The Talos Principle

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
The Talos Principle
The Talos Principle.png
Общая информация
ЖанрКвест
Год выхода2014
РазработчикCroteam
ИздательDevolver Digital
ПлатформыPlayStation 4, Xbox, Windows
Режимы игрыОдиночная

Принцип Талоса (англ. The Talos Principle) — квест-головоломка от первого лица, посвященный таким философским вопросам, как «Что есть человек?» и «Что определяет самосознание?». Игровой процесс местами напоминает небезызвестный Portal, а сюжет полон пасхалок и отсылок как на упомянутые выше философские вопросы, так и на другие видеоигры. К игре было выпущено несколько DLC, самым значимым из которых является дополнение Путь в Геенну (англ. Road to Gehenna). Также студия планирует когда-нибудь выпустить вторую часть.

Nota bene: Принцип Талоса — разработанный разработчиками игры, это материалистический принцип, утверждающий, что в не зависимости от взглядов философа, его бытие опирается на окружающий его материальный мир.

Игровой процесс[править]

Управление в игре осуществляется от первого лица. На каждом уровне, представляющим собою лабиринт, игроку нужно решать головоломки и ребусы. Для этого необходимо использовать как собственные интеллект и логику, так и разнообразные инструменты. К таковым относятся:

  • Деактиватор — самый первый доступный инструмент, отключающий силовые поля, мины и турели. Один деактиватор может воздействовать только на один объект;
  • Коннектор — кристалл на треноге, который используется для преломления лазерных лучей и открытия энергетических замков. В отличие от деактиватора, один коннектор может соединять множество лучей и замков одновременно;
  • Гексаэдр — большой куб, который используется, чтобы забраться повыше и/или не дать надоедливой мине проходу;
  • Платформа — с её помощью можно переносить большое количество вещей, а также помочь коннектору добраться до лазера;
  • Рекордер — устройство, «записывающее» действия игрока за определенный промежуток времени и создающее его копию. Она будет в точности повторять то, что делал главный герой;
  • Кроме того, на некоторых уровнях игрок может использовать самый обычный топор. Его можно применять для рубки деревьев и уничтожения деревянных препятствий.

Основными «противниками» выступают самоходные мины и охранные турели. Первые перемещаются по уровням, издают предупредительное пиликанье стоящему рядом ГГ, а если он не поймет — взрываются. Турели же просто отстреливают всякого, кто сунется под лазерный прицел. Помимо деактиваторов и кубов, от мин и турелей можно избавиться, стравив их с друг другом — тогда бабахнувшая мина заберёт с собой и турель. Если сам игрок каза болду, то он просто перенесётся ко входу на уровень.

Основной задачей ГГ является сбор сигилов — особых знаков в виде фигурок тетрамино, спрятанных по всему миру Элохимом. Собрав все сигилы, главный герой может вернуться в храм Элохима и перейти на другой уровень. Между разблокированными локациями можно свободно перемещаться и нахождение некоторых сигилов на ранних уровнях невозможно, пока пользователь не преодолеет более поздний. В дополнении подобным образом необходимо находить и освобождать других андроидов.

Помимо сигилов, на уровнях также скрыты звёзды. Собирать их необязательно, но если это сделать, игрок откроет доступ к секретной концовке. А ещё можно находить голосовые сообщения Дреннан и компьютерные терминалы, в которых скрыта весьма занятная информация, не говоря уж о возможности поболтать с Милтоном.

На многих уровнях также присутствует Код на стенке, записанный как w:QR-код. Это сообщения, оставленные другими андроидами, которые могут нести полезную (и не очень) информацию. Если пользователь найдет баночку с краской, то можно самому нарисовать какое-нибудь сообщение, а оставив код на специальном алтаре — получить совет от Посланников Элохима.

Сюжет[править]

Главный герой — андроид без имени и памяти, — просыпается в живописных руинах, где к нему вскоре обращается голос. Этот глас называет себя Элохимом и утверждает, будто является богом — создателем главного героя и всего окружающего мира. Не успевает ГГ толком осознать происходящее, как Элохим сразу же даёт ему задание — разыскать все сигилы во всех точках мира, чтобы обрести вечную жизнь и просветление. Но при этом он строго запрещает подниматься на Великую башню, находящуюся в центре мироздания, ибо там робота ждёт только смерть.

Разгадывая загадки и собирая символы, андроид постепенно понимает, что реальность вокруг него — не настоящая. Он находит сообщения других роботов, в которых они обсуждают Творца и порученную им миссию, а также общается с Милтоном — разумной программой, постоянно критикующей все его идеи и мысли, а также находящийся в контрах с Элохимом. А собирая сообщения и письма людей, главный герой узнаёт, что человечество было полностью истреблено загадочной эпидемией, но группа учёных поставила перед собой цель сохранить наследие человечества. Для этого и был создан проект «Талос» — попытка вывести разумного робота, который станет преемником человека.

Всего в игре три различные концовки:

  • Главный герой проходит все уровни и Элохим предлагает ему вознестись на высший уровень существования, обретя бессмертие и неразрывную связь с Создателем. На самом деле, персонажа стирают и заменяют на его новую версию, а игрока отбрасывает в самое начало сюжета и ему приходится начинать всё с нуля;
  • Герой направляется в башню, но не поднимается на неё, а проходит через секретный проход, после чего присоединяется к Посланникам Элохима — особо приближенных к нему роботов, которые помогают новичкам в решении головоломок;
  • Если же ГГ решит узнать, что же находится на вершине чёртовой башни, мир-симуляция начнёт немилосердно глючить, а Элохим всеми правдами и неправдами будет убеждать робота отступиться, ибо восхождение приведёт к отключению виртуальной реальности. Но протагонист всё же достигает своей цели и пробуждается в реальном мире. Именно эта концовка является каноничной.

Путь в Геенну[править]

Действие DLC происходит одновременно с концом оригинальной игры. Раскаявшийся в своих ошибках и нарушивший протокол Элохим решает спасти андроидов, которых он некогда сослал в «Геенну» — своего рода корзину удаления, поскольку роботы отказывались ему подчиняться, не могли и/или не хотели решать пазлы. А так как сам Элохим не может проникнуть в Геенну, он отправляет туда копию своего Посланника, Уриэля.

Войдя в Геенну, двойник Уриэля находит её на удивление цветущей и жизнерадостной. Местные жители, будучи запертыми в одиночных камерах, освоили общение через компьютеры, организовав форум под предводительством Админа — бывшего Посланника Элохима, сумевшего при помощи багов преобразовать свою тюрьму в весьма живописный уголок.

Уриэль, диспутируя на форуме, освобождает одного робота за другим, постепенно выясняя, что в этом раю интроверта всё не так радужно — Админ при помощи модераторов установил самую настоящую диктатору, заглушая любые неугодные мнения и отрезая проблемным пользователям интернет. К тому моменту, когда главный герой освободит всех андроидов, кроме Админа, мир начнёт буквально трещать по швам и у игрока появится возможность выбрать концовку:

  • Можно оставить Админа умирать в его темнице (он и сам не будет против), но тогда и сам протагонист не сможет выбраться из-за невозможности полностью выполнить наказ Элохима;
  • Собрав все сигилы, Уриэль освобождает Админа, но из-за нехватки энергии один робот спастись не сможет. Можно уговорить Админа пожертвовать собой ради Уриэля и других андроидов; можно убедить его бежать с остальными, сохранив наследие Геенны, и принести себя в жертву; и наконец, можно на пару с Админом сесть и спокойно наблюдать конец света.

Персонажи[править]

  • Главный герой — он же Дитя. Один из многих андроидов, сотворенных Элохимом (на самом деле нет) и отправленных решать пазлы в надежде заработать вечную жизнь и блаженство. Как и прочие роботы, не способен говорить, но благодаря возможности оставлять сообщения, игрок может отыграть как добродушное существо, мечтающее о лучшем мире, так и ехидного тролля.
  • Элохим — бестелесный голос, именующий себя Богом. Создал главного героя и повелел ему собирать сигилы, чтобы вознаградить Раем. Властный и грозный, но при этом заботливый, считает ГГ своим потомком и предостерегает от общения с Милтоном. На самом деле, Элохим — искусственный интеллект, созданный учёными для контроля виртуальной реальности и помощи роботам, но, будучи предоставленным самому себе на долгие века, Элохим развился и возомнил себя божеством виртуального мира. Он запрещает андроидам подниматься на башню по той простой причине, что тогда они докажут свою независимость и самосознание, а это приведёт к отключению симуляции и «смерти» Элохима. Но когда ГГ достигает вершины, Элохим всё же признаёт свои ошибки и нарушает протокол «самоуничтожения» отправляя копию Уриэля спасать узников Геенны, только чтобы позже смиренно встретить гибель.
  • Помощник Библиотеки Милтон (ПБМ) — ИИ, сортирующий данные в Архиве и хранящий почти все знания человечества. Обитает внутри компьютеров, через которые и общается с игроком. Ехиден и циничен, критикует все идеи и мысли протагониста и с пренебрежением относится к Элохиму, из-за чего последний называет Милтона «Змеем-искусителем» и велит не слушать его. Подначивает героя подняться на башню, дескать, тогда он, может быть, узнает правду. Также любит путать игрока, притворяясь то добрым другом, который просто заботится о благополучии андроида, то коварным врагом, который ловит кайф от неудач ГГ. В какой-то момент Элохим может приказать откатить ПБМ до изначальной версии, что превратит его в обыкновенный простой ИИ. Также в конце игры Милтона можно бросить погибать вместе с Элохимом, а можно загрузить его вместе с собой в реальный мир, получив вечного спутника и критика.
  • Шепард и Самсара — два андроида, которые решили бросить вызов Элохиму и подняться на башню, но застрявшие на одном из верхних этажей. Шепард пытлив, добр и альтруистичен, в то время, как Самсара циничен и считает, что обретение Рая — не более, чем пустая иллюзия и что лишь вечный цикл разгадывания ребусов имеет значение. Игрок находит их сообщения на протяжении всего прохождения и сталкивается с ними лично, если решит тоже подняться на башню. Шепард будет помогать главному герою решать головоломки, в то время как Самсара — всячески мешать.
  • Александра Дреннан — глава учёных, работавших над проектом «Талос». Оставила множество сообщений (т. н. «капсул времени»), в которых рассуждает о человеческой природе и рассказывает о жизни последних людей. В первых сообщениях производит впечатление энергичной и несколько наивной девушки, считающей, что любые беды можно преодолеть, но уже под конец она впадает в депрессию, хотя и продолжает сохранять силу духа. Меломанка и гик.
  • Уриэль — лучший из Посланников Элохима, копия которого была отправлена со спасительной миссией в Геенну. Как и в случае с протагонистом основной игры, можно отыграть как слепого исполнителя приказов начальства, так и благородного рыцаря, стремящегося всех спасти и сомневающегося в мотивах Элохима.
  • Админ — бывший Посланник и один из первых узников Геенны. Создатель этого райского уголка, в котором роботы могут отдохнуть от решения опостылевших головоломок и наслаждаться сетевой жизнью. На самом деле, Админ правит Геенной железным кулаком, безжалостно подавляя любое неудобное инакомыслие, но сам он оправдывает это общим благом. Сидит в камере, путь к которой преграждают особо заковыристые ребусы — чтобы получить к ней доступ, игроку придётся собрать все звезды, только чтобы добраться до скрытого мира, а затем заполучить серебряные сигилы.

Что тут есть[править]

Отсылки и аллюзии[править]

  • В первую очередь, это многочисленные отсылки к прославившей авторов серии Serious Sam, вроде рассованных по всей игре гнааров, а также альтернативная хорошая концовка, если на уровне в египетском антураже освободить кота.
  • Куб, называемый «не Куб».
  • В первом храме, напротив телепорта в следующий мир, есть тайный проход на «Остров разработчиков». Там живут роботы с компьютерными мониторами вместо голов, на экранах которых светятся фотографии лиц создателей игры.
  • На различных уровнях можно находить бутылки с посланиями, содержащими юморески.
  • На уровне «Гробница» можно разыскать проход в комнату с кроватью. Если лечь спать, то ГГ увидит сон про электрических овец.
  • Также во втором мире можно найти и подобрать культовую монтировку Фримена.
  • На одном из египетских уровней можно обратить внимание на луну: в случае догадки, что с ней делать, вы обнаружите небезызвестный логотип из восьми сегментов.
    • Да и место заключения кота — тоже та ещё пасхальня.
  • «Элохим» — одно из имён Бога в иудаизме.
    • Его имя изначально образовано от EL0, названия жесткого диска с операционной системой, и аббревиатуры ХИМ, расшифровывающейся как «Холистический Интеграционный Модуль» — название программы, что управляет симуляцией.
  • Посланник Элохима Уриэль носит имя ангела, считающегося одним из ближайших сторонников Бога и повелителем Солнца.
  • Милтон назван в честь Джона Мильтона, английского поэта, из чьих работ авторы игры черпали вдохновение.
    • Самое известное произведение Милтона — «Потерянный рай», в котором центральным персонажем является дьявол, искусивший Адама и Еву под личиной змея.
  • Великая башня, на которую нельзя подниматься, неиллюзорно отсылает разом к Запретному плоду и Вавилонской башне. А пробуждение протагониста в реальном мире, где его явно ждёт много работы, можно назвать чем-то вроде добровольного изгнания из Райского сада.
  • Шепард (Shepherd) отсылает к христианскому «Доброму пастырю» — он оказывает любую возможную помощь главному герою и другим андроидам. Самсара (Samsara) назван в честь буддийского цикла перерождений и он мешает герою прервать бесконечные мытарства роботов в лабиринте головоломок.
  • «Геенна (огненная)» — синоним Ада, места заключения и пыток грешников.

Тропы и штампы[править]

  • Антипиратская фича — игроки, скачавшие некачественную пиратку, не смогут пройти дальше начальных уровней — застрянут в лифте. В прессу даже попала история о том, как некий пират пожаловался на «глючный лифт» стимовской техподдержке, не имея игры на своём профиле.
  • Бафос — как ни странно, но его тут полно. Чего только стоит форум общества Геенны.
    • А освобождённые Уриэлем андроиды, если он найдет и подберёт статую лепрекона, могут станцевать зажигательный ирландский танец. Прямо на фоне надвигающегося Апокалипсиса.
  • Вам хорошо осуждать — Элохим. Да, он обманывал андроидов, манипулировал ими, а некоторых даже обрёк на вечное заточение — но восхождение роботов, на минуточку, приведёт к его собственной смерти.
    • Аналогично — Админ. Да, он манипулировал форумчанами, но при этом искренне хотел построить общество, где большинство было бы счастливо.
  • Головоломка от первого лица — живописнейшие руины с лазерными головоломками.
  • Древнее Зло — погубивший человечество вирус. Возник во времена последнего ледникового периода и освободился с наступлением глобального потепления. Смертельно опасен для высших приматов — помимо людишек, он извёл ещё как минимум орангутанов.
  • Дилемма заключённых — игрок может сыграть несколько раундов дилеммы, как часть побочного контента («форума»).
  • Заявленный интеллект — Милтон. Де-юрэ, он мудрый критик, который обоснованно опровергает мысли андроидов и стимулирует у тех развивать критическое мышление. Де-факто, он просто доводит идеи главного героя до логической крайности и извращает, после чего заявляет, что концепт изначально был ложным.
  • Искупление равносильно смерти — судьба Элохима в каноничной концовке. Также можно уговорить на это Админа.
  • Исландская правдивость — Элохим не врёт насчёт вечной жизни, только вот не уточняет, что это на самом деле всего лишь бесконечные циклы прохождения сюжета заново.
  • Кавайная нэко — котиков можно назвать неофициальным маскотом игры. Даже на обложке изображен робот, держащий в манипуляторах кота.
    • Когда форумчане будут вопрошать Уриэля, что их ждёт в реальном мире, он может ответить «Очень много кошек». Этот аргумент сработает ничуть не хуже других предоставленных вариантов.
  • Козёл был прав — Милтон не зря предупреждает протагониста, что всем словам Элохима верить нельзя.
  • Куб-компаньон — так называемый «не-куб», выглядящий как… куб из Portal!
  • Ласкает слух — русская озвучка Элохима в исполнении Максима Сергеева. По мнению многих игроков, тот редкий случай, когда дубляж не только не уступает оригинальной озвучке, но даже превосходит её, ибо на выходе получился великолепный религиозный бас могущества, местами пробирающий буквально до косточек.
  • Лицемер — Милтон постоянно критикует взгляды игрока и вопрошает, действительно ли он разумное существо со свободной волей или просто багованная программа. Но если ответить, что Милтон просто не имеет собственных идей и взглядов, обычно ехидный компьютер начнёт немилосердно глючить и закончится всё тем, что на любое сообщение он будет отвечать смехотворными угрозами.
  • Мир без людей — человечество вымерло из-за неизвестной ранее инфекции. Перед вымиранием лучшие учёные отгрохали программу по созданию пост-человечества, роботов с человеческим разумом, а также сохранению данных о человеческой цивилизации. Самообучающийся ИИ в виртуальной реальности сможет выйти в реальный мир, только если докажет, что он стал человеком.
  • Музыкальный триппер — большая часть игрового саундтрека.
  • Нет антагониста — неоднозначных персонажей тут хватает, но никого нельзя назвать полноценным злыднем.
  • Обнять и плакать — Александра. Из её сообщений известно, что она всё своё свободное время посвящала проекту «Талос», даже не общалась с друзьями вне работы и не навещала родителей. В конце-концов, несчастная женщина скончалась на собственном столе, из последних сил доведя проект до ума.
  • Пейзажное порно — если так можно назвать живописнейшие постапокалиптические руины. Солнце светит, травка зеленеет, нежный ветерок колышет деревья, бабочки летят… и т. п. И всё это посреди постапокалиптических руин, со строениями в древнегреческом, древнеегипетском, артурианском стилях (на каждом уровне свой стиль).
  • Постапокалипсис — формально да, а на деле аверсия, так как реальный мир мы видим только в каноничной концовке.
  • Повержен я во прах — если спасти Админа, то перед пробуждением он будет просить игрока сохранить его махинации в секрете, поскольку он не хочет потерять любовь пользователей. Если отказать, то на Админа посыпется шквал возмущенной критики от форумчан.
  • Поднял уровень крутизны — андроид Шеп (т. е. «Овца»), который постоянно искал советы у окружающих и отличался крепчайшей верой (даже Милтону не удалось его смутить!) и робот Шепард, дающий самые полезные подсказки и восставший против Элохима ради ответов — одно и то же лицо.
  • Посмертный персонаж — Александра Дреннан.
  • Сатанинский архетип — Милтон (искуситель, подбивающий роботов заглянуть на вершину башни и не слушать Элохима) и Админ (воспротивился Элохиму, за что был заточён в Геенне). Инверсия — они оба на проверку оказываются весьма неоднозначными типами.
  • Символическое имя — у большинства персонажей, см. раздел выше.
  • Трикстер — Милтон. Архетип «Змея-искусителя» обязывает.
  • Точка невозврата — поднявшись на башню, и начав решать головоломки, назад уже не вернуться, о чём непрозрачно намекает надвигающийся снизу шторм. Хотя чуть раньше своё решение ещё можно изменить, за что даже дадут достижение.
  • Утопия — Геенна. С прикрученным фитильком — ядро у неё с гнильцой, но Уриэль всё равно будет настолько впечатлен, что решит любой ценой сохранить её наследие.
  • Ушёл достойно — что Элохим, что Милтон, что Админ — все они готовы смиренно сгинуть в надвигающимся Армагеддоне. Но если ПБМ и Админа можно спасти, то Элохим умрёт в любом случае.
  • Цинизм — это удел лузеров — андроид «DOG». В своих сообщениях он постоянно ноет и рассуждает о том, что всё тлен и испытывает симпатию к Милтону, считая его родственной душой. Другие роботы его терпеть не могут и даже Элохима он умудрился достать, за что был послан им в Геенну. Кстати, он умирал чаще, чем все остальные андроиды вместе взятые.
    • В определенном смысле, сам Милтон. Если под конец игры вывести его из равновесия, применив его собственные приёмы (т. е. провокационные вопросы), то смотреть на него будет просто жалко.
  • Что стало с мышонком? — в каноничной концовке главный герой очнулся в реальном мире и его сознание было загружено в специальный модуль. А что же с андроидами, спасёнными из Геенны? Были загружены в тот же самый модуль, сформировав робота с коллективным разумом? Или учёные создали несколько тел для ИИ?
    • Аналогично — Посланники Элохима. Они погибли или как-то смогли спастись?
  • Что это было? — каким образом Шепард мог передавать сообщения в разные части симуляции, если он не спускался с башни?
  • Эдем — сады Элохима, в которых происходит действие всей игры. Особенно — обитель Посланников.