Мортидо

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
У персонажа нет инстинкта самосохранения, он как будто бы сам смерти ищет. Хотя, почему как будто? Так и есть, он хочет умереть, а смерть его не пугает.
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Death Seeker. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Бусидо, путь воина, означает смерть. Когда перед тобой два пути, выбирай тот, что ведёт к смерти »
— Ямамото Цунетомо
« …вдруг как-то за обедом приходит в голову мысль: не удавиться ли мне? Я, знаете ли, тряхнул головой, чтоб она вышла; погодя немного опять эта мысль, вечером опять… »
— Аркадий Счастливцев у А. Н. Островского («Лес»)
« Мой образ жизни, наверно,
Станет причиной моей смерти…
»
— Иван Алексеев aka Noize MC
1564592183-2019-07-31-Paces-Of-Death.png

Этот персонаж на удивление, отчаянно отважен. В сражении его всегда найдёшь там, где опаснее всего. Он словно лишён всякой осторожности и, очертя голову, бросается в самое пекло. Для него не существует понятия «безнадёжный бой». Глядя на него, невольно задаёшься вопросом: «Да что он(а), смерти ищет?»

…Да. Ищет.

По психоанализу (психология от «Фрейд и Ко»), мортидо — это влечение к смерти, которое противоположно инстинкту самосохранения и размножения (либидо) и заставляет человека разрушать себя вплоть до самоубийства.

И. И. Мечников пытался обосновать мортидо с точки зрения физиологии: по его мнению, «…Инстинкт смерти, очевидно, в потенциальной форме, гнездится в природе человеческой. Если бы цикл жизни людской следовал своему идеальному, физиологическому ходу, то инстинкт естественной смерти появлялся бы своевременно — после нормальной жизни и здоровой, продолжительной старости. Вероятно, этот инстинкт должен сопровождаться чудным ощущением, лучшим, чем все другие ощущения, которые мы способны испытывать. Быть может, тревожное искание цели человеческой жизни и есть не что иное, как проявление смутного стремления к ощущению наступления естественной смерти».

Как бы учёные мужи ни обосновывали мортидо, в мировом искусстве нередки персонажи, которые не боятся, а наоборот, стремятся умереть. Это могут быть злодеи, совершившие поворот кругом и желающие искупления смертью или не совершившие поворота кругом и жаждущие покончить с собой, уничтожив при этом весь мир; жертвенные агнцы, которые слишком хороши для этого мира, или просто надоевшие автору персонажи, которых нужно радикально посадить в автобус. Часто такой чертой наделён байронический герой или рыцарь крови, или депрессивный синдзи, который захотел радикально решить проблему нежелания нормально жить. Редко встречающийся вариант: злодей уже настолько сильно развращён, что уже ничто ему не может доставить удовольствие. Ему остается только убить самого себя.

Важно, что этот персонаж именно хочет смерти, а не просто её не боится. Вообще, чем темнее и острее сеттинг, тем чаще там будут встречаться подобные персонажи.

Противоположные тропыстремящийся в бессмертные и Боится смерти.

Где встречается[править]

Театр[править]

  • «Бешеные деньги». Кратковременный приступ мортидо (обыгранный трагикомически) случается с Саввой Васильковым, когда он узнаёт, что его молодая, прекрасная собою жена всё это время подло обманывала его (хоть и не изменяла физически), а все её нежности были лишь притворством.
    • Но Савва мигом «очнулся» и снова захотел жить, как только узнал о своих успехах в бизнесе.
    • Островский также любил показывать, как девушку или молодую женщину, «шального» характера и унижаемую родственниками, охватывает мортидо, потому что она эти унижения очень тяжело переживает, и будь они тяжёлыми или не очень, ей-то они в любом случае кажутся просто непереносимыми. «Гроза»: Катерина. «На бойком месте»: Аннушка. «Бесприданница»: Лариса. «Лес»: Аксюша. «Горячее сердце»: Прасковья. (В последних двух случаях: обыграно с лё-ё-ёгкой, еле заметной ноткой трагикомизма, потому что и Аксюша, и Прасковья экзальтированы аж до периодической малоадекватности.)
    • «Лес» — пародийный вариант с Аркашкой (см. эпиграф). Но Аркашка — пьяница, бабник, альфонс и авантюрист — в семье молчаливых воинствующих «сонно-сыто-добропорядочных» мещан (среди которых попадаются и религиозные ханжи) страдал нешуточно.
    • «Не всё коту масленица» — Ипполит лишь имитирует сабж, в рамках мистификации, затеянной, чтобы «переиграть» нечестного и тираничного хозяина и получить с него долг. Отыграно было так хорошо, что злобный, но наивный хозяин взял да поверил. Когда обман раскрыт самим Ипполитом — хозяин в ярости, но… уже поздно.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Мотивация для самоубийства у Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». В конечном счете — если тот свет не рай и не ад, а комната с пауками, то почему бы не попробовать?
  • Возможно, И. С. Тургенев, «Отцы и дети» — Базаров, отвергнутый любимой женщиной, настолько наплевательски относится к жизни, что пропускает заражение крови, от которого и умирает.
  • Борис Акунин, «Любовница Смерти»: целый клуб людей, по разным соображениям стремящихся к смерти. (И да, аллюзия на «Клуб самоубийц» Стивенсона очевидна.) Они считают, что просто так взять и самоубиться было бы некрасиво и неуважительно по отношению к антропоморфной персонификации Смерти, и поэтому терпеливо ждут мистического знака, который бы дал понять: Смерть их ждёт.
  • Рассказ Юрия Нестеренко «Абсолютная власть»: персонаж, получивший абсолютную власть, убеждается, что это невероятно отстойный дар, спастись от которого можно только через смерть. И, соответственно, делает то же, что и его предшественник: начинает плести сложную интригу с использованием своих новообретённых магических сил, по итогам которой его наконец-то убьют.
  • Андрей Белянин, «Ааргх» — эльф Эландер постоянно лезет в самое пекло битвы, надеясь умереть героем и войти в легенды. Что интересно, если появляется перспектива умереть бесславной смертью, Эландер лезть на рожон не будет. В конце концов он осознаёт, насколько подло и эгоистично его желание умереть в бою, оставив товарищей биться с ещё живыми врагами, которых он бы мог убить.
  • «Танцующая с Ауте» Парфеновой. Главная героиня Антея обрела вкус к мортидо после полного краха личной жизни. Все три романа она к этой самой смерти стремится, ведь у нее ничего не осталось: после ритуала эль-и-ин долго не живут. Так, доживают. По меркам бессмертных существ что такое 30 лет? Так, мгновение. Когда ее вытаскивают с того света после смерти, она упорно этого не хочет.
  • «Нет прощения!» — все произведение целиком являет собой настоящий гимн мортидо. Лаки Страйк — самый яркий пример, но он ни разу не единственный, кто одержим тягой к своей и чужой смерти.
  • Сергей Снегов «Диктатор» — как оказалось в финале, именно таков министр Террора Аркадий Гонсалес. Он сознательно принял на себя роль самого ненавидимого на планете человека, приговорил к ужаснейшим карам тысячи и тысячи людей лишь потому, что собирался осудить себя за них и приговорить к смертной казни за содеянное.
    • Да и сам диктатор Гамов к концу склоняется к этому.
  • Олди:
    • «Бездна Голодных глаз» — бесы, то есть люди, продавшие душу и ставшие истинно бессмертными; единственное их желание — умереть. Земля с развившейся на ней Некросферой и мир, в который перемещаются бесы, также пропитаны желанием смерти.
    • «Дайте им умереть»: огнестрельное оружие, осознав свое несовершенство, сначала убивает своих пользователей и производителей, а потом совершает массовое самоубийство.
      • Холодное оружие, давно не знающее настоящих битв и бессмысленно пылящееся в музеях, тоже стремится прекратить тягостное существование — и порой ему это удаётся.
  • Ирина Крупенникова, "Семь Стихий Мироздания" - в ордене Обманувших Смерть тоже со временем появляются те, кто устал от жизни. Но в том-то и проблема, что их нынешние тела бессмертны в самом буквальном смысле слова: не содержат Смерти как необходимого элемента. Кстати, побочным эффектом такого устройства является невидимость. В итоге им удаётся умереть, когда Витязь Смерти возвращает им этот недостающий элемент.
  • Хроники странного королевства — побочный эффект действия Огня Барда на представителей этого класса. Не нашедшие выхода «души прекрасные порывы» начинают, как минимум, ослаблять тело никотином, алкоголем и излишествами нехорошими. А мультикласс воин-бард вообще тяготеют к коронной смерти и героическому самопожертвованию, которые непременно воодушевят товарищей и будут воспеты в веках.
  • «Новые страшные русские сказки» Мирона Высоты — солдат, избавившийся от смерти ценой чужой жизни, так и не смог себе это простить и отправился её искать. Безрезультатно.
  • «Восход чёрного солнца» Драко Локхарда — в начале книги у Тиамат, потерявшей и родителей, и учителя. Ближе к концу у Ри, регулярно переходившей из плена в плен и уверенной, что приносит несчастья друзьям.

Зарубежная[править]

  • Маркиз Де Сад. Его персонажи-садисты получают в свои руки абсолютную власть над беспомощными жертвами. Определенную долю удовольствия они получают, но ни к чему хорошему бесконечные пытки, насилие и убийства не приводят. Персонажам требуется все больший градус жестокости. Рано или поздно они приходят к выводу, что самый лучший способ получить удовольствие — убить себя, потому что ничего больше удовольствия уже не приносит. Если раньше персонажа не убьет другой злодей, еще не дошедший до наивысшей степени развращенности или более устойчивый психически, то он убивает сам себя.
    • Тут не только мортидо, но и более широкое понятие: танатос, или влечение к смерти. Оно включает в себя и собственно мортидо, и деструдо — агрессию, направленную на уничтожение других существ и превращение их в изначальную неживую материю.
  • Александр Дюма-отец, «Три мушкетёра» —— герцог Бекингэм. Очень похоже, что он, сознавая безнадежность своей любви к Анне Австрийской (ну никак им не бывать вместе, да и она ничем не показывала своих чувств), мало дорожил жизнью. О своей возможной скорой насильственной смерти, которую видел во сне, говорит без страха, и не принимает никаких мер, чтобы этого избежать. Наоборот — приехал в Париж без всякой охраны, переодетым бродил по улицам, полагаясь только на свою шпагу, как простой военный. И не специально ли позднее подставился под кинжал Фельтона? Иначе как он мог отвлечься на письмо Анны, забыв о враге, от которого только что собирался защищаться?
  • Г. Сенкевич, «Пан Володыёвский» — Адам Нововейский после того, как Азыя убил его отца, похитил и обесчестил его сестру и возлюбленную, дотла сжёг Рашков. В целом после этих событий он слегка тронулся головой. В фильме его мортидо ограничилось только тем, что он в одиночку поехал к туркам, чтобы его убили. Поэтому в обороне Каменца и последующих битвах не участвовал.
  • Р. Л. Стивенсон, цикл рассказов «Клуб самоубийц».
  • «Властелин Колец» — Эовин, угнетённая своим положением женщины и в довершение отвергнутая Арагорном, отправляется на войну, чтобы умереть в бою. Не вышло: она одолела Короля-Чародея, а потом встретила и полюбила Фарамира.
    • В принципе, люди — нормальные, непорченные Морготом — в этой вселенной изначально умирали не от старости или болезней, а исключительно по причине сабжа: всё нужное на этой земле сделали, всего добились, теперь можно и посмотреть, чего там Эру приготовил «по ту сторону рассвета». Нечто похожее потом было с нуменорцами.
  • Роберт Шекли:
    • Рассказ «Призрак-5»: персонажи предполагают, что газ-галлюциноген лонгстед-42 стимулирует подсознательное мортидо, и что именно поэтому монстры-галлюцинации всегда стремятся убить галлюцинирующего (и действительно могут это сделать за счёт психосоматических эффектов). Но сознательно персонажи умирать не хотят и всячески пытаются спастись от монстров.
    • «Жертва из космоса». Цивилизация, в представлениях которой человек попадает в рай только от насильственной смерти. Землянин прилетает, местный крестьянин приносит благую весть о посланце богов… и получает жреческой дубиной по башке. Умирает с улыбкой. Это там для крестьян. Для посланца богов такого, конечно, маловато… и медленного огня маловато… решают его закопать в муравейник. Тут врывается жрец, и докладывает, что один фермер на себя колючее дерево подпилил. Час мучился, опять таки Умер с улыбкой. Это там почти каждый день такие «инциденты»: не у всех же есть деньги подкупить жрецов на костер.
  • Рэй Брэдбери, рассказ «Синяя бутылка»: синяя бутылка исполняет самое сокровенное желание, и оказывается, что практически у всех людей это — желание умереть (и только у пьяниц — напиться).
  • «Бойцовский клуб»: «Самосовершенствование — онанизм, саморазрушение…»
  • Сапковский, «Сага о ведьмаке»: в какой-то момент Геральт пытается таким образом покончить с собой. Он «светит» золотые монеты в таверне, после чего идёт в тёмный переулок, а когда на него нападают грабители — умышленно сдерживает ведьмачьи рефлексы. Не помогло: грабители поняли, что он ведьмак, и в страхе убежали.
  • Марио Пьюзо, «Крёстный отец»:
    • Нино Валенти — мирный вариант. Ему, похоже, просто неинтересно жить; он стал популярным актёром, но Голливуд ему неприятен. В результате Нино стал очень много пить. Когда врач Джул говорит ему, что если тот не бросит пить — через пять лет умрёт, Нино только смеётся и отвечает: «Родимые мои, да почему же так долго?»
    • Дон Корлеоне использует этот троп как метафору, описывая Майку, что творится в голове у Люки Брази и ему подобных. Такие люди, говорит дон, словно идут по жизни с криком «Убейте меня!» И рано или поздно кто-нибудь их убивает. Только вот Люка был так крут, что это долго никому не удавалось. (На самом деле, конечно, Люка сознательно не стремился к смерти; это просто метафора.)
  • Лорел Хамильтон, серия про Аниту Блейк: Орландо Кинг, он же Химера, в прошлом. Когда-то он был охотником на злых оборотней, причём ненавидел оборотней всей душой. Однажды его покусал волк-оборотень, и Орландо обнаружил, что заражён ликантропией. Ему совсем не хотелось становиться тем, что он так ненавидел, и Орландо решил: умирать, так с музыкой! Он стал охотиться на самых опасных оборотней, надеясь, что один из них убьёт его до первого полнолуния и, соответственно, до первой трансформации. Однако вместо этого Орландо убил всех противников и получил ещё несколько укусов. После полнолуния он стал уникальным оборотнем с шестью звериными формами: волка, леопарда, льва, медведя, гиены и змеи. В результате у Орландо сорвало крышу, и получилась новая доминантная личность — Химера.
  • Энн Маккефри, серия "Всадники Перна":
    • В книге "Странствия дракона" всадник Ф'нор уверен, что Брекки после потери своей драконицы никогда не станет прежней - не выйдет из ужасной депрессии. Что бы он ни делал, она равнодушна ко всему. Поэтому, когда владетели (лорды) требуют, чтобы всадники отправились на Алую Звезду и уничтожили все Нити (что равнозначно самоубийству, с т.зр. всадников), Ф'нор решает пожертвовать собою на благое дело, потому что жизнь без любимой для него невозможна, и отправляется на Алую Звезду. Только оказавшись там, слышит зов Брекки "Не оставляй меня одну!" и пытается вернуться Выживает, но и всадник, и дракон получают столько ран от Нитей, что дракон начинает падать. Но их подвиг так восхитил драконов и файров, что они образуют "живую лестницу", чтобы спасти героев. В норму Ф'нор и его дракон входят нескоро...
    • А в книге "Полёт дракона" уже после прочтения читатель может испытать ужас у холодильника: всадник Р'гул, будучи Предводителем Вейра, явно испытывал мортидо, потому что делал всё, чтобы усугубить положение Вейра Бенден. Пусть и прикрывался традициями. Р'гул видел, что Вейр уже почти перестали уважать, и словно хотел уже покончить со всем, захватив в ад остальных. Учитывая то, что вскоре началось Прохождение Алой Звезды, - всех жителей мира. Но это может быть и СПГС.

Кино[править]

  • Форрест Гамп — лейтенант Дэн во Вьетнаме. Стремился погибнуть в бою, потому что, как ни странно, в его семье была такая традиция. Не вышло. Умственно отсталый Форрест вытащил его. В итоге лейтенант стал миллионером, поставил протезы и женился.
  • «Смертельное оружие» — Мартин Риггз в первом фильме настолько стремился к смерти, что лез на самые рискованные задания, делая их еще более рискованными (жена умерла, вот его и начало глючить на этой почве).
    • Его попустило к концу фильма. В дальнейших частях серии он просто псих, не боящийся умереть, но сознательно к смерти больше не стремится. А во втором фильме выяснилось, что жена не просто умерла, а её убили злодеи; и тогда Риггз эпично переколбасил всех этих злодеев, и ему, можно сказать, окончательно полегчало.
  • Советская экранизация Стивенсона «Приключения принца Флоризеля» («Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы»).
  • «Эффект бабочки» — режисерская версия концовки. Главный герой, убедивщись в паре добавленных в расширенной версии сцен, что проблема в нем, переносится непосредственно в момент собственного рождения и кончает жизнь самоубийством.
  • «Обыкновенное чудо» — Медведь, понимая, что может быть опасен если не для жизни Принцессы, то для её психики точно. Всё обошлось, и он остался человеком после поцелуя
    • Строго говоря, учитывая, что Принцесса уже умирала… Попробуй тут, сделай хуже!
  • 300 — Леонид, спартанский царь. Отправляется под Фермопилы с надеждой, что кто-нибудь его там убьет (ведь в числе противников — лучшие воины Азии), ну, а лучшей судьбы для воина нельзя и пожелать.
    • На самом деле Леонид разыграл самый настоящий гамбит. Ведь его героическая смерть подняла всю Спарту — а затем и всю Грецию дать захватчикам жестокий отпор. Так что троп хоть и имел место, но был второстепенен.
  • «Последний самурай» — помимо самих самураев выделяется главный герой Нейтан Олгрен. Его сильно мучает совесть за совершённый геноцид мирной индейской деревни им и его отрядом. В итоге, помимо постоянных запоев, он желает умереть в бою, считая это справедливой расплатой за содеянное. При этом в первом же бою он даёт понять, что просто так врагу не сдастся.
  • Эвакуация — Тайлер Рейк берётся за самые опасные операции. По словам начальницы группы наёмников, чтобы когда-нибудь получить на них пулю в лоб. Вероятно и то, что отупев от душевной боли, герой ищет острых ощущений, которые заставили бы его почувствовать себя снова живым, тогда как вне задания ему не помогает даже прыжок в воду с огромной высоты и сидение под водой до полной нехватки воздуха. Возможно, и то и другое, как самонаказание за то, что бросил сына умирать.
  • Танцующий с волками — Смерть в бою ГГ выбирает вместо смерти от болезни или пожизненной инвалидности. Да и сама википедия с первых строк нам об этом заявляет: Лейтенант Джон Дж. Данбар ранен в бою на поле у Сент-Дэвида в штате Теннесси. Выбрав смерть вместо ампутации ноги, он берет лошадь и едет вдоль линий Конфедератов.
  • «Он никогда не умирал» — протагонист фильма, библейский Каин, в наказание стал бессмертным каннибалом и живёт на Земле уже много тысячелетий, мечтая, чтобы ему наконец дали умереть.
  • «Красный призрак» — у Красного Призрака немцы убили семью, за что он им мстит, после его смерти Красным Призраком становится Константин, чью деревню немцы сожгли

Телесериалы[править]

  • «Лесник», первый сезон, глава «Захват». Одинокий Егорыч в преддверии своего 75-летия проникается мортидо — замышляет «добровольно уйти из жизни». «Никаких гостей я к себе не жду! И меня никто не ждёт!». Потом передумал.
  • «Звёздный крейсер „Галактика“» — С прикрученным фитильком. Сайлон Д’ана Бирс методично самоубивалась ради познания тайны Последних Пяти сайлонов. Но любопытство сгубило её: Джон Кэвил законсервировал её модель, тем самым лишив её ретроактивного бессмертия и сделав её смертной.
  • «Ангел» — Грусалуг. Он настолько уродлив по меркам своего мира (по меркам нашего он мускулистый красавец), что сражался с самыми опасными чудовищами, чтобы умереть с честью. Не получилось: он их всех победил, после чего местные жрецы, впечатлившись, сделали Грусалуга чем-то вроде паладина своей религии.
  • "Остаться в живыхМайкл Доусон вернулся на остров, чтобы умереть за то, что совершил в прошлом, но умереть ему никак не получалось — остров «не отпускал». Впрочем, в финале 4 сезона у него получается выполнить своё желание.
    • Там же — Саид, который после воскрешения потерял смысл жизни, перестал чувствовать эмоции, считал, что его воскрешение бессмысленно, жаждал свалить с острова побыстрее или просто умереть. Таки умер.
  • «Хэппи» — прослеживается у Ника на протяжении первого сезона. Ничего удивительного в этом нет, учитывая в какой жизненной заднице на том момент находился главный герой.
  • «Шерлок» — Джим Мориарти.
  • «Смертельное оружие» — Мартин Риггз. По сравнению с фильмами — педаль в пол.
  • Герой по вызову — Находясь на последней стадии неоперабельного рака головного мозга главный герой специально пытается влезать во все возможные опасности, потому что не хочет медленно и мучительно умирать на больничной койке в состоянии полуовоща. Например он специально взял кредит у сомнительного ростовщика чтобы умереть от рук коллекторов не удалось, потому человек который сам радостно предлагает забить себя до смерти вызвал страх у мордоворотов. Сабжем тропа его делает помощь сотрудникам полиции, которые специально по его просьбе подписывают его на самоубийственные операции, чтобы он наконец смог умереть от пули какого-нибудь бандита.
  • «Люцифер» — лейтенант Маркус Пирс так как на самом деле он — библейский первоубийца Каин, проклятый бессмертием, и пытается обойти это многие тысячи лет. Правда, когда проклятие таки спадает, откатывает мортидо назад — но получает смерть уже в наказание от Люцифера за причинение или угрозу смерти дорогим протагонисту людям

Мультфильмы[править]

  • В классических буффонадных американских мультфильмах любили пародийно-издевательскую подачу этой темы:
    • Tom and Jerry — Downhearted Duckling. Пародия на троп с издевательски прикрученным фитильком: симпатичному утёнку втемяшилось, что он «гадкий» (начитался сказки «Гадкий утёнок») и что поэтому его никто никогда не полюбит. Никаких резонов утёнок не слушает (тем более что все способы доказать ему, что он красивый, глючат). Пернатый пытается нарваться на съедение котом Томом… но всё-таки боится умирать, а оттого разок саботирует собственную смерть (!), с неприятными последствиями для кота. После этого Том уже не уверен, стоит ли его жрать — да и мыш Джерри регулярно спасает безумного утёнка. Неуклюжие попытки Джерри «навести на мальчика красоту» приводят к тому, что утёнок начинает временно выглядеть как монстр, и Том в ужасе убегает куда-то далеко. Тогда утёнок окончательно передумывает кончать с собой — просто планирует остаток жизни провести в маске. Но тут… Просто смотрите мультфильм, если вы ещё не догадались, чем был создан хэппи-энд.
    • В одном из мультфильмов о коте Сильвестре главный герой — попугай-неразлучник (попугайчикус романтикус), который не может жить без любви. Его бросила подружка, и тогда он начинает заунывно провозглашать, что «жизнь утратила для него всякий смысл», и пытается упросить — или спровоцировать — кота Сильвестра, чтобы тот его, попугайчика, съел. Сильвестр сначала опасается, не подстава ли это и не ядовита ли «пcиська»(с)… Однако потом попугай находит новую любовь, радостно извещает Сильвестра, что его услуги «больше не нужны, спасибо, мистер кот»… но Сильвестр отвечает со злобной гримасой: «А я как раз не передумал!». И птиц вынужден спасаться от голодного кота.
  • Сага про Бьорна — Главный герой короткометражки именно что ищет славной смерти в бою, чтобы попасть в Валгаллу, но не складывается. А когда сложилось, вышел лютый облом. Вряд ли Бьорна порадует пребывание в христианском чистилище (лимбе)... Он-то рассчитывал на загробные пирушки и валькирий...

Комиксы[править]

  • Watchmen — Роршах (согласно Слову Божьему).
  • В комиксах Фила Фоглио по мотивам серии Роберта Асприна «МИФ» таковым становится Иштван. Его проклял бессмертием какой-то могучий маг из Первичного Мира, и теперь Иштван пытается найти способ убить себя. Он захватывает измерения, чтобы высосать из них всю магию и ударить по себе. А если не получится — Иштван надеется, что из-за этих захватов у него появится много могущественных врагов, и они что-нибудь да придумают.

Аниме и манга[править]

  • Code Geass — C.C.. Жизнь ей просто надоела, ибо живёт она больше 600 лет. Собственно, и Мао, и Лелушу она дала Гиасс только в надежде на то, что они смогут развить его достаточно, чтобы стать способными её убить.
    • Сузаку тоже по-своему стремится к смерти (в бою постоянно лезет в самое пекло), ибо никак не может простить себе убийство собственного отца. Только, в отличии от C.C., не говорит об этом в открытую (хотя, например, отданный Лелушем при помощи Гиасса приказ выжить называет своим проклятием).
    • Да и Лелуш после смерти Наннали то попытается убиться об предателей (его спасает Роллон), то запирает себя вместе с отцом в мире С (их спасает С.С.). Когда же план по собственному убийству, выполнялся на полную, а Наннали оказалась жива, менять к тому моменту что-то было уже поздно и полностью бессмысленно.
  • Hellsing — «Миллениум» в полном составе желает лишь адской войны, на которой можно достойно уйти. В принципе, и Алукард проявляет некоторые суицидальные замашки: он не то чтобы так уж хочет умереть, но он очень хочет сойтись в бою с достойным противником-человеком, способным убить Алукарда, — и если тот действительно его убьёт, ну что ж — дело житейское.
  • Fate/Stay Night — Эмия Широ считает несправедливым то, что в пожаре 10-летней давности выжил он один. Поэтому он особенно ценит возможность помочь другим, если при этом сам подвергается опасности.
    • В случае Арчера педаль уходит в асфальт: своей главной целью он ставит получение нормального посмертие через убийство себя-прошлого до заключения договора с Алайей.
    • А ещё Скатах из Fate/Grand Order. Подверглась проклятию бессмертия, потому ищет достойного противника, который бы смог её сразить.
  • Легенда о героях Галактики — подсознательное стремление к саморазрушению объясняет многие поступки Оскара фон Ройенталя: пригрел Эльфриду на груди, затеял мятеж, отказался от лечения… Последнее таки привело к желаемому результату.
    • А Хильда, подольше побыв рядом с Райнхардом, начинает бояться, что он скорее предпочтёт умереть в бою с достойным противником, чем будет жить в мире, где нет войны.
  • Rozen Maiden — Мегу, медиум Суигинто. С рождения страдает от порока сердца, поэтому считает, что своим существованием доставляет всем только боль и неприятности. На «контракт» с Суигинто пошла лишь ради прекращения мучительного существования (ибо считает куклу ангелом смерти, пришедшим за ее душой). Сам же «ангел» не только отказывается ее убивать, но даже наоборот, стремится подарить веру в себя и даже берётся за лечение несчастной хозяйки.
  • Tokyo Ghoul: re — Канэки после того, как вернул память, считает, что должен «умереть красиво». Учитывая его анамнез, неудивительно.
    • Правда, на него оперативно повесили чрезвычайно ответственную миссию, как минимум, всеяпонского масштаба, после чего эти мысли поутихли. А развернувшиеся дальше события, в конечном итоге, дали ему новый стимул жить.
    • Муцуки потеряла волю к жизни после того, как невольно поучаствовала в плане Фуруты по созданию «Дракона», что даже пыталась из чувства вины перед Канэки убиться об своих товарищей по команде. К счастью, мозги ей вовремя вправили.
  • Neon Genesis Evangelion — Рей Аянами. Фактически эталон.
  • Практически все аниме про Харлока — бесчисленное множество эпизодических персонажей, бросающихся под пули, будучи не в силах разрешить свою проблему (зачастую — любовная драма). Также, в некоторых частях — сам заглавный персонаж. В значительной мере то ли неудачная, то ли неудобная басня (большинство фанатов склоняются ко второму варианту, так как для Японии до относительно недавнего времени басня была вполне нормальная). Исключение — SSX, где нескольких персонажей от такого шага отговаривают в грубой форме, но там была скорее смесь тропов камикадзе и бессмысленное самопожертвование: к смерти ребята не стремились, просто не видели другого способа спасти свою планету (при том, что способ был, а самоубийственная атака очевидно ничего бы не дала).
    • В одном из сериалов таковыми оказываются два сюжетно значимых персонажа, от которых этого совсем не ждешь — но даже упомянуть его название в этом контексте было бы спойлером.
  • Sword Art Online Alternative: Gun Gale Online — Питохви, вперемешку с рыцарем крови. Зациклена на риске, желании умереть и убивать, вплоть до того что чуть не тронулась от разочарования от того, что она в свое время НЕ попала в SАО и не смогла действительно побывать в ситуации, где как своей жизни угрожает опасность, так и можно угрожать чужой. В итоге устроила себе эрзац-SAO, пообещав себе, что если хоть однажды проиграет в регулярно проводимом pvp турнире, то покончит с собой, и затащила в эту «игру» зависящих от нее про разным причинам товарищей по команде, например, ЛЛЕНН и своего личного субмиссива, который был её сталкером, Гощи. Тот даже пытался сам убить ГГ, чтобы перехватить лидерство в отряде и сдаться.
  • Osomatsu-san — Ичимацу. Бедный парень страдает от самоуничтожающей рефлексии и депрессии, называет себя «кучей несгораемого мусора без воли к жизни» и хочет умереть, потому что считает, что приносит всем лишь боль и разочарование. Чего только стоит его фраза: «Давайте все умрём!»
  • 7 Seeds — Арамаки. Увидев, как погибла вся его команда (причём два последних участника — спасая его) и потеряв своих собак, всерьёз начал считать, что «смерть обходит его», и вознамерился встретиться с ней. В итоге ринулся спасать Хану крайне опасным способом, таки спас и не скопытился лишь чудом, после чего получил моральных звиздюлей от Араши. Или Араси.
  • One Piece — Кайдо. Его попытки самоубиться напоминают известный анекдот про Кощея Бессмертного: «в общем, развлекался, как мог» © — и всё без толку. Даже выражает зависть по отношению к Белоусу — у него-то, мол, это получилось.
  • Katanagatari — Ситика в финальном эпизоде после смерти Тогамэ, которая напоследок успела: а) признаться ему в любви; б) сказать, что в любом случае собиралась его убить; в) приказать забыть о ней и жить дальше. Последнее Ситика как раз решил не выполнять и пошёл один против всей охраны сёгуна, рассчитывая умереть в бою. Не получилось.
  • Chobits — бывает и у роботов! Фрейя сломалась в результате неразделённой любви к создателю, поскольку не иметь возможность реализовать с ним свою «программу любви» оказалось невыносимым. В аниме Фрейя ещё и просит свою «мать» уничтожить её и населяющую то же тело Чии, поскольку не верит в любовь между людьми и машинами, хотя прямо рядом стоит Хидэки, который только что признался в любви Чии, и это взаимно.
  • City Hunter — отчим Рё, лидер наркокартеля Теон майор Канбарра, подсознательно ищет смерти.
  • Claymore — единственное желание Присциллы со времен ее пробуждения — умереть. К своей беде всегда считала только Терезу (которую сама же и убила) достойной забрать ее жизнь.
  • Tatoeba Last Dungeon Mae no Mura no Shounen ga Joban no Machi de Kurasu Youna Monogatari — как оказалось. именно это двигало ГлавГадом Со. На заре нынешнего мира он был сотворен из рун старостой деревни Конран Аркой как величайший герой-защитник человечества, но сотни лет геройства без малейшей надежды настолько измучили вечного воителя, что он залег на дно и стал осознанно строить из себя Темного Владыку, чтобы прокачать кандидата и в итоге пасть от его руки, передав ему свою силу и наконец уйдя на вечный покой.
  • Black LagoonС прикрученным фитильком Реви. К смерти ее не тянет, она её попросту не боится. Совсем.
    • Роберта после убийства Диего Лавлейса поклялась найти и убить тех, кто за это ответственен, даже если это будет стоить ей жизни.
  • Senki Zesshou Symphogear — Цубаса долгое время не могла смириться с гибелью своей подруги Канадэ, что даже сама пыталась убиться тем же способом, что и она. К счастью, откачали, а призрак-Канадэ провела для неё поучительную беседу о ценности жизни.
  • Yuuki Yuuna wa Yuusha de Aruузнав о настоящих причинах своей инвалидности, Мимори несколько раз пыталась покончить с собой разными способами. И каждый раз попытку срывали её духи-суммоны, оказавшиеся для неё не помощниками, а надзирателями, чтобы она и другие герои и дальше жертвовали собой в сражениях с Вертексами.

Видеоигры[править]

  • The Black Heart — Анимус (нет, не тот) проклят и подвергается постоянным лютым мучениям, от которых почти сразу рехнулся. Такая «разве-это-жизнь» Анимусу нафиг не нужна. Он ищёт способа умереть, «полностью прекратиться». Наконец нашёл.
  • BioShock Infinite — Корнелиус Слейт. Этот старый вояка, разозленный тем, что Комсток присвоил заслуги солдат Колумбии в Пекине только себе, повел за собой своих людей против пророка. Закончилось все тем, что Слейт оказался загнан в угол на аттракционе «Солдатское Поле», где с ним сталкивается Букер ДеВитт, его бывший однополчанин. Слейт отправляет своих людей в атаку против главного героя и сам атакует его вовсе не из-за своей злобности или отчаяния — он хочет, чтобы его подчиненные и он сам умерли от рук «настоящего солдата» (коим он считает ДеВитта), а не от рук «жестянщиков» Комстока.
  • Сюжет игры Planescape: Torment практически полностью построен на том, что герой хочет избавиться наконец-то от бессмертия, в которое он вляпался по молодости и по глупости, и присоединиться к большинству.
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — Керган хочет вернуться в загробный мир, который, как он доказал, представляет собой вечное неземное спокойствие, но с гарантией, что он больше никогда не будет воскрешен или реинкарнирован. Чтобы обеспечить это, он не придумал ничего лучше, чем уничтожить всю жизнь на планете до последнего микроба, и убедил себя в том, что окажет всем огромную услугу. Герой может заболтать его до смерти, ткнув его носом в его истинные мотивы и предоставив девайс, способный обеспечить Кергану желанную смерть навсегда.
  • Prototype 2 — Джеймс Хеллер, вернувшись из Ирака и увидев, что его семья была убита за пару часов до его возвращения, отправляется в сердце инфекции с единственной целью красиво помереть, прихватив с собой как можно больше Заражённых. Однако, обретя по капризу Мерсера суперспособности, решил отложить суицид, пока не разберется с вирусом и Чёрным дозором (да и способ суицида ещё поди теперь придумай). А уж когда узнал, что его дочь жива, передумал окончательно.
  • Mass Effect 3 — если посоветовать Явику просмотреть воспоминания погибших протеан, он скажет, что после окончания войны разыщет могилы своих погибших товарищей, а потом присоединится к ним.
    • Джеймс Вега после падения Земли проявляет мортидо: например, безрассудно берёт шаттл Цербера на таран. Шепард вправляет подчинённому мозги.
    • Ближе к концу игры и сам(а) Шепард отчасти сюда подходит. Не то чтобы коммандер намеренно стремится умереть, но заметно, что у него/неё лютый ПТСР, никакой надежды пережить эту войну нет, и он(а) давно привык(ла) к мысли, что рано или поздно погибнет (скорее рано). Например, после смерти своего друга Тейна Шепард (любой) говорит: «Прощай, Тейн. Ты недолго будешь один». Да и во всех концовках Шепард с готовностью жертвует собой, в Уничтожении даже намеренно идя навстречу взрыву.
  • Dragon Age: Origins — Зевран. Если близко подружиться с ним или завести серьёзный роман, он расскажет, что взял заказ на жизнь Стража в основном из желания убиться об него/неё, потому что терзался виной за смерть любимой девушки, которую убил своими руками.
    • Все Серые Стражи, когда приходит их срок, и они слышат Зов. Тогда они отправляются на Глубинные Тропы, чтобы погибнуть в бою с Порождениями Тьмы.
  • Drakengard 2 — Ульрик. Он заключил пакт со Жнецом (локальной смертью), и теперь не может умереть. Беда в том, что на жизнь Ульрика завязан некий магический барьер, который, как теперь считает Ульрик, надо разрушить. В результате Ульрик ищет самого опасного противника, надеясь, что тот найдёт способ его убить. Тот нашёл-таки.
  • Fallout: New Vegas — Крейг Бун из-за лажи со связью стал соучастником военного преступления, ушел в отставку и женился, но его жену похитили в рабство легионеры. После этого он уверился, что приносит всем неудачу, и начал искать смерти. Сдружившись с Курьером, открывается ему и решает посетить место былого позора, где удачно попадает на ещё одну атаку работорговцев на лагерь беженцев и вступает в бой в уверенности, что вот оно. Однако с помощью Курьера последний танец превращается в коронный момент армии из двух человек, после чего Буна можно уговорить отпустить прошлое и искупать грехи не смертью, а добрыми делами.
  • Darkest Dungeon — прокажённый же. По понятным причинам устал от жизни, на что указывают фразы для порога смерти и предложения пойти в жертву финальному боссу. Также анимация получения удара не подразумевает каких-либо попыток уклонения, хотя сответствующая характеристика при прокачке брони растёт, пусть и медленно.
    • Периодически — любые психанувшие герои. Одно из возможных состояний — «всё равно мы все тут умрём, просто я не хочу ждать».
  • World of Warcraft — В последние дополнения Саурфанг похоже только и хочет, что выпилиться. В Легионе он отправляетсяна Расколотый Берег и чуть не погибает. Дальше он пытается убиться об Малфуриона, но в последний момент прилетает Сильвана и его спасает. Во время Осады Лордерона он остаётся, чтобы прикрыть отступление войск Орды, но и тут не сработало. Милосердный король Альянса решил пощадить Саурфанга и посадить его в тюрьму, дошло даже до того, что Саурфанг умолял Андуина его убить.
  • Borderlands — Генерал Нокс. Настолько ему осточертела Пандора и абсолютно некомпетентный командир, что он уже собирается сам себя убить, но от такой бесславной смерти его спасают Искатели Хранилища.
  • Tales of Symphonia:
    • Кратос Аурион из-за чувства вины за поворот Митоса налево кругом (который он, возможно, мог предотвратить) и смерть своей жены (которой он был вынужден нанести удар милосердия). В итоге, его отпустило благодаря своему сыну Ллойду.
    • Зелос Уайлдер, считающий, что он своим рождением принёс окружающим лишь несчастья. Отпустит его или нет, зависит от игрока.
  • Серия The Longest Journey — В Dreamfall:The Longest Journey такой стала Эйприл Райан. Кара из лагера повстанцев прямо говорит, что Эйприл хочет убить внутренних демонов(и себя заодно) и ведёт себя неосторожно, подвергая риску жизни других.
  • Fire Emblem Awakening — маг Генри постоянно повторяет, что мечтает умереть в бою самой ужасной и болезненной смертью, чем пугает всех своих товарищей, даже яндэрэ Тарью.
  • The Path — Руби, из-за своего ортрез постоянно испытывает боль при ходьбе и мечтает начать курить, так как слышала, что от этого жизнь становится короче.
  • Soul Calibur — жаждущий собственной смерти Засаламель.
  • Hatred — Злодей-протагонист желает мучительно умереть.
  • Red Dead Redemption 2 — бой-баба Сэди Адлер, после того, как ещё в начале игры бандиты О’Дрисколла убили её мужа, а её саму предположительно изнасиловали. Вырезав всю банду О’Дрисколла при поддержке игрока и банды Датча, она пускается в поиски смерти.
  • Super Paper Mario — Последняя часть плана Графа Блека — самоуничтожение.
  • Orochi Warriors — собственно, Орочи, который призвал воителей из Китая и Японии именно для того, чтобы найти достойного воина, который сможет его убить. Его воскресшая версия, она же Орочи Икс расширил своё Мортидо на всю вселенную.
  • The Adventures of Tintin: The Secret of the Unicorn — сабж статьи охватывает капитана Арчибальда Хэддока (почти полностью сжёгшего выпивкой свои мозги) в самые неподходящие моменты. «Leave me, boy, I WANT TO DIE!».
  • Sunless Sea — Пресвитерианская Авантюристка, которой надоело бегать от пресвитерианских же ассасинов, отправленных по её душу из-за тёмной истории с законодательным ограничением сроков жизни.

Визуальные романы[править]

  • Ever 17: The Out of Infinity — Цугуми.
  • Rewrite — Мидо, Тэнма, Тэндзин.
  • Danganronpa V3 — таковым становится Рёма после просмотра своего мотивационного видео, а у него воли к жизни и до этого особо не было. Таки нашёл свою смерть у Кируми.
  • Monster Girl Quest: самые заметные фигуры — Лука, Алиса и Лазарь. Первые двое от таких наклонностей со временем отказались.
  • Kara no Shoujo 2 — Хинагами Аято, после того как убили его возлюбленную Сацуки, сам записался добровольцем когда началась война для того, чтобы найти там свою смерть. Не повезло, и он вернулся домой живым.

Настольные игры[править]

  • В сеттинге «Мир тьмы» от Белых волков призраки вынуждены делить тело с субличностью, называющейся «Тень», за которой скрывается усиленное мортидо. Сдавшиеся ей призраки на короткое время становятся осознанными слугами небытия и очень быстро кончают с собой.
  • Warhammer Fantasy Battles — Гномы-Убийцы Троллей. В Убийцы Троллей уходят опозоренные или отвергнутые возлюбленными гномы, задача Убийц — искать смерти в бою с самым страшным противником, которого только Убийца может найти. При этом в силу врожденного перфекционизма гномов поддаться противнику гном себя заставить не может. В итоге некоторые, особо умелые и удачливые, Убийцы могут прожить столько, сколько не всякий бронелом проживет. При этом с точки зрения самих Убийц такая удача — как раз проявление самой лютой неудачи. Особенно (не) повезло Готреку Гурниссону — тот даже пережил конец света и перебрался в новый сеттинг Эры Сигмара!
  • Warhammer 40000 — Корпус Смерти Крига. Искусственно выращенные в ядерных пустошах гвардейцы в противогазах на манер ПМВ, которые ищут искупления за грехи предков в смерти и самоубийственных атаках. Педаль в пол — комиссарам приходиться не гнать их в бой, а утихомиривать, чтобы криговцы не кинулись под пули с радостным криком «За Императора!»

Музыка[править]

(link)

Muffin Time
  • Борис Гребенщиков и Анатолий «Джордж» Гуницкий пародируют троп: «Друзья, давайте все умрём! К чему нам жизни трепетанье? Уж лучше гроба громыханье и смерти чёрный водоём». Это стёб: уже во втором куплете всем предлагается, наоборот, жить «и склизких бабочек душить», а также утверждается, что «жизнь и смерть — одно и то же».
    • Гуницкий вообще любит пародировать мортидо. Буквально из песни в песню.
  • Псевдоказацкая (на самом деле на стихи Давида Самойлова) песня «Когда мы были на войне». Опечаленный изменой любимой герой ищет на войне лишь смерть от верной пули, но у него всё никак не получается.
  • Muffin Time — вышеназванный Маффин.

Интернет[править]

Реальная жизнь[править]

« Для того чтобы так драться, надо или искать смерти, или точно знать, что ты не умрёшь. »
— Сослуживец про барона Унгерна
« Если кто-то решил утонуть, спасти его невозможно. »
— Владимир Путин
  • Единственный оставшийся в живых после сражения в Фермопилах спартанец Аристодем, которого царь Леонид отослал заранее. После возвращения в Спарту его ждал позор и бесчестие, и он даже получил прозвище «Трус». Во время битвы при Платеях проявил себя наиболее храбро, но при этом не получил никакой награды или почестей как раз из-за того, что по мнению соплеменников он сражался так отчаянно именно для того, чтобы умереть в бою.
  • Террористы-смертники (suicide bombers в англоязычной среде) — смерть предполагается при подрыве. Причины можно искать в радикальном исламе, но… У нас меньше века назад еще вполне себе присутствовали Эсэры (социалисты-революционеры) — и они практиковали данный тип поведения в разных формах без ислама в частности и без привязки к религии вообще. Самоподрыв на мощной бомбе — само собой. Одиночная атака на цель без попытки скрыться, стоическое поведение на суде и закономерная виселица в финале оного — также предельно часто. Собственно, самоубийство при задержании — сплошь и рядом. Наконец, выдающийся случай — когда возникло предложение «вырастить» крота в рядах охранки, потребовалось сознательно принести в жертву нескольких членов организации, чтобы двойной агент сдал их властям (фактически на казнь) и тем самым заслужил доверие, недостатка в добровольцах на роль жертвы «для общего дела» не было! Собственно, партийная кличка «мортидо» была вполне популярна!
  • Собственно, христианские мученики — субверсия. Эти парни как раз-таки очень хотят жить, только жизнь имеется в виду вечная. И один из способов её заслужить — как раз-таки стойкостью перед лицом гонений, вплоть до смерти, засвидетельствовать (собственно, греческое martyros, переводимое как «мученик», буквально означает «свидетель») свою веру в Христа. Потому что по сравнению с блаженством единения с Ним физическая смерть — это такой незначительный этап…
    • Шахиды здорового человека — аналогично (это слово — полный эквивалент того же martyros’а). Не ушибленный на башку мулла непременно напомнит, что погибающие за веру угодны Аллаху несравненно больше, нежели убивающие. А вот самоубийцы, устраивающие теракты со множеством жертв, оскверняют само понятие шахида.
  • Знаменитый русский микробиолог и физиолог И.И. Мечников, который также является автором нескольких философских эссе, сформулировал теорию «инстинкта естественной смерти». По мнению Мечникова (который, помимо прочего, полагал, что человеческая жизнь может продолжаться до 120—140 лет, причем старение как заметная деградация физических возможностей тела начинает проявляться не ранее чем в 90 лет) после долгой и активной жизни, увенчанной продолжительной и здоровой старостью, уже на самом склоне лет человек должен испытывать «пресыщение жизнью и ощущения потребности небытия», то есть мортидо.