Кому на Руси жить хорошо?
«Кому на Руси жить хорошо?» — последняя поэма Некрасова, написанная в период 1863—1877 годов. Повествует о поисках счастливого человека на Руси семерыми крестьянами. Характерной особенностью поэмы является её частушечный стиль, благодаря которому её строки надолго остаются в памяти и легко запоминаются.
Сюжет[править]
Сюжет поэмы достаточно прост. «На столбовой дороженьке/сошлись семь мужиков», у которых завязался спор: кому на Руси живётся весело? Варианты предложили такие:
« | Роман сказал: помещику, |
» |
За этим спором крестьяне не замечают, как проходит день. Мужики решают переночевать в лесу, однако у костра у них снова завязывается старый спор. В этот момент из гнезда выпадает птенец птички пеночки; крестьяне спасают птенчика, и за это пеночка рассказывает крестьянам, где находится скатерть-самобранка. Заполучив скатерть, крестьяне решают не возвращаться домой, пока не найдут ответа на свой вопрос.
Что тут есть?[править]
« | Сидел на губернаторстве |
» |
- Даровать вольную — рассказ одного из персонажей о «крестьянском грехе»: адмирал-вдовец завещал отпустить на свободу восемь тысяч крепостных… но наследник, не желавший терять такое богатство, подкупил старосту, который хранил завещание, и оно было сожжено.
- Кающийся грешник — Кудеяр-атаман. В конце жизни его замучила совесть за пролитую кровь.
- Магия имени — жители деревни «Большие Вахлаки» разыгрывают крепостное право перед своим сумасшедшим и умирающим господином, так как его наследники пообещали крестьянам земли. Слово «вахлак» обозначает неуклюжего и незадачливого человека. Ну и, по итогу, крестьяне так и не получают земли от наследников. Подсвечено, к слову, одним из персонажей
- Полное чудовище — пан Глуховский. Жестокий помещик, тиранящий своих крестьян и даже похваляющийся этим. После того, как разъярённый Кудеяр закалывает пана ножом, все его грехи были прощены — настолько это отвратительный человек был.
- Раньше трава была зеленее — общий лейтмотив эпизода с помещиком. Да, в России, которую мы потеряли, тоже тосковали о России, которую они потеряли!
- Собачье послушание — холоп примерный Яков верный из одноимённой песни.
- Соль вставная песня «Солёная»: мать пытается накормить ребёнка, но тот, хоть и голоден, не может заставить себя съесть лепёшку без соли, а соли в доме ни крупинки. Мать обманывает ребёнка, посыпая хлеб мукой — а её солёные слёзы довершают дело.
- Темнее и острее — ну, или унылее и безнадёжнее, если хотите. Оригинальная концовка предполагала, что мужики, так и не найдя счастливого на Руси, вернутся в свои деревни, однако по пути решили зайти в кабак, что стоял неподалёку от их деревень. В кабаке крестьяне встретят пьяницу, подпоясанного лычком, и садятся с ним выпить. Таким образом получалось, что на Руси самым счастливым является пьяница.
- Точку ставит смерть — Хотя изначально поэма должна была быть вдвое длиннее (8 частей против 4 написанных), автор понимал, что умирает, и потому постарался логически завершить поиски счастья строками о Грише, сыне сельского дьячка и талантливом поэте. Так мы и не узнаем, хорошо ли жилось на Руси купцу, чиновнику, министру и самому царю — но из общего тона поэмы ясно, что скорее нет.
- Умею есть омары и садиться в Бентли — среди встреченных на сельской ярмарке есть дворовый человек князя Переметьева, считающий себя дворянином на основании… Наличия у себя подагры:
« | Чтоб получить ее — |
» |
— Да уж, настоящий дворянин |
- Шоу внутри шоу — вставные песни в главе «Пир на весь мир»