Мраккультист
« | Я вижу Великую Тьму! Тьфу, опять капюшон сполз на глаза! | » |
— Сабж из WarCraft 3 |
Мраккультист — мрачный культист и оккультист, стереотипный персонаж религиозных ужасов, тёмного фэнтези и тому подобных произведений. Специфическая разновидность религиозного фанатика, являющегося приверженцем религии зла, мистерий зла или особо отмороженного храмовничества, вконец утратившего связь с реальностью.
Как отличить от обычного храмовника? Мраккультист всегда служит губительным потусторонним силам и/или использует таковые. Ну, или по крайней мере свято верит, что всё так и происходит — даже если по факту он использует лишь собственные и своих товарищей силы.
Мраккультистов всегда много, они фанатичны, не боятся смерти и выступают в роли головорезов. Могут обладать магическими способностями, правда, редко сильными и могущественными.
Ещё раз: Религия зла, Мистерии зла, и т. д. — это организации в целом. Мраккультист — это конкретный персонаж, головорез, часто безликий. Обычно безликость обеспечивает глубокий чёрный капюшон, скрывающий лицо, но возможны варианты — например колпак «а-ля Ку-клукс-клан» или какая-нибудь маска.
Примеры[править]
Общее[править]
- В фильмах и книгах об Африке роль культистов могут играть «Аниота» (Люди-леопарды).
- В фильмах и книгах об Индии роль культистов могут играть душители Кали.
- В фильмах и книгах об Ацтекской Империи роль культистов могут играть жрецы Койота
Литература[править]
- Лавкрафт же! Ктулху фхтагн, айа, Шуб-Ниггурат!
- Дакоиты в серии книг Анри Верна про командана Морана.
- В книгах о Конане в этой роли выступают жрецы-стигийцы, молящиеся богу Сету.
- «Гарри Поттер». Кто такие Пожиратели Смерти, если они не сабж? Всего лишь слуги Тёмного Властелина, не претендующего на божественный статус. Тем не менее, колпаки ку-клукс-клана они носят, так что безликость им засчитана.
- «Досье Дрездена» — у Никодима Архлеоне целая армия таких фанатиков с промытыми мозгами и выгрызенными языками. Именно выгрызенными. Дочерью и любовницей самого Никодима.
- А вообще, такие есть у многих злодеев цикла: сектанты Кравоса в предыстории «Могилы в подарок», служители ацтекских богов (читай — вампирской аристократии) в «Переменах», солдаты фоморов и Чёрные Капюшоны Собирательницы Трупов в «Истории призраков», даже у Иных — чужеродных чудовищ и разрушителей миров, как оказывается в «Холодных деньках», есть вооруженная секта последователей.
- «Сказки тёмного леса» — главные герои скорее пародируют популярный образ «аццкого сотониста». А вот сектанты из культа Княжны вполне подходят под этот троп.
- «Берсеркер» Фреда Саберхагена — сектанты, обожествляющие инопланетные машины-убийцы (собственно эти самые «берсеркеры») и поклоняющиеся римскому богу войны Марсу.
- О. Голотвина, цикл «Представление для богов» — культисты Хмурого Бога.
- «Пламень» Пимена Карпова: служители Тьмяного и красносмертники.
- «Герой должен быть один» Г. Л. Олди — Одержимые.
- Метавселенная Рудазова:
- Цикл «Архимаг» — Серая Земля при ктулхуизме изобиловала такими. Терминальный пример (и предводитель всех мраккультистов) — Тахем Тьма.
- «Демоны в Ватикане» — чернокнижник Червец и одержимый кардинал эль Кориано.
- На Парифате этого
добрабольше, чем хотелось бы:- Эпизодически упомянутые малигане — культисты Малигнитатиса, царя Всерушителей, ныне заточённого;
- Целых два культа, посвящённых демонам Паргорона — демонизм (обожествляющий всех демолордов и в особенности Тёмного Господина) и культ Бго. До превращения в фархеррима клириком первого из них был Дзимвел.
- Монахи смерти — отколовшаяся от нормального севигизма секта поклонников самой тёмной и страшной ипостаси Савроморта.
- Соратники Антикатисто — не секта и не культ, а скорее тайная организация, стремящаяся запустить Апофеоз. Уже недобрая цель, а вспомним теперь, кто их «милорд»…
- Предвестники Двадцать Седьмого — этакие мраккультисты поневоле. Сам-то их бог ничуть не зол и не страшен… будет, когда родится. Но вот ради того, чтобы он таки родился, «двадцать седьмые» готовы убивать и умирать.
- «Сага о Ведьмаке»:
- Последователи Свальблода на Скеллиге.
- Чего, кто? В саге об этом ни слова не сказано.
- Белянин, «Свирепый ландграф» и «Век Святого Скиминока» — местные кришнаиты.
- М. Семёнова, «Волкодав» — поклонники богини Мораны. К тому же являются ассасинами.
- Тема дополнительно раскрыта (и даже отчасти деконструирована) в саге-приквеле — «Братья». И в саге-спиноффе — «Бусый Волк».
- Вера Камша, «Хроники Арции» — ройгианцы. Культисты падшего древнего бога имеют несколько уровней посвящения. Низшие называются жнецами. Это типичные мраккультисты, выполняющие самую грязную работу — вырезание деревень для наполнения «чаши», чтобы на время призывать аватару Ройгу в мир. Более высокий уровень — «мечи тумана». Это такие же безликие, как и жнецы, но крутые воины. Даже элитный эльфийский отряд несёт серьёзные потери в бою с «мечами тумана». Есть и более высокие уровни посвящения. Жнецы и мечи тумана верят, что за верную службу в будущем рождении получат более высокий статус в иерархии культа.
- «Цветок камалейника» — с фитильком: Церковь двуликого Ира, так как у Ира есть два лика — светлый и тёмный. А ещё в этой Церкви всем заправляют рептилоиды, а «зверушками» Ира являются инсектоиды.
- «Сварог» — тайные сообщества «Чёрная благодать/радуга/пустота». Являются осколками былых культов чёрных богов Сета-Змеенога, Крома Круаха (Кром Кровавый) и Рогатого (Клыкастый Козёл).
- «Меч Истины», оно же Правила Волшебника Терри Гудкайнда — Сестры Тьмы
- «Письмо» Александра Дедова — собственно, весь рассказ — письмо мраккультистов своему сбежавшему из объятий семьи сыну.
- «Грязная вода» Евгения Абрамовича — старушка, у которой пытались спастись герои. От амфибийных монстров они спаслись, но ненадолго.
- Цикл «Эсминец «Уокер»» — Священный Доминион с его государственной религией, представляющей собой дикую смесь католичества с религией ацтеков. Человеческие жертвоприношения и ритуальные пытки прилагаются.
- Расширенная вселенная Star Wars — мраккультистов всех сортов и мастей здесь хватает. Но, пожалуй, особого упоминания заслуживают йуужань-вонги — целая раса мраккультистов из другой галактики, поклоняющихся боли и стремящихся обратить в свою веру или уничтожить всех жителей галактики.
- Колесо Времени — Друзья Тёмного на службе у местного Анти-Бога.
Кино[править]
- «Охотники за привидениями» — Культ Гозера {и Культ Катулху в мультсериале}. А ещё — русские «лавкрафтианские» культисты Древнего.
- La Setta (дословно «Секта») — то, что написано на упаковке.
- Полный кровищи фильм ужасов Martyrs (дословно «Мученицы») и его ремейк — те, кого главная героиня считала банальной семейкой маньяков-садистов, оказались членами секты пытающихся путём пыток получить знания о загробной жизни.
- Фильм «Пустота» 2016 года — культисты великой пустоты, которые творят оргии, генетические эксперименты и тёмную магию.
- Звёздные войны: Скайуокер. Восход — культ Вечных Ситхов, служащий Палпатину.
- Изрядно стебается над сабжем комедия «Help!» с группой Битлз в главных ролях. Здесь индийские «служители Каили» хотят принести в жертву Ринго, за то, что он подобрал и надел их ритуальный перстень. Их метод такой: наброситься, выпучив глаза, завывая «Каили» и пытаясь облить жертву красной краской.
Телесериалы[править]
- «50 штатов страха» (2020) — злодеи новеллы «Дестино (Флорида)» (1 сезон, 12-14 серии) практикуют некую разновидность вуду или ещё какое очень тёмное колдовство, включающее в себя человечески и звериные жертвоприношения. Они способны дистанционно брать тела людей по свой контроль, управляя ими, аки марионетками, а также переселяться в чужие тела на ПМЖ.
- «Доктор Кто» — Безголовые Монахи.
- Зигзаг — Тишина. Им надо уничтожить Доктора, чтобы он не выпустил Галлифрей из временной воронки и не спровоцировал новый виток кошмарной войны далеков и Повелителей времени. Вот только война не входит в планы и Доктора, и при Трензалоре Тишина и повелитель времени бьются на одной стороне.
- «Звёздные врата». Большинство гоау’лдов прагматичны и довольствуются ролью живых богов, карающих и награждающих, но Сет любит устраивать настоящие деструктивные секты имени себя и регулярно инициировать самоубийства последователей. За что его ненавидят даже другие Верховные владыки. Демонический культ имени себя в виде главного тёмного божества и дьявола устраивал и системный лорд Сокар.
- Орай, достаточно развитые инопланетяне, тоже любят тёмные культы.
- «Готем» — Орден Святого Дюма и Культ Джерома.
- «След» — серия «Где скрывается зло» начинается с ритуала, проводимого сабжами. Инверсия, поскольку к убийствам они не имеют прямого отношения, да и в целом ведут себя вполне мирно.
- «Сонная лощина» — культисты Молоха.
- «Кровавая барыня». Внезапно — дожившие до XVIII века русские язычники, возлагающие на Дарью Салтыкову (ИРЛ — дочь и внучку истово православных, умерших в монастыре дворянок, исправную богомолку, ездившую с паломничеством аж в Киево-Печерскую лавру) надежды на возвращение старой веры…
- «Настоящий детектив», первый сезон. К мраккульту принадлежит и главный антагонист сезона и некоторое количество второстепенных персонажей.
- «Lucifer» — сатанисты, от которых офигел сам Люцифер.
- «Комиссар Рекс» — серия «В знаке сатаны». Мраккультисты убивают девушек и раскладывают их так, чтобы получилась пентаграмма. Зачем? Во славу сатаны, конечно! В той же серии есть обряд посвящения в орден через чёрную мессу, а также заклятие кинжала с воплями: «Астарот! Астарот! Астарот!»
Мультфильмы[править]
- Judas and Jesus — Мария Магдалина.
Мультсериалы[править]
- «Приключения Папируса» — главный злодей Акер, жрец бога Сета (не того Сета, что в Конане, а нормального, древнеегипетского), Чипсеска, жрец богини Сехмет.
- «Конан: искатель приключений» — Рат-Амон и змеелюди (а эти уже «конановскому» Сету служат).
- «Самурай Джек» — Культ Аку.
- «Ужасные Громозавры» — Тегозавры.
Комиксы[править]
- Комиксы про юного галла Аликса: поклонники Молоха.
- Комиксы о Бэтмене: культ дьякона Блэкфайра (который на самом деле бессмертный индеец-шаман, поклоняющийся злым духам).
- Sonic the Comic: D.R.A.T., организация, члены которой поклоняются доктору Роботнику.
- Rat Queens — Герринг.
- Star Wars — встречаются среди последователей Тёмной стороны. Наддисты — последователи и потомки Фридон Надда. Краты — знатная парочка изучившая тёмные искусства ради врасти. Последователи Рагноса, Культ Экзара Куна. Много их.
- Среди джедаев тоже встречалось, когда они переставали различать добро на словах и зло на деле. Например Завет — создавался для предотвращения возвращения ситхов, но скатился в убийство падаванов, шантаж, паранойю. А трое членов Завета явно перешли на Тёмную сторону — один решил, что его главенство по праву сильного делает из его народа его личную армию, другая нисколько не стеснялась натравливать близких людей друг на друга, и жила ради убийства без суда и следствия, у третьего вообще все вокруг были виноваты, что он те такой каким он хочет быть. Двое последних перед смертью хотя бы смогли понять, что они что-то делали не так.
Аниме и манга[править]
- Naruto — Хидан.
- Magi: The Labyrinth of Magic — Аль-Сармен. Уже которую тысячу лет готовят призыв нечто настолько хтонического, что способно выворачивать наизнанку законы физики. Большей частью являются автоматонами.
- Berserk — культисты Слан, лидер которых косит под Бафомета.
- Re:Zero — Культ Ведьмы. Мрачные, безликие (пока в масках), опасные, а уж какое у них начальство…
- Seijuuki Cyguard — культ Ксалдо.
Видеоигры[править]
- Mortal Kombat — Тёмные Священники. Таинственные монахи-маги в фиолетовых балахонах, которые служат высшим чинам Внешнего мира.
- Колдун Куан Чи тоже в какой-то степени, ибо служит падшему богу Шинноку.
- Blood — культисты и фанатики Кабала Чернобога принадлежат к числу наиболее многочисленных врагов Калеба. Одеваются в чёрные или коричневые балахоны, кричат на чёрном наречии, проводят зловещие ритуалы и стреляют из ружей и автоматов.
- Stygian: Reign of the Old Ones — культисты из палаты мер и весов, ближе к середине игры под них можно мимикрировать.
- Star Wars: Jedi Academy — культисты Рагноса. Личности в капюшонах, с рудиментарным пониманием Тёмной стороны Силы, неуклюже подражающие Ордену Ситхов.
- Сами ситхи (изначально — раса) тоже в некотором роде мраккультисты, они служат Тёмной Силе. В более поздние времена все, что не является Тёмным Орденом, считающим Силу своим орудием, а не высшей сущностью, тоже может считаться тёмными культами.
- У Тёмной Силы есть даже свои оракулы, способные ограниченно видеть будущее и прошлое.
- WarCraft — Послушники Нежити, рабочие этой фракции[1]. Жизнь за Нер’зула!
- Культисты Сумеречного Молота — последователи Древних Богов. Фиолетовый цвет, щупальца и глазки в самых неожиданных местах — прилагаются.
- В Пандарии — культисты Ша (персонификация какой-либо разрушительной эмоции).
- Чернокнижники и некроманты тёмных орков — от первого WarCraft до Warlords of Draenor. Некоторых огров также не миновала чаша сия.
- Верования неигровых агрессивных троллей. Как правило, обставлены в стиле доколумбовой Америки.
- StarCraft II — Талдаримы. Поклоняются Амуну, практикуют клингонское повышение, во время событий Legacy of the Void присоединились к Артанису, когда узнали, что Амун их обманывает, а потом снова откололись от них, сохранили старые порядки, но кому поклоняются после уничтожения Амуна — непонятно.
- Might and Magic — культисты Ордена Баа.
- В седьмой части с прикрученным фитильком также и Церковь Луны.
- Disciples: маги-культисты сражаются на стороне Орд Нежити и Легионов Проклятых. За верную службу последователи культов тьмы получают всё, что захотят — золото, власть, могущество, тайные знания, а особо отличившиеся могут даже обрести бессмертие, обратившись в умертвия, вампиров, личей или демонов.
- X-COM: Apocalypse — культ Сириуса, поклоняющийся пришельцам из другого измерения.
- Arx Fatalis — культ Бога Хаоса Акбаа. Культисты очень влиятельны, и не все из них выглядят как мрачные типы в балахоне (например, есть очень приятной наружности девушка-барменша). Священной книгой этих товарищей является труд некоего Исербиуса — «Возлюблённый мой Акбаа».
- Sacred — жрецы Саккары, то самое пушечное мясо в чёрных мантиях с капюшонами. Похищают людей из мелких поселений и приносят их в жертву демонам в надежде получить за это награду.
- «Трудно быть богом» — секта Пророка. Носят чёрные одеяния, испытывают ненависть к необращённым. Могут разорвать в клочья родных, если те иммунны к обращению.
- Gothic 2 — Ищущие.
- «Аллоды» — демонопоклонники. От стандартных злодеев в чёрных балахонах до фэнтезийных троцкистов, готовящих революцию в Империи под воздействием наркотической соли. Демоны в сеттинге близки к лавкрафтианским. До Аллодов Онлайн архетипу соответствовали некроманты Хадагана, ныне это просто игровой класс образца «медик с петом».
- The Elder Scrolls — Шестой Дом, Мифический Рассвет.
- Некроманты, в частности Орден Черного Червя, во второй, четвёртой, пятой и онлайновой частях.
- Вампиры (спорно, ибо единым культом они не являются, хоть в большинстве своем и поклоняются Молагу Балу).
- Ричмены, они же изгои, (дикари-даэдропоклонники бретонско-нордской пограничной крови) из пятой части и онлайна.
- Фризовые ведьмы (ледяные или морозные так-то) — агрессивные прислужницы нордской богини Кин на Солстхейме. Тот случай, когда не бог злой (нейтральная богиня ветров, жёсткая — но не злая), а последователь отмороженный на всю голову.
- Жрецы Драконьего Культа из пятой части.
- Члены культа Мирака, пятая часть, дополнение Dragonborn.
- Почти все даэдрические культы, кроме, пожалуй, культа Азуры, Меридии и Шеогората и некоторых отдельных ячеек. Однозначно злодейскими бывают последователи Намиры, Молаг Бала и Мехруна Дагона. Остальные — кто как, даже последователи Малаката — не поголовно злодеи и упыри, да и быть суровым и жестоким, но отцом и покровителем целой расы с несчастливой судьбиной — это явно не повод записывать бывшего гражданина Тринимака и его паству в злое зло.
- Endless Legend — Культисты Вечного Конца, выглядят как зловещего вида куклы, с рваными движениями, неуловимо смахивающие на мумии, и непонятно, осталось ли в них хоть что-то живое. По своему жуткому виду превосходят как Некрофагов (Инсектоиды-Некроманты), так и Сломленных Лордов (Пустые доспехи), если те просто убьют, то превратиться, не умирая, в жуткую куклу — намного страшнее. И даже пытки Магов Ардента в сравнении с этим кажутся не настолько жуткими.
- Resident Evil 4 — Лос Иллюминадос.
- Silent Hill — Орден, или просто «культ». Верили, что могут построить рай на земле через страдания людей.
- Clive Barker's Undying — субверсия: монахи, проклятые воздействием Косы Кельтов. Их аббат, как-никак, Бурей черепов пуляет…
- Handmaiden в Вечной Осени, Verago в Городе Снов и их «боссы» — Бетани и Кайзингер.
- Clive Barker's Jericho — Арнольд Лич и его культ Темного Рассвета, которые хотят освободить Перворождённого.
- Strider (2014) — маг-шаман Джуронг. Является культистом, поклоняющимся главгаду игры — Грандмастеру Мейо.
- А во второй части оригинального «Страйдера» поясняется, что Мейо по всей Земле чтут как божество. Отсылка к Ра из «Звёздных врат»?
- S.T.A.L.K.E.R. — собственно, сам монолит.
- Space Station 13: среди антагонистов встречаются служители двух культов Ратвара и Нар’Си. И если Ратвар — это бог, который хочет принести в мир порядок, сравнимый с часовым механизмом, чему люди активно сопротивляются, то Нар’Си — это поистине тёмный бог. Именно второй культ представляет собой настоящих мраккультистов, активно использующих магию кровавых рун, жертвоприношения, пленение душ убитых смертных в камни душ с последующим подчинением, а кульминацией, как правило, является призыв тёмного божества на станцию.
- Tales of Maj’Eyal — разных зловещих сект в игре вагон и телега, начиная от чунибёшных и сравнительно безобидных Ралорен (шайка эльфийской золотой молодежи, играющейся с силой скверны) и заканчивая жутким скрытым культом Крил’Фейяда, поклоняющимся демонам. А с установкой DLC Forbidden Cults два класса мраккультистов становятся доступны и самому игроку — Извивающийся (безумец с щупальцем вместо руки, призывающий лавкрафтианских чудищ и мутирующий прямо в бою) и Культист Энтропии (колдун, постепенно превращающий себя в нечто среднее между пространственно-временной аномалией и безумной математической абстракцией).
- Osman — культ Госпожи.
- Terraria — культисты Лунного Лорда.
- Dragon Nest — Адепты Дракона.
- «Времена раздора» — присутствуют на карте «Другой берег».
- Ремейк Ninja Gaiden — Культ Нострадамуса.
- Darkest Dungeon — во всех локациях можно натянуться на банду культистов, поклоняющихся пробудившемуся чудовищу. В локации «Темнейшее Подземелье» они ещё и «благословлены» своим божеством.
- Stellaris — вы, если примете веру Звёздных богов или Червя.
- В линейке Червя Ожидающего может появиться квест, по которому среди населения одной из примитивных планет начинает распространяться культ Червя Ожидающего. Оставите дело на самотёк — они обратят в свою веру всё население планеты… и целая раса куда-то исчезнет.
- Cultist Simulator — именно то, что написано на упаковке. Организуем собственный культ, мутим зловещие ритуалы, призываем всяких Чу-Чу и прокачиваемся в них же в качестве основной цели.
- The Shrouded Isle. Жители деревушки, где происходит действие игры, поклоняются Чернобогу, а игроку в роли Верховного Жреца предлагается заняться организацией жертвоприношений и выискивать еретиков.
- Fire Emblem Awakening — культ дракона Гримы.
- Dragon's Dogma — Спасение.
- «Lust from Beyond» — культисты бога вожделения, причем как враги из «Алой ложи», так и союзники.
Настольные игры[править]
- Warhammer 40,000 — культисты Тиранидов и культисты Хаоса, друг к другу относятся враждебно. Если первые малоинтересны и представляют собой людей, заражённых тиранидскими генами, то вторые бывают самые разные: и придурки без брони с охотничьими винтовками, и профессионально обученные бойцы с армейским оружием (читай: автоматами и бластерами) вплоть до Космодесанта Хаоса — суперсолдат-мутантов в силовой броне с плазменными ружьями и болтерами. У самих Хаоситов тоже бывают жаркие религиозные диспуты на тему «Кто круче — Тзинч или Нургл» на самом деле Кхорн (что неудивительно — сами Боги Хаоса грызутся с друг другом).
- Иногда и у императора есть культисты в подземельях городов ульев, которые устраивают охоту на мутантов.
- По сути, там все фракции, даже условно «светлые», подходят под описание мраккультистов. Даже/особенно имперские фанатики — «Лучше умереть за Императора, чем жить ради себя». Или эльдарские арлекины, полностью вверяющие себя своему богу Цегораху. Или Тау с «благом». Просто, так как вышеперечисленные религии официальны в соответствующих фракциях, к ним снижается критика, и сложней на них посмотреть со стороны. Но попробуйте, опишите их в общих словах знакомому, не упоминая, что это и откуда, а потом спросите, это мраккультизм или еще нет…
- Иногда и у императора есть культисты в подземельях городов ульев, которые устраивают охоту на мутантов.
- Battle Brothers — есть тут и такие товарищи, прямиком из палаты мер и весов. Их можно взять в отряд (готовьтесь к некоторым сюрпризам, хе-хе!), с ними можно повоевать во время одного из эвентов, наконец один из стартов игры предлагает вам непосредственно возглавить целый отряд таких индивидуумов, неся мирянам слово Давкула на концах жертвенных ножей.
- Deadlands — фанатики Церкви Потерянных Ангелов — каннибалы и колдуны, умело маскирующиеся под благочестивых монахов и драпирующие своё колдовство под святые чудеса, когда смотрят посторонние.
- Впрочем только Внутренний Круг. большинство последователей Церкви — настоящие христиане. В сиквеле «Ад на Земле» лидер уцелевших Ангелов — один из немногих кто еще может использовать настоящую святую магию и усиленно борется против возвращения Всадников Апокалипсиса.
- World of Darkness — служители Змея. Это и Плясуны Чёрной Спирали (оборотни на службе Змея), и нефанди (чёрные злые маги, извратившие свои душу и магию), и фоморы (одержимые демонами Змея люди), и Седьмое поколение (обычные сектанты Змея), и даже мегакорпорация Пентекс!
- Вообще, не все Нефанди служат именно Змею. Среди их покровителей есть также христианские демоны, Нерождённые и квазилафкрафтианские создания Кла’шаан.
- А ещё демонам служат так называемые инферналисты (встречаются не только среди людей, но и среди вампиров). В отличие от Нефанди, искажающих свою душу раз и навсегда, они ещё могут одуматься. Но «могут» — не обязательно значит «хотят».
- «Древний ужас» — раз культы Ктулху/Шуб-Ниггурата/Азатота есть, то и мраккультистов завались! Одна из них — даже ПиСь!
- «Гекатомба» — каждый игрок по сути сабж.
- Frostgrave. В одной из сюжетных кампаний служат древнему личу в надежде получить от него бессмертие. Могут выставляться на стол и в обычной игре в качестве нейтралов или включаться в отряды игроков. В конце концов, зачем нужны наёмники, если можно создать культ имени себя?
- А в Magic: the Gathering мраккультов как грязи: культ Кабал на Доминарии (поклоняется архидемону Бельзенлоку), культ Скирдаг на Иннистраде (Архидемону Грильзебранду, после того, как тот был убит Лилианой Весс, демону-князю Ормендалю), культ демона-дракона (sic!) Малфегора на Аларе (осколок Гриксис). Туда же можно отнести религию Амонхета (поклоняется «Богу-Фараону», являющемуся Николом Боласом, драконом-planeswalker’ом, самым старым из известных, по совместительству Древним Злом), культ Ракдоса на Равнике (хотя это скорее политическая сила, а не религиозная — Культ является одной из десяти Гильдий).
- «Нудмер. Город-ключ» — Культ Чистой Воды — люди (вроде бы) добрые и отзывчивые. Многие из них — инвалиды без руки или ноги. Поговаривают, что они отдают часть себя болоту в обмен на воду. Ещё известно, что у культа есть места тайных собраний и даже целые деревни в далёких топях, но в эти святые места охотников соваться мало, да и те чаще всего куда-то деваются. Без дружбы, стало быть, можно прожить, а вот без воды — попробуйте! А ещё у них бывают археотековые части тела, и поклоняются они другим полуархетекам.
- Манчкин-Ктулху. В этом варианте персонажи легко могут стать культистами, часто даже без своего желания. А вот выйти из культа гораздо сложнее.