Деконструкция/Зомби-апокалипсис

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это подстатья к статье Деконструкция. Плашки и навигационные шаблоны тут не нужны.

  • «The Walking Dead» («Ходячие мертвецы») — комикс и телесериал, созданные под руководством Роберта Киркмана. Думаете, борцы с зомби — это такие паладины в декорациях постапока? Великолепная четвёрка друзей из L4D? Может, ещё и цветочков с глазами хотите? Да хрен там был. Зомби тут — даже не животные, а как погодное явление. В конце концов, некромантов или пришельцев нет, просто неведомый вирус покосил планету. Уже намёк на то, что косякнули-то ненаглядные Homo sapiens. И дальше всё о том… Сюжет (особенно комиксов) вводит в тотальный ангст живописанием нравов в группках выживших людей. Предательство? Местечковая диктатура? Изнасилования? Детоубийство? Каннибализм? Всё в комплекте! Ну ладно, это злодеи и примкнувшие к ним козлы. А что там у добряков? Общий принцип: если кто-то смелый, то наверняка впадёт в режим берсерка, а если добрый — то в лучшем случае наивный идеалист, а нередко и трус, которого жизнь будет закалять в режиме 24/7, пока не покроется каменной кожей. Протагонист, бывший полицейский Рик Граймс, почти в начале сюжета вынужден убить лучшего друга и своего спасителя за излишние притязания на власть в группе. Жена его с этим самым персонажем спала, к слову. Сын (тот самый КААААРЛ из мемов) пристреливает собственную мать, когда ту укусили; собственно, стёбный комикс основан на кадрах после той ситуации, а мы всё хохочем. Священник в группе жалеет зомби (!), а околобуддистский мужичок с шестом не желает убивать головорезов, только выводит из строя (это вредит группе). Бывшая забитая жертва домашнего тирана становится бой-бабой 100 уровня и впоследствии со скупой слезой убивает заражённую девочку, почти приёмную дочь. А что с Риком стало во время всей этой вакханалии? Успел зубами перегрызть шею бандиту, который пытался изнасиловать не только бой-бабу Мишонн, но и Карла. Мда. То ли ещё будет… Деконструкция удалась на славу!
    • В сайд-проекте «Fear the Walking Dead» добавляются ещё и злонамеренные власти с откровенно бандитскими методами и абсолютным небрежением к человеческой жизни.
  • The Last of Us — практически аналогичный пример. Ибо сразу после того, как началась эпидемия и закончилась еда, люди и показали свои истинную сущность. Приличных людей в игре можно пересчитать по пальцам одной руки, а постапокалиптическую Америку главным героям приходится делить с разрозненным тираническим правительством, революционерами, у которых цель оправдывает средства и, само собой, группами бандитов, мародёров и каннибалов.
    • Этот и предыдущий пример деконструкции за последние 10 лет так часто воспроизводились, что успели надоесть, и зрители в игроками в один голос восклицают: «Опять злобные истребляющие друг друга идиоты, не думающие о будущем человечества? И зомби, которые ни при чём? Когда уже будет нормальный постапокалипсис с нормальными людьми!» при каждом новом фильме или игре с подобным сюжетом. И да, оно, конечно, идиотов среди людей 95 %, а злобных среди них ещё полстолька же — но именно необходимость лицезреть их не только в жизни, но и на экране, и отвращает. Скорее всего, грядёт деконструкция деконструкции.
  • Crossed — очень жестокая и циничная деконструкция «зомби-апокалипсиса». Местные «зомби» — это заражённые «вирусом ненависти» живые люди, которые одержимы желанием пытать, насиловать и убивать максимально кроваво всех незаражённых (а иногда — и других заражённых). И они не вытворяют ничего такого, чего не сделал бы обычный человек, у которого внезапно пропали бы все сдерживающие его запреты и моральные преграды. Куча «на тебе!» в адрес большинства штампов, связанных с зомби, прилагается.
  • Becchin to Mandara — локальный зомби-апокалипсис начался после того, как этих самых зомби вражеские самолёты сбросили на квартал Сугинами во время авианалёта. И кто же будет зачищать от них город? Наверное, специальный отряд — всё-таки ситуация в сеттинге не такая уж катастрофическая. Но нет, расхлёбывает эту кашу компания маргиналов из городского сумасшедшего, который бегает без штанов и называет себя принцем Аситакой и двух напросившихся к нему в помощницы сбежавших из дома старшеклассниц: одна гопница с серьёзным психическим расстройством, а другая и вовсе житель Страны Эльфов! Очень тёмных эльфов. Если вообще существует. Выдадим им оружие и огнемёты, а вот насчёт защитных костюмов и даже нормального пайка извиняйте, не завезли — сражайтесь в чём есть (и в чём мать родила в том числе) и ешьте просроченные консервы. Девчонкам приходится спать в душной и тесной кабине заброшенного танка, не мыться, не бриться и не менять бельё неделями и мучиться от последствий пищевого отравления. Но не ждите весёлого трэша: из-за того, что все основные персонажи, мягко говоря, не в ладах с реальностью, повествование в манге очень рваное и представляет не то рассказ психотерапевту, не то предсмертные глюки — чего только стоит высовывающаяся из кустов Рей Аянами или внезапная стилизация под интерфейс RPG. И да, нелюбовь «принца Аситаки» к трусам и брюкам ему аукнулась — зомби укусили его прямо в это самое. Финал выжимает педаль в пол: Вельвет погибла под колёсами грузовика, куда её «толкнула Мандала» и сама стала зомби, однако сохранила человеческое сознание, и эксперимента, а заодно экономии средств ради, её назначили новым смотрителем и оставили дальше зачищать Сугинами. Одноногую и одноглазую инвалидку-то! Мандала, которую Вельвет так и не сумела убить, стала пианисткой и устроила кровавую баню на интервью перед отъездом в Европу. А всё потому, что она, скорее всего, всего лишь плод больного воображения главной героини — это и объясняет часть сюра.
  • «Тепло наших тел» — и книга и экранизация, в общем, не деконструкция, а больше игра со штампом (зомби там классические, а необычно то, что главный герой — тоже зомби, причем герой не простой, а романтический). Почти до самого конца кажется, что это просто интересный ромфант — с зомбями. А в конце оказывается, что зомби-то вполне можно снова сделать людьми. Просто никто этот момент не исследовал, случайно обнаружилось.
  • Zom 100 — манга, деконструкция деконструкции, по сути. Главный герой — мелкий офисный работник в Японии, измотанный бесконечным циклом рабочих дней (в условиях офисной каторги с начальником-тираном), давно позабывший все свои настоящие мечты, не выходивший на связь ни с родными, ни с друзьями уже долгое время и желающий лишь, чтобы «все вокруг сдохли» и эта губительная круговерть остановилась. Внезапно, случается зомби-апокалипсис, все вокруг «умерли», на улице творится хаос. Опечален ли главный герой? Чувствует ли отчаянье? Побежит собирать уцелевших, станет экономить ресурсы и беспокоиться о выживании человечества? Да щас! Он светится счастьем, ибо можно наконец-то не пойти на работу и сгонять на велике за пивом, увиливая от толп зомби. Возможность насладиться миром появилась лишь после гибели этого же мира: отныне герой стремится успеть исполнить сто своих желаний перед тем, как его съедят. Зомби здесь скорее как погодное явление: жизнь усложняют, но основной проблемой не являются. Если у типичных героев жанра основная цель — выжить да как-то пожить по-дольше, то у нашего — пожить, пусть и немного, но на полную, как человек, пользуясь брошенными благами.