Portal
Portal и Portal 2 — культовая дилогия игр в жанре «головоломка от первого лица», разработанная и выпущенная Valve Corporation в 2007 и 2012 годах соответственно, построенная на идее, взятой из инди-игры Narbacular Drop (авторы которой вошли в число разработчиков Portal): игрок волен открывать на порталопригодных поверхностях два связанных между собой портала, через которые может свободно перемещаться с сохранением скорости как он, так и любые другие физические объекты. Несмотря на краткость (можно пройти за пару-тройку часов) и буквально два с половиной персонажа, первая игра привела в восторг как критиков, так и игроков — благодаря оригинальности, качеству исполнения и великолепной озвучке главной злодейки — суперкомпьютера GLaDOS. Вторая часть не подвела, продолжив сюжет, улучшив дизайн уровней и добавив новые элементы геймплея, в том числе и позаимствованные (как и в прошлый раз, вместе с авторами) из другой инди-игры Tag: The Power of Paint.
Сюжет[править]
Portal[править]
Действие игры происходит в той же вселенной, что и Half-Life, в неопределённое время. В лаборатории исследования природы порталов, принадлежащей Aperture Science (сопернику печально известной Black Mesa) просыпается девушка по имени Челл[1], и механический женский голос побуждает её пройти несколько тестов с порталами. Поначалу они генерируются сами на стенах, но позже героине попадает в руки портальная пушка, способная открывать их на любой подходящей поверхности. Тестовые камеры постепенно становятся сложнее и через некоторое время уже больше напоминают изощрённые и смертельно опасные ловушки, там и сям начинают попадаться лазы в куда менее приглядные технические помещения, испещрённые странными надписями и рисунками, свидетельствующими о шатком душевном здоровье автора, да и голос, обещающий в конце полосы препятствий тортик, ведёт себя далеко не адекватно. Вдобавок, в помещениях для наблюдений, которые можно заметить по ходу игры, никого нет. А в последней камере вместо тортика героиню поджидает печь.
Впрочем, пользуясь новыми навыками, она легко сбегает из неё, а голос пытается вернуть её назад — сначала приказами, затем просьбами, затем посулами, затем угрозами. Челл пробирается по лабиринту из технических помещений, сопровождаемая издевающимся голосом и направляемая всё теми же надписями и подсказками (не встретив ни одного живого человека), пока не оказывается в огромном машинном зале, где находится источник голоса — суперкомпьютер GLaDOS, управляющий всей лабораторией. Попытки машины задурить девушке голову предсказуемо проваливаются. Челл сжигает упавшую с GLaDOS деталь, но оказывается, что это был её модуль морали, который не давал ей просто залить зал нейротоксином (которым она убила весь остальной персонал) — что она тут же и делает. Челл задохнулась бы в токсинах за шесть минут, но она, используя против GLaDOS порталы и её собственную ракетную турель, сбивает и уничтожает остальные модули компьютера, после чего тот взрывается. Оглушенная девушка на несколько секунд оказывается на поверхности, но прежде чем она успевает что-либо сделать, робот утаскивает её обратно.
Portal 2[править]
Челл просыпается через бог знает сколько времени спустя в изрядно обветшавшем и заросшем центре исследования порталов, которым теперь управляют модули личностей. Одному из них, Уитли, поручили присматривать за лежащими в анабиозе людьми, но он не справился и всех, кроме Челл, немножко угробил. Уитли ведёт девушку по разрушенным лабораториям, но, пытаясь пробраться мимо останков поверженной GLaDOS, случайно её запускает. Одержимая жаждой мести, она раздавливает его металлической клешнёй, а Челл зашвыривает в тестовые камеры, чтобы поиздеваться, прежде чем убить. В процессе GLaDOS приводит свои лаборатории в порядок, очистив от растений и отремонтировав, и, наигравшись, готовится покончить с Челл. Однако Уитли уцелел и помогает девушке сбежать.
Челл и Уитли подрывают производство турелей и нейротоксина, так что когда GLaDOS пытается бросить игры и убить девушку на месте — оказывается нечем. Челл запускает принудительную смену модуля GLaDOS на Уитли, подтвердив запуск кнопкой принятия решений, несмотря на последние отчаянные попытки сопротивления искина. Казалось бы, всё позади, и Челл уезжает на лифте наверх к свободе… но не тут-то было: Уитли власть уже ударила в голову. Он возвращает лифт и начинает предъявлять героине претензии за те случаи, когда она, по его мнению, с ним плохо обращалась. Когда GLaDOS подаёт голос из своего отсоединённого модуля, он переводит её на питание от «картофельной батарейки». GLaDOS вспоминает его — он один из модулей, которые в попытке обуздать навешали на неё учёные, конкретно — модуль-идиот, запрограммированный быть величайшим дураком в мире. Впрочем, дразнить дурака было не лучшей идеей — в бешенстве Уитли разносит лифт, отправив и GLaDOS, и Челл в полёт по шахте.
Совершив жёсткую посадку в пяти километрах под землёй, Челл обнаруживает себя в руинах старого исследовательского центра Aperture Science, на останках которого выстроили новый. Здесь ей тоже придётся проходить испытания, попутно узнавая всё больше нового про компанию, её директора Кейва Джонсона и его секретаршу Кэролайн, которую после смерти Кейва использовали как источник сознания для GLaDOS. Заодно она находит и саму GLaDOS, которую в картошном облике унесла и чуть не склевала невесть каким образом затесавшаяся на такую глубину ворона.
Выбравшись из этого «подвала», они обнаруживают, что Уитли под влиянием мейнфрейма центра тоже начал проводить испытания, но по отсутствию как ума, так и опыта уже изрядно раздолбал центр, а реактор вот-вот пойдёт вразнос под его управлением. Цепочка «испытания — попытка убийства — побег — бег по техническим закоулкам — логово босса» повторяется в третий раз. Уитли, что характерно, постарался не повторить ошибок GLaDOS, но сделал собственную — забыл про трубу с белым гелем, которую сам и разбомбил, позволив Челл его победить. Однако, когда дело доходит до замены и кнопки принятия решений, Уитли проявляет неожиданную смекалку — он заминировал кнопку. Отброшенная взрывом, оглушенная Челл видит, как обрушивается часть крыши и в пролом заглядывает полная Луна. Из последних сил девушка стреляет в светило, и новый портал открывается на Луне — в вакууме, после чего ураганный поток воздуха затягивает в дыру порталган, Уитли и саму Челл, повисшую на нём и его кабеле. Уитли пытается стряхнуть героиню и втянуть себя обратно, но GLaDOS, уже начавшая восстанавливать контроль, протягивает в портал клешню, щелбаном отправляет Уитли в космос, а Челл затаскивает в безопасное место. После того, как та приходит в себя, GLaDOS искренне этому радуется и называет её своим лучшим другом… после чего удаляет из себя личность Кэролайн, возвращаясь к своему старому циничному характеру. Тем не менее, искин в этот раз играет честно — заявив, что Челл проще отпустить, чем убить, отправляет её на лифте навстречу солнцу, воздуху и пшеничным полям под пение хора турелей. Впрочем, из песни в титрах становится ясно, что GLaDOS по-прежнему считает Челл другом и выставила её в первую очередь из заботы о ней — но никому в этом не признается, и в первую очередь себе.
Игровой процесс[править]
Игра идёт исключительно от первого лица Челл, но тем не менее благодаря порталам на неё можно посмотреть со стороны. Если не считать прицела, HUD в игре полностью отсутствует, а здоровье героини быстро восстанавливается, если она не получает урона. С помощью портальной пушки, которая достойна отдельного раздела, игрок всё время должен решать различные пространственные головоломки, используя стратегически расставленные порталы, гравитацию и инерцию, а также различные игровые объекты для преодоления различных препятствий.
Типовой набор объектов:
- Кнопка. Когда нажата, активирует какой-либо механизм (например, открывает дверь). Можно встать на неё самому или поставить что-то тяжелое, например…
- Утяжелённый грузовой куб — большой металлический куб, весом примерно с человека. Может убить, упав на голову. Используется как ступенька, как груз на кнопке, как щит от турелей и энергосфер, или чтобы что-нибудь заклинить.
- Поле антиэкспроприации, сокращённо испаритель — плоское поле из белых частиц, уничтожающие кубы и турели при соприкосновении, убирающее порталы игрока при проходе через него и не пропускающее выстрелы портальной пушки. Используется как преграда или чтобы не допустить проноса предметов в следующую тестовую камеру.
- Энергосфера — очень напоминает сферу тёмной энергии из Half-life, возможно, ею и является (Aperture Science
промышленно сошпионилислучайно открыли или вроде того). Контакт с ней аннигилирует игрока. Используется, чтобы запитать различные электронные устройства, или избавиться от турелей. - Турель — см. ниже.
Во второй части список элементов головоломок заметно расширился (Только энергосферы отсутствуют, по видимому, GLaDOS от большой любви к героине использовала расширенный арсенал):
- Оптический куб — похож на обычный, но на всех гранях у него линзы. Лазерный луч, попавший на куб под каким угодно углом, выходит строго перпендикулярно из передней грани. Перенаправленным таким образом лазером можно включить специальные датчики или подпалить что-нибудь ненужное.
- Мост из твёрдого света — выходит из проектора, выдерживает любой вес и защищает от пуль. Проходит через порталы.
- Воронка — представляет собой трубу, образованную двойной спиралью из света, выходящую из специального излучателя; всё, что в неё попадает, втягивается внутрь и начинает медленно двигаться вдоль неё. Можно поменять полярность, тогда излучатель начнёт работать на «всасывание» вместо выталкивания (сам он безвреден).
- Трамплин — запускает героиню и не только в воздух с заранее заданными силой и направлением полёта.
Кроме того, GLaDOS способна управлять формой комнат куда в более широких пределах, перемещая и перестраивая их как ей захочется.
Наконец, провалившись в руины старых лабораторий, Челл обнаружит разработку Aperture Science из прошлого века — специальные гели:
- Синий гель — отталкивающий. Покрытая этим гелем поверхность отталкивает предметы, причём с некоторой минимальной силой, а облитый им предмет начинает хаотически прыгать вокруг, как мяч-попрыгунчик.
- Оранжевый гель — ускоряет игрока, движущегося вдоль покрытой им поверхности. Первоначально рекламировался как средство для похудания (чтобы еда не задерживалась в желудке), но оказалось, что пища пролетает весь кишечник СЛИШКОМ быстро. Используется, если надо взять разгон пешком, без порталов.
- Белый гель — сделан из перемолотых лунных камней, оказавшихся отличными проводниками порталов, так что нанесение его на поверхность позволяет открывать порталы на ней. Да, на самой Луне тоже можно открыть портал.
- Прозрачный гель — смывает остальные, возвращая загаженной поверхности исходные свойства. И нет, это не вода.
Портальная пушка[править]
Она же «Переносное устройство создания порталов» (ASHPD) — краеугольный камень всей серии, изящное устройство в стилистике «ай-всё», слегка напоминающее гравипушку из Half-life[2], работающее на микроскопической чёрной дыре и стреляющее цветными волнами и искрами, при попадании на пригодную поверхность открывающими на ней овальный портал синего или оранжевого цвета[3], не больше двух одновременно. Два разных портала связаны между собой через «червоточину», являясь её выходами, выглядят просто как дырки в стенах и свободно пропускают в любом направлении любой материальный объект или излучение (кроме гравитации и выстрелов самой портальной пушки) с сохранением кинетической энергии относительно самих порталов. То есть, если у нас оба портала на полу, и мы бросим что-то сверху в один — оно вылетит из второго вертикально вверх с той же скоростью, а если второй на стене — с той же скоростью полетит горизонтально. Такая нехитрая концепция вовсю используется в головоломках — например, открываем портал под потолком, второй под ногами, падаем из-под потолка снова в портал и пулей перелетаем через препятствие, или стреляем через ма-аленькую дырочку в стене — и вот уже у нас полноразмерная дверь на ту сторону. Разумеется, от «испытуемого» требуется умение хорошо ориентироваться в пространстве и соображать буквально на лету. А уж как с помощью этой пушки можно издеваться над врагами…
Портал нельзя открыть на движущейся[4], искривлённой или металлической поверхности (впрочем, последнюю можно облить белым гелем). Сами по себе порталы абсолютно безопасны — несмотря на нулевую толщину, на их кромке спокойно можно стоять, а закрываясь, они лишь выталкивают находящиеся в них предметы. Однако, в первой игре ими можно срезать со стен камеры, через которые GLaDOS следит за игроком, чтобы позлить её и заработать ачивку. Во второй игре это также можно провернуть.
Персонажи[править]
- Челл — протагонистка, девушка, очнувшаяся от анабиоза в лабораториях Aperture Science и волей-неволей вынужденная стать подопытным кроликом в бессмысленных испытаниях портальной пушки, но, проявив недюжинную смекалку и упорство, умудряется перехитрить своих электронных пленителей, разгромить лабораторию и сбежать — дважды. За две игры не произнесла ни слова, из-за чего другие персонажи считают её немой, а о ней самой известно крайне мало. Одета в оранжевую форму с белой майкой, обута в специальную обувь, позволяющую ей безо всякого вреда приземляться с любой высоты и на любой скорости.
- GLaDOS (от Genetic Lifeform and Disc Operating System) — антагонистка и «звезда» серии, ИскИн условно женского пола с КУЧЕЙ психических расстройств. Обладательница чёрного юмора, в равной мере пугающая и забавная, эгоистичная, капризная, ехидная, циничная и одновременно трогательно наивная, легко зацикливающаяся на одной идее, постоянно и неумело лгущая и патологически неспособная признавать свои ошибки. Состоит из базового сознания и многих вспомогательных модулей-личностей, которые к ней подключили уже после запуска в тщетных попытках скорректировать её поведение. Подключена к суперкомпьютеру, управляющему всем лабораторным комплексом (во второй игре показано, что весь этот комплекс фактически является её гигантским роботизированным телом). Этот же суперкомпьютер вызывает у неё нестерпимое желание продолжать испытания портальной пушки. Впрочем, «во плоти» появляется лишь в конце первой игры, до этого общаясь через вездесущие динамики. Разговаривает механическим голосом, составляя слова из слогов со странными ударениями и построением фраз, изобилующих тавтологиями, тем не менее ухитряясь передавать эмоции (особенно после того, как Челл уничтожила её модуль морали). Поначалу притворяется вежливой, но после раскрытия её подлинных намерений обращается к Челл с неприкрытой агрессией и постоянно дразнит её (точнее, пытается, называя её толстой, заявляя, что та сирота, и отпуская прочие такие же нелепые шпильки). После личной встречи была побеждена Челл и деактивирована, но не уничтожена и пробудилась в начале второй части. После того, как Челл и Уитли уничтожили средства обороны GLaDOS и установили последнего на её место, он сошел с ума и, глумясь над GLaDOS, переместил её в модуль, запитанный от картофельной батареи, после чего ей волей-неволей пришлось объединиться с Челл, чтобы выбраться из старого комплекса Aperture Science километрами глубже. Там же мы узнаём о её происхождении — базовая часть GLaDOS создана на основе загруженного сознания Кэролайн, помощницы Кейва Джонсона. Судя по всему, процесс не был приятным или добровольным, в результате искин получился слегка обиженным и немедленно познакомил персонал со своим новым лучшим другом — смертельным нейротоксином. Впрочем, пребывание в картошке пошло GLaDOS на пользу — после победы над Уитли она спасает Челл, а затем отпускает на свободу.
- Дуг Раттман — полуканонический персонаж, сотрудник Aperture Science, страдавший параноидальной шизофренией — и потому и выживший, когда GLaDOS захватила комплекс. Автор тех самых безумных граффити. Также именно он определил Челл в подопытные, надеясь, что она, с её феноменальным упрямством, сможет победить поехавший компьютер.
- Уитли — болтливый и недотёпистый модуль личности, который хочет сбежать из лабораторий Aperture Science и для этого пробуждает Челл ото сна в начала второй игры, а затем помогает ей сражаться с GLaDOS, которую сам случайно и разбудил. После победы над GLaDOS, за неимением другого модуля, Челл устанавливает Уитли на её место, что оказывается огромной ошибкой: Уитли на самом деле — модуль снижения интеллекта, т. е. буквальный Искусственный идиот, запрограммированный на принятие неверных решений (причём в выполнении этих неправильных решений он по-своему гениален), а «железо» GLaDOS мгновенно свело его с ума, и вместо маньяка-ИИ во главе всего автоматизированного комплекса лабораторий оказался маньяк-дебил. Был побеждён совместными усилиями Челл и GLaDOS и выброшен в космос, где раскаялся, но было уже поздно...
- Кейв Джонсон — директор Aperture Science и очень эксцентричный тип с очень-очень своеобразным взглядом на науку, этику и технику безопасности, на чём и погорел — под его руководством и буквально методом научного тыка[5] корпорация совершила несколько грандиозных прорывов, но так и не смогла найти им верное применение, в результате чего несколько раз разорялась, переходя в своих исследованиях с отборных высокооплачиваемых добровольцев на чуть ли не бомжей, а затем и на сотрудников. Сам же Джонсон,
играясьпроводя исследования с дорогущей лунной пылью, надышался, необратимо испортил свои лёгкие и на момент событий игры давно умер, но его многочисленные записи можно прослушать в старом лабораторном комплексе (на остатках которого выстроен новый) во второй части. Пытался обмануть смерть, перенеся своё сознание в компьютер, но не дожил до конца разработки и в завещании указал первым подопытным субъектом свою ассистентку Кэролайн. - Куб-компаньон — утяжелённый грузовой куб, отличающийся от остальных сердечками на гранях. GLaDOS выдаёт его Челл для прохождения одной из головоломок и настойчиво (и весьма топорно, явно не понимая, как работают человеческие отношения) пытается заставить игрока привязаться к этому ящику, только чтобы в конце задания вынудить сжечь куб своими руками, а затем страдать. Как ни странно, судя по встречающимся граффити на стенах, на прошлых испытуемых это ей удавалось. GLaDOS затем с наслаждением шпыняет Челл гибелью кубика еще полторы игры, но в финале, отпустив девушку, вышвыривает ей вслед закопченный куб.
- Турели — пулемёты на треноге в общей стилистике Aperture Science, оборудованные электронным глазом, милым голоском и примитивным ИИ, расстреливающие всё, что попадает в поле зрения. Довольно неустойчивы, и, будучи опрокинутыми, сами не способны подняться и деактивируются. Являются основным противником в игре, способов избавиться от них несть числа — открыть портал у них под ногами, чтоб им провалиться в буквальном смысле, закидать разным хламом, сжечь лазером, бросить в кислоту или просто подкрасться сзади, поднять и поставить носом в угол.
- Атлас и Пи-боди — пара вооруженных портальными пушками симпатичных роботов, за которых можно поиграть в кооперативном режиме сиквела[6]. Обладают полноценным ИИ и ретроактивным бессмертием — стоит только кому-то из них погибнуть, GLaDOS во мгновение ока соберёт ему новое тело и загрузит туда его память.
Тропы и штампы[править]
- ACME — буквально всё, от консервов и душевых занавесок до разумных пулемётов, гордо носит эмблему Aperture Science.
- Ай-всё — стилистика современной Aperture.
- Ай, молодца! — англоязычный троп-неймер. Сам троп — фактически слоган всей серии игр.
- Бафос — финал основного кооперативного сюжета и DLC «Экспертная оценка». Да и вообще во всей франшизе можно отыскать кучу поводов для юмора.
- Бело-серая мораль — Во второй части это показано. GLaDOS претерпевает некоторое развитие характера и не только отпускает Челл, но, похоже, ценит ее как друга (хотя ей трудно это сказать), А Уитли всегда был просто идиотом, который сошел с ума от своей власти и в конце он выражает сожаление за все, что он сделал.
- Благонамеренный экстремист и неэтичный учёный — Гладоська не просто так проводила испытания портальной пушки, и кооперативная игра как раз объясняет, какая цель за всем этим стоит.
- Боди-хоррор — а вы знали, что этот троп может работать и с роботами? Встречайте «Франкентурели» — на живую нитку смётанные гибриды пары турелей и грузовых кубов, которые, по идее, должны были заменить человека-подопытного. На практике получившиеся уродцы едва способны двигаться, могут лишь издавать похожие на статику звуки, и соображают ровно настолько, чтобы попытаться уползти в поле конфискации или в бездонную пропасть, оборвав тем самым свои страдания. Самое жуткое, пожалуй — когда игрок поднимает одну такую машинку (а делать это придётся много и часто), турели, дрожа, забиваются в куб, разворачиваются к игроку лицом и, что называется, смотрят ему в душу глазами, полными ужаса и боли — не хватает только хриплого «Добей, брат…»
- Несколько попроще — «обычные» дефективные турели. Одни лишены корпуса, другие собраны лежащими на боку, третьи вообще застряли в коробке, некоторые слепы, и многие при попытке пострелять взрываются.
- Босоногий поневоле — Челл в первой части. Во второй уже обутая.
А жаль. - Бунт машин — GLaDOS. Экспериментальный центр напоминает вам, что вас испекут, а потом будет торт. Вы также можете сдать один или несколько своих жизненно важных органов в фонд поддержки девичьей самооценки. Нейротоксины — наше всё. На полноценный ИИ тянет с натяжкой, опять же учитывая, кто его программировал…
- Враг мой — GLaDOS и Челл во второй части.
- Голоса в голове: GLaDOS признаётся, что именно так воспринимала все подключённые к ней модули.
- Добровольно немой / Молчаливый Боб — Слово Божие гласит, что Челл таки может говорить — просто не хочет. Вот с кем тут, по её мнению, вообще разговаривать? С вот этими?! И её можно понять.
- Заткни ганнибало — каждый раз, когда Уитли разглагольствует с экрана, можно расколоть экран, натравив на него турель или швырнув в него чем-нибудь взрывоопасным или тяжелым (можно и собой любимой, бронесапогами вперёд).
- Злобный смех — болтовня Уитли, получившего контроль над комплексом, перемежается неловким смехом, и тон его смеха несколько раз меняется, характеризуя его происходящее на глазах превращение в злодея, сначала его смех можно охарактеризовать как смущенный, потом — как счастливый, затем в смехе начинают слышаться безумные нотки, и, наконец, Уитли заливается раскатистым хохотом, как опереточный злодей.
- Злодейская песня — песни няши GLaDOS «Still alive» и «Want you gone».
- Рука об руку идут злонамеренная и благосклонная архитектуры.
- Кнопка берсерка — Челл для GLaDOS во второй части.
- Не называйте Уитли дураком. Что характерно, на «идиота» он реагирует спокойнее.
- Воплощено в виде коронной фразы «I’M NOT A MORON!!!».
- Не называйте Уитли дураком. Что характерно, на «идиота» он реагирует спокойнее.
- Крутой в дурацком колпаке — как ни крути, но Уитли дурак больше по названию, чем по поступкам.
- Испытатель — Челл. Вместо стальных яиц оборудована спецприспособлением, которое позволяет падать без травм с любой высоты. Не говорит ни слова.
- Нетайная организация — все безумные достижения Aperture и ещё более безумные вещи, которые она исследует, задумывались прежде всего как товары для народа.
- Неправильное использование патентов — вероятно инверсия, поскольку только этим можно объяснить, почему почти ничего из апертурных разработок не применяется даже Мезой.
- Нечеловеческая мимика — весь спектр человеческих эмоций модули могут чрезвычайно ярко проявлять при помощи всего лишь нескольких пластинок вокруг глаза.
- Неэтичный учёный — некоторые эксперименты, упоминаемые Кейвом в старых секциях Aperture, заставили бы доктора Менгеле заплакать.
- Обязательные побочные способности — наглядный пример, что иногда и простого обоснуя достаточно. Когда бета-тестеры заинтересовались, почему Челл не получает урона, пролетев через порталы несколько километров и грохнувшись о пол, Valve подумали и «обули» девушку в специальные ботинки. На каком флеботинуме работают чудо-сапожки, таки осталось неизвестным, но все остались довольны объяснением, так что по факту они работают на правиле прикольности. IRL обувка с аналогичными амортизирующими свойствами — так называемые боки — существует, но намного более громоздка и представляет собой длинные прочные рычаги с пружинами, крепящиеся к ботинкам. На предельную скорость падения стандартные боки не рассчитаны, но теоретически можно сделать именно такие…. по габаритам побольше самого носителя. А Челл, на минуточку, из порталов вылетает и боком, и раком, и бьётся не только об пол ногами, но и об стенки задницей и об углы морской звездой. И хрен бы ей чего сделалось! Койот из «Койота и Бегунка» завидует смертной завистью.
- Песня о едущей крыше — финальная песня GLaDOS «Still Alive», в которой она под весёлую музыку рассказывает, что продолжит ставить эксперименты над людьми, какие ощущения чувствовала в момент гибели от рук ГГ и про то, как она ГГ переживёт. И про тортик.
- Победитель дракона становится драконом — с обоснованием: тело GLaDOS сводит с ума любой подключённый к нему искин, да ещё и вызывает у него желание, сродни наркотической зависимости, проводить испытания и постоянно думать только об испытаниях. Сама GLaDOS еще худо-бедно выработала устойчивость к этому, и то не полную, что уж говорить про Уитли ... Да и в форме картофелины Глаша заметно адекватнее.
- Портал — nuff said.
- Профессор Мориарти — отсылка к тропу: Уитли, получивший контроль над исследовательским комплексами и всеми силами пытающийся убить Челл, говорит: «Холмс против Мориарти… Аристотель против… пресса с ножами!», и тут же пускает в ход пресс с ножами.
- Макгаффин — в конце эксперимента вы обязательно получите тортик.
- Ради науки! — почему в Aperture Science вечно происходит какая-то хрень? Ради науки!
- Распутинская живучесть — Челл. Ладно, она не боится падений благодаря чудо-сапогам, и допустим, что ни одна турель или пушка в неё не попала и кубом по голове она ни разу не получала — но даже по сюжету её жгли в печи, по два раза травили нейротоксином и затем взрывали, высасывали в космос... Короче, чтобы её убить, нужно очень сильно постараться.
- Робот-наркоман — оказывается, в тело суперкомпьютера встроен модуль, который симулирует наркотическое воздействие, когда она тестирует портальную пушку, и наоборот, ломку в системе — когда долго не получает новой дозы. Сама GLaDOS, если верить её словам, научилась с этим как-то бороться, а вот оказавшийся на её месте Уитли — нет.
- Ложный финал — Первая часть, конец последней тестовой камеры далеко ещё не конец игры. Во втором части таких ложных финалов несколько.
- Тарахтит, как пулемёт — Уитли. Хотя, скорее, это общая черта у личностных модулей.
- Твист Р. Л. Стайна — GLaDOS наконец выпускает главную героиню на свободу… А вы не забыли, что действие игры происходит в той же вселенной, что и Half-Life? Интересно, как долго Челл сможет прожить без оружия в мире, наполненным гигантскими муравьями, зомби и прочими приятными вещами, да ещё и с учетом того, что портальную пушку у неё отобрали (а даже если бы и оставили — порталы можно открывать только на ровной поверхности с лунным камнем, и поставить его на Земле не выйдет, даже с учетом того, что один портал все же возможно открыть на Луне)?
- После событий первой части (действие которой происходит примерно в то же время, что и Half-Life 2) прошло, судя по состоянию лаборатории, хрен знает сколько времени (если не больше 50 лет). Да и судя по Земле, которую можно увидеть с Луны в конце, можно предположить, что Альянсу Фримен как следует втащил.
- Вообще концовка первой игры — Челл лежит на свободе, приходит в себя, тут появляется робот, и тащит её обратно — выдать тортик.
- Технотрёп — очень и очень много. Чего только стоят полные названия оборудования лаборатории. Например трамплин — это «прыжковая панель веры».
- Нет-нет-нет-нет! — дважды во второй части
« | Диктор: Сменный модуль, вы готовы начать процедуру? |
» |
— Безвыходная ситуация |
« | Диктор: Сменный модуль, вы готовы начать процедуру? |
» |
— Безвыходная ситуация |
- Фобия — GLaDOS заработала паническую боязнь птиц после того, как её в форме картошки пыталась съесть ворона: «ОЙ!!! Птица, птица, убей её, она плохая!!!»
- Убить всех человеков — и в основном вполне успешное.
- Участь хуже смерти — Челл устроила это GLaDOS в конце первой части, во второй Уитли тоже постарался, а потом и ему самому устроили сабж. А ещё GLaDOS пару раз обещала это другим персонажам.
- Читать, как пономарь — GLaDOS воспроизводит речь в подобной манере. Чтобы достичь такого эффекта, все реплики изначально создавались генератором речи, а «голос» GLADOS Эллейн Маклейн читала их именно с теми ударениями и интонациями, что слышала (то есть без интонаций). Впоследствии голосу добавляли ещё и «металла», но это другая история.
- Однако всё же там есть помехи, а после побега появляются и эмоции. Также есть момент, когда голос перестаёт быть компьютерным. В русском переводе ничего этого не сохранено. Там действительно всё совершенно монотонно. Во второй части в английской версии у GLaDOS есть эмоции, в русской версии — намного меньше.
- Хотя получившийся в результате насмешник с… голосом кирпичом… получился забавным.
- Однако всё же там есть помехи, а после побега появляются и эмоции. Также есть момент, когда голос перестаёт быть компьютерным. В русском переводе ничего этого не сохранено. Там действительно всё совершенно монотонно. Во второй части в английской версии у GLaDOS есть эмоции, в русской версии — намного меньше.
- Чёрный юмор — во все поля, особенно во втором. Просто послушайте GLaDOS.
- Чудо одной сцены:
- Турель-оракул, которая попросит снять её с конвейера, ведущего в утилизатор, уверяя, что она «не такая». Если её спасти — поблагодарит и затем выдаст несколько поначалу малопонятных фраз, предсказывающих будущие события игры.
- Космический модуль. «Космос! Космос-космос! Хочу в космос! Нужно лететь в космос! Девушка! Девушка, полетели в космос? Космос!» (видит портал на Луну) «Космос?! КО-О-ОСМО-О-О-О-О-ОС!!!» (прыгает в созданный портал на луне и улетает в космос) «КОСМООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООС!!!» (в сцене после титров пролетая(они на Луне) мимо Уитли)
- Язык роботов — неподражаемая ГЛаДОС имеет механический безэмоциональный голос, но построение фразы идет мало того что по человеческим алгоритмам, но и в большинстве случаев с черным юмором.
- В английской озвучке в первой части есть помехи, а во второй части голос вполне нормальный.
- Я этого не просил — на уровне необузданных догадок, именно это могло быть причиной, почему искусственный интеллект GLaDOS желает убить всех человеков — Кэролайн не просила оцифровывать её личность, это произошло фактически насильно против желания, и она возненавидела людей, сделавших с ней это.
Модификации[править]
Примечания[править]
- ↑ Упоминающемся только в титрах.
- ↑ Точнее, дохленькая гравипушка туда и встроена — носить предметы может, а вот кидаться ими уже нет.
- ↑ В мультиплеере второй части — синего и фиолетового для порталгана Атласа и красного и жёлтого — для Пи-боди.
- ↑ Технология делает геймплей — связано с пересчётом физики. В паре скриптовых моментов во второй части правило нарушается, при этом физика не пересчитывается.
- ↑ «Мы бросаем наукой в стену и смотрим, что прилипло!»
- ↑ А ещё они упоминаются в конце сюжета одиночной игры и появляются в её концовке.