Полицейский-ковбой

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Cowboy J-Pop. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Не всё можно разрешить с помощью твоей стратегии сначала мириться, потом стрелять, пострелять ещё много, а затем, когда все мертвы, может быть, подумать о том, чтобы задать вопрос-другой. »
— Президент Улисс Грант, «Дикий, дикий Вест»
«Кобра» с Сильвестром Сталлоне

Полицейский-ковбой защищает закон, но в основном занят восстановлением справедливости. Справедливость и закон обычно находятся в сложных неоднозначных отношениях, так что ратующему за, разумеется, в первую очередь справедливость ковбою часто приходится закон нарушать. Оправдывается он обычно тем, что только так и можно поступать с отбросами общества, подлыми мошенниками, убийцами-психопатами и прочей подобной публикой. Часто ковбой занимается борьбой с организованной преступностью или маньяками-убийцами, а также раскрывает различные заговоры, масштабные и не очень.

Термин появился в фильме «Полицейский из Беверли-Хиллз» (1984) и был популяризован «Крепким орешком» (1988).

Ковбои обожают погони. Нет ничего веселее перестрелки на скорости сто миль в час или беготни по пожарным лестницам, кухням мелких забегаловок и станциям метро.

Как правило, ковбой с самого начала является антигероем, что вполне естественно — в средствах он не стесняется. С другой стороны, это не мешает ему быть симпатичным — в конце концов, он делает правильное дело так, как умеет, грубо и по-мужски, просто плюёт на формальности. Коллеги его терпеть не могут и слушать не хотят, однако в конечном итоге оказывается, что ковбой всё-таки был прав.

Полицейский-ковбой не заботится о возможном разрушении собственности. Его главная задача — поймать преступника. Стреляют ковбои много и метко и очень не любят, когда им грубят. После очередного разрушительного рейда (с трупами и миллионными убытками) шеф полиции просит ковбоя вернуть полицейский значок. После этого ковбой превращается в обычного вигиланта — в конце концов, он нарушал закон, будучи полицейским, какой смысл останавливаться теперь? Главное — восстановить справедливость. Вылазка, естественно, заканчивается успешно, а героя берут обратно на работу — до следующего, довольно скорого, раза.

Иногда ковбоя переводят на другое место работы, где его методы уместней — например, к людям в чёрном или ФБР.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Даниил Корецкий «Антикиллер». Майор милиции Филипп Коренев, известный по прозвищу Лис, выжимает педаль в пол. Убийцу и насильника он под угрозой расправы заставляет признаться в содеянном и показать, где закопан труп последней жертвы. Преступник же с помощью связей переводит стрелки на Лиса, обвиняя того в превышении должностных полномочий, после чего гибнет от его руки.
  • Романы Фредерика Дара: Сан-Антонио, один из ярчайших представителей тропа. Автор даже имя ему дал в честь города в Техасе.
  • «Архимаг» — Ванесса Ли. Правда, в полную ширь американо-китайской души развернулась уже после увольнения, но и до того не стеснялась воспользоваться личным магом, чтобы угостить подозреваемого сывороткой правды или допросить убитого.

Кино[править]

  • Ещё до появления термина вышли ранние фильмы из пенталогии «Грязный Гарри».
  • Трилогия «Полицейский из Беверли-Хиллз».
  • Жан-Поль Бельмондо в нескольких фильмах («Страх над городом», «Вне закона», «Одиночка») воплотил такого на экране, с поправкой на европейскую специфику.
  • Успешный румынский клон героев Бельмондо — комиссар Тудор Миклован из фильмов Серджиу Николаеску. В семидесятых — восьмидесятых был эталоном тропа для зрителей социалистических стран. Миклован настолько полицейский-ковбой, что вооружён «смит-и-вессоном».
  • «Безумный Макс» — собственно Безумный Макс в первом фильме, пока ещё была полиция.
  • Цикл «Крепкий орешек» (Die Hard). Весь первый фильм Ганс так и называет МакКлейна ковбоем с его же подачи.
  • «Кобра» с Сильвестром Сталлоне. Согласно фильму, там целое подразделение таких для борьбы с особо отмороженными.
  • «Смертельное оружие» — Мартин Риггз.
    • «Заряжённое оружие, фильм первый» (Loaded Weapon 1) — пародия на «Смертельное оружие» и ещё много на что до кучи. Сабж обстебали как могли.
  • Трилогия «Робокоп» (1987—1993) — квази-киберпанковое переосмысление сабжа.
  • «Последний киногерой» — пародия на сабж.
  • The Hard Way (надм. «Напролом», а то даже и «Трудный путь»; правильно: «По-плохому») — стёб над сабжем.
  • «Traxx» (1988) — и ещё одна, совсем уж малоизвестная даже в Америке, но тоже смешная пародия на сабж.
  • Два главных героя трилогии «Час пик» — тоже, в общем, соответствуют, но если китайца это тяготит, то чернокожий откровенно прётся.
  • «Детсадовский полицейский» — Джон Кимбл как раз такой: «Я — гроза вечеринок!»
  • В первых четырёх фильмах с собой в главной роли («Над законом», «Смерти вопреки», «Помеченный смертью», «Во имя справедливости») Стивен Сигал, в общем, это и играет.
  • Лоренцо Ламас именно такого копа сыграл во многих своих фильмах (в трилогии «Пожиратель Змей» — педаль в пол).
  • «Буллит» — собственно сам Френк Буллит.
  • «Осмосис Джонс» — заглавный герой.
  • «Жестокий полицейский» Такеши Китано — японский взгляд на сабж.
  • «Круто сваренные» и «Убийца» Джона Ву — гонконгский взгляд на сабж.
  • «В погоне за Бонни и Клайдом» Дж. Ли Хэнкока — главные герои являются техасскими рейнджерами, то есть полицейскими и ковбоями одновременно.
  • «Вендетта по-корсикански» — аверсия. Вся Ницца подозревает комиссара полиции — этнического корсиканца — в том, что это он убивает одного за другим братьев-бандитов в отместку за расстрелянную ими сестру. Но комиссар, как принципиальный страж правопорядка, с самого начала отказался от такой заманчивой идеи: на самом деле мстители — его престарелые тётки.
  • «Техасская резня бензопилой: Кожаное лицо» — шериф Хартман, который потерял дочь из-за семьи маньяков. После того, как будущий любитель побегать по Техасу с бензопилой сбежал из психушки, страж порядка рассмотрел это как хорошую возможность поймать и убить его, а заодно всех остальных психов. Как покажет серия «Техасская резня бензопилой», он был прав в своей ненависти.

Телесериалы[править]

Отечественные[править]

  • В каком-то смысле Жеглов из сериала «Место встречи изменить нельзя». Города не крушит, но отношение к закону, скажем так, гибкое. Главное, чтобы вор сидел в тюрьме, а детали не важны. Благодаря прикрученному фитильку — чуть ли не самый реалистичный из примеров в статье. В крутого качка, взрывающего машины, поверить трудно, а вот в хитрого и жестокого мужика, умеющего повернуть закон как дышло во имя справедливости, — вполне.
  • Первый сезон «Улиц разбитых фонарей». Поначалу «ковбойствовали» почти все. Постепенно стало сходить на нет.
    • Казанова (Казанцев) «ковбойствовал» до конца
  • «Ментовские войны» — Шилов и Иванов-«Джексон».
  • «Мент в законе» — Степан Круча.
  • «Последний мент» — Леха Дивов.

Зарубежные[править]

  • «Лютер» — Джон Лютер, главный герой. При этом оружие не носит.
  • «Крутой Уокер» собственной персоной.
  • «Настоящий детектив» — Растин Коул.
  • «Смертельное оружие» — Мартин Риггз.
  • «Старски и Хатч» — оба детектива часто сами ведут себя, как преступники. Их методы ведения дел, помимо ковбойства, включают в себя шантаж, вымогательство, взятки и запугивание.
  • «Третья смена» — сержант Марица Круз давит педаль в пол. С прикрученным фитильком — офицер Морис Луис Боскорелли.
  • «Без следа» — Джек Мэллоун живёт, руководствуясь принципами: «К чёрту закон, я делаю добро!» и «Я хороший, мне всё можно». Непонятно, как его за иные выходки не посадили в тюрьму, не выгнали и из ФБР и даже не понизили в должности.
  • «C.S.I. Место преступления: Майами» — лейтенант Горацио Кейн.
  • «C.S.I. Место преступления: Нью-Йорк» — детектив Мак Тэйлор, с прикрученным фитильком. Он никогда не пересекает черту законности, но часто скользит по самому её краю.
  • «Gotham» — Джим Гордон, с прикрученным фитильком. По мере продвижения сюжета фитилёк постепенно выдвигается, и к середине третьего сезона это уже почти кристальный пример тропа: взял в заложнике одного мэра и пристрелил второго, принимал участие в мафиозных войнах, выбивал долги для Пингвина, отсидел в колонии строго режима, откуда сбежал при содействии мафии, напал на тюремный фургон, перевозящий опасного заключённого, дабы этого заключённого освободить, шантажировал комиссара полиции и арестовал собственного капитана, а под конец и вовсе убил мужа своей бывшей у неё на глазах. Впрочем, так было надо и Гордон убивает лишь в крайних случаях, когда иного выхода нет(мужа бывшей например убил потому, что того заразили вирусом безумия, и он мог убить девушку).
  • «Касл» — деконструкция: трое копов-ковбоев похитили двух бандитов и убили одного из них, а тот возьми да окажись их коллегой, работавшим под прикрытием! Недолго думая, они решили свалить вину за убийство на оставшегося в живых бандита. Адвокат Джоанна Беккетт, мать Кейт, соглашается защищать этого человека и в итоге сама становится жертвой убийства.
  • «Кувалда» — инспектор Следж Хаммер, пародия в режиме педаль в асфальт.

Мультсериалы[править]

  • Gargoyles — Элиза Маза.
  • Fillmore! — Корнелиус Филлмор, в меньшей степени его напарница Ингрид Фёрд. Мультсериал пародирует полицейские фильмы и сериалы — неудивительно, что и главный герой — ходячий штамп с поправкой на возраст.

Комиксы[править]

  • «Майор Гром» — собственно, главный герой.

Аниме и манга[править]

Видеоигры[править]

  • Mass Effect — Гаррус Вакариан. Увидев возможность поприключаться по Галактике в компании Спектра и без унылых полицейских правил, тут же ухватился за такой шанс обеими руками и в полицию больше не вернулся.
  • «Mortal Kombat» — Кёртис Страйкер.
  • Hotline Miami — детектив Мэнни Пардо, лично уничтожающий бандитов пачками. Пленных брать не любит. А ещё является маньяком, которого сам же и разыскивает.

Overwatch — изначально таковым был Габриэль Рейес, до превращения в Жнеца, а так же Джесси МакКри, которого в своё время тот же Рейес в Овервотч и притащил.