Засада

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Бесшумных засад не бывает. Разбойников выдает скрип тетивы, серые штурмовички неудержимо рыгают от скверного пива, ба­ронские дружинники алчно сопят и гремят железом, а монахи — охотники за рабами — шумно чешутся. »
— Братья Стругацкие, «Трудно быть богом»

Засада — это такая хитрая ловушка. Обычно туда попадают герои. Но могут и злодеи, если засаду устроили уже им.

В отличие от обычной ловушки или капкана, засада подразумевает, что на вляпавшегося в неё противника нападут люди. Или орки. Или пиратские корабли. Или звёздные крейсеры. Конечно, яма на дороге, десяток мин или подпиленное дерево могут послужить отличным началом — но рано или поздно кто-то должен лично появиться и добить или захватить предполагаемую мишень.

Дополнительные очки к крутости начисляются, если в засаду попали те, кто организовывали другую засаду.

Примеры[править]

Литература[править]

Кино[править]

  • Кинодилогия про полицейскую засаду: «Засада» (Stakeout) и «Ещё одна засада» (Another Stakeout).
  • Турист — засада на чадский конвой, уничтоженный в полном составе.
  • «Звёздные войны» — В 1 эпизоде дройдеки поджидали и окружили отряд Падме в дворце Тида, Дарт Мол там же устроил грандиозное «что, суки, не ждали?» для джедаев (пусть и морально к этому готовых".
    • 2 эпизод — отчасти засадой можно назвать атаку клонов (давшую название фильму) на арену Петранаки, ведь, во-первых, руководители обеих сторон конфликта о готовой армии клонов знали, а во-вторых, засада лично для Дуку, которого хозяин не предупредил о такой вод «кавалерийской» засаде, а ведь Дарт Тиранус мог случайно скопытиться от такого поворота событий (не исключено, что это была отчасти ситховская проверка на вшивость).
    • 3 эпизод — аверсия, Оби-Ван думал, что ему её устроили в лифте сепаратисты, а это просто Энакин стучать не умеет, ранее в том же лифте была настоящая, но бесполезная засада от дроидов для джедаев, из засады выскочили на Утапау клоны, притаился на звездолёте Падме Оби-Ван. Также гарнизон 501-ого легиона остался в Храме джедаев после Чистки, чтобы подстеречь вернувшихся туда по неосторожности рыцарей (получили 220).
    • 5 эпизод — ловушка (нет, ТА ловушка ниже), устроенная Вейдером в Облачном городе для Люка.
    • 6 эпизод — двойная засада (на планетоиде и в космосе) от Императора — имперский флот выскочил на повстанцев из-за лесистого спутника Эндора (именно тогда Акбара подвело мужество, породив известнейший мем «IT’S A TRAP!»), а на десант мятежников напал аж сам 501-ый легион (он же «Кулак Вейдера»). Но легион сам попал в засаду — от эвоков, явно смотревших американское кино про Вьетнамскую войну.
    • 9 эпизод — с прикрученным фитильком, флот ситхов на Экзеголе — никто из Сопротивления точно не знал, сколько там кораблей, и в итоге «хорогие» вслепую атаковали логово «плохих», чуть не поплатившись за это всем.

Видеоигры[править]

  • Обычное явление везде, где есть стелс. Варьируется от сюжетных засад до подкарауливания отдельно взятых головорезов когда другие этого не заметят.
  • Total War — можно ставить засады, и самому в них попадать. Успешная засада предоставляет нападающему для выставления войск почти всю карту, а защищающийся при этом довольствуется автоматической и очень неудобной расстановкой.
  • «S.T.A.L.K.E.R.» — неоднократно. В «Тени Чернобыля» однажды подсвечено Кругловым — «Засада… ЗАСАДА!».
  • «Проклятые земли» — её Заку устраивают на Реках и островах разбойники, он сам устраивает её на Ингосе для Диэры, вновь она поджидает Зака на выходе из сюжетокатализаторной пещеры на Суслангере… а чего Вы хотели, стелс-игра от народа, больше всего на свете любящего Засадный полк!*
  • «Disciples 2» — очень часто, но одну из самых красочных и неожиданно заканчивающихся устраивает нежить для одержимого Утера возле алтаря Скверны (нет, не варкрафтовской, просто Скверны!).
  • «Hearthstone» — с прикрученным фитильком, но похожий эффект дают секреты, могущие за одну секунду переломить ход игры.

Комиксы[править]

Настольные игры[править]

  • Magic: The Gathering же! Родоначальница всех ККИ обладает «мгновенными заклинаниями» и картами с «Мигом», которые можно сыграть в ход противника после получения приоритета. Эффект засады в таких случаях дают практически всегда, а если это ещё и контрспелл от синего цвета — давят педаль в Доминарию.
  • Бенрсерк: вселенная магических битв — засада — срабатывающая механика: если существо с этой особенностью действует первым в своём отряде за ход, то выполняется некое условие.
  • WarHammer 40,000. Танитский Первый и Единственный — полк Имперской Гвардии, специализирующийся на засадах и скрытых атаках. Однажды весьма успешно устроили засаду на отделение космодесантников-предателей Пожирателей Миров, которые в свою очередь организовали засаду на имперский конвой.
    • Там же — целый легион (ныне орден) Гвардия Ворона. Непревзойденные мастера рейдов, диверсий и, разумеется, засад. Их ордена-потомки не уступают родителям.
      • Орден Воинов Богомола (потомки совершенно не «засадного» легиона Белых Шрамов) так поднаторели в скрытности, внезапности и засадах, что для противостояния им во время Бадабской войны на фронт специально направили орден Рапторов — потомков Гвардии ворона. И даже Рапторы признали, что в лице Богомолов нашли более чем достойного противника.
    • С стороны Хаоса специалистами по засадам считается Альфа-легион. Но они больше полагаются не на тактику, а на долгосрочное планирование, интриги и прочую стратегическую внезапность.
    • Также неплохими специалистами по засадам показали себя Железные Воины. И хотя их modus operandi как правило заключается совершенно в другом, будучи прожженными прагматиками, они охотно прибегают к любой тактике — лишь бы она была эффективна.