Репрезентация: различия между версиями
Zeimar (обсуждение | вклад) м |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Репрезентация''' | '''Репрезентация''' — это соотношение в художественном произведении между реальностью и вымыслом (в частном случае — в плане представленности в нём различных групп населения). Является поводом для многочисленных споров, поэтому в статье мы постараемся дать максимально объективную оценку явления. | ||
== | == Особо выделяющиеся меньшинства == | ||
Репрезентация | === Женщины === | ||
Репрезентация женщин — показатель, стремительно меняющийся в наше время. Если в прошедшие века и десятилетия женщина могла быть героиней только в соответствии со строго заданной ролью по отношению к мужским персонажам ([[роковая женщина]], [[инженю]], верная жена и т. д., хотя иногда могла быть и [[леди-воительница]]), то примета нашего времени — это женские персонажи, не являющиеся вторичными по отношению к мужским. Для оценки такой репрезентации применяется так называемый тест Бекдел (часто — [[Bechdel test|тест Бехдель]]): это ответ на вопрос, есть ли в произведении два женских персонажа, которые хотя бы в одном диалоге ни разу не упоминают ни одного мужчину. | |||
Тропы, связанные с женской репрезентацией: [[Бой-баба]], [[Псевдо-бой-баба]], [[Принцип смурфетки]]. | Тропы, связанные с женской репрезентацией: [[Бой-баба]], [[Псевдо-бой-баба]], [[Принцип смурфетки]]. | ||
== Расовые и национальные меньшинства == | === Расовые и национальные меньшинства === | ||
Вопрос с этими меньшинствами ещё более щекотлив. Раньше их просто не включали в список действующих лиц. Затем, с одной стороны, появился [[штатный представитель нацменьшинства]], включаемый в основную массу персонажей, а с другой [[эксплуатационное кино|эксплуатационный жанр]] — нишевые произведения, создаваемые специально для меньшинств, в которых действуют их представители как основная масса персонажей. Сейчас стараются делать списки действующих лиц более разнообразными солянками. | |||
Вопрос с этими меньшинствами ещё более щекотлив. Раньше их просто не включали в список действующих лиц. Затем, с одной стороны, появился [[штатный представитель нацменьшинства]], включаемый в основную массу персонажей, а с другой [[эксплуатационное кино|эксплуатационный жанр]] | |||
Тропы, связанные с расовой и национальной репрезентацией: [[Белый коп, чёрный коп]], [[Штатный представитель нацменьшинства]] ([[Штатный чёрный]], [[Штатный Ковальски]]), [[Отбеливание]], [[Неясно-смуглый]], [[Лжерусские]], [[Офицер О'Коп]] | Тропы, связанные с расовой и национальной репрезентацией: [[Белый коп, чёрный коп]], [[Штатный представитель нацменьшинства]] ([[Штатный чёрный]], [[Штатный Ковальски]]), [[Отбеливание]], [[Неясно-смуглый]], [[Лжерусские]], [[Офицер О'Коп]] | ||
== Сексуальная ориентация == | === Сексуальная ориентация === | ||
В последние десятилетия в связи с активной пропагандой явлений, находящихся за рамками гетеросексуальной ориентации, гей-сообщество (и некоторые другие) стало требовать «репрезентации» в данном вопросе. Возникли соответствующие тропы: [[Бисексуалов и трансгендеров не бывает]], [[Штатный гей]], [[Крутой гей]]. | В последние десятилетия в связи с активной пропагандой явлений, находящихся за рамками гетеросексуальной ориентации, гей-сообщество (и некоторые другие) стало требовать «репрезентации» в данном вопросе. Возникли соответствующие тропы: [[Бисексуалов и трансгендеров не бывает]], [[Штатный гей]], [[Крутой гей]]. | ||
== Общие тенденции == | == Общие тенденции == | ||
* '''''Нишевость.''''' Касается не только уже упомянутого эксплуатационного жанра, но и других, таких, как [[дамский роман]], и т. д. Когда произведения с героями — женщинами или представителями меньшинств выделяются в определённый жанр, интересный именно определённой целевой аудитории. | |||
* '''''Штатные персонажи.''''' Как вы заметили, на этой странице много ссылок со словом «штатный». Это такой способ добиться репрезентации, на отвяжись. Вот тут у нас будет штатная женщина команды. Вот тут у нас штатный афроамериканец. Вот тут у нас штатный гей. Никакого более глубокого характера для этих персонажей не прописано. | |||
== Дилемма репрезентации == | |||
Сколько будет слишком мало? А сколько будет слишком много? Как уже отмечено выше, если переборщить, произведение получится нишевым, а если недокласть, персонаж будет страдать от ''«синдрома штатности»'' (или ''«мнимой инклюзивности»''). | |||
=== Обобщённая абстрактная версия теста на репрезентацию === | |||
# Реперезентируемые персонажи присутствуют на переднем плане. | |||
# Реперезентируемые персонажи не выступают приложением к ''«мэйнстримовым»'' персонажам. | |||
На самом деле проблема кроется существенно глубже: всех меньшинств не только женщины, темнокожие и представители нетрадиционных ориентаций — в реальности их невообразимо много, причём некоторые из этих меньшинств настолько малы, что большая часть публики о них не только никогда не слышала, но даже и не подозревает об их существовании (на то они и меньшинства). | |||
== | === Подходы к решению дилеммы репрезентации === | ||
# Не решать. Вообще. Отыграться на другом поле. Для робинзониады вполне нормальна ситуация, когда персонаж вообще всего один. | |||
# Буря [[флэшбэк]]ов. Если дополнительные персонажи не влезают в основной сюжет, это ещё не значит, что в повествовании им не найдётся места. Можно показать, как нужные персонажи в прошлом повлияли на характер и [[этический компас]] героев, чем опосредовано повлияли на [[сюжет]]. | |||
# [[Два в одном и три в одном]]. [[Настоящая кровь/Лафайет Рейнольдс|А кто сказал, что один персонаж может быть представителем только одного меньшинства?]] | |||
# [[Почкование трилогий|Растянуть]] [[Кирпич|повествование]]. [[Дофига персонажей|Места хватит на всех с запасом.]] | |||
# [[Фантастическая басня]], разворачивающаяся [[нескоро-нескоро]]. Мир стёртых границ. Всех. [[Этнологический клюквосправочник|Расы и нации?]] [[Суп существ|Все перемешались.]] [[Ожидания от пола|Половая принадлежность?]] [[Нечеловеческий пол|Кругом бесполые андрогины.]] [[Чрезмерно изобретательная сексуальность|Сексуальные ориентации?]] [[Секс не нужен|Они таким просто не занимаются.]] | |||
# [[Идеецентричный сеттинг|Мир]] [[некропедозоофил]]ов. [[Психиатрический триллер|Пусть ''«нормальных»'' персонажей не будет вообще.]] [[Психиатрия — это страшно|Пусть девиации и перверсии не просто цветут и пахнут, а срастаются в непролазные джунгли.]] [[Вывих мозга|Пусть мало не покажется никому.]] | |||
== [[Либертин|Репрезентационный]] [[Тролль|троллинг]] == | |||
Та самая ''«тёмная сторона»'' рассматриваемого явления. О каждой из репрезентируемых групп существуют не только положительные, но и отрицательные стереотипы. Мало просто заявить персонажа принадлежащим к группе — он помимо этого должен свою принадлежность к заявленной группе подтвердить, проявив те или иные свойственные этой группе черты. И вот тут начинается форменый бардак. Женщина не любит сладкое? Чёрный не любит курицу? Гей не любит минералку? Ну они вообще-то и не обязаны — это же всё чисто индивидуально. Масла в огонь подливает ещё и то, что троллинг тут работает в обе стороны: да, не только [[Публика — сволочь|сволочная публика]] может раскритиковать отличное произведение за отсутствие ерунды, которой там не место — автор тоже может [[На тебе!|поглумиться]], вывернув репрезентацию так, что лучше бы её вообще не было. Так получаются скандалы<s>, интриги, расследования</s> вокруг произведений. | |||
== Аверсия == | == [[Проблема противоположных оценок|С другой стороны]] == | ||
Если в искусстве репрезентация явно централизована в своей демографии по сравнению с зрителями, то по сравнению с реальными прототипами обычно | Масса явлений в реальной жизни не отражается в соответствущей репрезентативной доле в человеческом творчестве. И подавляющее большинство это устраивает. Например, в кино жён избивают гораздо реже, чем в реальной жизни<ref>[[Закон сохранения деталей|Как минимум потому, что хорошие мужья оказываются гораздо полезнее для развития сюжета, нежели непутёвые.]]</ref>, но даже феминистки на это не жалуются, за исключением произведений именно тех жанров, которые должны привлекать внимание к общественным проблемам. | ||
== [[Аверсия]] == | |||
Если в искусстве репрезентация явно централизована в своей демографии по сравнению с зрителями, то по сравнению с реальными прототипами обычно наоборот — заметно разнообразнее. То есть здоровенных роботов женщины пилотируют чаще чем реальные Апачи, простолюдины чаще становятся национальными героями чем дворяне в реальности. А если демография сеттинга будет нестандартная то и играться будет нестандартно — в Японии будет непропорционально много иностранцев. | |||
== И наконец == | == И наконец == | ||
Существует целый сектор человеческого творчества, который и не должен соответствовать критериям репрезентативности — это произведения, посвящённые пропаганде идеалов, либо же пропаганде и рекламе чего-то ни было вообще. | |||
Существует целый сектор человеческого творчества, который и не должен соответствовать критериям | |||
Веками громадная часть человеческих произведений искуства воспевала возвышенные качества человеческой натуры. При этом все реально понимали, что в реальности такое встречается в тысячу раз реже, чем в творчестве. | Веками громадная часть человеческих произведений искуства воспевала возвышенные качества человеческой натуры. При этом все реально понимали, что в реальности такое встречается в тысячу раз реже, чем в творчестве. | ||
Впрочем встречались и противоположные тенденции, особенно в новейшее время. Например маркиз де Сад в своих произведениях описывал картину жизни, сильно далёкую от | Впрочем встречались и противоположные тенденции, особенно в новейшее время. Например маркиз де Сад в своих произведениях описывал картину жизни, сильно далёкую от реальности — в реальной жизни всё не настолько плохо. | ||
== Примечания == | |||
{{примечания}} | |||
{{Nav/Basic}} | {{Nav/Basic}} | ||
{{Nav/Стереотипы}} | {{Nav/Стереотипы}} |
Версия 12:58, 23 февраля 2023
Репрезентация — это соотношение в художественном произведении между реальностью и вымыслом (в частном случае — в плане представленности в нём различных групп населения). Является поводом для многочисленных споров, поэтому в статье мы постараемся дать максимально объективную оценку явления.
Особо выделяющиеся меньшинства
Женщины
Репрезентация женщин — показатель, стремительно меняющийся в наше время. Если в прошедшие века и десятилетия женщина могла быть героиней только в соответствии со строго заданной ролью по отношению к мужским персонажам (роковая женщина, инженю, верная жена и т. д., хотя иногда могла быть и леди-воительница), то примета нашего времени — это женские персонажи, не являющиеся вторичными по отношению к мужским. Для оценки такой репрезентации применяется так называемый тест Бекдел (часто — тест Бехдель): это ответ на вопрос, есть ли в произведении два женских персонажа, которые хотя бы в одном диалоге ни разу не упоминают ни одного мужчину.
Тропы, связанные с женской репрезентацией: Бой-баба, Псевдо-бой-баба, Принцип смурфетки.
Расовые и национальные меньшинства
Вопрос с этими меньшинствами ещё более щекотлив. Раньше их просто не включали в список действующих лиц. Затем, с одной стороны, появился штатный представитель нацменьшинства, включаемый в основную массу персонажей, а с другой эксплуатационный жанр — нишевые произведения, создаваемые специально для меньшинств, в которых действуют их представители как основная масса персонажей. Сейчас стараются делать списки действующих лиц более разнообразными солянками.
Тропы, связанные с расовой и национальной репрезентацией: Белый коп, чёрный коп, Штатный представитель нацменьшинства (Штатный чёрный, Штатный Ковальски), Отбеливание, Неясно-смуглый, Лжерусские, Офицер О'Коп
Сексуальная ориентация
В последние десятилетия в связи с активной пропагандой явлений, находящихся за рамками гетеросексуальной ориентации, гей-сообщество (и некоторые другие) стало требовать «репрезентации» в данном вопросе. Возникли соответствующие тропы: Бисексуалов и трансгендеров не бывает, Штатный гей, Крутой гей.
Общие тенденции
- Нишевость. Касается не только уже упомянутого эксплуатационного жанра, но и других, таких, как дамский роман, и т. д. Когда произведения с героями — женщинами или представителями меньшинств выделяются в определённый жанр, интересный именно определённой целевой аудитории.
- Штатные персонажи. Как вы заметили, на этой странице много ссылок со словом «штатный». Это такой способ добиться репрезентации, на отвяжись. Вот тут у нас будет штатная женщина команды. Вот тут у нас штатный афроамериканец. Вот тут у нас штатный гей. Никакого более глубокого характера для этих персонажей не прописано.
Дилемма репрезентации
Сколько будет слишком мало? А сколько будет слишком много? Как уже отмечено выше, если переборщить, произведение получится нишевым, а если недокласть, персонаж будет страдать от «синдрома штатности» (или «мнимой инклюзивности»).
Обобщённая абстрактная версия теста на репрезентацию
- Реперезентируемые персонажи присутствуют на переднем плане.
- Реперезентируемые персонажи не выступают приложением к «мэйнстримовым» персонажам.
На самом деле проблема кроется существенно глубже: всех меньшинств не только женщины, темнокожие и представители нетрадиционных ориентаций — в реальности их невообразимо много, причём некоторые из этих меньшинств настолько малы, что большая часть публики о них не только никогда не слышала, но даже и не подозревает об их существовании (на то они и меньшинства).
Подходы к решению дилеммы репрезентации
- Не решать. Вообще. Отыграться на другом поле. Для робинзониады вполне нормальна ситуация, когда персонаж вообще всего один.
- Буря флэшбэков. Если дополнительные персонажи не влезают в основной сюжет, это ещё не значит, что в повествовании им не найдётся места. Можно показать, как нужные персонажи в прошлом повлияли на характер и этический компас героев, чем опосредовано повлияли на сюжет.
- Два в одном и три в одном. А кто сказал, что один персонаж может быть представителем только одного меньшинства?
- Растянуть повествование. Места хватит на всех с запасом.
- Фантастическая басня, разворачивающаяся нескоро-нескоро. Мир стёртых границ. Всех. Расы и нации? Все перемешались. Половая принадлежность? Кругом бесполые андрогины. Сексуальные ориентации? Они таким просто не занимаются.
- Мир некропедозоофилов. Пусть «нормальных» персонажей не будет вообще. Пусть девиации и перверсии не просто цветут и пахнут, а срастаются в непролазные джунгли. Пусть мало не покажется никому.
Репрезентационный троллинг
Та самая «тёмная сторона» рассматриваемого явления. О каждой из репрезентируемых групп существуют не только положительные, но и отрицательные стереотипы. Мало просто заявить персонажа принадлежащим к группе — он помимо этого должен свою принадлежность к заявленной группе подтвердить, проявив те или иные свойственные этой группе черты. И вот тут начинается форменый бардак. Женщина не любит сладкое? Чёрный не любит курицу? Гей не любит минералку? Ну они вообще-то и не обязаны — это же всё чисто индивидуально. Масла в огонь подливает ещё и то, что троллинг тут работает в обе стороны: да, не только сволочная публика может раскритиковать отличное произведение за отсутствие ерунды, которой там не место — автор тоже может поглумиться, вывернув репрезентацию так, что лучше бы её вообще не было. Так получаются скандалы, интриги, расследования вокруг произведений.
С другой стороны
Масса явлений в реальной жизни не отражается в соответствущей репрезентативной доле в человеческом творчестве. И подавляющее большинство это устраивает. Например, в кино жён избивают гораздо реже, чем в реальной жизни[1], но даже феминистки на это не жалуются, за исключением произведений именно тех жанров, которые должны привлекать внимание к общественным проблемам.
Аверсия
Если в искусстве репрезентация явно централизована в своей демографии по сравнению с зрителями, то по сравнению с реальными прототипами обычно наоборот — заметно разнообразнее. То есть здоровенных роботов женщины пилотируют чаще чем реальные Апачи, простолюдины чаще становятся национальными героями чем дворяне в реальности. А если демография сеттинга будет нестандартная то и играться будет нестандартно — в Японии будет непропорционально много иностранцев.
И наконец
Существует целый сектор человеческого творчества, который и не должен соответствовать критериям репрезентативности — это произведения, посвящённые пропаганде идеалов, либо же пропаганде и рекламе чего-то ни было вообще.
Веками громадная часть человеческих произведений искуства воспевала возвышенные качества человеческой натуры. При этом все реально понимали, что в реальности такое встречается в тысячу раз реже, чем в творчестве.
Впрочем встречались и противоположные тенденции, особенно в новейшее время. Например маркиз де Сад в своих произведениях описывал картину жизни, сильно далёкую от реальности — в реальной жизни всё не настолько плохо.