Гад за Гадом

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Гад за гадом»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Существовал до и будет существовать после, как олицетворение непобедимого всемирно-вселенского зла. Непосредственного участия в сюжете практически не принимает, присутствуя большей частью в разговорах в качестве пугала для персонажей. До непосредственной борьбы с героем не снисходит никогда хотя бы потому, что расклады настолько мелкого масштаба ему попросту неразличимы. Наставник-покровитель может под настроение рассказать пару древних преданий об годах ужаса и тьмы, когда злодей-1 был пободрее нынешнего и постращать этим на будущее. Этим роль злодея-1 и ограничивается. »
— С.О. Рокдевятый
« Когда нам сообщают, что «имеются человеческие жертвы», полезно бывает задуматься, КОМУ обычно приносятся такие жертвы. »
— Пётр Бормор

По определению, Главный Гад — это злодей, делающий возможным сюжет; в этом определении ничего не сказано о том, что силы зла главнее его быть не может. Ещё как может. Гад за Гадом — злое существо, более могущественное и важное, чем Главный Гад, в сеттинге в целом, однако не являющееся источником конфликта в сюжете произведения. Это может быть огромное Заключенное зло, которое с начала и до конца так и не выпускают, злобное божество, которому вся эта мышиная возня внизу кажется незначительной, или слепая и тупая сила разрушения, которую вообще нельзя назвать персонажем. Главный Гад, скорее всего, поклоняется этому существу, служит ему или вступает с ним в договор, чтобы воспользоваться его силой, но этим роль Гада за Гадом в сюжете и ограничивается. Гада за Гадом следует отличать от Гада-Кукловода, который тайно управляет мнимым Главным Гадом; Гад-Кукловод на самом деле является Главным Гадом, а не Гадом за Гадом.

В любом фильме о Великой Отечественной войне, к примеру, Гитлер выполняет роль Гада за Гадом, если он лично не появляется и не вмешивается в события, или появляется только в виде портретов и устрашающих речей по радио.

Данный сюжетный приём (при определённых условиях) может привести к особому виду Главного Гада — Самому Главному Гаду.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Героический эпос и сказки самых разных народов — за чудовищами, которых побеждают герои, часто стоят различные темные силы: противники богов в языческом эпосе, Сатана — в христианском. Напрямую с ними герои сражаются значительно реже, чем со всякими там драконами.
  • Украинские казачьи думы: самый частый непосредственный противник героев — татары. Стоящие за их набегами турки-османы в основном подразумеваются (хотя не всегда).

Литература[править]

  • Фэнтези-трилогия Александра Больных «Дорога» («Золотые крылья дракона», «Снежные волки», «Железный Замок») — эталон тропа.
  • «Колесо Времени» — Во второй книге, Ранд Ал’Тор вроде бы приканчивает самого Тёмного под именем Ба’алзамона, но в дальнейшем выясняется, что не всё так просто, и Ба’алзамон был всего лишь Драконом, да ещё и одним из многих.
  • Трилогия Бартимеуса — Дюваль за Лавлейсом, Хопкинс за Дювалем, Квентин Мейкпис за Хопкинсом — все как один по ту сторону морального горизонта событий.
  • «Властелин колец» — к концу Третьей Эпохи Гадом за Гадом для свободных народов Средиземья стал Моргот, которому так или иначе поклоняются практически все тёмные твари и учеником которого был, собственно, Саурон.
  • «Дюна» Ф. Херберта — падишах-император Шаддам Коррино. Прилетает разбираться лично когда его креатура Харконнен перестаёт справляться с обязанностями. А Полю только это и было нужно…
  • «Бесконечная история» Михаэля Энде. Таинственные хозяева вервольфа Гморка, «те, кто приговорил Фантазию к смерти». До конца книги о них так и не удается получить никакой внятной информации.
    • Вроде его послали такие же вервольфы, обозлённые тем, что у них нет своего мира?
  • «Дети против волшебников» — роль Гада за Гадом тут исполняют демоны, Белый Олень Принципал и, частично, «тёмный лама Бха Цха». А в экранизации за академией магии стоят силы НАТО — плохие американцы.
  • Гарри Поттер и узник Азкабана — конкретно в этой книге реализацией тропа является Волдеморт, ни разу не появляющийся в ней даже в недоделанном виде.
  • Детская серия «Ромка, Фомка и Артос» — в первой книге злодеем был гигантский драконо-церберо-паук-колдун Клык-Клык Грумбумбес, злодей довольно недотёпистый, но безусловно опасный. А дальше на арену вышел его драконоподобный старший брат Клык-Клык Орангул (не путать с Орлангуром), хтонический монстр невероятной магической мощи, практически непобедимый без макгаффина — Чёрной Кувшинки. Так что Грумбумбес со всей его сворой оказался у Орангула на побегушках (правда, на роли дракона, причём казался гораздо толковее, чем в первой книжке — видимо, на фоне других прислужников брата).
    • Соответственно сменились и локации: если власть Грумбумбеса простиралась на небольшой остров Спиешьпей, и примерно по тем же границам пролегали пределы его магической мощи, а из слуг у него лишь хитрый кот-наместник Соня Первый, отряд стражников-ежей и три гадюки, то Орангул живёт в огромном Каменном Лесу, имеет целые полчища миньонов, и в магическом плане не стеснён ничем.

Кино[править]

  • «Пятый элемент» — Сфера Зла, работающая через Зорга, который работает через наёмников.
  • «Хеллбой» — Огдру Джахад в первом фильме.
  • «Звёздные войны»
    • Оригинальная трилогия — Император. В четвёртом эпизоде (и в предваряющем его «Изгое-1») только упоминался — Вейдер сообщил, что он распустил Сенат; в пятом — показался на голограмме, в шестом — появился во плоти и тут же эпично сгинул.
    • Диснеевская трилогия — Сноук. Старательно косплеит Палпатина, дефективным клоном которого является, так что в седьмом фильме показался на голограмме (больше и эпичнее, чем у оригинала), в восьмом появился во плоти и же бесславно сгинул, а в девятом оказывается, что Пал Палыч и его подёргивал за ниточки (хотя Сноук самонадеянно думал, что нет).
    • «Соло» — внезапно уже-не-Дарт Мол.
  • «Зелёный фонарь» — Параллакс, давший Гектору телекинез вкупе с мерзкой внешностью.
  • «Лига справедливости» — Дарксайд, пославший Степного Волка завоёвывать Земляшку, в фильме только упоминается. Однако в версии Снайдера впервые появился лично (но только в виде голораммы и в конце на самом Апоколипсе).
  • «Артур и минипуты» — не показан, его наличие вычислено по косвенным признакам.
  • «Дефолт» — по мнению героини, США в лице зам.министра финансов манипулируют представителем МВФ Мишелем Камдессю, чтобы тот вынудил Южную Корею принять кабальные условия выделения помощи, которые откроют ее рынок американцам и сделают ее экономику зависимой от них.
  • Taxi — во втором фильме в этой ипостаси выступает Мацумото, пославший во Францию своих бандитов с целью захватить японского министра.
  • TENET (Довод) — неведомые люди из неопределенно далекого будущего умирающей Земли, избравшие Андрея Сатора исполнителем плана по сбору всех частей Алгоритма для инверсии Вселенной и снабдившие его технологией инверсии объектов и регулярными поставками золота.

Телесериалы[править]

  • «Братаны» — уже в первом сезоне мы вскорости узнаём, что за «Шведом» стоит некий грозный авторитет «Царь». А в середине второго сезона (в конце его первой арки, перед началом второй) выясняется, что «Царь» работал на некоего совсем уж загадочного «Кондора» (оказавшегося на поверку главарём террористической банды бывших силовиков, готовившей военный переворот).
  • «Герой по вызову» — в финале восьмой серии выясняется, что троп воплощает собой полицейский генерал Тихонов по прозвищу Сытый. Это он стоит за «Джокером», прикрывает его и отдаёт ему приказы. А за Тихоновым, в свою очередь, стоит олигарх Князев.
  • «Хэппи» — Плохой Санта, похитивший дочку главного героя, работает на мистера Блю. Тот, в свою очередь, работает на мистера Бага. А помимо этого есть еще неназванное инфернальное Зло, с которым заключают сделки высокопоставленные мафиози.

Мультсериалы[править]

  • Doctor Claw, главзлодей мультсериала про инспектора Гаджета. Никогда не участвует в злодействах самостоятельно, использует разнообразных приспешников, даже его лица нам не показывают. За счёт этого смотрится куда интереснее, чем недотёпа-главгерой. А его пикировки с лажающими подчинёнными привносят в не слишком глубокий, но милый юмор сериала дополнительный шарм. Увы, в киноверсии эта фишка была полностью запорота.
    • Изредка участвует, за рулём начинённой оружием машины.
  • Чёрный Плащ — руководители ВАОН появляются лишь в виде силуэтов на экранах своих агентов, с которыми сражается главный герой.
  • Истории Аркадии — почти все главгады выстраиваются в конкретную цепочку — Гунмар за Буларом и Стриклером, Моргана за Гунмаром и Ангором Ротом, Тайный Орден за Морганой… Пока что из цепочки выпадает лишь Генерал Морандо, но возможно грядущая полнометражка это изменит.
  • LEGO Ninjago: Masters of Spinjitzu — Оверлорд, олицетворение Тьмы в Ниндзяго, за Гармадоном, просто тёмным Лордом и властителем силы Разрушения, которого он использовал для своих целей.
    • Подобным образом Лорд Гармадон использовал Самука.

Комиксы[править]

  • «Астерикс: Золотой серп» — пародия на троп (и тем не менее троп фактически отыгран).

Аниме, манга и ранобэ[править]

  • Umineko no Naku Koro ni — страшная и ужасная Бесконечная Ведьма Беатриче, называемая «Золотой Королевой Демонов», «Воплощением Зла», ответственная за трагедии в бессчетных параллельных мирах, оказывается лишь несчастной жертвой неизбежной судьбы, которая хоть и является абстракцией, имеет вполне конкретное воплощение в виде кошмарного безжалостного жнеца — леди Бернкастель, главного злодея второй половины истории.
  • «Наруто» — во время экзамена на чунинов на деревню Листа нападает деревня Песка, но быстро оказывается, что за ними стоит Орочимару, который оказывается членом Акацуки, которую основал Пейн. Но позже оказалось что им командовал Тоби, который делал всё это, чтобы оживить Мадару, который хотел захватить всех людей бесконечным гендзюцу. А на самом деле это всё был план Чёрного Зецу по воскрешению Кагуи..
  • Sailor Moon — каждый сезон. У Металлии, Призрака Смерти, Фараона 90, Нехелении и Галаксии по огромной армии демонов (или сейлор-сенши у Галаксии) и группе командиров-неудачников. И при этом они все — реинкарнации Хаоса! Анон чуть не поперхнулся насмерть своим матча, когда узнал правду. Если считать Чиби-Чиби и Старлайтов, то ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ЧЕЛОВЕК ВЫКАШИВАЮТ ЦЕЛЫЙ АЛЬЯНС!!!
    • В приквеле, Sailor V, Тёмным агентством управляет Данбурит, подчиняющийся генералам Тёмного Королевства (а те, в свою очередь, подчиняются Берилл).
  • Хроники Эвиллиоса — до арки Уныния за всем стояла Ирина. И если в арке Похоти это было понятно с самого начала, в арке Гордыни главгадом считалась Прим Марлом, пока не вышел Лазурный Эпилог. В арке Уныния она стояла за Мэйраной и всем Пер-Поэлем.
  • Kamisama ni Natta Hi — таинственные правители мира, перед которыми отчитывается ген.директор корпорации Фенрир и которые принимают решение об изъятии квантового компьютера у Хины Сато «ради предотвращения хаоса, вызванного использованием устройства, дающего абсолютный доступ к любой информации на Земле». Впрочем, гуманности они не лишены — после трепанации черепа Хину в состоянии почти овоща все-таки инкогнито поместили в закрытую больницу.
  • «Реинкарнация безработного» — главы новеллы про битву за Деревню Супардов, совершенно эпичны, когда на место уничтоженных гадов (например Король Вита, Гулл Фарион) вламывались свеженькие с пылу-жару, некоторые гады меняли сторону (Бог-Огр) и даже после казалось бы победы над последним и самым сильным — Богом Битв Бадигади, ожил Бог Севера, чтобы словить лично от Орстеда, который эти битвы до этого наблюдал с поп-корном.
  • Higurashi no Naku Koro ni: Gou-Sotsu — Эуа просто наделила Сатоко силой, аналогичной силе Рики, только лучше (воспоминания о прошлых циклах остаются) с расчетом, что она утолит ее тысячелетнюю скуку. Скучать ей теперь и вправду не приходится.

Видеоигры[править]

  • Mortal Kombat — оригинальный и перезагрузка: побеждаем колдуна Шан Цуна — выскакивает внешнемирский диктатор Шао Кан, разбираемся с Каном — вылезает падший бог Шиннок… и так далее…
    • В MK11 Кроника, богиня времени, оказывается архитектором основного конфликта всей серии игр и ВСЕХ вышеперечисленных событий.
  • Серия игр Disciples — в этой роли выступают боги Легионов Проклятых и Орды Нежити Бетрезен и Мортис соответственно.
  • Mass Effect — По нарастающей: Сарен, Бенезия и геты в их подчинении — первая часть. Предвестник и под контрольные ему Коллекционеры — вторая. Жнецы, что изначально стояли за всеми циклами Жатвы, превращением протеан в хасков-Коллекционеров, а также за подчинением Сарена — третья.
    • Andromeda — Империя кеттов.
  • «Ведьмак 2» — Эмгыр вар Эмрейс, император Нильфгаарда. Именно он подрядил ведьмака Лето на убийство королей Севера (попутно подставив Ложу Чародеек, а заодно и Геральта), пообещав взамен восстановить Школу Змеи.
  • Dawn of War — демон, заключенный в Маледиктуме, артефакте Губительных Сил огромной мощи.
  • Warcraft:
    • Повелители Бездны, стоящие за Древними Богами, которых игроки пинают из дополнения в дополнение.
    • Король-Лич, Малганис и Пылающий Легион как гады, стоящие за Плетью.
    • Тюремщик как ещё один гад за Королём-Личом, Сильваной и Бвонсамди.
  • Star Wars: Knights of the Old Republic II: The Sith Lords — эволюцию гадов игрок может наблюдать не где-то, а прямо в главном меню по мере прохождения игры: за Дартом Сионом открывается Дарт Нихилус, за ним Дарт Трейя, а если главный герой накопит достаточное количество очков Тёмной стороны, то окажется, что самый главный гад здесь…он сам.
  • Criminal Case — во всех делах сажаешь убийцу в тюрьму, а натыкаясь на дополнительное расследование — слышишь, что какой-то крутой гад на районе устраивает тот или иной беспредел. Отправляешь в камеру этого гада — а получается, что на другом районе он связан с какой-то другой шайкой уродов, и так до последней супербанды общегородского масштаба или всемирной террористической организации а-ля «Сомбра», которую возглавляет вице-президент США.
  • Call of Cthulhu (2018) — поначалу складывается впечатление, что роль Главного Вселенского Зла здесь играет Левиафан: предыдущих колонистов он пожрал, китов мордовал, зловещий культ имени себя любимого основал, протагонисту назойливо спамил в мозг своими запретными знаниями. На деле же этот аболет-переросток оказывается не столько богом, сколько предвестником, готовящим почву для пробуждения никогда не догадаетесь кого.
  • Серия Kingdom Hearts — Ансем, за ним Ксемнас и его Организация XIII, затем мастер Ксеанорт, а в финале третей части оказывается, что истинный главгад серии — мастер Лушу.
    • А за ним — его учитель, Мастер Мастеров, а за ним — сама Тьма. Собственно, лишь она и подходит под данный троп.
  • Heroes of Might & Magic (с пятой части и далее) — дракон Хаоса Ургаш, прародитель демонов и безусловный враг всего, сотворённого его сестрой Асхой.
  • Fran Bow — Ремор, не дающий жизни главной героине, безусловно, зло, могущественное и потустороннее. Но куда опаснее для Фрэн д-р Освальд со своим драконом в лице тети Грейс.
  • Sam and Max Episodes — педаль в пол. В каждом сезоне все выстроено так, что гад почти каждого эпизода стоял за гадом предыдущего. К примеру цепочка гадов-гипнотизеров первого сезона выстраивается так: гипнотизер Брэди Культура — Телеведущая Майра Стамп — Игрушечная мафия во главе с Доном Медвежонни — Спецслужбы и агент Папа Медведь — Интернет — Инопланетный разум Хью Дар.

Визуальные романы[править]

  • Kara no Shoujo — нам удалось выяснить, кто такой маньяк Черная Мадонна, и задержать его[1]… Уф, это было сложно. Ну, по домам? Ага, да вот только похищения девушек в городе не прекратились.
    • Нам удалось выйти на след Скульптора (и найти несчастных жертв его «творчества») и убийца объявлен в розыск… По домам? Ага, да вот только кто-то другой смог похитить Токо Кутики из больницы.
      • Нам удалось найти похитителей Токо и выяснить мотивы их преступления. Остальное доделает полиция… Ну, теперь точно по домам! Эх, ничего-то ты не знаешь, Джон Сноу Рейдзи Токисака.

Настольные игры и их адаптации[править]

  • В произведениях по сеттингу Warhammer 40000 в этой роли, помимо богов Хаоса, зачастую выступает Абаддон Осквернитель.

Примечания[править]

  1. В идеале.