Уже не торт/Литература

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это подстатья к статье Уже не торт. Навигационные шаблоны и плашки здесь не нужны.

Примеры[править]

  • Джек Лондон. Начинал с опасных приключений и трудных путешествий на Аляске, плаваний по Океании, населённой людоедами и пропитанной лихорадкой. Закончил пасторальными поисками Лунной Долины и прочими маленькими хозяйками больших домов.
  • Владимир Владимирович Маяковский вывихивал мозг сложными метафорами и бил по щекам общественный вкус. После Октябрьской революции перешёл на агитки, понятные, как дважды два.
    • Ну, «как дважды два» это уже преувеличение. Автор правки слышал и о поздних стихах Маяковского, что они непонятны, особенно «Неоконченное».
    • Агитки, познавательные, рекламные и санитарно-просветительские стихи он писал для тех, кто, что называется, вчера читать выучился, поэтому они были так просты. От себя и для себя он мог себе позволить писать иначе.
      • И всё равно у Маяковского немалый фэндом среди людей левых взглядов.
  • Корней Чуковский не избежал этого. Его последние сказки «Одолеем Бармалея!» и «Бибигон» скатились в такой абсурд, что больше он вообще не писал никакой детской литературы. Вовремя остановился.
    • Сказка про Бибигона всё же не лишена некоторого обаяния, и в ней узнается знакомая, родная манера Чуковского.
    • В конце жизни Чуковский также написал сборник «Вавилонская башня и другие древние легенды» — пересказ Библии для детей. Бог там именовался «волшебником Ягве». Впрочем, это не помогло — книга была запрещена и опубликована только в 1990 году.
  • Оригинальные рассказы и единственный роман Роберта Говарда о Конане-варваре общепризнано хороши. А вот когда франшиза скатилась, есть версии разные: для кого-то уже не та с момента, когда Спрег де Камп, Лин Картер и Бьёрн Ниберг начали дописывать неоконченные работы Говарда и выпускать свои фанфики, для кого-то неканонично всё, что выходило уже на второй волне популярности (Джон Мэддокс Робертс, Стив Перри, Леонард Карпентер, Роберт Джордан), а для кого-то Конан стал кониной уже в конце 1990-х, когда «Тролль», АСТ и «Северо-Запад Пресс» начали выпускать под иностранными псевдонимами опусы Перумова, Мартьянова, Глумова, Хаецкой и компании.
  • Софья Прокофьева от самобытных и увлекательных, пусть порой немного наивных, сказочных повестей из цикла «Повелитель волшебных ключей» и трогательных «Тайны старого чердака» и «Приключений жёлтого чемоданчика» перешла к однообразным и унылым продолжениям классической сказки о Белоснежке. Большинство повестей, написанных в 1990-е и в начале 2000-х, чуть меньше чем полностью состоит из подражаний Астрид Линдгрен и Клайву Льюису. Поэтому классикой детского чтения закономерно стали «Лоскутик и Облако», «Приключения жёлтого чемоданчика» и «Остров капитанов», а не «Замок чёрной королевы» или та же серия историй о Белоснежке.
  • Кир Булычёв и его опухание сиквелов про Алису Селезнёву. Последние книги (из 1990-х) совершенно не стоят того, чтобы их экранизировать. Мультсериал «Алиса знает, что делать!» — вопиющий неканон — и тот лучше, чем они! В частности, истории про Эпоху легенд скатились в жуткий вывих мозга, и едва не в каждой последней книге там или сям всплывает совершенно левый мотив наготы или раздевания там, где без него спокойно можно было обойтись.
    • Ну, не то что бы обойтись… Иногда это вполне сюжетно обосновано, скажем, в «Алисе и лилипутах» или «Привидений не бывает». Только как-то уж старательно начинает подчёркиваться, причём иногда и не с главными героями (похоже, у него это даже целый комплекс, начиная ещё с 1960-ых, когда он активно интересовался нудизмом, а в дальнейшем написал роман, который так и называется — «Голые люди», правда, применительно к детям это было ещё мало заметно, и это не просто Опошленная ситуация). С другой стороны, количество книг увеличивалось за счёт всяких переработок и адаптаций старых. Но для Булычёва это вообще характерно (хотя иногда связано с технологией издания, вроде журнальных вариантов). И чисто развлекательный тон всё сильнее и сильнее. Если первые книжки, хоть и детские, ещё как-то были «твёрдой научной фантастикой», содержали смелые гипотезы и нестандартные решения, то поздние — всё больше чистые приключения с заметным налётом « сказочности» в самом пошлом и дурном смысле этого слова. Сюсюканье пополам с хулиганским фэнтези в стиле Д. Емца. И эпигонство и неудачная игра с заимствованными сюжетами налицо. Перенос жюль-верновской «Деревни в воздухе» в обручевское подземелье чего стоит. См. упростили и опошлили.
    • Теперь снова торт — «Алиса и Алисия», лебединая песня автора. Никаких левых мотивов, всё логично и даётся намёк на будущее Алисы и Пашки Гераскина (безответная любовь со стороны парня и френдзона со стороны девушки, как у их двойников из параллельной вселенной).
  • И даже… Дж. К. Роулинг. Попытка уйти от мира Поттерианы в детективный жанр, скрывшись под псевдонимом «Роберт Гэлбрейт», оказалась не слишком удачной. Выпущенная перед этим «Случайная вакансия» оказалась мощнейшей социальной драмой, но от автора фентези такого никто не ждал, так что роман понравился лишь небольшому кругу читателей. А после пьесы «Гарри Поттер и Проклятое дитя» на автора посыпались обвинения в том, что она «исписалась».
    • Да пьеса и написана-то в основном не ею, а двумя драматургами-мужчинами (Джеком Торном и Джоном Тиффани), фанатами поттерианы. А Роулинг только «прошлась рукой мастера» и поставила сверху своё имя.
    • Ой ли, не «стрелочники» ли эти соавторы?
    • В любом случае, это же не фанфик. Слабый слог может быть на совести «литнегров», но если над вселенной произведения начинается похоронная оргия, в ответе всегда «мастер», ибо имеет все рычаги влияния на всех стадиях работы. От согласования фабулы и сюжета до косметических правок в конце. И, вероятно, Нома-Гермиона вообще вброшена для того, чтобы отвлечь внимание от реальных ляпов, а не оригинального режиссёрского видения, на вселенную влияющего ну вообще никак.
    • А с чего бы начинать «похоронную оргию» над вселенной ГП? Поздние книги Марка Твена про Тома Сойера никак не отменили первых двух. Так и тут: кому не нравится, те не читают новое. Автор правки «Проклятое дитя» не любит и не перечитывает, зато фильмы ФТ, особенно второй, ему нравятся больше всего в ГП, не считая «Даров смерти».
  • Стивен Кинг. Просто сравните его первые работы (до начала нулевых) и текущие.
    • Тут все же наблюдается проблема противоположных оценок. Работы Кинга времен его наркозависимости многие фанаты ставят ниже позднейших, написанных как раз в нулевые и начале десятых.
  • Рик Риордан — доливание воды еще ни одного писателя не красили.
  • «Колесо Времени» начиная с 10 тома («Перекрёстки сумерек») стремительно скатывается в самозацикливание: убитые враги наловчились оживать, а герои явно перестают понимать, куда шли.
  • Многие критики отмечают, что Терри Пратчетт в 2000-е стал куда менее юморным и куда более мрачным. Да оно и понятно, в общем-то.
  • Аналогично пани Иоанна Хмелевская — более поздние книги насыщены скучными длинными монологами на тему коррупции, бандитов-беспредельщиков у власти и прочего. Тоже можно понять — большую часть жизни писательница прожила при социалистической власти, что имело свои недостатки, но уже привычные (и, разумеется, критикуемые в книгах). А пожилые люди (Хмелевская родилась в 1932 году, так что к лихим девяностым ей уже было под шестьдесят) к переменам адаптируются хуже.
  • Главную франшизу В. Панова Тайный город многие фанаты уже торжественно отпели и похоронили. Ситуацию значительно усугубили так называемые «романы, написанные с соавторами». Самые радикальные вообще считают, что после «Кафедры странников» (2004) Панов ничего путного про Тайный Город не написал. А ещё Панов отчего-то резко невзлюбил Дочерей Журавля, описывая прекрасных воительниц в основном в крайне негативном свете (на их счету — два кровавые попытки дворцового переворота, последняя из которых завершилась полным успехом) — как кровожадных, беспощадных и очень злых разбойниц. Досталось и доселе мирному домену Кузьминки, ранее особо не привлекавшему внимания мэтра (в ранних романах описывалось скрытое соперничество самых сильных доменов Зелёного Дома — доминирующего Сокольники и второго по могуществу и влиянию Измайлово). Сейчас власть в Кузьминках принадлежит полным чудовищам — берегине/жрице Всеведе и сиротинушке барону Сдениру. Кроме того, многообещающие злодеи вроде князя Ярги или лорда Нура были слиты.
    • В случае с «Анклавами» Панов сумел вовремя остановиться — всего 5 романов с достаточно четкой точкой. Но и здесь все опошлил «межавторский цикл», который ударился в приключения тела и постапокалипсис без малейших попыток раскрытия оставленных Пановым вопросов.
  • Владислав Крапивин — есть мнение, что писателя подкосили события перестройки и краха СССР. Мол, лучшие произведения он написал с 1960-х по 1980-е, в 1990-ые им завладела чернуха и эскапизм, а в 2000-е Крапивин потерял контакт с читателем и изливал на бумагу свою рефлексию по детству.
  • Василий Головачёв — практически идентичен Мориц. По мнению других, был уныл всегда — сперва как автор тоскливой постсоветской фантастики, а после «СМЕРШ-2» — как автор скучных криминальных боевиков, замаскированных под фантастику.
  • Виктор Пелевин — после «Empire V» романы всё больше напоминают сборники юморесок о событиях истекшего года.
  • Юрий Нестеренко — несмотря на свою мизантропию, когда-то был годным и даже в определённых кругах культовым автором, приложившим руку даже к легендарным «Космическим рейнджерам». Однако, уже в те времена он заработал фриковатую репутацию из-за «антисексуального движения», затем под влиянием ряда политических событий встал на позиции карикатурной смердяковщины, а после иммиграции в США начал стремительно терять остатки психического здоровья. В итоге практически полностью забросил литературную деятельность, и нынче занимается только сетевым попрошайничеством, изредка выдавая какой-нибудь какой-нибудь фанатичный политизированный памфлет или стишок с известным содержанием.
    • А когда всё же изредка выдаёт что-то из прозы… это трудно читать без смеха (при том, что автор не задумывал произведение как юмористическое) и/или испанского стыда. «Опущенцы»? Полевой командир Дракула? Смакование группового изнасилования и различных девиаций? Тест на МТА современный Нестеренко завалил бы с треском.
  • Роман Злотников, чьё творчество можно условно поделить на три периода:
    • Начало самых известных серий, в той или иной степени годное. Как правило, в серии пишется 2-3 книги с открытым финалом, после чего автор переходит к следующей.
    • Безыдейное и, по большей части, бессмысленное дописывание начатых серий, качество книг объективно резко падает (появляются жаргонизмы, грубые искажения языковой нормы и шутки сортирного юмора, немыслимые в более ранних книгах).
    • Выход всё новых книг в имеющихся сериях, написанных либо «в соавторстве», либо полностью другими людьми. Впрочем, упомянутое выше падение качества позволяет предположить, что использование литнегров автором началось ещё раньше.
  • Ник Перумов — аналогично Лукьяненко: после каждой книги с 1990-х его объявляли «не тортом». Тем не менее, было несколько наиболее крупных рубежей:
    • Алмазный меч, деревянный меч. До него Перумов писал сравнительно короткими циклами или вообще одиночными произведениями, связанными с другими только сеттингом и некоторыми героями, как, к примеру, каждый из романов о Хьёрварде. После — началась длинная «Санта-Барбара» про Фесса, из-за которой за автором и закрепилась слава «русского Джордана» в плохом смысле этого слова. Длинные рефлексии, почкование сюжетных линий, постоянный прием «из последних сил» — все это расцвело пышным цветом именно после АМДМ.
    • «Семь зверей Райлега». Тут уже плевались фанаты цикла о Фессе.
    • Наконец, все, написанное после 2011 г.
  • Даня Шеповалов. Кислотно-трэшевые статьи изрядно веселили читателей «Хакера» и «Хулигана» все 90-е, и первый «Ядерный Титбит» действительно культовая игра. Роман «Таба Циклон» оказался интересен только с середины (как раз с момента, где убили Даню Шеповалова). Новелла «Комплекс девственницы» оказалась уныла и предсказуема. А когда стал пресс-секретарём Ю-Туба, стало ясно: старый Даня закончился.
  • Эрин Хантер, господа, а особенно их самое известное творение Коты-Воители. Первый цикл — яркая, наполненная самыми разными событиями история с интересными и запоминающимися персонажами, имеющая мощный и сильный финал. Первая половина «Нового Пророчества» темнее и острее предыдущего цикла(сравните нападение банды собак и лесной пожар с разрушением леса, где живут герои, людьми для постройки дороги), но все так же интересна. Проблемы начинаются с четвертой книги второго цикла «Звездный цвет», так как вместо интересной драмы читатели вынуждены наблюдать высосанные из пальца сюжетные линии, историю поражает любовный рак сюжета, а большинство интересных персонажей и молодого поколения гибнут от дьявола из машины. Проблема усугубляется «Силой Трех» и ее прямым продолжением «Знамение Звезд», где большую часть времени не происходит ничего сюжетно важного, герои скучны, а сам финал довольно слаб в сравнении с самым первым циклом, хотя должно быть наоборот. «Начало племен» исправило ситуацию, но лишь временно, так как последующие циклы «Видение Теней» и «Нарушенный закон» считаются худшими арками в серии.
    • Та же история, если не хуже, наблюдается с специальными изданиями и новеллами. Пророчество Синей Звезды, Месть Звездного Луча, Прощание Горелого, Обещание Метеора и книги, посвященные Небесному племени считаются хорошими, Проклятие Гусохвоста и Секрет Щербатой — похуже, но Долг Ярохвоста, Надежда Белки и Сердце Пестролистой одинаково неперевариваемы всеми фанатами.
  • Чингиз Абдуллаев. Первый роман, «Голубые Ангелы» (1988), общепризнанно хороший шпионский боевик. Но последующие несколько десятков так сильно повторяли первый и друг друга, что похожи скорее на фанфики, пусть и написанные тем же автором.
  • Александр Бушков, «Сварог». Две первые книги («Рыцарь из ниоткуда», «Летающие острова») вполне недурное подражание Эдгару Райсу Берроузу и его марсианскому циклу. Через 5 лет начали выходить продолжения, но они намного хуже.
  • Борис Акунин, цикл о Фандорине. После «Нефритовых чёток» (2007) книги стали выходить реже, а истории в них стали сильно хуже. В 2018 пришлось и вовсе официально завершить цикл.
  • Дмитрий Рус, «Играть, чтобы жить». Фактически, кодификатор русского ЛитРПГ. Первые четыре книги более-менее хороши в рамках жанра. Начиная с пятой автор ударился в нелепую политику, притом, что представления о ней получены в лучшем случае из Фейсбука.