Реконструкция

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Reconstructed Trope. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
А давайте мы просто возьмём надоевший всем троп и улучшим его, сохраняя его смысл

Итак, у нас есть поднадоевший всем жанр, от которого мы уже зеваем со скуки. Мы не любим этот жанр не из-за того, что он «устарел», сколько из-за его нелепости и нелогичности. Рыцарша ходит в бронелифчике вместо нормальной брони? Деконструируем! Теперь рыцарша получает стрелы в колено оголённый живот и начинает понимать, зачем броня должна прикрывать всё тело. Стоп, мы этот троп деконструировали много раз. Значит, пора обратиться к методу реконструкции! Теперь стрелы отскакивают от красивого сексуального тела нашей героини, ведь её бронелифчик зачарованный! А почему бронелифчик — ну, допустим, эти чары создавались местным безумным магом для стальных поясов верности в своём гареме, поэтому работают только на трусах и лифчиках.

Реконструкция — это вариант обоснования, противоположный деконструкции. Неестественные и нелогичные элементы штампа убираются, под естественные и логичные подводятся обоснования, и в результате в описываемый объект хочется верить даже самому прожжённому скептику. Иначе говоря, мы корректируем штамп, убираем всё лишнее, добавляем больше логичности и вуаля! В целом, этот приём более сложен в исполнении, чем деконструкция, но и плодов даёт больше.

Примеры[править]

Фэнтези[править]

  • Профессор Толкин порой заявлял о своём намерении — как мы сказали бы в наши дни — реконструировать принципы Романтического Средневековья, то есть прикинуть, как и за счёт чего подобное могло бы существовать на практике. Насколько ему это удалось — судить читателю.
  • Межевой рыцарь — Джордж Мартин реконструирует образ рыцаря и паладина, который сам же деконструировал в «Песни Льда и Пламени». Жизнь сира Дункана Высокого нелегка — он молод, едва-едва умеет сражаться. Он неблагородного происхождения, не умеет читать, и так беден, что в первом рассказе его меч не закреплен на поясе, а держится на веревке. И, в конце концов, он живет в Вестеросе! Но, несмотря на все это, сир Дункан истинный рыцарь. Он защищает невиновных, хранит верность своему сюзерену и даже спасает девушку от дракона!
«

Какая-то женщина пожелала ему удачи. Старик вышел вперед, чтобы пожать ему руку, и сказал: «Пусть боги придадут вам сил, сьер». Нищенствующий монах в потрепанной бурой рясе благословил его меч, девушка поцеловала в щеку. Они все за меня. — Почему? — спросил Дунк Пейта. — Что я для них? — Рыцарь, который помнит свои обеты, — ответил кузнец.

»

Супергерои[править]

  • Kick-Ass в киноверсии (в отличие от комикса). Немного изменив сюжет и сдвинув акценты, авторы экранизации превратили деконструкцию в реконструкцию.
  • Дж. МкКрей, «Червь» — шарды. Шарды — гигантские организмы, сочетающие функции завода, компьютера и телепортера с доступом к многомерной Вселенной, и способные объединяться в коллективные сверхорганизмы — Сущности. Сущности путешествуют по космосу в поисках разумной жизни. При обнаружении населённой планеты (или как правило нескольких её копий) Сущность выделяет часть образующих её шардов, распределяя их по многочисленным незаселённым «отражениям» планеты, т.е. по связанным измерениям. С разумными же Сущности и их шарды вступают в условно симбиотическую связь: отдельные шарды подключаются к отдельным представителям разумного вида и дают им частичный доступ к собственным возможностям, взамен получая новую информацию о собственных взаимодействиях друг с другом и со вселенной. С точки зрения разумного вида подключение индивидуума к шарду выглядит получением суперспособностей. По прибытию шардов на планете внезапно появляются суперы и как правило разделяются на героев и злодеев. Шарды активно способствуют этому разделению, подталкивая носителей к конфликтным ситуациям. Самим шардам нужна информация о новых способах использования их возможностей, т.к. шарды / Сущности ищут способ остановить энтропию. Когда приток новой информации от разумных иссякает, шарды / Сущности уничтожают планету и все её «отражения», используя выхлоп энергии от этого процесса для следующего перелёта.
  • Моя геройская академия — сам концепт фразы «Все хорошо, я здесь]]. Потому что пострадавшим надо верить во что-то хорошее.

Условности компьютерных и настольных игр[править]

  • Первая часть SpellForce — изящная реконструкция штампов жанра RTS через механику рун, которые хранят души воинов, и их можно призвать. Так объясняются и ретроактивное бессмертие героев, и призыв огромного количества войск сразу в виде взрослых мужиков, и их абсолютное повиновение.
    • Ну и, соответственно, пространственная ограниченность карт для локальных боёв — ибо мир у нас после очередного катаклизма именно такой.
  • Ever 17: The Out of Infinity — интересная реконструкция тропа разрушение четвёртой стены. Только осторожно, тяжёлые спойлеры. Читатель этой истории — всемогущее создание, которое может путешествовать во времени и видеть другие пространственно-временные континуумы (то есть загрузки, сохранения, перемотка, перепрохождения тоже являются частью игровой вселенной). При этом даются научно-математические обоснования, как существо из четвёртого измерения (в смысле нашего) может взаимодействовать с существами из третьего (игрового).
  • Архимаг Рудазова — реконcтрукция двух классических условностей D&D — получения опыта за подвиги и магия Вэнса. Правда первое оказалось всего лишь лженаучной теорией, в которою Креол почему-то верит.

Гигантские роботы[править]

  • Gundam — тотальная реконструкция несерьёзного детского жанра про волшебных роботов. Здесь вам и технически реалистичные (в пределах жанровых допущений) машины, появляющиеся как плод многолетних разработок, ограниченные в мобильности, автономности и боезапасе, а не древние подарки чудо-цивилизаций, бесконечно работающие на силе криков пользователя, и пилоты, нередко с нуля тренирующиеся в управлении роботами, а не избранные герои, с первого захода крошащие орды врагов как лихие ветераны, и противники-люди, просто сражающиеся за свою страну и идею, а не безликие космические монстры, живущие только чтобы прилетать на Землю раз в неделю и неизбежно умирать…
    • Ну, самый первый «Гандам» скорее ДЕконструкция, которая задала новые каноны, а вот Mobile Fighter G Gundam, который с турниром и ШАЙНИНГ ФИНГЕРом - это именно по адресу. Почему роботы сражаются по правилам? Потому что это состязание, а не тотальная война (и притом состязание, придуманное именно затем, чтобы избежать большой войны). Почему роботы яркие, аки ёлочные игрушки? Потому что это шоу для населения космических колоний, которые этих роботов, собственно, и выставляют.
  • Tengen Toppa Gurren Lagann! Что, гандам, в свою очередь, уже успели деконструировать? Не беда, обратимся к истокам, придумаем качественные обоснования и сделаем реконструкцию по второму кругу, добавим традиционно замечательные для Gainax рисовку и саундтрек. Получим один из шедевров всех времён и народов.
    • Персонально Камина - реконструкция героя. Далеко не идеальный человек со своими бзиками, который очень умело прячет страх за бравадой - но самое главное у него на месте: незыблемые принципы, высокая цель и сильная привязанность к близким людям, ради которых он будет отыгрывать идеального героя и выкладываться на всю тысячу процентов. Собственно, в первую очередь его стараниями Симон и стал идеальным героем безо всяких натяжек.

Попаданцы[править]

  • Twelve Kingdoms — реконструкция попаданцев. Главная героиня, Ёко, попав в параллельный мир, испытывает трудности и раз за разом попадает в беду. Вместе с ней туда попали двое одноклассников, один верит что он избранный и из зависти пытается убить героиню, другой сходит с ума и погибает. Тем не менее, Ёко находит новых друзей, которые помогают ей и таки становится королевой
  • Ni no Kuni 2: Revenant Kingdom — неожиданно в японской игре попаданцем оказался не очередной ОЯШ, а президент! Причём он не является протагонистом игры (хоть именно за него и проходим обучающий уровень), а ментором малолетнего короля Эвана, который и является главным героем игры.
  • Drifters — опять же, вместо шаблонных ОЯШей в фэнтезийный мир попадают исторические личности после смерти. И они фактически вытворяют то же самое, что делали в предыдущей жизни.
  • Александр Прозоров, «Боярская сотня» — в отличие от других произведений этого жанра, здесь в эпоху Ивана Грозного попадает целая толпа профессиональных реконструкторов в полной боевой выкладке, а также необходимым набором знаний и умений в придачу.
  • Егор Чекрыгин, «Хроники Дебила» — ГГ, попаданец в бронзовый век, неоднократно демонстрировал знакомство с жанром, преимущественно при очередном обломе своих прогрессивных начинаний.
  • «Ублюдок FFF ранга» — местный герой, попавший в фэнтези-мир, с первого раза начинает спрашивать главного злодея про то, почему тот сидит в башне, пока его союзники гибнут, или почему посылает сначала слабых, а потом более сильных… Злодей говорит, что наш попаданец просто не понимает политику демонов — и сотни глав спустя объясняется, почему он прав. Мир — тренировочная площадка; злодей — одна из поддерживающих её сил, существующая в сотнях вариаций одной реальности. Действовать в каждой у него мозгов не хватит, вот и приходится или сидеть смирно, или делать во всех мирах одно и то же. Уровень злодея ограничен уровнем героя, вот только привыкнуть к внезапно ослабевшему телу не так-то просто, а для взлома своего мира и побега вовсе требуется крайне большой уровень. Вот потому злодей и прокачивает героя в надежде или посражаться как следует, или даже расшатать стены своей тюрьмы, пока крайне высокоуровневый герой будет его убивать.
  • Arifureta Shokugyou de Sekai Saikyou — что? Опять ОЯШи-попаданцы? Ну да, опять, только вот затянуло их больше, чем планировалось, а королевство, куда они попали, не знает, чего с ними теперь делать. Вроде как ждали героя, а получили толпу подростков, да ещё и закомплексованных. Ну начали тренировать. А чему их научить смогут? Дубинками махать? Файерболы кастовать? Оперативное искусство у них там вообще на уровне античности, даже не средневековья — тем более что за годы мирной жизни все накопленные познания растеряли: как говорится, «не знали, да ещё и забыли». Но у мира есть своя предыстория — сеттинг не такой статичный, как кажется на первый взгляд, а (бес)славные герои далёкого прошлого рассовали по разным углам с полдюжины роялей. А что до того, кто их призвал… В общем он сам тот ещё фрукт и очень пожалеет о содеянном.

Боевики[править]

  • Борис Громов, «Терской фронт» — антагониста третьей книги, человека, организовавшего банды на официально необитаемых землях в серьёзную силу, с которой приходится считаться, зовут Чёрный Полковник. Штамп? Штамп. Главный герой даже это подсвечивает: мол, это же отдающее фиглярством и дешёвой опереткой прозвище стереотипного злодейского главаря! Разве можно такое всерьёз воспринимать? А по ходу книги клишированное прозвище старательно реконструируется: во-первых, у Полковника лицо, обгоревшее до черноты. Во-вторых, он служил в морской пехоте, где носят флотскую форму чёрного цвета, но при этом — «сухопутные» воинские звания (в частности, «полковник», а не «каперанг»).
  • Black Lagoon — реконструкция всего жанра «тех самых» боевиков 80-х: большие пушки, разбитые в кровь костяшки пальцев, гадские гады, пацанский кодекс. Непонятки объяснены, причины показаны и (главное!) любая интрига сопровождается ураганным экшеном: где ещё можно видеть, как вертолёт сбивают ТОРПЕДОЙ??!!!11 Сейчас так не снимают. По-этому пришлось рисовать. Японцам. А вот с русскими подкачали — слишком уж хороши получились.

Космоопера[править]

  • Mass Effect — без комментариев. Одна сплошная реконструкция приевшихся космооперных штампов.

Одежда и внешний вид[править]

  • Некоторые фэнтези-произведения пытаются деконструировать постоянное ношение магами длинных и не очень удобных мантий. Встречаются реконструкции: мантии зачарованы на защиту от физического и магического урона, чтобы заменять доспехи воинов. Ради безопасности можно и потерпеть не очень удобный покрой и слабую защиту от перепадов температур. А некоторые ещё и дают бонусы к силе заклинаний и запасу маны. А в D&D, например, заклинания требуют сложных жестов, а соответственно — активно двигаться, чему броня мешает.
  • RWBY – вот и напрашивается, почему многие персонажи так ярко выглядят? Потому что в мире мультсериала произошла тотальная война, поражение в которой могло привести к исчезновение индивидуальности и формы самовыражения. Вот и ходят как цветастые попугаи в знак того, что этого никогда не повторится. Кроме того, каждое живое существо обладает Аурой, которая поглощает весь урон. Так что любой Охотник может и вовсе отказаться от практичной одежды в пользу бронелифчиков. В общем, дело вкуса.
  • Oglaf — шутки ради орки используют вместо тяжёлой брони бронелифчик. Он легче, чем броня, так же защищает (потому что латы хреновые), внешний вид орков в сабже устрашает врагов и ободряет солдат.
  • Кинематографическая Вселенная Марвел — в целом, все костюмы, которые носят герои. Дань оригинальному дизайну все же отдана(плащ и туника у Стрэнджа, общий дизайн костюма Кэпа, диадема у Алой Ведьмы, вырезы на костюме у Гаморы в первом фильме, и.т.д), но автор не забывает напоминать — костюмы, которые носят герои, заточены под реальный бой и в них, так или иначе есть какая-то защита. Ну или нужное снаряжение.

Отдельные штампы и явления[править]

  • «Таня Гроттер» — семья Дурневых, копиркины роулинговских Дурслей. Получилась пародия на пародию, потому что Дурсли сами по себе карикатурны и являются сатирой на обычных обывателей (и на караул-спасателей, но это уже не столь очевидно). Но к счастью, вдавливать педаль в пол и делать родственников Тани садистами и полными чудовищами, как это нередко делают в фанфиках по ГП, Емец не стал. Наоборот, он наделил Дурневых обычными человеческими чертами, и они стали довольно живыми и по-своему интересными персонажами. Получилась этакая реконструкция образа злых опекунов сиротки: безответственных, эгоистичных, отыгрывающихся на беззащитной падчерице — в общем, недобрых личностей, но всё же не маньяков.
      • Ну как "Емец не стал" - в первой книге-двух очень даже пытался: и в обносках-то Таня ходит куда более ужасных, и относятся к ней как минимум не лучше (а местами и похуже), чем к Гарри, и кормят едва ли не просрочкой (нормальные продукты тайком таскать приходилось), и жила она на лоджии вплоть до самых холодов. Да и детдома она избежала только потому, что опекун депутат - скандал-с может быть.
    • Дальше — больше: в последующих книгах Дурневы предстают как одна сатана, несущая в себе тонны разрядки смехом. А уж когда дядя Герман становится председателем общества В. А. М. П. И. Р, Пипа открывает в себе интуитивную магию, тётя Нинель осваивается в магических бутиках, а в их квартиру попадает оборотень Халявий… Скажем так: Дурслеям ТАКОЕ могло привидеться разве что в кошмарном сне.
      • Да, они типичные представители общества потребления и с недоверием относятся ко всему, что не укладывается в границы их понимания. Но особой фобии по отношению к магии нет. У тёти Петунии же погибла сестра, поэтому понятен панический страх. Дурневы находятся в более отдалённом родстве с местными "Поттерами-Эванс" Гроттерами, что бы психическая травма была так тяжела.
  • Horizon: Zero Dawn — прекрасная реконструкция мономифа Кэмпбелла. А всего-то и нужно было, что поменять жанр: мономиф обычно применяется в фэнтези и космоопере, а здесь твёрдая постапокалиптическая фантастика, через которую и даются обоснования штампов.
  • «Шин Годзилла» и аниме-трилогия о Годзилле же реконструируют собственно самого Годзиллу, превратив его из всемогущего радиоактивного монстра в тоже всемогущего, но всё же более наукообразного и необычного монстра. Что-то похожее пытался сделать Роланд Эммерих, но не разобрался и испортил всё, что в Годзилле было хорошо

Примечания[править]

  1. Скорее аллюзия шутки ради. Но шутка удачная, поэтому пусть будет под спойлером.