Оздоровительная порка

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Misery Builds Character. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Сопереживание, сочувствие существует лишь тогда, когда человек может выйти за пределы себя, на миг увидеть прутья изнутри клетки. »
— «Малазанская книга павших», книга «Охотники за костями»
« Стоит разок умереть — и приоритеты меняются. »
— Джек Воробей, «Пираты Карибского моря»
« А ты знаешь, что такое коррекционные звездюли? »
— Ведьмак 3
Надо, Федя, надо!

В большинстве случаев пытки портят характер. Но иногда персонаж, на котором, казалось бы, пробы негде ставить, получив живительных люлей, задумывается о смысле жизни и приходит к выводу, что он был неправ, когда пинал собак и всячески обижал слабых и беззащитных. Побывав в роли слабого и беззащитного, посмотрев на жизнь под другим углом, персонаж через страдание обретает способность к состраданию и совершает поворот направо кругом.

И это не обязательно именно порка в прямом смысле слова. Хотя бывает и она. Но если побои благотворно действуют буквально на состояние здоровья персонажа, а не на его характер, это уже совсем другой троп.

В мягком варианте может пересекаться с тропом Шутливое наказание.

Где встречается[править]

Фольклор[править]

  • «Рамакиен» (тайский народный эпос) — в отличие от родственной по сюжету «Рамаяны», главный антагонист Раван не погибает, а обещает исправиться, испытав на себе оздоровительное воздействие тайского бокса.

Театр[править]

  • С. Маршак, «Кошкин дом» — главная героиня с презрением прогнала племянников-сирот, просивших у неё помощи. Однако, испытав после пожара на своей же шкуре холод, голод и скотское отношение «друзей», просит у малышей прощения и заменяет им мать.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Лидия Чарская, «Люда Влассовская» — обоюдный вариант. Терпимов, конечно, тот ещё козёл, но идея Запольской натыкать ему в стул булавок — это всё-таки как-то через край. Впрочем, Запольская — девушка горячая и импульсивная, но не злая, так что, узнав, что натворила — из-за воспаления Терпимову грозила ампутация руки — она приходит в ужас и готова принять своё отчисление как заслуженную кару. Но и Терпимов, належавшись в больнице, оттаял и даже уговорил директрису простить Запольскую. К финалу книги между ними теплейшие взаимоотношения.
  • Владимир Беляев, «Старая крепость» — порка, которой подвергли скауты Петьку Маремуху за то, что случайно уронил в театре яблоко на голову петлюровскому офицеру, заставила его пересмотреть свои взгляды, покинуть скаутские ряды и вернуться к своим друзьям Ваське и Юзику.
    • Не этот троп. Его побили и он не захотел дружить с теми кто его побил.
  • Бармалей же! Исправился, побывав в крокодильем животе.
  • С. Маршак, «Мистер Твистер» — американский турист в СССР упорно не желал жить в одной гостинице с «цветными». Но когда выяснилось, что других вариантов нет, и альтернатива — спать в кресле в холле, исправился.
  • А. Волков, «Желтый туман». Второе низвержение подействовало на старину Урфина Джюса более чем благотворно.
    • Тут ещё важно, что жители не стали дополнительно гнобить бывшего диктатора, а напротив — давали кров и еду. Вот тогда он и раскаялся.
  • С. Ярославцев (А. Стругацкий), «Экспедиция в преисподнюю». Космический пират Двуглавый Юл исправился, получив по голове гарпуном.
    • Вообще-то Двуглавый исправился после того, как его неожиданно для него (он-то в качестве злодея только порадовался бы) вылечили от ранения в одну из голов, чего он никак не ожидал. Юл — сиамские близнецы и смерть одной головы второй не сулит ничего хорошего, что подсвечено пафосной гибелью Юла от ранения в корпус.
  • Лев Давыдычев, «Руки вверх! или Враг №1» — превращение младшего сержанта Стрекозы из агенточки в нормальную девочку началось в буквальном смысле с оздоровительной порки.
  • Владимир Кунин, «Интердевочка» — у Аллы Сергеевны, матери главной героини, в классе был ученик Юра Козлов, который ей хамил и попросту срывал уроки. Узнав об этом, её дочь, молоденькая медсестра Таня Зайцева решила объяснить, что он неправ. «Я ласково положила ему руку на плечо, смачно плюнула на двадцатипятирублевку и с размаху влепила ее ему в лоб. Козел нашаривал рукой обломок кирпича. Я подошла, наступила ему на руку ногой и сказала на его языке: — Если ты, сявка неученая, Козел вонючий, потрох дешевый, еще когда-нибудь на Аллу Сергеевну Зайцеву, твою учительницу, поднимешь свой облезлый хвост или на ее уроке хоть слово вякнешь — по стенке размажу. Понял, засранец?»… А когда Таня вышла замуж за шведа и уехала с ним, он стал покупать заболевшей учительнице еду и лекарства и вообще помогал.
  • «Хроники странного королевства» — в буквальном смысле. Понимание боли — первый шаг к пониманию сострадания. На чем и сыграл мэтр Истран, воспитывая малолетнего социопата Шеллара.
  • «Палач Мерхины» Раткевич: сильная боль как способ привести в нормальное состояние отморозков с промытыми мозгами.
  • Книги Иара Эльтерруса. Практически все, в наибольшей степени — «Одиночество — вера изгоев». Один из главных способов перевоспитания злодеев — «показать, что чувствовали их жертвы», чтобы они раскаялись и исправились.
  • Марина и Сергей Дяченко, «Шрам»: вся книга посвящена этому процессу. Эгерт Солль, отличный фехтовальщик, убил на дуэли практически беспомощного противника. Наблюдавший эту ситуацию маг проклял его, превратив в абсолютного труса. В итоге Эгерт отрастил-таки способность к состраданию.
  • Шутки ради:
«

На каком-то гульбище Дорогое детище Прогуляло папино Выходное вретище! …Долго предки детищу Чистили седалище; А когда закончили — Сами же рыдали ещё! … …Всю-то ночь проплакало Бедное Страшилище, А к утру одумалось — И пошло в училище.

»
— Б. Заходер
  • М. Семёнова, Д. Тедеев. «Бусый волк». Отрубание руки в первой книге привело Изверга к возвращению на светлую сторону во второй. Он сам же и размышляет: была ли потеря потерей или наоборот, приобретением?
    • Роннан Итерскел по сути, был не злодей, а просто детина с кобылину, привыкший жить по традициям и приказам отца-вождя. После поединка с Волкодавом, переломавшим ему руки, наконец начал понимать, что в жизни надо не только не делать зла, но и оставить после себя что-то хорошее.
  • «Волкодав» той же Семёновой. Юный дворянин Атталик, нифига толком не умеющий, при этом безнадёжно и глупо влюблённый в кнесинку (княжну), раз за разом отчаянно бросает вызов Волкодаву, мастеру боя и телохранителю той княжны. «Это я должен быть около неё и защищать её, а не ты. безродный! Дерись! Боишься?!!». Мудрый Волкодав не бьёт (и не унижает) парня, от боя уклоняется, остужает пыл Атталика продуманными насмешками. И только когда сопляк попытался зарезать Волкодава из-за угла, терпение у того лопнуло, и венн пустил в ход дедовский метод воспитания — выпорол мальчишку вожжами. Удивительно, но «вогнать ума через задние ворота» вполне получилось.
    • Хономер своим лицемерием и неразборчивостью в средствах рассердил даже Богов, после чего Мать Сущего от имени своих сыновей-Близнецов, на что довольно внятно намекается в последней книге цикла, наказала его весьма жёстко, но по-матерински — именно так, чтобы наконец задумался и понял, где и в чём косячит. В итоге таки да, задумался и понял.
  • «Там, где лес не растёт», спин-офф «Волкодава» — Баерган, бывший Беспутный Брат. Интересный зигзаг: по морде он за всю жизнь получал много и со вкусом, без всякого морального эффекта. А той самой поркой, полученной от жизни, стала смерть единственного человека, который его любил и заботился о нем.
  • Дмитрий Емец «Таня Гроттер» — в книге «Молот Перуна» у Гробыни Склеповой, Гуни Гломова и Кати Лотковой было отобрано Трояном то, чем они дорожили больше всего: у первой — магия, у второго — сила, у третьей — красота. Как только Сарданапал получает возможность вернуть жертвам утраченное, он заключает: «Надеюсь, всем троим урок пойдет на пользу. Склепова поймет, что не всё в мире держится на магии. Порой надо подумать и своей головой. Гломов осознает, каково быть слабым и беспомощным, даже самым слабым и самым беспомощным. Возможно, теперь он задумается, прежде чем пустить в ход кулаки. Лоткова же, кажется, убедилась, что твой приятель Баб-Ягун любит её не только за красоту. Хотя, возможно… возможно, именно красота послужила для его чувства первотолчком. Однако первотолчок — это еще далеко не все. Красота может привлечь, но не может удержать, если за красотой не стоит нечто большее…»
  • Ирина Измайлова, «Дочь чародея» — внезапно, весь сюжет «Лебединого озера» становится примером тропа для Одетты. Потому что здесь она не воплощение доброты и невинности из балета, а надменная и своенравная особа с философией Я здесь главный, мне всё можно. По её приказу на озере истребляют всех лебедей (настоящих), только ради того, чтобы у Одетты и её фрейлин появились расшитые перьями и пухом платья, вот Ротбарт и устраивает модницам неадекватное, но всё же кармическое возмездие. После снятия чар Одетта становится гораздо более рассудительной и справедливой и менее заносчивой.
  • Д.Н. Мамин-Сибиряк, «Родительская кровь» — после жесточайшего мордобоя, устроенного Важенину (и за дело), побывавший на грани смерти и увидевший в горячечном бреду своего отца-правдоборца, "заводской кулак", выжига-лавочник, выдавливающий медяки из заводской бедноты и радующийся разорению заводчан (с крепких хозяев столько получить не получится), превращается в общественного активиста, борца за права крестьян, обманутых заводским начальством.

Зарубежная[править]

  • Вильгельм Гауф — «Карлик Нос» . Яков, насмехавшийся над уродливой старухой, не знал, что имеет дело с могучей колдуньей Травознаей — и та, окормив мальчишку супом с волшебными травами, превращает его в отвратительного карлика. Всем, что Яков высмеял в старухе, колдунья наделила насмешника — огромным носом, маленькими глазёнками, противными коричневыми руками. Познав голод, насмешки, побои, будучи прогнанным с позором родным отцом, не узнавшим сына, Яков научился состраданию, помог другой жертве колдуньи- зачарованной в гусыню девушке Мими — и в награду получил возможность вернуть себе красоту. Даже став из противного карлика красивым юношей, навсегда сохранил способность сострадать и больше никогда не высмеивал уродцев и калек, побывав в шкуре одного из них.
  • Джейн Остин, «Гордость и предубеждение» — мистер Дарси, конечно, не злодей, но козлил половину книги, пока на признание в любви и предложение руки и сердца не получил от Элизабет резкий отказ, а на недоумение, с чего бы это, — обстоятельную отповедь. Подействовало донельзя отрезвляюще: уже к следующей встрече разительно изменился к лучшему.
  • А. Дюма, «Граф Монте-Кристо» — Альбер де Морсер в основном занимался прожиганием жизни, но после истории с позором и самоубийством отца взялся за ум.
    • «С фитильком», поскольку Альбер и до, и после занимался тем, чем мог себе позволить заниматься. Были деньги и положение в обществе — прожигал жизнь, пропало и то, и другое — стал их зарабатывать. Данный троп все-таки скорее про людей, которые изменили свое поведение добровольно.
  • Теофиль Готье, «Капитан Фракасс» — герцог Валломбрез был изрядной сволочью, но схлопотав почти смертельный удар шпагой от Сигоньяка и словесную взбучку от отца, превратился в доброго брата и верного друга. Важную роль сыграла полученная им информация, что Изабелла, жертва его домогательств, — его же единокровная сестра.
    • Причём относительно людей недворянского происхождения его отношение мало изменилось «Гони вовсю и, если надо, дави этот сброд! — крикнул он кучеру».
  • Оскар Уайльд, «Звёздный мальчик» — главный герой сумел «преобразиться» из самовлюбленного гадёныша в настоящего человека, только испытав на собственной шкуре, что значит быть нищим, голодным и некрасивым, то есть тем, кого он искренне презирал.
  • Чех Йозеф Лада, «Храбрая принцесса» — после того, как черти по ошибке утащили в ад батрака Гонзу вместо ростовщика Грабала, тот перепугался и поклялся, что покончит с ростовщичеством и скаредностью, стал возвращать людям все, что забрал у них хитростью, больше не обсчитывал батраков, стал подавать нищим милостыню.
  • Памела Трэверс, «Мэри Поппинс» — грубая самодурка и жадина мисс Эндрю, державшая в клетке жаворонка, сама попала туда волею Мэри. Извинилась и быстро уехала.
  • Дж. Р. Р. Толкин, «Сильмариллион» — отрубание правой руки оказало чудесное оздоровительное воздействие на Маэдроса, сына Феанора. Жаль, не до конца…
  • «Заводной апельсин» — этому подвергся главный герой. К финалу таки возымело действие.
    • В экранизации — субверсия: нихрена-то киношный Алекс не «исправился» и не «оздоровился». После всех мучений, пережитых им, попал под тёплое крылышко министра-кукловода, которому нужен как раз такой отморозок. И, попав под это крылышко, закономерно оборзел. Пойдёт прежней злодейской дорожкой, только будет делать это умнее и тоньше.
  • «Земноморье» — Гед сильно сбавил в спеси, получив когтями по морде от случайно вызванного им демона.
  • «Гарри Поттер»:
    • Гриндельвальд становится таким в своём заточении в Нурменгарде. Дамблдор тоже сбавил обороты после персональной трагедии — возможная отсылка к тому же Геду.
    • Драко Малфой, на протяжении всех книг проявивший себя как трус, расист и в целом весьма неприятный тип, после войны стал вполне законопослушным гражданином и даже вежливо кивает Гарри, своему школьному врагу, в знак приветствия в эпилоге. Особенно на него повлияла попытка Волдеморта заставить его убить Дамболдора, хотя и тот факт, что пожиратели во время войны ошивались в его доме, тоже даром не прошёл.
  • Дж. Р. Р. Мартин, «Песнь Льда и Пламени»:
    • Усекновение руки Джейме Ланнистеру волшебным образом улучшило его характер.
    • Сходная эволюция, по всей видимости, происходит и с Теоном Грейджоем, только он потерял не руку.
    • Санса Старк же. Да, не злодейка — но (поначалу) на удивление, иногда до грани дурости, наивна (и с лёгкими — но всё же, всё же — замашками альфа-суки). Фактически, вся её сюжетная линия в первых книгах посвящена выколачиванию (в том числе и физическому) из неё всех этих благоглупостей.
  • «Сага о ведьмаке» — в рассказе «Край Света» связанный Геральт разбивает лицо Торувьель, что для неё оказывается сабжем.
    • Дальнейшее поведение Торувьель наводит читателя на мысль, что эльфка подумала что-то вроде «Может, я и вправду что-то плохое сделала, раз он меня так? Тем более что этот конкретный Dhoine — не расист, не ненавистник эльфов, он просто считает наш народ кое в чём неправым и внятно объясняет почему…». Но неизвестно, подала бы совесть Торувьель свой голос столь громко, если бы перед Филавандрелем, Торувьель, Яэвинном и всей прочей остроухой компанией не явилась вдруг богиня (Дева Полей, Dana Meabdh) и не передала им телепатически что-то наподобие: «Отпустите на волю обоих этих человеков; не вздумайте их убивать; им обоим писаны великие дела».
    • Другой случай. Узнав, что Регис — вампир, товарищи по дружине начинают опасаться его и однажды задают каверзный вопрос — а не хочешь ли ты, Регис, отведать мяса с кровью? Тот отвечает — мол, мясо давайте, но без крови, после чего рассказывает им, как отправился летать по пьяни (да, высшие вампиры в сеттинге от крови просто пьянеют, как от алкоголя), упал, был схвачен кметами и порублен на куски. Убить они его не убили, но по истечении пятидесяти лет, потраченных на регенерацию в могиле, Регис с пьянством завязал навсегда, лишь один раз за сагу позволив себе напиться крови одного лаборанта в крепости главгада. Это его и сгубило: потерял спьяну в скорости реакции и попал под огонь Вильгефорца. Увы, на пламя, способное расплавить камень, даже вампирской регенерации не хватило.
      • В третьей части игры, Дикой Охоте, Регис появляется вновь — всё-таки регенерировал при помощи другого высшего вампира.
  • Джеймс Карлос Блэйк любит показывать, как это не работает:
    • «The Friends of Pancho Villa» — ну остался Родольфо Фьеро без ноги, так что, он от этого стал добрее или перестал убивать правительственные войска? Он просто носит одним носком меньше.
    • «The Pistoleer» — очень жестокая версия: две порки до ребер за неудачные попытки побега из тюрьмы, но Уэс даже в тюрьме умудрился убить человека, обидевшего его сокамерника.
  • Аберкромби, «Первый Закон» — в конечном итоге прилетевшая в челюсть дубина и мучительное восстановление после этого помогли Джезалю измениться куда решительнее, чем лекции Баяза и намеки друзей и спутников.
    • Там же субверсия. После пережитого в гуркульских застенках Занд дан Глокта добрее не стал, но поумнел изрядно.
  • Филип Хосе Фармер, «Многоярусный мир» — Властелин Джадавин мало чем отличался от своих невероятно кровожадных, наслаждавшихся страданиями друг друга и тем более жителями своих миров братьев и сестер, пока не был выкинут на Землю, где потерял память и прожил жизнь обычного профессора Роберта Вольфа. Хотя он и сумел вспомнить прежнюю личность и после изнурительного восхождения отвоевать свой мир обратно, он сохранил в себе многое от Вольфа и стал самым человечным из всей своей семьи.
  • Луи Буссенар «Сын парижанина» — Гарри Стоун был сыном миллиардера и, естественно, считал себя королем мира и тиранил окружающих, как только мог. Но после того, как очутился в положении робинзона, изведал муки голода, пережил множество испытаний — парень полностью изменился.

Фанфики[править]

  • Борис Карлов, «Снова на Луне» — после того, как деньги временно обесценились, жизнь капиталистов резко ухудшилась, и многим из них пришлось буквально выживать. Но после того как деньги снова вошли в силу, многие капиталисты обрели былое величие. Однако временное разорение в общем-то пошло им на пользу — капитализм остался, но перестал быть диким.

Кино[править]

  • «Морозко» — Иван исправился, побывав с медвежьей головой.
  • «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», новелла «Напарник» — буквальное прочтение тропа (см. картинку). Тунеядец Федя после «разъяснительной работы» Шурика (проведённой пониже спины с помощью прутьев от метёлки) на следующий же день готов хвататься за любую работу, лишь бы снова не попасть к нему в напарники.
    • Хотя ещё вопрос — исправился ли он, или просто боится Шурика пуще ядерной войны песчаного карьера, цементного завода и уборки конюшен вместе взятых.
    • Но!.. Федя на следующее утро после порки самоотверженно вызывался на любую работу еще до того, как узнал, что в напарники ему намерены опять дать Шурика. Поэтому тут явно есть и еще один аспект. Подробности здесь.
    • Не факт, конечно, но мог быть тем самым покупателем («Срамота!»), который в заглавной новелле по рынку разгуливает. Хотя, это, конечно, из разряда допущений.
  • «Приключения Электроника» — после того, как Электроник повертел Макара Гусева над собой на пальцах, тот стал вести себя лучше.
  • «Ва-банк» — отсидев шесть лет в тюрьме (правда, за кадром), бывший медвежатник Хенрик Квинто наотрез отказывался грабить банки. До тех пор, пока бывший сообщник Квинто (который и сдал его властям) не заказал убийство его друга. Ради него протагонист решил сделать исключение
  • «Супергёрл» — дальнобойщики, пытавшиеся её изнасиловать, отделались очень легко: Кара всего лишь отшвырнула их на груду мусора. Но и одумались они моментально: «Может, нам этого и не хватало — получить по лбу от девчонки
  • «Сказка о звездном мальчике». Инфанта получает (за кадром) вполне заслуженные 25 розог уже в самом финале — но есть веские основания надеяться, что поможет (ибо существует реальная угроза повторения, причем уже публичного).
  • «Дрянные девчонки»:
    • Реджина, пережив потерю Аарона и своих последовательниц, утратив популярность, набрав вес, побывав в шкуре изгоя и посмешища и до кучи попав под автобус и заработав перелом позвоночника, в итоге исправляется, а злость выплёскивает в ла-кроссе.
    • Благодаря всеобщему презрению Кэйди поняла, что зашла слишком далеко.
  • «Цыпочка» — альфа-сука Джессика, обменявшаяся телами со взрослым мужчиной- воришкой, лишается всего — популярности, красивой наружности, молодого человека, даже дома и семьи. Остались только преданные подруги, которые стараются как-то помочь и ободрить. В ходе поисков воришки, которому досталось её тело, ей удается увидеть себя со стороны и понять, какой же козой она раньше была.
  • «Холоп (фильм 2019)» — весь фильм про это. Козёл из золотой молодёжи попадает в начало XIX в. в роли крестьянина, окунается лицом в грязь и смотрит на себя со стороны.
    • И да, настоящая порка там тоже есть!
  • «Вестсайдская история» — возможно, Тони бы и не изменился, не забей он чуть ли не насмерть парня из «Царей Египта» и не окажись после этого в тюрьме на год. Правда, тут больше аверсия, поскольку влияние на парня оказала больше не тюрьма, а своя собственная вина и совесть.

Телесериалы[править]

  • «Очень странные дела». В первом сезоне Стив ведёт себя как козёл, пока не получает по роже от Джонатана. После чего резко исправляется.
    • Во втором сезоне Билли получает от своей младшей сестры Макс.
  • «Игра престолов»:
    • Локк, заставивший Джейме Ланнистера учиться сражаться левой рукой.
    • Рамси, заставивший Теона писать сидя.
  • «Рассказ служанки» — субверсия. У Серены Джой было аж несколько (в том числе и буквальная, но не она была самым худшим), но оздоровительный эффект всё откатывается и откатывается.
  • «Звездный путь» (основной «классический» сериал). С одной стороны «невмешательство», но с другой достаточно часто «вправляют мозги» разным инопланетянам, которых «занесло не туда» (обычно ударились не в самые лучшие идеи).
  • «Локи» — Мобиус М. Мобиус запирает Локи во временной петле, где тот получает пинки раз за разом, пока не раскаивается в своем поведении.
  • «Сабрина — маленькая ведьма»: Сэлем был мечтавшим о захвате мира диктатором, но после превращения в кота стал верным другом и наставником Сабрины.

Мультфильмы[править]

  • «Кот Леопольд» устраивал её мышам. По крайней мере, первые три выпуска очень явно. Потом уже не так. В «Прогулке кота Леопольда» так вообще мыши сами себя наказывали.
  • Дилогия «Если бы я был моим папой». Сын в мечтах устраивает такую порку сотрудникам магазина и соседям (в 1 м выпуске), а также хулиганам (2й выпуск)
  • «Домашний цирк» — до полноценной порки не дотягивает, но домашние животные показной и наигранной «ленью» отучили мальчика от настоящей лени.
  • «Стёпа-моряк» — сон Степы (обычного советского школьника-двоечника) возымел действие и он взялся за учебу.
  • Аналогично «Нехочуха» — сон главного героя произвел похожий эффект относительно помощи по дому.
  • «Девочка в цирке» (1950 г.) — на этот раз интерес к учебе двоечнице привил клоун-фокусник.
  • Тетралогия про Чебурашку и Гену. В конце первого мультфильма («Крокодил Гена», то есть более-менее по книге), старуха Шапокляк перевоспиталась. В последних двух она если и хулиганила, то ради того, чтобы кого-то проучить.
  • «Богатырская каша» — каждый из трех мальчиков провел порку одного из животных-людоедов: акулы, грифа и крокодила (последний сбежал, но его поймали на рыбалке отцы главных героев).
  • «Тачки» — зигзаг. Таковой должны были стать для Молнии МакКуина исправительные работы по асфальтированию дороги в захолустном городке, но он воспринял эти работы как нудную и незаслуженную рутину, с которой просто нужно разделаться поскорее. Настоящей оздоровительной поркой для него стало унизительное поражение в гонке со старичком Хадсоном Хорнетом, которое убедило Молнию, что не такой уж он и безупречный профессионал, каким привык себя считать.

Мультсериалы[править]

  • «Доктор Айболит» (1985) — здесь Крокодил изначально был сообщником Бармалея, и по его же приказу он проглотил Солнце. После предметного знакомства с Медведем Крокодил пересмотрел свои взгляды и в финале по просьбе доктора проглотил уже самого Бармалея.
  • «Байки хранителя склепа» (1993) — к сабжу в итоге сводится большинство баек первых двух сезонов и ВСЕ байки третьего сезона. На самом деле мультсериал всего лишь следует традициям франшизы и наказывает своих персонажей за неблаговидные поступки, но из-за того что он сильно смягчён по сравнению с комиксами, фильмами и телесериалом, эти воздаяния перестали быть смертельными. Впрочем, и «преступления» как правило тоже не столь серьёзны. И действительно — не убивать же детишек, которые слегка оступились и сделали пару шагов по кривой дорожке. А так получат от монстров ата-та по мягкому месту (фигурально, разумеется), осознают, что были не правы, и встанут на путь исправления.
  • «Галактический футбол» — когда Рокет был отстранен от футбола, он подсел на подпольную игру в сфере, став при этом редкостным козлом. В финале он видит что его соперником желает стать Тиа, у него просыпается совесть и он хочет уйти из сферы, но Тиа рычит, что он уйдет только проигравшим, после чего громит Рокета, тем самым прикрыв лавочку и вправив парню мозги.
  • «Первобытный» (2019) — после боя с чемпионом обезьянолюдей тираннозавриха Клык стала заметно осторожнее и мудрее. Она, например, во время встречи с зомби-аргентинозавром жалобным рыком пыталась остановить своего напарника от рискового шага (пройти мимо потерявшего сознание чудовища, чтобы сбежать от него. Справедливости ради — именно в этом случае Копьё действует наиболее разумным образом: неизвестно, как долго ещё противник будет в отключке (как оказалось — ОЧЕНЬ недолго), а прятаться от него в небольшой замкнутой пещере (даже не в пещере, а скорее в небольшой выемке в скальном массиве)… ну, есть и более экзотические способы самоубийства, но их немного) и тому даже приходится уговаривать Клык!
  • «Робокар Поли и его друзья» — добрая скорая помощь Эмбер сначала доходчиво объясняет Спуки почему было нельзя обижать (почти) беззащитную Клини, а после под его крики устраивает ему наказание, которое зрителям так и не покзывают.

Комиксы[править]

  • Эдвард Нигма, он же суперзлодей Загадочник из DC Comics. Во время одной из разборок с Лигой Справедливости, Загадочник получил удар по башке, и целый год провалялся в коме. После выписки из госпиталя, Загадочник понял, что если нечто подобное повторится, то вполне возможно, он так легко не отделается: чёрт побери, так ведь и сдохнуть можно! Поэтому Эдвард Нигма решил завязать с преступностью, и стал частным детективом.
  • Леди Смерть, мини-арка «Озорница» — избалованная волшебница Ева Хатченсен, называющая себя Пария, один раз сумела поймать в бесконечную череду кошмарных снов саму Леди Смерть. Когда родители девушки, еще более могущественные волшебники, освободили антигероиню, то в качестве компенсации она потребовала дать ей преподать Еве хороший урок. И хорошенько ее отшлепала на глазах у родителей. Много выпусков спустя Пария, в конце дебюта гладившая больное место и обещавшая отомстить, появилась вновь, но вместо мести поблагодарила Леди Смерть за преподанный годы назад урок, который она смогла оценить по достоинству далеко не сразу.

Манга и аниме[править]

  • «Бродяга Кэнсин» — вследствие могучих люлей, выписанных Кэнсином и его командой, на путь исправления встали: Синомори Аоси, Сэта Содзиро, Юкюдзан Андзи, Сэвагэдзё Тё, Хондзё Каматари, Карива Хэнъя, Сайдзути, Фудзи.
    • С последними пятью — скорее всего нет. Революционеры просто решили предложить так ненавидимому им правительству свои услуги ровно для того, чтобы не попасть под репрессии, ибо без харизматичного лидера максимум были способны на мелкую партизанщину. Каматари вон после новости о смерти драгоценного Макото-сама удавиться захотел, и Кэнсин сотоварищи был здесь совершенно не причем.
  • Берсерк — после встречи с реальными «божественными чудесами» местного Злого Яхве, религиозная фанатичка, садистка и мазохистка Фарнезе решительно пересмотрела свои взгляды на жизнь.
  • Bleach — при помощи меча и доброго слова Ичиго Куросаки вкладывает немного ума в головы Кучики Бьякуи и его лейтенанта Абараи Рэндзи, капитана Дзараки Кэмпати и его офицера Иккаку Мадарамэ.
  • Deadman Wonderland — Минацуки Таками, после битвы с Гантой, эволюционирует из стервы с садисткими наклонностями в более-менее адекватную цундэрэ.
  • Rosario + Vampire — в каждой серии плохиши получают феерические пендали от главной героини, после чего или переходят на сторону ГГ, или после ОП практически себя никак не проявляют далее по сюжету.
  • В JoJo's Bizarre Adventure примеров пруд пруди.
    • Спидвагон, напав на Джонатана в тёмном переулке и получив от него по зубам, настолько пересмотрел свои взгляды на жизнь, что бросил разбой, стал порядочным человеком, нажил себе состояние и почти всё вложил в благотворительные программы.
    • Субверсия с Какьёином и Польнареффом: они оба были под ментальным контролем Дио.
    • Почти все противники в четвёртой части (кроме откровенных мерзавцев) после поражения становятся как шёлковые. Именно поэтому бить рожу Кире вышло под полтора десятка стандоцкаев.[1]
    • С точки зрения Бучеллати и Леоне «ЗАТКНИСЬ НАХРЕН» Аббаккио, люлями оздоровился Джорно.
    • Гвесс, получив от Джолин на орехи, возможно, и не исправилась — но с Джолин стала вести себя совсем по-другому.
    • В самом начале манги аверсия: когда Джонатан навалял-таки Дио, тот ни капли не стал лучше — просто понял, что Джонатан опасный противник и что лучше пока сделать вид, что порка пошла впрок.
  • Fist of the North Star: субверсия. Хорошо, если побитый злодей раскаивается в злодеяниях — но жить с кровью невинных на руках ему нельзя.
  • Форма голоса — мальчик Шоя Ишида не видел ничего страшного в том, чтобы поиздеваться над глухонемой девочкой вместе с друзьями. Вот только когда пришло время платить (причём, помимо прочего, и в прямом смысле — за восемь испорченных слуховых аппаратов), эти самые друзья просто выставили его козлом отпущения и превратили его самого в изгоя на всю среднюю школу. И стоит признать, что, хотя этот факт способствовал появлению у парня кучи психологических проблем (усугублённых комплексом вины), в плане характера это оказалось крайне действенной оздоровительной поркой.
  • Наруто — нарутотерапия, просто нарутотерапия. Меметичный метод перевоспитания злыдней, сочетание оздоровительной порки с пафосным монологом о долге, любви и дружбе. Применялся главным героем множество раз, в основном успешно.
  • Slayers — получена Линой Инверс от своей старшей сестры Луны Инверс. В итоге вместо злой волшебницы она стала антигероем, пусть и с дурной репутацией. Лина не раз намекает, что ей не хватит силы духа перейти на сторону сил зла пока на другой будет её сестра.
  • Katekyo Hitman Reborn! — С фитильком, так как не все полностью осознают свои ошибки, но не отменяет того, что Тсуна в конце всякой Арки протирает пол своими врагами после чего они немного помогают ему в решении проблем. Правда, не все спешат это делать сразу.
  • Parasyte: The Maxim — после того как люди истребили значительную часть паразитов, последние перестали жрать человеческое мясо (или, во всяком случае, стали проявлять в этом куда большую умеренность).
  • Fukigen Cinderella («Ген Золушки») — превращение в девушку стало для Харухико Канны страшным, горьким испытанием (его попытался изнасиловать бомж, неизвестная обвинила в краже документов и отобрала их), как и последующие превращения. Но только так, осознав слабость и уязвимость девушек, раскаявшись в своей попытке изнасилования подруги детства, он из мрачного хамоватого агрессивного одиночки стал вполне социально адаптированным.
  • Arifureta Shokugyou de Sekai Saikyou — чтобы помочь прийти в чувство околдованной драконице (вообще убить, но получилось что получилось), Хадзимэ… зарядил ей в задницу огромный металлический дрын. Той понравилось…
  • Toaru Majutsu no Index — взаимоотношения Томы и Акселелятора состоят именно из этого. Тома избивает Акселя, тот добреет, когда снова начинает скатываться, Тома опять набивает ему морду, тот повторно исправляется.
  • Monogatari Series — претерпев во 2 серии Nisemonogatari изнасилование Суругой Канбару, Арараги клянется больше никогда не домогаться Хачикуджи.
  • Восхождение героя щита — пришлось устроить порку Рену и Ицуки, чтобы вывести их из эффекта проклятой серии их священного оружия.
  • «Higurashi no Naku Koro ni: Gou» — в 23 серии просачивающиеся из других миров воспоминания о бесчисленных смертях в результате тупой разгульной жизни заставляют Тэппэя постепенно перестать быть подонком и козлом и даже попытаться помириться с Сатоко, хотя и прекрасно понимает всеобщую ненависть и что за содеянное он достоин смерти.
    • В 14 и 15 серии друг дружке чистят физиономии в куче временных линий Сатоко и Рика, прежде чем наконец находят общий язык.
  • Shadows House — Близняшки Белль сперва были довольно высокомерными и грубыми, издевались и смеялись над своими подчинёнными, ни во что не ставили других людей. Однако после того как их в наказание отправили на дополнительные работы, в ходе которых одна из близняшек скончалась от истощения, это очень положительно сказалось на характере выжившей близняшки.
  • Tatoeba Last Dungeon Mae no Mura no Shounen ga Joban no Machi de Kurasu Youna Monogatari — ссылка на перевоспитание в деревню героев Конран исправила Мелтфана, превратив из скрывавшегося за маской придурковатого офицера одержимого местью кукловода в настоящего героя серпа и мотыги, немало помогающего героям в битве с каменным големом.
  • «Главный приз лотереи: Несравненный гарем» — принцесса королевства Эгина — Селена Эгине, изначально крайне капризная и эгоистичная особа понятия не имеющая про жизнь в стране, после того как Юка показал ей что в королевстве у неё практически нулевой рейтинг пошла за главным героем и в итоге прокачалась до статуса крутой мечницы и генерала-рубаки, (с ударением на последнее слово, как полководец из себя ничего не представляет, но бесстрашно выходит в бой против превосходящих сил противника в первых рядах своей армии)
  • SukaSuka — Уиллем устраивает оздоровительный спарринг с Ктолли и всухую побеждает, чтобы доказать той преимущества своей техники боя, могущей спасти ей жизнь в предстоящем сражении. Правда, при его состоянии здоровья это дороговато ему обходится.

Видеоигры[править]

  • Re-Legion — буквально: «Чёрная Клиника» лечит своих пациентов бичеванием и самобичеванием
  • Final Fantasy VIII: Сейфер. После оздоровительной порки от Скволла и ко, отказывается от своих амбиций и живет нормальной жизнью.
  • «No One Lives Forever» — после того как Кейт Арчер набила морду Магнусу Армстронгу, он очень сильно помог ей в расследовании и фактически спас ей жизнь. В сиквеле же Армстронг открыто делает поворот направо кругом. Справедливости ради, он не злодей, а просто рыцарь крови.
  • Арронакс из Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura перенес аж две порки, и хоть бы что. А вот последовавшее за второй поркой многовековое заточение без возможности сбежать, умереть или хотя бы присесть дало ему достаточно времени, чтобы подумать о своём поведении. Результат — после освобождения он поможет завалить ГлавГада, а потом, набравшись сил, пойдёт восстанавливать то, что когда-то наломал.
  • Dragon Quest V — принц Гарри представляет из себя типичного капризного и самолюбивого наследника трона. Но после проведения десяти лет в рабстве, характер кардинально меняется в лучшую сторону.
  • WoW — Миллхаус Манашторм был членом апокалиптического культа Сумеречного молота, но после того, как герои и огромный земляной червяк его чуть не убили, он подумал о своём поведении и стал помогать героям.
  • Mass Effect — председатель Бёрнс стал политиком ради власти и связей, а на проблемы биотиков с имплантами L2 (которые вызывают целую кучу проблем со здоровьем — от головных болей до съезда крыши), о которых он вроде как должен заботиться, ему наплевать. Однако после того, как его похищают террористы из числа тех самых биотиков, проблемами которых он пренебрёг, Бёрнс резко меняет своё мировоззрение, и если игроку удастся спасти его (убедив террористов сдаться) — начнёт относиться к своей работе как положено.
  • Golden Axe III — все герои, не выбранные игроком в начале, находятся под проклятием Смертоносца на начало сюжета. Игроку нужно их победить, чтобы выбить из них проклятие. После чего они извиняются.
  • Серия Yakuza — множество персонажей после боя с Кирью либо переходят на его сторону, либо нейтралятся. Даже финальные боссы одумываются, но как правило поздно.
  • «Mortal Kombat X» — инверсия. После кражи Кунг Джином в Небесном храме, появившийся Рейден намеренно провоцирует Кунг Джина на драку, чтобы тот выместил на боге грома злобу для дальнейшего спокойного разговора. После разговора Кунг Джин становится шаолиньским монахом и членом четверки основных героев игры.
  • Assassin’s creed — за нарушение трёх запретов заглавного принципа игры, а также неверное толкование мудрости, из которой этот принцип исходит, в начале игры аль-Муаллим ударяет Альтаира ножом в живот.
  • Самый первый Tomb Raider — Лара поначалу была обыкновенной избалованной козой, которая, из-за богатства своей семьи, считала что может делать что захочет. Однако после того как все ее близкие погибли в авиакатастрофе, а ей самой пришлось выживать, она сильно изменилась к лучшему.
  • Pathfinder: Kingmaker — Тристиан. По мнению Саренрэй, чьим даэвой он является, слишком возгордился, когда полез куда не надо вразрез со своими прямыми обязанностями. Вот она ему и устроила оздоровительную порку, превратив в человека. И надо сказать, что с этой точки зрения результата она добивается — в ходе своего личного квеста Тристиан в любом случае осознает кто и за что его наказал. При этом с фитильком, поскольку он всё-таки не злодей.
    • В принципе и Валери, хотя там девушка сама говорит, что Шелин не злая богиня и никого не наказывает. Просто Валери так ее достала своим вечным недовольством и претензиями, что богиня дала ей то, что она хотела. Если ей помочь, Валери осознает что проблема была в ней самой, а не в ее красоте.
  • Dragon Age — достаточно часто бывает, но история с Затрианом — вообще клинический случай.

Визуальные романы[править]

Музыка[править]

  • «Дюна» клип «Октябрятская-партизанская» — шутки ради. Именно так выглядит действия Пулемета на колесах, стреляющего фруктами по врагам (гриб, крысак, паук), которые превращаются в более няшных персонажей (крыса, например, стала Микки-Маусом).

Реальная жизнь[править]

  • В теории именно на это рассчитана судебная система и уголовно-исправительные учреждения. На практике же искреннее раскаяние случается крайне, крайне редко. У матёрых уголовников, отсидевших десять и более лет так вообще в единичных случаях. Если по «малолетке» «загремел» — считай, всё, психика непоправимо искалечена, этот человек уже никогда не сможет построить нормальные рабочие и личные отношения. Таким людям в тюрьме лучше, чем на воле. Тюрьма предназначена не исправлять, а изолировать опасных для общества членов этого самого общества.
    • Есть мнение, что разделение зэков в соответствии с тяжестью преступлений вполне работает — что зэки условно делятся на «блатных» (профессиональные бандиты) и «мужиков» (случайные люди), и эти две группы стараются не смешивать, а большинство «мужиков» возвращаться в тюрьму вовсе не горят желанием. Да, возможно, искреннего раскаяния нет и у них, но правильные выводы для себя они делают.
    • Не меньшую роль играет и послетюремное восстановление человека в обществе. Там, где отсидка воспринимается как нечто само собой разумеющеюся, человек будет чувствовать себя более комфортно и риск рецидива сильно ниже, чем там, где тюремный срок является стигмой.
  • Схожее назначение имеют коллективные наказания у военных. Получив пару раз на орехи от сослуживцев, залетчик начинает тщательнее следить за собой. Да и сослуживцы приглядывают за товарищем, дабы отгородить его и всех остальных от ошибок и их последствий. С другой стороны, работает ой как не всегда.

Примечания[править]

  1. Ну как вышло… Когда дошло до решающей битвы, со всей этой толпой случилось «аракизабыл». Автор забил даже на Джозефа, а большую часть работы сделали пацан без способностей и полтора станд-юзера (вклад Окуясу всё-таки невелик). Плюс к финалу подоспели три тормоза во главе с Джотаро «Странно, дождь шумит, как Джоске» Куджо. И где там «полтора десятка»?