Яркий представитель тёмных сил

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Этот актёр часто играет злодеев. А если он не актёр — кого умолять, чтобы его всё-таки брали на отрицательные роли?!
« Злодеи имеют такие злобные физиономии, что их надо арестовывать только по внешнему виду. »
— Из интернета

Подтроп к Амплуа и Спойлер-каст.

У этого актёра на лице написано, что он всем сердцем и душой предан злу. Ну или просто нехороший человек, редиска. У него холодные голубые или бесцветные рыбьи глаза, а то и вовсе белесый ужас, и эти глаза, как два фашиста в амбразурах, прячутся в глубоких глазницах под мощным накатом лба. Лысина дает плюс сто к криповатости. Отрастите бороду — будет жутковатый дикарь. Сбрейте бороду — откроются либо впалые, как у Кащея, либо отвисшие, как у бульдога, щёки. Подбородок может нагло выступать вперёд или подло прятаться под верхнюю челюсть — это уже не так важно, все остальные черты таковы, что любая конфигурация подбородка уже ничего не исправит. И не испортит.

Конечно, такого актёра зовут преимущественно на роли злодеев. Поэтому — внимание! — перед нами яркий представитель тёмных сил!

Нет, внешность не обязательно именно такая — типажей у злодеев много. Есть актеры, специализирующиеся на амплуа импозантных злодеев, есть и противоположный полюс — записные громилы. Единственное, что между ними общего — некие роковые черты, позволяющие им надежно вписываться в амплуа.

Все мы взрослые люди, и понимаем, что внешность человека не определяет характер. Но у кино и сериалов свои законы, там важна фактура, там гиперболизированная внешность дает характерному актёру плюс сто к узнаваемости. Поэтому, раз засветившись в роли колоритного негодяя, актёр может попасть в жернова своего киношного амплуа. Впрочем, большинство не против: злодейская роль зачастую дает больше простора для игры, чем геройская.

Примеры[править]

Отечественные актёры[править]

  • Виктор Авилов. Его Мордаунт — это что-то с чем-то. Именно с его лицом и голосом представлял себе автор правки жуткого Биркарта Грелленорта aka Стенолаза из «Саги о Рейневане» пана Сапковского.
    • И наркоман и возможный маньяк в «Господине оформителе» — это тоже сюда.
  • Умопомрачительный Михаил Астангов. Он — жестокий Негоро из «Пятнадцатилетнего капитана», подлый работорговец из «Максимки», один из главных храмовников в «Александре Невском». И, само собой, Гитлер в «Сталинградской битве»!
  • Братья Олег Борисов и Лев Борисов. Петр Петрович Гарин, Джон Сильвер, штабс-капитан Черный — и Сергей Семенович Обольников, Антибиотик. Роли других амплуа тоже были, но это было коронным, вдвоем они произвели, наверное, максимальное количество интеллектуальных злодеев советского и российского кино.
  • Как не странно, но Ростислав Плятт. На сцене и экране мог все, и троп мог тоже — самодовольный хам Бубенцов из «Весны» и вражина-махинатор Николай Николаевич Казин из «Судьбы резидента» тому порукой.
  • Владимир Бадов. Яркий театральный актёр, спортсмен, акробат, каскадёр… Но запомнился в основном по ролям уголовников: любитель сулить «ёжика в глотку» в «Досье детектива Дубровского»; эпизодический разбойник в «Волкодаве из рода Серых Псов»; смотрящий Ёж в «Братанах»; заводчик наркотических грибов в «Глухаре»; держатель общака в «Легавом»; «маленький человек» преступного мира в «Судье»; егерь-жулик, стремительно и на глазах мутирующий в опасного отморозка, в «Леснике».
  • Владимир Басов-старший. Хрестоматийный пример. Самое частое амплуа — обаятельный злодей либо злодей-интеллектуал: принц Лимон в «Чиполлино», король Джакомон в «Волшебный голос Джельсомино», главарь мафии Стамп в «Приключениях Электроника», худой Волк из «Красной шапочки», Дуремар из «Приключений Буратино». А также ни разу не обаятельный и не особо интеллектуальный Пётр Петрович Лужин из «Преступления и наказания».
    • Есть и инверсии, например Бруно, ментор главного героя из телесериала «Щит и меч». Запоминающаяся роль сурового милиционера из новеллы «Напарник», из фильма «Операция Ы», «Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы…». Ну и конечно же великолепный поручик Мышлаевский - в "Днях Турбиных".
  • Виктор Вержбицкий. Характерная внешность и голос + особое отрицательное обаяние — и вот он уже владыка Тёмных Иных, а также Злой Олигарх Вержбицкий (да, это уже отдельное амплуа) в «Личном Номере», «На игре», «Чёрной Молнии» и, в качестве самопародии, в «Яйцах судьбы».
    • Отдельно на этом фоне доставляет признание Вержбицкого, что он мечтает сыграть… Владимира Путина. Просто забавный факт, политики не надо.
  • Владимир Головин. Очень интересное сочетание: субтильное (сказалось военное детство) телосложение, цепкий холодный взгляд, выдающий железную волю и недюжинный интеллект, и валящее наповал отрицательное обаяние. При этом несомненная самоирония: в творческом багаже Владимира Ивановича роли как откровенных злодеев (Барон, главарь банды в «Холодном лете пятьдесят третьего…», немецкий диверсант Тарантул в одноимённом телеспектакле, криминальный авторитет Буржуй в «Марше Турецкого») и антизлодеев (Борис Савинков в «20-м декабря», капитан 1-го ранга фон Ден в «Моонзунде», бывший полицай Лебедев в «Противостоянии»), так и явно пародийные одесско-американский гангстер Мик Нич/Микита Ничипорук («Дежа вю») и буквально пожираемый великой завистью к обыкновенному человеческому счастью учёный-технократ Самый Мудрейший («Лёгкие шаги» по сказкам В. Каверина).
  • Сверхталантливый и крупноглазый Михаил Горевой может сыграть что угодно. Играл, в частности, и комичных придурков (помните психиатра в третьем «NEXT»?). Но лучше всего его помнят по ролям мутных спецслужбистов (Покровский во франшизе «На игре»), откровенно отрицательных НКВДшников (Павливкер в «Легавом») и полных чудовищ (Циркач в «Учителе в законе»). И роль в бондиане тоже обращает на себя внимание.
  • Виктор Евграфов — актёр и каскадёр, в молодости замечательно умевший нагонять страх одним своим видом, а с годами погрузневший, но всё равно годный на роли криминальных авторитетов. Его профессор Мориарти в советской экранизации «Шерлока Холмса» особо не раскрыт как персонаж (как и в оригинале, впрочем), но зловещей аурой просто переполнен.
  • Михаил Евланов (мокша по национальности, отсюда такая необычная фамилия) — не только театральная звезда, но и часто появляется в кино и телесериалах. «9-я рота» — Рябоконь; «День выборов» — Фёдор с ликёро-водочного; «Молодой Волкодав» — повзрослевший и ставший садистом Волк; «Обитаемый остров» — военный социопат ротмистр Чачу; «Группа Zeta» — Батон (то ли урка, то ли ФСБшник под прикрытием, невероятно убедительно косящий под урку); сиквел «Училки» — сумасшедший террорист Денис, который в финале несколько нелепым и нелогичным образом превратил драму в трагедию; «Майор Гром: Чумной Доктор» — противный ФСБшник Евгений Стрелков, который только мешает ловить маньяка и ближе к финалу получает в морду от начальника петербуржского департамента полиции. У Евланова довольно красивое лицо, тренированная (хоть и худощавая) фигура — но при этом выраженное отрицательное обаяние, а порой и взгляд «бегает», как бы выдавая наличие тайных мыслей. Поэтому он, наряду с прочими амплуа (слуга закона, или вредноватый начальник, или просто мутный и сложный человек…) сыграл великое множество злодеев, воров, бандитов, хулиганов, маньяков, наёмных убийц.
  • Владимир Епископосян. Человек гигантского роста и большой физической силы, переигравший столько бандитов, террористов и моджахедов, что трудно счесть. Как сказал про него неизвестный патрульный: «С такой рожей надо сначала стрелять, а потом документы проверять!»
    • Безобидный и забавный Руслан-Русик в трилогии Next — самопародия Епископосяна.
  • Антон Ескин — бритоголовый детина с протокольной физиономией. У него такая яркая внешность, что прославился он в основном ролями бандитов (самая известная роль — «Губа» в телесериале «Балабол»).
  • Владимир Зайцев, как никто, умеет мрачно смотреть «рыбьим взглядом» и/или выдавать циничные фразы. Поэтому — сутенёр «Швед» в «Братанах» (гадская шестёрка, который только поначалу кажется главгадом) и полное чудовище Мякинец во втором Next’е.
    • И роль-деконструкция — граф де Рошфор в жигуновских «Трёх мушкётерах» (смотреть только полную, десятисерийную версию!). И роль-самопародия — стр-рашный микро-олигарх Скоробогатов в «Леснике». Да и Казанцев в «Молодежке» отличная скотина получился.
  • Юрий Колокольников — ростом с каланчу. Необычные черты лица. В отечественной продукции играл крайне разнообразные роли, от Грушницкого, Петра Первого и сбежавшего пениса (которые определённо не сюда), до Маяковского и дьявола (которые уже вполне сюда). Но вот международному телезрителю запомнился исключительно как магнар теннов Стир. В кадре Стир ничего особенно плохого не делает (только пару раз «быкует», в том числе на дочь Тормунда, а для этого надо быть смельчаком!) — но знатоки лора в курсе, что Стир правит мрачным племенем с грозной репутацией, которое не брезгует людоедством и очень нехорошими обрядами.
  • Ефим Копелян — привлекательная некрасивость, массивная фигура, угрюмость и харизма. Театральный педагог, порой воплощавший на киноэкране негодяев. Лучше всего помнят Свидригайлова и атамана Гната Бурнаша.
  • Виктор Кулаков. Если бы об этом актёре задумали снять байопик, первым претендентом на роль Кулакова был бы Виктор Вержбицкий: тот же типаж и та же злодейская харизма 80 уровня. Правда, с учётом того, что пик творческой активности Виктора Кулакова пришёлся на 1940-50-е гг., инфернальных злодеев в его послужном списке нет, зато предатели, резиденты иностранных разведок, бандитские авторитеты и просто подлецы всех мастей — в изобилии.
  • Лев Лемке. В жизни — добрейшей души человек, но благодаря уникальной мимике и двойственному обаянию Льву Исааковичу то и дело доводилось играть всевозможных жуликов и проходимцев[1]. Откровенный злодей в его кинокарьере всего один — зато какой! Герцог де Маликорн в «Городе мастеров» — эталонное полное чудовище, уродливый как внешне, так и внутренне, единственный из отрицательных героев фильма, не вызывающий ни невольного уважения, ни даже насмешки — исключительно одно омерзение.
  • Арнис Лицитис. Просто посмотрите на его необычное лицо один раз. В фильм «Одиночное плавание» — на роль американского вояки, готового спровоцировать ядерную войну — его взяли без кинопроб, как и на роль шпиона в «Приказано взять живым». В «Фантастической истории» сыграл Смерть в облике прокажённого. В жизни очень добрый человек, что и не преминул продемонстрировать в немногих своих положительных ролях (например, когда был лордом Винтером у Юнгвальд-Хилькевича или главным героем «Фаворита» по роману Дика Фрэнсиса).
  • Талантливый Герман Лупекин обладал дегенеративной внешностью, а оттого переиграл множество дегенератов, в том числе и отрицательных. Полупародийный палач из баталовских «Трёх толстяков», в маске грозный, а без маски жалкий и суетливый — это именно он.
  • Роман Мадянов — в его репертуаре есть и неоднозначные антизлодеи (как полковник Колобков в «Солдатах»), и облеченные властью козлы (генерал в «Утомленных солнцем-2», НКВДшник в «Штрафбате»), и настоящие злодеи (кооператор-бандит в гайдаевской неудаче «Операция „Кооперация“», мэр в «Левиафане»). Даже условно-положительные персонажи, как правило, «с гнильцой» («Супербобровы», «Охота на изюбря»).
  • Лаврентий Масоха. С его отрицательным обаянием и умением создавать образы, что называется, с двойным дном сам бог велел специализироваться на ролях антизлодеев. Лаврентий Емельянович и специализировался, переиграв их за 40 с лишним (sic!) лет кинокарьеры великое множество: от Макара Ляготина в «Большой жизни» до штандартенфюрера Шольца (последняя, незаконченная роль) в «Семнадцати мгновениях весны».
  • Альгимантас Масюлис — оберфюрер Вилли Шварцкопф, рыцарь Гай Гисборн, принц Джон, Беннет Хэтч, мистер Риган… это лишь часть из его злодейских ролей. Представительная, значительная внешность. Совершенно неповторимый взгляд — одновременно открытый и скрытный, с мрачной лукавинкой, класса «этот убьёт (или предаст) — и не поморщится».
  • Георгий Милляр известен в основном по ролям нечистой силы в фильмах-сказках (да и в озвучивании мультфильмов то же самое): Баба-Яга, черти, водяные, лешие, генерал злого короля Дуляриса, Кащей Бессмертный. По большей части эти роли (кроме, пожалуй, Бабы-Яги из «Василисы Прекрасной» и Кащея) ещё и комические. Сам он называл себя «полномочным представителем нечистой силы в Советском Союзе».
  • Никита Михалков. Его типаж — «злодей-аристократ или подлый сноб». На его счету — атаман Брылов («Свой среди чужих, чужой среди своих»), трагифарсово-несчастный мажор-антизлодей Трунов («Инспектор ГАИ»), подлый барин Сергей Сергеич Паратов («Жестокий романс»), циничный развратник князь Валковский («Униженные и оскорблённые»), криминальный авторитет Михалыч («Жмурки»), беспринципный карьерист князь Глеб Георгиевич Пожарский («Статский советник»).
    • Когда он решил, для разнообразия, сыграть циничного жлоба из совсем простых — проводника Андрея в «Вокзале для двоих», — опять-таки получилось.
    • Положительных героев и достаточно благородных антигероев у него тоже хватает. Но каждый из них — более или менее позёр.
  • Вячеслав Невинный. Роли разнообразные — но корчить угрюмую злодейскую (или хитрую прохиндейскую) рожу этот актёр умел как мало кто.
  • Андрей Панин — Опер в Бригаде, Вагит Валиев в «Бое с тенью», НКВДшник в «Границе», положительные роли, правда, тоже играл, но запомнился именно отрицательными. Небольшой рост, крепкая квадратная фигура, широкое лицо, маленькие глаза, пытливый взгляд — типаж «негромкого серьёзного мужичка с железной хваткой».
  • Никита Панфилов. Харизматичный красавец. Специализируется по ироничным злодеям с мордой кирпичом. Антизлодеи, антигерои и «козлы обыкновенные» тоже классно выходят.
  • Анатолий Папанов. С его гигантским послужным списком в театре, кино и мультфильмах ролей набралось много, хороших и разных, и злодеи в их списке занимают далеко не последнее место (а может, именно последнее — если считать с конца). Для советской мультипликации он и вовсе был примерно тем же, чем Милляр — для игрового кино. И нет, комичными (но великолепными!) злодеями-недотепами дело не ограничивалось: Папанов играл/озвучивал и по-настоящему опасных, и даже откровенно демонических злодеев (эталонный пример — Шер-Хан). У Анатолия Дмитриевича и в живом кино, и в озвучке было два основных амплуа: 1) человек из народа (положительный или сложный), с грубыми чертами и простецкой в целом внешностью; 2) негодяй.
  • Владлен Паулус (1928—1979), преимущественно театральный актёр. Некоторый зигзаг: большинство его киноролей — обыкновенные или даже выраженно-положительные персонажи, всего лишь с необычайно серьёзными лицами и серьёзным взглядом, за которым угадывается целая жизнь (именно поэтому пригодился в «Живых и мёртвых», «Место встречи изменить нельзя», где в титрах по ошибке назван «Владимиром», и в «Москва слезам не верит»). Но дебютировал в кино ролью великолепного, самую чуточку пародийного мерзавца «Акулы» Додсона в гайдаевских «Деловых людях», а лет через десять, именно по следам этого фильма, был приглашён Говорухиным на роль пиратского главаря в «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
  • Лев Перфилов (1933—2000). Примерно половина его киноперсонажей — воры, бандиты, подонки, петлюровцы, подкулачники, шпионы, вредители, алкаши, сумасшедшие и т. п. Началось это, пожалуй, с двух фильмов Евгения Шерстобитова — «Истории Мальчиша-Кибальчиша», где он сыграл сразу нескольких эпизодических буржуинских военных, и шпионской истории «Акваланги на дне». В «Старой крепости», «Приключениях Электроника» и «Кин-дза-дза!» его амплуа уже откровенно эксплуатировалось.
    • В «Место встречи изменить нельзя» он просил себе эпизод — одного из бандитов в «Чёрной кошке». «Как только зрители меня увидят в притоне — сразу поймут, что это та ещё банда!». Но Говорухин совершенно неожиданно дал ему положительную, хоть и комическую роль.
  • Вадим Спиридонов (1944—1989) — сложный пример, скорее зигзаг. Красавец, в реале интеллигентный, культурный и ранимый человек… и картинно-отрицательное актёрское обаяние, при этом глубокий психологизм в разработке образов. Не самая массивная фигура — и огромная физическая сила (за счёт мощных сухожилий). Умел делать взгляд «холодным как у дьявола»(с)Л. М. Гурченко. Первые роли были положительными или сложными, но их мало кто заметил и запомнил (даже колоритного мужика из «Печек-лавочек»!). Однако стоило сыграть двух «предателей по имени Фёдор» — Савельева в «Вечном зове» и Макашина в дилогии «Любовь земная»/«Судьба» — и публика впечатлилась настолько, что актёра чуть не побили на улице, крича «Предатель идёт!». Дальше было много разных ролей, в основном опять положительных… Но после роли бандита «Соболя» в «Прощальной гастроли „Артиста“» про Вадима Семёновича прошёл слух, будто он сам бывший бандит и в юности в Сибири «топтал зону», а во время кинопоказа «Бешеных денег», когда подлец Глумов произносил что-то циничное, в зале раздался громкий женский голос: «Я бы его задушила!».
    • Типаж «харизматичный антизлодей, снедаемый бурными страстями» тоже хорошо удавался актёру — чего стоит один лишь мятежный боярин Шакловитый в «Юности Петра».
  • Виктор Сухоруков. Если не злодей, то хоть козёл.
    • Великолепно сыграл Павла I именно потому, что страстно желал сменить имидж: амплуа бандита-отморозка его уже задолбало!
    • По этой же причине отказался от роли (внимание!) в одном из фильмов бондианы.
    • Но Гиммлера (единожды) и Хрущёва (дважды) сыграл, и говорят, не без удовольствия.
  • Олег Табаков, конечно, играл в основном положительных комедийных персонажей, но запомнился не в последнюю очередь как бригадефюрер СС Шелленберг. Не менее шикарен Кощей в его исполнении в фильме «После дождичка, в четверг…»: с одной стороны — сознательная деконструкция образа (вместо уродливого тощего старика перед нами предстаёт упитанный весельчак с золотой шевелюрой), с другой — нутро у него всё такое же злодейское, при всём его благообразии. А ещё улыбчивый и жестокий бандит-белоэмигрант Федотов из «Трансибирского экспресса» и неподражаемая мисс Эндрю из «Мэри Поппинс».
  • Витаутас Томкус. Ещё один литовец в нашем списке. Наиболее заметные роли — «лесной брат» Филин («Никто не хотел умирать»), пират Джордж Мерри («Остров сокровищ» 1971 г.), Чарли Бешеный («Смок и Малыш»), барон Реджинальд Фрон де Бёф («Баллада о доблестном рыцаре Айвенго»), рецивидист Жук («Двойной обгон») и Гийом де ла Марк («Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии»).
  • Андрей Файт, ещё один «профессиональный злодей советского кино». В молодости — красавец-басмач в «Джульбарсе» (1935). А помните главнейшего министра Нушрока? Сюда же и злой магрибский колдун, и месье Дюк (это есть факт!), и Слепой Пью (в экранизации 1971 года), и несколько шпионов и нацистов.
    • В «Бриллиантовой руке» не упустил случая сыграть крохотный эпизод-самопародию. Первое появление: пенсионер-лотерейщик Файнман («Кто возьмёт билетов пачку, тот получит…», Варвара Сергеевна не дала ему договорить «…денег тачку»). Второй кадр: Файнман, уже в дорогом костюме, угрюмо выглядывает из-за колонны в «Плакучей иве». Провокация сработала: при первом просмотре многие зрители действительно вообразили, что это и есть загадочный Шеф.
    • Кроме «Джульбарса», примерно тогда же — «Тринадцать» Михаила Ромма (по мотивам «Потерянного патруля»), там он подполковник Скуратов. Правда, чуть не поллица скрыто папахой.
  • Леонид Филаткин (1948—1999). Никогда не учился на актёра, профессиональный столяр-краснодеревщик. Огромный длиннолицый детина мрачного вида, с грубыми и выразительными чертами, очень «средневекового» типажа — как будто с брейгелевской картины сошёл. А какие движения! Кино просто не могло пройти мимо такой фактуры! Поэтому — палачи в «Пока бьют часы», «Руси изначальной» и «Царе Иване Грозном», приспешник визиря в «Чёрном принце Аджубе», здоровенный пират без речей в «Кольцах Альманзора»… всего чуть более десятка маленьких ролей.
  • Александр Филиппенко — кодификатор. Именно его советская пресса величала ярким представителем тёмных сил. И было за что. Например, Кощей в фильме «Там, на неведомых дорожках…» и Злая Смерть в «Звезде и Смерти Хоакина Мурьеты», Гусаков//лже-Санько в телесериале «Рождённая революцией», Григорий Белаш в «Визит к Минотавру». А ещё умудрился побывать в роли нечистой силы в обеих отечественных экранизациях «Мастера и Маргариты»: у Кары сыграл Коровьева, а у Бортко — Азазелло.
    • Но по основному и изначальному амплуа считал себя комиком — и демонстрировал это в своих эстрадных номерах и, к примеру, в «Бумбараше».
  • Борис Химичев, фактурный советский актер. Хотя у него хватало и положительных ролей, запомнился зрителям в ролях Бриана де Буагильбера, Палёного из «Сыщика» и многочисленных ЦРУшников и белогвардейцев. А в уже весьма пожилом возрасте, в российском кино (спиноффе популярного телесериала) — сыграл олигарха-злодея.
  • Юрий Шерстнёв (1941—2017). Наиболее известные его роли были отрицательными, в основном играл всяческих бандитов: «Рождённая революцией» (Плавский), «Город принял» (Шувалов), «Цыган» и «Возвращение Будулая» (Лысый), «Антикиллер» (Метла), «Жизнь — поле для охоты» (Клещ), «Воротилы» (Парамонов), «Братаны» (Надоть), «Бомбила» (Солёный), «Товарищи полицейские» (Вагай), «Одинокий волк» (Туз). Хватало и антигероев/антизлодеев с устрашающей внешностью: телеэпопея Г. Э. Юнгвальд-Хилькевича о мушкетёрах (лилльский палач), официант Курдюмов («Город Зеро»), «Мастер и Маргарита» в версии Юрия Кары (Афраний), «Роковые яйца» (начальник ГПУ), «Парижане» (Сысоев).
    • Он замечательно справлялся и с положительными ролями. Например очень хорошо смотрелся в роли Монголова в ещё советской «Территории» (1978 г., реж. А. Сурин) по роману Олега Куваева, отыгрывая типаж сурового аскетичного практика с внутренним стержнем и самодисциплиной. А в «Бойце» он — старый урка, страшноватый и грозный на вид, но чётко блюдущий понятия, и очень незаслуженно (по беспределу) «опущенный».
  • Александр Эстрин. Редкое сочетание: уникальная, словно с гравюры эпохи Возрождения, внешность и могучее отрицательное обаяние. Широкому зрителю запомнился как швейцар-убийца в одной из серий «Рождённой революцией», ленинградцам же, видевшим его театральные и телевизионные работы, посчастливилось куда лучше оценить диапазон мастерства Эстрина: от великолепного мерзавца Мэкки-Ножа в брехтовской «Трёхгрошовой опере» и убеждённого храмовника-инквизитора в ануевском «Жаворонке» до совсем уж инфернальных магистра Коппелиуса («Смерть магистра Коппелиуса» по «Песочному человеку» Гофмана) и чернокнижника Шварцкюнстлера («Привидение из города Ойленберга» по сказкам Отфрида Пройслера).
  • Владимир Этуш. Комичный негодяй Саахов, детско-комичный негодяй Карабас, мелкий козёл Шпак… а потом внезапно магистр Мальгрим в «31 июня».
  • Анатолий Яббаров — человек с очень необычными чертами лица. Обычно его звали играть или «загадочного дегенерата», или уж какого-нибудь гада. Помните убийцу с незабываемой рожей в «Джентльменах удачи», в конце концов полетевшего с крыши?
  • Александр Яковлев — если его типаж злодея охарактеризовать в трёх словах, то это будут «породистый, умный и опасный». Одна из самых первых его киноролей — штабс-капитан, главарь шайки бывших офицеров — в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих», а дальше пошло-поехало… И главарь калифорнийцев, крышующих золотые прииски, в «Звезде и Смерти Хоакина Мурьеты» — это тоже он. В 2006 году по совокупности заслуг был удостоен на одном из кинофестивалей премии «Антигерой года» — что тут ещё можно добавить?
  • Александр Январёв — типаж «Красавец и силач с несколько нехорошим обаянием, как будто от него стоит ждать подлости». Много положительных ролей — но хватало и отрицательных. Подлый браконьер дядя Миша в «Недопёске Наполеоне Третьем», жлоб-водила Саша в «Белорусском вокзале», мелкий пахан Кутьков в «Рождённой революцией», жандармский вахмистр в «Сибириаде»…
  • Леонид Ярмольник воплотил на экране много злодеев (помимо множества не-злодеев). У него отлично получались наглецы и/или деятели, не уверенные в себе и оттого стремящиеся на всех отрываться.
    • Бывали и комичные ничтожества, такие, как Теофил в «Том самом Мюнхгаузене» и шибко авторитетный молодой вор-неудачник в «Пеппи Длинныйчулок».
    • Но чаще — (полу)пародийные и при этом нешуточно опасные гады: «Сыщик», «Женщина в белом», «Сказка, рассказанная ночью», «Возвращение резидента» и та же роль в сиквеле — «Конец операции „Резидент“», «Звездочёт», «Частный детектив, или Операция „Кооперация“» (это уж голимая карикатура-пародия, причем малоудачная, как и весь фильм), «Капитан „Пилигрима“» и советско-французская «Одиссея капитана Блада» (Праченко в обоих случаях стремился снять деконструкции давно экранизированных, классических сюжетов, и конкретно говорил Ярмольнику в первом случае — «Играй анти-Астангова», а во-втором — «Играй анти-Рэтбоуна»). И необычно и неожиданно жутковатый Кащей, он же олигарх Кащеев, в антисказка «Реальная сказка».
    • Или — околокриминальные козлы-козлища тройной отгонки: «Инспектор Лосев», «Нежданно-негаданно», «Паспорт» — и такой же задумывалась несыгранная роль Ярмольника в «Кин-дза-дза!».

Зарубежные актёры[править]

Дэвид Линч и Бонни Ааронс. Фильм «Малхолланд Драйв»
  • Бонни Ааронс — главная ведьма всея Голливуда (тот самый случай, когда «светлые» роли актрисе не доверяли уже из-за одной внешности[2]). У этой дамы роли небольшие, однако каждая оставляет неизгладимое впечатление, ибо играет она, в основном, персонажей триллеров. Нищая старуха, живущая за кафешкой, байкерша «дьяволица» и, конечно же, демонесса-монахиня Валак, один из самых пугающих кинематографических образов 2010-х.
  • Джейсон Айзекс — британское аристократически-хладнокровное зло (при том, что сам не совсем англичанин). Яркий пример — Люциус Малфой. Ещё более, пожалуй, яркий — полковник Тавингтон.
  • Майкл Айронсайд. Как узнать, кто негодяй, в боевике 1980-х? Его играет Майкл Айронсайд. А как узнать, кто из врагов Супермена самый опасный? Его озвучивает Майкл Айронсайд.
    • В девяностые продолжал ту же линию. В малоудачном четвёртом «The Karate Kid» (точнее, The Next Karate Kid, «Девочка-каратистка») — роль неправдоподобного маньяка-неофашиста, военного социопата?.. Майкл ухитрился вытянуть. Он смотрится убедительно и органично даже в финальной сцене, неуловимо отдающей бредом.
    • Вот только в третьем сезоне «Подводной одиссеи», он играет главного героя, заменив персонажа Роя Шнайдера. Он также играет положительного генерала в третьей игре серии «Command & Conquer» и озвучивает Сэма Фишера почти во всех играх серии «Splinter Cell».
      • Как будто одно другому мешает.
        • В «Звёздном десанте» у него вроде бы положительная роль героического военного… крайне зловещей державы с отчётливым фашистским оттенком. Этот богатырь пройдёт прямо по живым людям — и будет уверен, что это нужно для общего дела.
  • Хавьер Бардем — да, его амплуа люди добрые и отзывчивые, но при желании можно и злодея сыграть. На его счету шикарный Антон Чигур, импозантный Рауль Сильва, подлый священник Лоренцо из «Призраков Гойи» и сам Пабло Эскобар. А капитан Армандо Салазар и вовсе едва не спас унылых во всём остальном пятых «Пиратов Карибского моря», но увы.
  • Майкл Берриман — педаль в ад: его даже не гримируют! Из-за редкого генетического заболевания лишён волос, ногтей и зубов.
  • Хелена Бонэм-Картер каких ролей не играла! И добрых сказочных фей, и обезьян-антирасисток, и даже шекспировских красавиц! Но ассоциируется в первую очередь со злодейскими ролями, причём не просто злодейскими, а с прибабахом на голову — Нелли Ловетт, Беллатриса Лестрейндж, королева Ирацибета «Голову с плеч!!1» из «Алисы». Сыграла также несколько «не злодеек, а неоднозначных манипуляторш». Какой-то взгляд у неё… коварный, что ли.
  • Да Клэнси Браун же! Фактурное лицо, высокий рост, мощная фигура, шикарный низкий голос… Образ проэксплуатирован где только можно и нельзя, от «Горца» до сериала HBO «Карнавал». Навскидку вспоминается только один фильм, где он сыграл полностью хорошего персонажа — «Воронёная сталь». При том, что в жизни добрейший человек.
    • Клэнси Браун потрудился даже в озвучке мультсериалов как ходячее зло. Яркий пример озвученного им злодея — Александр Пэйн, мультсериал A.T.O.M.
    • Очаровательный стеб над церковью и религией «Охотники на демонов», где он играет командира группы священников, которые грешат для того, чтобы переселять в себя демонов и отправлять их в Ад. Клэнси жжет и пепелит!
    • Аверсия в сериале «Явление», где он играет добродушного дедушку и отставного пожарника.
  • Есть хоть один фильм, где Гэри Бьюзи сыграл не гада?
    • Есть, «На гребне волны». Но его персонаж там — хороший человек и эффективный полицейский, да только вот антигерой, не гнушающийся пытать подозреваемых.
    • Есть и ещё один фильм с ним в том же духе (забыл название). Его персонаж там — главный герой. Избивая захваченного в плен негодяя, он говорит: «Слушай, я так долго могу. Продолжишь молчать? А ради чего?».
    • «Хищник 2», «Шоссе в никуда» и сериал «Русские в городе ангелов». Но там у него роли эпизодические.
    • «Серебряная пуля» — экранизация Стивена Кинга. Играет роль заботливого дяди главного героя.
    • «Глаз тигра» — персонаж Бьюзи противостоит огромной банде мотоциклистов, принципиально не желающих видеть берегов.
    • «Солдат» — военный, командир отряда «суперсолдат», наверное антигерой т.к. был убит главгадом фильма — героем, надо же, Джейсона Айзекса, за то, что отказался бросать своих солдат.
  • Би Ди Вонг. Как и у Тагавы (см. ниже) — злобные азиаты, но на этот раз — интеллектуалы.
  • Майкл Вудс — постоянный и любимый спарринг-партнёр Донни Йена в фильмах конца 80-х- начала 90-х («Клетка тигра», «Клетка тигра-2», «Огненный гепард» и прочие). Само олицетворение свирепого, смертельно опасного головореза, которому человека убить, что пукнуть. Ну что вы хотите — настоящий бывший «Морской котик».
  • Джозеф Гатт. Совершенно лысый здоровенный накачанный псевдо-альбинос с крючковатым носом часто светится в ролях «драконов» и характерных громил. Очень добрый и веселый человек по жизни.
    • В «Игру престолов» был взят на маленький эпизод — играл колдуна (варга) при теннском магнаре Стире.
  • Ева Грин, от которой даже в строго положительных ролях (Серафина Пеккала, Альма ЛеФэй Перегрин) разит такой тёмной женственностью, что с ног сшибает. А уж в отрицательных («женщина, ради которой стоит убивать» из второго «Города грехов», ведьма-бизнесвумен из «Мрачных теней»)… Стоит ли удивляться, что в некночибудьпомянутом Netflix’овском «Ведьмаке» фанаты мечтали увидеть в роли Йеннифэр именно её?
    • А какая бы шикарная была из нее Алиса МакГи!.. Лет 20 назад.
  • Питер Грин, типаж «зловещего, порочного почти-красавчика». «Ночь страшного суда» (один из бандитов-маньяков), «Криминальное чтиво» (Зед), «Маска» (главарь банды, который и без зелёной маски эталонно злой), «Подозрительные лица» (Редфут), «Захват 2» (террорист, который поймал было чернокожего юношу-уборщика в вагоне…). Сыграл ли хоть одного вампира? Блестяще подошёл бы.
  • Фэй Данауэй — та же история, что и с Бонэм-Картер. Может отлично сыграть любую роль, но в первую очередь мы, конечно, помним «Телесеть», «Три мушкетёра», «Супергёрл».
  • Ги Делорм — если хорошего Жана Марэ пытается заколоть шпагой какой-то плохой красавец, то почти наверняка это он. Впрочем, если и не Жана Марэ (а, например, Жерара Баррэ в качестве Рошфора — все равно он.
  • Роберт Де Ниро — см. ниже, в подразделе о Пачино и прочих «кинолицах преступного мира».
  • Уиллем Дефо — на его счету не так уж много отрицательных персонажей… но внешность, чёрт побери! Длинный крючковатый нос, губы в ниточку, острые скулы, плохие и неровные зубы, взгляд василиска… Один его граф Орлок чего стоит. Или Зелёный Гоблин из Человека-Паука с Тоби Магуайром. Даже положительные роли он умудряется отыграть так, что что его персонаж смотрится как минимум козлом, пускай и с золотым сердцем, каноничный пример — агент Смекер из «Святые из трущоб».
  • Брайон, sic, Джеймс (Brion James, 1945—1999), спец по ролям злодеев. Ну кого ещё играть с таким крючковатым носом, угрюмым взглядом, уникальным оскалом, крепкой фигурой, некоторыми чертами вырождения, да ещё и с частичным альбинизмом? Есть и незлодейские роли, но в памяти народной он главным образом остался благодаря фильмам «Бегущий по лезвию» (Ковальски), дилогии «Сорок восемь часов» (по первому фильму непонятно, что он злодей, зато в сиквеле…), трэшовому «Полуденному кошмару» (главный гад), «Дом 3» (маньяк), «Красная жара» (эпизодический уголовник на допросе). Молодое поколение, однако, помнит его как генерала Монро.
    • Педаль в пол: он в реале страдал шизофренией, и на него порой накатывал галлюцинаторный бред, особенно в пьяном виде.
  • Ви таки будете смеяться, но Анджелина Джоли, начиная примерно с нулевых, ярче всего проявляет себя именно в амплуа роковой женщины (мать Гренделя, Фокс из «Особо опасен») либо косящей под таковую антигероини (Эвелин Солт, Малефисента). Единственное значимое исключение — Лара Крофт, но её помнят в основном потому, что Лара, а не потому, что Джоли.
  • Тоби Джонс. Nuff said.
    • Впрочем, не будем забывать про роль эльфа Добби.
    • К тому же, в фильме «Мгла» именно персонаж Тоби пристрелил миссис Кармоди.
  • Фриц Диц — семь (sic!) раз играл Адольфа нашего Гитлера! Чертами лица — что удивительно! — походит на исторического Гитлера как раз не очень (приходилось прибегать к сложному гриму), НО ВЗГЛЯД!
  • Билли Драго (на самом деле Уильям Берроуз, 1945—2019), потомок метисов, причём с настолько удачно сложившимися чертами лица, что годился и на романские, и на англосаксонские, и даже на славянские роли. Длинная голова, длинное лицо, высокий умный лоб, густые (но не особенно широкие) брови, глубокие тёмные глаза, мощные «лошадиные» скулы, узкий подбородок, узкие, но не тонкие, а чувственные губы. Один раз увидишь — вовек не забудешь. Особенно обращает на себя внимание роль Фрэнка Нитти — хладнокровного убийцы, приспешника Аль Капоне — в «Неприкасаемых». Отрицательные роли играл почти всю жизнь — и не только бандитов, маньяков или экстремистов, но и всяких мраккультистов или демонических тварей. Положительных ролей — совсем немного, но каждый из этих персонажей — всё равно мрачный и загадочный.
  • Брэд Дуриф, напротив, больше известен именно голосом, который одолжил злобной кукле Чаки. Но и сам играл прекрасно. Вспомнить хоть Гриму Змиеуста! А его порченый ментат Питер де Врийе вовсе затмил собой книжный прообраз (что для актёров, игравших героев Герберта, случай уникальный).
  • Роберт З’Дар (1950—2015) — актёр с огромной… нет, не так — гигантской нижней челюстью![3] Известен по роли Мэтта Кордэлла из фильма ужасов «Маньяк-полицейский». Но больших и маленьких ролей у него очень много, и нередко его звали сыграть монстра или хотя бы злодея (фанаты старых рукопашных фильмов должны его помнить по ленте 1995 года «Возвращение на кровавый ринг»).
    • Он на самом деле был не арабом — всего лишь косил под такового с помощью псевдонима. Он был польско-литовский еврей Здарский.
  • Боло Йен (правильнее Ёнг) — спортсмен и культурист, человек с уникальной харизмой и неповторимой мимикой, прославившийся ролями «злых рукопашников», китайских и корейских бандитов, драконов при мафиозных боссах и прочих рыцарей крови.
  • Очень, очень жаль, что прекрасный актёр и умелый рукопашник Майкл Кавано сыграл так мало ярких злодеев (чаще всё-таки суровых силовиков). Его циничный и харизматичный главарь мафии в «Вынужденной мести» смотрится очень убедительно и запоминается на всю жизнь — а в умении драться почти не уступает самому Чаку Норрису.
  • Чарльз Калани. К его внешности очень подходили роли злодеев; тем более, что он и в жизни был таким вот «шкафом». Но, по воспоминаниям друзей, был очень добрым человеком с замечательным чувством юмора. Хотя у него, конечно же, есть и положительные роли.
  • Роберт Карлайл играет трикстеров, тёмных магов и невыносимых гениев (можно все три составляющие в одном флаконе, взболтать, не смешивать). Однажды даже Гитлера сыграл. Ну, внешность и харизма у актёра такая.
    • Роберт умудрился даже роль нейтрально-контроверсального Якова I в «Порохе, Измене и Заговоре» превратить в некрозоопедофильскую.
  • Борис Карлофф. Вечный конкурент Белы Лугоши (см. ниже). Эталонный Монстр фильма «Франкенштейн» 1931 года. Первый в истории (!) исполнитель роли Имхотепа. А также классический Дракула и не менее классический Фу Манчу.
  • Тим Карри, прославившийся как ролями (тот самый клоун из старой версии «Оно»!), так и озвучкой злодеев харизматичнейшим рокерским баритоном (например, Хексус из «Долины Папоротников»). Все его злодеи — неуловимо педиковатые метросексуальные.
  • Патрик Килпатрик — «Зловещий Могучий Кельт с Незабываемой Харей». Дебютировал на «Трома-фильм» (сыграл крошечный эпизод где-то на просторах саги о Токсичном Мстителе), но запомнился всем в роли почти неуязвимого маньяка в «Ордере на смерть», злого киборга-физрука (ишь, робот — а садист!) в нелепом «Классе 1999 года» и эпизодического террориста, от большого ума заспорившего с главарём, в талантливо сделанном «Захвате 2». А в фильме «Мятеж» (1996) он играет усатого главаря террористов, за почти каждым движением, словом и интонацией которого сквозит «Ну чем я хуже Ганса Грубера?», так что получилось чуть ли не трагикомично.
    • После трёх великолепных боевиков из цикла «Замена» (первый — с натуральным Беренджером, второй и третий — с неподражаемым Тритом Уильямсом) зачем-то решили еще и четвёртый снять, и вывести в нём предельно ходульного военного социопата в качестве главзлодея. В результате Килпатрик, взятый на эту отрицательную роль — лучшее, что есть в том фальшивом и скучном фильме.
  • Бен Кингсли — архетипический злой визирь из арабских сказок, см. «Принц Персии», «Диктатор», потрясающий Космо из «Тихушников» и т. д.
    • Тем контрастней выглядел в роли Абу Али ибн Сины в экранизации романа Ноя Гордона «Лекарь».
  • Клаус Кински. Белокурые волосы и бледно-голубые глаза навыкате — воплощенный псих-наемник.
  • Удо Кир — ещё один немец, нередко играющий злодеев. В том же «Железном небе» играет лунного фюрера. Возобновляет эту роль в сиквеле, а также играет самого Гитлера. Ну и как же можно не упомянуть незабвенного экстрасенса Юрия из «Red Alert 2»?
  • Рэндал «Текс» Кобб, профессиональный боксёр, в кино специализировавшийся по ролям злодейских Драконов и громил со зверскими рожами. Запомнился ролями Слэга в «Слепой ярости», демонического байкера Леонарда Смоллза в «Воспитании Аризоны» братьев Коэнов, зэка-насильника, зарившегося на задницу главгероя в «Голом пистолете 33 1/3» (не обломилось) и ещё множестве ролей в том же духе. Поищите его в одном из фильмов цикла «Полицейская академия»…
  • Мартин Коув — типаж «крепкое, заросшее волосами чудовище с грубыми чертами лица». Его нехорошим парням (гангстерам, хамам, «злым рукопашникам») несть числа. Вы просто обязаны помнить его по «Малышу-каратисту» и сериалу-сиквелу «Кобра Кай» (злой сэнсей Криз в первом и третьем фильмах 1980-х), а также по незабываемому Эриксону, пилоту вертолёта во втором «Рэмбо», в финале получившему от Джона по морде. Его положительные роли можно пересчитать по пальцам (например, брательник главгероя в сериале «Отступник»).
    • Ой, да ладно. Лично детищки 90-х помнят его по прелестному сериалу на Дисней по пятницам «Сослан на планету Земля». Он там клевый инопланетянин-воин, вынужденный учиться человечности. И таки удачно!
  • Закари Куинто — хоть, видимо, он и повесил на гвоздь свой злодейский меч и работает мистером Споком, это не отменяет факта бесподобной игры в роли маньяков-убийц. Есть что-то весьма зловещее в его прямом холодном взгляде, от чего зрителям «Героев» и «Американской истории ужасов» становилось не по себе. Ныне явно пытается отделаться от «злобного» амплуа, снимаясь в совершенно невнятных картинах и убогих драмах.
  • Дитер Лазер, воплощение сумрачного германского гения. Доктор-нацист, монах-сатанист, галактический маньяк, создатель человеческой многоножки…
  • Роберт Ласардо — стоит только посмотреть на скуластое черноглазое лицо этого невысокого, мускулистого романского красавца, заглянуть в его ехидные маленькие глаза, и сразу станет ясно: это бандит откуда-то из Италии либо Латинской Америки! Или идеальный актёр на роли бандитов (накрайняк — хулиганов). Их в основном и играет. Харизмы — море, но не менее половины ролей — злодейские эпизоды.
  • Сэр Кристофер Ли. На его счету: немецкий офицер[4], монстр Франкенштейна, Дракула (восемь раз), Князь тьмы (из фильма про Дракулу опять же), Мефистофель, Григорий Распутин, Скараманга, Фу Манчу, Саруман, граф Дуку (откровенная пародия на его же роли Дракулы), чёрный рыцарь Като и ещё море менее известных злодейских ролей. А в первых двух фильмах (и мультфильму) по Терри Пратчетту он озвучивал Смерть (впрочем, у Пратчетта это не злодейская роль, напротив, весьма положительная). Анонимный отаку признается, что в возможной экранизации Code Geass видел в роли императора Чарльза только сэра Ли.
    • Отдельно стоит вспомнить Рошфора в английской экранизации Дюма. Артист был столь убедителен, что одноглазость его героя (которой в оригинале и близко не было) унаследована подавляющим большинством Рошфоров в последовавших экранизациях.
    • А самая первая в жизни роль сэра Кристофера — злобный карлик Румпельштильцхен, сыгранный им в девятилетнем возрасте.
      • Забыли голос еще одного великолепного создания, хотя скорее и злодея по необходимости. Бармаглот же!
  • Брайан Либби (1949—2018), друг и протеже Чака Норриса. Огромный рост. Дегенеративная, но впечатляющая внешность: один раз увидишь — уже не забудешь. Протокольная физиономия. Большая физическая сила. Много отрицательных ролей, обычно небольших. Многие запомнили эпизодического злодейского ученика в «Октагоне», тупого маньяка-немтыря в «Безмолвном гневе» и колоритного террориста в «Джексон по прозвищу Мотор». Есть и положительные, но жутковатые на вид мужики, вроде прозектора в дилогии «Заживо погребённый» — у этого типа харизма 999 и такая речь, которую хочется слушать и слушать (прямо по Бабелю — «говорит немного, но смачно, и всегда хочется, чтобы он сказал что-то еще»). В жизни — был сущим добряком по прозвищу «Добрый Великан», и дети в нём души не чаяли.
  • Бела Лугоши. Главный Дракула всех времён и народов (начиная с фильма 1931 года). Был похоронен в костюме Дракулы же!
  • Эверетт Макгилл. Здоровенная фигура, «чугунная будка», тяжелый, мрачный взгляд, умение хрипло и угрожающе шептать. «Серебряная пуля», «Лицензия на убийство», «Нарковойны», «Люди под лестницей». И главарь террористов в «Захвате 2», которому нипочём перцовый аэрозоль или воздействие на точки (и который рявкает «Предположение — мать провала!»). Болтливый злодей-учёный мог сколько угодно строить из себя главного, но рядовые бойцы — явно бывшие военные — хорошо понимали, кто тут на самом деле Номер Один.
  • Малкольм Макдауэлл, конечно, актёр очень широкого профиля, но известен он главным образом ролями очень плохих парней (например, Алекса ДеЛарджа в «Заводном апельсине»). Иногда с педалью в пол: харизматичный и убедительный злодей в исполнении Малкольма не раз вытягивал безнадёжно трэшовые картины, например, «Синий гром».
    • Фальшивый и ходульный «Класс 1999 года» не вытянул даже он — но он и играл там не главного злодея (в этой роли пытался блистать Стейси Кич), а его жертву, запутавшегося и неровного человека, даже почти не мерзавчика.
  • Мадс Миккельсен. В родной Дании играет влюбленных растяп и жертв общественного мнения, при пересечении границы США мутирует в кровожадину. Сыграл Ганнибала Лектера в одноименном сериале.
  • Гордон Митчел — в «Уколе зонтиком» исчерпывающая внутримировая характеристика «Ты только посмотри, какая рожа!». Искали актера на роль маньяка-убийцы (случайно забрел настоящий и произвел фурор). Впрочем, чаще играл роли силачей (недаром он один из создателей бодибилдинга), но и в ролях убийц был бесподобен.
  • Жорди Молья — а это испанский/латиноамериканский бандит или наркобарон.
  • Джанкарло Эспозито — аналогично, но рангом СИЛЬНО повыше. И злой президент в придачу. Обладает весьма запоминающейся способностью превращаться из доброго дяденьки в демона во плоти простым опусканием уголков рта. Густаво Фринг не даст соврать.
  • Рикардо Монтальбан — ХАААААААН!!!
  • Роберт Неппер — если он встретился в кино, то либо это бандит, либо ведущий свою игру человек. Ну или и то, и другое.
  • Том Нунан, IRL очень добрый и душевный человек. Сделал карьеру на злодейских ролях, не только благодаря двухметровому росту и чертам вырождения во внешности, но и с опорой на несомненное актёрское дарование. «Иллюзия убийства» (эпизодический бандит), одна из экранизаций «Красного Дракона» (маньяк-убийца), «Отряд монстров» (Франкенштейново чудовище, естественно), «Робокоп 2» (поехавший наркобарон и сектантский лидер Кейн), «Последний киногерой» (маньяк-убийца «Потрошитель» — самопародийная роль).
  • Гётц Отто — за пределами Германии известен как «дракон» главгада в фильме «Завтра не умрёт никогда», штурбанфюрер Отто Гюнше в фильме «Бункер» и главгад Клаус Адлер в фильме «Железное небо». В общем нередко играет нацистов. Когда проходил кастинг на роль в фильме бондианы, то сказал вот что: «Я большой. Я плохой. Я лысый. Я немец. Это пять секунд».
  • Аль Пачино играл разные типажи, но несколько мафиози и один дьявол (тоже как мафиозо) сделали его сабжем в глазах многих. И ведь его предки реально с Сицилии!
    • Если заносим в список Пачино, то автоматом вспоминаем и Роберта Де Ниро, крупнейших гангстерских ролей у него не меньше. Еще одно кинолицо мафии конца 1970-х — начала 1990-х годов. В сатирических фильмах «Анализируй это» и «Анализируй то» пародирует сам себя. Ну а в «Звёздной Пыли» он и вовсе даёт сам себе пощёчину, но он может себе это позволить.
    • И Джо Пеши, естественно. Коренастый коротышка-итальянец, при одном взгляде на которого так и напрашивается мысль: «А не связан ли он с мафией?». После крупнейших работ в «Славных парнях» и «Казино» иным его воспринимать трудно. Роль Гарри Лайма — мелкого воровского авторитета-неудачника — в комедийной дилогии «Один дома» тоже, разумеется, повлияла.
      • Когда, разнообразия ради, играл комичного, безобидного дурачка (да еще с понтами) — тоже получалось. Самый известный пример — в старом, классическом «Смертельном оружии». Нет, мне сделали не «лоботомию», а лапаротомию! Когда ее делают — бреют не голову!
  • Британец Брюс Пейн — тот, который Дамодар Синегубый из первых двух фильмов «Подземелья и драконы». Внешность и обаяние — «бр-р!», поэтому роли бандитов, наркоторговцев, маньяков, садистов, мраккультистов — то и дело. Совершенно обычный, но при желании чем-то очень страшный голос — так что кого же позвать на озвучку демона, как не мистера Пейна?
  • Рон Перлман. В далекие годы до Хэллбоевской эпохи его мощное темное обаяние разило наповал. Каких только гадов не переиграл этот прекрасный дядька с дивной физиономией незаконнорожденного отпрыска уцелевших неандертальцев. От Константина Канальи из последней части «Полицейской академии» и до Клэя Морроу из «Сынов анархии», который не так чтобы очень хороший парень.
« — А чем ты зарабатывал на хлеб?

Уан был моряк. Он бил китов гарпуном. Он никогда не промахивался. Однажды ночью Уан не спал и услышал, как киты поют. С той поры он всегда промахивался... И его отправили на берег.

»
— Разум младенца, сердце доброго ребёнка и внешность невыспавшегося пещерного людоеда — идеальная роль для Рона!
  • В послехеллбоевскую эпоху ничего не переменилось — корыстный гоблин-предатель Гнарлак из «Фантастических тварей» не даст соврать. Ну и озвучка разного рода мерзавцев, от братьев Граббингстон (их, похоже, даже слегка с него срисовали) до Хозяина Огня Созина.
  • С фитильком — Гай Пирс. Да, в его карьере случались роли инфернальных отморозков и сыграл их он блестяще. Но всё-таки его подлинное амплуа, где он раскрывает талант на 100 % — это злодеи блистательные, харизматичные, с перчиком и огоньком, либо, для разнообразия — столь же великолепные и харизматичные козлы. Последние, заметим, запросто могут оказаться ещё и человечными.
    • Автор правки искренне жалел, что не сможет увидеть его в роли Джейме Ланнистера. Пирс был рождён для такого персонажа!
  • Амриш Пури — типаж «злого раджи» или «индийского криминального авторитета». И да, мраккультист Мола Рам в «Индиана Джонс и Храм Судьбы» — тоже он.
    • Его Могамба из «Мистера Индии» украл шоу и оказался одним из лучших болливудских злодеев (может быть, даже вторым после несомненного лидера Габбара Сингха).
  • Джордж Рафт (1901—80), типаж «черноюморного хладнокровного красавца». В 1930-50-е годы считалось, что он только гангстеров и умеет играть, но делает это бесподобно. Поэтому его часто звали на такие роли. Сам бандитом никогда не был (это всё байки), но с юных лет много тусовался с видными гангстерами — Меиром Лански, Оуни Мэдденом, Багси Сигелом, и хорошо усвоил себе, как они себя ведут и «чем дышат». В Голливуде начинал как танцовщик и эпизодник, а потом его в 1932 году позвали на роль отморозка Джино Ринальдо в фильм «Лицо со шрамом», и с лёгкой руки Рафта в историю кино вошёл мем «бандит от нефиг делать подбрасывает на ладони монетку» (потом десятилетиями пародировали все кому не лень: и в «Том и Джерри», и в «Астериксе», и даже сам Рафт). Отечественный зритель знает Рафта по роли Коломбо Белые Гетры в истории о двух «девушках» в джазе (Some Like It Hot, 1959).
  • Из старой гвардии «Золотого века Голливуда» Бэзил Рэтбоун, сыгравший кучу таких гадов, что потом кинодеятели отказались утверждать его на роль Ретта Батлера (собственно, с Рэтбоуна Митчелл и писала Ретта). Играл и хороших парней, в том числе Шерлока Холмса, но злодеи у него получались неуловимо-готично-жуткие, смертоносные и пугающие до усрачки. Он же классический Левассер из «Капитана Блада» 1935 года, он же потрясающий, грациозно-лениво-аристократичный Гай Гисборн из классической же версии «Приключений Робина Гуда» 1938 года, он же злодей тоже классической версии «Зорро» с Тайроном Пауэром в заглавной роли. Во всех отрицательных ролях он темный, хищный, словно затаившийся барс, с неуловимой грацией стрелы-змеи.
    • То же можно сказать и даже в большей степени о прекрасных и неповторимых Винсенте Прайсе и Петере Лорре. Собственно, вместе с Рэтбоуном и Карлоффом они снялись в потрясающей «Комедии ужасов». Для относительно молодого поколения голос Прайса звучит в клипе Майкла Джексона «Триллер».
  • Хенри Силва — умеет сверлить своего визави неподражаемым взглядом, полным ледяной злобы и уверенной (отнюдь не бессильной), циничной ненависти. В общем, мем «смотрит на тебя как на…» — это, в частности, как раз про него. Вдобавок к этому — маленькие глазки, каменные скулы и гранитная челюсть. Поэтому в 1970-е — множество злодеев в криминальных фильмах и спагетти-вестернах, а в 1980-е — главные гады в «Вне закона» (герою Бельмондо только с таким и враждовать), «Кодекс молчания» (самому Чаку Норрису пришлось постараться, чтобы его одолеть) и «Над законом» (этот злой ЦРУшник был первым противником Стивена Сигала на киноэкране).
  • Стюарт Смит — главный плохой ниндзя во множестве фильмов Годфри Хо. Благодаря красивой, но злодейской внешности смотрелся весьма импозантно и выглядел действительно харизматично.
  • Джо Сон. Этому упитанному азиату и талантливому рукопашнику достаточно было один раз посмотреть на кого-нибудь суровым, серьёзным, циничным взглядом, «как смотрят на жалкое насекомое» — и сразу становилось ясно, что это отличный типаж восточного злодея. «Сильнейший удар 2», «Кровавый кулак 5», «Гадюка» (с Лоренцо Ламасом), и самопародия (и пародия на классический типаж из «Голдфингера») в «Остине Пауэрсе». Но, увы, Джо отыграл троп и в реальной жизни: оказался бандитом, рэкетиром, эфебофилом и насильником (которому плевать на то, какого пола его жертвы), и ныне отбывает пожизненный срок без права на смягчение наказания. Ещё и сокамернику свернул шею, уже на киче.
  • Марк Стронг, харизматичный лысый дядька, ещё и владеющий каратэ (и когда он бьёт кого-то ногами, его взгляд говорит «СДОХНИ»). Утилизатор из «Револьвера» (хотя он антизлодей), принц Септимус из «Звездной пыли», Фрэнк Д’Амико из «Kick-Ass» и ещё много колоритных злодеев. Хотя положительных персонажей играет тоже.
  • Уильям (Билл) Сэдлер (иногда транслитерируют как «Садлер») — довольно крепкая фигура. Резкие и чуть странноватые черты; челюсть — редкой, особенной формы (но не такая огромная, как у З’Дара). Харизма. Умение делать устрашающее лицо с холодным выражением. Разумеется, играл не только злодеев (всякие непреклонные офицеры и т. п. у него тоже недурно выходили), но… просто вспомните злого сенатора в «Смерти вопреки» (в финале он получил по бубенцам) и главаря террористов в «Крепком орешке 2»!
  • Кэри-Хироюки Тагава. Есть сыгранные им и положительные персонажи (например японец — комиссар полиции из сериала «Нэш Бриджес»), но чаще всего это безумные азиаты-насильники. На счету Тагавы: якудза-маньяк; чёрный маг-некромант Шан Цун из видеоигры «Mortal Kombat» (причём трижды, считая и чисто видеоигровой отыгрыш в МК11); главгад Теккена Хейхачи; похотливый и тираничный монгольский хан (причём с другой планеты, потому как этого урода Тагава играл в сериале «Звёздные врата: Первый отряд»); такой же похотливый и отвратительный японский барон; свирепый и бессовестный восточный генерал (метящий в короли) из неназванной клюквенной страны; северокорейский спецназовец-террорист-полное чудовище; и так далее.
    • Как прикажете воспринимать это всё после роли Иерей-сана и последующего принятия православной веры?! Впрочем, кому-то и она кажется… гм-хм, тёмной. Но, впрочем, он и там якудза…
    • А ещё он сыграл весёлого дедушку-гавайца главного персонажа в диснеевском телефильме «Джонни Цунами», а также сёрфера-чемпиона в своё время. Пригодилась спортивная фигура Тагавы-сэнсэя.
  • Бит Такеши — бывший комик и математик стал известным благодаря ролям крутых полицейских и якудза. А в «Королевской Битве» смог превратить полное чудовище Кинпацу Сакамоти в почти злодея по должности.
  • Брайан Томпсон — да просто взгляните на лицо и габариты.
    • Самые упёртые фанаты помнят одну из первых его ролей — панка в начале «Терминатора» (1984), которого другой панк оттирает от телескопа, крича «Сейчас моя очередь!». Сам Томпсон рассказывал: «Меня взяли на этот эпизод именно за „редкостно противную морду“».
    • А потом были, в частности, «Кобра», «Честь и ярость», «Секретные материалы», «Баффи — истребительница вампиров», «Зачарованные» — аж две разные злодейские роли, омерзительный фильм по мотивам Mortal Kombat (в кинолинейке он — второй по счёту)… И самопародия в «Голой правде».
    • В двух фильмах серии «Эпоха» сыграл положительного армейского капитана. А в «Звёздном пути» — клингонского старпома, подружившегося с Райкером. Про этого персонажа даже вышла целая серия книг.
  • Дэнни Трехо — в роли антигероя-Мачете он смотрится ещё довольно убедительно, а вот для роли доброго дядюшки в «Детях шпионов» можно было найти более милого актёра. Ну вот просится сеньор Трехо на плакат «Их разыскивает полиция» (и внизу мелким почерком «и охотники на вампиров»), и всё тут! Правда, сам фильм намекает, что у «доброго дядюшки» имеется потайной бизнес и бурная молодость. Таки да, прежде чем стать актером, отсидел 12 лет за грабежи, и более того: целенаправленно играет всяческий криминалитет именно затем, чтобы на примере своих персонажей показать, что ни к чему хорошему кривая дорожка не приводит.
    • В сериале «Узы крови» Трехо даже сыграл… мага-мумию. Правда, южноамериканского, а не египетского.
    • А что самое смешное — согласно Слову Божию, «Мачете» и «Дети шпионов» происходят в одной вселенной, и персонаж Дэнни Трехо и там и там — попросту одно и то же лицо, Исидор «Мачете» Кортес!
  • Билл Уоллес по прозвищу «Супернога» — в основном, конечно, спортсмен. Но когда его звали сыграть в кино — как правило, играл негодяев-рукопашников, потому что выражение глаз у него и по жизни циничное и дерзкое. и его несомненное обаяние не назовёшь «положительным». Выложился на полную в проходном фильме с Чаком Норрисом «Сила одного», а также в не лучшем, но и не худшем боевике в карьере Джеки Чана — фильме «Покровитель» (но зато в лучшей сцене этой киноподелки).
  • Джодель Ферланд — вы только посмотрите на неё в образе Лилит в Деле "39, Тёмной Алессы в Сайлент Хилле или призрака в картине из первого сезона Сверхъестественного. И это при том, что в жизни она в те времена была красивой, милой девочкой, а впоследствии — девушкой, с ангельской внешностью… вот только временами с «чересчур серьёзным» взглядом.
  • Джеймс Фрейн — он же Тео Галаван (а ещё — эпизодический русский шпион из сериала «Агент Картер», с изуродованным горлом, чтобы не выдал тайны своего начальства). Вы его можете представить в виде положительного персонажа с таким «мефистофельским» лицом и заострёнными ушами? (Разумеется — великий политик Томас Кромвель в «Тюдорах». Или «Создатель королей» Уорвик из «Белой королевы».) А ещё он враг семьи Гримм.
    • Среди положительных ролей забыли упомянуть Сарека, папеньку коммандера Спока в «Стар Трек: Дискавери».
  • Хван Чжон Ри — коварный усатый антагонист во множестве гонконских кунфу-боевиков, несмотря на вполне нормальное лицо и взгляд. Но он умел делать свой взгляд и другим: высокомерным, презрительным, лишённым эмпатии, жестоким, холодным, говорящим «Многое мною пережито, и уж сейчас-то я на тебе за всё это оторвусь!!!» (обаяние неизменно сохранялось, как и признаки неоднозначности и сложности характера; персонаж-злодей НИКОГДА не был картонным, даже в самых условных постановках). Чуть ли не единственная положительная роль — в «Убийце в руках Будды».
  • Матиас Хьюз — потомок средневековых фламандских рыцарей (это не шутка). Огромного роста, хорош собой, могуч, грозен. Ему очень идут его длинные светлые волосы. Почти на всех постерах он красовался со своим фирменным безжалостным взглядом. Настолько яркое отрицательное обаяние, что ему поручали почти исключительно роли «злых рукопашников» («Кикбоксер 2», «Король кулачного боя», «Бой до смерти», «Миссия правосудия»… множество их). И да, «тёмный ангел» (злой инопланетянин, которого избивал Лундгрен) — тоже он. В наши дни его почти никуда не зовут сниматься, и его покрывшаяся морщинами физиономия засветилась — вот срам-то! — в одном из фильмов Александра Невского-Курицына.
  • Джин Хэкмен прославился в амплуа крутых козлов, военных социопатов и просто любителей самоутверждаться с оружием в руках вроде всемогущего мэра-бандита Джона Ирода из «Быстрый и мёртвый». А ещё именно он сыграл больного на всю голову Лекса Лютора в классическом «Супермене» с Кристофером Ривом. И да, «почти тихий» маньяк-бисексуал Бак Бэрроу, историческое лицо (старший брат того самого Клайда) в «Бонни и Клайде» — тоже он.
    • Во втором «Французском связном» был вроде бы достаточно положительным антигероем-полицейским (запомнившимся ещё по первому фильму), но вёл себя на этот раз так, что вызвал у зрителей омерзение, и это даже повлияло на рейтинг фильма: ещё одно продолжение решили не снимать.
  • Марк Хэмилл, как ни странно. Да, конечно, Люк Скайуокер… Но при этом — знаменитый, незаменимый Джокер (в озвучке, конечно) на протяжении более чем десяти лет (неповторимый безумный смех), Хозяин огня Озай из «Аватара», Адриан Рипбургер из «Full Throttle» (кто бы мог подумать, что Люк Скайуокер может быть такой хладнокровной сволочью), Трикстер из «Флэша» (даже дважды Трикстер — не только в новом, но и в старом «Флэше» 90-х годов) и еще много маньяков и психов. И кукла Чаки в ремейке «Детской игры» — тоже он.
    • Улыбчивых и простодушных подобий Люка этот актёр соглашался играть очень редко (например, в «Лунатиках», где у него камео, сыграть которое его прямо-таки упрашивал лично Стивен Кинг), а в основном Хэмилл старался прославиться злодейскими ролями и голосами. Получилось. «По сравнению с ролями негодяев, актёру в положительных ролях, как правило, „нечего играть“» © М. Хэмилл
    • Да и самого Люка Хэмилл умудрялся сыграть так, что за две секунды становилось понятно, чего юный Беня Соло так напугался.
  • Роберт Энглунд. Не только Фредди Крюгер — хотя это самая известная его роль.

Музыканты[править]

  • Тилль Линдеманн. Пятидесятилетний дедушка с атлетичным телосложением (чемпион ГДР по плаванию) если играет в кино или клипах собственной группы, то, в основном, если не садистов, то уж точно козлов. Самое живое амплуа — злой пенсионер или похотливый (но сексуальный!) старичок.
  • Блэки Лоулесс. Уже не очень актуально, а вот в 90-е давил педаль в пол как в плане имиджа, так и в плане поведения на сцене.
  • Мерилин Мэнсон. Главным образом за счёт имиджа, грима и кожаных прикидов — без них выглядит скорее болезненно-невзрачным.
  • Оззи Осборн. Икона голливудского сатанизма, внешность весьма-а характерная. Недавно у него ещё и повышенный процент генов неандертальца нашли (британские учёные, не?). Про откусывание головы летучим мышам только ленивый не слышал. И да, он актёр: сыграл сам себя в «Никки — дьяволе-младшем», где, что характерно, откусил голову главгаду, обернувшемуся гигантской летучей мышью.
    • Что бы там ни утверждали мракобесы, записывающие музыканта в сатанисты и мраккультисты, сам Оззи был и остаётся христианином.
    • Оззи также обладает чрезвычайно редким иммунитетом от всевозможных наркотиков, от чего почти любой другой человек уже давно загнулся бы.
  • Элис Купер — аналогично. Что характерно, ещё более примерный христианин.
    • Ну, где Элис Купер, там и Игги Поп.
  • Верный последователь Оззи, Мессия Марколин из Candlemass, избравший себе образ мраккультиста. Но тут важную роль играет имидж — стоит ему выйти из образа и улыбнуться, и это вылитый отец Тук.
  • Кэрри Кинг из Slayer: встретив этого бритоголового татуированного шкафа с бородой по колено в тёмном переулке, вы бы отдали ему кошелёк от одного взгляда.
  • Том Арайя — собственно, лидер и вокалист «Слесарей» — скорее уже с уклоном в образ «чёрта», за счёт бородки и индейских черт во внешности. И, что характерно, тоже правоверный католик.
  • Горшок из «Короля и шута». Главным образом из-за нестандартных зубов и выразительной мимики, превращавших его в натурального вурдалака.
  • И его кумир Гленн Данциг. Вот Данциг, в отличие от Горшка, как раз обладает необычайно фактурным лицом, прямо как у чудовища Франкенштейна (что стало особенно заметно с возрастом, в юности он был Мистер Фансервис), и даже в гриме особо не нуждается.
    • Мистер Фансервис тоже может быть ярким представителем тёмных сил — взять хоть Питера Стила.

Тёмные голоса озвучки[править]

Не актёры и прочие исторические личности[править]

  • Ханс Руди Гигер. Не актёр, но с миром искусства связан: создатель внешности Чужого, вдохновитель дизайнеров Doom и Quake. Ну, и попутно нарисовал написал нааэрографил уйму психоделически-чудовищных полотен. Выглядел откровенно инфернально, собирал человеческие черепа, по слухам, довёл одну из жён до самоубийства (а то, что аж несколько от него сбежали, просто факт).
  • Юрий Валентинович Кнорозов — советский и российский историк, этнограф, лингвист и эпиграфист, переводчик. Расшифровал письменность майя. Есть шутка, что письмена сами расшифровались, стоило учёному на них посмотреть.
  • Антон Шандор ЛаВей. Основатель Церкви Сатаны. Стопроцентное попадание в образ!
    • А ещё был слух, что встречался с Мэрилин Монро. Эпическое выжимание педали в другом тропе.
  • Говард Лавкрафт, один из столпов жанра ужасов, в зрелом возрасте выглядел довольно-таки сурово, с лёгким уклоном в облик Орлока (причины — необузданные страсти, хроническая бессонница, нюханье эфира, налегание на шоколад, хроническая дисфункция поджелудочной и вообще букет недугов… нет, не венерических). А вот из его детства сохранилось фото в платьице (!), на котором будущий создатель Ктулху и Азаг-Тота больше похож на девочку. Такая была мода… За своих чудовищ ГФЛ, естественно, не болел, а по убеждениям был атеистом.
  • Высший командный состав нацистской Германии тоже имел в своём строю персон, ужасающих не только на деле, но и внешне:
    • Вальтер фон Рейхенау. Более стереотипного нациста надо еще поискать. Дополнительные очки за то, что этот «златопогонник» был одним из крайне редких представителей старой прусской воинской аристократии, проникшихся идеями нацизма.
    • Вильгельм фон Лееб. Чуть ли не живое воплощение облика Орлока в реальности: гладкий череп с квадратным подбородном, острые усы и вымораживающие ледяные глаза. Даже одного взгляда на главного воплотителя блокады Ленинграда достаточно, чтобы ужаснуться.
    • Замыкает тройку не менее зловещий, а то и откровенно криповый маршал люфтваффе Хуго Шперле. Его пугающую внешность вместе с вышеупомянутым Рейхенау признавал даже Гитлер.
    • Ну и отдельно стоит отметить Оскара Пауля Дирлевангера, командира названной в его же честь дивизии СС. Алкоголизм и половые извращения сделали своё дело — высохший сморщенный лысый череп, выступающий нос и впалые глазницы производили весьма жуткое впечатление. Что характерно, и в злодействах Дирлевангер догнал и перегнал всех вышеуказанных персонажей.
    • Ну, и сам Адольф сын Алоиза. Если бы он пошёл не в художники, не в дизайнеры-архитекторы и (вот бы Бог дал) не в политику, а в актёры — наверняка сделал бы себе имя на ролях маньяков и прочих негодяев!
      • Это человечек с внешностью Чарли Чаплина-то? Он даже в роли диктатора смотрелся смешно, а не страшно. Скорее уж невинно выглядящий злодей… Пока не вытаращит глаза и не впадёт в своё знаменитое исступление. Его знаменитые угрюмые мины — тоже нечто (метамфетаминовая зависимость — не шутка). В голливудских фильмах мы не раз видали и таких маньяков — невинно выглядящих в НЕКОТОРЫЕ моменты своей жизни.
  • Советское не отстаёт:
    • Сам Лев Давидович Троцкий говорил о себе: «У меня внешность чёрта, каким его себе представляет тёмный, неграмотный народ. Только рогов не хватает для полноты образа».
    • Николай Иванович Ежов (1895—1940). Тот ещё жутик: человек с красивым лицом, временами выглядящий значительно младше своего возраста… при этом очень маленького роста… и совершенно очевидно не при своих. Окружающих пробирал мороз по коже, когда эта интересная личность, только что говорившая нормально, спокойно и по делу, вдруг начинала цедить слова с ледяной злобой ИЛИ багровела и срывалась в бешеную истерику формата «Куда там Гитлеру!» (то есть совсем не наводившую на мысли о слабости). И взгляд, взгляд!..
    • Георгий Максимилианович Маленков (1902—1988). Мрачное одутловатое лицо на некоторых фотографиях выглядит очень крипово.
  • Автор данной правки считает лучшим кандидатом на роль сверхзлодея — как минимум, для классической бондианы — Энди Уорхола. Весьма яркий специфический облик и общая «творческая сумасшедшинка» делают его идеальным злодеем. Маньяком-убийцей, неэтичным ученым, диктатором фашистского толка, лидером секты…
    • Очень яркое появление в маленькой роли одного из «Людей в чёрном» (кстати, себя же самого) — не злодея, но козла.
  • Даниил Иванович Хармс (Ювачёв), 1905—1942. Почему, ну почему он не сыграл ни в одном немом фильме ужасов?.. Видимо, потому, что в СССР их не снимали. Огромный рост, длинные руки и ноги, худющая фигура с мощными сухожилиями — и лицо, которое под зомби и гримировать особо не надо. Был малость ку-ку — и намеренно изображал из себя гораздо более сумасшедшего, чем на самом деле; поэтому замечательно умел делать отрешённо-«стеклянный» и/или безумно-маниакальный взор. Кстати, внешне был очень похож на Говарда Филлипыча.

Родственные тропы[править]

Примечания[править]

  1. Как, вы не видели, каков из него Никифор Ляпис-Трубецкой в телеспектакле А. Белинского (1966)?! Нет, вы поезжайте и спросите найдите и посмотрите! Каноничный, что ценно, копирующий IRLьного писаку Осипа Колычева — в отличие от переосмысленного гайдаевского (1971), сыгранного огромным и басовитым Р. Филипповым и пародирующего уже Николая Доризо.
  2. Также обладательница довольно редкого светло-серо-зелёного цвета глаз, который в зависимости от освещения нередко выглядит золотым.
  3. Страдал херувизмом, что и обеспечило ему такую внешность. Челюсть у него не гипертрофированная — она такая от того, что костная ткань постоянно сама разрушалась и нарастала заново, не переставая продолжать разрушаться.
  4. Это при том, что сам Кристофер Ли успел на недобитых нацистов поохотиться!