Гордая и воинственная раса

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Proud Warrior Race. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« То, что мы называем варварскими ритуалами, Хишшо называют благородными традициями
То, что мы называем жестокостью, Хишшо называют справедливостью.
То, что мы называем резнёй, Хишшо называют славой.
Хишшо одержимы кровью;
неважно, своей или вражеской.
И будут ли они править галактикой и собирать дань с покорённых народов,
…или умрут в борьбе за это, они сочтут свой крестовый поход успешным.
Ибо их традиции требуют крови — вашей или их собственной.
»
— Endless Space

Гордая и воинственная раса — один из нескольких стандартных штампов, использующихся в фэнтези и космоопере для характеристики какой-либо экзотической расы или нации. Особенность гордой и воинственной расы — в их культуре, которая утверждает, что битва и кровопролитие — главный источник чести и славы. Гордая и воинственная раса часто срисована с некоего земного народа или социального слоя, исповедовавшего аналогичные ценности, например, с самураев, спартанцев, викингов или монголов. Представитель гордой и воинственной расы часто герой или его союзник, а если и антагонист, то, скорее всего, достойный противник.

«Гордая» не обязательно означает «рыцарственная»: на тех, кто слишком слаб, чтобы представлять интерес для представителя этой расы, он в лучшем случае смотрит свысока, в худшем — обращается как с рабами. Зато к равными ему (и тем более, превосходящим его) бойцам относится с уважением, даже если они взгляды его культуры на дух не переносят. В этом плане троп близок к принципу «Кто сильней, тот и прав».

Гордая и воинственная раса иногда бывает всегда плохой, но обычно отличается от таковой наличием строгого кодекса чести (может включать такие вещи, как платить по долгам, быть верным соратникам и командирам и сражаться с честью), тогда как раса кровожадных придурков правил не имеет и запросто совершает трусливые и подлые поступки. Впрочем, если кодекс слишком чужд нормальным людям, гордая и воинственная раса всё равно будет казаться расой кровожадных придурков. Но сами представители расы придают этому кодексу очень высокое значение и считают тех, кто критикует их воинственность, трусами, ничего не понимающими в колбасных обрезках. Их культура может включать мортидо и поклонение богу войны и зачастую имеет много общего с благородными дикарями. Поскольку самым (и нередко единственно) почётным в ней является путь воина, представители этой расы, вынужденные выполнять функции не-воинов, часто страдают от пренебрежительного отношения.

В космоопере чаще всего встречается в виде расы резиновых морд или похожей на земных хищных животных. В фэнтези в роли гордой и воинственной расы чаще всего выступают гномы или орки. В сеттингах с говорящими животными, к таким часто относятся расы, основанные на хищных животных.

Более приземлённая современная разновидность — раса солдат. Это скорее милитаристское общество, чем культура воинов, более технологически развитое и больше сосредоточенное на расширении контролируемых территорий, чем на завоеваниях. Представителей этой расы не интересует личная честь, их сила в организованности и дисциплине. Они не считают зазорным использование нечестных методов, но обычно не причиняют больше вреда, чем необходимо для достижения цели. Эстетически рисуется уже не с варваров, а с более или менее продвинутых цивилизаций. Часто ими правит император. Иногда в виде такой расы выставляется человечество.

Ещё одной разновидностью является гордая раса охотников, вроде Хищников. Вместо сражений с достойными противниками у них «достойная дичь», а вместо масштабных войн длительная охота в местах обитания такой дичи. Представители такой расы обычно стоики, поскольку при выслеживании дичи необходимо вести себя тихо.

Гордая воинственная раса может встречаться как en masse, в виде одной из фракций мира, так и в виде отдельного персонажа — представителя гордой и воинственной расы, который является одним из главных героев. Результатом развития такого персонажа обычно становится поэт и воин.

Можно разделить на три подтропа:

  1. Раса воинов — сосредоточена на индивидуальной доблести и чести. Временами для них допустимо пойти против субординации, но против чести — никогда.
  2. Раса солдат — сосредоточена на коллективной доблести и чести, много внимания уделяет дисциплине и субординации. Приказы не обсуждаются, солдат!
  3. Раса хулиганов — вообще никакого понятия о доблести, чести и дисциплине. Самый крутой тот, кто самый сильный, а самый сильный тот, кто набил побольше фрагов и нахватал побольше лута — совершенно неважно, каким способом.

См. также гордая и мудрая раса и гордая торговая раса.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Легендариум Толкина». Орки Мелькора — раса солдат, орки Саурона — раса хулиганов, орки Сарумана стараются быть воинами. Разве что они не столько гордые, сколько молодцы против овец.
    • А вообще у Профессора почти все народы хоть немного, но попадают под троп.
  • «Колесо Времени» Роберта Джордана: Айил — народ людей, которые в течение 3000 лет жили в самом гибельной пустыне в мире. Разделены на 12 кланов, которые регулярно воюют за ресурсы. Помимо этого, существует 12 воинских сообществ со своими традициями и функциональными особенностями. Среди Айил воинами являются практически все мужчины и часть женщин, составляющих отдельное воинское сообщество. За целую эпоху практически не вылезали из свой Пустыни, но если кто пытался сунуться — огребали так, что память жила в веках. Единственный раз, когда бойцы четырёх кланов вышли во внешний мир, справится с ними не удалось даже объединённым армиям всего континента. Типичный народ воинов со сложным для понимания кодексом чести.
  • «Барраярский цикл» — сам Барраяр (воинский подтроп), а также гем-лорды с Цетаганды.
  • «Волкодав» М. Семёновой: сегваны.
  • «Песнь Льда и Пламени» Дж. Мартина — все перволюды: северяне, одичалые, железнорождённые. Андалы и ройнары в прошлом, хотя они всё ещё блюдут рыцарские традиции.
    • Субверсия с дотракийцами: жестокости и жадности им хоть отбавляй, и некогда они были гордой нацией воинов, но сейчас они превратились в народ грабителей, попрошаек и вымогателей — то есть гораздо ближе к расе хулиганов. Хотя тут во многом зависит от личности конкретного кхала: одно дело, когда орду возглавляет великолепный зверь вроде Дрого, и совсем другое — когда ленивый рэкетир вроде Зекко.
    • Его же «Умирающий свет»: кавалаанцы.
  • «Плоский мир» — холмистые и горные территории ближе к Пупу населены варварами. Названия этих территорий — Херген, Гоним, Химерия и Пупземелья. Сдесь водяцся драконы.
  • «Дорсайский цикл» Гордона Диксона — дорсайцы (раса воинов) и население планет Гармонии и Ассоциации (раса солдат).
  • «Малазанская книга павших» С. Эриксона — сегулехи.
    • Яггуты тоже.
  • Князь Пустоты — нансуры (солдаты), все белые норсираи — галеоты, тидонцы и особенно туньеры (воины), скюльвенды — последний тип, всегда безжалостны к врагу и считают священной самоцельную войну, где побеждает самый сильный и жестокий, не щадят женщин и детей, но при этом достаточно сведущи в тактике и всегда перестают убивать друг друга при нашествии врага извне.
  • «Тёмные начала» Ф. Пулмана и снятый по первой книге фильм «Золотой компас»: панцербьорны.
  • «Отблески Этерны» Веры Камши — мориски. Народная морисская поговорка — «Мужчина должен купаться в крови, шадди (местный аналог кофе) и вине». На протяжении всей эпопеи описываются преимущественно с чужих слов, однако в прологе «Сердца Зверя» их гордость и воинственность раскрыта полностью.
    • Там же — кэналлийцы. Они, конечно, ассимилировались за сотни лет, но тем не менее.
    • И бириссцы, даром что антагонисты.
  • «Хроники странного королевства»: в мире Бета существует раса багларцев, разделённая на две касты — ыххыны, гордые и воинственные, и суххяны, не гордые и не воинственные.
  • «Лорд с планеты Земля» Лукьяненко: Клэн — планета воинов.
  • Роботы-джанны с планеты Металлика из рассказа Пирса Энтони «Не кто иной, как я». Являются с одной стороны благородными воинами (говорят честно, открыто и даже стихами), а с другой — предтечами, которых уничтожило новое поколение мелких, хитрых и бессовестных зелёных роботов.
  • «Вернись домой, охотник» Ричарда Маккенны: Морденцы.
  • Трилогия «Ледовый союз» Алана Дина Фостера: Траны.
  • Произведения Робета Силверберга о планете Маджипур — четырёхрукие скандары.
  • Произведения Ларри Нивена — кцинти (кзины в другом переводе). Крайне гордые и воинственные гигантские «коты». Оказались такими уж слишком гордыми и воинственными, что из противостояния с хитрыми, гибкими и умными землянами вышли с огромными потерями.
  • Почти все расы людей с Барсума (Марса) из «барсумского» цикла Э. Берроуза. А тарки — «зелёные люди Марса» — педаль в пол, даже среди «барсумцев» считаются слишком воинственными. По культуре — это раса воинов, и воины-одиночки с понятиями о чести в ней больше всего ценятся, но на практике солдат и хулиганов в барсумских армиях значительно больше. Возможно, потому что воины в марсианских условиях просто долго не живут, если они не Джоны Картеры.
  • «Хроники Края»: гоблины и шрайки.
  • «Пришедшие из мрака»: хапторы. Ростом от двух с половиной до трёх метров, мускулистые, с шишковидными наростами на лбу, за что подучили от землян прозвище «рогачи». Впрочем, они и сами называют эти шишки рогами. Даже их официальный термин для землян — ашинге — означает «безрогие». Воевали с Земной Федерацией и проиграли по-крупному (причём война началась из-за того, что они не согласились с решением землян отдать им спорную пограничную планетку. Хапторы решили продемонстрировать свою силу и перебили не успевший съехать персонал исследовательской базы на планете. Особенно сабж демонстрирует их клан Ппуш, который заправляет армией и флотом. Эти солдафоны даже пленных не берут и казнят всех солдат, проигравших сражение (то есть никто не учится на своих ошибках). Искусства у них нет от слова совсем. Только военные марши да фотография с фотошопом.
  • Джон Ринго, цикл «Война с послинами» — собственно сами послины, раса солдат — педаль в пол. У них даже разумны только офицеры, а рядовые бойцы ближе к животным.
  • «Сфера Великорасы» — Конкордия (солдатский подтроп).
  • «Миссионеры» Евгения и Любови Лукиных — полинезийцы, полсотни лет развиваемые попаданцами, превратились именно в это.
  • «Кодекс Алеры» Джима Батчера — мараты (которые, по совместительству, либо благородные дикари, либо просто дикари) и, в большей степени, канимы.
  • «Эпос хищника» Леонида Каганова. Протагонист слушает эпос рода Тратаниан, принадлежащего к расе пауков с планеты Волгла. Это раса воинов-одиночек «первого типа», живущих по принципу «Врага надо победить, уничтожить и унизить». Врагом может быть кто угодно, в том числе и неживая природа. Пауки не оказывают добро за добро и зло за зло, в их понятии это «торговля поступками», и вполне могут оказать зло за добро — таковы уж они.
  • Таких много в серии СТЭН, но педаль в космос давят бхоры (кстати, подозрительно похожие на канонических с лёгкой руки Профессора гномов). Полтора метра живого росту, полтора центнера живого весу, буйная растительность у обоих полов (обычное выражение — «Клянусь бородой своей матери!»), круты и сильны, прекрасные механики и пилоты, злоупотребители крепким алкоголем в совершенно невообразимых количествах… В общем, Стэну они пришлись очень по сердцу, а он стал среди них живой легендой.
  • Роберт Шекли, «Раса воинов» — касцеллианцы.
  • Макс Фрай — арварошцы, конечно. Эталонная раса воинов, таких пафосных, что с них половина Ехо угорает — главное, им самим этого вслух не ляпнуть.
  • Метавселенная Рудазова — паргоронские гохерримы, среднее между воинами и солдатами, и Двурогие Лэнга, среднее между хулиганами и солдатами. В обоих случаях смысловое ударение — на первом слове.
    • Из не-демонов — парифатские инсектоиды-глориоманты (воины и даже рыцари), ледяные люди-дармаги (цельнотыренные викинги) и симы из кориллангов (копиркины индусских кшатриев).
  • С.Лем цикл про И.Тихого - регулиане. Упомянуты вскользь. Известно, что Тихого принимали как почетного гостя, подарили ценные подарки. Про образ жизни известно, что милитаристы. А воюют они с кем-то или любят устраивать только парады и маневры - остается недосказанным. Раса прокитов (они же проциты, гуманоиды, но вместо ног у каждого колесо), похоже, были когда-то воинственны, на момент действа не терпят возражений (особенно разные "светила" науки), но с внедрением такой вещи, как "бесильня" изжили всю агрессию. Т.е. "бесильня" - комната, в которой рассерженный прокит может дать волю накопившейся злости, после чего вернуться обратно и заранее избежать конфликта.

Кино[править]

  • Звёздные войны: дофига их. Вуки, эчани, мандалорцы (группировка гордых воинов-интернационалистов масштаба расы), таунги (предки истинных мандалорцев, 200 тысяч лет ДБЯ продувшие людям Нотрон, позднее ставший Корусантом), ногри, йуужань-вонги, тускены, даги, трандошане.
  • Хищник во втором фильме проявляет наличие представлений о чести.
    • Или о соблюдении законов «об охоте». Чего сразу раз инопланетянин, так дикарский кодекс чести?
  • «Пятый элемент»: мангалоры кажутся карикатурными галактическими гопниками, но умеют уйти красиво.
  • «Враг мой» — драки.
  • Кинематографическая вселенная Marvel — раса кри. Во вселенной MCU плохих рас как таковых нет, но кри ведут себя как эталонные вши в обмороке.
  • «Битва за пределами звёзд» (США,1980) жители планеты Валькирия. Живут максимально насыщенной жизнью, подразумевая под этим участия в битвах и любовных приключениях. Поэтому бронебикини (и иные фансервисные наряды) одной из представительниц расы по имени Сент-Эксмин выглядит более-менее уместно. Собственно по ней можно судить о всей расе, если она не врёт.
  • «Атлантида, погибший континент» (Atlantis The Lost Continent, США, 1961) — атланты. Высокоразвиты технически, с процветающим шовинизмом. При этом готовы на всех напасть, пока их все соседи не завоевали. Кстати, соседи о них даже и не знают.

Телесериалы[править]

  • «Доктор Кто»: сонтаранцы (правда огребают по полной от ЮНИТа, когда последние меняют правила игры), джудуны, ледяные воины (марсиане).
  • «Звёздный путь»: клингоны, джем’хадары (правда, выведены искусственно). Ещё ромуланцы, правда, они любят воевать хитростью. Но и не слабаки. Во время войны с Доминионом, вступление ромуланцев в бой на стороне Федерации и клингонов привело к отступлению врага. Следует заметить, что вулканцы тоже когда-то были такими. Учения Сурака привели к тому, что большая часть вулканцев стала гордой и мудрой расой, а отказавшихся прогнали. Они и стали ромуланцами.
    • Среди клингонов встречаются и чудаки. Один клингонский юрист на полном серьёзе считает каждое судебное разбирательство великим сражением. Причём, как истинному адвокату, ему плевать кого обвинять и кого защищать. Он обвиняет Ворфа в суде Федерации, а потом говорит, что с радостью будет его же защищать в клингонском суде. А в одной книге есть клингонский инженер, который точно также относится к техническим проблемам.
  • «Вавилон 5»: нарны, минбарская каста воинов (сами минбари раса скорее гордая и мудрая), дрази.
    • У Теней это идея-фикс. «Нет никакой надежды — есть только хаос и эволюция!».
      • Тени при этом даже в боях не участвуют, как Ворлонцы, у них корабли полуавтоматические на биопроцессоре из недобровольца какой-либо малой расы. Какая уж тут гордость и воинственность.
  • «На краю Вселенной»: Лаксиане.
  • «Звёздные врата»: джаффа.
  • «Андромеда»: ницшеанцы, но с прикрученным фитильком. Умереть они отнюдь не горазды. Каждый ницшеанец стремится жить как можно дольше и настрочить как можно больше детей, чтобы продлить свою линию. Однако им удаётся уничтожить огромное Содружество Систем, которая покрывало три галактики. Правда, сами после этого перегрызлись.
  • «Орвилл»: мокланы. Их главным экспортом является оружие. Явная пародия на клингонов, в частности на излишне серьёзного Ворфа. Тактический офицер Бортус всё принимает всерьёз. На заметку капитана, что не помешало бы приготовить в конференц-зале воду и закуски для гостей, на полном серьёзе отвечает: «Я Вас не подведу!»
  • «КвестоПушествие»: орки.

Мультфильмы[править]

  • «Тайна страны земляники» — Хулиганы. Им ничего не стоит связать (а также затолкать в яму) двух здоровенных подростков-пионеров. Не слишком разговорчивы, но стреляют мастерски.

Мультсериалы[править]

  • Wakfu — иопы, сакриеры.
  • «Вселенная Стивена» — самоцветы.
  • «Люди в Чёрном» — Иксионцы. Правда, о них сильно портит мнение их поехавший посол Венгус.
  • «Черепашки-ниндзя» 2004 года — трицератоны.
  • «Джуманджи»: племя Манджи, люди-муравьи, племя Джумаки.
  • «Небесные рыцари»: уоллопы — антропоморфные носороги.
  • «Футурама». Жители системы Омикрон Персей — Лррр и его подданные. Пародийная подача сабжа.
  • Внезапно, My Little Pony: Friendship is Magic — пегасы. В прошлом изображали древний Грим и первыми за весь сериал напрямую заговорили о завоеваниях. Да и сейчас многие представители довольно боевые товарищи и одна из основ, скажем так, армии. Также драконы, насколько можно понять из творящегося у них бардака, и в некоторой степени чейнджлинги старого образца.
  • «Кулипари» — скорпионы.
  • «Куми-Куми»: племя Шуми-Куми — пародия на расу солдат.
  • Чудеса на виражах — тембрийцы, антропоморфные кабаны.
  • Roswell Conspiracies: Aliens, Myths & Legends- оборотни (более воинственны), йети и банши (более гордые, но если что воинственность свою они покажут).

Комиксы[править]

  • Вселенная Marvel — крии(солдаты) и асгардцы(воины).
  • «Черепашки-Ниндзя» — Трицератоны.

Веб-комиксы[править]

  • «Хоумстак» — альтернийские тролли. Хулиганский вариант с некоторыми оговорками: тролли намного умнее среднестатистических «хулиганов», но при этом и в разы агрессивнее, причём чем выше положение тролля в кастовой иерархии, тем агрессивнее он наверняка будет. Например, для пурпурнокровных морских жителей (высшая элита, выше — только Императрица и Наследница) нет ничего странного в том, чтобы желать полностью истребить все остальные касты (всех их) и предпринимать деятельные шаги для этого. И тот персонаж, о котором речь — подросток. Низшие касты более мирные, но и для них очевидный выход из происходящего криздеца — устроить вооружённое восстание и свергнуть высшекровок. Не удивительно, что Императрице пришлось повести троллей на завоевание галактики только ради того, чтобы они прекратили, наконец, убивать друг друга.
  • «TwoKinds» — восточные баситины. Педаль в пол — дети обучаются военному делу едва ли не с рождения, а физиология баситин устроена так, что не исполнить приказ солдат не может физически. Правда, с полукровками это не прокатывает. Кит Кайзер с трудом, но смог не исполнить приказ и даже попытаться самоубиться чтобы точно не сделать это

Аниме и манга[править]

  • Outlaw Star — Ктару-Ктару. Кошколюди, слегка напоминают кцинти (см. раздел «Литература»), но более гуманоидны.
  • Dragon Ball (а точнее, в Dragon Ball Z) выясняется, что главный герой Сон Гоку является представителем инопланетной расы Саядзинов (равно как и ряд других персонажей).
  • Лейдживерс — многие инопланетные расы (чаще агрессивные, но иногда — не очень) в солдатском варианте.
    • Мазон — педаль в пол, но приводит к обратным результатам. Двинутая раса солдат, все представители которой ходят строем, приказы (включая идиотские) не обсуждаются, а армейская служба начинается, на наши деньги, лет с десяти (сколько лет живут мазон и как быстро они взрослеют — неизвестно, но малолетняя шпионка была, и складывается такое впечатление, что «ребёнок-солдат мазон» — это звание, а не самоназвание). В итоге получается архитипичная армия штурмовиков, которая ввязывается в совершенно бессмысленное предприятие по захвату Земли, в ходе которого, фактически, обескровливает себя саму и в итоге терпит поражение от одного корабля с экипажем из сорока одного человека и призрака (!).
    • Иллюмидианцы. По сути, ряженые под Рейх[1] люди-воины, только с другой планеты. С прикрученным фитильком: им-то хватило ума не притаскиваться на Землю всей кодлой, так что как там у них живут гражданские — неизвестно. А в том, что армия выглядит, как армия, в общем-то, нет ничего неожиданного.
    • Есть основания полагать, что таковы и токаргианцы, но это всё же штаны Арагорна: что в Arcadia of My Youth, что в Space Pirate Captain Harlock показаны только совершенно отдельные личности и практически все они — военные. Но за что-то ведь иллюмидианцы боялись их настолько, что предпочли от греха подальше уничтожить вместе с планетой.
  • Uchuu Senkan Yamato — гатлантисиане. Настолько гордые и воинственные, что в принципе не понимают концепции капитуляции, воюя до полного изничтожения. Собственно, это и неудивительно, учитывая, что они изначально были созданы как солдаты.
  • One Piece — великаны с Эльбафа, СФК викингов. Персонажей оттуда, не являющихся бойцами, кажется, нет в принципе.
  • Legend of the Galactic Heroes — люди из милитаристского Галактического Рейха, солдатская раса.

Видеоигры[править]

  • Stellaris — Все милитаристы. Империя с гражданской моделью «Культура воинов» — раса воинов, «Гражданский долг» — раса солдат, «Варвары-расхитители» — раса хулиганов.
    • Один из шаблонов поведения для ИИ — Связанные честью воины (honorbound warriors). Они больше всех тратят на армию, имеют весомые бонусы и не любят слабаков и пацифистов (−50 к отношениям), критикуя тех за нежелание банально защищать свои миры. А фанатичные пацифисты вообще вызывают у них крайнее омерзение (−100 к отношениям).
    • Борцы за демократию тоже являются воинами и имеют солидный военный бюджет. Но вместо ненависти к пацифистам они ненавидят олигархии (−50 к отношениям) и автократии (−100 к отношениям), однако легче уживаются с демократиями (+25 к отношениям).
    • Инверсия: Безжалостные капиталисты и деспоты-поработители могут быть милитаристами, но они последние трусы и предпочитают атаковать слабых и беззащитных, а у милитаристов-ксенофобов (особенно у поборников чистоты) вообще нет никакой чести.
  • Mass Effect — все три подтропа. Кроганы (раса воинов), туриане (раса солдат) и ворка (раса хулиганов), а на нечто среднее между всеми тремя претендуют Батариане. Ах да, 50 000 лет назад были ещё протеане, но теперь в наличии только один представитель. Плюс, все инопланетяне именно так видят людей (что-то среднее между солдатами и хулиганами).
  • Mass Effect: Andromeda — кетты, в худшем проявлении. Если кроганы гордые и воинственные стандартно, а туриане — по-солдатски, то кетты поголовно ряжены под Рейх философией, у них даже кодекс чести отсутствует.
  • Wing Commander — килрати, одно из самых типичных и ярких воплощений тропа расы воинов — помесь клингонов с кзинами.
  • Endless Space: птицеподобные воинственные Хишшо, обладающие кодексом чести.
  • «Космические Рейнджеры»: малоки.
  • WarCraft — орки, врайкулы, кентавры, таурены.
  • Франшиза Mortal Kombat — опять кентавры (теперь рогатые), внешнемирцы, шокуны, сейданы, зауриане, ош-текки.
  • Master of Orion — мрршаны (солдаты), и булрати (воины). В меньшей степени — элерианцы (пополам с гордой и мудрой расой) и алкари.
  • Dragon Age — кунари. Гордый народ, всецело живущий по уставу, даже не имеют имён, используя вместо них звания или должности и обращающая в свою веру покорённые народы (таких они называют виддатари). Перед игроками предстают только «воинственные» представители народа, поскольку ремесленникам и жречеству общаться с чужаками зазорно.
    • Ещё от кунари, как ни странно, здорово несёт Ефремовым (или Замятиным), так как основная цель Кун — рациональное переустройство общества на основе определения места для каждого в нём и тем самым минимизация зла и страданий. А до отсутствия войн общественно-экономическая формация ещё не доросла.
  • Старый сеттинг Might and Magic — минотавры (только джадамские).
  • Destiny — Кабалы и Падшие.
  • Unreal — Главные противники героя — Скаарджи. Это игрок полез в их мир со своим уставом.
  • Darkstar One — Мортоки.
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — местные орки занимаются безобразиями: грабят, убивают и насилуют как и кого хотят. Из-за чего ненавидят их вообще все остальные расы; даже при том, что во вселенной игры везде и всюду бытует фантастический расизм между дварфами, эльфами, людьми, гномами и хоббитами, когда речь заходит об орках, все они на время перестают грызться и сходятся по одному вопросу — «как этих ублюдков всех вырезать наконец-то». В игре можно найти книгу «Орочий вопрос», где эта тема освещена подробно.
    • Есть еще и полуорки, гибриды орков и людей; эти уже с прикрученным фитильком — менее воинственные, менее тупые и агрессивные, но любят их остальные не больше (в основном из-за того, что большинство полуорков — незаконнорожденные дети человеческих женщин, изнасилованных орками).
  • «Аллоды Онлайн» — гибберлинги, орки и прайдены.
  • FTL: Faster than Light — мантисы и рокмены. У вторых упор идёт на «гордые», а у первых — на «воинственные». Мантисы являются лучшими рукопашными бойцами в игре, всегда стараясь пойти на абордаж.
  • Fallout — Братство Стали находится по середине между первым (все деяния членов ордена записываются в Кодекс) и вторым (сохранили остатки порядков и организации армии США) вариантом.
    • Рейдеры однозначно подпадают под третий вариант (ибо социал-дарвинисты).
      • Хотя Великие Ханы в New Vegas уже тяготеют к первому варианту.
    • В тот же вагон идут и супермутанты (организация которых до боли напоминает банды орков из Вахи).
  • Warframe. Гринир — солдаты, Тенно — воины.
  • Halo — сангхейли (раса воинов) и джиралханаи (тоже воины, но варвары) в Ковенанте. Люди подняли воинственность из-за войны с Ковенантом, но ещё во времена Предтечей умели отжигать. Предтечи в основном позиционировали себя гордыми и мудрыми, но и воинственности не были лишены (точнее как, выдумали себе роль смотрящего за Галактикой, возвели это в ранг религии и считали, что тот, кто против, выступает против законов мироздания, а значит, заслуживает лишь уничтожения).
    • Сангхейли из-за своей воинской культуры пролоббировали оснащение Хрюков в бою оружием после Восстания последних (за то, что не испугались восстать), и к концу войны с людьми перестали понимать, почему людей не принимают в Ковенант, потому что тридцать лет воевать с превосходящим противником, но не сломаться, могут не только лишь все.
  • Star Control — космические кланы йехатов косят под гордых шотландских горцев, однако они скорее солдаты. Из подопечные шофиксти же — мохнатые самураи в космосе, готовые в любой момент стать камикадзе.
  • The Elder Scrolls — норды списаны с викингов, и соответственно они являются расой воинов, у которых в почёте честь, отвага и сила. А также имперцы, списанные с Римской Империи раса солдат, которые успели в своё время завоевать весь континент. По совместительству ещё они превосходные торговцы и дипломаты. Но особенно ярко претензии на гордость и воинственность проявляются у орков.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — ну конечно же орки! Сами себя считают расой хулиганов. Достаточно напомнить лозунг их знаменитого вождя Газкулла Мэг Урук Траки (орфография сохранена): «Мы разтопчим всиленную в липёшку и убьем усе што будит сопративляца. Мы орки, и мы быле созданы штобы сражаца и пабиждать». Вааагх!, их коллективное психополе, позволяет им компенсировать отсутствие субординации авторитетом сильных вожаков, так что они способны (временами) действовать более-менее осмысленно даже на стратегическом уровне. Тем не менее, орки есть орки, централизованного снабжения у них нет, вместо него — умение собирать оружие и технику из мусора, но и оно самими орками считается не столь уж эффективным (многие варбоссы стараются при возможности пополнять арсенал трофейными машинами), централизованной подготовки — тоже (если не считать за таковую карго-культ в духе клана Кровотопоров, мол, Астра Милитарум — крутые, они ходят строем и носят форму, вот и мы будем ходить строем и носить форму, и тоже будем крутыми!), вместо неё — генетическая память и умение быстро учиться на ходу (а то, что в процессе обучения опасным специальностям вроде пилота или подрывника большая часть «курсантов» сдохнет, так орки всё равно быстро вылупляются по новой). С другой стороны, даже самому отмороженному из орков не придёт в голову перерезать глотку своему Боссу тайно во сне или застрелить его в спину, чтобы занять его место. Они просто не понимают, как это делается и зачем. Клингонское повышение для них возможно только в открытом бою, лицом к лицу — и это сближает их с расой воинов.
    • Да и звёздные эльдары тоже не отстают. В конечном счёте Каэла Мэнша Каин, один из их последних богов — лик самого Кхорна (бога войны и убийства)! Тем не менее, строго воинственны у них только Сейм-Ханн (воинский подвид) и Биэль-Тан (солдатский). Все остальные как-то предпочитают быть гордой и мудрой расой. А вот тёмные эльдар — однозначно оно, в хулиганском варианте.
    • Там же — крууты. Хулиганский вариант. Мультикультуралисты-Тау позволяют им сохранять свои обычаи ради приносимой ими пользы. Сами Тау же старательно косплеят гордую и мудрую расу, но получается сабж статьи в солдатском варианте с некоторым уклоном в воинский (в анклаве О’Шовы — с сильным уклоном).
    • Люди же! Типичная раса солдат. Некогда были гордой и мудрой расой (в Тёмную Эру Технологий/Золотой Век Человечества), однако с того времени много воды утекло. Так активно понавоевали в Галактике, что стали одним из самых распространённых видов разумной жизни в Млечном Пути. Лучше всего воинский дух человечества будущего характеризует речь знаменитого комиссара Яррика, с которым он обратился к Имперской Гвардии: «Имя нам — Легион. Крови нашей — Океан. Мы не боги и не титаны. Мы солдаты. Мы не умираем. Мы отправляемся в ад на перегруппировку.» Педаль в пол давят отдельные миры, связанные либо с Имперской Гвардией (Кадия, Криг, Катачан), либо с космодесантниками. Первый случай — солдатский вариант, второй — между воинским и хулиганским, варьируясь в ту или иную сторону в зависимости от Ордена.
  • Warhammer Fantasy Battles — зверолюды и орки — расы хулиганов. Скавены — раса хулиганов, педаль в пол. Бретонцы (местные феодалы, крестьяне больно зашуганы и даже ополченцы из них скорее пушечное мясо), все эльфы, кислевиты и норды — расы воинов, имперцы и гномы — расы солдат.
  • Iron Kingdoms — тролли и скорны. Вторые ближе к «солдатскому» народу, но кодекс чести тоже присутствует.
  • Собственно, «Оборотень: Апокалипсис» и вервольфы-Гару оттуда.
  • BattleTech — Кланы, конечно же.

Прочее[править]

  • аудиосериал «Внутренние Тени» — клановые горняки известны своими жестокими и брутальными нравами, напоминающими «Домострой». Настолько суровы, что являются единственным фенотипом, которому разрешено соблюдать религию — Каменный Уклад. Однако не стоит полагать, что горняки — просто груда мышц; среди них много учёных и деятелей культуры, но стереотипы вынуждают многих горняков идти туда, где требуется грубая физическая сила.

Реальная жизнь[править]

Исторически — тысячи их. Самые известные:

  • Шумеры, как известно, были первыми во всем. В том числе и в насилии. Первые в мире армии, первые завоевания, первые протоимперии.
  • И протоиндоевропейцы ямной культуры и культуры боевых топоров, огнем и мечом прошедшиеся от Ирландии до Китая, сокрушившие несколько протоцивилизаций и оставившие свой генетический след, языки и верования по всей Евразии. Если цивилизованные шумеры — прототип «солдатского» варианта, то более дикие варвары-ПИЕ — «воинского».
  • Евреи времён завоевания Ханаана, со слов востоковеда Е. Я. Сатановского, в свирепости и религиозной отмороженности ничем не отличались от современных ваххабитов.
  • Древние семиты, надо сказать, славились своею воинственностью:
    • Аккадцы, создавшие первую в мире империю. И первую профессиональную армию.
    • Амореи, иначе сутии, захватив древний шумерский город Кадингирра, смешались с шумерами и аккадцами и создали великую Вавилонскую державу.
    • Гиксосы, родственный амореям народ, завоевали Египет на целый век.
    • Знаменитая своей воинственностью (и горькой участью) X вавилонская (халдейская) династия. При ней Вавилон достиг пика могущества. И при ней же ее навсегда потерял.
    • Финикийцы были известны на все Средиземноморье как отважные мореходы и свирепые пираты.
    • Ассирийцы, исконные соперники вавилонян, были известны своей профессиональной и весьма эффективной военной машиной, подмявшей под себя половину Ближнего Востока. Создали первопример тропа Империя.
  • Греки, особенно спартанцы. «Спартанцы спрашивают, не сколько их, а где они!»
    • Их родственники древние македоняне — туда же. Александр Македонский — вместо тысячи слов.
  • Римляне времён Республики и ранней Империи — вечный идеал «солдатского» варианта. Наглядно показали его преимущества, одолев всех соседей, не менее гордых и воинственных, но принадлежавших к «воинскому».
  • Практически все известные племена эпохи Великого переселения народов: саксы, готы, гунны, вандалы.
  • Викинги же! И их осевшие во Франции потомки норманны.
  • Славяне, в общем, знали толк в гордости и воинственности не хуже германцев[2]. Чего стоят только походы Святослава, новгородских ушкуйников или казаков!
    • С точки зрения типичного забугорного обывателя, русские — самый что ни на есть стереотипный воинственный народ, стараниями пропаганды наделенный рядом сверхспособностей вроде выживания в адские холода и возможности убивать врагов голыми руками. Педаль в пол выжимают китайцы — уважительное прозвище «боевой народ» («战斗民族») в Китае применяют только к русским, и, похоже, теперь оно к ним там прилипло намертво.
      • Ну, как бы всю историю лезли кочевники с юга и востока, а иногда, но уже по серьезному и белые господа с запада. Знаю, знаю, все это пропаганда и вообще сами виноваты. У этой страны врагов нет, их выдумывает власть, чтобы оболванивать народ.
    • Средневековые чехи. Это сейчас они являются образцом миролюбия и готовности к компромиссам, о чём свидетельствует бескровный развод со словаками, по контрасту с распадом Югославии. А вот во времена Яна Жижки отоваривали всех направо и налево цепом по кумполу.
    • Полабские славяне так вообще были настолько суровы, что, к примеру, руянам платили дань викинги из Дании. Сопротивлялись германизации и христианизации больше 4 веков, то и дело восставая, особенно эпичным было восстание 983 года.
    • Средневековые болгары своим беспокойным соседством попортили немало крови византийским императорам.
    • Черногорцы.
    • Кубанские и донские казаки тоже отличились.
  • Шотландские горцы — хайлендеры.
  • Кочевые народы: скифы, сарматы, монголы, мадьяры.
    • Педаль в пол: авары, которые оказались настолько гордыми и воинственными, что, когда их каганат к концу VIII века оказался полностью окружён врагами (на северо-западе — франки, на юге — Византия, с востока наседали булгары и мадьяры, в самом каганате постоянно бунтовали покорённые славяне), они отказались откочёвывать в более спокойные места и даже заключать мир хоть с кем-то. Закономерный результат: в 796 году славянский князь Войномир и фриульский герцог Эрик, вассалы Карла Великого, сожгли столицу каганата. В течение следующих двадцати лет знать была полностью истреблена, простые авары обращены в подданных Франкского королевства, крещены и ассимилированы. Территории каганата были разделены между франками, булгарами и южными славянами, а на Руси долго ещё бытовала пословица «погибоша, яко обре» — погибли, как обры (авары), без следа.
  • Чукчи. Терроризировали соседей (рейды иногда устраивали аж до нынешней Калифорнии), неоднократно давали люлей засланным казакам. Екатерина лично издавала указ «немирных чукоч истребить вовсе» — не помогло. В итоге подданными Российской империи так и не стали: в отличие от других северных народов, ясак они платили по желанию. По некоторым сведениям, последняя война между чукчами и эскимосами проходила в 1970-80-х гг.
  • Ирокезы и другие коренные племена Америки.
  • Зулусы. Мало кто ещё мог чуть ли не на равных воевать с белыми при столь разительной разнице в уровне развития.
    • Их соседи и сородичи — коса, суто и особенно ндебеле/матебеле — мало отставали.
    • Их традиционные враги буры тоже нехило отжигали — во всяком случае, до начала XX в. Позже крутость уменьшилась, но воинственность сохранилась.
  • Японцы — до недавнего времени были настолько гордым и настолько воинственным (а ещё дофига жестоким) народом, что стали единственными в истории, против кого применили ядерное оружие. В результате гордости и особенно воинственности у них сильно поубавилось.
  • См. также: краткий обзор воинственных народов: калмыки, маори, даяки (Калимантан).

Примечания[править]

  1. Или под США? Или даже и то, и другое (и, возможно, даже еще под кого-то): есть подозрения, что это просто собирательный образ всех стран-участниц Второй Мировой, которые автор не жалует — а ему особо не за что любить что тех, что других. Факт тот, что Вторая Мировая к этому действительно имеет отношение: манга-первоисточник именно ей и посвящен.
  2. Судя по греческим источникам, ранние славяне были стереотипно миролюбивы. Ничего удивительного, земли им достались неплохие. В отличие от германцев и кельтов, учиться воевать нашим предкам пришлось по ходу истории. И таки научились, но не оружием, а смекалкой и психологическими атаками. Не просто же так раз в год и палка стреляет. Что и сегодня применяется в русской армии. С другой стороны, славяне — китайцы своего времени и могли давить числом. К концу переселения народов были уже в меру воинственными.