Благородная поза злодея

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Злодей упорно занимается самооправданием, самообелением и самоприукрашиванием — искренне или же не очень.
« У всех души серенькие, все подрумяниться желают... »
— Циник Бубнов в пьесе «На дне»

Этому злодею неприятно ощущать себя (или просто слыть) тем, кем он на самом деле является, то есть конченой мразью, без зазрения совести идущей по головам, судьбам и трупам ради своей наживы/влияния/самоцельной власти, а то и просто ради хотелок как таковых, ради психологического комфорта/морального кайфа любой ценой.

Горькая правда о самом себе колет гаду глаза и режет ему душу. Поэтому гад старается в чужих — а то и в своих собственных! — глазах выглядеть кем-то другим, кем-то более пристойным и даже благородным. Например, принципиальным борцуном против чего-то страшного и гадкого. Педаль в пол, если действительно-таки, в свою очередь, страшного и гадкого. Но опасность может быть и надуманной либо преувеличенной; а уж так называемое «возмездие» злодея гарантированно будет неадекватным даже в случае, когда на его противнике, в свою очередь, пробы негде ставить.

Ещё вариант — «Я не злой! Я забочусь о людях! О своих соратниках (а противникам так и надо), единоплеменниках (а иноплеменники сами нарвались), единомышленниках (а оппонентам лучше бы было сидеть тихо)… или даже обо всём народе, кроме, разумеется, вон тех и вот этих, которые плохие!». Экстремальный вариант: «Я ж это ради всего человечества! А вы не цените, такие-сякие!».

И еще вариант: «Даже те, кого я „утюжу“ — мучаю, обездоливаю, разрушаю их судьбы, — сказали бы мне спасибо, если бы были потолковее! Ведь это всё для их же блага, в рамках того, что для блага всей массы! Я знаю, как надо — а они не желают этого понять! И даже убиваемым мною я несу спасение через уничтожение!».

А может быть, злодей не замахивается на подобные обобщения, а просто изо всех сил ломает из себя «культурного, развитого, стоя́щего выше, чем это тупое, примитивное быдло», которому он противостоит. Поверить ему — дак он не иначе как опередил своё время, он вестник лучшего будущего.

Для всей этой мутоты, в частности, сгодятся тропы «Шантаж — гадкое слово» и «Речь адвоката» (в применении к самому себе); но не только.

В терминальных случаях злодей и сам в конце концов начинает верить в собственную ложь о самом себе — или в сложный коктейль из лжи и фактов. В последнем случае эти факты всё же не оправдывают его злодеяний — негодяй если и не осознаёт это, то по крайней мере постоянно ощущает на подсознанке.

Психологи относят самооправдание и самоприукрашивание к числу наиболее популярных психологических защит. Если злодействовать и при этом не пускать такие защиты в ход — пострадают нервы, [окончательно] расшатается психика, «просядет» самооценка, время от времени будут посещать вопросы «А нафига я вообще существую? Стоит ли игра свеч?..» (осознанные или же неосознанные), и может кончиться сумасшествием и/или суицидом.

Смежные тропы[править]

  • Злодей с хорошей репутацией — «благородно позирующий» злодей хотел бы иметь хорошую репутацию, а вот получается ли — это уже другой вопрос. Может, и получается (вариант: до поры). А может, и нет.
  • Не очень благонамеренный экстремист — может совмещаться с тропом, но не обязательно. Злодей, как вариант, может быть и полностью благонамеренным, но куда важнее, что он делает и какие у этого последствия.
  • Злодей с комплексами — комплексы у злодея могут быть самыми разными, не обязательно именно такими.
  • Злодей-страдалец — опять-таки, оба тропа совсем необязательно совмещаются. Физических страданий может и вовсе не быть, а психологические страдания от факта собственного злодейства могут и не ощущаться как непереносимые — но пускать в ход психологическую защиту-сабж всё равно хочется, потому что так приятнее (вариант: ещё приятнее) жить. Наконец, злодей может «позировать» и от начала до конца лицемерным образом, а характер иметь достаточно уравновешенный, так что страдальца и подавно не напоминает, как минимум с виду.

Примеры[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Комплексные франшизы[править]

  • «Звёздные Войны» — обычно инверсия, так как ситхство предполагает достаточно циничное отношение к жизни и ситхи обычно сами перед собой не оправдываются. Впрочем, встречаются исключения:
    • Энакин Скайуокер в «Мести ситхов» заявляет Оби-Вану, что он принёс мир и безопасность «своей Империи». Хотя по факту он пошёл против джедаев в первую очередь из опасения за Падме. Впрочем, если за кого-то опасаешься — ты уж её по крайней мере за горло-то не хватай и не души
    • Дарт Бейн в одноимённой серии книг оправдывал предательство Братства ситхов тем, что ситхи-де выродились и их уничтожение будет благом для ситхской идеи.

Кино[править]

  • «Конец Любавиных»: недобитый колчаковец — а ныне обыкновенный бандитский атаман — Кирилл Закревский корчит из себя «заботника о простых сибирских мужиках», защитника этих мужиков, радетеля о том, чтобы они «получили то, чего заслуживают, были хозяевами на своей земле». Родионов-старший — которого Закревский вот-вот показательно убьёт — решил принародно подсветить лицемерие Закревского и при всех обвинил его в том, что тот в основном хочет проявить собственный садизм и нарциссизм, а также нарвать побольше ценностей и удрать с ними в Китай, а мужики-де Закревскому в общем-то до лампочки.
  • «Возвращение резидента»: в 1970-х годах неназванный инструктор американских спецназовцев/шпионов/диверсантов, держа речь перед очередной партией стажёров, громко и пафосно выставляет себя и своих учеников героическими сопротивленцами «коммунистической заразе». По его интонациям и всей повадке — ясно, что перед зрителем предстал садист и циник. Чудо одной сцены в исполнении гениального А. Филиппенко.
  • Румынская трилогия «Заговор», «Долог путь до Типперери» и «Капкан». Железногвардейский вожак (и циник) Хорья Баничу, разумеется, прекрасно знает, что никакой он не «воин Христов». Но вместе с тем он порой так входит в этот образ (прямо на фоне своих ужасных дел), что — впечатление именно такое — почти всерьёз кажется самому себе таковым «воином»!
  • «Американский ниндзя», фильм первый. Оружейный барон Виктор Ортега — конченая гадина, для которого человеческие жизни что мусор; а пособничает этот зрелый, матёрый и совсем неглупый latino, по всей видимости, ещё худшим гадам. Своего подельника — американского полковника-предателя — он просто цинично использует; но при этом ездит ему по ушам на тему «Мы же с тобой ставим палки в колёса мировому коммунизму, а для этого все средства хороши!».
    • Но после годов сотрудничества — когда полковник наконец решил взбрыкнуть — Ортега перестаёт притворяться и расчехляется: «Знаешь что? Для меня это не крестовый поход за правое дело, а СДЕЛКА! На четыре миллиона. И я их получу, так или иначе».
  • «Русь изначальная» — Юстиниан отправляя армию покарать мятежников и устроить бойню, оправдывается перед Прокопием Кессарийским (и перед собой?) «Я люблю людей, люблю! Весь этот кошмар ради нашей Империи, ради её будущего, пойми!»

Видеоигры[править]

  • Borderlands 2 — Красавчик Джек. Просто Красавчик Джек.

Реальная жизнь[править]

ТАСС.jpgТАСС уполномочен заявить:
осторожнее с добавлением примеров в этот раздел! В умах народных налицо большой разнобой на тему о том, кого считать злодеем, а кого нет. Поэтому раздел потенциально срачеопасен. Ограничивайтесь лишь такими примерами, которые описывают либо достаточно общепризнанных злодеев, либо деятелей, которые, сколь бы ни обеляли себя, всё-таки занимаются вопиюще жестокими, однозначно противочеловечными (и притом запруфленными) делами, да ещё копирующими некоторые поступки злодеев давних и общепризнанных. Этот раздел — как и весь сайт — не площадка для распрей, и/или для самоцельного самоутверждения, и/или для мутного белого либо чёрного пиара, и/или для попыток нагадить кому-то, кто всего лишь ненавистен лично вам и вашему кружку. Ваши личные предпочтения и антипатии — это ещё само по себе не критерий. Все достаточно неоднозначные примеры будут удалены, а войны правок — подчищены и наказаны. Идеальным решением будет вообще избегать любых примеров, кроме германских XX века и украинских XXI-го: учитывайте троп «Вам террористы, нам партизаны», не дразните пока всех прочих гусей, даже если те весьма нагло гогочут.
  • Многие идеологические и религиозные фанатики. «Мы боремся за дело добра, а то, что для этого пришлось поубивать кучу народа — ну так было надо!» Частные примеры:
    • Германские нацисты. Были убеждены, что сражаются против зла, мечтающего поработить мир, а именно мирового еврейства, представленного коммунизмом и демократией. Другой вопрос, кто из них и насколько реально в это верил, а кто прекрасно понимал, что байки про высшую расу являются лишь средством сплочения нации и оправдания территориальной экспансии.
      • Лично Гитлер был печально известен тем, что не лицемерил, не прикидывался, а искренне верил и в «еврейскую опасность для всего мира, особенно для Европы», и в евгенику, и в постепенную зачистку мира от «худших» (объявленных таковыми), чтобы те не давали «дефектное, дескать» потомство. Школьные учебники не врут насчёт гитлеровского хлёсткого мема «Евреи будут уничтожены!»: фюрер всерьёз собирался так сделать со временем, и «полезные евреи» (nutzige Juden) просто стали бы последними на очереди. Зато некоторые пропагандисты привирают насчёт «Перебить всех [подставить название того или иного славянского народа], или хотя бы истребить как можно больше их!». Вот уж чего не было, того не было: фюрер неоднократно повторял, что славяне — это тоже «арийцы», только менее полноценные. Было другое: славян Гитлер, как минимум в 1940 году и неоднократно далее, обещал превратить в расу слуг и искусственно регулировать их рождаемость (в первую очередь добровольно-принудительной контрацепцией и рекламным поощрением к бездетности/малодетности), чтобы их, славян, не было слишком много, а было столько, сколько решит раса господ. На взгляд некоторых, это в чём-то даже ещё хуже, чем тупое «Искоренить начисто!» (которое в отношении крупных народов всё равно никогда ни у кого не прокатывает).
    • Украинский агрессивный национализм нового тысячелетия. Мы ни в коем случае не «изверги-мучители, слившие свою страну в позор, творящие бесчеловечие и через раз косплеящие нацистов»! Это всё гадкие, лживые российские СМИ выдумали! Москалi просто обзавидовались на то, как прекрасно и правильно мы живём. А на самом деле мы — один из форпостов цивилизации, мы сражаемся и умираем за европейские ценности! И мы не «русский язык и русскоязычных людей сладострастно унижаем и терзаем-убиваем» — нет, нет, это мы такими методами святой украинский язык и прекрасную украинскую культуру защищаем, не даём им сгинуть! А Донбасс мы вовсе не «тираним», не «мучаем», не «беспредельничаем» в нём — мы всего лишь защищаем целостность славной и, главное, очень достойной Украинской державы, а сепарам так и надо, раз не покоряются Киеву и откровенно хотят под власть Москвы! У нас не шовинизм, а всего лишь благородный национализм и достоинство (гiднiсть), и защита своих интересов. Историю Украины и земель-предшественников мы не «безбожно искажаем, вызывая горький смех специалистов» — нет, мы опять же таким способом учим украинский народ гордости и достоинству! А допустить на свою землю НАТОвские военные базы, в том числе их биолаборатории для грядущих бактериологических войн — это не «гнусное» дело (какой зрадник посмел такое вякнуть?!), а очень благое: ведь «ота байда» в будущем станет косить злобных ворогiв, как косою, а значит, в мире станет лучше, демократичнее! То же касается и наших кустарных попыток тайком смастерить себе ядерное оружие или хотя бы «грязные бомбы» — это ж всё для СВЯТОГО ДЕЛА!