Лицензированный треш

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Eat crayons.pngНа вкус и цвет все фломастеры разные
Эта статья описывает явление так называемой вкусовщины. То есть, наличие или отсутствие этого явления в значительной степени зависит от мнения аудитории. Пожалуйста, помещайте примеры этого явления в статьи о собственно данном явлении.

(link)

Видео Extra Credits о лицензированном треше

(link)

Pac-Man для Atari 2600

Плохие игры выходят по разной причине: наполненная ошибками игра, любительская игра, где бюджет (вернее, его отсутствие) написал и графику, и сюжет, и геймплей, либо просто неготовая игра. Но даже такой треш несёт какую-то ценность для мира: скорее всего, его делали из лучших намерений, и он станет хотя бы уроком для тех, кто его делал.

Но есть игры, которые такой ценности не несут в принципе, потому что их основная мысль: одна только ассоциация с громкой франшизой продаст игру. Это и есть лицензированный треш. В ту же корзину неудачные порты знаменитых игр (например, знаменитый Pac-Man для Atari 2600) и немалая доля «игр поддержки» для мобильных платформ.

С вероятностью 90 % в очередной игре по Барби или по недавно вышедшему фильму в лицензию вложили больше, чем в разработку. Отсюда:

  • из знаменитой тройки «быстро-хорошо-дёшево» вычёркиваем «хорошо»;
  • жалкие условия труда[1];
  • нет творческой свободы: как не интересные для разработчика задачи, так и отсутствие ресурсов, чтобы сделать хорошо;
  • много аутсорса (что в таком сложном проекте, как игра, не добавляет качества);
  • жёсткие дедлайны — к выходу фильма или серии игрушек.

Из особенностей геймплея…

Медиабоссы 1980-х, желая сделать игру, открывали справочник и звонили первому попавшемуся — отсюда много треша, сделанного Atari, Activision, Accolade, Acclaim и Absolute Interactive.

Лицензированный треш рассчитан на неинформированного покупателя. Неиграющие родители могут купить сыну игру по «Человеку-пауку». Поэтому Atari 2600, Dendy, PS1 и 2 были забиты такими играми. Да, E.T. the Extraterrestrial по фильму «Инопланетянин» была ярчайшим, но не единственным примером тогдашнего треша. С усложнением разработки игр лицензированный треш перебрался на мобильные платформы, где неплохо себя чувствует и поныне (2016).

Аналогично бывает и с настольными играми по фильмам. Разве что пинбол мало подвержен этой проблеме, по-видимому, потому, что крайне трудно испохабить пинбол. Впрочем, как замечал Ричард Псмит, трэшегоны тоже плачут.

Сходные штампы:

Антипримеры[править]

Не будем рекламировать треш, ему место на помойке. Пишем лицензированные игры того времени, которые оказались действительно хорошими.
  • Кодификатор целого жанра — лицензированная игра! Стратегия в реальном времени и Dune II. Не первая игра (историю докопали аж до 1983 года), но та, которая предопределила популярность и заложила каноны.
  • Игры для NES/Famicom от Capcom по диснеевским мультсериалам начала девяностых: Duck Tales 1-2, Chip 'n Dale Rescue Rangers 1-2, Darkwing Duck, заслуженно ставшие классикой. Сюда же — отличная игра по диснеевской The Jungle Book от Virgin. Позднее для Sega Megadrive вышли хорошие Aladdin и Lion King.
    • Те же Virgin сделали Cool Spot — игру про точку с логотипа 7Up(!), и ухитрились сделать её хорошей!
  • Ещё на NES выходили игры по мульсериалам студий Warner Bros. и Hanna-Barbera. Это по две игры Tiny Toon Adventures, The Jetsons и The Flintstones. Притом первая игра про Флинтстоунов стала местом благодаря нелицензионному хаку, названному 7 Grand Dad, где голову Фреда Флинтстоунов заменили на голову Марио.
  • Еще для NES — игра Bucky O’Hare по позабытому у них и малоизвестному у нас одноимённому мультсериалу, способная похвастаться разнообразием уровней, отличной графикой, шикарной музыкой… и ударной даже по меркам NES сложностью.
  • Luсas Arts, практически все игры. Джордж Лукас понимал особенности того и другого медиа…
  • Игра GoldenEye (N64) показала, что на приставках тоже бывают шутеры.
  • «Хроники Риддика» дали на удивление хорошую игру (The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay и её ремейк Assault on Dark Athena). Вин Дизель тоже неравнодушен к видеоиграм и откровенно халтурить не даст, ну почти.
  • Mad Max — просто хорошо сделанная игра, а если вспомнить, что она сделана по «Дороге Ярости»…
  • Стратегии по вселенной Warhammer выходят весьма неплохие. Взять хотя Dawn of War (за вычетом неудачной третьей части).
    • Упомянем и недурно сделанную, хоть и нишевую дилогию Battlefleet Gothic: Armada.
    • Warhammer Fantasy Battle с игрофикациями везет гораздо больше — за исключением ММО от EA, посредственной Mark of Chaos и мобильного трэша, мы имеем пару неплохих RTS из 90-х, приличный Mordheim, широко известный в узких кругах Blood Bowl и два внезапно выстреливших хита — Vermintide и Total War: Warhammer, которые привлекли огромное внимания к сеттингу… только что уничтоженному Games Workshop.
  • Peter Jackson’s King Kong: The Official Game of the Movie — Питер Джексон знал о проблемах с лицензированными играми, а потому позвал в гейм-дизайнеры Мишеля Анселя (Rayman, Beyond Good & Evil). Получилось как минимум неплохо.
  • Игры по экранизации «Властелина колец» (важно, именно по экранизации) от Electronic Arts в большинстве своём тоже не ударили в грязь лицом. Автор этой правки с ностальгией вспоминает слешер The Return of the King и серию стратегий в реальном времени The Battle for Middle-Earth.
    • К ним можно прибавить большую часть игр по «Властелину Колец», так как по сравнению с другими франшизами у ВК дела обстоят очень хорошо. О «Возвращении короля» уже сказано, но первые части тоже хороши: «Fellowship of the Ring» упрекают только в сложном начале (стелс-миссия с побегом от Чёрных Всадников; часть игроков бросили игру на этом этапе, а остальные прошли до конца), а в остальном она является хорошей «бродилкой» (adventure), «The Two Towers» очень похожа на «Return of the King», однако не выходила на ПК, поэтому известна меньшему числу игроков. MMORPG «The Lord of the Rings Online» считается достаточно хорошей игрой, не похожей на другие ММО. Стратегия «War of the Ring» основана не на фильмах, а на книгах о ВК и очень похожа на Warcraft 3 (в кое-чём даже и лучше него; но, к сожалению, силы Света и Тьмы крайне несбалансированы, поэтому сетевая игра неудобна), хотя создана на движке серии игр Warlords: Battlecry, а вовсе не на варкрафтовском движке. «The Lord of the Rings: Conquest» часто ругают: она слишком похожа на «Star Wars: Battlefront» — но не обращают внимание на то, что созданы обе игры одной и той же студией разработки (причём у Conquest до сих пор жив — спустя 10 лет! — мультиплеер, чему автор правки немало удивился; жаль только, карты маловаты…). Мало того: существуют ещё и старые игры 1989—1992 годов под общим названием «J. R. R. Tolkien’s <название игры>»: «The Lord of the Rings, Vol. 1» — единственная масштабная RPG по «Братству Кольца» (можно пройти точно по сюжету, а можно отправиться куда угодно в пределах западной части Средиземья!), которую очень любят зарубежные игроки, а также стратегия «Riders of Rohan» (действие происходит в Рохане во времена Войны за Кольцо) и, наконец, стратегия-RPG «War in Middle Earth», в которой нужно выиграть Войну за Кольца, то есть поучаствовать во всех важных событиях «Властелина Колец». Неудачной оказалась лишь The Two Towers 1992 года, которую попросту не успели доделать — издатель торопил.
  • «The Hobbit» — игра по книге (фильма еще не было даже в планах, а мультфильм конца 70-х помнили не все фанаты Толкина). Пусть не гениальная, но крепко сделанная аркада с приятной яркой мультяшной графикой, довольно близкая к оригинальному произведению по сюжету и с простым, но не вызывающим ни скуки, ни раздражения геймплеем. Получила немало теплых отзывов от игровых журналов в свое время.
  • Метро 2033 же! Делали создатели S.T.A.L.K.E.R, и вышло более чем недурно — может, даже лучше оригинальной книги.
  • Интересная аверсия с Carmageddon. Изначально это должна быть игра по культовому трэшу «Смертельные гонки 2000» (в которым играл в том числе и тогда мало кому известный Сильвестр Сталлоне!), но договориться с правообладателями не удалось.
  • Аналогично «Journey to the Silius», изначально планировавшаяся как игра по первому «Терминатору», но из-за возни с правами сменившая имя и сюжет. А то, что в итоге вышло на NES под заголовком Terminator, иначе как «треш» и не назвать, см. ниже.
  • The Punisher от будущих создателей Saints Row. Крепкий середнячок для боевика, но с некоторыми интересными идеями (например, допросы с пристрастием).
  • X-Men Origins: Wolverine — к удивлению, игра вышла гораздо лучше фильма.
  • Blade Runner — в 1997 году Westwood создали квест по одноимённому фильму. Получилась классика жанра.
  • Трилогия Ведьмака же! Честный блестящий неканон оригинальной саги Сапковского. Технически — её сиквелы.
  • Отдельным пунктом идут игры по популярным аниме — ранобэ. Цель их создания — в точности тема статьи, получившийся результат — как правило сугубо фанатский продукт, почти всегда сдобренный vendor lock-in`ном, но тем не менее к лицензированному трешу их, как правило, не относят. Причины этого явления весьма сложны, сюда и особенности целевой аудитории, внимание к деталям при разработке для полного погружения в мир оригинального произведения (практически всегда героев видеоигры озвучивают те же сэйю, что и оригинальное произведение, а сюжет игры заказывается автору первоисточника) и они далеко не всегда страдают недостатком бюджета. Подобные игры очень часто бывают коммерчески успешными, дело доходит даже до триквелов с совершенно нестыкующимися друг с другом сюжетами и что самое интересное — фанаты произведения обычно довольны купленным продуктом. В отличии от.
  • Games of Thrones RPG — с натяжками. Получилось хорошо, но плохо — ибо перед нами случай «есть сюжет — не нужен бюджет».
  • Back to the Future от той же Telltale можно назвать предтечей всего их интерактивного кино, но при этом и в качестве point and click квеста тоже хороша. Можно сказать, что игра взяла лучшее из обоих жанров, поскольку экшн-эпизодов тоже немало, но некоторые механики ещё не обкатаны, и потому игрофикация "Назад в будущее" хороша только если проходить все эпизоды сразу, и за вычетом пары странных головоломок вроде пароля для входа в подпольный бар Таннена.
  • Lego-игры от Traveller’s Tales, сделанные по многочисленным лицензиям разнообразных фильмов — вполне крепкие и качественные аркады для детей, преисполненные безобидного стёба над самими франшизами.
  • RPG от SSI по вселенной Advanced Dungeons & Dragons. Сюда можно отнести, наверное, любую игру на Gold Box, особенно первую графическую MMORPG Neverwinter Night (которая 1991 года), но, наверное, особенно примечательна для игрока будет DragonStrike, выпущенная параллельно теми же разработчиками. Да и вообще по D&D вышло много отличных игр — например, Baldur’s Gate, Neverwinter Nights (которая 2002 года), Planescape: Torment. Другим системам повезло меньше — по World of Darkness навскидку вспоминают разве что Vampire: The Masquerade – Bloodlines, у Shadowrun игрофикации варьируются от крепких середнячков до вопиющего неканона, Cyberpunk 2077 дай бог чтобы вышла до 2077 года, а GURPS упустила свой единственный билет в игровую индустрию.
  • «Охотники за привидениями» в игроверсии 2009 года. В разработке принимали участие актёры оригинальной кинодилогии, использовали наработки не вышедшей третьей части фильма и получилось хорошо. Дело даже дошло до ремастера 10 лет спустя.
  • «The Thing» — с натяжками. Многие из игроков плевались от кривоватого геймплея и неканоничных моментов, вроде возможности наличия иммунитета к клеткам Нечто или способности почувствовать их рост в себе, а многие восприняли игру, как блестящее продолжение фильма. В актив игре стоит записать опасность умереть не от когтей тварей и пуль наёмников, а элементарно замёрзнув, систему доверия между игроком и NPC (полярная ночь на дворе); пусть и несложную, но заметно добавляющую атмосферы (было вполне реально настроить напарников против себя настолько, что они предпочитали сами убить странно ведущего себя главного героя); и уникальность всех нарисованных для персонажей лиц (наёмники потому и безликие головорезы, что рисовать столько уникальных лиц разработчикам оказалось лень).
  • Ещё был неплохой платформер по первому фильму трилогии Артур и минипуты, завязанный на командном взаимодействии и синергии трёх персонажей, и с несколькими любопытными механиками, за что игра получила высокие оценки от пока ещё не продажных журналистов. А вот игра по второму фильму — уже предмет статьи.

Франшизы, в которых особенно много треша[править]

Снова-таки, не будем рекламировать треш. Пишем только названия франшиз, причём таких, которые сами не треш.
  • Deathtrack. Ремейки этой знаменитой игры 1989 года делали дважды, оба раза неудачно.
  • E.T. the Extraterrestrial («Инопланетянин»). Всего одна игра, но какая! Она стала символом всего американского кризиса видеоигр (1983).
  • Горец. Две игры, одна из которых — трэш, а вторая (на Jaguar CD) — ультратрэш. Могла бы быть и третья, но её отменили.
  • Звёздные войны. Были хорошие игры, были и плохие. Из-за простого количества серия попала в оба списка.
  • А вот «Звёздному пути» не повезло с хорошими играми и это стало даже отдельным грустным мемом в среде трекки, но автор-трекки имеет сказать, что проблема скорее в том, что ни одна игра не стала хитом, но реального шлака на каждый крепкий середнячок делали по три штуки.
    • Bridge Commander — без дураков хороший космосим который одним из первых реализовал именно командование кораблем с точки зрения капитана, а не по принципу «я — корабль». Можно сесть лично за штурвал или орудия, но всем остальным управлять придется все равно командами, да и внимание нерезиновое — надо принимать решения за секунды с кучей параметров. Тот самый капитанский мостик прилагается. Увы, чисто недоложили ресурсов и большую часть работы пришлось делать фанатам.
      • Bridge Crew — продолжение данной идеи, сдобренная мультиплеером и поддержкой VR.
    • Elite Force — хороший шутер с немалой свободой действия и воспроизведенным USS Вояджер.
    • Star Trek Online — чем-то напоминающая Масс Эффект по духу онлайновая игра. В этот раз реально замахивались на масштабную MMO и вышло на четверку.
    • Starship Creator — вся игра суть серьезный редактор кораблей в рамках бюджета. В первой части кроме редактора не было ничего, потом можно было как в постмодернистской пародии на RPG «проходить» 50 миссий где компьютер рассчитывал результат выполнения и столкновения со всеми трудностями. По-своему затягивает, но это ещё 98-ой год!
    • Пара квестов по Стар Треку лохматых годов. Просто хорошие квесты.
    • А настоящего треша по Стар Треку сделали раз в пять больше, но его мы перечислять не будем.
  • «Терминатор». Десяток игр, и все от средненьких до полного треша. У одной Bethesda Softworks было пять штук, и они, хоть и не полный треш, но считаются худшими играми компании.
    • Как сказать… Худшей игрой Bethesda считается всё же Elder Scrolls Legend: Battlespire (хотя есть игроки, любящие и её), а вот у игр Terminator: Future Shock и Terminator: SkyNet имеется немало фанатов. Отечественные фанаты, кстати, настолько их любят, что не так давно перевели обе части.
    • А вот Terminator: Resistance таки повезло. Критики игру разнесли, но у простых игроков было иное мнение. Создатели типичных «польских шутеров» внезапно во что-то смогли. Во всяком случае, на фоне фильма «Тёмные судьбы» это дешёвое поделие выглядит неплохо.
  • Экшены по WarHammer 40,000. Fire Warrior был хорош только катсценами. Space Marine вышел получше, но совсем уж вопиющим неканоном с точки зрения сюжета. Space Hulk: Deathwing просто посредственность, равно как и мультиплеерный Eternal Crusade.
    • В последние годы по обоим «молотам» выпустили просто горы мобильного шлака — такое ощущение, что GW дает лицензию на «сороковник» всем разработчикам, кроме тех, которые могут сделать годную игру. Разработчик Eternal Crusade буквально специализировался на лицензионном трэше и «прославился» игрой Doritos Crash Course — а ведь они изначально замахнулись на настоящую MMO! С Deathwing — печальный случай: Streum On Studios до этого выпустили кривоватую, но невероятно атмосферную и мозговзрывающую RPG E.Y.E.: Divine Cybermancy, причем с крайне «ваховой» атмосферой — однако GW вместо RPG поручила им делать кооперативный шутер.
      • Теория заговора — дошло до того, что такое поведение Games Workshop привело к появлению в фэндоме слухов о том, что студия готовится продавать права на сеттинг и специально готовит почву для смягчения перезапуска серии новым владельцем, хотя поверить в то, что эти ребята расстанутся со своей «курицей, несущей золотые яйца», довольно нелегко.
  • MMO по смешарикам. Мультфильм отличный, по крайней мере никто его трэшем не назовёт. А вот MMO по ней… Насчёт «Шаронавты: Герои космоса» ещё не разведал, но прочие проекты «ООО Новые Медиа» (она ничего не смешариковского не делает) − трэш. Общие признаки: рассчитаны на игроков — социальщиков по классификации Бартла, геймплей отсутствует или плагиат, браузерные. «Шарарам» − нет почти ничего. Общаться можно через соцсети, прокачки и вменяемого PvP нет, большой донат и играть не во что. «Шаронавты: Арена» — ещё один плагиат с Доты.
  • Три игры про Волкодава на персональном компьютере — одна другой трэшовее.
    • Справедливости ради, следует вспомнить довольно неплохую игру на мобильных телефонах, и хоть она и была больше приурочена к фильму, для игр того времени была весьма неплоха.
  • Две RPG — «Ночной Дозор» и «Дневной Дозор». Сложный пример, противоречивые отзывы: одни геймеры в восторге, другие плюются. Тут, видно, дело в движке от Silent Storm — крайне крутом для своего времени, но преступно мало использовавшимся — кроме «Штормов» и «Дозоров» на нем вышла только «Жесть» — еще один трэш по трэшу.
  • Матрица. Как ни смешно, но все три игры по ней полностью провалились — что оказавшаяся весьма третьесортным экшеном с третьесортными героями Enter The Matrix (продажи были неплохие, но исключительно на волне фильма), что оказавшаяся не сильно лучше The Matrix: Path of Neo, что MMO The Matrix Online.
  • Форсаж же! По вселенной вышло добрых полтора десятка игр, из которых только в игру по «Токийскому дрифту» можно играть без испанского стыда.

Примечания[править]

  1. Особенно, если снимают не по хорошему бренду, а по какому-нибудь фильму категории Б, аниме категории Б и Т. Д. и Т. П. а игру делают на коленке
  2. Cправедливости ради надо признать, что и у подобных игр смешанного жанра бывают на удивление удачные примеры — такие, как версия The Lost World: Jurassic Park для Sega Genesis/MegaDrive: тут вам, пожалуйста, и top-down shooter, и езда на машине с видом как сверху, так и от первого лица, и тир, и RPG и т. д., и тем не менее никакого ущерба для качества игры от количества разнообразных элементов не ощущается.