Марс

Материал из Posmotreli
Марс (телесериал)
Перейти к навигации Перейти к поиску


У нас на сайте есть статья про планету Марс.

Здесь могла бы быть ваша реклама. Но первым успел Илон Маск.

«Марс» (англ. Mars) — телевизионный сериал в жанре докудрама, снятый каналом National Geographic по книге Стивена Петранека «Как мы будем жить на Марсе» при посильной помощи Илона Маска. На текущий момент выпущено два сезона — и, похоже, в основном ради рекламы этого самого Маска.

Сюжет[править]

Сюжет крутится вокруг колонизации Марса — то есть не просто приехать, воткнуть флаг, пофоткаться и смыться, а остаться надолго, если не навсегда. Международный научный фонд Марса отправляет к Марсу космический корабль с первопроходцами-учёными. Они лелеют мысль о том, что на Марсе возможно есть жизнь, и это поможет нам понять, как эта самая жизнь в космосе существует. Однако, поскольку сериал снят по книжке, а книжка без приключений будет выглядеть слегка занудно, автор родил сюжетный твист. У новёхонькой, почти не юзанной ракеты (полгода в космосе не в счёт) ломается РСУ (двигатели ориентации), причем поломка связана не с двигателями, а с, вероятно, некачественной китайской электроникой (при том, что на корабле есть ИИ, который почему-то не может перекоммутировать модули, который сам же видит). Пока зритель в позе капитана Пикара смотрит на это непотребство, ИИ советует заменить плату, и это отправляется делать почему-то не бортинженер, а капитан. Поскольку рабочего места бортинженера на корабле нет, а все платы находятся в серверной, то в результате торможения в ходе посадки капитана прикладывает о переборку так, что он рвёт селезёнку, ломает ребро и протыкает лёгкое. Он должен был умереть от массивного внутреннего кровотечения (это не считая острой дыхательной недостаточности) через пару-тройку часов, если не раньше. Но отважный капитан скончался лишь через 12 часов после того, как товарищи всю ночь тащили раненого на своём горбу — потому что у них на полпути сломался вездеход, - а потом оперировали в техблоке. В результате командовать экипажем будет другой его член, американо-азиатка, а её близняшка станет рулить ситуацией из ЦУПа. Далее происходит посадка в 75 км от нужного места и ещё пара твистов (неудачное падение и разгерметизация скафандра, пожар в блоке с важным оборудованием). Прибывает пополнение. Следует песчаная буря, не столько сильная, сколько длительная, и опять сюжетный твист. Главный ботаник сходит с ума, причём ни его жена, ни штатный психолог, ни капитан не замечают этого, пока он не выходит голышом прямо в атмосферу Марса. Почему-то ни шлюзов, ни блокировки на двери нет. Цена вопроса — ещё семь покойников. Организация после всех этих ЧП начинает задумываться — а не прекратить ли программу вообще. Но тут внезапно на Марсе находят какие-то протобактерии, и на этом первый сезон заканчивается. Второй сезон начинается фразой «пять лет спустя…». Онгоинг, так что без спойлеров.

Исполнение[править]

Художественные съёмки в сериале чередуются с документальными сюжетами и интервью с людьми, которых в Википедии (в статье про сериал) назвали ведущими умами планеты — разрабатывающими решения, которые позволят отправить человека на Марс. Также есть старые штампы и идиотский сюжет. По сути дела, больше половины экранного времени показывают не будущих марсианских колонистов, а то буровые вышки, то арктические станции, то ещё какие-нибудь пейзажи, то записи того, как Илон Маск играет в ракеты, то ещё каких-нибудь лекторов. На самом деле единственный, кто более-менее тянет на ведущий ум планеты — это Нил Деграсс Тайсон. Остальные же — сам Петранек, Энди Уир (автор «Марсианина», по которому критики разве что на марсоходе не проехались), собственно гуру программы Илон Маск и многие другие (почти все — американцы) несут ахинею. См. ниже.

Критика[править]

В комментариях практически к каждой серии зрители, у которых подавление недоверия не срабатало, яростно критикуют сериал. В основном — поскольку приключения космошахтёров в условиях дефицита жанровой продукции более-менее интересно — претензии касаются низкой доли собственно сериала и огромной дозы видеовставок с хрониками, на которые в основном и летит гнев народный. Как вам например серия, посвященная деятельности Greenpeace, что уже само по себе является маркером? И вот такого там полно. Что интерено: если собрать все врезки от нэйншл джеографик и проанализировать общий вектор, получается отражение непрекращающейся борьбы между сторонниками увеличения ресурсодобычи, которые приводят вполне разумные аргументы про то, что это рабочие места, это развитие и прогресс, и что без этого мы деградируем, и сторонниками запрета оной деятельности, которые апеллируют… э… ну, к тому что это экологический вред и что ресурсов не хватит и всё такое прочее. Очень странный перекос, если вспомнить, что последнее — в основном аргументация разных фриков, серьёзные же люди предлагают вполне реальные проекты рекультивации земель (такие проекты стали появляться ещё в 20 м веке), технологии очистки морей от пластика (в сериале пока что ни слова не было сказано ни про Environmental Cleanup Coalition, ни про The Ocean Cleanup, ни про то, что в 2018 м году первые корабли очистки уже приступили к работе по разгребанию говен), ни о — что более важно — многочисленных проектах использования космических технологий здесь, на Земле, для решения земных проблем — проекты «как остановить пустыню» и так далее. Уже не говоря о том, что проблематикой рециклинга углекислого газа и разных прочих выбросов занимаются — внимание — те самые нефтянники, на которых все так любят наезжать. Ну то есть, аргументация именно экологов, а не эко-фриков, отсутствует напрочь.

В общем, лучше бы НГ плюнули на документальные вставки и снимали бы обычное приключенческое кинцо в духе «марсианина», и никаких проблем бы не было.

Маск не знает матчасти[править]

(link)

То, как Маск представляет себе запуск космических кораблей на Марс.

Каким образом притащили на Марс сотни тонн оборудования, если в наши дни для отправки туда одной тонны полезной нагрузки потребовалась ракета массой в триста тонн с гаком? Заявления Маска о том, что возвращаемая ступень поможет удешевить полёты (см. видео), смотрится просто нелепо. Почему?

На видео показано, как компьютерная моделька некоего космического корабля (80 человек на борту, если верить описанию) без обтекателя (ибо не нужен) на разгонном блоке лихо стартует в космос. Модельщики зачем-то оснастили разгонный блок широкими баками и сконцентрированным в центре блоком из множества сопел. Эту же технику в свое время использовали на «лунной» Н1, которая взорвалась аж четыре раза подряд по причине того, что вместо вменяемого количества мощных двигателей (которых не было) поставили много маленьких двигателей, а их трубопроводы и насосы вышла из строя. Ассоциация неприятная, не так ли? Эта моделька лихо взлетает в космос (читай — на орбиту), где блок отделяется, тормозит и садится назад на стартовый стол, где кран нацепляет на него танкер, блок перезаправляется и запускается снова, стыкуется с кораблем, тот заправляется и стартует прямо к Марсу. Блок возвращается назад. С этим всё понятно? Ну вроде бы да. Так в чем же прикол, почему космонавты так яростно матерят программу Маска?

  1. Донельзя кретиническая «башенная» компоновка космического корабля. Такие корабли в размере SSTO были популярны в докосмическую эру, в 1930-е годы, типа как в «Небесном капитане и мире будущего». Корабль представляет собой башню, нарезанную на этажи, и вертикальную шахту посередке. Подразумевается, что в стоящем на тверди корабле астронавты будут жить «как в башне», подключив её к наземным системам питания. Промах с посадкой на 75 км показал, что эта идея, мягко говоря, стрёмная. Далее, несмотря на, то что подобная компоновка имеет плюс в виде более-менее равномерно заполненного массой объёма, есть и минус — капитан грохнулся в шахту при ускорении, когда полез чинить РСУ, что тоже показывает некислый минус данной конструкции (точнее, косяки эргономики, лучше бы лифт сделали, а серверную оборудовали в головном отсеке с местом бортинженера). Никаких следов каких-либо систем, которое позволили бы экипажу поддерживать физическую форму во время долгого перелёта к Марсу, замечено не было. В целом ракета сильно похожа на ту, что была в «Марсианине» (чувствуется один производитель), но сильно больше и с перекосом жилого объёма в большую сторону по сравнению с топливными баками, что уже чушь собачья (закон Циолковского). Понятное дело, что дизайн подсказал Шаттл, у которого на двигательную установку и топливные баки места было минимум — потому что его топливный бак был больше него самого и располагался снаружи, но в данном случае, если вспомнить видео, будет налицо сильное нарушение центровки аппарата.
  2. Масса данного корабля… Ну, если учесть, что грузоподъемность у неё будет тонн этак триста, очень сильно смущает отношение нагрузки к массе топлива (это видно по размеру корабля — при таком пэйлоаде он должен быть размером с Сатурн-5[1]). По всем прикидкам выходит, что топлива на посадку у них не хватит. Как показано в сериале, садится этот корабль «по-шаттловски», пузом вперёд, где есть отделяемый тепловой экран (которым как раз чуть не убило ГГ сериала — ту самую американо-азиатку, кстати, одного из самых вменяемых персонажей сериала, если не принимать во внимание её тяги к героизму). Крайне сомнительное решение, учитывая, что у шаттла никаких экранов не было. Крыльев у корабля тоже нету, так что маневрирует он с помощью РСУ, и это в принципе верно (атмосфера на Марсе весьма хлипкая, если пытаться летать, как на самолете, то влияния на курс повороты не окажут почти никакого). Но вот как раз тот факт, что корабль имеет крайне некислую массу (именно массу, т. к. от неё зависит инерция), делает возможность посадки на двигателях крайне сомнительной: всю эту массу придётся тормозить, а тормозит он, внимание, горизонтальную составляющую — брюхом, вертикальную — двигателями. То есть вертикально он сесть не сможет, опрокинется к чертям. И да, Маск говорит, что полгода пути он сможет ужать до нескольких недель. Это подразумевает в разы большую скорость. Как он собирается с этой скоростью входить в атмосферу — непонятно. Он просто пробьёт её к чертям собачьим и полетит дальше, изрядно обгорев в процессе.
  3. Отсутствие в программе гравитационных маневров. Ну да, кому они нужны!..

И всё же, это приводит нас к следующему. Для доставки одной тонны полезной нагрузки на Марс ИРЛ потребовалось полгода полёта и триста пятьдесят тонн ракеты-носителя. Грубо говоря, Маску потребуется доставить на марс «Мрiю» (на самом деле две-три), забитую марсоходами, едой, кислородом и т. д., плюс восемьдесят камикадзе (на самом деле двадцать), плюс топливо на посадку. (Кстати, Мрiя как раз 200 тонн груза с собой и берет; правда, это всё же самолёт, а не космический корабль, но для сравнения покатит). Итак, 640 тонн максимальной взлетной массы. Что это значит? Это значит, что на вывод космического корабля + танкера для его заправки потребуется потратить целый супертанкер топлива (Knock Nevis, самый большой супертанкер в мире). Правда, у нас не только топливо, но и окислитель, но речь не об этом (если кому интересно, в статье о книге данный вопрос разобран более подробно). А о том, что в таком случае высота ракеты будет выше Эмпайр Стейт Билдинг, башни Тайпей и, вероятно, приблизится к той офигенно здоровой башне в Дубае. Просто представьте себе, какой будет сухая масса этой ракеты, с какими конструкционными сложностями сопряжена её постройка, какая офигенная аэродинамика и управляемость будет у этой ракеты, садящейся точно туда же, откуда она стартовала, и что будет, если она вздумает по примеру Н1[2] красиво взорваться на стартовой площадке. Представили? А, воображение отказывает?

На самом деле возложить ответственную задачу на запуск в космос разнообразного барахла для сборки межпланетного корабля планируется на Falcon Heavy, которая на этого монстра из видео не похожа от слова «совсем» и обладает показателями грузоподъёмности чуток похуже, чем у Сатурн-5[3]. Правда, проект «вязанок» космических кораблей из книги затыкает чудо-ракету из ролика за пояс по полной программе.

Неудобные вопросы к сериалу[править]

Зрителям не показано, как готовили всех этих астронавтов (а ведь это объяснило бы причину их некомпетентности) и как они полгода летели на Марс (а ведь именно здесь скрывается причина, почему там ещё в первом сезоне случился спойлер).

Главный бронебойный вопрос к создателям Mars: почему объединение ВСЕХ космических агентств Земли, финансирующих колонизацию Марса, не может:

  • Провести тщательное тестирование всех систем корабля и исправить все найденные баги. Когда в критический момент дохнет электрическая схема, обычно включается резервная — здесь этого нет, здесь приходится перекоммутировать её ВРУЧНУЮ. Это было уместно в «Капсуле», где 1959 год, но не в заявленном якобы будущем! Хорошо хоть молитву Богу-Машине читать не надо!
  • Провести углублённую и всестороннюю экспертизу психологического состояния самого экипажа. Ну, знаете, все эти скучные вещи: сначала пять лет тренировок с отсевом за каждый косяк, потом пусть повисят полгодика на орбите Земли, если начнет потеть, тупить, ловить глюки и отмораживаться — списать на Землю. Зато тогда никаких отмороженных психов с глюками разгерметизировать половину станции не будет.
  • Заранее разведать местность на Марсе и найти подходящее место для основания колонии. Причём тщательно, сначала — роботами, потом — «живыми» экспедициями для уточнения данных. Технологии для этого есть уже сейчас — спутники обзавелись шикарными камерами, а геологи вполне могут работать с Земли, координируя действия с марсианской командой. Самое смешное, что в итоге нужную нору нашли, вроде бы как раз со спутника — что мешало это сделать раньше и почему команде дали год на поиски воды, вместо того чтобы послать роботов?
  • Снабдить экипаж нормальным вездеходом, а не этим «городским внедорожником». Перегруз на две тонны, ломающаяся подвеска от малейшего толчка… Невозможно поверить, что корабль послали «без обратного билета» (т. е. без запасов и топлива на обратный путь), т. е. кончиться воздух за сутки там никак не мог, а за это время можно было сделать две ходки минимум.
  • Предусмотреть нормальную систему шлюзов и затворов на станции. Это вообще эпик фэйл, слов нет, одни буквы остались! На эту тему есть такая штука, как инструкция по правилам техники безопасности (да, да, та самая, что написана кровью), которую, видимо, никто не читал.

Выводов можно сделать два, и пусть каждый выберет, что ему по вкусу.

  • Создатели сериала хотели создать драматизЬму и нагнать трагедии, но получилась у них полная фигня, и басня была понята неправильно.
  • Басня понята правильно, просто она неудобная — этот самый Международный научный фонд Марса бюджетик-то попилил и пустился в авантюру, пытаясь в отведенное время успеть максимум, дабы потом сослаться на то, что в проект вложены гигантские бабки (одни цены на топливо чего стоят), и проект завершать — это обанкротить всё и вся, отсюда же демпинговые цены на билеты и массовые запуски летающего металлолома, в котором сэкономили на всем, что можно (в первую очередь — на жизнях весьма ценных сотрудников, ибо очень здоровые люди с полученным в элитной школе и элитном универе образованием и многолетним опытом работы производятся пачками).

Ведущие документальной части предлагают тащить рыночные отношения на Марс и «монетизировать Марс» (© Маск). Как это выглядит?

Первое показано в фильме — и весьма неприглядно. Командующая первой высадкой фигеет, когда ей на голову (В ПРЯМОМ СМЫСЛЕ) чуть не падает космолёт какой-то мелкой частной конторы, которая по понятной причине (не является государством) международного договора о сотрудничестве в космосе не подписывала, но загрузившись по полной оборудованием, не стала брать с собой энергию, воду и еду, а вместо этого нагло потребовала их у учёных. Учёные хотели их послать и запросили головной офис на Земле. А глава офиса на Земле, вызвав на ковёр представителя корпорации, заключила сделку - вода, еда и энергия в обмен на производство орбитальных зеркал. Будут ли они соблюдать договор — это уже другая история.. (На минуточку, авиасообщение на Земле возможно лишь потому, что все мало-мальски крупные летательные аппараты согласовывают свои действия, а пилоты мелких получают лицензию и тоже должны соблюдать ограничения. Если все фирмы, способные позволить себе космический кораблик, будут вести себя так, то освоение космоса накроется, толком не начавшись — из-за зашкаливающего числа ДТП КТП).

О зеркалах и хавчике. В сериале действует разделение труда — одни выращивают хавчик (у них там оранжерея, в которой овощи), добывают воду, и у них есть реактор для энергии (плюс солидные пачки солнечных батарей, которые работают не всегда — пылевые бури). Другие делают и запускают зеркала, но достаточно медленно, поэтому довыпуск зеркал был передан на аутсорс другой фирме (почему космонавтам об этом не сообщили — неясно). Корабли на Землю — летают, следовательно, запас на обратную дорогу есть.

Второе показано в видео. За билет на Марс придется выложить 200 000 долларов (итого 16 млн долларов со всех сидячих, стоячих и пригнувшихся). Наверное, времён золотого стандарта, не иначе — стоимость одного только топлива для этой ракеты (за два запуска — корабль и танкер к нему, топливо в танкере не считаю) будет в районе 250 млн (приблизительно: не удалось найти прайс на жидкий кислород в требуемом объеме, с керосином проще), но на самом деле много больше. И нет, это не космический туризм, а именно плата за место в экспедиции. Вывод собственно напрашивается сам собой — Маск ничего не говорил про стоимость доставки оборудования. Как следствие — частник, накопивший двести тысяч, может полететь на Марс, заполнив места, которые не выкупила крупная компания, везущая на Марс оборудование или (что вероятнее) запасы и расходники. Похожая схема употребляется в авиации для создания дешёвых авиамест. С компании, понятное дело, сдерут втридорога, и вот вопрос — заплатят ли?

Что на Марсе есть такого, чего нет на Земле? Ну разве не очевидно? Мнимые числа. Бухгалтеры будут считать то, что произведено, вне зависимости от того ГДЕ произведено. Налицо рост производства, следовательно, растет экономика, следовательно, можно распечатать больше денег, следовательно, растут котировки акций, и кто-то на Земле на этом сказочно обогатится, примерно как во времена колонизации.

Обоснуй, о котором говорится в сериале, почему надо побыстрее осваивать Марс — на Земле может случиться катаклизм (Петранек лично составил топ-10 катастроф, которые могут убить на Земле всё живое), и Марс должен стать способом сохранить человечество (а ещё там бред сивой кобылы про «мы основываем космическую расу!»). А ещё говорится, что освоение Марса — это новый Клондайк, а колонисты будут похожи на пионеров Дикого Запада, и что потери неизбежны (хотя с тех пор прошло немало времени, человечество шляется по космосу уже не первый год и даже не первое десятилетие, и накопило немало опыта, и главное — почти без жертв). Оно конечно, кто не рискует — тот не…, но разумные люди риски минимизируют. Скажите, а нет более простого и дешёвого способа самоубиться? (Вроде бы при катастрофах Шаттлов за раз погибало по семь человек).

Кстати, SLS критикуют как раз за то, что при создании сверхтяжёлой ракеты-носителя выводов из программы «Шаттл» никто не сделал и туда продолжают пихать устаревшие и опасные технические решения. Маск от этих решений отказался, но взамен предложил по сути дела бинарную бомбу размером с Бурдж-Халифу, на которой верхом сидят восемьдесят человек. И если эта штука взорвется, уничтожен будет не только стартовый стол и эти смертники, но и ближайший город[4].

Однако есть и другое мнение, на этот раз в защиту Маска (в конце концов, будем хоть немножко справедливыми и объективными, и попытаемся списать видеоролик на торжество дизайна над здравым смыслом). Наиболее мощная ракета с грузоподъёмностью порядка двухсот с гаком тонн на НОО по проекту (её так и не сделали[5]) предполагает массу всего в пять тысяч тонн (да, если она рванёт — дырка в земле всё равно будет неслабой, но мы всё-таки постараемся избежать взрыва, так как от этого зависит судьба всей программы, и сейчас не 1970-е). Давайте предположим что третья ступень и разгонный блок интегрированы в конструкцию корабля, и что за два пуска «по-масковски» общая масса корабль+топливо достигает порядка 400 тонн. Это выглядит уже более вразумительно, и это уже можно с помощью гравиманевра отправлять на Марс.

Сядет ли он там? Сложно сказать. Во всяком случае, фразы про «сделать полёт более коротким» на самом деле значат «не придётся тащить запас жратвы и воды на полгода — но взамен придется взять больше топлива на разгон, торможение и посадку». Какова реально будет эффективность такой схемы — сказать сложно, тут нужно много считать и моделировать. Если бы эта модель была просчитана, Маск тут же бы её показал. Так что можно сделать предварительный вывод, что ролик и сериал «Марс» — это теория, притом научная, и концепция, сильно смахивающая на бизнес-план. Учитывая что SpaceX уже запускают корабли снабжения к МКС, и что их ступени с большим или меньшим успехом совершают посадки, это можно считать обкаткой технологий.[6] Не исключено что в будущем они смогут сделать всё достаточно надёжно и наработать матана на что-то побольше размером, а заодно обкатать идеи, от которых консервативные космические агентства (например, те, что делают SLS) предпочитают не думать. Знает ли Маск матчасть? Однозначно нет. Но на него работает дофига людей, которые эту матчасть знают. Более того: благодаря SpaceX у множества талантливых молодых людей появилась возможность принять участие в грандиознейшем на Земле проекте — освоения космоса, набраться там опыта и возможно, толкнуть космонавтику к новым горизонтам. И это хорошо.

Резюме[править]

Если судить по сериалу, то проект освоения Марса — это авантюра, под которую будут выделены огромные деньги: часть из них уйдет на топливо, а оставшаяся — потрачена на массированный штурм с человеческими жертвами. Компании, участвующие в освоении, будут платить организации за право полететь на Марс и что-то там делать. Чтобы завезти туда кучу народа, потребуется инфраструктура, а значит, те, кто её построят и кто наладит снабжение жизненно важными ресурсами, сказочно обогатятся. Компания-основатель будет грести бабло. Граждане, которые поведутся на удочку о Клондайке, его будут тратить, прилетая на Марс и покупая жизненно необходимые ресурсы втридорога. Очевидно, ситуация будет похожа на сезонные заработки на буровых платформах в Арктике — полгодика повкалываешь в жутких условиях (потому что терраформирование — процесс долгий, и в сериале решили идти по пути разогрева планеты орбитальными зеркалами), а потом домой и живи с комфортом.

Только вот фишка в том, что на Марсе пока что не найдено абсолютно ничего (кроме научной информации), что нельзя было бы добыть на Земле. Поэтому никакие ресурсы вывозиться не будут (ибо их дешевле на Земле добывать) — компании на Земле будут продавать их друг другу, а их представители на Марсе — устраивать бартер[7][8] и тратить. И в итоге компания будет обогащаться до момента, когда ей придет в голову выпустить свою собственную валюту. Ну а тем временем на Марсе наладят самообеспечение и… Так, вроде бы где-то это уже было…

Получается какая-то пародия на ранних АБС. То у них потерялся участник экспедиции на Венеру, то чокнутый планетолог в компании со штурманом полез в кольцо Сатурна и стал героем, то на астероиде Бамберга добывают ювелирные камешки, пренебрегая СНиПами, чтобы зашибить побольше бабла… Да и то в те времена люди готовились к полётам куда как тщательнее.

  1. и ДА, не смотря на то что сказано ниже в защиту Маска по сути им надо вывести на орбиту эквивалент Сатурна-5, ибо закон Циолковского.
  2. Обладает сомнительным рекордом самого мощного неядерного взрыва на планете.
  3. 63 тонны на низкую орбиту Фалькона против 140 тонн Сатурна. Чуток. Всего-то в два с гаком раза.
  4. Для сравнения: пароходик «Монблан» (длина — 97,5 м; ширина — 13,6 м; вместимость — 3121 т) — обладатель сомнительного рекорда мощнейшего взрыва доядерной эпохи, где-то две с половиной килотонны тротилового эквивалента. он был нагружен тротилом, пироксилином и пикриновой кислотой), и в результате взрыва этого груза был практически стерт с лица земли Галифакс. Погибло 1963 человека (по данным 2002 года, были опознаны 1950 человек), пропало без вести около 2 тысяч человек. А теперь представьте себе на его месте Knock Nevis — длина 458,45 м, ширина 68,86 м, дедвейт 564 763 т.
  5. Так как вместо стандартных топливно-окислительных пар там предполагалось использовать F2+H2
  6. Звучит красиво, но это если забыть про то что с начала '90-х, и вплоть до недавнего времени, американцы зависели от поставок российских ракетных двигателей, а собственные наработки у них или не окупаются, или являются долгостроем, или рвутся как петарды чаще чем им того хотелось бы...
  7. напрямую устраивать бартер нельзя — есть закон о запрете бартера как метода ведения бизнеса; кроме того, если забыть о людях на Земле, получится, что у колонистов на Марсе потихоньку наступает коммунизм — ну а чо, средства производства — в руках народа (колонистов), бесполезного балласта в рядах трудящихся нет (потому как таковые на Марсе тупо не выживут, ибо стремятся к комфорту и достатку, а он — на Земле), все вопросы они решают сами (благо люди неглупые, гибрид учёного и рабочего с легким налетом космонавта), и это только вопрос времени, когда они поймут, что Земля им больше не нужна, и начнут упарываться марксизмом
  8. Как показали недавние события, государство вполне может обойти закон о запрете на бартер, была бы уважительная причина.