Косая атака

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Как быть, если хотелось бы взять противника в клещи, но сил для полного охвата с флангов не хватает? Или же просто охота нанести сильный фланговый удар по противнику, но не получится просто взять и обойти противника. Во всех этих и подобных случаях на помощь приходит косая атака, когда ударные отборные силы сосредотачиваются на одном фланге, чтобы сначала разгромить противника на этом фланге и заставить его бежать, оставив беззащитными другой фланг и центр, а затем развернуться и ударить во фланг остальным силам (а если получится, то и зайти в тыл).

Если армия перед боем ещё и заранее строится явно ассимметрично, усиливая один из флангов, то это косой строй. И как правило, косой строй подразумевает именно последующую косую атаку. Однако хитроумный полководец может использовать косой строй вовсе не для косой атаки, а для введения противника в заблуждение — показав перед боем, как именно он собирается атаковать, провести совсем другую, не столь ожидаемую атаку. Так что косая атака и косой строй хоть и взаимосвязанные понятия, тем не менее это не полностью одно и тоже.

В античности косой атакой прославился Эпаминонд, при помощи косого построения разгромив прежде считавшуюся непобедимой Спарту. А в новое время любовью к косой атаке был известен прусский король Фридрих Великий.

Неудачный пример использования косой атаки в стратегическом масштабе — план Шлиффена в Первой мировой войне: Германия надеялась, ударив с севера через Бельгию, захватить Париж и при необходимости с тыла разгромить сосредоточенную у границы французскую армию. На всё про всё отводилось чуть больше месяца. В реальности же получился полный провал и позиционная мясорубка на несколько лет.

Примеры[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?
  • Юлия Латынина, «Клеарх и Гераклея». «Клеарх развернул папирус и, вглядываясь в арамейские буквы, стал переводить набросок Митрадатова письма отцу, писанного, как, осклабясь, сказал Клеарх, накануне сражения, в шестнадцатый день месяца багаядиша, что Митрадату очень льстило, ибо день был посвящен Митре: „Отец, я изучил повадки наемников и нашёл, что каждому гоплиту правая сторона тела кажется менее защищённой, так как он держит щит слева. Поэтому каждый старается напасть на противника справа и правое крыло выдвинуто вперед, а левое уходит назад. И почти всегда выходит, что оба правых крыла побеждают, а оба левых терпят поражение. После этого правые крылья как бы поворачиваются и сходятся между собой, и это решает битву. Завтра же всё будет по-другому: я так усилил левое крыло, что оно-то и разобьет врага…“».
  • Centurion: Defender of Rome — идейный предшественник игры Rome: Total War, в построениях перед боем присутствуют и различные варианты косого строя.
  • В самой Total War встроенного косого строя нет, но тактика более чем реализуема. Молот и наковальня считается более эффективной, но если она не походит, вполне эффективно враг окружается и пехотой, которая продавливает один фланг тупо количеством юнитов.
  • Rise of Nations — нападение на вражеский строй сбоку или сзади даёт бонусы. Поэтому для облегчения управления можно задать в качестве автоматически выстраиваемого строя не шеренгу (вариант по умолчанию), а клин или же косой строй — как левым углом вперёд, так и правым. Это выглядит так, что отряды выделяются как обычно в RTS — рамочкой, — но после того, как выделенной группе отдано распоряжение двигаться или атаковать, она сначала выстраивается (как задано), и только потом начинает выполнять полученную команду.

См. также[править]

Косой строй