Стена щитов и лес пик

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску

Стена щитов — одно из древнейших осознанных построений (клин изначально получался не осознано — сам собой), для которого обороняющиеся плотно смыкали щиты друг с другом, выстраиваясь в более-менее ровную линию, что заметно повышало защищённость обороняющихся, а потому регулярно использовалось пехотой и успешно дожило до средних веков. Изначально стена щитов была с копьями, но в средние века так могли выстраиваться и мечники.

К сожалению, мобильность стены щитов была крайне низкой — из-за отсутствия строевой подготовки при попытке наступать (а не ползти со скоростью пьяной виноградной улитки) стена щитов неизбежно рассыпалась. С появлением же строевой подготовки стена щитов превратилась в фалангу, которая отличается от стены щитов, тем что благодаря строевой подготовке можно наступать, а не только обороняться. То, как действовала греческая фаланга описывается эпитетами «теснить щитами» и «давить щитами», так как копьё, удерживаемое в одной руке, было не слишком длинным, и в бою активно участвовало лишь небольшое число рядов фаланги, а её большая часть играла роль пассивной поддержки, помогающей удерживать строй без способности помочь первым рядам. Этот недостаток постарались исправить в македонской фаланге, в которой воины удерживали очень длинные двуручные копья — сариссы. Так что теперь большая часть рядов фаланги теперь могла активно участвовать в битве, и эпитетами македонской фаланги стали «теснить копьями» и «давить копьями». Так что в македонской фаланге стена щитов фактически превратилась в лес копий.

После стратегию греков успешно переняли римляне, создав известные всем свои легионы. Как показала практика в столкновение с галлами, они действительно были непрошибаемыми, побеждая при численном перевесе врага. Правда, против конницы так и не научились биться, Красс подтвердит.

Пятиминутка реальности[править]

Шилтрон[править]

Шилтрон — средневековое развитие стены щитов: при нападении конницы пехота занимала круговую оборону закрывшись щитами и ощетинившись копьями. Поскольку оборонялись стоя на месте строевой подготовки не требовалось. Всё было хорошо пока кони были малорослые, а удар копьём наносили рукой (обычно сверху вниз). Но, как только боевые кони вымахали до диестров, а удар очень длинным копьём стали наносить со всего разгону зажав копьё под мышкой, так эффективность шилторонов резко упала. Хватало одного безбашенно храброго всадника непобоявшегося направить коня прямо на торчащие из шилтрона копья, как шилтор проламывался и конница раскатывала шилтрон в тонкий блин. Потому к высокому средневковью копья удлинились в очень длинные пики удерживаемые двумя руками и упираемые в землю, чтобы хоть как-то удержать смертельно раненного коня на расстоянии и не погибнуть под его копытами, и получился лес пик. В общем было замечательно, но ровно до тех пор пока пехота не имеющая строевой подготовки не двигалась с места, при попытке движения строй ломался, и пехота становилась крайне уязимой для конницы.

Баталия[править]

Баталия развивает идеи «леса пик». В отличие от традиционного «леса», она отличается большей универсальностью и способна эффективно противостоять рыцарской кавалерии. Кроме того, баталия способна ограниченно маневрировать на поле боя.

Баталия стоит из отрядов пикинёров с длинными (до 5 метров) пиками. Также в отряды баталии (батальоны) входят солдаты, вооруженные алебардами. Их задача — гасить прорывы и уничтожать врагов, подошедших на близкое расстояние. Подобное построение требует хорошо подготовленных бойцов, поэтому начало широкого применения баталий приходится на XIV век, когда на арену выходят швейцарские наемники.

Терция[править]

Испанская модификация баталии. В отличие от баталий швейцарцев и ландскнехтов, в состав испанской терции входят стрелки из аркебуз или арбалетов и мечники с мечами и щитами. Благодаря этому терция была одинаково эффективно как против кавалерии (рыцари или кирасиры не могли прорваться сквозь строй пик, а конные стрелки рассеиваются залпами из аркебуз), так и против баталий (аркебузеры расстреливают баталию издалека, а затем отряды мечников прорываются сквозь лес пик).

Терция стала вершиной пехотного строя, обеспечивая победы Испании на протяжении 150 лет. Решение против неё нашлось только с появлением массовой артиллерии.

Примеры[править]

Кино[править]

  • Александр Невский, который от Эйзенштейна. Тевтонцы такое применили, и крайне удачно.
  • «Властелин колец: Две крепости» — урук-хай, завидев приближающееся подкрепление Рохана, выстроили фалангу пикинёров по всем правилам, и неизвестно, чем бы закончилась атака роханской конницы, если бы не магия Гэндальфа.
  • «Александр» Оливера Стоуна — в этом фильме есть только одна нормальная батальная сцена, но македонская фаланга представлена в ней во всей красе.
  • «Хоббит: битва пяти воинств» — исключительно мощную стену щитов выстроили гномы на пути армии орков. Принять удар не успели — эльфы Трандуила ворвались во вражеский строй раньше.
  • «300 спартанцев» — воины Леонида перед наступлением персов всегда принимают какое-нибудь зрелищное и эффективное построение… а потом ломают строй и идут бить врагов поодиночке.

Видеоигры[править]

  • Expeditions: Viking — если отыгрывать более-менее историчность (а не рекомендованную сообществом тактику «толпой на одного»), то окажется, что стена щитов это вполне себе эффективное построение — мечники со щитами первым рядом, копейщики — вторым и, если ситуация позволяет — третьим. Щитник, даже если выведен из строя, занимает клетку, а копейщик, оставаясь вне досягаемости, может быть через первый ряд.
  • Дилогия «Битва за Средиземье» — стратегия игры через пехоту у любой расы предполагает лучников под защитой копейщиков и несколькими отрядами пехоты ближнего боя для прикрытия. У некоторых отрядов также есть построение «стена щитов», повышающее защиту, но снижающее скорость и делающее отряд очень уязвимым к атакам по области.
  • Ancestors Legacy — один из самых надёжных билдов — комбинация из щитоносцев и копейщиков, однако прикрывать ими стрелков довольно трудно — если лучники не будут бить врагу во фланг или в тыл, то они скорее попадут по своим, чем по врагам.
  • Серия Total War — построиться стеной щитов или фалангой можно было почти всех играх серии. Почти всегда это давало значительные боевые преимущества ценой очень низкой скорости перемещения:
    • Rome — апофеоз фаланг. В лоб не пробиваются ничем, даже стрелками, громить с тыла или с флангов тоже тяжело, единственный действенный вариант — уронить им мораль.
    • Medieval 2 — появился шилтрон — круговое построение для копейщиков, а ситуация с «фалангами» чуть улучшилась — их хотя бы можно пробивать дистанционным оружием (по причине отсутствия щитов у средневековых пикинёров) и в ближнем бою ценой огромных потерь при первой атаке, но построение глубиной в два бойца держит удар как если бы рядов было восемь. Стены щитов в основной игре нет, но её возвращают модами.