Виктор Пелевин

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Виктор Пелевин
Pelevin.jpg
Псевдонимы: нет
Дата рождения: 1962
Место рождения: Москва
Дата смерти:
Место смерти:
Вид деятельности: писатель
Годы деятельности: с 1989
Направление или жанр: гротеск, сатира, контркультура, магический реализм
Язык произведений: русский
Дебют: «Колдун Игнат и люди»


Виктор Олегович Пелевин (р. 1962) — российский писатель, начавший публиковаться в конце 1980-х годов, а культового статуса достигший в Бесславные девяностые, став одним из законодателей всей эстетики той эпохи. Примерно после выхода романа «Чапаев и Пустота» в 1996 году Пелевин становится самым известным современным российским писателем (с некоторым трудом с ним сравним Владимир Сорокин, но он куда как больше не для всех) и самым известным, читаемым и цитируемым российским литератором-постмодернистом. Что характерно, Пелевин как истинный хикки ведёт крайне затворнический образ жизни, избегает публичных появлений — из-за чего становится и сам героем теорий заговора вида «а существует ли он вообще, Пелевин этот?» С того момента, как прославился ещё и писатель Александр Пелевин, который, напротив, ведёт активную публичную жизнь, вопрос встал с новой силой.

Избранные произведения[править]

  • «Колдун Игнат и люди». Первый рассказ, опубликованный в 1989 году.
  • «Затворник и Шестипалый». Первая повесть.
  • «Синий фонарь». Сборник рассказов, опубликованный в 1991 году. Заглавный рассказ экранизирован в 2000 году под названием «Ничего страшного».
  • «Омон Ра» — первый опубликованный роман (1992).
  • «Жизнь насекомых» — второй роман (1993).
  • «Чапаев и Пустота» — книга-прорыв, превратившая Пелевина в настоящую знаменитость.
  • «Generation „П“» — вышла в 1999 году.
  • «Нижняя тундра» — рассказ, написанный специально для одноимённого альбома группы Александра Ф. Скляра «Ва-БанкЪ» в 2000 году.
  • «Диалектика Переходного Периода (из Ниоткуда в Никуда)» — цикл из нескольких произведений в центре с романом «Числа», вышел в 2004 году.
  • «Священная книга оборотня» — 2004 год.
  • «Empire V» — 2006 год. В 2021 выходит в прокат экранизация.
  • «S.N.U.F.F.» — 2011 год. По странному стечению обстоятельств весьма любимый на нашем сайте роман-антиутопия.
  • «iPhuck 10» — 2017 год.
  • «Тайные виды на гору Фудзи» — 2018 год.
  • «Искусство лёгких касаний» — 2019 год.
  • «Непобедимое солнце» — 2020 год.
  • «Transhumanism Inc.» — 2021 год.

Тропы и штампы[править]

  • Бафосная аббревиатура — неоднократно обыгрывается/деконструируется.
    • Первый раз. В эссе «ГКЧП как тетраграмматон» Пелевин рассматривает провал Советского Союза в использовании красной каббалической магии, потому что в аббревиатуре ГКЧП проявились ненужные конструкции, такие как ГК («гинекологическая клиника») и ПК («пожарный кран»). Именно из-за присутствия в тетраграмматоне конструкций, вызывающих неуместные ассоциации, СССР и распался.
    • Второй раз. «Зомбификация», глава «Лексическая шизофрения». Демонстрируется зомбификация советского человека «несловами» и «бинарным лексическим оружием»: горисполком (гори-с-полком), обком (звонит колокол?), индустриализация (индийско-пакистанский конфликт, где на одного индуса приходится три мусульманина) и так далее. А ужасный демон Цекака Пээсээс всем этим заправляет.
      • Про индустриализацию, кстати, возможна отсылка к «Золотому телёнку»: «Мой первый слог сидит в чалме, он на Востоке быть обязан…» (старик Синицкий сочиняет шарады).
    • Подобные идеи проскакивают и в больших произведениях Пелевина, особенно в очень условной серии про халдеев, вампиров, рекламу, гламур и дискурс.
  • Бонус для современников — произведения во многом написаны «на злобу дня», и всевозможные отсылки в каком-нибудь «Принце Госплана» или «Generation „П“» уже могут быть непонятными для не заставших соответствующие эпохи.
  • Вечная загадка:
    • «Принц Госплана» — притча про магрибский молитвенный коврик. Так всё же, что он обозначает, и почему при его упоминании все умирали от ужаса?
    • «Generation „П“» — все попытки Татарского узнать, кто же на самом деле управляет всеми «рекламными ложами», разбиваются о стальное «не думай об этом».
      • Хотя в «Empire V» прямо говорится, что вампиры и управляют.
  • Зрители — гении — для полноценного понимания творчества требуется нехилая предварительная подготовка.
  • Идейный продолжатель:
    • «Омон Ра» — написанный ещё в советское время (а уже после появления в России Интернета ставший одним из первых в Рунете образцов одновременно и электронных книг, и сетевого фольклора, и копипасты) сборник психоделических рассказов «Полигон 1-4».
    • В свою очередь, российско-американский фильм «Москва 2017» по отношению к «Generation „П“» (а также фильму «99 франков» и мультфильму «Американская мечта», но с элементами футуристики). Получилось хорошо, но плохо. Неплохо снятая притча против общества потребления, балансирующая на грани магического реализма. Но многие критикуют её за вторичность и несоответствие рекламе. Да, авторы ядрёно потроллили публику: кино против брендов обмануло зрителей брендовой обложкой.
  • Изгнание («Затворник и Шестипалый»): второй из героев был изгнан из социума — кучки цыплят-бройлеров — за то, что имел на лапках по шесть пальцев.
  • Клуб масок — «Generation „П“» и особенно «вампирские» «Empire V» и «Бэтман Апполо». В них присутствует тайное сообщество «Халдеев». В него входят различные влиятельные люди, которые помогают вампирам (выполняющим роль мирового правительства и серых кардиналов) достигать их целей. При официальных встречах со своими «хозяевами» халдеи надевают золотые маски.
    • Маскарад — особенно произведения «Empire V» и «Бэтман Апполо», согласно которым миром, на самом деле, правят вампиры (но не те, которые нежить). Сюда же можно отнести и деятельность «Института пчеловодства» из «Generation „П“».
  • Код конфетного фантика — произведения практически полностью состоят из этого тропа. Например, «Generation „П“» — символизм богини Иштар, скрывающийся за рекламными образами.
  • Коровушка-бурёнушка («Священная книга оборотня») — череп Буренушки дает нефть, если его как следует разжалобить.
  • Масоны и иллюминаты: теории заговора, тайные управляющие всем миром — одна из центральных тем творчества.
  • Посмертный рассказчик — «Вести из Непала».
  • Поручик Киже — автор любит этот троп, тем более, что едва ли не каждое его произведение сворачивает к теме иллюзорности бытия и невозможности отделить реальное от воображаемого.
    • В романе Generation «П»" главный герой выясняет, что влиятельных государственных и мировых политиков не существует: телевидение показывает 3D образы, создаваемые коллективами сценаристов, актёров и аниматоров, а специальным агентам поручено в людных местах регулярно сообщать случайной публике, что вот, дескать, «вчера своими глазами видел живого Ельцина».
    • В романе «Смотритель» обыгрывается история о самом, собственно, Киже. Здесь Киже — не плод досадной ошибки, а сознательный алхимический эксперимент увлекавшегося оккультизмом императора Павла. С помощью этого трюка монарх ловко провёл цареубийц-заговорщиков. По крайней мере, так хочется думать самому императору Павлу
    • «Реконструктор» — целая череда виртуалов «Сталин» (среди которых были Джугашвили и Хрущёв).
    • «Burning Bush» вроде тоже сюда, просьба дополнить.
  • По уши в.... Литературный критик Павел Басинский однажды написал грубую отрицательную рецензию на книгу Пелевина «Чапаев и пустота», заодно проехавшись по личности самого автора. В отместку Пелевин вывел его в своей следующей книге «Generation „П“», утопив в развалившемся сельском туалете.
  • Промышленный магнат — «Принц Госплана».
  • Псевдовосточная философия.
  • Программный язык Мироздания — всё тот же «ГКЧП как тетраграмматон».
    • Та же каббалистика, но ещё более пространно и «на сложных щах» в «Лампе Мафусаила».
  • Реклама наркотиков — регулярное обвинение. Подробнее см. по ссылке.
  • Творчество меняет реальность — «Чапаев и Пустота»: анекдоты о Чапаеве распространяет Котовский (создатель нашей реальности), опошляя события в меру своего разумения и принятой дозы кокаина. Протагонист мелко мстит Котовскому, рассказав о нём в наше время анекдот. Протагонист уверен, что это мгновенно и буквально отражается на создателе мира.
  • Цитата-бастард — в романе «Священная книга оборотня»: «Как писал Маяковский, „гвозди бы делать из этих людей, всем бы в России жилось веселей“ (это он потом исправил на „крепче бы не было в мире гвоздей“, а в черновике было именно так, сама видела)». На самом деле строки о гвоздях принадлежат Николаю Тихонову, и вряд ли Пелевин этого не знал, но ведь все его книги о том, что никакого «самого дела» не существует!
    • «Generation П» — когда молодому перспективному криэйтору в качестве испытательного задания поручили разработать рекламную кампанию напитка Sprite, он ухватился за классический лозунг «Sprite — the uncola!», красочно и многословно расписав, как можно с его помощью придать товару популярные в народе псевдославянские, антизападнические, патриотические ассоциации. Выслушав стажёра, руководитель хмуро отметил: «The uncola — это лозунг 7Up, а не Sprite». «После этого он некоторое время молчал, глядя на Татарского своими глазами-пуговицами. Татарский тоже молчал, вспоминая, сколько раз в жизни он уже бывал в таком идиотском положении».
    • А квас «Никола» в итоге действительно существовал и рекламировался, уже в нулевые. Случайность? Наглый плагиат? Всемогущий шаман В. О. Пелевин таки изменил реальность творчеством? Или просто он же сценарий этой рекламы и написал, воспользовавшись старыми наработками, а заказчик его романов не читал и схавал?
  • Я всё понял — в финале предпоследней главы романа «Чапаев и Пустота» протагонист «всё понял». Если отринуть мистику и рассматривать роман как историю болезни, то в последней главе шизофрения Петра рецидивирует.
    • Протагонистка «Священной книги оборотня» тоже всё поняла в финале.
    • Главный герой «Жёлтой стрелы» также всё понял в финале.