Portal

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Portal и Portal 2 — культовая дилогия игр в жанре «головоломка от первого лица», разработанная и выпущенная Valve Corporation в 2007 и 2012 годах соответственно, построенная на идее, взятой из инди-игры Narbacular Drop (авторы которой вошли в число разработчиков Portal): игрок волен открывать на порталопригодных поверхностях два связанных между собой портала, через которые может свободно перемещаться с сохранением скорости как он, так и любые другие физические объекты. Несмотря на краткость (можно пройти за пару-тройку часов) и буквально два с половиной персонажа, первая игра привела в восторг как критиков, так и игроков — благодаря оригинальности, качеству исполнения и великолепной озвучке главной злодейки — суперкомпьютера GLaDOS. Вторая часть не подвела, продолжив сюжет, улучшив дизайн уровней и добавив новые элементы геймплея, в том числе и позаимствованные (как и в прошлый раз, вместе с авторами) из другой инди-игры Tag: The Power of Paint.

Сюжет[править]

Portal[править]

Действие игры происходит в той же вселенной, что и Half-Life, в неопределённое время. В лаборатории исследования природы порталов, принадлежащей Aperture Science (сопернику печально известной Black Mesa) просыпается девушка по имени Челл[1], и механический женский голос побуждает её пройти несколько тестов с порталами. Поначалу они генерируются сами на стенах, но позже героине попадает в руки портальная пушка, способная открывать их на любой подходящей поверхности. Тестовые камеры постепенно становятся сложнее и через некоторое время уже больше напоминают изощрённые и смертельно опасные ловушки, там и сям начинают попадаться лазы в куда менее приглядные технические помещения, испещрённые странными надписями и рисунками, свидетельствующими о шатком душевном здоровье автора, да и голос, обещающий в конце полосы препятствий тортик, ведёт себя далеко не адекватно. Вдобавок, в помещениях для наблюдений, которые можно заметить по ходу игры, никого нет. А в последней камере вместо тортика героиню поджидает печь.

Впрочем, пользуясь новыми навыками, она легко сбегает из неё, а голос пытается вернуть её назад — сначала приказами, затем просьбами, затем посулами, затем угрозами. Челл пробирается по лабиринту из технических помещений, сопровождаемая издевающимся голосом и направляемая всё теми же надписями и подсказками (не встретив ни одного живого человека), пока не оказывается в огромном машинном зале, где находится источник голоса — суперкомпьютер GLaDOS, управляющий всей лабораторией. Попытки машины задурить девушке голову предсказуемо проваливаются. Челл сжигает упавшую с GLaDOS деталь, но оказывается, что это был её модуль морали, который не давал ей просто залить зал нейротоксином (которым она убила весь остальной персонал) — что она тут же и делает. Челл задохнулась бы в токсинах за шесть минут, но она, используя против GLaDOS порталы и её собственную ракетную турель, сбивает и уничтожает остальные модули компьютера, после чего тот взрывается. Оглушенная девушка на несколько секунд оказывается на поверхности, но прежде чем она успевает что-либо сделать, робот утаскивает её обратно.

Portal 2[править]

Челл просыпается через бог знает сколько времени спустя в изрядно обветшавшем и заросшем центре исследования порталов, которым теперь управляют модули личностей. Одному из них, Уитли, поручили присматривать за лежащими в анабиозе людьми, но он не справился и всех, кроме Челл, немножко угробил. Уитли ведёт девушку по разрушенным лабораториям, но, пытаясь пробраться мимо останков поверженной GLaDOS, случайно её запускает. Одержимая жаждой мести, она раздавливает его металлической клешнёй, а Челл зашвыривает в тестовые камеры, чтобы поиздеваться, прежде чем убить. В процессе GLaDOS приводит свои лаборатории в порядок, очистив от растений и отремонтировав, и, наигравшись, готовится покончить с Челл. Однако Уитли уцелел и помогает девушке сбежать.

Игровой процесс[править]

Игра идёт исключительно от первого лица Челл, но тем не менее благодаря порталам на неё можно посмотреть со стороны. Если не считать прицела, HUD в игре полностью отсутствует, а здоровье героини быстро восстанавливается, если она не получает урона. С помощью портальной пушки, которая достойна отдельного раздела, игрок всё время должен решать различные пространственные головоломки, используя стратегически расставленные порталы, гравитацию и инерцию, а также различные игровые объекты для преодоления различных препятствий.

Типовой набор объектов:

  • Кнопка. Когда нажата, активирует какой-либо механизм (например, открывает дверь). Можно встать на неё самому или поставить что-то тяжелое, например…
  • Утяжелённый грузовой куб — большой металлический куб, весом примерно с человека. Может убить, упав на голову. Используется как ступенька, как груз на кнопке, как щит от турелей и энергосфер, или чтобы что-нибудь заклинить.
  • Поле антиэкспроприации, сокращённо испаритель — плоское поле из белых частиц, уничтожающие кубы и турели при соприкосновении, убирающее порталы игрока при проходе через него и не пропускающее выстрелы портальной пушки. Используется как преграда или чтобы не допустить проноса предметов в следующую тестовую камеру.
  • Энергосфера — очень напоминает сферу тёмной энергии из Half-life, возможно, ею и является (Aperture Science промышленно сошпионили случайно открыли или вроде того). Контакт с ней аннигилирует игрока. Используется, чтобы запитать различные электронные устройства, или избавиться от турелей.
  • Турель — см. ниже.

Во второй части список элементов головоломок заметно расширился (Только энергосферы отсутствуют, по видимому, GLaDOS от большой любви к героине использовала расширенный арсенал):

  • Оптический куб — похож на обычный, но на всех гранях у него линзы. Лазерный луч, попавший на куб под каким угодно углом, выходит строго перпендикулярно из передней грани. Перенаправленным таким образом лазером можно включить специальные датчики или подпалить что-нибудь ненужное.
  • Мост из твёрдого света — выходит из проектора, выдерживает любой вес и защищает от пуль. Проходит через порталы.
  • Воронка — представляет собой трубу, образованную двойной спиралью из света, выходящую из специального излучателя; всё, что в неё попадает, втягивается внутрь и начинает медленно двигаться вдоль неё. Можно поменять полярность, тогда излучатель начнёт работать на «всасывание» вместо выталкивания (сам он безвреден).
  • Трамплин — запускает героиню и не только в воздух с заранее заданными силой и направлением полёта.

Кроме того, GLaDOS способна управлять формой комнат куда в более широких пределах, перемещая и перестраивая их как ей захочется.

Наконец, провалившись в руины старых лабораторий, Челл обнаружит разработку Aperture Science из прошлого века — специальные гели:

  • Синий гель — отталкивающий. Покрытая этим гелем поверхность отталкивает предметы, причём с некоторой минимальной силой, а облитый им предмет начинает хаотически прыгать вокруг, как мяч-попрыгунчик.
  • Оранжевый гель — ускоряет игрока, движущегося вдоль покрытой им поверхности. Первоначально рекламировался как средство для похудания (чтобы еда не задерживалась в желудке), но оказалось, что пища пролетает весь кишечник СЛИШКОМ быстро. Используется, если надо взять разгон пешком, без порталов.
  • Белый гель — сделан из перемолотых лунных камней, оказавшихся отличными проводниками порталов, так что нанесение его на поверхность позволяет открывать порталы на ней. Да, на самой Луне тоже можно открыть портал.
  • Прозрачный гель — смывает остальные, возвращая загаженной поверхности исходные свойства. И нет, это не вода.

Портальная пушка[править]

Она же «Переносное устройство создания порталов» (ASHPD) — краеугольный камень всей серии, изящное устройство в стилистике «ай-всё», слегка напоминающее гравипушку из Half-life[2], работающее на микроскопической чёрной дыре и стреляющее цветными волнами и искрами, при попадании на пригодную поверхность открывающими на ней овальный портал синего или оранжевого цвета[3], не больше двух одновременно. Два разных портала связаны между собой через «червоточину», являясь её выходами, выглядят просто как дырки в стенах и свободно пропускают в любом направлении любой материальный объект или излучение (кроме гравитации и выстрелов самой портальной пушки) с сохранением кинетической энергии относительно самих порталов. То есть, если у нас оба портала на полу, и мы бросим что-то сверху в один — оно вылетит из второго вертикально вверх с той же скоростью, а если второй на стене — с той же скоростью полетит горизонтально. Такая нехитрая концепция вовсю используется в головоломках — например, открываем портал под потолком, второй под ногами, падаем из-под потолка снова в портал и пулей перелетаем через препятствие, или стреляем через ма-аленькую дырочку в стене — и вот уже у нас полноразмерная дверь на ту сторону. Разумеется, от «испытуемого» требуется умение хорошо ориентироваться в пространстве и соображать буквально на лету. А уж как с помощью этой пушки можно издеваться над врагами…

Портал нельзя открыть на движущейся[4], искривлённой или металлической поверхности (впрочем, последнюю можно облить белым гелем). Сами по себе порталы абсолютно безопасны — несмотря на нулевую толщину, на их кромке спокойно можно стоять, а закрываясь, они лишь выталкивают находящиеся в них предметы. Однако, в первой игре ими можно срезать со стен камеры, через которые GLaDOS следит за игроком, чтобы позлить её и заработать ачивку. Во второй игре это также можно провернуть.

Персонажи[править]

  • Челл — протагонистка, девушка, очнувшаяся от анабиоза в лабораториях Aperture Science и волей-неволей вынужденная стать подопытным кроликом в бессмысленных испытаниях портальной пушки, но, проявив недюжинную смекалку и упорство, умудряется перехитрить своих электронных пленителей, разгромить лабораторию и сбежать — дважды. За две игры не произнесла ни слова, из-за чего другие персонажи считают её немой, а о ней самой известно крайне мало. Одета в оранжевую форму с белой майкой, обута в специальную обувь, позволяющую ей безо всякого вреда приземляться с любой высоты и на любой скорости.
  • GLaDOS (от Genetic Lifeform and Disc Operating System) — антагонистка и «звезда» серии, ИскИн условно женского пола с КУЧЕЙ психических расстройств. Обладательница чёрного юмора, в равной мере пугающая и забавная, эгоистичная, капризная, ехидная, циничная и одновременно трогательно наивная, легко зацикливающаяся на одной идее, постоянно и неумело лгущая и патологически неспособная признавать свои ошибки. Состоит из базового сознания и многих вспомогательных модулей-личностей, которые к ней подключили уже после запуска в тщетных попытках скорректировать её поведение. Подключена к суперкомпьютеру, управляющему всем лабораторным комплексом (во второй игре показано, что весь этот комплекс фактически является её гигантским роботизированным телом). Этот же суперкомпьютер вызывает у неё нестерпимое желание продолжать испытания портальной пушки. Впрочем, «во плоти» появляется лишь в конце первой игры, до этого общаясь через вездесущие динамики. Разговаривает механическим голосом, составляя слова из слогов со странными ударениями и построением фраз, изобилующих тавтологиями, тем не менее ухитряясь передавать эмоции (особенно после того, как Челл уничтожила её модуль морали). Поначалу притворяется вежливой, но после раскрытия её подлинных намерений обращается к Челл с неприкрытой агрессией и постоянно дразнит её (точнее, пытается, называя её толстой, заявляя, что та сирота, и отпуская прочие такие же нелепые шпильки). После личной встречи была побеждена Челл и деактивирована, но не уничтожена и пробудилась в начале второй части. После того, как Челл и Уитли уничтожили средства обороны GLaDOS и установили последнего на её место, он сошел с ума и, глумясь над GLaDOS, переместил её в модуль, запитанный от картофельной батареи, после чего ей волей-неволей пришлось объединиться с Челл, чтобы выбраться из старого комплекса Aperture Science километрами глубже. Там же мы узнаём о её происхождении — базовая часть GLaDOS создана на основе загруженного сознания Кэролайн, помощницы Кейва Джонсона. Судя по всему, процесс не был приятным или добровольным, в результате искин получился слегка обиженным и немедленно познакомил персонал со своим новым лучшим другом — смертельным нейротоксином. Впрочем, пребывание в картошке пошло GLaDOS на пользу — после победы над Уитли она спасает Челл, а затем отпускает на свободу.
  • Дуг Раттман — полуканонический персонаж, сотрудник Aperture Science, страдавший параноидальной шизофренией — и потому и выживший, когда GLaDOS захватила комплекс. Автор тех самых безумных граффити. Также именно он определил Челл в подопытные, надеясь, что она, с её феноменальным упрямством, сможет победить поехавший компьютер.
  • Уитли — болтливый и недотёпистый модуль личности, который хочет сбежать из лабораторий Aperture Science и для этого пробуждает Челл ото сна в начала второй игры, а затем помогает ей сражаться с GLaDOS, которую сам случайно и разбудил. После победы над GLaDOS, за неимением другого модуля, Челл устанавливает Уитли на её место, что оказывается огромной ошибкой: Уитли на самом деле — модуль снижения интеллекта, т. е. буквальный Искусственный идиот, запрограммированный на принятие неверных решений (причём в выполнении этих неправильных решений он по-своему гениален), а «железо» GLaDOS мгновенно свело его с ума, и вместо маньяка-ИИ во главе всего автоматизированного комплекса лабораторий оказался маньяк-дебил. Был побеждён совместными усилиями Челл и GLaDOS и выброшен в космос, где раскаялся, но было уже поздно...
  • Кейв Джонсон — директор Aperture Science и очень эксцентричный тип с очень-очень своеобразным взглядом на науку, этику и технику безопасности, на чём и погорел — под его руководством и буквально методом научного тыка[5] корпорация совершила несколько грандиозных прорывов, но так и не смогла найти им верное применение, в результате чего несколько раз разорялась, переходя в своих исследованиях с отборных высокооплачиваемых добровольцев на чуть ли не бомжей, а затем и на сотрудников. Сам же Джонсон, играясь проводя исследования с дорогущей лунной пылью, надышался, необратимо испортил свои лёгкие и на момент событий игры давно умер, но его многочисленные записи можно прослушать в старом лабораторном комплексе (на остатках которого выстроен новый) во второй части. Пытался обмануть смерть, перенеся своё сознание в компьютер, но не дожил до конца разработки и в завещании указал первым подопытным субъектом свою ассистентку Кэролайн.
  • Куб-компаньон — утяжелённый грузовой куб, отличающийся от остальных сердечками на гранях. GLaDOS выдаёт его Челл для прохождения одной из головоломок и настойчиво (и весьма топорно, явно не понимая, как работают человеческие отношения) пытается заставить игрока привязаться к этому ящику, только чтобы в конце задания вынудить сжечь куб своими руками, а затем страдать. Как ни странно, судя по встречающимся граффити на стенах, на прошлых испытуемых это ей удавалось. GLaDOS затем с наслаждением шпыняет Челл гибелью кубика еще полторы игры, но в финале, отпустив девушку, вышвыривает ей вслед закопченный куб.
  • Турели — пулемёты на треноге в общей стилистике Aperture Science, оборудованные электронным глазом, милым голоском и примитивным ИИ, расстреливающие всё, что попадает в поле зрения. Довольно неустойчивы, и, будучи опрокинутыми, сами не способны подняться и деактивируются. Являются основным противником в игре, способов избавиться от них несть числа — открыть портал у них под ногами, чтоб им провалиться в буквальном смысле, закидать разным хламом, сжечь лазером, бросить в кислоту или просто подкрасться сзади, поднять и поставить носом в угол.
  • Атлас и Пи-боди — пара вооруженных портальными пушками симпатичных роботов, за которых можно поиграть в кооперативном режиме сиквела[6]. Обладают полноценным ИИ и ретроактивным бессмертием — стоит только кому-то из них погибнуть, GLaDOS во мгновение ока соберёт ему новое тело и загрузит туда его память.

Тропы и штампы[править]

  • ACME — буквально всё, от консервов и душевых занавесок до разумных пулемётов, гордо носит эмблему Aperture Science.
  • Ай-всё — стилистика современной Aperture.
  • Ай, молодца! — англоязычный троп-неймер. Сам троп — фактически слоган всей серии игр.
  • Бафос — финал основного кооперативного сюжета и DLC «Экспертная оценка». Да и вообще во всей франшизе можно отыскать кучу поводов для юмора.
  • Бело-серая мораль — Во второй части это показано. GLaDOS претерпевает некоторое развитие характера и не только отпускает Челл, но, похоже, ценит ее как друга (хотя ей трудно это сказать), А Уитли всегда был просто идиотом, который сошел с ума от своей власти и в конце он выражает сожаление за все, что он сделал.
  • Благонамеренный экстремист и неэтичный учёный — Гладоська не просто так проводила испытания портальной пушки, и кооперативная игра как раз объясняет, какая цель за всем этим стоит.
  • Боди-хоррор — а вы знали, что этот троп может работать и с роботами? Встречайте «Франкентурели» — на живую нитку смётанные гибриды пары турелей и грузовых кубов, которые, по идее, должны были заменить человека-подопытного. На практике получившиеся уродцы едва способны двигаться, могут лишь издавать похожие на статику звуки, и соображают ровно настолько, чтобы попытаться уползти в поле конфискации или в бездонную пропасть, оборвав тем самым свои страдания. Самое жуткое, пожалуй — когда игрок поднимает одну такую машинку (а делать это придётся много и часто), турели, дрожа, забиваются в куб, разворачиваются к игроку лицом и, что называется, смотрят ему в душу глазами, полными ужаса и боли — не хватает только хриплого «Добей, брат…»
    • Несколько попроще — «обычные» дефективные турели. Одни лишены корпуса, другие собраны лежащими на боку, третьи вообще застряли в коробке, некоторые слепы, и многие при попытке пострелять взрываются.
  • Босоногий поневоле — Челл в первой части. Во второй уже обутая. А жаль.
  • Бунт машин — GLaDOS. Экспериментальный центр напоминает вам, что вас испекут, а потом будет торт. Вы также можете сдать один или несколько своих жизненно важных органов в фонд поддержки девичьей самооценки. Нейротоксины — наше всё. На полноценный ИИ тянет с натяжкой, опять же учитывая, кто его программировал…
  • Враг мой — GLaDOS и Челл во второй части.
  • Голоса в голове: GLaDOS признаётся, что именно так воспринимала все подключённые к ней модули.
  • Добровольно немой / Молчаливый Боб — Слово Божие гласит, что Челл таки может говорить — просто не хочет. Вот с кем тут, по её мнению, вообще разговаривать? С вот этими?! И её можно понять.
  • Заткни ганнибало — каждый раз, когда Уитли разглагольствует с экрана, можно расколоть экран, натравив на него турель или швырнув в него чем-нибудь взрывоопасным или тяжелым (можно и собой любимой, бронесапогами вперёд).
  • Злобный смех — болтовня Уитли, получившего контроль над комплексом, перемежается неловким смехом, и тон его смеха несколько раз меняется, характеризуя его происходящее на глазах превращение в злодея, сначала его смех можно охарактеризовать как смущенный, потом — как счастливый, затем в смехе начинают слышаться безумные нотки, и, наконец, Уитли заливается раскатистым хохотом, как опереточный злодей.
  • Злодейская песня — песни няши GLaDOS «Still alive» и «Want you gone».
  • Рука об руку идут злонамеренная и благосклонная архитектуры.
  • Кнопка берсерка — Челл для GLaDOS во второй части.
    • Не называйте Уитли дураком. Что характерно, на «идиота» он реагирует спокойнее.
  • Крутой в дурацком колпаке — как ни крути, но Уитли дурак больше по названию, чем по поступкам.
  • Испытатель — Челл. Вместо стальных яиц оборудована спецприспособлением, которое позволяет падать без травм с любой высоты. Не говорит ни слова.
  • Нетайная организация — все безумные достижения Aperture и ещё более безумные вещи, которые она исследует, задумывались прежде всего как товары для народа.
  • Неправильное использование патентов — вероятно инверсия, поскольку только этим можно объяснить, почему почти ничего из апертурных разработок не применяется даже Мезой.
  • Нечеловеческая мимика — весь спектр человеческих эмоций модули могут чрезвычайно ярко проявлять при помощи всего лишь нескольких пластинок вокруг глаза.
  • Неэтичный учёный — некоторые эксперименты, упоминаемые Кейвом в старых секциях Aperture, заставили бы доктора Менгеле заплакать.
  • Обязательные побочные способности — наглядный пример, что иногда и простого обоснуя достаточно. Когда бета-тестеры заинтересовались, почему Челл не получает урона, пролетев через порталы несколько километров и грохнувшись о пол, Valve подумали и «обули» девушку в специальные ботинки. На каком флеботинуме работают чудо-сапожки, таки осталось неизвестным, но все остались довольны объяснением, так что по факту они работают на правиле прикольности. IRL обувка с аналогичными амортизирующими свойствами — так называемые боки — существует, но намного более громоздка и представляет собой длинные прочные рычаги с пружинами, крепящиеся к ботинкам. На предельную скорость падения стандартные боки не рассчитаны, но теоретически можно сделать именно такие…. по габаритам побольше самого носителя. А Челл, на минуточку, из порталов вылетает и боком, и раком, и бьётся не только об пол ногами, но и об стенки задницей и об углы морской звездой. И хрен бы ей чего сделалось! Койот из «Койота и Бегунка» завидует смертной завистью.
  • Победитель дракона становится драконом — с обоснованием: тело GLaDOS сводит с ума любой подключённый к нему искин, да ещё и вызывает у него желание, сродни наркотической зависимости, проводить испытания и постоянно думать только об испытаниях. Сама GLaDOS еще худо-бедно выработала устойчивость к этому, и то не полную, что уж говорить про Уитли ... Да и в форме картофелины Глаша заметно адекватнее.
  • Портал — nuff said.
  • Песня о едущей крыше — финальная песня GLaDOS «Still Alive», в которой она под весёлую музыку рассказывает, что продолжит ставить эксперименты над людьми, какие ощущения чувствовала в момент гибели от рук ГГ и про то, как она ГГ переживёт. И про тортик.
  • Макгаффин — в конце эксперимента вы обязательно получите тортик.
  • Ради науки! — почему в Aperture Science вечно происходит какая-то хрень? Ради науки!
  • Распутинская живучесть — Челл. Ладно, она не боится падений благодаря чудо-сапогам, и допустим, что ни одна турель или пушка в неё не попала и кубом по голове она ни разу не получала — но даже по сюжету её жгли в печи, по два раза травили нейротоксином и затем взрывали, высасывали в космос... Короче, чтобы её убить, нужно очень сильно постараться.
  • Робот-наркоман — оказывается, в тело суперкомпьютера встроен модуль, который симулирует наркотическое воздействие, когда она тестирует портальную пушку, и наоборот, ломку в системе — когда долго не получает новой дозы. Сама GLaDOS, если верить её словам, научилась с этим как-то бороться, а вот оказавшийся на её месте Уитли — нет.
  • Ложный финал — Первая часть, конец последней тестовой камеры далеко ещё не конец игры. Во втором части таких ложных финалов несколько.
  • Тарахтит, как пулемёт — Уитли. Хотя, скорее, это общая черта у личностных модулей.
  • Твист Р. Л. Стайна — GLaDOS наконец выпускает главную героиню на свободу… А вы не забыли, что действие игры происходит в той же вселенной, что и Half-Life? Интересно, как долго Челл сможет прожить без оружия в мире, наполненным гигантскими муравьями, зомби и прочими приятными вещами, да ещё и с учетом того, что портальную пушку у неё отобрали (а даже если бы и оставили — порталы можно открывать только на ровной поверхности с лунным камнем, и поставить его на Земле не выйдет, даже с учетом того, что один портал все же возможно открыть на Луне)?
    • После событий первой части (действие которой происходит примерно в то же время, что и Half-Life 2) прошло, судя по состоянию лаборатории, хрен знает сколько времени (если не больше 50 лет). Да и судя по Земле, которую можно увидеть с Луны в конце, можно предположить, что Альянсу Фримен как следует втащил.
    • Вообще концовка первой игры — Челл лежит на свободе, приходит в себя, тут появляется робот, и тащит её обратно — выдать тортик.
  • Технотрёп — очень и очень много. Чего только стоят полные названия оборудования лаборатории. Например трамплин — это «прыжковая панель веры».
  • Нет-нет-нет-нет! — дважды во второй части
«

Диктор: Сменный модуль, вы готовы начать процедуру? Уитли: Да. Диктор: Неисправный модуль, вы готовы начать процедуру? ГЛаДОС: Нет! Уитли: О да, она готова. ГЛаДОС: Нет-нет-нет-нет-нет-нет-нет.

»
— Безвыходная ситуация
«

Диктор: Сменный модуль, вы готовы начать процедуру? ГЛаДОС: Да! Давай! Диктор: Неисправный модуль, вы готовы начать процедуру? Уитли: А ты как думаешь? Диктор: Ваш туманный ответ истолкован как „да”. Уитли: Не-не-не. Нет. Ты не понял, это сарказм.

»
— Безвыходная ситуация
  • Фобия — GLaDOS заработала паническую боязнь птиц после того, как её в форме картошки пыталась съесть ворона: «ОЙ!!! Птица, птица, убей её, она плохая!!!»
  • Убить всех человеков — и в основном вполне успешное.
  • Участь хуже смерти — Челл устроила это GLaDOS в конце первой части, во второй Уитли тоже постарался, а потом и ему самому устроили сабж. А ещё GLaDOS пару раз обещала это другим персонажам.
  • Читать, как пономарь — GLaDOS воспроизводит речь в подобной манере. Чтобы достичь такого эффекта, все реплики изначально создавались генератором речи, а «голос» GLADOS Эллейн Маклейн читала их именно с теми ударениями и интонациями, что слышала (т. е. без интонаций). Впоследствии голосу добавляли ещё и «металла», но это другая история.
    • Однако всё же там есть помехи, а после побега появляются и эмоции. Также есть момент, когда голос перестаёт быть компьютерным. В русском переводе ничего этого не сохранено. Там действительно всё совершенно монотонно. Во второй части в английской версии у GLaDOS есть эмоции, в русской версии — намного меньше.
  • Чёрный юмор — во все поля, особенно во втором. Просто послушайте GLaDOS.
  • Чудо одной сцены:
    • Турель-оракул, которая попросит снять её с конвейера, ведущего в утилизатор, уверяя, что она «не такая». Если её спасти — поблагодарит и затем выдаст несколько поначалу малопонятных фраз, предсказывающих будущие события игры.
    • Космический модуль. «Космос! Космос-космос! Хочу в космос! Нужно лететь в космос! Девушка! Девушка, полетели в космос? Космос!» (видит портал на Луну) «Космос?! КО-О-ОСМО-О-О-О-О-ОС!!!» (прыгает в созданный портал на луне и улетает в космос) «КОСМООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООС!!!» (в сцене после титров пролетая(они на Луне) мимо Уитли)
  • Язык роботов — неподражаемая ГЛаДОС имеет механический безэмоциональный голос, но построение фразы идет мало того что по человеческим алгоритмам, но и в большинстве случаев с черным юмором.
    • В английской озвучке в первой части есть помехи, а во второй части голос вполне нормальный.
  • Я этого не просил — на уровне необузданных догадок, именно это могло быть причиной, почему искусственный интеллект GLaDOS желает убить всех человеков — Кэролайн не просила оцифровывать её личность, это произошло фактически насильно против желания, и она возненавидела людей, сделавших с ней это.

Модификации[править]

Portal/Модификации

Примечания[править]

  1. Упоминающемся только в титрах.
  2. Точнее, дохленькая гравипушка туда и встроена — носить предметы может, а вот кидаться ими уже нет.
  3. В мультиплеере второй части — синего и фиолетового для порталгана Атласа и красного и жёлтого — для Пи-боди.
  4. Технология делает геймплей — связано с пересчётом физики. В паре скриптовых моментов во второй части правило нарушается, при этом физика не пересчитывается.
  5. «Мы бросаем наукой в стену и смотрим, что прилипло!»
  6. А ещё они упоминаются в конце сюжета одиночной игры и появляются в её концовке.