Настольные игры
« | Итак, вы — волшебник. Или вы гик, притворяющийся волшебником, пока парень справа притворяется харизматичным и добрым к людям плюс мастером по убийству людей, парень слева притворяется шлюхой-лесбиянкой эльфийской принцессой, а парень на другом конце стола за ширмой реализует свои мечты о власти. | » |
— Being Batman: the Logic Ninja’s Guide to Wizards |
Компьютерные и консольные ролевые игры и стратегии, в которые играло большинство наших современников, фактически являются переосмыслением старых игр докомпьютерной эры. В настольные игры (или настолки) играли с помощью книги правил, карандаша, бумаги и игральных костей, а также моделей и воображения. Такой вид игры популярен и сегодня. В мире бордгеймеров (от англ. board gamer — игрок в настольные игры) имеется достаточно обширная классификация видов настолок.
Однако основное разделение происходит на два огромных подвида, суть которых трудноуловима из-за сложностей перевода:
- Tabletop Games (дословно — игры на столешнице)
- Board Games (дословно — игры на доске)
Так уж получилось, что эти определения семантически схожи друг с другом. Но применимо к настолкам они имеют разные значения. Игры на доске помимо прочего подразумевают под собой наличие среди прочих атрибутов игральную доску (пример — шахматы) или игровое поле. Игры на столешнице не подразумевают такого условия. Главное, чтобы это происходило на пространстве, ограниченном столом.
К первому виду можно отнести настольные ролевые игры, варгеймы (военные игры, от англ. war game), карточные игры (ККИ и ЖКИ), а так же другие игры, не имеющие игрового поля (например — Дженга).
«Обычные» настольные игры[править]
Типичная настольная игра — коробка примерно 30x30 сантиметров, в которой хранятся компоненты: поле, фишки, карточки и кости. Компоненты и их количество, само собой, разнятся от игры к игре.
В основном, именно к данному типу настолок и относится разделение на евро и америтреш.
Сейчас существуют настолки практически любых жанров, с большим разнообразием сеттингов и нацеленные на самые разные слои игроков — от новичков, обескураженно хлопающих глазами при виде «Манчкина» и «Каркассона», до прожжённых гиков, которые готовы сидеть за Twilight Imperium целыми сутками.
Варгеймы[править]
Игры, которые как можно более достоверно и детально симулируют битвы и военные операции. Делятся на тактические, где игроки управляют отдельными отрядами и частями, и стратегические, в которых им поручается руководить фронтами и объединениями.
В варгейме уделяется очень много внимания деталям — преимущественно снабжению и тылу. На ход битвы может серьезно повлиять погода, усталость солдат, их боевой дух и еще многое другое, отчего игра в настоящий варгейм требует очень хорошей памяти.
Большинство варгеймов посвящено историческим битвам и с разной степенью дотошности реконструируют именно их, хотя и бывают и исключения — к примеру, Classic Battletech с не меньшей дотошностью конструирует битвы десятиметровых мехов в 31-ом столетии.
Варгеймы с миниатюрами[править]
Другая разновидность варгеймов — с миниатюрами (также их называют «военно-тактическими»). Ни в коем случае не надо их путать с обычными варгеймами с гексами и фишками — стоит вам вслух сказать хотя бы намёк на то, что это одно и то же, и варгеймеры из первой категории вас заплюют.
Игроки сражаются на поле боя, используя миниатюры в качестве обозначения войск, при этом игра опирается на строгие и чёткие правила (но с достаточно большой степенью допущений и без излишеств). Наиболее популярные сеттинги — исторические и фэнтезийные, самые успешные такие игры — фэнтезийный Warhammer Fantasy Battles и космооперный Warhammer 40000, завоевавшие сердца миллионов по всему миру.
Сейчас таких игр гораздо больше, но в большинстве своем они склонны к формату скирмиша — того же варгейма с миниатюрами, но в котором используется на несколько порядков меньше миниатюр (обычно около 5-15 штук вместо 30-70 и больше) — к примеру, «Малифо», Warmachine или Infinity.
Варгеймы с миниатюрами — это довольно серьёзное (и дорогое) хобби, которое состоит отнюдь не только из игры: помимо неё, в ней есть элементы моделирования и знания сеттинга (чаще называемого в этих кругах «бэком» или «лором»), которые приходится учитывать все разом: к примеру, будет большой ошибкой играть за орден Саламандр космодесанта из WH40k, красить их броню в синий цвет и при этом навешивать на танки окровавленные пики и цепи с черепами на крючьях.
Первой военной игрой с упорядоченными и понятными правилами была Kriegsspiel (нем. «военная игра»), созданная в 1812 году лейтенантом Георгом Леопольдом фон Райзвицем; она использовалась для тренировочных сессий прусской армии [1]. Поклонником этой игры был Герберт Уэллс, написавший два произведения об игре в солдатики, впоследствии ставшие культовыми: «Напольные игры» (Floor Games, 1911) и «Маленькие войны» (англ. Little Wars, 1913).
Карточные игры[править]
Игроки используют набор карт, иногда фиксированный (Seasons, The New Era, Blood Bowl: Team Manager), иногда расширяемый (Magic: The Gathering, Android: Netrunner, Legend of the Five Rings). Кроме них часто бывают жетоны и, изредка, планшеты и кости (чаще всего нестандартные).
В первом случае игроки имеют лишь те карты, что есть в коробке, и не имеют возможности создать колоду до начала игры (только в процессе, обычно в виде декбилдинга или драфта) — они находятся в более-менее равных условиях, и серьёзно изменить это может только рандом.
Во втором случае перед непосредственно игрой надо составить колоду. Придерживающиеся этой «школы» игры обычно называются ККИ (коллекционные карточные игры), но в последние годы стал гораздо популярнее формат ЖКИ (живые карточные игры). Отличие между ними заключается в том, что в ККИ стартеры и бустеры стоят недорого, однако карты в них случайные и чаще всего ненужные, в то время как ЖКИ расширяется наборами, чьё содержимое известно заранее.
Существует также и чисто компьютерные карточные игры, не выпускавшиеся в виде реальных колод. Например, это Демиурги и Might and Magic: Duel of Champions.
Настольные ролевые игры[править]
Многие ролевые игры были адаптированы в качестве компьютерных или консольных как для одиночной, так и для многопользовательской игры (Baldur’s Gate, Newerwinter Nights), где-то сохранив, а где-то упростив оригинальную механику. Кроме того, некоторые сеттинги компьютерных игр оказались использованы для создания успешных настольных ролевых игр, например, Warcraft и Dragon Age.
Кооперативные игры[править]
Игры, в которых действия игроков направлены не на соперничество друг против друга, а на сотрудничество для преодолений препятствий, устраиваемых игрой, и для достижения цели, установленной правилами. Пример - Пандемия.
Полевые игры[править]
Полевки — ролевые игры на природе, где хоббиты сражаются с эльфами с помощью бутафорских мечей, также можно считать наследниками настольных игр с сильно упрощённой механикой и элементом театрального действа.
Штабные игры[править]
«Прокачанный» вид обычных ролёвок. Игроки все так же выбирают и исполняют роли, но в качестве ролей они обычно выбирают политических деятелей, вместо классов — министерские кресла, а количество игроков повышается с 3-6 до 10-40. Ведущих тоже, само собой, тоже обычно трое-четверо. Правда, по времени она длится обычно не более 12-ти часов.
В отличие от всех перечисленных выше типов игр, у штабных нет типичных правил — для каждой игры ведущие проводят несколько недель за написанием правил для каждой конкретной игры.
Распространённая разновидность такой игры — «Модель ООН», в которую играют чуть менее чем на всех факультетах международных отношений или политологии в ВУЗах.
В некотором смысле, штабные игры близки к варгеймам, поскольку в них тоже уделяется много внимания деталям и вещам, которые в остальных играх обычно изображают более упрощённо — но здесь условностей ещё меньше.
Как правило, штабные игры почти всегда выбирают в качестве сеттинга исторические события, и само собой учитывают реалии выбранного времени и места.
См. также[править]
Примечания[править]
- ↑ Игры в солдатики с неупорядоченными и непонятными правилами существовали ещё и до того; их фанатом, к примеру, был российский император Пётр III, живший во второй половине XVIII века.