Виннету

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску


Виннету — индеец, главный герой трилогии имени себя, написанной немецким беллетристом Маем, и нескольких примыкающих рассказов и повестей. Сын вождя и впоследствии сам вождь племени мескалеро и племенного союза апачей, крутой наездник, стрелок и выживальщик. Сам Карл Фридрих Май, известный писатель, поэт и композитор, очень много выдумывал о себе, если верить некоторым источникам, но создавать хорошие и очень хорошие книги ему это не мешало.

Сюжет[править]

Виннету[править]

Молодой немец Карл знакомится в Сент-Луисе, где зарабатывает частными уроками, с пожилым оружейником Генри (фамилия такая). Произведя на него поначалу впечатление гринхорна, то есть зелёного новичка, ничего не смыслящего в Диком Западе, он, тем не менее, вскоре реабилитируется, показав недюжинную физическую силу и умение стрелять.

«

— Очень жаль, что, имея такие мощные мускулы, вы зарылись с головой в книжки. Нужно было как можно больше упражняться. — Я так и делаю! — А боксом занимаетесь? — У нас это не принято. Но я занимаюсь гимнастикой и борьбой. — А верхом ездите? — Да. — А как с фехтованием? — Я даже давал уроки. — Небось привираете? — Может, попробуем? — Нет уж, благодарю покорно, силу вашу испытал. И вообще, я должен работать.

»

Ещё Генри побывал с Карлом у конезаводчика и был свидетелем того, как протагонист укрощает известного своей дикостью пегого жеребца, а потом сводил его в геодезическую контору «Атлантик-Пасифик Компани», в беседе с владельцами которой немец тоже не ударил в грязь лицом. Через несколько дней хозяева, на которых работает Карл, дают обед (как проговаривается младшая дочка, прощальный), где юноша знакомится с Сэмом Хокинсом — старым вестменом, нанятым для охраны геодезической экспедиции, в которую сосватали и Карла. Слегка пришибленный написанной в контракте суммой и подарками от мастера Генри (тяжёлым карабином-флинтом и тем самым пегим жеребцом), герой отправляется в путь.

Работа продвигается ни шатко ни валко: старший инженер Бэнкрофт больше интересуется бочонком виски, чем геодезическими приборами, а остальные, чтобы деньги не пропадали даром, бухают вместе с ним, радостно свалив работу на новичка. Вестмены-охранники, исключая Сэма и его товарищей Дика Стоуна и Билла Паркера — натуральная армия воров и шлюх, а их вожак Рэттлер — горлопан, хамло и сволочь. Однако против кулака протагониста одно хамство ему не помогает, и с подачи Сэма и старшего инженера соседнего участка Уайта, бывшего свидетелем расправы, к Карлу приклеивается прозвище, под которым он и станет знаменит впоследствии: Олд Шеттерхэнд — Сокрушающая Рука.

Сэм мало-помалу наставляет Карла в ремесле вестмена: учит читать следы и бросать лассо, берёт с собой на охоту. В схватке со стадом бизонов Хокинс лишается лошади (разменяв её, впрочем, на молодую вкусную корову и двух мощных бугаёв) и ловит — разумеется, при помощи Шеттерхэнда — себе взамен мустанга, а точнее — неизвестно как затесавшегося в их табун мула. На следующий день, когда лагерь добирается до убитых быков, оказывается, что туша одного из них пропала, а вскоре обнаруживается и виновник — матёрый гризли. Он убивает одного из людей Рэттлера (остальные спаслись на деревьях), но протагонист ослепляет косолапого из револьвера и добивает ножом. Рэттлер претендует на шкуру и мясо мишки, получает от Шеттерхэнда ещё один хороший фингал… Тут-то на сцене и появляются новые действующие лица.

Оказывается, медведя выслеживали индейцы — вождь Инчу-Чуна, его сын Виннету и живущий в племени белый миссионер, известный как Клеки-Петра. Вождь ставит экспедиции ультиматум — сворачивать работы, ибо апачи позволения на съёмку не давали. Бэнкрофт пытается оправдываться, просит время, чтобы отправить гонца к начальству — бесполезно. Даже Рэттлер пытается поспособствовать мировой и предлагает индейцам выпить с ним — однако, когда Виннету отказывается, вестмен звереет и выплёскивает бренди ему в лицо, за что получает по зубам в третий раз. Когда индейцы собираются уезжать, пьяный Рэттлер стреляет в Виннету, но Клеки-Петра заслоняет его собой и умирает на руках у него и протагониста, взяв с последнего обещание: продолжить его дело и быть вместе с Виннету. В мрачном безмолвии индейцы покидают лагерь.

Назавтра Сэм и Шеттерхэнд отправляются вслед за ними на разведку. На обратном пути они встречают ещё одних индейцев — зондеркоманда разведотряд племени кайова. Как оказалось, они в неплохих отношениях с Хокинсом, а с апачами, наоборот, воюют: те убили четверых кайова, когда они явились угнать у апачей лошадей, как же было не отомстить? Прикинув хрен к носу, Сэм делает вывод, что встреченные вожди на самом деле шпионили за кайова, так что предлагает дождаться их вождя Тангуа, который как раз выступил в поход с двумястами воинами, и позволить индейцам сражаться, а самим под эту сурдинку спокойно завершить съёмку. Огорчённому Шеттерхэнду же он поясняет: когда Виннету и Инчу-Чуна попадут в плен, то белые их освободят, и благодарные индейцы откажутся от мести, в худшем случае — потребуют только Рэттлера. Геодезисты с перепугу утраивают темпы работы, а вестмены и кайова готовят засаду на апачей.

В назначенную ночь апачи врываются в лагерь экспедиции, чтобы обнаружить, что он пуст. Сообразив, что их провели, индейцы пытаются скрыться, но Карл и Сэм с товарищами нейтрализуют вождей, а там подоспевают кайова. Тангуа приказывает привязать пленных к деревьям, а его воины ведут себя, как баре, словно белые — тоже их добыча. Сэм не хочет брать Шеттерхэнда с собой освобождать апачей, так что тот предлагает испытание: сползать к Тангуа и узнать, спит ли вождь. Однако, когда старый вестмен соглашается, протагонист отправляется не к Тангуа, а к Виннету, и освобождает его с отцом, а в доказательство тайком срезает у юного индейца прядь волос. Кайова впадают в ярость, погоня результата не приносит, и Тангуа решает выместить зло на оставшихся в плену апачах — поставить их к столбу пыток. Чтобы этого избежать, Шеттерхэнд сотоварищи берут его в плен — только столкнувшись с силой, кайова согласны идти на переговоры. Решено устроить дуэль насмерть на ножах между Шеттерхэндом и чемпионом из кайова — победитель забирает всех пленников. Естественно, протагонист побеждает, но Тангуа всё равно не подпускает белых к пленным — и тут нападает основной отряд апачей во главе с вернувшимися вождями. Всех геодезистов и вестменов Рэттлера убивают, оставив в живых только его самого. Карл нокаутирует Инчу-Чуну и защищает его от нацелившегося на его скальп Тангуа, но получает серьёзные раны от Виннету. Хокинс, Стоун и Паркер, не желая бросать товарища, сдаются в плен.

Апачи отвозят пленников в стойбище на берегу Рио-Пекос. Вестмены продолжают настаивать, что они не враги, но Виннету считает это ложью и отсылает товарищей Шеттерхэнда сразу, как только убеждается, что тот выживет. Вместо них он поручает заботу о немце своей сестре Ншо-Чи. Шеттерхэнд идёт на поправку, общается с юной индеанкой и даже хитростью выпрашивает себе несколько валунов якобы в качестве стульев, а на самом деле — гирь. Наконец Ншо-Чи сообщает: апачи сторговались насчёт выкупа за пленных кайова, и по этой радости бледнолицых наконец-то поставят к пыточному столбу. Их и ставят, но начинать пытки не спешат, а сперва разыгрывают судилище, однако Шеттерхэнд ловко ставит краснокожих на место, и они переходят к следующему пункту программы — состязанию. Избранный белый — то есть, конечно, сам Карл — должен переплыть реку и добраться до растущего на другом берегу кедра, чтобы получить свободу. Правда, он при этом будет с голыми руками, а преследовать его станет сам Инчу-Чуна с томагавком. Протагонист на публику разыгрывает из себя знатного труса, а сам идёт на хитрость, ныряет и плывёт не через реку, а вверх по течению. Потом выманивает Инчу-Чуну на берег, уворачивается от томагавка и в очередной раз оглушает вождя, а затем вызывает к себе Виннету. Тот оценивает благородство героя и впервые называет его братом. Вестмены свободны, исключая, конечно, Рэттлера, но кто его жалеет-то?

Шеттерхэнд заговаривает с Тангуа, который больше всех бесновался, пока они стояли у столбов, и спрашивает с него за базар, но вождь кайова резко сдаёт назад. Дело кончается ещё одной дуэлью, на сей раз стрелковой, в которой Карл простреливает Тангуа оба колена одной пулей. Покалеченный злодей вынужден убраться восвояси, а бывшие пленники возвращаются в пуэбло гостями — но сначала Рэттлера ставят к столбу пыток. Шеттерхэнд пытается уговорить вождей прикончить его как-нибудь по-христиански, и те даже соглашаются, если Рэттлер хотя бы извинится, но добиться от него удаётся только потока богохульств. Пыток он не выдерживает (точнее, индейцы даже к собственно пыткам перейти не успели), так что его банально отпускают в реку и пристреливают. Гроб Клеки-Петры наконец-то помещают в склеп, а Виннету и Шеттерхэнд смешивают кровь.

Вестмены живут в пуэбло почётными гостями. Шеттерхэнд случайно подслушивает разговор Виннету и Ншо-Чи, из которого явствует, что девушка в него влюблена и хочет отправиться в город, чтобы выучиться всему, что необходимо леди, и стать достойной партией (правда, сам герой и о белых женщинах покамест не думал). Её выбор падает на Сент-Луис, куда предстоит возвращаться вестменам, к тому же Инчу-Чуна позволяет Карлу закончить съёмку местности, чтобы получить деньги по контракту. Перед отъездом шаман камлает и предсказывает Шеттерхэнду гибель, а вождям советует держаться подальше от него, дабы не разделить печальную участь. У Сэма подгорает пониже спины, и он разыгрывает не менее красочное камлание, предсказав диаметрально противоположное: вождям грозит гибель, но только рядом с Шеттерхэндом они в безопасности. С помощью индейцев Карл завершает работы, а Ншо-Чи привязывается к нему ещё сильнее, как ученица к наставнику.

Через пару дней Шеттерхэнд сотоварищи встречают четверых ковбоев во главе с неким Сантэром. Сэм по неосторожности пробалтывается, кто такие едущие с ними индейцы, а на привале стреляет по кустам, в которых заметил лазутчика, но промахивается. Назавтра Инчу-Чуна с детьми отправляется к потайной горе, чтобы взять золотого песку и оплатить обучение Ншо-Чи, но Сантэр и присные устраивают засаду. Инчу-Чуна и Ншо-Чи погибают, однако Шеттерхэнд подоспевает на помощь Виннету и вынуждает Сантэра пуститься наутёк. Часть индейцев остаётся хоронить мертвецов, а часть, убедившись, что именно Сэм, а не шаман, напророчил правду, отправляется вместе с белыми в погоню. Однако Сантэр тоже не первый раз замужем и отправляется искать прибежища к кайова. Герои достигают их стойбища, Карл ловит «языка», а Сэм в расстроенных чувствах уходит в разведку и попадается. К счастью, непослушный Шеттерхэнд отправился вслед за ним и освобождает его, вестмены бегут, но Сэм отстаёт и попадается опять. Кайова уходят — по здравому рассуждению Карла, к указанной Сантэром горе, так что он возвращается к Виннету и помогает похоронить мертвецов, а потом побратимы устраивают засаду. Она проваливается: Сантэр опередил их и как следует всё разведал, однако героям удаётся переманеврировать кайова и сорвать контратаку, после чего они направляются в главное стойбище кайова, куда увезли Сэма. По пути удаётся выяснить примерный план стойбища у встречного торговца; Виннету отправляется мстить Сантэру, а Шеттерхэнд — выручать Хокинса. Он берёт в заложники сына вождя по имени Пида в расчёте обменять на Сантэра и Сэма; однако Сантэр сбегает, прихватив пирогу, и Виннету с воинами отправляется в погоню. Карл же пробирается прямо к Тангуа и выторговывает Сэма за Пиду и ранее захваченного лазутчика. Хэппи-энд… был бы, если бы не ряд предшествующих событий.

Белый брат Виннету[править]

Большая часть повествования происходит на мексиканской границе во время хуаресо-максимиллиановского противостояния. Протагонист и сам Виннету, что характерно, поддерживают Хуареса.

Погоня за Сантэром ни к чему не привела — он перебил торговцев, у которых герои узнали план стойбища кайова, и угнал их мулов. Карл, Сэм, Дик и Билл возвращаются в Сент-Луис и получают зарплату; вестмены остаются кутить, а Шеттерхэнд решает побывать на родине. Однако его пароход гибнет в шторме, оставив героя без гроша за душой, и тот отправляется поправить дела в Нью-Йорк, где поступает в агентство частного сыска. Вскоре в агентство обращается банкир Олерт, чей сын Уильям слегка поехал крышей на почве поэзии, попал под влияние мошенника, выдававшего себя за психиатра, и уехал вместе с ним. Этот мошенник по имени Гибсон Карлу уже знаком, и он отправляется в путь.

В Новом Орлеане в пивной Карл встречает человека устрашающей наружности — вестмена, известного как Олд Дэт. Тот относится к сыщику дружелюбно, хотя и через слово честит гринхорном, не подозревая, что общается с самим Шеттерхэндом. На глаза Карлу попадается Гибсон, но ускользает; герой садится на пароход и продолжает погоню. В Галвестоне ему попадаются стихи в местной газете, подписанные инициалами Уильяма Олерта; наведя справки, Карл определяет, куда двинулись мошенник и жертва. На улице он вновь сталкивается с Олд Дэтом, раскрывает ему свои карты и соглашается действовать сообща. Новоиспечённые товарищи заходят в пивную, где вступают в конфронтацию с бывшими надсмотрщиками за рабами. Их лидер натравливает на Карла собаку, но герой её убивает; потом надсмотрщики докапываются до зашедшего в ту же пивную Виннету и получают от него ещё более жёсткие 220. Вечером за городом Карл встречается с Виннету. К сожалению, помочь друг другу герои не могут: у Шеттерхэнда задание от Олерта, а у апача — от мексиканского президента Бенито Хуареса. На пароходе их попутчиками оказываются давешние надсмотрщики; они порываются устроить дебош и повесить Карла, Олд Дэта и Виннету, но капитан хитростью ссаживает негодяев с парохода.

В Ла-Гранхе пароход застревает. Опоздав в гостиницу, Олд Дэт и Шеттерхэнд по рекомендации от портового комиссионера (нет, не такого) становятся на постой к кузнецу Ланге, сын которого Билл к тому же знаком с Олд Дэтом по войне. В трактир, где они ужинали, вваливаются выкупанные капитаном надсмотрщики, вынудив героев удирать через окно. Они навещают некоего Кортесио — испанца, тайком снабжающего армию Хуареса оружием и добровольцами. Выдав себя за таковых, герои узнают, что Гибсон, ранее известный также как Клинтон, теперь зовёт себя сеньором Гавиланом и везёт Олерта в Мексику. Надсмотрщики тем временем оказываются членами Ку-Клукс-Клана[1] и собираются линчевать Билла Ланге, его отца сечь плетьми, а их бывший дом, купленный Кортесио, сжечь. Однако основную массу негодяев герои обводят вокруг пальца и запирают в доме Ланге, а Кортесио отбивает нападение остальных и ставит город на уши. Поскольку силами Карла и Олд Дэта обошлось без крови, приговор ку-клукс-клановцам выносят относительно мягкий: остричь, обрить и выслать за пределы Техаса. Униженных негодяев сажают на пароход, а Шеттерхэнд, Олд Дэт, отец и сын Ланге и слуга Кортесио негр Сэм отправляются в путь.

Сперва им встречается взвод драгун из форта Индж. Вахмистр рассказывает, что команчи и апачи откопали топор войны. Затем, когда путники располагаются на ночлег (при обсуждении планов замечено лёгкое «на тебе!» Куперу), то ловят лазутчика из команчей. Поскольку Олд Дэт дружен с их верховным вождём Ойо-Колсой — Белым Бобром, то с лазутчиком они решают дело миром, и он провожает их к стоянке передового отряда, ведомого сыном вождя Ават-Вилой. Его приходится слегка поставить на место и заставить уважать друзей отца, но в итоге герои курят с ним трубку мира. Назавтра они решают сделать небольшой крюк и навестить ещё одного друга Олд Дэта — сеньора Атанасио, ранчеро, живущего в укреплённом доме. Оказывается, Гибсон и присные были у него и даже видели скрывающегося в доме Инда-Нишо — престарелого вождя апачей, раненого команчами на переговорах в форте Индж и добравшегося сюда лишь благодаря помощи Виннету. Слуги Атанасио докладывают: отряд, с которым едут Гибсон и Олерт, встретил команчей и прекрасно с ними спелся, а вскоре вышедший искупаться Карл замечает отряд в полсотни команчей, направляющийся к дому. Они перебираются через стену, но далее возникает пат: в дом их не пускают, а брать его штурмом — бесчестно и чревато кровью. Пока Олд Дэт заговаривает команчам зубы, Шеттерхэнд выносит Инда-Нишо через потайной лаз и прячет в зарослях у реки, а в его комнате усаживаются женщины. Тогда команчам позволяют осмотреть дом — с понятным результатом. Те окончательно приходят в мирное настроение и соглашаются сопроводить бледнолицых к Белому Бобру.

Тот разбил лагерь в узком каньоне, и его, несмотря на предостережения Олд Дэта, забирают в клещи апачи. Гибсон (он тоже здесь) пытается подать штурмующим условный сигнал, но герои его прерывают; Виннету решает, что команчей меньше, чем на самом деле, идёт на штурм и убивает Ойо-Колсу, но потом апачи вынуждены отойти. Герои вступают в конфронтацию с новым вождём команчей Быстрым Оленем, а потом к ним пробирается Виннету и показывает путь из долины. Попытки договориться о выкупе понимания у команчей не встречают, и Виннету скрепя сердце решает их перебить, а потом соглашается ехать вместе с Карлом и Олд Дэтом вслед за наёмниками Хуареса, Гибсоном и Олертом.

По пути героям попадается человек, закопанный по шею в песок, что твой Саид. Оказалось, его взяли в плен наёмники Хуареса, стакнувшиеся с индейцами чимарра, а его товарища заставили показывать дорогу к золотому прииску. Его управляющий оказывается зятем Ланге, к которому кузнецы и направлялись, а чуть позже Олд Дэт признаётся, что вынужденный служить проводником Фред Хартон — его брат, которого он когда-то разорил и теперь возит с собой ценные бумаги в надежде вернуть хоть что-то. Герои добираются до прииска, но его работники предупреждены сбежавшим от бандитов Хартоном, и один из них по ошибке убивает Олд Дэта. На прииск как ни в чём не бывало заявляется Гибсон с Олертом; Шеттерхэнд пытается их задержать, но мошенника застреливают. Атаку бандитов отбивают, Олерт возвращается к отцу, а Фред Хартон вступает во владение собственной жилой, указанной на картах Олд Дэта, и берёт Шеттерхэнда в долю.

Некоторое время спустя, совершив поездку в Африку, протагонист едет в посёлок Нью-Венанго. На подъезде к нему он встречает двоих верховых: местного нефтяного короля Эмери Форстера и его подростка-племянника Гарри. Герой и мальчик нравятся друг другу, однако когда Форстер пытается купить коня Карла и не получает сиюминутного отпора, юноша начинает презирать протагониста. Отправившись забирать коня, Шеттерхэнд случайно подслушивает разговор Гарри и Форстера — последний распорядился спустить нефть в реку, чтобы вздуть на неё цену. Однако вместе с нефтью идёт газ — и как раз сейчас он загорается. Карлу удаётся увезти Гарри, однако Форстер и множество местных погибают в пожаре. Придя в себя, мальчик спешит на поиски родных; Шеттерхэнд следует за ним, но получает от выживших несправедливое обвинение в поджоге и вынужден уехать.

Немного погодя он встречается с Виннету, который предлагает другу навестить ещё одного своего товарища — Олд Файерхэнда. Побратимы отправляются в путь, выходят к железной дороге и обнаруживают отряд индейцев понка из союза сиу, которые намереваются пустить поезд под откос. Что удивительно, предводительствует ими белый по имени Паранох. Карл отправляется навстречу поезду и предупреждает машиниста и пассажиров; среди последних случайно оказывается как раз сам Файерхэнд (в отличие от протагониста, реально олд). Втроём герои устраивают индейцам бойню, в ходе которой оказывается, что настоящее имя Параноха — Тим Финетти, и его с Виннету и Файерхэндом связывает давняя история. Паранох тяжело ранит Олд Файерхэнда, но Карл убивает негодяя, а Виннету снимает с него скальп. Поезд спасён.

Когда Файерхэнд оказывается в состоянии снова держаться в седле, герои отправляются на тайную заимку, называемую среди её обитателей «крепостью». Там их встречают старые знакомые Сэм Хокинс, Дик Стоун и Билл Паркер, а также Гарри, оказавшийся сыном Файерхэнда. Поначалу мальчик презирает Карла, но позже отец и Виннету разъясняют ему, с кем он имеет дело, и Гарри приглашает протагониста сходить с ним проверить бобровые капканы. Прихватив Хокенса, они отправляются за добычей — и обнаруживают, что её внаглую присвоила пара сиу-понка. Шеттерхэнд с Хокинсом нейтрализует лазутчиков, а потом с Гарри отправляется по их следам. В лагере, который разбили сиу, как ни в чём не бывало восседает живой и здоровый Паранох.

Золото Виннету[править]

  • Золотой штат — Олд Шеттерхэнду и Сан-Иэру приходится в числе прочего побывать в Сакраменто, пообщаться с местными золотоискателями и выпить бурды, выдаваемой за «настоящий эль из Бёртона-на-Тренте в Стаффордшире». Старатели пьют — привыкли, Олд Шеттерхэнд и Сан-Иэр тоже глотают суррогат не чинясь, а вот принадлежавший интеллигентным хозяевам негр Боб расплакался и назвал это пойло «смесью полыни и волчьих ягод». С тех пор заказывать эль товарищи стремались и перешли на портер.

Тропы в книгах[править]

  • Бафос — старые вестмены знают в нём толк! Сказать, раскуривая трубку мира с индейцами, что «моё сердце привязано к ним, как мой мул к дереву», нужно было ещё додуматься.
  • Бисёнэн — Виннету. Среднего роста, узкобёдрый и атлетичный, его волосы автор прямо по тексту неоднократно называет великолепными, а глаза — бархатными.
  • Благородный дикарь — большая часть индейцев. Случаются, конечно, исключения, но их меньшинство, хоть и не подавляющее.
  • Бонус для гениев: мистер Генри явно вдохновлён знаменитым оружейником Бенджамином Генри, разработчиком нового типа оружия, а если точнее — рычага для ускоренной перезарядки. Видели как в фильме «Терминатор» Т-800 пережаряжает свой дробовик? Вот это и есть скоба Генри в действии. Правда, блок на двадцать пять патронов — это уже авторский вымысел.
  • Брутальный лысый — Сэм Хокинс, такой брутальный, что дальше некуда: не облысел естественным путём, а попался индейцам, которые сняли с него скальп. Однако выжил, а жуткую багровую плешь теперь прикрывает париком.
  • Вербальный тик — весьма распространённый недуг среди старых вестменов. Хокинсовское «чтоб мне лопнуть!» и сан-иэровское «вот ведь незадача» не дадут соврать.
  • Доспех неуязвимости — пародия на троп: куртка Сэма Хокинса, заплатанная-перезаплатанная на столько раз, что в ней застревали даже стрелы индейцев.
  • Её зовут Вера — древняя ружбайка Сэма Хокинса носит имя Лидди.
  • Крутое и символичное оружие — ружья работы мастера Генри, которые использует Олд Шеттерхэнд. Да и у самого Виннету попадаются, и у других персонажей — что белых, что индейцев. Особенно часто это имеет вид шлангования, и можно ставить свою скво против маисового початка: чем замурзаннее вестмен и неказистее его пукалка, тем более они оба круты и знамениты.
  • Кроссовер — в анекдотах про Петьку и Василия Ивановича они могут встретиться с индейцами, в том числе лично Виннету. И это не Не в ладах с историей или Не в ладах с географией, а шутки ради.
  • Культурный крутой — не только сам Олд Шеттерхэнд, но и Виннету. Молодой вождь очень чисто говорит по-английски и даже читает книги, да не какие-нибудь, а «Песнь о Гайавате».
  • Мастер маскировки — Виннету. Позже он учит этой премудрости и своего друга Шеттерхэнда.
  • Моложе, чем выглядит — большинство «старых» вестменов на поверку не старше сорока-пятидесяти. Но продутая всеми ветрами прерий кожа, неэротичные заросли на щеках и рваньё, которое они называют одеждой, накидывают им и по десять, и по двадцать лет. Вестмен под говорящим погонялом Олд Дэт вообще завязавший опиатный наркоман, что тоже его не молодит.
  • Назван в честь животного — сын вождя кайова Пида (Олень), воин того же племени Бао (Лиса), вождь сиу-оглала Гнедой Конь.
  • Названые братья — Карл и Виннету торжественно братаются кровью.
  • Раньше трава была зеленее — Хокинс ностальгически вздыхает о стадах бизонов и табунах мустангов в тысячи и десятки тысяч голов, которые ему приходилось видеть; «а сейчас радуешься, увидев хотя бы сотню».
  • Слишком правильный иностранный язык. «Гринхорн говорит по-английски до тошноты старательно и правильно, зато от языка настоящих янки или ядрёного охотничьего жаргона его так коробит, что он, как ни бьётся, не может запомнить или воспроизвести ни единого слова».
  • Экзотический лексикон — некоторые заимствованные слова у индейцев изменили смысл. Так, слово «брат» означает в первую очередь брата духовного, друга и побратима; кровного брата скорее назовут «сын моего отца». «Лекарство» — не буквально целебное средство, а шаманский амулет, носимый на шее как оберег.

Адаптации[править]

С французом Пьером Брисом[править]

  • Камнепад забирает золото себе («Золото апачей») — когда злые белые прискакали в пещеру сокровищ Серебряного Озера, старый индеец-страж повернул рычаг, и всё золото апачей сгинуло в трясине.
  • Красавица Икуку: «Виннету — вождь апачей» — «Винни-Пух — вождь собачий».
  • Одномерное мышление («Виннету и полукровка Апаначи») — помощник главаря банды Джадж убегает по рельсам от локомотива, очень медленно набирающего скорость, и даже не догадывается спрыгнуть с насыпи.

С Братушки-славянесербом Гойко Митичем[править]

6 фильмов (ФРГ, 2002-16).

С албанцем Ником (Крешником) Джелилаем (Хэлилаем)[править]

3 фильма (ФРГ, 2016).

Мультсериал «Виннету»[править]

Германия, 26 серий, 2002 г. (в российском прокате — «На Диком Западе»). Хотя в нём действуют персонажи из первого романа — Виннету, Олд Шеттерхэнд, Сантэр, Сэм Хокинс и Ншо-Чи, — все сюжеты придуманы с нуля. Сериал можно считать интерквелом — действие происходит между моментом, когда Карл и Виннету стали назваными братьями, и убийством Инчу-Чуна и Ншо-Чи.

  • Близнецы меняются местами — у Карла есть не очень приятный кузен Герберт. По каким-то делам тот прибывает в США, где в одной из серий его принимают за двоюродного брата.
  • Друг всему живому — Ншо-Чи, как многих диснеевских принцесс, сопровождают животные: койот Фаст-фуд и скунс Мисти.
  • Светлее и мягче — по сравнению с романом. Приключенческие истории рассчитаны на детей, а потому нет явного насилия или кровавых сцен.
  • Рисовка под аниме — сценарий германского сериала написали американцы, нарисовали его в Китае, но рассчитан он на международный рынок, а потому там есть элементы японского стиля.
  • Как и в фильмах с Брисом, Олд Шеттерхэнд не носит ковбойскую шляпу.

Мультфильм «Приключения Виннету. Легенда сокровища Серебряного озера»[править]

Филиппины-Бельгия-Германия, 2009 (WinneToons. Die Legende vom Schatz im Silbersee), по мотивам сериала.

Аризона, 1869 г. Мальчик-сирота Бобби из Нью-Йорка отправляется на Дикий Запад, чтобы найти клад. У него есть карта сокровищ, за которыми также охотятся злодей Бринкли и его банда. Они похищают мальчика и маленькую сестрёнку Виннету Ншо-Чи. Виннету и Олд Шеттерхэнд пускаются вслед за бандой. Смогут ли они добраться до Серебряного озера?

Примечания[править]