Раньше трава была зеленее

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Nostalgia Filter. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« «В последние годы наша земля вырождается; видны знаки того, что мир быстро идет к своему концу; мздоимство и развращенность властей стали обычными; дети перестали слушаться родителей; каждый хочет написать книгу». »
— Египетский текст, 2800 г. до н. э. Якобы.
« «Раньше трава не могла быть зеленее потому, что была чёрно-белой». »
« Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом. »
— Екклесиаст 7:10.

И небо голубее, и вода мокрее, и девушки красивее… А сейчас — а что сейчас? Полный отстой, деградация, и куда, черт побери, катится мир?

Знакомо? То-то. Особенности психики заставляют человека, как правило, идеализировать прошлое, и, оглядываясь в середине или в конце пути назад, вспоминать, как было всё хорошо, когда был молод и горяч. Позитивное восприятие себя-тогдашнего автоматически переносится и на окружавшую в то время действительность, отчего она и кажется лучше, чем сейчас — и, возможно, даже лучше, чем была на самом деле. Негативные черты тех времён размываются в памяти, забываются или игнорируются, позитивные — выпячиваются и приукрашиваются.

Смежный троп — Тени былого величия, но в нём описывается объективная реальность — настоящая или вымышленная. В отличие от названного тропа, предмет этой статьи относится лишь к субъективному восприятию окружающего мира.

Не путать с тропом Уже не торт, которая описывает реальный упадок произведения или какой-нибудь франшизы. В нашем случае мы лишь описываем мнение так называемых «олдфагов», которые создают у себя в голове иллюзию «раньше было лучше».

Не забываем, что авторы могут хорошо заработать на этом тропе. Создавая произведения, которые полностью подражают тайтлам прошлого, они получают прибыль с ностальгирующих «старичков». Об этом явлении есть отдельная статья.

Если люди с ностальгией вспоминают неоднозначную эпоху, например, девяностые, на которые пришлось их детство, забывая, что это им жилось хорошо, а другим не очень (и они не выжили, чтобы поностальгировать) — значит, эти люди попали под троп Систематическая ошибка выжившего.

Примеры[править]

Фольклор[править]

« Раньше были времена, а теперь мгновенья, раньше поднимался х**, а теперь давленье »
  • Известный анекдот про внучка и дедушку, которому «при Сталине» жилось лучше, в частности, эрекция была.
    • А вот Ходжа Насреддин похожим образом доказывал, что раньше было не хуже. «В молодости я не мог этот камень поднять, не могу и теперь».
  • Доклад доктора Рональда Гибсона в Медицинском обществе города Портмунда (google it!)
  • Сама концепция «Золотого века». Раньше всё было хорошо, а потом какая-то дичь началась несусветная.
  • Серия нецензурных частушек, начинающихся со слова «Раньше». В эпиграфе к разделу одна из них, но на самом деле частушек гораздо больше.
  • «Да нет, трава нормальная, а вот кокс и в самом деле лучше был…»
  • Мой отец: «телефон неделю назад зарядил, еще на месяц хватит». Я: «телефон заряди, наушники заряди, часы заряди, сигарету заряди, машину заряди… и так каждый день».

Литература[править]

« вампиры кто постарше помнят

что был сплошной гемоглобин сейчас укусишь и как будто водичку из под крана пьёшь

»
— Пирожок с тропом
« — Романтика, прощай навек!

С резною костью ты ушла, — Сказал пещерный человек, — И бьёт теперь кремнём стрела.

»
— Редьярд Киплинг
  • «Бородино» — «Да, были люди в наше время…» Учитывая, что говорит это старый солдат, место изречению не только в «былом величии», но и здесь.
  • Ольга Громыко, «Цветок камалейника». Раньше действительно было лучше — потому что мир захватили злобные твари, из-за которых нарушился естественный и полноценный круговорот жизни. И да, трава раньше действительно была зеленее — а теперь без особых ритуалов она вообще не вырастает.
  • А. Усачев, стихотворение «Эх!» («— Эх! — вздыхали рыбаки»). И его экранизация — третья новелла мультфильма «Тройная уха» (1996).
  • Роберт Хайнлайн «Дверь в лето» — инверсия. Протагонист толкает прочувствованную речь на тему «в будущем всегда лучше, какие бы новые сложности это будущее ни принесло».
  • Аластер Рейнольдс «Спячка» — раньше действительно было лучше, а теперь вокруг какая-то сраная матрица с парой десятков тысяч живущих, миллиардами спящих и диктатурой ИскИнов. Но это действительно во имя блага человечества.
  • Евгений Лукин «Чёрный сон» — два пенсионера в начале девяностых в очереди за куриными лапами сокрушаются на тему «надо же было Такую Страну развалить!». Впрочем, чуть позже выясняется, что по мнению одного всё развалили дерьмократы в 1991, а по мнению другого — коммуняки в 1917.
  • «Вычеркнутые из жизни» Сергея Тармашева — кое-что раньше объективно было лучше, если на взгляд героев смотреть. Раньше, когда ещё на знали о наступлении ареала, здания строили на совесть — в итоге герои многих книг селятся в таких ушедших в аномальную зону постройках, а не в более новых, построенных из расчёта «через пяток лет всё равно или разбирать, или бросать». Ещё раньше, когда об особых свойствах ареала никто особо не знал, его исследованием занимались исключительно фанаты науки во главе с профессором Лаврентьевым, а потом пришёл сначала коррумпированный Ареал, потом и вовсе разбойничья вольница. При это объективно, со стороны внешнего мира «раньше было лучше» не работает.
  • «Выбор» Альфреда Бестера — игра с тропом. После изобретения машины времени люди массово бегут в другие времена, которые кажутся им Золотым Веком. Каждый считает, что живёт в самое худшее время и идеализирует остальные. Некоторые осознают свою ошибку и пытаются вернуться обратно. Даже если это обратно, например, Хиросима образца 1945 года.

Кино[править]

  • «Реальные упыри» — комедийная подача тропа: Владислав Тыкатель постоянно вздыхает по старым добрым временам, когда можно было всласть попытать людишек, чтобы снять стресс, да и завести рабов никто не мешал.
  • «Полночь в Париже» — ГГ мечтает о Париже в двадцатых годах прошлого века, когда там собирались известные писатели. Когда он там на самом деле оказывается и знакомится с девушкой, та считает золотым веком «Прекрасную эпоху» и даже решает там остаться. Сами же жители той эпохи считают, что было гораздо лучше во время Ренессанса. Тут уже и сам ГГ осознаёт этот сабж и решает вернуться в наше время.
  • «Хранители» — подсвеченный внутримировой пример. «Мне 67 лет. И будущее с каждым днём становится все мрачнее. А прошлое, вместе со всей грязью, которая там была, светится все ярче».

Аниме и манга[править]

  • Да просто аниме и манга. Найдите на Ютубе комментарии к отрывку из какой-нибудь классики — обязательно будут разглагольствования, что сейчас ничего стоящего не снимают.
    • Причина этому очень проста. Приобщаясь (вне Японии) к направлению, неофит начинает с какого-то известного тайтла, но если тот его не сквиканул — перебирает так называемый золотой фонд. Всё то самое хорошее, запомнившееся и на слуху за последние лет 30. NGE, Cowboy Bebop, Madoka Magica, ну и так далее. Потом, перебрав вроде бы все из прошлых лет, что достойно внимания, уже заматеревший отаку начинает смотреть онгоинг, то есть идущее по телевизору в Японии «вот прямо сейчас». И внезапно оказывается, что слепящий вин тысячелетия появляется хорошо, если раз в сезон. А остальное там — шлак, дикий шлак и такой отстой, что даже фансабберы не переводят. Конечно же — предмет статьи! Надо же поныть! Осознание, что раньше за несколько месяцев/лет ты пересмотрел концентрированный опыт лет так 30 (а то и 40, если заходит старая рисовка) — обычно не приходит.
    • Знакомый автора правки собрал статистику по нескольким онлайн-базам данных, и в результате получил, что концентрация винов достигла максимума в 2007 году, а после него идёт стабильный спад оценок.
    • Таки в одном принцип действительно соблюдается: по красоте отрисовки ни одно современное аниме не может тягаться с лучшими образцами прошлого, нарисованными вручную на целлулоиде. Но цифровая графика дешевле, а богомерзкое тридэ — ещё дешевле.
      • Ufotable передаёт привет
      • Это уже чистая вкусовщина. Современная рисовка не хуже классической. Но он точно согласится, что большая часть попыток аниматоров в CGI только оставляет желать лучшего. К счастью, большая часть современного аниме предпочитает придерживаться 2D рисовки (в основном, CGI-аниме снимают гайдзины из Netflix, которые не шарят в теме). Японские аниматоры ещё не научились рисовать хорошее Три-Дэ, но встречаются приятные исключения. Например, Beastars и Houseki no Kuni, в которой CGI не кровоточит глаза.
    • И ещё пару слов на данную тему. Если вы считаете, что 90-ые являются золотой эпохой аниме, то вы очень сильно ошибались. В то время Япония переживала тяжёлый экономический кризис, который не обошёл анимационные студии. Если верить словам Хидеаки Анно, в те времена продюсеры студии больше волновались за продажи фигурок очередного Скандала, нежели чем на творческую реализацию. Аниме в жанре меха клепали конвеером, причём куда похлеще новомодных исекаев. Не забываем, что последние эпизоды Евангелиона были сняты на небольшие деньги, так как сериал не приносил больше денег ни спонсорам, ни самой Gainax. Бюджета не хватило. Вдобавок жители Японии тех лет не воспринимали аниме как нечто серьёзное, и считали его досугом задротов-хиккикомори. А сейчас что? Аниме перестало быть чем-то удивительным и нишевым. Скажем, каждый зумер как минимум посмотрел пару-тройку тайтлов, а западные компании вроде Netflix заинтересованы в данной индустрии. Сейчас вообще можно скачать малоизвестную мангу из интернета, качественно переведённую на русский язык энтузиастами. Вывод? Мы считаем, что аниме прошлых лет лучше по той причине, что благодаря своему качеству они доходят до наших дней, в то время как низкокачественный продукт остаётся в забвении.
      • Противоположное мнение — мы считаем, что тот период (1992-2005) был золотой эпохой аниме именно потому, что кризис вымел из отрасли пришедших туда не не творить, но за баблом и славой, а оставшихся заставил выкладываться по максимуму. Нельзя было просто гнать проходняк как десятилетием раньше или позже и оставаться на плаву, проект или выстреливал или вылетал вместе со студией. Никаких бесконечных аниме про школьниц-идолов, болтовню под чай с тортиками, унылой рекламы недоигрушек[1], всенагибающих читами попаданцев и прочего шлака и просто выдаивания в ноль некогда стоящих франшиз. Пусть графика очень сильно сдала, пусть аниматорам было тяжело-но именно это привело к развитию отрасли от простого развлечения до чего то действительно стоящего.
  • Берсерк — фанбаза расколота по этому вопросу. С одной стороны, техника Миуры, несомненно, в последние годы его жизни достигла совершенства. С другой — пока она была на среднемангашном уровне, он выпускал по главе в неделю, а перед смертью ― хорошо если главу в полгода… Вопрос к знатокам: как обстоят дела с мнением фанатов о НОВЫХ главах, выпущенных ПОСЛЕ смерти Миуры?

Видеоигры[править]

  • Ретрогеймеры же! — сколько не признают, сколько не хотят встречать у себя новые игры, предпочитая старые добрые пиксельные платформеры новоделам, оригинальный Quake — новому и т. п. Поэтому инди-игры с графикой под «ретро» пользуются бешенным спросом. Пиксели малозатратны и их легче рисовать, а ностальгия, как известно, товар прибыльный.
    • Да и не только ретрогеймеры. Многие люди (включая автора правки), которые провели детство за первыми частями Assassin's Creed и Crysis, начинают испытывать те же самые чувства, что и упомянутые выше ретрогеймеры. А ведь когда-то их любимые игры презирали люди постарше за «казуальность».
    • Рисовать пиксели конечно проще, но это повышает возможности всего остального и высвобождает на него время. В NetHack даже пикселей нет, но превзойти его не смогли все высокобюджетные ААА-поделия вместе взятые.
      • Вообще-то не в возможностях дело, а в неумении рисовать приличную картинку. На самом деле имея толковых художников (как это было с Hollow Knight) можно создать вполне красивую 2D игру. Подавляющая часть инди-разработчиков являются дилетантами, которые лучше разбираются в коде, но им лень делать приличную картинку. А у этого вашего NetHack есть тайлсеты, делающую игру графонистее. Правда, в последнее время из-за перенасыщенности рынка инди-подделками придётся таки привлекать игроков внешним видом. К примеру, Hades и Cuphead, которые раскупили из-за красивой картинки.
    • А ещё раньше нормой жизни было продавать игры в больших картонных коробках. Да, дороговато, но зато в комплекте обязательно шло бумажное руководство пользователя и куча прочего стаффа\барахла, в т.ч. нужного для прохождения игры. В конце 1990-ых уже начали переходить на jewel — тупо пластиковая коробочка с 1-2 дисками и обложкой.
      • Ну, в консолях какие-то мануалы сохранялись долгое время, если в PS2-играх ещё встречались относительно проработанные и графонистые мануалы, то в PS3 они уже скорее условность (но всё ещё в наличии). А сейчас они скорее исключение (артбук в Sonic Origins Plus), чем правило.
  • Minecraft. В прямом смысле и переносном. Многие говорят что раньше было лучше, интереснее. Скорее всего потому, что раньше было проще. Но трава и правда была зеленее. Даже слишком.
    • Тут ещё проблема в том, что моддеры не успевают создать контент для новых версий игры. Начиная с версии 1.13 разработчики сильно поменяли код игры, чтобы она была хорошо оптимизирована. Но в итоге мододелам пришлось учиться заново создавать моды, и поэтому новые версии Optifine и Forge вышли значительно позже обычного. Некоторые авторы не успевают и порою забрасывают обновления своих модов. Так что увы, придётся скачать старую версию, благо что в официальном лаунчере можно спокойно переключаться между версиями.
    • После прогремевшего хайпа с Форточкой, Minecraft стал объектом ностальгического преклонения со стороны её фанатов. Вот во что мы играли раньше, а не в эти ваши зумерские игрища. То чувство, когда майнкрафтеры и фнаферы считают себя олдами, хотя они и Quake 2 не видали.
  • Внутримировой пример в Donkey Kong Country. Кренки Конг очень любит жаловаться на современное состояние игровой индустрии, предаваясь воспоминаниям о временах аркадных автоматов. А игра была выпущена, на минуточку, в 1994 году, на 16-битной консоли SNES! Фразочки из разряда «Графон не нужен, геймплей важнее» прилагаются.
  • Старые фанаты Fallout не признают новые части за исключением «New Vegas».
    • Впрочем, часть новых фанатов, познакомившаяся с серией в момент выхода третьей части, может считать «не тортом» четвертую и 76-й соответственно.
  • Metal Gear. Фанаты делятся на тех, кто в принципе не признаёт 3D-версии (с первой Solid), хаящих третью часть и ненавидящих пятую.
  • Фанаты Need for Speed, не признающие ничего выходящего после Carbon, в более радикальных случая, все после Underground включительно.
  • Thief 2014-го года многими считается хуже оригинальной игры 1998-го года.
  • Многие из фанатов и любителей Starcraft: Brood War плюются на Starcraft 2. Понять их, в общем-то, можно: сиквел постоянно имеет проблемы с балансом (которые в первой игре, кстати, вылизывались годами), паршиво оптимизирован, не поддерживает мультиплеер через локальную сеть, а теперь, к тому же, ещё и полностью погряз в микротранзакциях.
  • Серия Assassin's Creed, внутримировой пример. Если судить по «Одиссее», то каждое новое поколение ассасинов было слабее предыдущего. В Древней Греции наши герои играючи прыгают с любой высоты без повреждений, могут общаться с животными и чувствовать нутром, где что заныкано и припрятано. А в бою представляют собой натуральную мясорубку и в одиночку способны отобедать небольшой армией. Увы, чем дальше поколения, тем жиже кровушка — Альтаиру и Эцио для безопасного прыжка с высоты нужен стог сена и в одиночку против толпы противников так легко уже не выступишь — заклюют-с. Современные же нам ассасины вообще выглядят на фоне Алексиоса/Кассандры как бледная немочь.
    • Для самих же фанатов всё, что выходило после Black Flag не является тортом. Отчасти они правы: из-за конвеерности серии и просто халатного отношения разработчиков франшиза скатилась. Однако потом разработчики выкатили на свет Origins и Odyssey, которые получились вполне неплохими играми. Но теперь фанаты ругают их за отход от основной сюжетной темы и подражание RPG-песочницам вроде третьего Ведьмака.
    • Здесь мнения фанатов разделились. Одни считают, что переход от «мокап» анимаций боёв к хитбоксам уродованием серии и превращением её в Hack & Slash, к другие, наоборот — предпочитают это изменение.
  • Grand Theft Auto. Вплоть до пятой серии чуть ли не каждый выпуск этой игры сопровождался комментариями о «сухости» новой части, «помешанности на графоне и экшоне» в пику «ламповости» предыдущей части (особенно это коснулось Vice City и San Andreas).
  • Final Fantasy. Мотому Торияма отстранён от дел? Да. Пятнадцатая игра серии получилась хорошей? Конечно, пусть и не идеально. А перезапуск четырнадцатой с подзаголовком «A Real Reborn»? Превосходно! А вот споры о том, что пятнашка получилась плохой, не утихают до сих пор.
    • Некоторые фанаты вообще презирают всё, что вышло после десятой части серии, в том числе и очень неплохую Final Fantasy XII. Без Сакагути финалка уже не торт.
      • А еще есть особо хардкорные фанаты, которые обвиняют седьмую игру серии во всех бедах.
  • Фанаты игр Blizzard очень любят говорить на данную тему. Не ну раньше всё было намного лучше! И Вовчик был хардкорным, и Дьябла был мрачным а не мобильной дрочильней для телефонов, и тупых сессионок не было. Эх!
    • Стоит ли вообще говорить, что запуск классической версии World of Warcraft спровоцировал огромную очередь на сервера?
    • Впрочем, после выхода Warcraft III:RefundedReforged их можно понять. Обещали сделать качественное обновление классики, а вместо этого по факту плюнули в душу. Пробитое дно в виде пользовательской оценки на Metacritic на пустом месте не возникнет[2].
  • Super Smash Bros — фанаты Melee презирают все остальные игры серии. Даже несмотря на баги и проблемы с балансом, породивший иронический мемчик, они готовы восхвалять свою любимую часть. После выхода Ultimate такая тенденция начинает спадать.
  • Особо хардкорные фанаты серии Resident Evil не признают четвёртую и следующие за ней части из-за смены жанра в сторону экшена. Благо, седьмая вернула хоррор в свою формулу (чем изрядно огорчила другую часть фанбазы), а ремейк второй части так вообще собрал кассу и народную любовь.
  • Super Neptunia RPG — внутримировой пример. Действия разворачиваются в альтернативной верии Гейминдустри, где всем заправляет организация, запрещающая создавать 3D игры. Вместе с этим жители этого мира вынуждены отдавать дань в виде 2D игр. Главные героини сражаются с этой организацией, глава которой считает 3D игры злом. Как можно догадаться, это тонкое На тебе! в сторону ретроградов.
    • Скорее в сторону инди-индустрии как таковой, серия «нептуния» всё же про рекламу консолей и демонизацию любых альтернатив.
      • Учитывая, что большая часть инди-игр таки паразитируют на чувствах ностальгии игроков, которые презирают современные 3D игры и хотят окунуться во времена 16-биток, идеология правящей организации Бомбикса Мори не так уж далека от истины. См. пример в начале раздела.[3]
  • Национальные индустрии нередко становятся под удар
    • Японскую упрекают в засилии корпораций.
      • Это японская-то? Bruh, когда вообще это было написано? Японские разработчики по-крайней мере не делают дебильного доната в платных играх, в отличие от всяких там современных западных конвееров, а также не идут на поводу у SJW, вместо этого всё делая по-своему. Конечно, бывают и исключения, но ту же Sony уже нельзя полноценно назвать японской, тк подразделение PlayStation переехало в Америку.
    • Русская же индустрия в нулевые славилась потоком трэша, но было и немало любопытных игр, и мероприятия вроде КРИ давали пищу для глаз и ушей разработчиков и игроков, и вообще имена студий и разработчиков были на слуху. В десятые же годы индустрия ушла в глубокую тень и фактически слилась с некоей мировой англоязычной — конечно, это купировало закукливание индустрии на отечественном падающем рынке, но в итоге большинство уверено в смерти русского игростроения.

Настольные игры[править]

  • Warhammer Fantasy Battles — внутримировой пример: гномы. Несмотря на то, что и с объективной точки зрения владения гномов утратили былое величие, примерно к достижению социально-возрастного статуса долгоборода типичный гном делается записным ворчуном, то и дело скрипящим, что все становится только хуже и хуже, Обиды остаются неотмщенными, изделия нынешних кузнецов и инженеров в подметки не годятся старым, пиво варится дрянное, и даже гоблины пошли какие-то мелкие да жидкие, тьфу.
    • Именно поэтому долгобородым свойственен иммунитет к панике: «при таком молодом командире ничего хорошего мы и не ждали».
  • Warhammer 40000 — именно это испытал Робаут Жиллиман, когда вышел из стазиса и увидел мракобесный Империум 40-го тысячелетия. Точнее, ворчал он про то, что всех священников надо отправить на фронт, чтобы хоть какой-то толк от них был, ровно до того момента, пока не поговорил теа-а-тет с папкой (Богом-Императором, если что). После чего резко заткнулся и больше поползновений в сторону Экклезиархии не предпринимал. По мнению фанатов — это «ж-ж-ж» не спроста. По всей видимости, Импи более чем подробно объяснил Гульману, что всё идёт по плану, и не надо церковников отвлекать от их важной работы — обеспечения энергией Веры сущности Бога (да, уже Бога) — Императора.
    • В этом сеттинге почти все так разглагольствуют, кто хоть застал времена Великого Крестового Похода: раньше воевали легионы космодесанта, объединяли человечество, истребляли ксеносов и захватывали Галактику, потом Хаос извратил Хоруса и настроил против человечества/Император решил предать идеалы человечества ради собственной выгоды и всё — вместо могучих легионов какие-то мелкие ордена/вместо единых легионов раздробленные и поехавшие варбанды, космодесант отчитывается перед лордами Терры/многим варбандам вообще плевать на легионы, о великих походах речь и не может быть, повсюду ксеносы повысовываются, культурная и технологическая деградация, и ещё эти чертовы хаоситы подрывают Империум и хотят скормить всех Богам Хаоса/этого манипулятивного подонка Трупа-на-Троне обожествляют всем Империумом.
    • Что-то эти «все» выходят только людьми. Эльдары — вот кому раньше было лучше, задолго до этих ваших крестовых походов и вообще превращения обезьян в людей. Бессмертие биологическое и ретроактивное, безопасная сеть гиперпространственных туннелей на всю галактику и никаких серьёзных врагов кроме некронов, которые куда-то исчезли. Собственно, и у этих в восьмой редакции объявились личности, жаждущие покрасить траву в нужный оттенок зелёного.
    • Эти самые некроны тоже подходят. Хотя им сначала было плохо, потом их надули ктаны, но потом они так долго проспали, что гробницы с вундервафлями побило тектоникой и радиацией, и при всей достаточной развитости таки в момент отхода ко сну было лучше.
    • Орки же! Их высшая ступень развития, так называемые крорки — исполины ростом с пятиэтажку, гораздо более умные, хитрые и уравновешенные, нежели современные зеленокожие, владевшие более продвинутыми технологиями и более мощным псайкерством. Возможно, последними крорками были шестеро так называемых «Прим-Орков», выступавших под коллективным псевдонимом Зверь — под их властью орки чуть-чуть не подмяли под себя Терру. Ещё один крорк хранится в коллекции Тразина Неисчислимого, и мельком видевший его Фабий Байл подозревал, что кророчий экзоскелет может быть совершеннее его собственных доспехов. Ещё зеленее были только создатели крорков — современные орки называют их Мудрилами, и по ряду даннык они к современности выродились в гретчинов.

Музыка[править]

Мета-пример: про любой жанр или старую группу (а то и музыку в целом) рано или поздно начинают ходить разговоры, что уже не торт. Иногда это действительно так, но чаще — проявление ностальгии и нашего тропа, а также нежелания ностальгирующего искать и поддерживать кошельком новую музыку в любимом старом стиле (она почти всегда есть, просто новые группы и альбомы не так популярны — во многом по вине тропа). В запущенном случае человек не слушает новую музыку даже в любимом жанре, потому что заранее уверен, что её нет или она плохая.

« Раньше всё было не так:
Летал Гагарин, играл Спартак,
Шли составы на целину…
Какую, с*ка, просрали страну!
»
— От Рабфака по теме
  • Композиция High Hopes группы Pink Floyd — в припеве открытым текстом поется «The grass was greener…» Троп с фитильком: лирический герой сожалеет всё-таки не о том, что изменился мир, а о том, что изменился он сам.
  • Многие песни Nightwish — аналогично. Особенно Away — «The days were brighter, gardens more blooming, the nights had more hope in their silence»…
  • И аверсия у их учеников Edenbridge — The Other Side: «The grass ain’t greener on the other side!»
  • «25/17» — «Торт». Название именно поэтому: стеб над таким настроем «уже не торт».
  • Соломенные Еноты «Новые консерваторы» — и в деревнях лесных никогда никого не колбасило. А телевиденья тогда ещё не было.
  • Наутилус Помпилиус, «Никто мне не поверит». Не то чтобы раньше однозначно лучше, но… «Никто мне не поверит, но может я взрослею, и становлюсь соответственно толще, ниже, глупее, а также бессовестней. Ведь раньше я был гораздо моложе…»

Реальная жизнь[править]

  • Во время гражданской войны сэнгоку, длившейся более ста лет (со второй половины XV до начала XVII в.), реально упало среднее качество самурайских мечей, потому что у кузнецов уже не было времени тщательно ковать каждый меч, а нужно было побольше мечей и побыстрее!
  • Монархисты и коммунисты фанаты СССР[4][5] же!
    • Забавнее всего, когда об этом начинают разглагольствовать граждане, которые ни второго, ни уж тем более первого не застали и всех сторон той действительности не вкусили.
      • С одной стороны забавно, а с другой, существует достоверные источники, на которые и можно опираться в споре.
        • Позвольте побрюзжать… Нет ничего глупее спора о сравнительных характеристиках двух ушедших поездов.
  • Бабушки на лавочках — «а вот в наше время молодежь…», и вот это вот всё. Более адекватные бабушки таки признают: в их время тоже доставалось от родителей за этот ужасный пошлый вальс, ныне считающийся чем-то старым и возвышенным.
    • «Признавали». Вальс — это начало XIX века. У бабушек в XX веке речь могла идти о фокстротах, твисте и танго с сопутствующей латиноамериканщиной (румба, ламбада и т. д.), а нынешние бабушки (1950-х годов рождения) вообще отрывались в 70-е под диско.
    • По разному бывает. Бабушка автора правки рассказывала, что во времена её молодости вальс считался очень фривольным и родители глядели косо. Но она 1936 г.р. и росла на Дальнем Востоке.
  • «Кризис среднего возраста» тоже заставляет думать примерно в таком ключе.
  • Индуизм так и вообще на этом тропе строится. Раньше-то даже насекомые не жалили, а сейчас — тьфу, Кали-Юга повсюду!
  • Страдания на тему, что раньше литература была лучше, кино снимали качественнее и прочее в том же духе. А почему так происходит? Шедевры прошлого накапливаются, и создаётся ложное ощущение, что раньше жили сплошь таланты, а сейчас живут и работают исключительно бездарности. Но, как в том анекдоте, есть нюанс. Проходного шлака создавалось много во все времена, а то, что мы видим — это лучшее из лучшего. Шедевры во времени разделяют десятилетия, в лучшем случае годы. Наши потомки тоже найдут некоторое количество хороших книг и фильмов нашей эпохи и тоже будут страдать, что раньше было лучше.
  • Кстати о проходняке. Душевные раньше игры были, говорите? Ну да, были, первые Fallout-ы, Morrowind, Baldur’s Gate, «Герои», Warcraft и многое другое — нетленная классика. А теперь обложитесь стопками старых игровых журналов, выпишите оттуда «крепкие середнячки»[6] и поиграйте во всю эту волну однообразных RTS-клонов C&C или Warcraft, Hack-n-Slash-клонов Diablo и шутеров а-ля Doom. Хоть что-нибудь да и запустится на современных компах. А ведь было и полное дерьмо, вроде вот этой игры, на которую написана самая эпичная рецензия за всю историю Ag.ru. Нравится? Оригинально? Сейчас такого не делают? Ну и слава богам, чесслово. Играм той эпохи срочно нужен свой аналог AVGN-а. Причина такая же, как и с литературой или кино: все помнят культовую классику, действительно отличные игры. Фанаты помнят ещё ряд игрушек, интересно подавших привычные идеи — например, Sacred, Titan Quest и Dungeon Siege в мире Hack-n-Slash-RPG или SpellForce, «Казаков», Age of Empires среди RTS. Проходняк, в который играли-то потому, что хиты были уже пройдены вдоль и поперёк, не нужен никому и забыт.
    • А с другой стороны, насчёт жанра RTS это во многом так и есть. Что там навыходило в 1990-е и 2000-е и что выходит сейчас? Пример «Казаков 3» (по сути косметическая «подтяжка» первой части) очень показателен.
    • В отношении квестов та же ситуация — сколько их было выпущено в золотые для них 1990-е, с самыми разными механиками, и что происходит сейчас.
    • И еще один момент. Большинство современных геймеров-олдфагов начинало в нулевые. Типичная история: где-то в 2003—2007, обычно в 5-11 классе, родители купили чаду компьютер «для учёбы», и всё заверте… За первые несколько лет олдфаги успевали переиграть во всю концентрированную классику за последние десять лет игровой индустрии, плюс лучшее из новинок. А теперь, когда они «догнали» время, новые хорошие игры приходится ждать, вот и кажется, что раньше хороших игр было больше. И, опять же, в те времена у них был эффект новизны, из-за чего даже проходные игры, бывшие обычными клонами успешных тайлов, казались хорошими и незатасканными. Если вы, кстати, откопаете форумные срачи нулевых, то заметите аналогичное нытьё тогдашних олдфагов из поколения геймеров девяностых: мол, вот раньше были игры, а сейчас… Причина та же.
  • Любимая олдфагами фраза «школоте не понять» в некоторых случаях подразумевает именно сабж[7]. По их замыслу: на практике обычно всего лишь зашкаливающее самомнение.
    • В качестве контраргумента, эксперта-старпёра принято обвинять в синдроме утёнка и неспособности объективно оценивать всё вокруг.
  • Для американского автопрома золотыми годами считаются 1950-60-е, когда автомобильное производство было на таком пике, что машины выпускались сотнями тысяч в год, а рестайлинг и вовсе был ежегодным.
    • На рубеже 50-60-х более половины всех легковых автомобилей мира производилось в США, а всякими японцами-корейцами-китайцами ещё и не пахло, европейцы только-только отошли от шока и ужаса ВМВ и технически и концептуально ещё только приближались к американскому. Так что лидерами были не только по валовому выпуску, но и по технологиям.
    • Nota bene: американский автопром эпохи muscle cars был обязан своим буйным цветом двум важным факторам: дешёвый бензин и отсутствие ограничений на выброс. А потом началось: топливные кризисы, финансовые кризисы, экологические катастрофы (точнее, экологи внезапно обнаружили, что с атмосферой всё плохо и дальше будет хуже и хуже… и стали протестовать). Сплошные кризисы, что уж тут удивительного, что и машины не те, и трава не такая зелёная теперь…
    • Ещё некоторые по незнанию ворчат, что, дескать современные машины мнутся от малейшего толчка, а старые — прочнее некуда. Вот только они забывают, что главной задачей автомобиля — сохранить жизнь водителя и пассажиров при столкновении, а не дееспособность самой себя. Для этого сейчас и делают машины таким образом, чтобы складывались как гармошка и тем самым гасили силу удара.
      • Пешеходов тоже стали ценить — поэтому столь красивые для глаз некоторых решётки на бамперах тоже ушли в прошлое.
  • Любители океанских лайнеров первой половины XX века очень любят обзывать современные пассажирские суда утюгами.
  • Кинематограф как явление: современные съёмки превратились большей частью в павильонные — те самые, что с «зеленым экраном». Впрочем, ругают их исключительно за большое количество сцен с 3D-монтажом.
    • Да и видеоигры сюда же — в последнее время все большее число геймеров из 1990-х совсем не против ремейков старых игр.
    • Когда телесериалы догнали по бюджетам голливудские блокбастеры, вдруг оказалось, что для изложения качественного сюжета лучше годятся именно они. А кино с ними может конкурировать прежде всего концентрацией спецэффектов, из-за чего начало развиваться в сторону аттракциона, утрачивая способность рассказывать истории.
  • И как же любят американцы ностальгировать по 1980-м годам… Причём их ностальгия дошла до такого предела, что неожиданно это превратилось в модное течение ретровейва.
    • Не только американцы — в России до сих пор залы собирают «Звезды 80-х».
  • Ностальгия по девяностым как таковая. Дети девяностых помнят «Денди», аниме по телевизору, MTV и школьные дискотеки. Разгул бандитизма коснулся их только мельком (по крайней мере, тех, кто дожил до нашего времени) на уровне «пару раз гопники отобрали деньги на школьный обед», а уж все прелести дефолта, гиперинфляции и всеобщей коррупции так и вовсе волновали только взрослых.
    • По иронии, на самом деле «ностальгия по девяностым» — это в основном «ностальгия по мультфильмам и играм 80-х, которые наши дети узнали в 90-е». По бесславным девяностым ностальгирует мало кто.
      • Отчего же, есть и такие — хотя и со временем всё меньше. Народ был тёмный в плане доверия СМИ, а жизнь была бурная, поэтому для журналистов, рекламщиков и политтехнологов было золотое время. Либеральная оппозиция и малолетние зрители Дудя также ценят время за невиданное расширение свобод[8], забывая о таких мелочах, как разгул бандитизма, обнищание населения, разрушение государственных институтов и т. д.
        • Хотя есть и те (та часть, что дожила до современности), кому Девяностые нравятся именно потому, что тогда у них лучше получалось разорять и разрушать.
        • Что не отменяет того, что свободы действительно было больше по сравнению с эпохой позднего путинизма. Автору правки неизвестно, чтобы кто-либо из гостей Дудя или внесистемщиков (хотя бы среди тех, кто на слуху) выступал с воззваниями типа «Вот бы вернуть 90-е…».
        • По поводу расстрела Белого Дома: сейчас модно представлять Ельцина агрессором, а участвовавших в противостоянии с ним представителей тогдашнего парламента (и примазавшихся к ним различных лимоновцев и прочих черносотенцев) невинными овечками, хотя в те времена отношение общества к этой бойне было типа «Чума на оба ваших дома», поскольку оружие в руках было и у тех, и у других, а предпосылки к этому непростому кризису были заложены ещё советской (!) конституцией. Поэтому суть тех событий намного сложнее, чем просто «двойная мораль».
      • Стоит добавить и обратное явление. Дофига народу как среди тех, кто застал 90-е ещё в детском и подростковом возрасте, так и среди вполне взрослых людей, любят называть их «лихими» (данный эпитет появился только во 2-й половине нулевых как штамп пропаганды) и кичиться тем, что вот какую эпоху мы пережили, с бандитами, вседозволенностью, тем самым разгулом всего и вся, и какими закалёнными вышли из неё, любую Америку в бараний рог согнём, брат за брата, мы выживали, как могли и всё такое… На поверку оказывается, то большинство из этих ребят о криминале узнавали максимум из местных газетёнок, а максимальная проблема, которые пришлось пережить (если речь уже о взрослых) — задержка выплаты зарплаты (что, конечно, плохо и характеризует эпоху не с лучшей стороны, но решилось это в исторической перспективе достаточно быстро, как и дефолт).
        • Это вообще какой-то нонсенс. Девяностые как раз разобщили людей до предела. И научили быстренько проходить мимо, сделав вид, что ничего не видишь, если на твоих глазах грабят/режут/насилуют. Увы, было именно так. Те, кто вмешивался, уже ничего сказать по этому поводу не смогут, а тем, кто поёт: «да я одного раз, другого два!», не верьте — брешут. Людей, не видевших своими глазами криминала за те годы, немного. Это физически слепые. А смешная проблема отсутствия денег почему-то решилась так быстро, что граждане не успели и десяти тысяч раз проголодаться за это время. И, кстати, от милиции старались держаться, как можно дальше. Гопники всего лишь ограбят и в морду дадут. Встреча со «стражами порядка» могла закончиться куда хуже. И для современных любителей «простопрогуливаться» с обязательным хамством в сторону полицейских, такая прогулка стала бы первой и последней в жизни. Нет, конечно, не убили бы, так, раза три дубинкой по почкам, для профилактики. Зато было много «висяков», которые надо на кого-то «вешать», чтобы не портить «раскрываемость»… Хотя, нет, в тюряге прогулки предусмотрены. Последней прогулкой на свободе. Свободы было — хоть ложкой жри.
  • Да и нулевые… Все помнят ламповые компьютерные клубы, но там вообще-то можно было получить по морде от тех же гопников, ваши сохранения могли стереть, в клубе могло не оказаться свободных компьютеров. Развалы с дисками, локальные сети, передачи по ИК-порту и блютусу — все это, конечно, очень романтично. Но положа руку на сердце — вы бы действительно согласились обменять нормальный интернет на dial-up, а Стим\торренты — на диски с рынка (за которые надо платить, как за лицензионную игру, но при этом игры на них глючные и завирусованные, как пиратские)? Сидеть в чате локальной сети своего района вместо ВК с фейсбуком? Качать новый альбом любимой группы всю ночь или искать тех, у кого он уже есть, чтобы вам его перекинули по локальной сети или через Bluetooth с телефона на телефон? Думаем, нет. Если сейчас явится Бог из машины и согласится вернуть современного думера, тоскующего по нулевым или девяностым, в ту самую эпоху, думер волком взвоет от отсутствия доступа к нормальному контенту, дороговизны интернета, допотопных телефонов и прочих прелестей того времени.
    • Справедливости ради, отдельные вещи действительно были лучше, чем сейчас. Легче было найти пиратский контент, потому что копирасты еще не начали удалять всё подряд со всех трекеров. Лучше обстояли дела со свободой слова в интернете. Были свои преимущества и у текстовых прохождений игр: согласитесь, если вы ищете решение какой-нибудь головоломки, проще прочесть пару абзацев форумного гайда, чем, как сейчас, смотреть длиннющий летсплей или запись стрима, судорожно пытаясь найти там нужный момент. Наконец, вкусовщина, конечно, но в те времена была немыслима эксплуатация DLC в духе современных Paradox, Ubisoft или Creative Assembly.
      • Свобода слова в интернете — это когда заходишь в ЖЖ и такое чувство, что попадаешь в палату к психам? Половина изливает дикую паранойю, половина просто какой-то несвязный бред (знаменитое дело Куклачёва — самыми адекватными комментариями было то, что котов надо не мучить, а трахать). И кто бы всё-таки объяснил, почему когда ты говоришь что-то недопустимое на улице — это хулиганка, а в инете — свобода слова?
        • В современном интернете тоже хватает «изливающих дикую паранойю и несвязный бред». В какие-нибудь паблики плоскоземельщиков, радикальных феминисток, МД-шников или «граждан СССР» давно заходили? Вопрос в том, где вы сами сидите. Автор правки помнит достаточно интересные и адекватные места в интернете нулевых, от форумов до ЖЖ и даже имиджборд. Ничего из того, что он помнит, сейчас уже нет. Есть другое, но не то.
        • Выразимся так: автор прекрасно помнит и в 2004 г. стон завсегдатаев о заполнении тихого и спокойного Живого Журнала малолетками, повысившими общий уровень агрессии и снизившими — дискуссии. Другое дело, что ботоводство не было налажено, так что массовые комментарии были довольно большой редкостью, а с каждым можно было поговорить. Государство пребывало в блаженном отстранении от Интернета, что породило живительные эффекты конкуренции, за счет которых Россия развивала Интернет невиданными темпами и сразу по новейшим технологиям по доступным ценам, чего и не снилось измученным старой инфраструктурой и местными монополиями США или Японии. Блогерство не считалось коммерческой профессией и интереса у спонсоров не привлекало (за вычетом считанных единиц вроде фотографа Сергеи Доли), что тоже избавляло от погони за хайпом и репостами.
    • Еще стоит написать, что во многих постсоветских странах это было первое спокойное десятилетие после распада Союза. Люди начали привыкать, что поездки за рубеж начинают становиться доступными и простым работягам или офисному планктону, равно как и прочие блага цивилизации, привыкли к семейному уикенду в свеженастроенных торговых моллах — в общем, вкушали наконец общество потребления, благо зарплаты росли, росли и возможности кредитования. Следующие десятилетие таким похвастаться не могло.
  • Кнопочные мобильники до 2010 года включительно были действительно гораздо лучше, чем в последующие годы. В частности, серия s40 от Nokia (о смартфонной серии s60 вообще молчим) до сих пор даёт фору кнопочным поделкам этой фирмы, одна расширенная адресная книга, где можно было указать всё самое необходимое об абоненте (организация, должность, дата рождения, почтовый и электронный адреса и прочее), чего стоит, в сравнении с современными 11 символами на контакт.
    • Современные смартфоны тоже это позволяют.

Спортсмены[править]

  • Золотым веком футбола считается период с середины 1950-х по середину 1970-х. С одной стороны, тактика развилась почти до современной, с другой стороны в то время ещё сохранялась повышенная важность конкретной личности для обеспечения результата. Потому именно этой эпохе мы обязаны появлению самых выдающихся футбольных харизм: Ди Стефано и Кубала, Яшин и Пушкаш, Пеле и Гарринча, Эйсебио и Чарльтон, Кройф и Беккенбауэр. Эх, а сейчас таких почти нет!
    • Период с конца 1980-х по начало 2000-х считается серебряным веком. Тактически футбол в то время был так же развит, как и сегодня, но футболистов, которых футбольные эксперты сравнивали со звёздами прошлого, куда больше, чем теперь.
    • Применительно к вратарям: золотой век давно прошёл и приходится смириться с тем, что спецам уровня Яшина, Бэнкса и Заморы взяться просто неоткуда. В эпоху Дубль-Вэ (3-2-5), когда на поражение ворот соперника была ориентирована половина полевых игроков, а возле своих ворот дежурили максимум трое, а номинальные полузащитники тоже часто бежали в атаку и ни о каком возращении назад и прессинге и речи не было, можно было буквально парой-тройкой финтов от центра поля выйти «3 в 2», «2 в 1», а то и вообще «1 в 0». Это уже потом наступили всякие «катеначчо» (1-4-3-2, а то 1-4-4-1) и вратарю достаточно было уже просто не совершать идиотских ошибок (по сравнению с прошлыми временами, конечно).
    • Если говорить конкретно о клубном футболе, то золотой век протекает на наших с вами глазах. Отмена жёсткой квоты на легионеров, а также расширение Лиги чемпионов, в которой топовые национальные чемпионаты таки получили адекватное представительство, привели к тому, что мы уже два десятилетия кряду можем наблюдать за турниром, в котором реально участвуют все (ну, или почти все) лучшие футболисты мира.
    • Пополам с тропом Тени былого величия:
      • Внутренний пример: венгерский футбол. С начала прошлого века и до конца 1960-х был представлен мировыми звёздами, котируясь не хуже английского или бразильского, а сборная дважды выходила в финал мирового первенства. В дальнейшем начал скатываться и скатился настолько, что сам факт участия венгров в Евро-2016 (это при том, что на турнир впервые отбирали аж 24 команды) воспринимался однозначной сенсацией.
      • Некогда весьма престижная Шотландская премьер-лига сильно скатилась после коррупционного скандала и сейчас болтается в конце третьей десятки рейтинга УЕФА, уступая белорусскому и азербайджанскому чемпионатам.
      • Ну, и огромное количество клубов, некогда входивших в топ, а ныне прозябающих в заштатных лигах. Особенно этим характерна Англия с её длиннющей футбольной историей. Достаточно посмотреть набор команд в Чемпионшипе: «Ноттингем Форест», «Шеффилд Уэнсдей», «Лидс Юнайтед» — когда-то на эти клубы весь футбольный мир ориентировался, а теперь даже в АПЛ выйти не могут!
      • На конец 2020 года Шотландская Премьер-лига вернулась в топ-15 европейского клубного футбола, Лидс Юнайтед снова играет в АПЛ с сезона 2020—2021, венгерский футбол тоже начал возрождаться (сборная вышла на Евро-2020 (2021) и поднялась в высший дивизион Лиги Наций УЕФА).
  • Формула-1. Болельщики со стажем не упустят случая потосковать о тех временах, когда от гонщика зависело больше, чем от машины. Вот Шумахер-то мог бороться за титул на объективно более слабой тачке, не то, что сейчас! Но золотым веком считается не эпоха Шумахера, а эпоха турбомоторов — и скорости были рекордные, и противостояние (Прост, Сенна, Пике, Мэнселл) непредсказуемое!
    • Строго говоря, противостояния исчезли не столько из-за изменения качества пилотов, а из-за неадекватной организации чемпионата. Обилие «тилькедромов», монополия на резину, отсутствие заправок запросто превратят чемпионат в подобие ГП-США-2005.
    • Особо хардкорные фанаты считают тру первые чемпионаты Формулы, когда скорости были ниже, зато гонки опаснее. Мегахардкорные вообще фанят довоенные гран-при, когда лучший пилот после схода с трассы мог сесть на машину напарника, остававшего на несколько кругов, и отыграть отставание за счёт навыков.
      • Ну, тогда и трассы были другие — тилькедромов не было. А ещё, поскольку напарник являлся еще и соперником в чемпионате, то взяв его машину и разделив, ты просто аннулировал его результат вне зависимости от результата — после тго как Фанхио взял таким образом один из титулов, лазейку прикрыли. Так что, прецедентное право, однако.
    • А ещё болельщики любят после каждого применения командной тактики ныть на тему «раньше всё было честно!». Таким стоит предложить освежиться, поскольку командная тактика в автогонках применялась всегда и всеми. Исключение — команда «Уильямс», неоднократно терявшая титул как раз потому, что позволяла своим пилотам соперничать — только подтверждает правило!
      • Командная тактика — понятие относительное: соориентироваться по ходу одной гонки и приказать молодому-амбициозному гонщику прекратить атаковать партнёра, потому что дубль явно лучше двойного вылета (Джордан, Спа-98), или же прописать бесправность второго пилота прямо в контракте со всеми вытекающими — две разные вещи.
      • И ещё одно дело когда это применяет команда, которая борется за существование, а совсем другое когда напрашивается слово «зажрались»…
      • Ещё один важный момент — честность команды по отношению к гонщикам, выбранных на роль подносчика ядер. Бергер, Ирвайн и Баррикелло знали, на что шли. А вот с Култхардом, Трулли и Уэббером очень некрасиво получилось.
    • А ещё, раньше трава была на самом деле зеленее травой, а не крашеным в зелёный пластиком или асфальтом. И вылет на неё почти всегда означал сход, а не потерю пары секунд в гонке.
  • В Ралли многие считают «золотым» период с 82-го по 86-й. Потому что «Группа Б».
  • Бокс тяжеловесов: поклонники тоскуют по эпохам великих чемпионов, причём наличия одного мегачемпиона им мало — нужен ещё и набор сравнимых с ним соперников. Так, в начале 80-х тосковали по эпохе Мохаммеда Али (достойные соперники — Санни Листон, Джо Фрэйзер, Джордж Формен, Кен Нортон), а теперь тоскуют по эпохе Майка Тайсона (достойные соперники — Леннокс Льюис, Эвандер Холифилд, а также выходившие против последних двух Риддик Боу и Давид Туа).
    • Об эпохе позднего Али тоскуют и сейчас, даже поболее, чем о Тайсоне — бои старины Леннокса всё-таки очень и очень не для каждого, но даже при этом они были куда лучше блевотных боев кличков-валуевых, по 10 раундов ходивших вокруг откровенных мешков с вытянутой рукой. Ныне забытый Нортон из эпохи Али смотрелся бы на их уровне богом техники бокса.
  • Хоккей — всего-то с десяток лет назад чешская и словацкая школа хоккея была сильна и конкурентоспособна, а чуть ранее чехословацкая никем не считалась слабее канадской и советской, сейчас же они обе в глубоком упадке — новые мастера перестали появляться и по количеству звёзд и топ-игроков они в НХЛ где-то рядом со Швейцарией и то молодёжи всё нет и нет.
    • В российской школе хоккея на первый взгляд всё замечательно — с количеством звёзд первой величины в НХЛ всё в порядке, но если с крайними нападающими и вратарями всё в порядке (достаточно сказать, что в кубке Стэнли 19/20 из 4 полуфиналистов трое вратарей были из России), то классные центральные нападающие и защитники среди хоккеистов моложе 30 просто отсутствуют — неспроста, очень неспроста на полном серьёзе обсуждается шанс поехать на следующую Олимпиаду 45-летнего Павла Дацюка.
  • Шахматисты тоскуют по временам докомпьютерным, а ещё лучше до 1970-х, когда сборники свежих партий были труднодоступны, каждый гроссмейстер сам собирал библиотеку литературы и играл уникальным стилем, а на международных турнирах жертвовали аж ферзя. Какие турниры были даже на чемпионском уровне: Капабланка-Алёхин, матч-турнир на первенство мира 1947 года, турниры Ботвиника, Фишер-Спасский, два эпических турнира Карпов-Корчной и два не менее эпичных Карпов-Каспаров!.. Сейчас все трясутся за рейтинг и играют на ничью.
    • Слишком много ничьих, раньше такого не было! Ха, ха и ещё раз ха! Об опасности ничейной смерти шахмат спорили ещё в 20-х годах прошлого века. Да, почти что сто лет назад.
    • В матче Капабланка-Алёхин было 25 ничьих из 34 партий. А уникальность стиля в частности проявилась в замечательном выборе дебютов (32 ферзевых гамбита). Если хочется совсем уникального стиля — надо на матч Таль-Ботвинник смотреть.

Раньше НЕ было лучше[править]

Аниме и манга[править]

  • Считаете, что все новое аниме — полнейшая фигня, которая ни с чем не сравнится из шедевров 90-ых? Что ж, вы тогда не знали о тяжелом экономическом кризисе в Японии, который затронул индустрию аниме. Мы, конечно, уже упомянули ситуацию с Евангелионом, но повторим ещё раз. В те времена аниме не особо воспринимался всерьёз самими японцами. Для них это было что-то вроде бесполезного хобби для NEET, которые покупают на мамкины деньги очередную фигурку Гандама. А то и вовсе считали, что это для детей и подростков. Да, были поистине гениальные люди, которые за этот период создали годные картины. И благодаря им индустрия аниме процветает сегодня. Если бы не Хидеаки Анно или Сатоси Кон то аниме не стало бы таким популярным как сейчас. В худшем случае он так и остался бы задростким увлечением в Японии. Как говорится, тяжёлые времена порождают великих людей.
    • Если хотите разрыва шаблона, то посмотрите аниме 60-ых и 70-ых годов. Любители подобного контента есть, но их мало. Но многие аниме-олдфаги вряд ли получат столько кайфа из-за специфичности тайтлов тех лет. Сюжеты могут оказаться совсем наивными или детскими.
  • А было время, когда весомую долю аниме выпускала для гайдзинов компания 4kids entertainment, которая славилась чрезмерно пуританской цензурой. Санджи курит сигары? Заменим на леденец. Что? Персонажи носят огнестрел? Заменяем всё это игрушками! Молли из Sonic X жертвует собой? Что за чушь, она просто отправилась в параллельное измерение, и обещает в будущем навестить Шедоу. И ладно, что это цензура. Но 4kids entertainment ещё славилась тем, что она добавляет в аниме всякую отсебятину. Например, замена всего оригинального саундтрека на свой собственный, написанный на коленке. Или изменение сюжета. И самое страшное — 4kids заменила опенинг One Piece на… низкопробный рэп! Думаете, это всё беды только у американцев? На самом деле нет, поскольку именно кастрированные версии тайтлов добираются до официального русского дубляжа.
  • Надоели исекаи? Скучаете по нулевым, когда бесконечных тайтлов про попаданцев не было и в помине? Ну что-ж, тогда добро пожаловать в эпоху массового производства фансервисных гаремников. А до гаремников ваш всеми любимый меха тоже был весьма доставучим жанром, особенно в 80-ые и начале 90-ых, которые клепали конвеером. То же самое происходит, кстати, с видеоиграми, но об этом ниже.
    • Да и не сказать, что исекай — ужасный жанр. При должном старании из него можно создать очень годное произведение. Беда в том, что из-за высокой популярности мы получаем так много шлака, поскольку МТА углядели в нём денежную корову. Да и не забываем, что такие классические литературные шедевры как Путешествия Гулливера и Янки при дворе короля Артура технически говоря — исекай.
  • Жалуетесь на качество перевода, задержки в выпуске серий и не те голоса? А ведь всего 15 лет назад аниме закупалось исключительно парой каналов вроде СТС и с запозданием на несколько лет относительно оригинала — если хотели посмотреть свежачок, ловите невероятный геморрой с поиском пережатых ТВ-рипов и субтитров. 10 лет назад начались первые фанатские озвучки — двухголосая уже считалась верхом шика. 5 лет назад в аниме царил полный разброд и шатание — куча команд, многие из которых уходили в небытие после пары тайтлов, постоянное броуновское движение актеров-дабберов, так что нередко сериалы бросались на несколько месяцев или совсем за уходом даббера или отсутствием интереса к переводу.
    • Правда, в одном фанаты правы — раньше команды фандабберов всё-таки каждая на свой лад старалась переводить сериалы, со своими находками и провалами. Теперь почти все тупо слушают официальную озвучку и зачитывают её своими голосами, что автоматически роняет их ценность за пределами группы фанатов.

Видеоигры[править]

  • Скучаете по играм нулевых, когда вы приходя домой включали ваш любимый Xbox 360 и играли в вашего любимого Ассасина? Вот были времена, когда каждая игра от Ubisoft была гарантом качества, а о миктротранзакциях и социальной повесточке никто не задумался. Ну как сказать. Было немало людей, которые критиковали игры седьмого поколения консолей за «казуальность». И этих людей можно понять. Ведь ради привлечения простых обывателей к играм разработчики стремились делать игры как можно проще: облегчить геймплей, сделать уровни более линейными, убрать сложность и прочий кайф для хардкорщика. Ужас! А еще разработчики как-то замазывали свои игры коричневыми фильтрами и мылом, дабы игры выглядели кинематографичнее. Да и в принципе чуть ли не каждый блокбастер должен стать фильмом, отчего разработчики стали больше забывать о геймплее. Неудивительно, почему Dark Souls произвела столь сильное впечатление на игровое сообщество. Впервые за долгие годы вышла игра, которая давала вызов!
  • В ранние 90-ые годы игровой индустрией правила пуританская цензура. Особенно это касалось игровых консолей от Nintendo. Так, например, в Super Nintendo версии Mortal Kombat герои не могли отрывать друг другу кишки, как в старом добром оригинале, а Саб Зиро обошёлся лишь заморозкой противников, а не отрыванием позвоночников. Ранние версии первой MK на Сеге тоже не обходились без цензуры. Но если в Super Nintendo версии хотя бы отнеслись к этому с креативом, то в Sega Mega Drive версии кровь заменяли на цифры и символы. Также стоит отметить, что Final Fantasy VI лишена каких-либо намёков на упоминания алкоголя. Разумеется, всё это распространялось лишь на американские/европейские версии игр. В японских версиях цензуры не было.
    • Да и кроме того, в США и Европе отношение к видеоиграм было очень прохладным, особенно после пережитого краха 1983 года.
  • Ранние 3D-игры конца 90-х — начала 2000-х. По их визуалу не ностальгирует никто. Если 2D-игры выглядели скорее как мультфильмы, породили пиксель-арт и моду на ретрогейминг и пиксельное инди, то ранние 3D-игры в наши дни перевыпускают как ремейки или ремастеры с обновлённой графикой. Иначе трудно объяснить современным игрокам, почему вот эта игра за угловатые брёвна с лицами глубоко в зловещей долине — на самом деле революционный шедевр своего времени.
    • Хотя по правде говоря это не коснулось ранних 3D игр, стилизованных под мультфильмы или аниме. Тот же Super Mario 64 и Banjo Kazooie даже сейчас выглядят неплохо. Final Fantasy IX своей визуальной эстетикой можеть дать фору многим современным ААА проектам. Таким образом, тут речь заходит о том, что стилизация намного лучше сохраняет визуальную часть игры, чем востребованный у разработчиков фотореализм.
  • Кроме того, сейчас игры стали куда относительно доступнее благодаря сервисам цифровой дистрибуции и, кхем-кхем, пиратству. Ну как сказать доступнее? Если вы вполне взрослый человек, который может позволить себе консоль или мощный компьютер, то таки да. Распродажи в Steam, раздача игр в Epic Games Store и торрент дадут вам поиграть во многие игры. Эмуляторы позволят вам запустить любую консольную игру прошлого, которую увы больше нельзя купить легальным способом. А ведь раньше в лихие 90-ые каждый школьник мечтал о Совершенной Системе Супер-Нинтендо (ну или SNES, как хотите) с эксклюзивными играми. А в ларьках продавали что попало с непонятным переводом дяди Васи в подвале или вообще сборники типа 50 игр в 1, где единственная приличная игра обрезалась до голого геймплея (нафиг видео, а в тяжелых случаях и часть графики) — лицензионные игры продавали поштучно в паре магазинов на мегаполис и вообще без перевода, ибо продавались они по западным же ценам и позволить себе игру могли или знавшие английский, или плевавшие на язык и диалоги. Да и на западе не так уж хорошо обстояли в этом плане дела. Игры жанра jRPG стоили аж 120$! А западные CRPG для какой-нибудь DOS ещё дороже! Представляете? Вам придётся сотню баксов потратить на новый Might and Magic.
  • А ещё люди очень любят говорить, что ААА игры последних лет ничем не могут удивлять. Всё те же опен-ворлды да экшончики от третьего лица. Но примите к сведению, что в эпоху 16-битных консолей разработчики клепали 2D платформеры конвеером. Да к слову, инди-игры в этом плане ничуть не лучше: куча рогаликов и однотипных платформеров в стиле ретро заполонили Steam. А уж если говорить про инди-хорроры на Unity…
  • Ещё современные геймеры любят говорить, насколько разработчики ушли в конвейер. Насчёт Call of Duty и Assassin's Creed то ладно, можно с уверенностью сказать, что они конвеерные франшизы. Но на самом деле подобных конвееров довольно мало в современной индустрии. Но кто нибудь помнит, что серия игр Megaman была точно таким же конвеером? Ведь на NES вышло всего 6 игр серии, которые мало чем отличались друг от друга. А потом вышел спин-офф Megaman X, которая обзавелась трёмя играми на SNES, ещё тремя на PS1 и двумя последними на PS2. Итого имеем 8 игр серии. А потом вышел Megaman Zero на GBA и ещё две игры в придачу на этой же платформе. А ведь было время, когда Squaresoft создавала на каждое поколение консолей по три финалки, а серия игр Dragon Quest является куда большим конвеером, в котором до сих пор геймплей мало чем отличается от таковым времён SNES. Сейчас финалку уже делают пару раз за одно поколение консолей.

Интернет[править]

  • Скучаете по тёплому и ламповому интернету нулевых без копирайтов, роскомнадзоров и с красивыми гифками? Ламповый-то ламповый, но он был ещё и очень медленным, и скачать игру, музыку, видео или картинку было реально дорого и долго. А ещё, несмотря на изобилие всяких форумов и прочих ресурсов, ассортимент был объективно беднее, и найти редкую игру или серию любимого мультсериала тогда было практически нереально. Более-менее современный вид интернет приобрёл только к концу нулевых, к 2008—2009 годам.

Общество и политика[править]

  • В сытые нулевые не было охранительства и SJW-повесточки, как и BLM-движения, экономика была лучше, а отношения России с Западом — теплее? Да, зато всё десятилетие прошло под знаком угрозы терроризма. Тазики в аэропортах тогда воспринимались не как занудная формальность, а как более чем оправданная мера предосторожности, а для людей проводили инструктаж на тему «что делать, если вы оказались в заложниках». Где-то к 2007—2008 годам ситуация заметно улучшилась, однако последний громкий теракт эпохи прогремел в аэропорту Домодедово аж в январе 2011 (правда, позже были ещё серия терактов в общественном транспорте Волгограда в октябре-декабре 2013 и теракт в поезде метро в Санкт-Петербурге в апреле 2017).
    • Прозвучит, конечно, цинично, но именно из-за угрозы терроризма отношения и были теплее. И не только России с Западом, но и внутри самих стран — образ врага не нужно было придумывать и насаждать с упорством, достойным лучшего применения, ибо враг был реален, а необходимость сплотиться против него — насущна. А вот когда его додавили, оказалось, что без такого врага властям по обе стороны океана гораздо сложнее поддерживать в народе желание снова их избрать, и потому во Враги Рода Человеческогоtm начали записывать кого под руку попадётся: белых гетеросексуальных мужчин, полиаморных негритянок-лесбиянок, злобных русских, «коллективный Запад»…

Примечания[править]

  1. Впрочем снимать рекламное аниме к покемонам и дигимонам начали как раз тогда)
  2. Особенно если вспомнить, что пару месяцев спустя без дураков одиозная «корпорация зла» EA взяла и выпустила действительно качественный ремастер первых C&C и Red Alert, а до этого не менее одиозная Microsoft — просто шедевральную Age of Empires 2: Definitive Edition, в которую играет куча народа и по которой проводятся чемпионаты.
  3. Вполне вероятно, что данная версия Гейминдустрии представляет собой карикатурную пародию на Steam, который и так завален инди-мусором, приносящий Valve миллионы долларов.
  4. Большинство данных товарищей с идеологией социализма знакомы, в лучшем случае, крайне поверхностно. А вот среди идеологически подкованных личностей данный вопрос ох какой неоднозначный
  5. Впрочем, троцкизм и тому подобные «антисоветско-коммунистические» идеологии на просторах бывшего СССР особой популярности не получили, посему и среди идейных коммунистов нашей страны подавляющее большинство относится к Союзу, как минимум, положительно.
  6. Это такой игрожуровский эвфемизм тех времен для проходняка, который ругать вроде не за что, но и хвалить, в общем-то, тоже.
  7. Но обычно так всего лишь говорят о реалиях, которые современные школьники застать не успели, чисто в контексте ностальгии, а не «раньше было лучше»
  8. Особенно когда по приказу Ельцина расстреляли Белый дом! Но во имя освобождения от «тоталитарного совка» не считается!