Былой обидчик — среди врагов

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Этот тип доканывал меня ранее. А теперь я повстречал по-настоящему серьёзных врагов — и надо же, он в их рядах!

На раннем этапе сюжета герой странствовал. Или ему была поручена некая миссия (не из самых крупных в его жизни), и он, в меру сил, пытался её выполнить. Или, как вариант, даже не странствовал и не задания выполнял, а просто жил своей банальной (как вариант — не очень-то банальной) жизнью.

И тут ему попался какой-то опасный (вариант: не шибко опасный, но зато отчётливо козлистый) тип, который каким-то образом попортил ему кровь. Так или иначе, встреча приятной не была.

Прошло некоторое время. Герой столкнулся с очень опасной злодейской организацией. И тут вам уже не там: эти враги превосходят по степени своей гнусности многих предыдущих (а может быть, до этих вот — герою и вовсе не встречались сколько-нибудь серьёзные противники; бывает и так).
И вдруг… Ба, знакомое лицо! На одной стороне с этими свирепыми вражинами нежданно-негаданно оказался тот давний мистер Заноза в Заднице — может быть, даже уже полузабытый! А может быть, герой, напротив, никак не мог выкинуть его из головы (особенно если тот в прошлом сильно унизил героя). Но, в любом случае, именно в этой банде/мафии/секте/конкурирующей группировке/мраккультистской шайке/вражеском войске/легионе апокалиптического маньяка (и т. п., подставьте нужное) герой никак не рассчитывал повстречать былого НЕхорошего знакомца. Однако вот он, гад, тут как тут.

Гад работает, как выяснилось, именно на текущего крупного супостата. И жаждет побить или даже убить того, кому уже портил жизнь ранее. Ну, или испортить герою жизнь снова еще каким-то способом, пусть и не столь радикальным. Главное, что оба узнали друг друга, и оба, как правило, не рады этой встрече.

  • Но бывает и так, что герой удивляется лишь долю секунды — а потом ликует: вот она, возможность расквитаться! Да и злодей может вдруг возликовать: дескать, теперь-то я тебя наконец уделаю!

Это очень-очень старый троп. Говорят, он встречался еще в старинных, конца XIX века, американских комиксах. Его считали очень эффектным — и долгими десятилетиями добавляли куда только можно. Однако в новом тысячелетии он вроде как подзавял, вышел из моды — и почти забыт.

Родственные тропы: И часовню тоже он!, Гад за гадом, Долгоиграющий злодей.

Оговорка[править]

…Если же, в разгар других своих дел, герой, без особой связи с новыми приключениями, чисто случайно повстречал старого врага, вроде как с новыми врагами не повязанного, и тот пустился в бегство, а герой бросил всё и ринулся в погоню — это, как легко догадаться, не троп. Например, финальная погоня в фильме «Плюмбум, или Опасная игра» — это явно не тот случай, ведь там былой обидчик просто случайно мимо проходил (а не повстречался горе-герою в рядах антагонистской шайки, которая стояла бы на текущей повестке дня).

Примеры[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?
  • Э. Бёрджесс, «Заводной апельсин» — намеренная педаль в пол. Коротышка Алекс никак не ожидал, что одним из беспределящих полицейских, которые избивают и унижают его, Алекса (теперь беспомощного после «вакцины Людовика»), неожиданно окажется Биллибой, который в своё время возглавлял конкурирующую уличную банду.
    • А в качестве вишенки на торте — Биллибоя-полицейского сопровождает его подчинённый. И это не кто иной, как Тём (Дим) — самый могучий, тупой и гнусный из былой банды самого Алекса; этот был среди тех, кто во время оно (до Алексовой отсидки) восстал против Алекса-вожака.
  • «Смелые люди» (1950) — высокомерный, жестокий и отличающийся садистскими наклонностями в отношении животных тренер конного завода Вадим Николаевич Белецкий. С ним у главного героя, работника конного завода Василия Терентьевича Говорухина, с самого начала не сложились отношения, когда Белецкий забраковал коня Буяна. А впоследствии Белецкий оказался офицером немецкой разведки Отто-Генрихом Фуксом.
  • «Д’Артаньян и три мушкетера» (1978—1979, постановщик Г. Э. Юнгвальд-Хилькевич; причём ноги растут еще из первоисточника — пьесы М. Розовского для театров, экранизированной здесь). Чтобы получился троп, грозного фехтовальщика де Жюссака — вопреки книге А. Дюма-старшего — добавили в свиту графа Рошфора в самом начале событий, в городишке под названием Менг, через который проезжал д’Артаньян, когда направлялся в Париж. Рошфор и его люди потешаются над престарелым крашеным конём д’Артаньяна; задиристый гасконец начинает им угрожать, затевает ссору[1]; Рошфор натравливает на него телохранителей. Ускользнув от них, д’Артаньян пытается атаковать лично Рошфора; охрана обезоруживает задиру, и садист де Жюссак с видимым удовольствием ломает шпагу гасконца и грозно говорит ему: «Следующая встреча с этим человеком будет для вас последней!». Д’Артаньян прикидывается «усмирённым» — но тут же отвешивает отвернувшемуся Жюссаку пинка под зад, и пытается продолжить драку с охраной. Однако к охране пришла на помощь и трактирная обслуга, стремящаяся угодить Рошфору и «обуздать безумного негодяя». В итоге д’Артаньяна одолели численным превосходством и крепко избили. А гораздо позже, уже в Париже, д’Артаньян собирается было, нарушая королевский закон (запрещающий поединки), начать дуэль с Атосом. А рядом Портос и Арамис — секунданты Атоса. И тут появляется патруль кардинальской гвардии во главе с кем бы вы думали? — де Жюссаком. Три мушкетера, разумеется, отказываются покорно пойти под арест; они намерены оказать сопротивление. Д’Артаньян умоляет трёх великих бойцов, чтобы они разрешили ему помочь им против гвардейцев. Слыша это, де Жюссак пренебрежительно говорит уже конкретно гасконцу: «А вы, юноша, отойдите в сторонку, это вас не касается. Я бы не возражал, чтобы вы и вовсе убрались. Или вам мало Менга?» (Последняя фраза в книге отсутствовала.) Три мушкетера всё-таки разрешают д’Артаньяну стать четвёртым в их группе — и д’Артаньян ликующе вопит, указывая на Жюссака: «А ЭТОТ МОЙ!!».
  • «Сыщик» (1979) — пародия на троп (хотя фильм в целом далеко не пародийный). Главный герой — молодой мент-стажёр Женя, с ветром в голове и множеством прочитанных приключенческих книг за спиной, и с большим стажем кинозрителя: явно с аппетитом смотрел и отечественные, и зарубежные — купленные для советского проката — детективы и экшены. А вот опыта у него пока никакого. В самом начале фильма его поймала небольшая кодла великовозрастных гопников — скорее даже мелких бандитов — и жестоко унизила, прямо при его девушке: чисто морально, словесно, а также оскорбительными жестами и несильными побоями. Ещё и девушку полапала (этим и ограничилась). Главарь очень уж любил красоваться. Внешность у него — в духе штампа «Яркий представитель тёмных сил». Этот жлоб сильно запал в Женькину память. Гораздо позже Женя оказался на заброшенном заводе, и его там окружила целая банда крепких ребят с рожами в стиле того же штампа, причём в банде этой обнаружился и упомянутый хулиганский заводила-позёр. Он перед началом Большого Чукалова покровительственно цедит: «А вот и я. Тогда, в сквере, не договорили». Далее начинается что-то вроде злой пародии на западные боевики. Стоп, да это как раз и была такая пародия. Вся сцена на заброшке — в отличие от сцены в сквере — попросту приснилась Евгению! А далее, по прошествии времени, однозначно IRL, Жене довелось оказаться на пути у уже настоящих (а не приснившихся) и очень опасных бандитов; а их харизматичного главаря он из последних сил преследовал, пока всё-таки не арестовал. И нет, в этой-то банде как раз не оказалось былого обидчика-позёра. Он и Женя в реале встретились только раз (на счастье обоих?).
  • «Над законом» (1988), самый первый фильм со Стивеном Сигалом, в отечественных пиратских видеосалонах известный как «Нико» (так зовут сигаловского персонажа). Сам фильм делался на серьёзных щах — однако троп в нём отыгран с некоторым налётом пародийности. В прологе протагонист — честный опер ЦРУ — пошёл на конфликт с Куртом Зэгоном, омерзительным главарём коррумпированных ЦРУшников-наркоторговцев; но речь сейчас не о Зэгоне, он попросту главный антагонист, к тропу касательства не имеющий. Шло время, герой уволился из ЦРУ и поступил на службу в полицию. И очень скоро прослыл полицейским-ковбоем. Вот он в очень жёсткой манере громит бар, где приторговывают наркотиками и где без следа пропадают домашние девочки-припевочки, угодившие в дурную компанию. Нико явился забрать отсюда вполне определённую девицу; героя пытаются не пустить в задние комнаты; герой складывает всех штабелями… Хамоватый, козлистый, средних лет бармен благоразумно избегает сам лезть в драку — все, включая его самого, прекрасно понимают, что против Нико Тоскани у этого длинноволосого коротышки-красавчика нет никаких шансов. Да бармен и не выглядит бойцом — и, что характерно, и не является. Он ограничивается воплями вроде: «Ну и мудак же ты, Тоскани! Зря ты в это полез! Никогда, НИКОГДА ты не станешь настоящим мужчиной!!». И опять шло время… Герой вышел на коррупцию в рядах ЦРУ (а то и повыше), опять запахло наркотой и мистером Зэгоном, и банда коррупционеров изловила Нико и собралась прикончить (они не читали сценарий и не знают, что им, так или иначе, не выгорит). И — нате, здрасьте! — среди присутствующих, которые шестерят на «оборотней с ЦРУшными ксивами», оказался и тот трепливый патлатый бармен-коротышка. Этот чудик всю дорогу работал на Зэгона!.. Чудик говорит герою: «Ну что, Тоскани, помнишь меня? А ведь я тебя предупреждал…».
  • China O’Brien II (1990) с Синтией Ротрок. В начале фильма молодой хулиган попытался обидеть незнакомую девушку — отнял у нее ключи от машины и назойливо предлагал ей «покататься вместе». Когда Чайна за неё заступилась — он махнул было на Чайну (то есть на местного шерифа) кулаком… но на неё фиг помашешь. Чайна навешала и ему, и его дружку крепких люлей. Далее, всю вторую и третью трети фильма, Чайна и ее друзья противостоят очень опасной банде Чарли Баскина. И внезапно — когда банда захватывает контроль над небольшим городом, родиной Чайны, — в банде обнаруживается этот молодой хулиган, любитель покататься. Чайна, впрочем, никак это не подсветила — у нее хватало забот и без этого. Эффект в данном случае рассчитан на зрителей и их память на лица. Ну, парень получил по мордасам от одного из соратников Чайны (а впоследствии, возможно, и в тюрьму загремел — на серьёзный срок, за пособничество в наркоторговле и терроризме), этим для него всё и кончилось.
  • «Снова в бой» (Back in Action), 1993, фильм-боевик, сюжет и стиль которого неиллюзорно напоминает видеоигры вроде Streets of Rage. Тут троп отыгран на полном серьёзе, как дань очень старой традиции. По прошествии первой четверти фильма вигилант Билли — экс-спецназовец, мастер боевых искусств — проник в трущобы и попытался неуклюже «внедриться» в тусовку нелегальных стритрейсеров. Однако его быстро раскусили — и приготовились сильно избить. Билли — крепкий орешек, его попробуй избей; он задал автохулиганам жару с помощью своего таэквондо. Тут против него вышел любимец всей тусовки, амбал-великан жуткого вида. Билли и ему накидал как умел, а потом удирал на машине от этой банды, преследовавшей его аж на трёх тачках. Прошло некоторое время, Билли обзавёлся другом в полиции, и вместе они противостоят главгаду фильма — Касейджену, очень опасному и крупному криминальному авторитету, который действует с подлинным размахом (у его шестёрок даже полно автоматического оружия — а закон, видать, «ослеп»). В одной сцене, уже во время кульминации, Билли и Фрэнк проникают на судно, принадлежащее главзлодею. И, опаньки, там на Билли набросился старый знакомый, могучий гигант, рыча своим утробным голосищем: «Ну что, засранец? Вот ты где! ТЕПЕРЬ ТЫ МОЙ!!». По всей видимости, этот гигант с самого начала работал на Касейджена, и в банде стритрейсеров его уважали не только за габариты и силушку.

Примечания[править]

  1. Ах да, в пьесе и фильме всё вдобавок началось с того, что гасконец помешал людям Рошфора арестовать труппу бродячих артистов, певших оскорбительную песенку о кардинале Ришелье и потрясавших жезлом, сделанным как шарж на кардинала. А над конём кардиналисты начали смеяться уже намеренно — провоцировали пылкого, заносчивого гасконца на «резкие движения».