Portal/Модификации

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Для серии Portal, как для игр на движке Source, модификации всегда занимали особое место и были важны для комьюнити. В этой статье рассказывается про моды и моддинг в этих двух играх.

Редакторы карт[править]

В то время как в первом Portal, как и во всех остальных играх Valve, единственным редактором карт был Hammer, в котором создавать карты реально сложно, в Portal 2 с выходом дополнения Perpetual Testing Initiative (Программа вечного тестирования) появился встроенный базовый редактор, который во много раз проще, чем Хаммер, но при этом и намного более ограниченный, он позволяет создавать только тестовые камеры в "чистом" стиле. Для него существуют расширения, самое известное из которых - BEE 2.4 (Better Extended Editor), в народе "бимод". Он добавляет немалое количество тестовых элементов, как неиспользуемых по типу отражающего геля, вырезанных по типу "стеклянного футбола" (futbol), так и кастомных по типу "сендификатора" и разноцветных полей, например "смертельного испарителя". Немало тестовых элементов взято из упомянутых ниже Portal Pro, Rexaura, а также более старых карт из воркшопа. Также бимод позволяет делать карты в различных стилях, в том числе старых лабораторий и первого портала. А ещё бимод позволяет игрокам создавать самим аддоны[1] для него, что уже намного сложнее, но зато там есть мировые порталы[2], цветное освещение и прочее. Именно по причине лёгкости в освоении этих двух редакторов, количество карт в Portal 2 перевалило за 850 тысяч, что больше чем в любой игре на движках Source, GoldSrc, и, возможно, Quake. Однако, именно поэтому, а также потому что карту, в отличие от той же Geometry Dash, необязательно проходить перед отправкой в мастерскую, карты эти часто не отличаются качеством, порой бывают плохие, даже очень плохие. Именно поэтому серьёзные моддеры зачастую недолюбливают эти редакторы, и сделанные в них карты не принимаются на многих конкурсах в сообществах.

Собственно, моды[править]

Поговорив про достаточно неоднозначные редакторы карт, пора рассказать про сами моды, сделанные уже, понятное дело, в Хаммере, и, как правило, качественно, порой эти моды поражают своими крутыми новинками. Самих модов по сравнению с той же Half-Life не то, чтобы много, по-крайней мере тех, о которых помнят в комьюнити.

Portal[править]

  • Portal: Still Alive

2 школьника-интроверта в течение года делали флэш-игру Portal: The Flash Version, выпустив её за день до релиза оригинальной первой части. По ней они сделали набор карт для этой самой. Valve увидели этот набор карт и, немного переделав некоторые карты, добавили их как бонусные в Portal: Still Alive для Xbox 360. Потом кто-то другой перенёс эти карты обратно на ПК и, добавив оригинальный набор карт, сделал ПК-мод Portal: Still Alive. Xbox 360-версия до сих пор работает, при чём портирована на 8 и 9 поколения с улучшениями, но бонусные карты - это просто новые испытания. А оригинальный набор карт это что-то вроде альтернативной истории кампании для Portal, с другими головоломками, новыми тестовыми элементами и боссом. Именно отсюда во вторую часть попали мосты плотного света и лазерные поля (здесь - просто синие и красные "поля плазмы"), а также вернулись вырезанные из первой части прессы.

  • Portal: Prelude

Мод, созданный ещё до Portal 2, почти такой же старый, как и тот, что выше, и являющийся, как следует из названия, неофициальным приквелом игры.

В этом моде требуется не столько логика, сколько пиксельхантинг и реакция. Любая камера может этим основательно подгадить, но особенно отличились две последние. Как и в оригинале, здесь девятнадцать камер, не считая финала размером едва ли не с половину пройденного маршрута. В наше время мод считается посредственным, как раз из-за этого странного геймплея, тем более, что с одной попытки это точно не получилось бы, если говорить про реализм. Автор статьи ни разу его не проходил, и вряд ли когда-либо будет.

  • Portal: Pro и Rexaura

Два хороших мода от одного человека. Первый снова является альтернативной историей кампании Portal, а второй, скорее всего, его продолжением. Но моды ориентированы не на сюжет, а на геймплей. Первый мод состоит из головоломок, решение которого легко реализовать, но до него сложно додуматься. Второй завязан на энергосферах и различных новых элементах для взаимодействия с ними. В моде в том числе более активно используются вечные зелёные энергосферы, появляющиеся в первой части всего один раз за игру, ни с того ни с сего.

  • Blue Portals

Отличнейший мод с красивой графикой и мягкой, приятной по сравнению с оригиналом, атмосферой, оформленный в жёлтых цветах. Действие происходит в некоем Центре разработки синих порталов, и в отличие от Aperture Science, здесь именно такое название[3]. Как понятно из названия, проходить мод придётся, используя только синие порталы, впрочем, во второй кампании это не так. В моде много новых тестовых элементов, некоторых из которых больше нет нигде. Правда, другие похожи на сильно переделанные тестовые элементы из Portal 2. Но, тем не менее, мод имеет свою уникальную атмосферу, приятные жёлтые цвета в оформлении тестовых камер и его можно назвать лучшим модом на первый Portal, и единственный мод, который может с этим поспорить, это следующий пункт в списке.

Кроссоверы с Half-Life 2[править]

Поскольку первая часть сделана на той же Orange Box версии движка, что и Half-Life 2, неудивительно, что были попытки их смешать. Пожалуй, самой лучшим среди таких является

Первый мод из русской серии OTHER-LIFE, однозначно лучший из вышедших русских портальных модов и один из самых лучших портальных модов вообще. Является самой настоящей Total Conversion, делая халву похожей на Portal, но с очень большими отличиями. Действие происходит внутри комплекса, являющегося огромным кубом, состоящим из кубов поменьше. Комплекс этот постоянно перестраивается и изменяется, порой прямо у нас на глазах, в нём много головоломок и ловушек. Вместо портальной пушки у игрока ослабленная гравипушка, которая может только подбирать тяжёлые предметы, но не стрелять ими. Здоровье не регенерирует автоматически, а сапоги прыгуна отсутствуют. Многие тестовые элементы работают иначе, чем в первой или второй части: кубы не поднять руками, лучи убивают моментально, панель позволяет выбрать направление, а пластины со встроенным в них "гелем", наоборот, работают только в одну конкретную сторону. Появлению этих тестовых элементов есть вполне логичное объяснение: по сюжету этот комплекс построили совместно Aperture Science и новая "третья" организация SARMA Initiative IRI. Также, как и в фильме Куб, здесь есть комнаты-ловушки, в которые нельзя заходить, есть те, которые придётся пересечь и надо будет проверять при помощи предметов, а есть те, в которых надо выживать некоторое время. В противоположность Blue Portals, этот мод имеет ещё более мрачную атмосферу. Никакого голоса, разговаривающего с нами, нет (а в английской версии Portal голос ГЛаДОС вовсе не был отвратительным, как в русской версии), всю информацию мы получаем из появляющихся на стенах камеры табличек с текстом, а глюки здесь не только у комплекса, но и у главного героя - периодически у него бывают видения, которые становятся всё реалистичнее.

  • Entropy:Zero 2

Мод с геймплеем халвы, но в какой-то момент мы попадаем в филиал Aperture Science образца первого портала. Играем за "плохого копа", то есть за комбайна. Считается намного лучше вышедшего на год раньше нашего Snowdrop Escape.Дополнить

Разумеется, были и другие попытки. Стоит упомянуть прямой кроссовер халвы и портала, Chell's Way To Home, представляющий историю, альтернативную Portal 2. Мод считается не очень, так как порой там нужно Знать, где упадёшь. И ещё есть Portal: Epic Edition, представляющий собой мегаусложнённую версию первого портала, точнее даже две, первая просто усложнена (понатыкана куча npc, в первую очередь встречающихся всего 2 раза в оригинальной игре ракетных турелей), а вторая более креативная, с довольно разнообразными механиками. Но всё равно, мод объективно намеренно сделан суперсложным, а первая кампания довольно трешовая.

Portal 2[править]

Моды из Стима[править]

Довольно логично, что моды из Стима являются наиболее известными, так как они видны всем. Некоторые из этих 4 модов уже называют классическими.

Одна из самых известных модификаций по Portal 2, и самая качественная из выпущенных на данный момент, с новыми персонажами, собственным дизайном пушки и саундтреком, которую разрабатывала целая команда во главе с незабвенным Гарри Каллагэном[4]. По длительности и масштабу сюжета сопоставима с оригиналом, а по уровню сложности головоломок однозначно кое-где его превосходит. По этой причине существует в двух вариантах — обычном и усложнённом, причём и обычный заставляет здорово поломать мозги. Интересно, что изначальным вариантом мода был как раз усложнённый — это потом авторы его немного упростили, так как многие игроки бросали игру на середине, жалуясь на сложность заданий. Действительно, ни один из выпущенных модов на Portal 2 не сравнится с Mel. А те, что превзойдут его, ещё не вышли, но они точно будут, но об этом позже.

Платный мод, являющийся, как бы парадоксально это не звучало, фанатским переносом геймплея упомянутой в основной «Tag: The Power of Paint» в саму Portal 2. На этот раз игроку вместо портальной пушки выдаётся гелевая, которой можно разукрашивать подходящие поверхности. Стационарные порталы здесь, конечно, тоже попадаются, но им уделено мало внимания. В игре имеется очередной новый персонаж в качестве сопровождающего модуля и две альтернативных концовки (оба раза модуль объяснит, какой приказ у него есть и почему). Некоторые элементы механики также прилетели из той же «Tag», а кое-какие камеры приятно удивляют дизайном. В отличие от «PS: Mel» и обеих частей оригинала, никаких финальных дуэлей здесь не предвидится. Также мод даёт возможность поиграть в пользовательские гелевые карты, есть даже кооператив, когда у одного игрока гелевая пушка, а у другого портальная. Поддерживается бимодом. Сам ApTag нравится не всем, в первую за счёт того, что он платный, при этом сюжета, по сравнению с Mel, мало. Также у него довольно странный саундтрек, многие композиции вызывают беспокойство либо другие не самые приятные ощущения. (И, внезапно, 80% саундтрека написал тот же Каллаган). Aperture Science здесь безликая корпорация зла, которая всё контролирует и для которой испытуемые - расходник. Впрочем, всё легко объясняется, если знать что главная героиня - не Челл, а одна из тех людей, которых роботы нашли в конце кооператива оригинальной игры

Новый, очень интересный мод по Portal 2, предлагающий дополнительный элемент в игровой механике — временной портал, для чего безымянной испытуемой вручается трёхпортальная пушка. Привлекателен с точки зрения не только портально-пространственной логики, но и понимания, что и когда следует делать, объясняя причинно-следственные связи понятным языком. Сюжета как такового не имеет, но зато в одной из альтернативных концовок игрока поприветствует встречный паровоз, отсылающий эту модификацию ко всей вселенной красной монтировки. Несмотря на упомянутое выше отсутствие сюжета, мод в плане маппинга сделан действительно качественно, видно, что автор старался. Первое время в комьюнити были недовольства, что игровые сми называют это Portal 3, но сейчас это вполне нормальный мод, как минимум среди таких небольших модов, делавшихся преимущественно одним человеком, он один из лучших. Единственная проблема - это излишний хайп и синдром завышенных ожиданий у некоторых.

  • Thinking with Time Machine

Коротенький, внезапно - русский - мод с очередным новым элементом — устройством, позволяющим записать своего клона для последующего воспроизведения его действий (аналогично Рекордеру из «The Talos Principle»). На этот раз игрок выступает в роли Челл, которая, как выясняется, после финала Portal 2 оказалась не на реальном пшеничном поле, а в очередной камере с изображением этого самого поля в качестве стен. Тем не менее, здесь есть достаточно забавные отсылки Граммофон и корабль это Лодка и музыканты, к тому же такая механика подаёт идею прохождения кооперативных камер в одиночку. Увы, задания здесь достаточно простые, а концовка слишком внезапна и непонятна, да и сюжета, в общем-то и нет. Также мод даёт возможность поиграть в пользовательские карты, правда только в одиночные. Помимо этого тут есть ничем не объяснённый, но довольно красивый, редизайн, правда его делали не авторы мода.

Моды с ModDB[править]

Кстати о редизайне. Изменение внешнего вида камер в Portal 2 по сравнению с Portal никак не объяснено. Именно поэтому появился мод

Также известный как Afterword, Conversion и prepostscript, этот мод начал делаться ещё в 2012 году. Разрабатывали его русские, некоторые из которых работали над КУБом, и у них постоянно были какие-то проблемы, именно поэтому мод несколько раз перезапускался и менял название. Он бы так и не вышел, но в 2020 они узнали о западном моде Catalyst, который появился "благодаря Conversion", и выложили в Интернет все наработки, так как сами уже доделать ничего не могли. А самый стабильный пофикшенный билд 2016 года выложили как мод на moddb. Несмотря на некоторые проблемы мод вполне неплохой. Там есть некоторые довольно загадочные моменты и интересные пасхалки. Главный герой просыпается в камере кратковременного отдыха, такой же как в Portal. GLaDOS сообщает ему, что его пробуждение произошло раньше времени, однако тесты всё равно пройдут. Проходя тесты, главный герой получает сначала урезанную, а затем и полноценную портальную пушку. Он знакомится с новыми элементами — лазерным полем, воздушной панелью веры и высокоэнергетическим кольцом. В лифте после 16 камеры он слышит фразу GLaDOS о том, что нужно построить новый суперкомпьютер, иначе этот оплот рухнет. Когда он заходит в 17 камеру, происходит взрыв, после чего всё рушится — Челл убила GLaDOS. Теперь мистер Най и модуль Феликс пытаются выбраться из комплекса, пока их не нашли "они".

Будущие моды[править]

Сейчас разрабатывается немало интересных модов, многие из которых станут намного лучше Mel. Все они так или иначе входят в Thinking With Portals (TWP) - сообщество моддеров и мапперов. Многие упомянутые выше конкурсы и моддеры как раз оттуда. Вот самые интересные из этих модов:

  • Portal 2: Community Edition (P2CE)

Это версия Portal 2 для моддинга. Разработчики получили доступ к исходникам Portal 2, CSGO, а также первого портала и второй халвы. В моде будет много улучшений, как технических, так и графических, в том числе PBR, которого в CSGO нет. Планируется поддержка карт из CSGO, Half-Life 2 и Portal 1-2. Также разблокировано многое из того, что нельзя было изменять в оригинале, а ещё добавлены NPC из второй халвы и гелевая пушка, в отличие от Aperture Tag не самопальная, а основанная на вырезанном исходном коде, полученном официально от самих Valve.

  • Portal: Desolation

Сюжетный мод, который разрабатывается довольно давно. Имеет некоторые элементы киберпанка. Недавно разработчики полностью переписали графику, сделав освещение полностью другим, чем в оригинале. Они, к слову, также имеют доступ к исходникам CSGO. Действие происходит много лет спустя после второй части.

  • Portal: Revolution

Сюжетный мод, использующий свою версию движка, основанную на P2CE. Изменения в графике не настолько сильные, как в Desolation, но они есть. Действие происходит после событий первой части. Модуль пробуждает испытуемого, чтобы уничтожить остатки ГЛаДОС. Однако что-то пошло не так...

  • Destroyed Aperture

Действие происходит в "Экспериментальном комплексе 7", который разрушен и зарос, скорее всего перед событиями Portal 2. Главный герой пытается выбраться, не помня своего прошлого.

  1. "UCP"
  2. Те самые проходы с "неевклидовой геометрией"
  3. Blue Portals Development Centre
  4. Помимо «PS: Mel», Каллагэн приложил свою руку мододела и композитора ещё к нескольким модам; также у него есть канал на YouTube, где он выкладывает короткометражки и музыку с персонажами «Aperture» (обычно это модули и творческие турели).