Чудо одной сцены

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья One-Scene Wonder. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Чудо одной сцены — эпизодический персонаж, который появляется в произведении всего на одну-две сцены. Зато как появляется! Так появляется, что запоминается надолго и изрекает какую-нибудь фразу, становящуюся крылатой. Или не изрекает, но выглядит или делает что-нибудь так эффектно, что врезается всем в память и может даже украсть шоу у главных персонажей. Пересекается с тропом Выпирающий статист. Троп для музыки и других произведений — Чудо одного трека, Эффект альфы.

Где встречается[править]

Театр[править]

(link)

Фаина Раневская крадет шоу в спектакле «Шторм».
  • «Гамлет» Шекспира — могильщик же!
  • А. С. Пушкин, «Борис Годунов» — юродивый Николка и в меньшей степени летописец Пимен.
    • В опере Мусоргского — тот же самый Юродивый, но уже в музыкальном виде («Обидели Юродивого, отняли копеечку!»).
    • В рассказе Д.Рубиной «Все тот же сон…» подросток-двоечник в школьном театре внезапно играет Пимена так, что зрителю становится ясно — именно Пимен всю эту чехарду с Лжедмитрием и спланировал.
  • Н. В. Гоголь, «Ревизор» — квартальный Держиморда. Господь ведает, как играли актёры эту роль в царское время, но сама фамилия этого эпизодического персонажа стала именем нарицательным. А кто, скажите на милость, вспомнит длинную и нудную фамилию городничего Сквозник-Дмухановский?
    • Справедливости ради, само слово «городничий» стало прочно ассоциироваться с данным персонажем (после выхода из массового употребления — только с ним), что тоже успех.
    • В гайдаевской экранизации — «Инкогнито из Петербурга» — в роли Держиморды появился М. Кокшенов, и хотя ничего (кажется, ничего) не говорит, но запоминается, ох запоминается! Л. Поляков (капитан теплохода «Михаил Светлов» из «Бриллиантовой руки»), сыгравший его товарища Свистунова, и вполовину не так колоритен.
  • Пьеса М. А. Булгакова «Иван Васильевич» выросла из единственного момента его пьесы «Блаженство», где посредством машины времени на несколько секунд появляется Иван Грозный. Слушатели оценили.
    • Да, не все знают, что пьеса была не одна, и один из вариантов достаточно похож на фильм.
  • Jesus Christ Superstar — царь Ирод, особенно в исполнении Элиса Купера.
  • С. Есенин, «Пугачёв» — сцена с Хлопушей. В знаменитой таганской постановке Юрия Любимова — педаль в пол! Все знают об этом спектакле, что там был Владимир Высоцкий в роли Хлопуши. «Роль Хлопуши была небольшой — всего сто строк, однако эпизод, связанный с этим персонажем, стал кульминацией всего спектакля. Сцена, во время которой герой рвался в цепях, сопровождалась жутким кандальным звоном». А кто, скажите на милость, играл Пугачёва? Если что, это был Николай Губенко.
  • В 1967 году в «Современнике» к 50-летию Октября ставили пьесу Шатрова «Большевики». По указанию свыше даже в маленьких ролях типа «кушать подано» были заняты актеры со званием заслуженных, не ниже. Так, например, Вячеслав Невинный получил роль врача, который просто отвечал на вопрос о здоровье Ленина: «Владимир Ильич болен, он в постели». Невинный всячески старался саботировать эту роль, и в день премьеры, когда пришла его очередь выходить на сцену, он вышел с огромной клизмой. После этого руководитель театра приказал Невинного перед выходим на сцену обыскать. Когда пришла очередь говорить его реплику, Невинный сымпровизировал: «Владимир Ильич в постели. У него испанка», — и щёлкнул пальцами на кастильский манер. После этого роль у него таки забрали, но чудо одной сцены запомнилось надолго.
  • «Записки Пиквикского клуба» (телевизионный фильм-спектакль по роману Диккенса). Готлиб Ронинсон в крохотной роли аптекаря Гродкина едва не украл шоу — и это при том, что в главных ролях такие бесспорные мастера, как Александр Калягин, Валентин Гафт, Михаил Козаков и Ролан Быков!
    • Сюда же — Виктор Сергачёв в роли судьи. И молодой Эммануил Виторган в роли Бена Эллена.
    • Готлиб Ронинсон вообще был большим специалистом по этой части. Например, Кислярский в «12 стульях» Гайдая — эпизодическая роль, но…
  • «Ханума» А. Цагарели в постановке Г. Товстоногова — Леонид Неведомский в роли кинто, продающего на рынке «мммацооони!..» Запомнился не меньше остальных звёзд БДТ, исполнявших центральные роли.
  • «Граф Монте-Кристо» (мюзикл театра «Седьмое утро») — Элоиза де Вильфор, гениальный мастер ядов, давит педаль в пол в сцене со спящей Валентиной. Впрочем, в дуэте с заглавным героем она не менее великолепна.

Литература[править]

  • «Двенадцать стульев» — наполовину состоит из таких персонажей.
    • «Золотой телёнок» — аналогично, но первой части проигрывает.
  • «Остров сокровищ» — жуткий слепой Пью, один из самых запоминающихся персонажей, хотя у него всего полторы коротких сцены.
  • Я. Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка» — их тоже немало. Гашек был блестящим мастером эпизода (амплуа газетного фельетониста обязывало), и это чувствуется. Чего стоят только сон Биглера и рассказ Марека о редактировании журнала!
  • «Сага о ведьмаке» — наёмный убийца по прозвищу Профессор. Казалось бы, одноразовый злодей, введенный, чтобы тут же пасть от меча Геральта — но столь обширную аудиторию фраппировал он своей экстраординарной элоквенцией, что удостоился даже помещения в игру (сиквел книжной серии).
    • Да не он это, а его Копиркин.
      • Чтобы быть еще более точным, это он, на скорую руку превращённый в копиркина: изначально разработчики планировали игру непосредственно по событиям книг, но потом перенесли действие в будущее относительно них и пришлось срочно переименовывать Профессора.
  • «Террор» Дэна Симмонса — крутой дедуля Джон Росс. Появляется на пару страниц и на пальцах объясняет дураку Франклину, почему тот — отстой и почему будущая экспедиция добром не кончится.
  • Толкин, «Сильмариллион» — Унголианта. Появляется в одной небольшой главе, запомнилась тем, что чуть не убила Мелькора (ну или собиралась мучить его вечно, если он неубиваемый — от чего он мог и умом окончательно тронуться), но его успели спасти балроги.
  • «Хоббит, или Туда и обратно» — Голлум! Чудо одной сцены в «Хоббите», ставшее ключевым персонажем во «Властелине Колец».
  • «Меч Шаннары» Терри Брукс — робопаук, напавший на главного героя. Кто сказал «Шелоб»?
  • Книга Дина Кунца «Сошествие тьмы» наполовину состоит из чудес одной сцены.
  • «Приключения Гекльберри Финна» — миссис Джудит Лофтус, умная дама, перед которой Геку не удаётся сойти за девочку. Полковник Шерборн, объясняющий толпе линчевателей, почему они все — отстой.

Кино[править]

Отечественные фильмы[править]

  • Вячеслав Баранов (1958—2012) был мастером дубляжа. Но трудно забыть его физрука в «Гостье из будущего» — он так крупно не соответствует своему прозвищу «Илья Муромец»! И его гопник из «Плюмбума» — тощий как глиста, способный представлять угрозу разве что для недоростка Плюмбума. А еще он едва не «украл шоу» в дебютном фильме Леонида Нечаева, представ в роли Гавроша («У моей жены болезнь — мигрень: жрать охота, а работать лень»).
  • Фаина Раневская, Серафима Бирман, Рина Зелёная, Готлиб Ронинсон запомнились, в большинстве своём, именно такими ролями.
  • Михаил Глузский в советское время носил титул именно что короля эпизода. Ныне, увы, его репертуар подзабыт. Точно вспомнят все только управляющего гостиницы, который носил Шурику тосты в трёх экземплярах. В лучшем случае, вспомнят ещё сержанта Ряженцева да генерала Макартура.
  • Зиновий Гердт: председатель жюри в «Карнавале», попутчик в «Печках-лавочках», лектор Карташёв в «Укрощении огня», счетовод Тардиво в «Соломенной шляпке», интеллигент Михаил Михайлович Бомзе в «Место встречи изменить нельзя», могильщик в «Трое в лодке, не считая собаки», незадачливый продавец попугаев в «О бедном гусаре замолвите слово», адмирал Бум в Мэри Поппинс, до свидания.
1940-е[править]
  • «Весна» (1947) Григория Александрова — Рина Зелёная в роли гримёрши. «Средняя пухлость, сексапил номер четыре».
    • А вообще Р. Зелёная так и запомнилась королевой эпизода — образы Черепахи Тортилы и миссис Хадсон помнят если не все, то очень многие!
1950-е[править]
1960-е[править]
  • «Королева бензоколонки» — двухминутный эпизод со священником. «Батюшка старовер? — Нет, мне два по сто и в одну посуду…К полумерам не привык!». Роль исполнил Александр Хвыля, и этим всё сказано!
    • Пожалуй, еще водитель грузовика с яйцами. Который тарахтит, как пулемет, пытаясь объяснить, что ему обязательно надо ехать, а то из яиц скоро вылупятся цыплята. Правда, его мало кто понимает, но этот стрекот, раз услышав, не забудешь.
    • И, конечно, специалист по ремонту автоматов. Я те постучу, я те постучу!
  • «Полосатый рейс». Отдыхающий на пляже (В. Лановой) интересуется «группой в полосатых купальниках». Вплоть до того, что даже теперь, после кончины Василия Семёновича, его знают как «артиста, который сыграл офицера Варавву и того потешного отдыхающего». Грей, Курагин, Вронский? Не, не слышали. А ведь сам Лановой согласился на этот эпизод в «Полосатом рейсе» только из-за того, что на роли в комедиях его никогда не утверждали, решил доказать комедийные навыки! Более того, он называл эту роль своей самой любимой. Как он панически возопил на крупном плане! Он ведь ещё и спародировал всех тех крутых, которых к тому времени успел сыграть.
    • Ну укротитель же (А. Бениаминов)! «Вы не тигер! Вы швинья!»
      • Скорее уж «Я не трус, но я боюсь!». Эту фразу даже в качестве отсылки процитировали потом в «Бриллиантовой руке».
  • «Я шагаю по Москве» — Владимир Басов в роли полотера. По воспоминаниям Данелии, фильм «начал работать» только после добавления этой сцены.
    • Эпизод с Роланом Быковым в роли «загипнотизированного» прохожего тоже тянет.
  • «Война и мир» С. Бондарчука. Глядя на игру Бориса Захавы в образе Кутузова, начинаешь реально жалеть, что он почти не играл в кино.
  • «Неуловимые мстители»: Терехов (великолепно сыгранный Савелием Крамаровым). «А вдоль дороги мертвые с косами стоят! И тишина…»
    • Был так популярен, что его в качестве камео ввели и в сиквел, где он, ввиду разгрома бурнашовской банды, служил уже в Добровольческой армии.
  • «Республика ШКИД»: Павел Луспекаев в роли Косталмеда. Получив от воспитанника табуреткой (та в щепки) по голове, повернулся и коротко бросил: «Не шали».
  • У Леонида Гайдая многие артисты именно этим и отличились.
    • В первом же фильме Леонида Иовича, «Жених с того света», Евгений Моргунов, будущий Бывалый, исполняет роль нищего в общественном транспорте. Игры секунд на тридцать (прошёлся по трамваю, вылез, сел в собственную «Волгу» и уехал), но запоминается очень хорошо. Настолько, что цензура эту сцену (как и множество других) из фильма вырезала и лицезреть первый пример сотрудничества Гайдая и Моргунова широкий зритель смог лишь в 1990-е.
    • Артист может быть великолепен даже в том случае, когда снимается не в комедии — при том, что зритель именно комедию и ждёт. Тут следует вспомнить серию новелл «Деловые люди». Чего ждёт зритель от гайдаевской экранизации О.Генри? Правильно, весёлых погонь с Вициным и Смирновым и весёлого диалога с Пляттом и Никулиным. Но никак не мрачной истории про дороги, которые мы выбираем. Однако благодаря блестящему Владлену Паулусу этот малоизвестный рассказ (особенно фразу «Боливар не вынесет двоих!») знают на постсоветском пространстве вообще все.
    • «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика»:
      • Виктор Павлов за карьеру создал более, чем полтораста кинообразов. Играл и главные роли, и в экранизациях классических произведений. Но помнят его в качестве студента-изобретателя по кличке фамилии Дуб.
        • И в качестве Мирона Осадчего из «Адьютанта его превосходительства», старшины Щербака из «На войне, как на войне» и Левченко из «Места встречи изменить нельзя».
      • «Профессор» Владимир Раутбарт. «Профессор, конечно, лопух, но аппаратура — ПРИ НЁМ!».
      • Слова Олега Скворцова, который и профессиональным актёром-то не был: «Огласите весь список, пожалуйста!»
    • Михаил Глузский вообще имел в советском кино репутацию «короля эпизода». В «Кавказской пленнице» он остался верен себе. Кто же не вспомнит администратора гостиницы и тосты в трёх экземплярах?
      • Впрочем, тут каждый из произносящих очередной тост сотворил свой маленький шедевр. Тамада в «доме Капитанаки, где именины» (Г. Милляр) и главврач больницы (П. Репнин, озвучка того же Милляра) — тоже.
    • «Бриллиантовая рука»:
      • За бедной Светланой Светличной уже полвека тянется легендарное «Не виноватая я! Он сам пришёл!!».
      • Леонид Каневский до сих пор шутит, что его чаще узнают на улицах не как майора Томина (один из главных героев сериала, который смотрел весь СССР, на секундочку), а как эпизодического контрабандиста («Цхам дураля!»).
      • Виктория Островская. В реальной жизни — театральная актриса, диспетчер автобазы, библиотекарь, инструктор по аэробике. На экране — та самая стамбульская «жрица любви» («Цигель, цигель, ай-лю-лю!»), без которой не было бы «Бриллиантовой руки», какой мы ее знаем.
      • Роман Филиппов (не путать с Сергеем). Гость с Колымы. За минуту экранного времени — сразу несколько крылатых фраз: «Зачем усы сбрил, дурик?», «Будете у нас на Колыме…».
      • Леонид Плешаков. «Папаша, огоньку не найдется?»
1970-е[править]
  • «Джентльмены удачи» — вышеупомянутый Роман Филиппов в роли Николы Питерского («Деточка! А вам не кажется, что ваше место возле параши?»).
  • «Звезда пленительного счастья»: Олег Даль в роли тюремщика и Иннокентий Смоктуновский в роли губернатора Тобольска (весьма и весьма расширил некрасовский образ).
  • «Земля Санникова». Николай Гриценко в роли золотозаводчика Перфильева.
  • У Савелия Крамарова, кроме роли Косого Игната в «Неуловимых», — яркие эпизоды в «Иване Васильевиче», «Двенадцати стульях». Главные роли тоже были — «Джентльмены удачи».
  • Ещё один король эпизода, Сергей Филиппов, благодаря Гайдаю всё-таки смог отметиться главной ролью (Киса Воробьянинов в экранизации Ильфа и Петрова). Но помнят его в основном как шведского посла в «Иван Васильевич меняет профессию».
    • А как же свадебный певец из «Не может быть!»? «Но-о-очью вдруг из рук выпала гитара…»
    • И лектор из «Карнавальной ночи»! «Лучше всего, конечно, пять звездочек…»
      • И пациент профессора Преображенского. «Каждую ночь обнаженные девушки стаями…»
  • Гайдаевская экранизация «Двенадцати стульев» очень пострадала от недостатка экранного времени. Режиссёр чисто физически не мог глубоко раскрыть характер многих героев.
    • Тем не менее образ Кислярского удался — достаточно было показать перемигивание Арчила Гомиашвили с Готлибом Ронинсоном.
    • Мэтр Эраст Гарин появился у Гайдая лишь разок, во всё тех же «Двенадцати стульях». Вообще вся сцена спектакля в театре Колумба — блестящий неканон (начать с того, что ставят не «Женитьбу», а «Ревизора»), но Гарин в роли театрального критика — вообще нечто.
    • Ещё один блестящий неканон в этом же фильме — полностью переработанная история о скитаниях Ляписа-Трубецкого по редакциям. Особенно отличилась Рина Зелёная, старушка-редактор молодёжного журнала: «Ну где же вы видели, чтоб мужья изменяли жёнам? Я такого не помню!».
    • И Роман Филиппов тоже отметился в «Двенадцати стульях» — в роли того самого незадачливого рифмоплета Ляпсус Ляпис-Трубецкого. Отдельный бонус за фактуру и голос, характерные для эпигонов Владимира Маяковского, которых в книге и пародировали авторы.
  • А иногда для чуда достаточно запоминающегося лица и всего одной секунды экранного времени. Вы можете не знать, кто такой Анатолий Калабулин (он, на секундочку, даже не является профессиональным актёром), но лицо того стрельца из «Иван Васильевич меняет профессию», у которого ухо дёргалось, вспомните обязательно!
    • А уж Сергей Филлипов в роли шведского посла!… Его «Ja-ja, Кемска волост!» стало натуральным мемом.
  • А как колоритен Эдуард Бредун! В «Двенадцати стульях» — Паша Эмильевич («Мне ваши беспочвенные обвинения очень даже странны»). В «Иване Васильевиче»… ну можно ли забыть его молчаливого спекулянта радиодеталями?
  • Создавая экранизацию гоголевского «Ревизора», Гайдай быстро просёк, что сам же Гоголь задумывал образ уездного лекаря-немца именно для торжества Чуда одной сцены. Приглашённый для этого Александр Ширвиндт с задачей справился.
  • «Не может быть» стал прекрасным полигоном для односценных чудес. Михаил Кокшенов (Здоровяк), Наталья Крачковская (полная дама), Игорь Ясулович (муж полной дамы), Светлана Харитонова («Феерично!»), Готлиб Ронинсон (начальник Иван Израилевич), Лариса Ерёмина (Софочка, бывшая балерина из дворянок), Раднэр Муратов (милиционер)…
  • «Трое в лодке, не считая собаки». Режиссёр — Наум Бирман («Учитель пения», «Магия чёрная и белая»). Масса классных артистов в маленьких эпизодах.
    • Зиновий Гердт оформил образ могильщика даже лучше, чем в оригинале.
    • Георгий Штиль в роли усатого капитана. Ни единой реальной реплики, а как всем запомнился!
    • Тройка старых вояк, с которыми главные герои нежданно поменялись лодками. Катин-Ярцев, Шпигель и Боярский (не тот, который мушкетёр, а который Козлевич).
    • В сцене исполнения комических куплетов Гаррисом отожгли практически все артисты эпизода.
    • А сцена в Хэмптон-Кортском лабиринте? Свой вклад в это мини-чудо внесли все, кто в нём появился, от импозантной пожилой кассирши, падкой на куртуазное обхождение (Вера Улик) до косноязычного помощника смотрителя — который маршрута толком не знает, но знает, что «Выход там, где вход!» (Виктор Ильичёв).
    • Ну, и сам Андрей Миронов. Да, он играл в этом фильме главную роль. Но его исполнение эпизодических персонажей (дядюшки Поджера и «рыбаков» в трактире) большинство зрителей помнят куда лучше.
  • «Место встречи изменить нельзя». Нет, за сюжетом мы, конечно, следим, Высоцкий, конечно, всё время на экране… Но: Удовиченко, Садальский, Куравлёв, Евстигнеев, Гердт и Джигарханян!
    • А Бортник-Промокашка?! «А на чёрной скамье, на скамье подсудимых…» И Наталия Ченчик — лже-Аня: «Я-то Аня, а ты вот что за ком с горы?»
  • «Дела давно минувших дней» — много кто, но более других запоминаются колоритный пожилой портной-еврей дядя Яша (великий мастер эпизода Александр Бениаминов — чего стоит только его укротитель Чоколади из «Полосатого рейса»!) и обаятельнейший вор по прозвищу Редактор (Евгений Шпитько).
  • «Сыщик» — Вадим Захарченко в роли пропитого и язвительного пассажира «Запорожца»: «Не рычи!»
    • Кстати, строгий и невозмутимый гаишник в этой же сцене — камео самого режиссёра фильма (поставившего также «ТАСС уполномочен заявить», про шпионов, и «До первой крови», про Зарницу).
  • «31 июня» — монументальный и величественный, как королевская кошка, глашатай Джек в исполнении Вячеслава Войнаровского. И горе-жених («Я не трус! Но я боюсь!») принцессы Мелисенты — Юрий Ветров (не актёр даже, а профессиональный танцор).
  • «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» — диалог Саши и Миши (Александр Белявский и Георгий Бурков соответственно) в аэропорту перед отправкой Жени в Ленинград («Они оба могут»). А также феерические визиты подружек Нади в исполнении Валентины Талызиной и Лии Ахеджаковой. «Вагончики!» Ну и, конечно, монолог Ипполита (Юрий Яковлев) в пальто под душем.
1980-е[править]
  • В советско-финском проекте «За спичками» многим запомнился могучего телосложения финн Лео Ластумяки(господин Партаненн). А сцена его сватовства к Кайсе… тут не рассказывать, а смотреть надо!
    • Озвучка Романом Филипповым этой роли — отдельное чудо.
    • Да и Леонид Куравлев, у которого в фильме эпизодическая роль с парой фраз, тоже прекрасен.
  • «Курьер» — Владимир Меньшов в эпизодической роли гостя, который возмущается своим сыном-качком, обожающим концентрированное молоко, а по сути, подобно герою Олега Басилашвили, но по-своему — молодым поколением в целом.
  • «Беспредел». Петушиная мамка Мойдодыр произносит всего одну фразу — «Милости прошу к нашему шалашу!». Тем не менее, это стало одной из самых известных цитат из фильма, наряду с «О, петух закукарекал, заместо Авроры!».
    • А фраза-то про шалаш — давняя, фольклорная, еще XIX века или даже конца XVIII. Но в XX веке её охотно взяли на вооружение уголовники — в некоторых «крытках» и на зонах ею приветствовали первохода, впервые в жизни заходящего «на хату» (то есть в камеру) или в барак. Или просто новичка, который раньше в данной «хате» не «чалился».
  • «Покаяние» Тенгиза Абуладзе — старушка-богомолка в исполнении великой Верико Анджапаридзе. Достаточно сказать, что именно её диалог с главной героиней в самом конце картины запомнился и цитируется больше всего:
«

Странница: Скажите, эта дорога ведёт к храму? Кетеван: Это улица Варлама. Не эта дорога ведёт к храму. Странница: Тогда зачем она нужна? К чему дорога, если она не приводит к храму?

»
  • «Караул» Александра Рогожкина (1989) — двухминутная сцена со слепым бомжом, который внезапно оказывается фехтовальщиком.
  • Римма Маркова — хирург в «Покровских воротах»: «Резать к чёртовой матери, не дожидаясь перитонитов!»
    • А также Александр Пятков в роли нервного пациента («Долго ещё?!») и Марина Дюжева — Анна Адамовна («Я вся такая внезапная… я вся такая несуразная… вся угловатая такая… противоречивая вся!»)
  • «Любовь и голуби» — в фильме достаточно таких сцен. Однако момент, когда комичный персонаж дядя Митя говорит «… а когда я служил, проволочку колючую натягивали… немцы… а к ней мины! Наряд вне очереди…» достаточно сильный и раскрывает персонажа совсем по-другому.
  • «Асса» — сцена с Виктором Цоем. Воспринималась как программная.
1990-е[править]
  • Фильм «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» принято критиковать (причём по делу!). Но и тут нашлись артисты, сумевшие запомниться с лучшей стороны. В первую очередь это, конечно, Армен Борисович Джигарханян, благодаря которому ничем не примечательный сценарный образ мафиозо Каца, предлагавшего сдаваться, стал настолько хрестоматийным, что его теперь знают лучше, чем сам фильм. Гений, что сказать! В меньшей же степени вспоминаются Евгений Весник в роли радиста Мони и Спартак Мишулин в роли слуги шейха.
    • А как же телефонный разговор двух лидеров сверхдержав (Горбачёва в исполнении Куравлёва и озвучке пародиста Грушевского и Буша-старшего в исполнении Седова и озвучке Карапетяна) и бесцеремонно вмешавшийся в этот разговор «мистер Рабинович из русской мафии»! Кто так колоритно озвучил этого самого Рабиновича, увы, история умалчивает. Не Андрей ли Мягков?..
  • «Утомлённые солнцем» — «Миша… виноват! Коля», конечно.
  • «Ширли-мырли» — по сценарию тот ещё бред (хотя так и задумано, это сатирический фильм), но благодаря великолепному подбору актёров получился шедевр. Включая целую россыпь Чудес одной сцены. Тут вам и Ролан Быков в роли покупателя алмаза («Перестаньте сказать, Козюльский! Ви не на Привозе!»), и Олег Ефремов в роли соседа («Такая капусточка, дай Бог каждому!»), и Любовь Полищук в роли жены американского посла («Глаз на джооо…», «Глаза в ж*пу вставлю»), и Лев Борисов в роли знатока уголовной истории Алексея Феофилактовича («Обоих кончать!»), и певец Александр Ворошило в роли Кузи («Шниперсон выбирает Россию!»), и демонстративно неправдоподобные негры-телохранители в исполнении Кокшенова и Панкратова-Чёрного. Но круче всех, несомненно, Олег Табаков в роли вечного зэка Суходрищева. Особенно забавны порой проскальзывающие у Суходрищева и всеми явственно узнаваемые интонации кота Матроскина.
  • «Не послать ли нам… гонца?» — Игорь Ясулович в роли пациента психушки, утверждающего что он — кинорежиссёр и называющего среди «своих» работ фильмы не только разных режиссёров, но даже эпох и стран, буквально от «Иронии судьбы» до «Весёлых ребят» и «Ночей Кабирии».
  • Первый «Брат». Сцена с кавказцами в трамвае.
2000-е и позднее[править]
  • Иван Охлобыстин в «ДМБ». Даже зритель, посмотревший фильм невнимательно, занимаясь другими делами, вспомнит его образ особиста в военкомате. А кто, скажите на милость, вспомнит исполнителей главных ролей?
    • Там же режиссёр всего этого весёлого безобразия Роман Качанов в роли каптёра Геры Либермана. Благодаря ему все знают, что суслик — есть, даже если его не видно!
    • А как же композитор Владимир Шаинский, решивший попробовать себя в качестве киноактёра и сыгравший генерала-ветерана? «Хлебай, унучки, ханку!»
  • «Даун Хаус» — казалось бы, весьма интересная инетрпретация «Идиота» Достоевского в современности, а ещё — (о, ужас!) одна из очень немногих хороших ролей Бондарчука-младшего. Но где это всё, если есть бессмертное Епанчинское «Сказочный д…б! Зачем его только из больницы выпустили?»
  • «Глухарь в кино» — изготовитель наркотиков (и временами подпольный доктор) по прозвищу Щука. В этой роли — Юрий Чурсин, будущий Рокэ Алва и жигуновский Атос.
    • Там же — заложник, оказавшийся в одной машине с Глухарёвым и Антошиным, которые в тот момент были немножко вне закона. Заложник: «За-зачем вы всё это делаете??». Антошин (мрачно): «А я статьи коллекционирую». Заложник (встревоженно и робко): «А за убийство — уже есть?». Антошин (та же игра, мрачно): «Есть». Заложник (облегчённо вздыхает): «У-уфф!..».
  • «Брат-2» — «чёрный копатель» по прозвищу Фашист отнюдь не потерялся на фоне Данилы Багрова. Его диалог с Данилой стал одной из самых знаменитых цитат фильма.
    • Константин Мурзенко, кроме Фашиста, запомнился и как весьма колоритный попутчик из метро (с явными ухватками извращенца) в экранизации «Ночного дозора». Вся роль — меньше минуты экранного времени, но попробуйте забыть эту кривую ухмылку…
    • И два таксиста из Брата-2 тоже сюда, хоть и маленькие роли, но все реплики запоминаются навсегда. «А у вас брат в Москве есть?».
      • А ещё московского таксиста играет Константин Желдин (Холтофф из «Семнадцати мгновений весны») и его возмущение, что главгерой не узнаёт здание Театра на Таганке исполняется особого смысла, если вспомнить, что актёр отыграл там 24 года.
  • «О чём говорят мужчины» — манерный и циничный официант, подающий Камилю дефлопе из палабы с семечками кациуса. И его знаменитая реплика: «А гренка в нашем ресторане называется croûton. Это точно такой же поджаренный кусочек хлеба, но гренка не может стоить 8 долларов, а croûton — может».
    • Гостиница в Бельдяжках. Окна не открывать, комары налетят. Свет не выключать, тараканы набегут. Чай в титанике, холодильник заперт на замок.
    • Там же — Вячеслав Гаврилович, участник слёта мелиораторов в Бельдяжках и просто очень верный муж: «Уважаемая Жанна Фриске! Держите себя в руках. Я женат. И кипятильник свой заберите».
      • В предыдущем фильме «Квартета И», «День радио», у Константина Чепурина не менее яркое чудо одной сцены — экс-сотрудник «Как бы радио», чьё имя Коля бывшие коллеги вспоминают чуть ли не всем коллективом — и всё равно ошибаются.
  • «День выборов» (2007) — диалог о том, что Ливию будут бомбить, завершившийся словами "Алло! Это Ливия? Это Слава и Лёша. Езжайте все в Боливию. Ливия прдупреждена".
  • «Танки» — безымянный белогвардеец, желающий кого-нибудь пристрелить.
  • «Самый лучший фильм» — пресный фильм даже с точки зрения любителей похабного юмора, но персонаж Дмитрия Нагиева, при всей грубости эпизода, вышел, по крайней мере, сносно и запомнился многим.
    • Также хорошо запомнился «старший следователь по делам пахнущим идиотизмом» в исполнении Бориса Моисеева, сказавший всего одну фразу.
    • Сиквел — аналогично, но момент перебора фаворитов бородатой Екатериной II в исполнении Галустяна, недвусмысленно отсылающий к первым «Пиратам Карибского моря», как минимум, забавен. Ну и сопровождающий всё это анахронистичный Гальцев.
  • «Доктор Лиза» — собственно, актеры сами желали поучаствовать в фильме даже в небольших ролях. Но больше всех запоминается Татьяна Догилева в роли вконец пропитой бомжихи-алкоголички, которая при всех своих бомжацких манерах все-таки приводит в чувство преследовавшего Лизу агента ФСКН.
  • «Брестская крепость» — солдат с ножом и пехотной лопаткой, РЕЗКО ускоряющийся в атаке. Почти все западные зрители сравнивают его либо с Sonic-ом, либо с Demoman-ом
  • «Изгнанник» — сам фильм бесконечно затянут, запутан и скучен, но две сцены в нем действительно удались. Разговор главной героини с сумасшедшей девушкой своего покойного сына (о чем она в этот момент не подозревает) Катей (Агнес Брукнер) и монолог злого милиционера, запугивающего слишком настырную американку (Виктор Сухоруков нарочито переигрывает).

Зарубежные фильмы[править]

  • Практически все ранние появления на экране молодого Луи де Фюнеса, начинавшего с крошечных эпизодов и просто маленьких ролей. Например, «Их было пятеро», «Господин Такси», дилогия «Папа, мама, служанка и я» и «Папа, мама, моя жена и я», «Через Париж» и другие.
  • Трилогия о Фантомасе Андре Юнебеля:
    • Парочка Доминик Зарди и Анри Атталь в ролях телохранителей Фантомаса. Правда, в третьем фильме Атталь играет другого персонажа, но всё равно чудо — помните придурковатого Годфри, водителя ретро-автомобиля? В том же третьем Зарди — телохранитель-лётчик, взятый в плен и связанный Фандором и Элен (и это при том, что оба убили друг друга сигарами во втором фильме, кстати, тоже вполне чудо-сцена).
    • Во втором фильме Флоранс Бло в роли пассажирки в поезде, пытавшейся прорваться в уборную — ни слова не проронила, зато мимикой выразила весь спектр эмоций!
  • «Амаркорд» Федерико Феллини — учитель греческого и учительница математики! И, конечно же, табачница!
    • «Белый шейх» (1952) — появление проститутки Кабирии в исполнении супруги режиссёра, Джульетты Мазины. На экране только 5 минут, утешает Ивана Кавалли, плачущего ночью на улице. Персонаж получился до того ярким, что через 5 лет Феллини снимет про Кабирию отдельный фильм — «Ночи Кабирии».
  • «Маленькая мисс Счастье» — Педаль в асфальт. Таких сцен очень много, но безусловно самая главная — это танец главной героини в конце фильма.
  • «Кингсайз» — гном-спекулянт («Исчезаю!»).
  • «DOOM» — снят очень по мотивам, но сцена от первого лица морпеха, который убивает зомби, смотрится на удивление хорошо. Фильм, однако это не сильно спасает.
    • Эта сцена и добавлена то исключительно чтобы умилостивить фанатов. А сегодня, после двух сильно раскрученных сиквелов, про 3-ий «внежанровый» DOOM и вспомнят то единицы.
  • «12 лет рабства» — встреча с Агентом Смитом персонажем Хьюго Уивинга, занятым линчеванием беглого раба
  • Love Actually — персонаж в исполнении Роуэна Аткинсона, появляющийся всего в двух сценах, но очень яркий.
  • Сэр Кристофер Ли в маленькой роли отца Вилли Вонки в фильме Тима Бёртона «Чарли и шоколадная фабрика».
    • Он же обеспечил чудо одной сцены в фильме того же Тима Бёртона «Алиса в Стране Чудес», всего лишь озвучивая Бармаглота.
  • «Первый мститель» — обратите внимание на бессловесного художника, который рисует портрет Красного Черепа в сцене разговора с Арнимом Зола.
  • «Мстители» — старик в Штутгарте, отказывающийся опуститься на колени.
  • «Безумный Макс: Дорога ярости» — жуткие потусторонние существа на ходулях ночью на болоте.
  • «Звёздные войны: Пробуждение силы» — штурмовик FN-2199, прозванный фанатами Tr-8r (официальное имя и биографию ему дали на волне народной любви), который забил героя со световым мечом одноручным аналогом электропосоха магнагвардии.
    • Оригинальная трилогия — Боба Фетт. Причем тут педаль в пол — Боба Фетт впервые появился в тошнотворном странном, на любителя праздничном выпуске, но потом этого персонажа запилили в пятый и шестой эпизоды, а во время позднего ремастеринга даже вставили в четвёртый эпизод в качестве ма-аленького камео. И это при том, что он никогда не снимает мандалорского шлема и лица не видно!
    • Да там таких много! Адмирал Акбар — красный рыбообразный гуманоид, который орёт «It’s a trap!». Ведж Антиллес — ас-пилот, у которого по полсцены в каждом фильме трилогии (если не считать вырезанных и восстановленных пиратами-фанатами сцен). Адмирал Мотти, который троллил Дарта Вейдера. Музыканты во дворце Джаббы. Поркинс, повстанческий пилот с лишним весом. Генерал Вирс, командовавший шагоходами на Хоте.
    • Имперский офицер (его звание и имя, лейтенант Ренц, наверняка известно совсем мало кому), который называет Хана Соло «you rebel scum», после чего эти слова стали коронной фразой всех имперцев.
    • В приквельной трилогии — босс Насс. Невезучий гонщик Бен Квадинарос. Наёмница Зам Вессел. Перевоспитанный Оби-Ваном торговец дурью. Геройски погибший на глазах сенатора Органы падаван (по канону, Зетт Джукасса).
    • Пятиминутное появление Дарта Вейдера в Изгое-Один.
      • По ощущениям — пятиминутное. По хронометражу — 40 секунд. И ещё 10 — Вейдер, провожающий взглядом отлетающий «Тантиви-IV».
  • Таких персонажей хватает в фильмах Квентина Тарантино:
    • «Криминальное чтиво»: Кристофер Уокен и незабываемый рассказ о часах. Там же — странноватая таксистка Эмеральда Вилла Лобос. И конечно же невозможно забыть «чистильщика» Вульфа.
    • «Убить Билла»: Го-Го Юбари, маньячка в школьной форме.
    • «Бесславные ублюдки»: хозяин молочной фермы в начале. Конечно, Кристоф Вальц крадёт всё шоу, но сцена не получилась бы такой сильной без прекрасной игры Дени Меноше. В том же фильме — разбирающийся в акцентах штурмбанфюрер Хельстром.
    • «Настоящая любовь», снятая Тони Скоттом по сценарию Тарантино, состоит из чудес одной сцены чуть ли не наполовину: босс мафии дон Винченцо (Кристофер Уокен), любящий поболтать киллер в исполнении Джеймса Гандольфини, укуренный Флойд (Бред Питт), но особенно — Гэри Олдман в роли жуткого сутенёра Дрексла.
  • «Трехгрошовая опера», оригинальный фильм 1931 года — Лотте Ленья появляется в маленькой роли служанки в борделе (сделанной специально для нее) и поет «Пиратку Дженни». Сцена получилась не только энергетическим центром фильма (как она и задумывалась), но и одним из самых знаменитых песенных номеров в мировом кино.
  • «Пираты Карибского моря» — на каждый фильм по горсти.
  • «Люди-Икс: Дни минувшего будущего» — сцена со Ртутью.
    • «Люди-Икс: Апокалипсис» — аналогичная сцена с тем же персонажем, впрочем на этот раз Ртуть — один из основных персонажей, а не сабж.
  • «Отчаянный» (Desperado). Персонаж Квентина Тарантино в роли новобранца, принимаемого в криминальную организацию Бучо («Мы с Буко давние друзья». «Бучо». «С ним тоже».). Запоминается рассказанным анекдотом.
    • Там же — Навахас, персонаж Дэнни Трехо, мастер метательных ножей. На десяток секунд появляется в нескольких эпизодах, но фактически у него одна сцена: нападение на Эль Мариачи, плавно перешедшее в бой с десятком головорезов Бучо.
  • «Никита» — Жан Рено в роли Чистильщика. Очень впечатляющая маленькая роль, потом превращенная в большую в фильме «Леон».
    • В не очень удачном американском ремейке «Возврата нет» запомнился главным образом Харви Кейтель в той же роли Чистильщика (за год до того, как сыграл аналогичную роль в «Криминальном чтиве»).
  • «Тёмный рыцарь» — Уильям Фихтнер в роли банковского клерка, который неожиданно вытаскивает дробовик и вступает в бой с Джокером и компанией. Плюс огромный страшный зэк, выбросивший детонатор в реку.
  • «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» (2007). Далеко не факт, что этот готишный мрачняк снискал бы похвалы критиков, если бы не блестящие дуэли (парикмахерская и… словесная) Саши «Бората» Коэна с главгероем-антигероем. Гротескный Коэн на удивление удачно разбавил депрессивную атмосферу фильма.
  • «Таксист» — странный, непрерывно болтающий, мечтающий убить свою жену пассажир, которого однажды подвозит Тревис. Эту роль сыграл сам Мартин Скорсезе.
  • «Большой Лебовский» — Джон Туртурро с явным удовольствием грызёт реквизит в крошечной роли Хесуса, невыносимо отвратительного соперника в боулинге. Чтобы вы поняли степень чудесности: Джон Туртурро эту роль частично импровизировал. Это у известных перфекционистов братьев Коэнов, которые обычно импровизацию не допускают — например, у Дж. Бриджеса в роли Чувака все хмыканья и мямленья были тщательно вписаны в сценарий.
  • «Казахское Ханство», фильм первый «Алмазный меч» — человек-армия Кара Кипчак Кобланды-батыр, тяжёлый всадник на одоспешенном коне, неожиданно въехавший в толпу лёгких и средних всадников, всех разметав. Почему они его подпустили, не расстреляв из луков? Обоснуй: когда он объявил, что оставляет службу, от него ждали, что он сказал это сгоряча и вернётся обратно; а того что он станет могучим перебежчиком, от него совсем не ждали, потому и подпустили близко.
  • «Рейд 2». Парень с бейсбольной битой и девушка с молотками.
  • «Мир Юрского периода». Появление Т-Рекса.
  • «Волк с Уолл-стрит»: даже в этом фильме, полном коронных моментов, не потерялся Мэтью МакКонахи.
  • «Догма»: Голгофинянин, он же Дерьмодемон. В первоначальных версиях сценария у него была роль побольше, но в окончательном варианте он появляется лишь в одной сцене — однако отлично запоминается.
  • «Валериан и город тысячи планет» — инопланетянка-метаморф Бабл в исполнении Рианы, а также рынок в двух измерениях из начала фильма.
  • «Казино Рояль» — Себастьен Фукан и его паркур в самом начале фильма.
  • «Пятый элемент» — майор Айсберг. Суровая женщина-военный крепкого телосложения с причёской принцессы Леи появляется всего на 5 минут экранного времени и не говорит ни слова. Бывший командир главного героя (Брюса Уиллиса) представляет её ему и заявляет что она будет исполнять роль его жены во время спецоперации, на что главный герой категорически отказывается. Роль исполняла Джули Т. Уоллес, ни в каких особо крупных ролях не засветившаяся.
    • Там же — дива Плавалагуна и её исполнение арии из «Лючии ди Ламмермур».
  • «Соучастник» — камео Джейсона Стейтема в роли «Перевозчика».
  • «Апокалипсис сегодня» — подполковник Килгор с его налётом на деревню под «Полёт валькирий» и рассуждением про запах напалма поутру.
  • «Достучаться до небес» — в роди бандита Кёртиса Рутгер Хауэр тут появился всего на пару минут, но какое влияние это оказало на сюжет!
  • «Апрельские капитаны» — диджей, намекающий, что в стране военный переворот.
  • «Никогда не говори „никогда“». Сам фильм — один из худших в бондиане (хоть и не вовсе убитый), но это чудо двух сцен — дёрганый, параноидальный красавчик-дипломат Найджел Смолл-Фосетт, горе-помощник спецслужбистов, болван в белом смокинге… В этой роли — молодой Роуэн Аткинсон, позже прославившийся как мистер Бин, Чёрная гадюка и агент Джонни Инглиш.
  • «Маленький принц» (1974) — Боб Фосс в роли Змея, со злодейской песней и танцем с потрясающей змеиной пластикой (на основании этой сцены был разработан, между прочим, танцевальный стиль Майкла Джексона). Эта сцена и еще Джин Уайлдер в роли Лиса — всё, ради чего стоит смотреть довольно неудачный фильм.
  • «Нубы» — сцена с Сабриной Карпентер в придорожном магазинчике — лучшее что есть в этом весьма посредственном фильме.
  • «Трансформеры: Месть падших» — безымянный китаец, чья трапеза была нарушена.
  • «The Meg» — неугомонная собачка, таки доплывшая до хозяев.
  • «Оно. Часть вторая» — сам Стивен Кинг в роли владельца антикварного магазина. Тот случай, когда своеобразная внешность писателя и манера игры оказались более чем «в тему».
  • «Обратная тяга» — Дональд Сазерленд в роли маньяка-поджигателя.
  • «Падение Чёрного Ястреба» — диалог генерала Гаррисона и арестованного Османа Али Атто в начале фильма.
  • «Переступи черту» — двухминутная сцена с продюсером Сэмом Филлипсом: «Вы хотите сказать, что я не верю в Бога?» — «Бог здесь ни при чём, мистер Кэш. Вы не верите в себя».
  • «Робин Гуд: Принц воров» — Шон Коннери в крошечной роли очень кстати и эффектно прибывшего на свадьбу своей кузины с Робин Гудом короля Ричарда Львиное Сердце.
    • Известный пересмешник Мел Брукс не упустил случая позубоскалить по этому поводу: в его пародии «Робин Гуд: Мужчины в трико» та же самая роль досталась Патрику Стюарту. И скажите только, что бывший капитан Пикар и будущий Профессор Икс справился с ней хуже!
  • «1917» — солдат, исполняющий песню несчастного странника.
  • Tomb Raider: Лара Крофт — камео Ника Фроста в роли хозяин ломбарда.
  • «Довод» Кристофера Нолана — сэр Майкл Кейн в роли сэра Майкла Кросби.
  • «Предложение» (The Proposition, 2005) — Джеллон Лэм, философствующий охотник за головами, поэт и нигилист. Хотя он чудо двух сцен.
  • «Нимфоманка» — Ума Турман появляется в эпизодической 10-минутной сцене и своей игрой легко даёт прикурить всем другим актёрам картины, в числе которых Кристиан Слэйтер и Шайа Лабаф.
  • «Властелин колец» — эльф Линдир, он же Фигвит, балрог, урукхай Лурц, убивший Боромира и чуть не навалявший Арагорну, и урукхай с факелом, подорвавший стену Хельмовой Пади.
  • «Чужие» Кэмерона — капрал Колетт Ферро, пилот челнока. Короткая сцена высадки на планету сыграна с таким удовольствием, что образ вместе с фразами стали классикой, перекочевал например в Starcraft. Да и сцена гибели, где она. не тратя времени на вопли и панику, рванулась к пистолету.
  • «Завтра не умрёт никогда» — киллер-судмедэксперт доктор Кауфман (вообще Винсент Скьявелли выступал в роли чуда одной сцены в нескольких фильмах — помните призрака из метро в фильме «Привидение»?).
  • «Трансеры» — МакНолти в теле маленькой девочки — своего далёкого предка.
  • «Жены оркестрантов» — танец братьев-афроамериканцев в конце фильма.
  • «Крысиные бега» — оскароносная Кэти Бейтс в роли дамы, торгующей белочками. Едва ли не самая запоминающаяся и меметичная сцена фильма.
  • Space Truckers. Миллион. Тут и сцена с «туда-сюдатором» (лица обоих персонажей просто надо видеть: спокойная готовность Маканудо и неописуемая гримаса Синди), и перебирание Маканудо какого-то пластикового мешочка, что-то подозрительно напоминающего, и реакция Джона на мать Синди… И, конечно, квадратные марсианские свиньи!
  • «Неудержимые 4» — тайский бармен, во многом благодаря великолепному русскому переводу и дубляжу. «Если нада лодка — лодка тама! Тута нету!».

Телесериалы[править]

Отечественные сериалы[править]

  • «Семнадцать мгновений весны»:
    • Генерал в поезде (Н. Гриценко). «Пархатые большевистские казаки» и «…значит, мы с вами хлебаем из одного корыта.»
    • Больше одной сцены, но не больше одной на серию — фрау Заурих (Эмилия Мильтон). «Я буду играть защиту Каро-Канн, только Вы мне не мешайте, пожалуйста».
    • Дама с лисой. «В любви я Эйнштейн». С возрастом приходит понимание, что фигура-то трагикомическая, а не просто разрядка смехом.
  • «Место встречи изменить нельзя»: несколько запоминающихся персонажей появляются на одну-две сцены. Валька Копченый, Ручечник, Кирпич и т. д. «Аблигация или Облигация»?
  • «Следствие ведут ЗнаТоКи» за долгие годы показа аккумулировал массу прекрасных артистов. Естественно, чудеса там тоже случались.
    • В первой же серии, «Чёрный маклер», зрителям нагнали жути, не показывая реального главгада до самого конца. Естественно, на эту (эпизодическую, в общем-то) роль был нужен выдающийся артист. Таковым стал Юрий Катин-Ярцев, человек, учивший играть многих и многих звёзд советского кинематографа.
    • Появившийся во второй серии мошенник Ковальский, помогающий следователю Знаменскому (исполняет Григорий Лямпе), до того понравился зрителям, что его привлекали к сериалу и дальше.
    • Уже в 2002 году, когда «Знатоков» реанимировали, многим зрителям запомнилась молодая актриса Ольга Сидорова (исполняет роль блондинки-секретарши, которую «подложили» под героя Пороховщикова и которая в него неожиданно влюбилась). Трогательный вышел образ. А ведь вне сериала актриса куда больше известна по видеоклипам и откровенным фотосессиям, чем по работе в кино.
      • В этой же новелле чудо как хорош Александр Филиппенко в роли Ландышева.
  • «Ликвидация» — с фитильком, потому что полтора эпизода (я вас умоляю, такие полтора, шо почти два!) — это далеко не одна сцена. Но тем не менее, в этих двух эпизодах Фима Полужид в исполнении Сергея Маковецкого есть, а во всех остальных — уже наоборот, и таки которые вам запомнились лучше?
    • Тётя Песя с её Эмиком Два Больших Расстройства появляются изредка, но каждый раз — как две поллитры бальзама на оба предсердия.
    • И момент, когда авторитеты доступно разъясняют подопечным, что «работать» во время концерта Утёсова, мягко сказать, не комильфо. «Ты шо — стахановец?»
    • Момент, когда Платов хладнокровно укрывается в тени ворот от преследующих очередного «стрелка» солдат. В этот момент сразу понимаешь, что этот прилизанный хлыщ не просто хороший картёжник, а по настоящему опасный тип.
  • «Улицы разбитых фонарей»:
    • Знаменитое исполнение песни «Позови меня с собой». Также в этом моменте в роли проверяющего снялся А. В. Кивинов, по произведениям которого снимались первые сезоны сериала.
    • Министр в городе, а у вас что?
    • С макарошками? С пюрешкой!

Зарубежные сериалы[править]

  • «Игра Престолов»:
    • Галбарт Гловер. Произносит всего одну реплику: выкрик «Ренли неправ!» Зато как произносит!
    • Малко, главарь пиратов и охотников за рабами. Запомнился своим диалогом с Тирионом о членоторговцах.
    • Эд Скрэйн, игравший Даарио Нахариса. Чудо нескольких сцен. Позже был сменён на другого актёра.
    • Трёхпалый Хобб во время битвы за Чёрный замок!
    • Вождь Карси, крутая бой-баба и наиболее вменяемый человек во всей толпе одичалых. Как жалко, что убили в той же серии…
    • Септон Рэй в исполнении Йена МакШейна. После душевных бесед с Сандором Клиганом его было вдвойне жаль.
    • Лианна Мормонт в исполнении Беллы Рамзи в шестом сезоне. Хоть экранного времени у неё за весь сезон примерно пять минут, но зрители и критики назвали её одним из главных открытий шестого сезона. А в восьмом к этому добавилась ещё и коронная смерть при убийстве упыря-великана.
    • Эртур Дейн в исполнении Люка Робертса так зашёл зрителям, что некоторые пожелали, чтобы отцом Джона оказался именно он, а не Рейгар. Не фартануло.
    • Вахтёр в Цитадели.
  • «Firefly»:
    • Безымянный бандит в серии «Ограбление поезда», который не захотел отправляться в путешествие по турбине. «Да-да! Так всем лучше будет!»
  • «Чёрные паруса» — капитан, не смыслящий в живописи, и оценщик. «Фрукты — фрукты! Сиськи — сиськи! Цветок — цветок! Один, бл…, в один!»
  • «Теория большого взрыва» — полковник Уильямс в исполнении Дина Норриса. «А можно узнать, в чем дёло? — Не можно
    • Там же, пополам с Камео — Джеймс Эрл Джонс собственной персоной (голос Дарта Вейдера и Муфасы), весь эпизод с его участием (7 сезон, 14 серия). «Как насчёт гульнуть? Моя жена в Нью-Йорке, а гонорар за „Короля Льва“ жжёт мне карман!»
  • Вавилон 5 — Посыльный Мордена, ничуть не уступающий своему начальнику в криповости, и шеф центаврианской разведки с его идеальными манерами и спокойным достоинством.
  • Во все тяжкие — Наркоман Рассел, которого допрашивают в УБН. Так убедительно сыграть человека, который буквально пытается напрячь две последние извилины в мозгу, это талант.
  • Звёздный путь: Оригинальный сериал — обаятельный мошенник Гарри Мадд настолько полюбился зрителям, что появился не только в ДВУХ эпизодах «Оригинальных серий», но и в «TAS» и даже в «Discovery». Этим мало кто может похвастаться, даром что сыграли персонажа два разных актёра.
      • Чем мы заняты в тенях — действие происходит не просто с другими персонажами, но и в другой части света (Америка вместо Новой Зеландии). Но Пару раз появлявшиеся Тайка Вайтити и Джемейн Клемент приводили автора правки в восторг.
  • «Уэнсдэй» (2022) — многие зрители посчитали таковым чудом очаровательный в своей упоротости танец Уэнсдэй из четвёртого эпизода и помчались делиться им с остальным миром. Ведь доселе ни одной адаптации «Аддамсов» не было восхитительно абсурдных танцев. Столь назойливое пихание этой сцены во все щели возымело обратный эффект, оттолкнув многих потенциальных зрителей от неплохого, в общем-то, сериала.

Мультфильмы[править]

  • «Остров сокровищ» Черкасского:
    • Пират-канонир. Там наверняка и другие чудеса одной сцены были.
    • «Где карта, Билли?»
    • Супергигантский пират, вообще непонятно откуда взявшийся, а также его неуязвимость перед атаками Джима. Все геймеры понимающе кивают головами и произносят просто: «Босс».
    • А песенные вставки с реальными людьми, ставшие фишкой мультфильма? Их было явно больше одной.
  • «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» — бабка из Царьграда. По причине глухоты дважды преспокойно выбивает зуб Соловью-Разбойнику, лишая его суперсвиста. «Не свисти! Денег не будет!»
    • Глухота тут ни при чём. Подходит она сзади, плюс свист бьёт не звуковым воздействием, а давлением воздуха (ветром, если угодно).
    • В мультах про Алёшу Поповича тоже есть бабка (его будущая пратёща). Страдает страшным сколиозом, но в крутости мало чем уступит самому богатырю.
  • «Лига справедливости: Кризис двух миров»: Джестер — героический двойник Джокера.
  • «Хортон» запомнился народу исключительно репликой яка Кэти насчёт пони, которые какают бабочками.
    • А как же мистер «Плохой Влад» Владикофф ?!
  • «Зверополис» — эпизод с ленивцем Блицем. ОБА.
    • На постсоветском пространстве каждое слово Блица тонуло в овациях посетителей кинотеатров. Ведь его озвучил всеми любимый дядя Коля Дроздов!
  • «Frozen» — Продавец. «Как ты меня назвал?!»
  • «Ральф против Интернета» — «Онотоле» Вассерман, озвучивающий поисковика ХочуВсёЗнать.
  • «Тайна Коко» — четыре слова: Эрнесто и Имельда, поющие «Красотку».
  • «Принц Египта» — колыбельная и мольба реке Иохаведы, появляющейся менее чем на две с половиной минуты в начальном фрагменте «Deliver Us».
  • «Пойди туда — не знаю куда»: разумеется, сцена в аду. Черти с музыкальным триппером украли шоу у ВСЕХ.

Мультсериалы[править]

  • «Ну, погоди!»:
    • 6-й выпуск — козёл, просто козёл. И его живописное подмигивание.
    • Ещё больше помнят зрители того гуся, которого Волк затянул под воду. Колоритно гоготал и крутил пальцем пером у виска.
    • Свинья в соответствующем количестве лифонов, конечно.
    • Лев из новогоднего выпуска.
    • Робозаяц же!
    • Сцена у вахтера. «Кто? Зёбра!»
  • My Little Pony — принцесса Луна. За весь первый сезон появилась только в паре сцен второго эпизода, где ничего значимого не сделала — только попросила прощения у сестры. Но вою о тиранолестии было немеряно, и даже вышла небольшая война, когда при следующем появлении в четвёртой серии второго сезона няша-луняша вдруг выросла и начала грызть реквизит, вещая высоким штилем.
    • Там же — два безымянных пони с кожистыми крыльями, которые тянули карету Луны, вылились в сверхпопулярную фанатскую расу, по количеству фанарта намного обогнавшую все прочие второстепенные-эпизодические вроде зебр и тем более алмазных псов. И это при том что до конца пятого сезона их таких больше видно не было, не говоря уже о канонизации статуса этой самой расы.
    • Эталоном сабжа является финал серии «Интуиция Пинки». Пресловутое «Пинки-чутьё» вдруг срабатывает ровно тогда, когда Спайк должен отправить очередной отчёт Твайлайт. Но прежде чем он успевает это сделать, на балкон, аки бомба, приземляется… Селестия, берёт свиток и с невинным видом улетает прочь.
  • Miraculous Ladybug — в Хлою влюбились, пожалуй, многие зрители после эпизода с душевной беседой с Леди Баг.
  • «Приключения Мюнхаузена», серия «Павлин» (1974). Трапеза джинна. Фразы джинна «Какой такой павлин-мавлин? Не видишь — мы кушаем!» и «Будет, будет… Шашлык из тебя будет!».
    • Сам павлин. Птичка спела, как и просили…

Веб-комиксы[править]

Аниме и манга[править]

  • Death Note — Мэтт, третий гений из приюта Вамми, как раз появляется в кадре буквально на пару сцен, но он очень популярен среди фанатов.
  • Code Geass — барон-контрразведчик из второй части, использовавший Лелуша для охоты на С. С. и устроивший в подвале небоскрёба эпичное огненное шоу. Потрясает не только абсолютной отморожженностью, но ещё и неиллюзорным портретным (и характерным!) сходством с Иэном Макдермидом.
  • Neon Genesis Evangelion — Каору Нагиса. Единственный персонаж (он не человек, а Ангел/Апостол), сказавший Синдзи, что его любят. В том же эпизоде Синдзи вынужден свернуть ему шею.
  • «Одинокий волк и волчонок» — Безголовый Сакон, ронин, работающий циркачом на ярмарке. Появляется всего один раз, но этого ему достаточно, чтобы запомниться в качестве единственного нормального человека в манге.
  • Elfen Lied — маленький гаденыш Томо, забивший до смерти щенка Люси, появился всего на одну сцену. И все же, этого хватило для того, чтобы стать одним из самых ненавистных аниме персонажей, и вызвать абсолютно у каждого человека, видевшего эту сцену, желание оторвать ему голову голыми руками.
  • Mobile Suit Gundam: Unicorn — аналогично вышеупомянутому штурмовику из «Пробуждения силы», немалой народной любви (шутка ли, даже от сочувствующих герцогству Зеон!) удостоился безымянный и безликий пилот RMS-89S Stark Jegan, у которого было максимум две минуты экранного времени и одна единственная фраза. А причина проста — для пушечного мяса, существующего только для показательной демонстрации крутизны Мариды Круз, тот смог дать ей достойный отпор.
  • Ishuzoku Reviewers — многие «девочки» фигурируют на экране лишь несколько минут, и нередко они очень запоминающиеся. В списке зрительских симпатий два таких чуда занимают третье и четвёртое места: девушка-гиена и феечка на ресепшэне из «Цветочного нектара».

Видеоигры[править]

  • Dragon Age: Inquisition — авварский вождь Мовран Поддатый, судимый Инквизитором за то, что швырнул в стену Скайхолда козой.
    • Знаменитая сцена, в которой участвуют трое: протагонист, Зевран и подушка…
  • Mass Effect 1 — контр-адмирал Борис Михайлович, если в его адрес не козлить, то его "отчет будет не столь негативным, как он изначально думал". По началу он создает впечатление консервативного генерала, который "готовится к предыдущей войне" и просто ксенофоба. Но, если разобраться, то в его аргументах касаемо нереальной стоимости "Нормандии" есть зерно истины, особенно учитывая, как бесславно она будет потеряна в прологе второй игры. А в третьей игре можно узнать, что Михайлович на самом деле крутой командир (в описании к соответствующему военному ресурсу), а геймплейно он мало того, что сам по себе дает 25 очков военных ресурсов, так еще и первый, третий и пятый флоты землян не потеряют по 25 очков! Но это мы узнаем только в том случае, если НЕ посылать флот землян ценой больших потерь спасать флагман азари. Да и ксенофобия его не настолько сильная, судя по интонации (в оригинальной озвучке) из всех членов экипажа не-людей его по-настоящему возмутило наличие турианца (Гарруса), а в доп. материалах (Alliance News Network) к третьей части он публично выскажет слова поддержки продолжающим сражаться со жнецами батарианцам (батарианцам, Карл!), правда там его почему-то обозвали Петером (однофамилец?).
    • Сцена где Андерсон одним ударом вырубает посла Удину, чтобы Шепард смог(ла) угнать «Нормандию» и спасти Галактику.
  • Mass Effect 2 — нанюхавшийся химии волус Нифту Кал, он же «Бог биотики». Единолично ответственен за появление волусов-биотиков в мультиплеере МЕ3 (можно сказать, локальный Отец семейства Копиркиных).
    • А также вождь и учёный кроганов Окир.
  • Mass Effect 3 — сцена где Матерь всея Молотильщиков Калрос побеждает Жнеца.
  • Fallout — даже не роль, а всего лишь озвучка. Голос Рона Перлмана, произносящий: «Война. Война никогда не меняется», стал одним из символов серии.
  • Fallout 2 — сержант Дорнан на базе Наварро. Обычный NPC, с которым не связано никаких квестов… но его озвучка — это именно то, за что игру помнят современные зумеры, которые младше ее самой. И-ДИ-ОООТ! ВЫ ДОПУСТИЛИ ПОТЕРЮ ДОРОГОСТОЯЩЕГО ОБМУНДИРОВАНИЯ!
  • Resident Evil 2: аллигатор в канализации. Появляется всего на минуту, выпилить можно одной пулей (если знать, куда стрелять), но битва с ним — один из самых узнаваемых моментов в серии.
  • Detroit: Become Human — появление андроида RK-900 в конце игры буквально на несколько секунд породило появление любимца публики.
  • Syberia — сцена с медведем из второй части заставила автора правки нехило так отложить кирпичей и сильно запомнилась, не в последнюю очередь благодаря своей клюквенности.
  • Cyberpunk 2077 — убийцы, посланные «Арасакой» за головами Ви и Такэмуры. Натуральные красноглазые терминаторы-байкеры, использующие в ближнем бою «клинки богомола».
  • The Neverhood (в переводе от «Дядюшки Рисёча») — глаз Недовольный глаз и очкастый диктор из телевизора: «Глинко, скажи тук-тук!».
  • Mortal Kombat — демон-комментатор Рутай: «Toasty!»
  • Dragon's Dogma — любая сцена с Драконом Григорием.
  • Call of Duty: Modern Warfare — Ж-12. Просто Ж-12. Один из наиболее меметичных персонажей перезапуска серии. Настолько меметичен, что его «костюм» выдали «русскому» спецназовцу под позывным «Минотавр» (вместе с татуировками, да). Среди фанатов Ж-12 ходят необузданные догадки, что Ж-12 на самом не умер, и что его вообще невозможно убить окончательно.

Музыка[править]

  • Необычный пример «чуда одного куплета»: зловещий бас Джоди Эшворт, спевший партию Ньярлатхотепа в рок-опере Dreams in the Witch House. Буквально пара минут у микрофона — и получилась самая запоминающаяся ария (Azatoth).