних выпусках мужчины мегаизредка да проскальзывали в кадре.

Примечания[править]

  1. То, что гениальному писателю-фантасту не пришло в голову наличие контрацепции в век космических перелётов, оставим на его совести. То, что он не мог себе представить разнополый экипаж без обязательных любовных отношений — тоже. Если астронавты увлечены наукой и женаты на работе, то зачем устранять специалистов женского пола? А если они слабы и склонны к разврату, то разве их остановит отсутствие женщин? Впрочем, возможно, что Лем тогда очередной раз утрировал. Или иронизировал относительно современной ему фантастики. Кстати, И. Тихий родился в ракете, «обвешанной пелёнками».
  2. За исключением Ружены Насковой из второй части рассказа «Частные предположения».
  3. Автор данной правки на момент знакомства с сабжем, не зная этого обстоятельства, отмечал, что герою было бы как-то логичнее быть девушкой. Правда, в том издании и автор был указан как «американский ПИСАТЕЛЬ Эндрю Нортон»))
  4. Так уж и ясное. В 80-х женщины составляли 5-10 % «населения» Антарктиды.
  5. Фэяне — гермафродиты, к ним этот троп применить нельзя.