Словесная провокация: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
м (1 версия импортирована) |
|||
Строка 3: | Строка 3: | ||
Конечно, оскорблять людей тоже нехорошо. Провоцировать, донимать, затрагивать болезненные точки и так далее. За это могут дать в морду. Да-да, «перо ранит больнее меча», но многие предпочли бы десять раз быть оскорблёнными, чем один раз убитыми. Из этого выходит и законодательство: оскорблять людей не надо, но это мелкое преступление. А вот за рукоприкладство уже ответ совсем другой. | Конечно, оскорблять людей тоже нехорошо. Провоцировать, донимать, затрагивать болезненные точки и так далее. За это могут дать в морду. Да-да, «перо ранит больнее меча», но многие предпочли бы десять раз быть оскорблёнными, чем один раз убитыми. Из этого выходит и законодательство: оскорблять людей не надо, но это мелкое преступление. А вот за рукоприкладство уже ответ совсем другой. | ||
И вот здесь мы подошли к тропу. Хитрые персонажи могут пользоваться таким дисбалансом, чтобы получить то, что нужно. В конце концов, ради великого добра можно и в морду получить. | И вот здесь мы подошли к тропу. [[тролль|Хитрые персонажи]] могут пользоваться таким дисбалансом, чтобы получить то, что нужно. В конце концов, ради великого добра можно и в морду получить. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* | * «[[Легенда об Уленшпигеле]]». Тиль долго провоцировал таким образом злого паломника, пользуясь его обетом молчания. Наконец паломник не выдержал и навешал-таки Тилю, сопровождая побои речью «[[Почему ты отстой]]» и [[Бедный я, несчастный|жалобами на свою тяжёлую жизнь]]. Тиль в долгу не остался — выслушал всё это, встряхнулся… и распечатал злюке пачку люлей. | ||
* «[[Хроники странного королевства]]» — Артуро старательно намекает Кантору на опускание в концлагере, — и оба не успевают понять, как тот разбил ему нос. | * «[[Хроники странного королевства]]» — Артуро старательно намекает Кантору на опускание в концлагере, — и оба не успевают понять, как тот разбил ему нос. | ||
* [[Сварог]] — крестьянин Бони [[Опосредованная передача ругательств|именно так]] вызывает драку в трактире, а всё ради возможности «отжать» у драгун их лошадей. | * [[Сварог]] — крестьянин Бони [[Опосредованная передача ругательств|именно так]] вызывает драку в трактире, а всё ради возможности «отжать» у драгун их лошадей. | ||
* Лукьяненко, «Спектр» — на станциях ключников предусмотрена защита от насилия: любой, кто попытается хотя бы ударить другого, немедленно исчезает (уничтожается или переносится неведомо куда — это остаётся неизвестным). Мартин встречает людей ([[На тебе!|списанных]] с сетевой субкультуры «кащенитов»), которые то ли пользуются этим для безнаказанных насмешек над окружающими, то ли пытаются спровоцировать их на агрессию. Но ответная провокация Мартина оказывается успешнее: один из горе-насмешников пытается его ударить — с предсказуемым результатом. | * [[Сергей Лукьяненко]], «Спектр» — на станциях ключников предусмотрена защита от насилия: любой, кто попытается хотя бы ударить другого, немедленно исчезает (уничтожается или переносится неведомо куда — это остаётся неизвестным). Мартин встречает людей ([[На тебе!|списанных]] с сетевой субкультуры «кащенитов»), которые то ли пользуются этим для безнаказанных насмешек над окружающими, то ли пытаются спровоцировать их на агрессию. Но ответная провокация Мартина оказывается успешнее: один из горе-насмешников пытается его ударить — с предсказуемым результатом. | ||
* [[Les trois mousquetaires|Д'Артаньян]] умышленно выводит противников из себя, чтобы они в гневе потеряли осторожность. С Мордаунтом не прокатило. | * [[Les trois mousquetaires|Д'Артаньян]] умышленно выводит противников из себя, чтобы они в гневе потеряли осторожность. С Мордаунтом не прокатило. | ||
Строка 28: | Строка 28: | ||
* [[Morrowind]] — если виртуозно оскорблять человека (а чтобы он тебя слушал — можно и взятку дать), то он сам на тебя нападёт. Гражданин начальник, моя совесть чиста, только самозащита. Таким нехитрым макаром можно убить вообще весь Вварденфелл, оставаясь чистым пред законом. | * [[Morrowind]] — если виртуозно оскорблять человека (а чтобы он тебя слушал — можно и взятку дать), то он сам на тебя нападёт. Гражданин начальник, моя совесть чиста, только самозащита. Таким нехитрым макаром можно убить вообще весь Вварденфелл, оставаясь чистым пред законом. | ||
** В [[Oblivion]] можно таким образом избавиться от жертвы в квесте «Детектив», когда жертв останется всего двое. А можно напротив, [[Сожрите друг друга|втереться в доверие и натравить на оставшуюся жертву]]. Прочих можно провоцировать с помощью магии. | ** В [[Oblivion]] можно таким образом избавиться от жертвы в квесте «Детектив», когда жертв останется всего двое. А можно напротив, [[Сожрите друг друга|втереться в доверие и натравить на оставшуюся жертву]]. Прочих можно провоцировать с помощью магии. | ||
* Это обоснуй типичной способности [[РПГ-танк|Танков]] в [[CRPG]]. Она обычно и называется Taunt — «Насмешка» или «Провокация». Танки могут заставить противника вопреки здравому смыслу начать атаковать именно их, а в описании способности чаще всего значится, что персонаж смертельно оскорбляет врага и тот в ярости нападает. | * Это обоснуй типичной способности [[РПГ-танк|Танков]] в [[CRPG]]. Она обычно и называется Taunt — «Насмешка» или «Провокация». Танки могут заставить противника вопреки здравому смыслу начать атаковать именно их, а в описании способности чаще всего значится, что персонаж смертельно оскорбляет врага и тот в [[попаболь|ярости]] нападает. | ||
* No One Lives Forever — по сюжету Кейт Арчер должна вывести из себя [[буйный силач|Магнуса Армстронга]]. После чего следует [[оздоровительная порка|драка]], в которой в случае победы Кейт Армстронг [[направо кругом|поворачивает направо]]. | * No One Lives Forever — по сюжету Кейт Арчер должна вывести из себя [[буйный силач|Магнуса Армстронга]]. После чего следует [[оздоровительная порка|драка]], в которой в случае победы Кейт Армстронг [[направо кругом|поворачивает направо]]. | ||
* [[Planescape: Torment]] — Морте, летающая черепушка, владеет особым навыком «литания проклятий»: так виртуозно обкладывает противника матом, что тот кидается на него, забыв обо всем. | * [[Planescape: Torment]] — Морте, летающая черепушка, владеет особым навыком «литания проклятий»: так виртуозно обкладывает противника матом, что тот кидается на него, забыв обо всем. |
Текущая версия на 11:23, 21 ноября 2023
Ну вы в курсе, бить людей в морду — плохо. Настолько, что за это даже могут наказать.
Конечно, оскорблять людей тоже нехорошо. Провоцировать, донимать, затрагивать болезненные точки и так далее. За это могут дать в морду. Да-да, «перо ранит больнее меча», но многие предпочли бы десять раз быть оскорблёнными, чем один раз убитыми. Из этого выходит и законодательство: оскорблять людей не надо, но это мелкое преступление. А вот за рукоприкладство уже ответ совсем другой.
И вот здесь мы подошли к тропу. Хитрые персонажи могут пользоваться таким дисбалансом, чтобы получить то, что нужно. В конце концов, ради великого добра можно и в морду получить.
Примеры[править]
Литература[править]
- «Легенда об Уленшпигеле». Тиль долго провоцировал таким образом злого паломника, пользуясь его обетом молчания. Наконец паломник не выдержал и навешал-таки Тилю, сопровождая побои речью «Почему ты отстой» и жалобами на свою тяжёлую жизнь. Тиль в долгу не остался — выслушал всё это, встряхнулся… и распечатал злюке пачку люлей.
- «Хроники странного королевства» — Артуро старательно намекает Кантору на опускание в концлагере, — и оба не успевают понять, как тот разбил ему нос.
- Сварог — крестьянин Бони именно так вызывает драку в трактире, а всё ради возможности «отжать» у драгун их лошадей.
- Сергей Лукьяненко, «Спектр» — на станциях ключников предусмотрена защита от насилия: любой, кто попытается хотя бы ударить другого, немедленно исчезает (уничтожается или переносится неведомо куда — это остаётся неизвестным). Мартин встречает людей (списанных с сетевой субкультуры «кащенитов»), которые то ли пользуются этим для безнаказанных насмешек над окружающими, то ли пытаются спровоцировать их на агрессию. Но ответная провокация Мартина оказывается успешнее: один из горе-насмешников пытается его ударить — с предсказуемым результатом.
- Д'Артаньян умышленно выводит противников из себя, чтобы они в гневе потеряли осторожность. С Мордаунтом не прокатило.
Кино[править]
- The Hateful Eight — майор Уоррен рассказывает генералу Смитерсу жуткую и глумливую историю о том, как он поступил с его сыном: сначала заставил идти голым по морозу, затем, когда тот начал умолять дать ему плед, заставил взамен орально удовлетворить его, и в итоге убил, не выполнив обещанного. Всё это для того, чтобы спровоцировать Смитерса на стрельбу и получить возможность убить старого врага в рамках самозащиты перед свидетелями. Своего добился.
- Впрочем, многие факты говорят в пользу того, что история — выдумка Майора.
Мультсериалы[править]
- W.I.T.C.H. — Шегон любит сказать что-нибудь эдакое своим противникам, чтоб они разозлились, потому как ненависть врага делает его сильнее.
Аниме и манга[править]
- Code Geass — любил в свое время Лелуш генерала Джеремию «Апельсинчиком» подразнить, чтобы тот разозлился и бездумно пошел в лобовую атаку. Когда Джеремия стал киборгом, «кнопка» работать перестала.
Видеоигры[править]
- Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — лесорубы рубят священную рощу, защищённую самой природой: нельзя проливать кровь. Нужно от них избавиться. Как это сделать? Можно, конечно, уболтать. Но если болталка не выросла — просто попровоцировать достаточно. После чего подставляешь щёку, и священная роща сама убивает агрессоров. Ну да, слова словами, а кровь первыми пролили они.
- Morrowind — если виртуозно оскорблять человека (а чтобы он тебя слушал — можно и взятку дать), то он сам на тебя нападёт. Гражданин начальник, моя совесть чиста, только самозащита. Таким нехитрым макаром можно убить вообще весь Вварденфелл, оставаясь чистым пред законом.
- В Oblivion можно таким образом избавиться от жертвы в квесте «Детектив», когда жертв останется всего двое. А можно напротив, втереться в доверие и натравить на оставшуюся жертву. Прочих можно провоцировать с помощью магии.
- Это обоснуй типичной способности Танков в CRPG. Она обычно и называется Taunt — «Насмешка» или «Провокация». Танки могут заставить противника вопреки здравому смыслу начать атаковать именно их, а в описании способности чаще всего значится, что персонаж смертельно оскорбляет врага и тот в ярости нападает.
- No One Lives Forever — по сюжету Кейт Арчер должна вывести из себя Магнуса Армстронга. После чего следует драка, в которой в случае победы Кейт Армстронг поворачивает направо.
- Planescape: Torment — Морте, летающая черепушка, владеет особым навыком «литания проклятий»: так виртуозно обкладывает противника матом, что тот кидается на него, забыв обо всем.
Настольные игры[править]
- Vampire: The Masquerade — проявлять физическую агрессию в элизиуме недопустимо. А вот вывести кого-то, чтобы он на тебя набросился (или просто нарушил правила этикета) — это можно. Есть целая аристократическая прослойка, промышляющая такими словесными провокациями: Гарпии.