Лучше,чем люди

Материал из Posmotreli
Лучше, чем люди
Перейти к навигации Перейти к поиску
Лучше,чем люди
Luchshe.png
Общая информация
ЖанрКиберпанк
Страна производстваРоссия
Канал премьерного показаПервый канал/Netflix
Когда выходил
Сезоны2/1
Всего серий
Длина серии
В главных ролях:
Паулина АндрееваАриса
Кирилл КяроСафронов
Александр УстюговТоропов

Лучше, чем люди (в издании Netflix — «Better than Us», «Лучше, чем мы») — киберпанковский сериал Первого Канала, проданный Нетфликсу за бешеные деньги и пользующийся за рубежом куда большей популярностью, чем в России. Адаптация шведского сериала Äkta människor (Настоящие люди), причем не первая в мире[1]. Планируется продолжение.

Сюжет[править]

2029 год, Россия. Роботы-андроиды плотно, но ненавязчиво проникли во все сферы жизни (в основном обслуживания) — они ходят за таблетками, носят грузы, батрачат на стройках, прислуживают вместо слуг, ходят на свидания с нердами. Большего они не могут, да и им не особо доверяют, несмотря на нерушимые «Три закона робототехники» и активное лобби со стороны производителей антропоморфных и не очень[2] машин. Отдельно выделяются «ликвидаторы», неолуддиты, шумно громящие «ботов» под классическим луддистским девизом «Они забирают нашу работу!» И вот на этом фоне из личного запаса главы корпорации сбегает «бот»-девушка, да и вдобавок нарушает первый и главный закон — убив человека.

Производство и бэкграунд[править]

Производство научно-фантастической драмы в сеттинге киберпанка в России, да ещё и в формате сериала только кажется ненаучной фантастикой. Да, в своё время второй, ретрофутуристичный сезон «Обратной стороны Луны» пришлось снять с эфира из-за очень низких рейтингов. Да, «первые кнопки» забиты чернухой, клонированными дешевыми сериалами, рассчитанные на просмотр «фоном». Тем не менее, уже до этого Первый экспериментировал со «статусными» проектами — с добротными или громкими именами, нестандартными завязками и крупным, по меркам местного рынка, бюджетом — «Спящие», «Родина», «Метод» да и та же «Обратная сторона луны» тому примером. Вдобавок, пример «Чернобыля» (который Зона Отчуждения, а не того самого) показал актуальность и востребованность кинофантастики.

Вот на этом фоне, за смешные по мировым меркам 340 млн рублей в 2016-17 сняли длинный, на 16 эпизодов сериал, который разделили на два и на всякий случай выпустили отдельно — провал «Обратной стороны» до сих пор аукался.

Продажа Netflix[править]

Парадоксально, но именно гигант стриминга первым увидел перспективу. Более того, сериал был куплен ещё до премьеры в России, с правом перевыпуска и дубляжа на территории 25 стран. Разумеется, кроме России и (почему-то) Китая. Несмотря на бешеную для российского рынка цену продажи (1 млн $), в целом новость ажиотажа не вызвала. До этого Нетфликс купил права на трансляцию «Метода», «Троцкого» и «Мажора»; саму новость увязали с попыткой заигрывания с рынком СНГ. Выпустили сериал 25 августа, и уже в сентябре выяснилось, что за рубежом его оценили куда теплее, чем на родине — оценки на IMDB на полбалла выше, чем Кинопоиске, рецензии сплошь и рядом хвалебные, в Германии сериал второй по поиску в гугле, а в околосериальных таблоидах обсуждают, что за актриса играет бой-бабу. Что сыграло роль — экзотика «Этих русских», нетребовательность публики или качество — решает каждый сам для себя.

За что хвалят[править]

  • Антураж. Москва будущего, да ещё и ближайшего — поле непаханое, тем и привлекательно.
  • Россыпь хороших актеров, в том числе малоизвестных или же неизвестных совсем.
  • На удивление полные и адекватные сюжетные линии.
  • Недостатки оригинала и (особенно) британского ремейка явно учтены и пофиксены.

За что критикуют[править]

  • Вторичность. И дело даже не в том, что это ремейк шведского сериала (см. выше). Сама идея бунтующего андроида восходит аж к Чапеку, идея встраивающегося в социум андроида — чуть позже.
  • Все, нет ВСЕ персонажи сериала вызывают омерзение. Хороших нет ни среди людей, ни среди роботов (Алису к середине сериала тоже делают мерзкой истеричкой)[3][4] Доктор просто омерзителен, причем с самой завязки: он соглашается за деньги списать на несчастный случай явно криминальный труп. Дальше он ведет себя как скотина, причем со всеми окружающими. Главный гад, который, кстати, в начале сериала не выглядит таким-уж главным гадом, к середине оказывается облит тоннами экскрементов сценариста, так как в противном случае, на фоне «главного героя» выглядит натурально настоящим героем. Сын у главного героя конченая мразь, способная отнять и угробить дедушкиного робота-помощника чисто ради спермотоксикоза… И так с каждым персонажем. По мнению автора правки, исходником всего является сериал «Почти человек», про работу киберпанковского полицейского управления, в которое приняли робота с «имитацией души». Так вот там обошлись без превращения всех действующих лиц в конченых тварей, чтобы оттенить человечность одного из главных героев. Здесь решили оттенить. Но при этом даже саму Алису замазали так, что получился полный трэш.
  • Весь киберпанк ограничивается роботами, футуристичными гаджетами, всепроникающими дронами да гироскутерами. Кому-то этого хватает, а кому-то нет.
    • В целом современный киберпанк страдает подобным — особенно отечественный, особенно — авторства МТА.
  • Периодическое провисание сюжета.
  • Довольно дешевый CGI.

Персонажи[править]

  • Ариса — девочка-робот. Внешне привлекательная, отличается от обычных киборгов усложненным строением, способностями к убийству, а ещё лжи и что самое главное — самообучению. Первым человеком, пошедшим на контакт со сбежавшей Арисой, стала Сафронова-младшая, из-за чего робот выбрала её «первичным пользователем», а впоследствии и остальную семью кроме Аллы, которую считает лишней в маленьком семейном счастье Сафроновых. Небезосновательно. Несмотря на то, что с самой первой серии всячески намекается её «убийственная» природа, НА САМОМ ДЕЛЕ создана трудолюбивыми китайскими учёными для скрашивания быта одиноких мужчин, создания семейного очага и защиты семьи, и именно это является её личными законами робототехники, и всё противоречащее им вызывает ответную деятельность. Главный связующий герой сериала.

Сафроновы[править]

  • Георгий Сафронов — патологоанатом со славным хирургическим прошлым и тяжелым настоящим. Живет в морге в окружении туповатых санитаров-роботов, подрабатывает «леваками», состоит в перманентной ссоре с бывшей женой и старшим сыном, что не мешает ему, правда, делать всё для защиты семьи. По ходу действия сериала очень медленно трансформируется в человека с совестью и способностью принять ошибки прошлого.
  • Егор Сафронов — обычный московский школьник. В последний, как ему казалось, день в Москве умудрился сильно испортить отношения с наиболее «авторитетными» одноклассниками, так что попытка Георгия оставить их с сестрой в России оказалась весьма ударной. Волей случая и Жанны (см. далее) прибивается к «Ликвидаторам». Изначально рассорившись абсолютно со всей семьёй, постепенно налаживает отношения со всеми, и остается с отцом в Москве в финале.
  • Соня Сафронова — маленькая дочь Георгия и Аллы. Поприветствовав «фею» Арису, дала импульс почти всему остальному сюжету.
  • Алла — бывшая жена Георгия, ушедшая вместе с детьми на фоне травли Георгия. Находится в весьма тяжелых отношениях с бывшим мужем, осложняющихся переездом к новому мужу в Австралию. Любящая мать, которая, однако, сильно ревнует детей к «болванке», куда лучше справляющейся с дочерью и сыном.
  • Николай Сергеевич Сафронов — отец Георгия. Стар, но отнюдь не впал в маразм, а наоборот, демонстрирует проницательность, мудрость и хитрость. Был сильно привязан к «Алёше», роботу-сиделке, после его похищения получил сердечный приступ. Благодаря рекламной кампании Арисы стал снова проводить много времени с семьёй.
  • Лев — новый муж Аллы, тихий, но решительный интеллигент. Получил работу в Австралии и хочет с собой увезти остальную семью, включая детей. Не в восторге от искусственного «воссоединения» Сафроновых. Имел драку с Георгием, по итогам которой пошли спасать семью уже вдвоём.

«Кронос»[править]

Корпорация, делающая лучших в России роботов, что подкрепляется наличием мощного лобби в Госдуме, а так же полной косорукостью конкурентов. Основная цель по ходу сериала — выиграть государственный тендер на массовую поставку продвинутых андроидов по программе «Доступная старость», что позволит резко уменьшить возраст выхода на пенсию, а корпорации — получить резкое вливание инвестиций, ведь реальных мощностей по производству «тысяч Арис» у Кроноса нет, да и производство разворачивать Тороповым не планируется - главное сбежать с деньгами.

  • Виктор Торопов, он же Вик — харизматичный глава Кроноса, проходящий путь от холодного дельца до практически безумного злодея. В своё время потерял сына из-за неудачной операции проведенной Сафроновым, а ещё прямо или косвенно связан с серийными убийствами детей. Давно разочарован в жене, тесте и жизни. Свободное время проводит в неудержимом пьянстве и беспорядочном сексе с личным «гаремом» андроидов (хотя справедливости ради, в первых эпизодах с этой стороны не раскрывался). Ради горы денег готов на всё, включая убийство.
  • Масловский, он же Масло — его «левая рука», технический гений, интуитивно понимающий программы и строение роботов, а так же умеющий быстро принимать решения. Нередко идет на спорные решения в пользу Кроноса, но в целом высокоморален. Восхищается андроидами и особенно Арисой (название сериала как раз его цитата). Спит с женой Торопова. Из-за своей любви готов на всё.
  • Глеб — правая рука Торопова, специалист по «деликатным поручениям». Глава его личной службы безопасности, а заодно и высококлассный киллер. Достаточно сказать, что он пережил столкновение с Арисой, да ещё и захватил её. Начитан, но приказы начальства не обсуждает. Создал «Ликвидаторов», чтобы оттенить радикалами «мирных роботов». Большая часть трупов в сериале, не убитых Арисой — на его совести.
  • Светлана Торопова — жена Виктора, со времен смерти сына находится в трауре и подавленном состоянии. Сильно привязана к роботу, имитирующему её умершего сына из-за чего загремела в психушку - не без помощи мужа. В отличие от Виктора, её ненависть к Сафронову сохраняется всё такой же яркой вплоть до последних серий.
  • Алексей Лосев — прямой глава и владелец Кроноса, отец Светланы. Заодно — глава профильного комитета Госдумы. Не любит Вика, не любит Масловского, не сильно любит и дочь — за то, что та отказывается рожать. Презирает людей, стоящих ниже его на социальной лестнице. За что и поплатился.
  • Катя — лаборантка Масловского, одаренный робототехник. Любовница Барса и «крот» ликвидаторов в Кроносе, обеспечивает их информацией и проникновением. Позже обеспечивает ликвидаторам возможность подставить «Кронос», за что получает пяток пуль и умирает на руках у Барса.
  • Сергей Панин — охранник «Кроноса», имеет беременную жену. С того, что он не удержался перед распусканием рук, и начинается сериал. Его смерть — основной двигатель преследования Сафронова, принимавшего изувеченное тело Панина в морг.
  • Виктор Борисович — глава СБ Кроноса. Его внимательность приводит к последнему, главному провалу ликвидаторов.

Ликвидаторы[править]

Неолуддиты, всячески противостоят интеграции «ботов» и «кукол». Правда, в основном борьба заключается в вырывании чипов у одиночных роботов с выкладыванием роликов в соцсети и массовой попойкой после. Довольно многочисленны и имеют легальное прикрытие, а так же связи на самом верху в виде Глеба. Созданы им же для создания видимости массовости и отмороженности радикалов, на фоне «правильных» и подчиняющихся человеку роботов. После бунта Барса и ухода костяка группировки в подполье превращается в тень, а после последнего провала и вовсе распадается, о чем можно узнать, приглядываясь к новостным экранам.

  • Барс — харизматичный антигерой со шрамом, впоследствии переквалифицировался в негодяя. Глава «Ликвидаторов» и их радикальной ячейки, бармен и (по видимости) хозяин клуба, основного обиталища неолуддитов, хакеров и сочувствующих им. Сирота. Вспыльчив. Любовник Кати-лаборантки. По ходу сюжета вспыльчивость проявляется всё чаще, а публичная порка ботов всё сильнее становится идефиксом Барса, и он всё больше отдаляется от сестры, основной части ликвидаторов и здравого смысла.
  • Жанна — сестра Барса. Бой-баба, легко пошедшая на контакт с Егором после случайной встречи. Часто и бурно участвует в акциях, но превыше всего ставит брата в отличие от того. Получила свой шрам, свою порцию обвинений и приключений. Куда спокойнее Барса, что доходит до фаталистичности.
  • Череп — амбаловидный бугай, вышибала клуба, стоящий довольно высоко в иерархии группировки. Имеет связи с Глебом, после попытки бунта Барса становится лидером Ликвидаторов, но ненадолго — недобитый Барс возвращается как раз чтобы увидеть попытку изнасилования Черепом Жанны. По итогу — зарезан.
  • Кирилл — новичок «Ликвидаторов». С его неудачной «инициации» и начинается сюжет внутренней кухни группировки. Попав в тюрьму, относительно быстро раскалывается, однако благодаря заступничеству и связям в верхах был выпущен (фактически — сбежал при попустительстве охраны). После шумной попойки в честь выхода — отправлен в Новосибирск, однако на деле зарезан в подмосковном лесочке Глебом.
  • Нуб — наиболее экстравагантный из всей группировки — носит красный кожаный плащ и лётный шлемофон, в основном играет роль разрядки смехом. До поры до времени следует за Барсом в числе «верных», однако после очередной акции разочаровывается в Барсе и покидает группировку. Отловлен Глебом, по итогу сдал временную базу «Ликвидаторов». Отправился в компанию к Кириллу.
  • Остальные члены группировки, в основном играющие роль человеческого фона к событиям. Хотя некоторые даже удостоились отдельных эпизодов, например изливающий душу Арисе, работающей барменом. Наиболее часто появляющиеся идут за Барсом до конца, как результат — пополняют список ликвидаторов, не доживших до конца сезона.
  • Лара — независимая девушка-хакер, восхищающаяся «ботами» и прекрасно понимающая код. Имеет тёмное настоящее, не гнушаясь двойной, а то и тройной игрой; сумрачное прошлое с живой дочерью, не знающей о том, что её реальная мать — в стороне; а так же отсутствующим будущим из-за опухоли головного мозга. Имея в запасе пару месяцев, решается на продажу кода Арисы и на двойную игру с Глебом и Георгием, влюбляясь в последнего, после «дружеского» секса.

Силовики[править]

ОБКП, отдел по борьбе с киберпреступностью. В 2029 году в основном разгребают проблемы с ботами и ликвидаторами, само существование отдельного органа в рамках МВД ставится под сомнение в течение сериала, а в следователях сидят ссыльные, молодые и предпенсионеры. Тем не менее, прекрасно оснащены — специфика обязывает.

  • Варламов — следователь, имеющий личную причину для ненависти к Торопову. Решительный и практически беспринципный, имеет идею фикс в виде Большого Дела на Торопова. Падок на всё, что связано с Тороповым, не останавливается перед законом.
  • Светов — его прямой уставший от всего света начальник.
  • Ирина Плещеева — эксперт-криминалист, кажущийся таковым только сидя за компьютером, и то не всегда. Объект служебного романа Варламова, о чём внимательный зритель может узнать чуть ли не со второго эпизода.
  • Владимир — Напарник Варламова. Быстро раскрывает оборотня в своих рядах. Неудачно.
  • Супонин — приписанный к ОБКП силовик, оборотень в погонах. Неоднократно подставлял Сафронова, едва не отправил на тот свет Варламова, убил подобравшегося к тайне Владимира лично.

Тропы и штампы[править]

  • Борьба нанайских мальчиков — ячейку ликвидаторов создал и спонсирует Глеб.
  • Буллинг — Егор и школа
  • Домашний тиран — Сафронов и его жена, расставляющая камеры в собственном доме.
  • Бой-девка — россыпью. Ариса, Жанна, Лара, Катя.
  • Чёрно-серая мораль — с фитильком, поголовно все персонажи, кроме деда и, может быть, девочки. Остальные просто бьют рекорды мразотности. Особенно выделяется главный герой. Его отношение к Арисе является примером ТАААКОГО «пинания собаки»…
  • Замена золотой рыбки — робот, заменяющий ребёнка Тороповых.
  • ИИ тоже люди — линия Арисы как раз об этом.
  • Кармический Гудини — Глеб.
  • Короткая стрижка — сильная женщина — Ариса
  • Конец-переворот — концовка второго (первого) сезона, с сообщением от «уничтоженной» Арисы
  • Любовный треугольник — Ариса+Сафронов+любая другая женщина.
  • Нерешительный мальчик, решительная девочка — Егор и Жанна, ближе к концу сериала — инверсия
  • Пнуть сукиного сына — Сафронов и пять минут избиения Торопова в последней серии.
  • Пасхалки — Глеб на лавочке в ожидании очередного грязного задания читает «Мечтают ли андроиды об электроовцах». На английском.
  • Патентованное средство — завод Кроноса в принципе не располагает оборудованием для выпуска ботов (тем более — Арис): Торопов планировал банально смыться с деньгами, выделенными на госпрограмму, и участие в тендере было не более чем аферой. Когда ему пришлось устраивать презентацию на своём производстве, сам завод представляет собой множество контейнеров и пару манипуляторов, переставляющих их с места на место. И ведь никто не задал вопроса «Стопэ, Виктор Павлович! Вот вы нам тут рассказываете про новейший конвейер — а где он? Где хоть какое-нибудь техногенное месиво? Как вы вообще собираетесь выпускать по триста Арис ежедневно?»
  • Пост-человек — Ариса. Создана людьми, но лучше, чем они.
  • Пристойность: нестандартно часто для киберпанка:
  • Режим демона — Ариса, когда ей кажется, что семье угрожает опасность;
  • Робот — основной спорный момент в футуристической Российской Федерации;
  • Секс с монстром — секс с ботом как причина дискуссий в киберпанковской России;
  • Сцена после титров — в конце последней серии актёры жгут напалмом.
  • Ум — это сексуально — Лара. Хакер-женщина, умна, красива, причем ум на первом месте;
  • Хакер — Лара и, отчасти, Ирина;
  • Язвительная возлюбленная — Лара и Сафронов;
  • Умер с позором — «Последний парад» Ликвидаторов. Как ещё можно объяснить рвение под пулями охраны сниматься в ролике для Ютубчика да и вообще — засветиться перед всеми системами наблюдения «Кроноса»?
  • Что это было? — если все так боятся, что Жанну заберут в интернат, почему Барс сам не оформит над ней опеку? Выглядит он мутно, конечно, но в таких случаях все равно обычно ищут ближайшего совершеннолетнего родственника. Можно конечно предположить, что он сам сбежал из интерната и встретил совершеннолетие "на улице" и живёт без документов, но внятного объяснения в самом сериале нет.

Примечания[править]

  1. Строго говоря, к российскому сериалу куда ближе британская адаптация Humans, но сюжетно все три связаны весьма слабо.
  2. В нескольких эпизодах появляется бот-квадрокоптер и даже бот-бульдозер.
  3. Дочь Сафроновых? Дед? Масловский? Спорно, в общем.
  4. Три человека на весь сериал. Я бы сказал, что это скорее подтверждение правила. К тому же, моменты козления зачем-то добавили даже дочери. Масловский же в этом списке явно лишний. Он «миньон с совестью», но никак не светлый персонаж. Достаточно сказать, что эксперименты на похищенных детях проводил именно он.