Пиар

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Emblem-important.pngНе надо здесь реальной жизни!
Особенность темы этой статьи в том, что её нельзя применить к реальной жизни. В реальной жизни нет, к примеру, объективного добра и зла, а вторжение в личную жизнь реальных людей выходит за рамки приличия. Пожалуйста, помещайте только вымышленные примеры.
« Это не ложь, а грамотная подача материала. »
— «Герой по вызову»
« — Ма Ка Ша, а кто такой Черный Пиар?
— Не кто, а что. Это искусство побеждать врагов силой своего разума. И я являюсь его непревзойдённым мастером! Вот смотрите: Тов Ти — монгол! Тар Хо — монгол! И Ли Ман Цзы — тоже монгол!
»
— Одна политсатирическая газета 1990-х

Пиар (от англ. PR = Public Relations) — набор технологий, позволяющих создавать в умах у масс нужные образы: положительные («белый пиар») или отрицательные («чёрный пиар»). Выставить отъявленного негодяя патриотом и героем — это пиар (а точнее — спин-докторинг). Очернить политически опасного оппонента — это тоже он. Пиар отличается от агитации и пропаганды тем, что просачивается в головы через самые невинные средства массовой информации, в то время, как агитация подаётся открыто через специальные органы, для неё же и предназначенные.

Согласно цитате-бастарду от морганатического брака Задорнова с Жириновским, люди, занимающиеся пиаром, называются пиарасты.

Подтроп — Купленный пиар.

Разновидности[править]

  • Имиджмейкинг — создание желаемого образа своей персоны в глазах народа. Специалист-имиджмейкер посоветует, как выглядеть и как себя вести, чтобы создать о себе наилучшее впечатление.
  • Спин-докторинг — замазывание из истории всяческого компромата на себя. Что не удается изъять — можно или заболтать, или представить в выгодном свете, или спихнуть на козла отпущения.
  • Черный пиар — противоположность предыдущего; если удастся выкопать компромат на противника — распространять его; если не удастся — выдумать его!

Где встречается[править]

Фольклор[править]

«

Встречаются крыса и хомяк. Первая вся худая, грустная, а второй толстый и довольный. Крыса спрашивает у Хомяка: — Почему тебя все любят, дома держат, кормят вкусно, хотя мы оба грызуны? Отличаемся лишь длиной хвоста да окрасом шерсти! Хомяк отвечает: — Дело не в длине хвоста и не в шерсти. У тебя пиар неважный!

»
— В другой версии: «Главное — выбрать умного имиджмейкера!»

Комплексные франшизы[править]

  • «ПЛиО», книга «Битва королей»: эпический черный пиар-поединок между Ланнистерами и Станнисом Баратеоном. Станнис начинает и обнародует компромат на Серсею и Джейме Ланнистеров, что король Джоффри — их сын, и, следовательно, незаконный король. Серсея просит совета у Тириона. Тот советует с одной стороны упирать на реальный факт, что Станнис подался в иноверцы, а с другой стороны — придумать зеркальный черный пиар, что его жена изменила ему с шутом.
    • Там же, в последующем томе «Танец с драконами»: лорд Русе Болтон отчаянно практикует спин-докторинг своей персоны, пытаясь всеми силами скрыть присущие ему маньячные наклонности и участие в предательском заговоре против Старков. Благо, что и козлы отпущения под боком: в первом случае сыночек Рамси, на которого можно свалить все зверства, во втором — Фреи.
    • Там же: лорд Варис старательно пиарит себя как бескорыстного государственника, всё делающего для блага королевства. Но, беседуя с умирающим человеком, который уже точно никому ничего не расскажет, Варис раскрывает все карты: да, он играет за конкретный Дом, как и все. Да, он готов убить лорда-регента королевства за страшное преступление: попытку спасения страны от окончательного распада. Потому что спасти страну (и заодно продать её с потрохами заграничным сырным мегакорпорациям) должен именно его, Вариса, протеже — Эйегон, мать его, «Идеальный Король» Элессар Карманный, а не какая-то ланнистерская собака. А пока пусть будет бунт, хаос и анархия — они ведь так полезны для полной дискредитации домов Ланнистеров и Баратеонов!
  • «Звёздные войны» — собственно, именно чёрный пиар привёл к вотуму недоверия канцлеру Финису Валоруму. Личностью он был честной и неподкупной — но всё же не полным бессребреником, и некоторые бизнес-активы имел (как минимум, ему нужно было на что-то финансировать избирательную кампанию, причём галактического масштаба). И когда в эти активы стали поступать «добровольные пожертвования» из мутных источников (за которыми, разумеется, реяла зловещая тень Пал Палыча), это очень быстро выплыло наружу и сильно ударило по репутации Валорума, превратив его в глазах общественности из «единственного честного человека в насквозь прогнившем Сенате» в «прогнившую марионетку прогнившего Сената». И когда канцлер вместо того, чтобы ответить потерявшей берега Торговой Федерации силой на силу, снова пошёл на поводу у бюрокрадтов, это стало последней каплей. Падме громко выразила всё, что думала — и оказалась в этом мнении не одинока.

Театр[править]

  • А. К. Толстой, «Смерть Иоанна Грозного» — сталкиваются «белый» и «чёрный» пиарщики Бориса Годунова. Народ колеблется, но после объявления о бесплатной раздаче Годуновым хлеба принимает сторону первого и избивает второго.
  • «Карьера Артуро Уи, которой могло не быть». Вся пьеса — одно большое «На тебе!» в сторону Гитлера, его партии, его прихода к власти и первых лет его правления. В одной сцене истеричному мафиозному главарю Артуро Уи (в котором легко узнаётся Гитлер) дают уроки имиджмейкинга.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • А. П. Чехов, «Клевета» — ГГ, попавший в двусмысленную ситуацию, спешит изложить всем вокруг «белую» версию событий… и обнаруживает, что именно из-за его усилий люди уверовали в «чёрную».
  • Юрий Олеша, «Три Толстяка» — на рыночной площади происходит своеобразная пиар-битва. Силач Лапитуп по заказу властей пытается публично высмеять Просперо и Тибула, некий негр прогоняет его, нищий (по-видимому, переодетый агент тех же властей) обвиняет негра, но последний признаётся, что он и есть загримированный Тибул, и таким образом одерживает окончательную пиар-победу.
  • Леонид Соловьёв, «Повесть о Ходже Насреддине» — Насреддин наблюдает, а затем пресекает, чёрный пиар его личности со стороны эмирского шпиона.
  • Николай Носов, «Незнайка на Луне» — олигарх Спрутс владеет газетой «Давилонские юморески» и использует её для скрытой рекламы собственных товаров.

Зарубежная[править]

  • Клайв С. Льюис — инверсия: положительные герои лишены возможности себя пиарить:
«

— Некогда Логрис состоял из меня, одного рыцаря и двух отроков. Но мы победили. — Сейчас не то. У них есть орудие, называемое прессой. Мы умрём, и никто даже не узнает о нас.

»
— «Мерзейшая мощь»

Телесериалы[править]

  • «Продвижение Нобуты» — два японских школьника целенаправленно улучшают имидж своей одноклассницы, страдающей от буллинга.
  • «Простые истины» — серии «Чёрный пиар».