Магия имени

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Назовите «Геркулесом» —
И скомандуйте: Вперёд! —
И она без ледореза
Льды на Полюсе пробьёт!
А «Корытом» назовёте —
Не уйдёте от беды:
Ваша яхта и в болоте
Нахлебается воды.
»
— Е. Чеповецкий, «Капитан Врунгель поучает Лома»

Издревле люди верили, что между предметом и его наименованием есть мистическая связь. Что знание имени даёт кому-то магическую власть над чем-то/кем-то. Что в имени раскрывается сущность объекта, который этим именем назван.

Из этой веры проистекали некоторые довольно распространённые культурные явления.

  1. Говорящее имя. Родители надеялись, что, дав ребёнку наименование объекта, обладающего желательными свойствами, они сообщат этому ребёнку самые свойства. На том или ином уровне все наши имена являются говорящими.
  2. Запрет на имя. В некоторых культурах запрещалось произносить имена особо почитаемых богов/демонов/царей/животных, чтобы не причинить этим какого-либо нежелательного магического воздействия. Порой запрет распространялся на имена вообще всех носителей данной культуры: они держались в тайне, а люди общались друг с другом, используя прозвища. Иногда запрет на имя преследовал цель дегуманизировать того, кого по каким-то причинам тебе неудобно было считать человеком. Например, древнеримские рабы не имели права даже друг к другу обращаться по именам: они должны были использовать клички, которые даст хозяин. В концлагерях людей обязывали откликаться на номер, а живодёры из отряда 731 называли подопытных людей «брёвнами».
  3. Когномен или прозвище — восходит сразу к обоим вышеперечисленным явлениям. То ли с целью сохранить своё подлинное имя от недоброй магии, то ли с целью выделиться из группы, носящей одинаковые имена, а то и по чужой воле человек брал прозвище, под которым его и знали.
  4. Перемена имени. Как правило, знаменует серьёзные перемены в жизни человека. Настолько серьёзные, что он уже не может оставаться прежней личностью, он стал другим человеком. Перемена имени была также способом «обмануть судьбу». У восточноевропейских евреев тяжело заболевшему ребёнку давали второе имя, надеясь таким образом спасти его от смерти, предназначенной для него.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • «Румпельштильцхен» — народная сказка, известная в обработке братьев Гримм: королева должна угадать имя злого карлика, потребовавшего отдать первенца за помощь. Когда она называет правильный ответ (долго не могла угадать, но подслушала, как он бахвалится), карлик проваливается под землю.
    • Похожие мотивы с угадыванием имени злого волшебного существа есть в народной исландской сказке «Гилитрутт» и в народной английской сказке «Том-Тит-Тот», где королева также должна угадать имя существа, помогающего ей прясть. А ещё финская народная сказка «Мневезёт», чешская сказка «Мартинко Кинкаш», французская сказка «Вирлуве».

Театр[править]

«

Я дам тебе имя — Вот простейший приём колдовства. Как ты хочешь, чтоб я тебя звал? Как ты хочешь, чтоб мир тебя знал?

Я дам тебе имя! Миром правят слова. Лишь тот всесилен, Кто владеет искусством имён.

Кто назвался, вписал себя в круг, Кто назвался, открылся врагу и уже побеждён.

»
— Рейстлин Маджере раскрывает суть тропа

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • «Кому на Руси жить хорошо» Николая Некрасова, глава «Последыш». Село, жители которого согласились изображать перед бывшим господином сохранение крепостного права в обмен на дополнительную землю от наследников, называется Большие Вахлаки. Одно из значений слова «вахлак» — неуклюжий, незадачливый человек. Надо ли говорить, что после смерти последыша крестьяне никаких земель не получили? Было подсвечено одним из персонажей.
  • «Волкодав» Марии Семеновой: у веннов и сегванов (как и у славян с викингами, их прототипов из реальности) настоящее имя человека положено знать только самым близким родственникам, а остальным достаточно прозвища, отсюда и постоянное «люди зовут меня так-то» при знакомствах. Делается это как раз для того, чтобы злые потусторонние силы не смогли причинить вреда человеку через его имя. А учитывая, что по местным верованиям, «не-человеком» может оказаться даже тот, кто живёт дальше чем в одном дне пути от селения, такая предосторожность просто необходима.
    • Главный же герой имени вообще не имеет — ему сорвали обряд инициации, и теперь у него есть только прозвище. Теоретически это может означать, что он-то как раз неуязвим к такому колдовству, однако и прозвище не спешит называть каждому встречному.
  • Ник Перумов, «Дочь некроманта»: главная героиня, урождённая Лейт, задумав отомстить убийце своей приёмной семьи, меняет имя на Ниакрис (эльфийское слово, обозначающее безумную, всепоглощающую ярость и жажду крови).
  • В «Сердце меча» Ольги Чигиринской бесправные генномодифицированные рабы не имеют имён и откликаются на сменные номера и клички. Так их создателям проще считать их за нелюдей, «говорящие орудия». Получив имена, рабы начинают считать себя людьми, и их поведение начинает меняться.
    • Многие герои носят «говорящие» имена и идентифицируют себя со значениями имён: Дик сокращает своё настоящее имя до «Ран» — «мятеж». Второе имя, данное ему спасителями, на инопланетном языке означает «рождённое от Духа». Гедеон (ассоциирующий себя через имя с библейским военным вождём) и Майлз («воин») находят опору для развития личности в своих именах.
    • Моро фактически отказывается от своего прежнего имени, по словам автора, превращает его в анаграмму, что становится одним из шагов на пути к саморазрушению. Дик на определённом этапе пути героя вспоминает своё настоящее имя, и это становится шагом на пути к обретению целостности. Однако его тёмное альтер-эго фактически безымянно. Вновь обретённые родственники немного изменяют имя Бет («Элисабет» — «Эльза»), пытаясь разрушить связи девушки с прошлой жизнью и встроить в новую среду.
  • «Часодеи»: чтобы убить («зачасовать») мага-часодея, необходимо знать его часовое имя.
  • «Дева и Змей» Натальи Игнатовой: чтобы подчинить фэйри, нужно узнать его истинное имя от фэйри, знающего его (по тому же принципу). По этой причине главный антигерой жестоко наказывает слуг, которым его возлюбленная неосторожно представилась (как впоследствии оказывается — недостаточно жестоко). Когда же та же возлюбленная выдаёт его имя деревенскому священнику, он попадает под его власть… но вырывается из-под неё.
  • Ольга Голотвина, «Представление для богов» и все последующие книги. Имя очень важно. Во-первых, оно есть только у дворян или свободных людей: рабы, бродяги и незаконнорождённые вынуждены довольствоваться кличками. Хотя имя обычно мало говорит о своём владельце, сменить его — дело немыслимое, и такие истории наперечёт. К примеру, главный герой первых книг, бывший раб Орешек (прозвище получил за цвет волос) был принят в клан высшей аристократии за великий подвиг и получил имя Ралидж Разящий Взор. А охотник, столкнувшийся с древним Совиным Божеством и получивший на память об этом птичьи когти на руке, сменил имя на Шенги Совиная Лапа сам, в благодарность богам, что живой остался.
    • Разыскиваемый чуть не во всех странах преступник Айрунги Журавлиный Крик везде называется своим настоящим именем — чужим же нельзя!
  • Сварог получил мощнейшую защиту от чёрной магии (не абсолютную, но довольно близкую к ней) за счёт того, что во время переноса между мирами тёмные силы не смогли узнать его настоящее имя.

На других языках[править]

  • «Волшебник Земноморья» Урсулы Ле Гуин: магия в этом мире действительно базируется на знании подлинных имён людей и предметов, взятых из Истинной Речи — древнейшего праязыка, от которого пошли все прочие наречия.
  • Звездолёт «Авангард» из романа «Пасынки вселенной» Роберта Хайнлайна упоминается и в других произведениях автора, где становится понятно, что был он первым запущенным к другой звезде кораблём. Потому, видать, и назван был в честь военного термина «авангард», т. е. «передовой отряд». А что обычно происходит с передовыми отрядами в битвах? Вот и со звездолётом то же самое.
  • Цикл «Драконья погибель» Барбары Хэмбли: можно подчинить себе дракона, узнав его истинное имя (выраженное, между прочим, мелодией).
  • «Досье Дрездена»: зная полное имя духа или человека, можно оказывать на него влияние. С оговоркой: недостаточно увидеть написанное имя, надо в точности знать, как его произносит хозяин имени. Даже если имя предельно простое, какой-нибудь Джон Смит, всё равно нюансы имеются.
  • «Эрагон»: можно подчинить себе кого угодно, если узнать его «истинное имя» — совокупность всех свойств его характера, которые олицетворяют личность.
  • «Крабат»: увести ученика с дьявольской мельницы, спася тем самым его жизнь и душу, может только любимая девушка. По этой причине ученики боятся, если уж завели девушку, произносить её имя на мельнице: Мастер услышит (ну, или штатный стукачок Лышко донесёт), и тогда Мастер по имени нашлёт на девушку смертельное проклятие. Крабат, не будь дурак, вообще даже не спрашивает у своей любимой девушки имя, и называет её по прозвищу: Певунья. У Крабата и Певуньи вообще всё вышло эпично: Крабат за отказ стать новым Мастером был приговорён старым Мастером к смерти — а если приговорённого уведёт его девушка, то проклятье отскочит на самого Мастера и разрушит его школу. Так и вышло.
  • «Имя ветра» Патрика Ротфусса: магия имён — самая сильная и самая трудноподдающаяся изучению.
  • «Огр, огр!» — педаль в пол. Вся вселенная работает на магии имён: если кот с оранжевым окрасом шерсти поступает к кому-то работать агентом — вокруг него начинает вянуть растительность, потому что он теперь «эйджент орандж» (agent orange — крайне токсичное для людей гербицидное средство, применявшееся американцами в ходе вьетнамской войны). И так там всё!
  • В мире «Чёрного отряда» произнесённое настоящее имя чародея лишает того магических сил, оттого все и используют прозвища: «Властелин», «Госпожа», «Душелов» и т. д., хотя и не-чародеи из того же Отряда тоже пользуются прозвищами, а не настоящими именами. В первой книге Костоправ упоминает, что настоящие имена членов Отряда знает только сам Капитан.

Телесериалы[править]

  • «Доктор Кто», эпизод «Код Шекспира» — Падальщицы используют неизвестную науку, которая работает на именах и приводится в действие определёнными словами. По-сути — та же магия. В первый раз, Доктору удаётся прогнать их назвав их имя. Когда Марта пытается повторить фокус, те смеются и сообщают ей, что сабж работает только один раз. Одна Падальщица пытается назвать имя Розы, но Доктора это только бесит. В конце концов, героям необходимо закрыть портал в театре «Глобус». Доктор просит самого великого драматурга придумать заклинание, пользуясь сабжем, чтобы закрыть портал и отправить Падальщиц восвояси. Ему удаётся, правда он не может придумать рифму для последней строки. Её придумывает Марта: «Экспеллиармус».
« Использовать меня решили вы,/Но план ваш провалился в никуда!/Наш добрый Доктор - помощь в трудный миг!/Вам ничего не светит, господа!

Вас, Падальщицы, неудача ждёт/В осях 761390!/Мы снизим вашей злости градус!/Я говорю «Экспеллиармус»

»
— Ульям Шекспир

Мультсериалы[править]

  • The Wuzzles: все «сдвоенные» зверюшки (Шмелев, Медвябочка и прочий дурдом) просто получили свои имена по тем двум сущностям, из которых состоят (шмель + лев, медведь + бабочка и т. д.) Почему же тогда Тигренот богат, как царь морской? Да потому, что Tiger + Raccoon = Tycoon. «Магнат» в сумме получается.

Веб-комиксы[править]

  • «Гоблины: жизнь их глазами»: демон будет выполнять волю того, кто назовёт его по имени. Нет, не надейтесь, что первого встречного демона будут звать Уолтер! И даже если в параллельной вселенной его зовут Гриннорарцен — не стоит полагаться на то, что здесь ему досталось то же самое имя.
  • Oglaf: маги-аппелломансеры могут поменять кому-нибудь имя и заодно сущность.

Аниме и манга[править]

  • Манхва «Башня Бога»: после предательства Лайел Баам меняет имя и даже личность.
  • «Унесённая призраками»: приняв Тихиро на работу, Юбаба даёт ей новое имя… точнее, отрывает от её имени кусочек, оставив только первый иероглиф, и меняет его прочтение (японское «ти» на китайское «сэн»). В результате девочка постепенно забывает свою прежнюю жизнь, родителей и себя саму. Лишь вспомнив прежнее имя, она вспоминает и всё остальное.
  • Bleach: обретение шикая основано на том, что синигами узнаёт имя своего занпакто;
    • А вот Юмичика дал своему занпакто кличку, чтобы не раскрыть его подлинную силу (учитывая, что в 11-м отряде не жалуют оружие кидо-типа, ему пришлось прибегнуть к такой маскировке);
    • Ичибей Хьёсубе из Нулевого отряда особенно хорошо знает толк в именах. Ведь именно он дал имена всему, что есть в Обществе Душ (а возможно и в мире). Он же знает имена всех занпакто и т. п.
      • В целом, сила его занпакто также основана на Именах: стирая старое и записывая новое имя, он может уменьшить силу противника и т. п.
      • После того, как от Ичибея осталась одна голова, после произнесения его имени Ичибей сумел воскреснуть.
  • «Тетрадь Смерти»: для того, чтобы убить человека, нужно записать в Тетрадь его настоящее имя. С вымышленными именами и псевдонимами номер не пройдёт. Однако пишущий ещё и должен знать, как выглядит жертва — все люди с одинаковыми именами от одной записи не умрут.

Видеоигры[править]

  • Neverwinter Nights: Hordes of Underdark: зная истинное имя персонажа, можно подчинить себе его волю.
    • В том числе это позволит перед последней битвой удержать при себе спутников, если дьявол всё-таки смог убедить их перейти на свою сторону. А если повезёт узнать истинное имя самого дьявола, то можно будет просто приказать ему убить себя
  • Neverwinter Nights 2: Зная истинное имя дьявола или демона, можно отдать ему любой приказ. Например, заставить демона Заксиса открыть проход в центр убежища Аммона Джерро.
    • Субверсия: Дьявол Мефазм открывает герою своё истинное имя, чтобы он мог освободить Мефазма. Мефазму хочется освободиться, а герою нужно пройти через тоннель, который в котором Мефазм по приказу своего господина держит магический барьер. Но если вместо этого приказать Мефазму убить всех врагов героя, то не станет этого делать, потому что открыл герою своё имя с явно оговоренным условием — только для выполнения приказа «освободись». А любые другие просьбы героя он исполнит исключительно «по доброте душевной» (из-за какой-то необъяснимой симпатии к герою).
    • Чтобы окончательно уничтожить Пожирателя Тени, нужно прочитать очень длинное и сложное заклинание, включающее в себя его Истинное Имя, и только потом можно добивать.
  • Planescape torment: Вонючка, один из неписей, проклят как раз с применением магии имени, но можно снять это проклятие. Именно он и задаёт Безымянному вопрос: что лучше — знать своё имя или нет?

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40 000: имена демонов составляют их сущность, и если узнал Истинное Имя, то демон будет тебе подчиняться. Верно и обратное: демон, узнавший настоящее имя человека, приобретает над ним власть.
    • Самый крутой демонолог в истории, маг Тысячи Сынов Ктесиас, знал десятки тысяч Истинных Имён, включая имя Думбрида — величайшего демон-принца Кхорна, но в расплату стал самым настоящим хилым магом.