Спагетти-вестерн

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Жанр: вестерн. В главных ролях: Марио Джиротти, Карло Педерсоли. »
— Из телепрограммы
Ну вот так как-то…

Вестерн «мэйд ин Европа». Когда к середине 60-х гг. популярность вестерна в США резко упала, в Европе народ только-только вошел во вкус. При этом съемки в Италии и на юге Испании (где в большинстве случаев строились декорации, имитирующие Дикий Запад) обходились на порядок дешевле, чем съемки в Голливуде. Ходила даже шутка, что название «За пригоршню долларов» описывает не сюжет, а бюджет фильма. Это почти правда, двести килобаксов даже по тем временам для Голливуда было весьма скромненько — «Великолепная семерка» четырьмя годами раньше обошлась в десять раз дороже.

Серджио Леоне был не первым, кто пытался выжать что-то из евро-вестерна. Он был первым, кому удалось стяжать успех. Он тщательно изучил ошибки предшественников, как американцев, приведших жанр к стагнации, так и европейцев, копирующих ошибки учителей, и разработал собственную стратегию. В результате фильм порвал кассу, принеся семьдесят долларов прибыли на каждый вложенный — и это только при первичном прокате. 34-летний Клинт Иствуд проснулся звездой.

Американская критика выпала в осадок: макаронники покусились на святое. Но в Голливуде кто рвет кассу, тот и прав. К Леоне выстроились в очередь продюсеры, и «Пригоршня долларов» превратилась в «Долларовую трилогию», а Леоне — в голливудского режиссера.

В пробитую Леоне колею устремились сотни подражателей. Наиболее достойные фильмы, снятые ими, заняли место на полочке классики вестерна рядом с «Долларовой трилогией». Половину из них спродюсировал сам Леоне, в другой половине снялся «открытый» им Клинт Иствуд, который потом начал сам снимать вестерны, но это уже совсем другая история…

Список былинных побед, помимо фильмов Леоне, возглавляет «Джанго» с Франко Неро в главной роли. Некоторые считают его былинным провалом, некоторые полагают, что он проходит по категории «так плохо, что уже хорошо», но серятиной его в любом случае не назовешь. Правда, «Джанго» тут же начал страдать опуханием сиквелов, которые смотреть все же не стоит.

«Меня зовут троица» — если Джанго снят с серьезной миной, то «Троица» откровенно комедийна и пародийна, причем в хвост и в гриву пародируются как американские вестерны, так и спагетти-клоны.

«Великое безмолвие» — примечателен тем, что а) действие происходит зимой в снегах (великий снегопад 1899 года, засыпавший Калифорнию, Неваду и Юту); б) в главной роли снялся не абы кто, а Жан-Луи Трентиньян и в) за все экранное время он не произнес ни слова. Современники считали его трэшаком, но современные киноманы — былинной победой. Фильм впоследствии растаскан на визуальные цитаты, так что является все-таки победой. Трэшак не цитируют.

«Смерть верхом на коне» — еще один оплеванный критиками при премьерном показе и растасканный на визуальные цитаты фильм.

Явления[править]

  • Именно спагетти-вестерны сделали культовой фигурой охотника за головами.
  • Субжанр спагетти-вестерна — т. н. «Сапата-вестерн», затрагивающий тему мексиканской революции.
  • Спагетти-вестерн ввел в число типичных для вестерна сюжет «предательства», когда трое персонажей или три ведущие партии постоянно объединяются по две против третьего, то и дело меняя стороны в преследовании своих противоречащих друг другу интересов.