Ватсонианство против дойлизма

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Необычный сюжетный ход, вызывающий вопросы о его логичности, может иметь два типичных обоснуя - лорно-сюжетный(почему этот ход возможен в лоре вселенной) и авторо-прагматичный(почему автору пришлось пойти на это).
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Watsonian vs. Doylist. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

— А откуда у героя фильма на необитаемом острове взялся телефон? — Помощник режиссёра принёс.

»
— Логично!..

Как объяснить внезапное изменение внешности героя любимого сериала? Можно сказать: «Он сделал пластическую операцию в Молдове, и хирурги не до конца успешно навели красоту». Можно сказать: «Ему дали по морде в подворотне, и поэтому нос у него сдвинулся набекрень, а нижняя губа разбухла в два раза». А можно сказать: «Продюсеры сериала поменяли актёра и не смогли найти полностью идентичного предыдущему».

Как объяснить смерть полюбившегося народу персонажа детективно-литературного цикла от нелепой пули? Можно сказать: «У него наконец-то кончилась удача, это было закономерно». Можно сказать: «Наверняка это какой-то хитрый план, он не мог подставиться так глупо». Можно сказать: «У автора была депрессия, его бросила любимая женщина и даже кошка, поэтому он закончил цикл на такой ноте».

Нетрудно заметить, что последнее объяснение в каждой из троек заметно отличается от остальных, выходя за рамки произведения и поднимаясь на уровень «мета-».

Первые два объяснения в каждой из троек олицетворяют ватсонианский подход, третьи — подход дойлистский.

«Интро-» и «мета-».

Внутреннее и внешнее.

Сюжетное и надсюжетное.

Одни предпочитают первый подход, другие — второй, третьи умудряются совмещать их в пределах одной и той же речи. Тот же сэр Терри Пратчетт выступал в амплуа ватсонианца, говоря, что мнимые несогласованности истории Плоского Мира объясняются регулярными трансформациями местного прошлого, но в то же время был вполне себе дойлистом, говоря в ответ на чью-то попытку объяснить странности поведения лорда Ветинари из первого тома о Плоскомирии присутствием в то время другой личности на должности патриция: «Возможно, это был Ветинари, но придуманный более глупым писателем?»

При диспутах же относительно популярных спорных произведений и вовсе немудрено совмещение подходов — например, когда персонажи того или иного произведения объявляются некомпетентными на основании сюжетной, внутренней оценки их действий, меж тем как частая успешность этих действий в рамках книги объясняется дойлистскими соображениями или авторскими интересами. Хотя, если бы описываемый мир существовал реально — мир, в котором «некомпетентные» действия регулярно приводят к победе, — что ж, тогда считающим себя компетентными персонажам пришлось бы учиться действовать именно в такой манере.

Основная же проблема — регулярно объяснение Ватсона требует громадного перелопачивания неочевидного фанона, зато объяснение Дойла позволяет выкидывать неудачные детальки, оставляя основную ленту повествования. Для читателя же проблема в том, что, мысля как Дойл, где не надо, он легко пропускает важные сюжетные детали, а мысля как Ватсон — легко разочаровывается в произведении, если его хедканон во многом стоял на неудачно написанных автором деталях, и никаких подсказок, кроме собственной интуиции и здравого смысла, у читателя нет.

Казусы[править]

Литература[править]

  • Шерлок Холмс, кодификатор. Как Холмс выжил после водопада?
    • Конан Дойл: а что оставалось делать, когда вся Англия требовала его вернуть, включая королеву?
    • Ватсон: Холмс не падал со скалы, но подстроил так, чтобы все в это поверили.
    • Рекс Стаут: Холмс врёт, что поединок вообще был, а Ватсон врёт, что поверил, и вообще Ватсон — женщина.
  • Александр Дюма, «Графиня де Монсоро» — перед дуэлью миньонов Келюс потерял кинжал и оказался в очень невыгодном положении, но д’Эпернон в дуэли не участвовал и мог бы отдать ему свой. Однако не отдал. Почему?
    • Конан Дойл: д’Эпернон не отдал свой кинжал по вполне уважительной причине — потому что на самом деле не только не участвовал в дуэли, но и не присутствовал при ней! Дюма по своей обычной привычке переврал реальные события, а обоснуем не озаботился!
    • Ватсон: по дуэльному кодексу дуэлянт не имел права использовать чужое оружие. С чем пришёл на разборку дуэль, тем и дерись!
      • Существует версия, что вовсе он не терял кинжал, а изучал новаторскую по тем временам школу боя одним клинком — и рассчитывал, что в бою без кинжалов получит преимущество. Но д’Антрагэ на эту хитрость попросту не купился…
        • Это не версия, а исторический факт. Однако реальная «дуэль миньонов» очень сильно отличалась от описанной Дюма, так что вставить его в качестве обоснуя в книгу затруднительно.
  • «Остров сокровищ». Сюжетные дыры и нелады с матчастью видны невооружённым глазом — откуда взялась бочка с яблоками ранней весной? Что ещё за «вертлюжная девятифунтовка», ядра к которой катят по палубе? Куда Джим мог увести шхуну на крошечном острове?
    • Конан Дойл напоминает, что это книга для детей из XIX в., в ней должны быть пушки, паруса и геройские подвиги, всё остальное опционально. В конце концов, у Вальтера Скотта тоже то пластинчатые доспехи в высокое средневековье были, то замковые ворота топором выносят…
    • Ватсон Виктор Точинов в своей литературной игре «Остров без сокровищ» настаивает на заведомом вранье Джима.
  • Генрик Сенкевич, трилогия о Речи Посполитой: почему Скшетуский пощадил Богуна, Кмициц — Богуслава Радзивилла, а вот Нововейский на Азье отвязался по полной программе?
    • Ватсон: Богун — достойный противник и вдобавок Елену Курцевич даже пальцем не тронул, Радзивилл наплёл Кмицицу, что в случае его смерти Александра Биллевич будет убита, а Азья — полное чудовище и участь свою заслужил вполне!
    • Конан Дойл: Богун и Радзивилл — личности исторические и достаточно известные, даты их реальной смерти известны многим читателям, так что врать было бы чревато. А вот Азья — персонаж целиком литературный, тут своя рука владыка: хочу — милую, хочу — казню!
      • Нужно ещё учесть, что первые две книги трилогии — натуральные приключенческие романы по своей сути, а вот третья — чисто исторический роман. Вот всё там и происходит довольно невесело.
  • Легендариум Толкина:
    • Кто такой Том Бомбадил?
      • Дойл: это персонаж-отсылка, сделанный Толкином для своих детей, у которых в детстве была игрушка в виде человека в голландской одежде.
        • Из той же оперы: аватара автора или читателя.
      • Ватсон: ответа как такового нет, но, скорее всего, он и его жена были майар, прибывшими в Средиземье одними из первых.
        • Сюда же: всевозможнейшие версии, вплоть до Эру Илуватара, воплощения времени, песни Айнур или Арды, или исправившегося Мелькора.
          • Судя по игнорированию сил Единого кольца, а также по именам, которыми Бомбадила называют, этот персонаж стоит несравнимо выше майар. И вообще похож на демиурга на отдыхе.
      • Дж. Р. Р. МартинТолкин: А вот фиг вам — какие-то аспекты вселенной, как и любой мифологии, остаются тайной для всех, включая создателя.
    • Кто такая Унголиант?
      • Дойл: отображение страхов самого Профессора, которого в детстве укусил паук.
      • Ватсон: невероятно сильная майа, принявшая обличье огромной паучихи.
    • Гилдор Инглорион при встрече с хоббитами сказал, что он из Дома Финрода.
      • Дойл: изначально имя «Финрод» принадлежало Финарфину (а персонажа, который станет Финродом, звали просто «Фелагунд», а затем — Инглор Фелагунд), а Гилдор был сыном Фелагунда и некой эльфийки из народа синдар (в дальнейшем Профессор переписал историю Финрода — и никаких детей в Средиземье у него не было) — и корни этой фразы как раз отсюда.
      • Ватсон: под «Домом Финрода» могли понимать «Дом Финарфина в Средиземье», а Галадриэль (безусловная глава Дома Финрода) не стала менять название из глубокого уважения к своему брату. Прецедент подобного уже был — ведь «Дом Короля» по сути своей был «Домом Финголфина в Гондолине». Гилдор же мог и не являться кровным родичем Дому Финрода, но быть вассалом и подданным лордов этого Дома и быть сыном какого-то другого эльфа по имени Инглор.
    • Зачем Эру Илуватар потопил весь Нуменор?
      • Ватсон: грубоватый обоснуй: нуменорцы были стёрты с лица земли только тогда, когда на остров явился Саурон и посеянная им скверна глубоко проникла в фэа людей с тяжёлыми для их природы последствиями, и дальше сила Саурона могла бы извратить их ещё больше, причём явно не без участия их свободы воли… В общем, это почти чистый вопрос христианской теодицеи, к которому можно отослать ищущих более глубокого обоснуя. Можно добавить, что в этом сеттинге смерть считается даром Илуватара для людей.
      • Конан Дойл: обоснование дано самим Толкином в письме 163 — он страдал от кошмарных снов, в которых огромная волна надвигалась на землю и затапливала леса и поля, но после написания «Акаллабет» это сновидение больше не повторялось.
  • «1984». Можно ли верить тому, что написано в книге Голдстейна «Теория и практика олигархического коллективизма»?
    • Конан Дойл: Можно. Эта книга внутри книги — способ Оруэлла дать читателю информацию об описываемом обществе, которая главному герою недоступна, и изложить свои взгляды.
    • Ватсон: Нельзя. Книга может быть подделкой Министерства Любви частично или целиком, и вообще, возможно, Голдстейна никогда не существовало.
  • Кир Булычёв, «Алиса Селезнёва»: откуда столько нестыковок в описании мира будущего? Есть там деньги и классы в школах или нет? Излечим ли насморк? Возможна ли шапка-невидимка?
    • Конан Дойл: Булычёв и не пытался выстраивать никакой канон, для него всё это сказка, что он неоднократно и подчёркивает.
    • Ватсон: «Больше половины нестыковок исчезает, если допустить, что Алиса часто и нагло врёт» (© Мир фантастики). Очень многие нестыковки на самом деле существуют только в словах Алисы, обращённых к персонажам из другого времени или с других планет. В Прекрасном Далёко существует своя первая директива?
      • Ватсон после пятой рюмочки виски: все нестыковки исчезают, если допустить, что Кир Булычёв писал про разных Алис из параллельных вселенных. В двух книгах — «Это ты, Алиса?» и «Алиса и Алисия» — о существовании таких параллельных вселенных говорится открытым текстом, и они даже пересекаются. Более того: так встраиваются и любые нестыковки экранизаций и экранизации «сильно по мотивам».
  • Ник Перумов, «Упорядоченное». В «Земле без радости» появляется такой персонаж, как Губитель, некогда бывший слугой Молодых богов, способным уничтожать целые миры. В «Войне мага» Игнациус вспоминает уничтожение им родного мира — действительно апокалиптическое зрелище. Почему Молодые боги не использовали Губителя против Хьёрварда во время мятежа Хедина и Ракота? Ну да, погибли бы и верные слуги богов — но эти сволочи вполне способны плюнуть на такое с высокой колокольни.
    • Конан Дойл: Перумов просто-напросто ещё не придумал Губителя, когда писал «Гибель богов» и «Воина великой тьмы».
    • Ватсон: Хьёрвард — один из ключевых миров Упорядоченного, его гибель могла так аукнуться Молодым богам, что мятеж Хедина показался бы утренником в детском саду. Что же касается других миров, охваченных первым восстанием Ракота, то о них ничего толком не написано — может, там Губителя и использовали.
      • Тем более, что у автора сказано практически открытым текстом: Губитель — это такой «молодец на овец». Его амплуа — не богатырь-поединщик вселенского масштаба, а каратель, проводящий зачистки нелояльных масс. Дуэли с Возрождающей — похоже, исключение. Непосредственная схватка Губителя и Ракота неизбежно выльется во что-то архинехорошее.
  • Олаф Стэплдон, «Последние и первые люди». Монументальное, беспрецедентное в НФ описание эволюции человека на два миллиарда лет вперёд обрывается как-то странно. Человечество не остановила гибель Земли — оно переселилось на Венеру, и гибель Венеры — переселились на Нептун (во время написания романа считалось, что он имеет твёрдую поверхность, просто очень холодный). Но самая развитая из людских рас — Восемнадцатые люди — просто смирилась с превращением Солнца в сверхновую из-за «цепной реакции взрывов сверхновых», даже не попытавшись отправиться куда-то в другую систему подальше. Почему?
    • Конан Дойл: Стэплдону надоело, он и так описал несколько десятков культур, заметно, что под конец книги даже его невероятно богатая фантазия начала иссякать. Надо было заканчивать книгу.
    • Ватсон: кое-что в «Последних и первых людях» проясняет роман «Создатель звёзд» (то же самое, но уже в масштабах Вселенной). У звёзд тоже есть разум, просто соображают они медленно (миллионы и миллиарды лет). И они считают планеты[1] и разумную жизнь чем-то постыдным, вроде венерических заболеваний, и однажды попытались их уничтожить. Возможно, Солнце и соседние звёзды целенаправленно уничтожали разумную жизнь в своих системах, так что ковчег бы не помог — его бы сбило Солнце каким-нибудь узконаправленным протуберанцем.
      • В тексте книги говорилось, что Восемнадцатые как-то раз предпринимали межзвёздную экспедицию — получилось хреново. С космоплаванием в данной книге вообще полный швах — до него только Пятые люди (которые Первых (нынешних) людей превосходили примерно настолько же, насколько те — обезьян) первыми додумались, и то — под давлением обстоятельств. Старенькая всё-таки повесть, времена были не те.
  • Мэган Линдхольм, «Заклинательницы Ветров». Внутримировой пример. Вандиен в руинах древнего храма находит барельефы с изображением Заклинательниц Ветров и замечает, что они не похожи на современные. У него сразу появляются два гипотетических обоснования:
    • Ватсон: Знакомые Вандиену Заклинательницы в прошлом были людьми. Возможно, на барельефе были изображены Заклинательницы, происходящие от представительниц какого-то другого разумного вида.
    • Конан Дойл: Просто у самого скульптора руки росли совсем не из плеч, вот он и не смог нормально передать пропорции фигур Заклинательниц!
  • Преданья — почему тиборский архиерей владыка Онуфрий периодически проповедует ересь в протестантском духе — например, об иносказательности пресуществления Тела и Крови?
  • Ольга Громыко, «Космоолухи»: почему в первой книге гасилка — очень большое приспособление, которое ставится только на корабли ОГРОМНЫХ размеров — даже на крейсере их нет, — а последней книге упоминаются малые гасилки, размером всего два на три метра, требующие суточной перезарядки?
    • Конан Дойл: автор забыла про размер гасилок, пока писала предыдущие книги.
    • Ватсон: прогресс не стоит на месте — здесь не статичный сеттинг. Какого размера были ЭВМ 1970-х годов, и какого размера сейчас ноутбуки и смартфоны? Вот то-то же!
  • Александра Маринина, серия романов про Каменскую: почему Анастасия Павловна, которая в ранних книгах цикла практически не умела стрелять, а в романе «Смерть и немного любви» даже отдала кому-то из коллег свою сумку с лежащим в ней пистолетом, чтобы в случае чего он мог огреть ею убийцу по голове, в одной из поздних книг регулярно ездит в тир и вообще оказывается чуть ли не снайпером, так метко умеет стрелять?
    • Конан Дойл: современная конъюнктура не одобряет физически беспомощных героинь без единой «крутой» черты, даже если раньше это было фишкой персонажа и неоднократно подчёркивалось. Спасибо, что хоть чёрный пояс по каратэ Каменской не присвоили.
    • Ватсон: а что, собственно, мешало Насте, пережив столько опасных ситуаций, поднять уровень крутизны и научиться постоять за себя? Сара Коннор в первом «Терминаторе» вообще была наивной рохлей-официанткой, а к сиквелу прокачалась до эталонной бой-бабы. Сотруднице же правоохранительных органов и подавно сам бог велел.
  • «Волкодав» — почему боярин Лучезар, мечтавший извести кнесинку Елень, тратил время и силы (и средства, наверняка, немалые) на организацию покушений на убийство, сперва в Галираде, затем — по дороге в Велимор. Почему ему было ещё дома не воспользоваться ядом?
    • Конан Дойл: а как Волкодав мог бы спасти кнесинку от отравления? В ядах-то он, вроде бы, разбираться не учился. И о чём тогда будет повествование?
    • Ватсон: да что взять с наркомана Лучезара, стремительно теряющего связь с реальностью? Где он найдёт яд, да ещё достаточно надёжный, чтобы не вызвать ни в ком подозрений? Галирад всё-таки не похож на двор Борджиа или Медичи, где отравители встречаются на каждом шагу.
  • Леонид Соловьёв, «Повесть о Ходже Насреддине»: ростовщик Джафар, судя по имени — мусульманин, эмир Бухары, который выносит приговор о том, что в случае неуплаты долга должник будет обращён в рабство — тоже, однако шариат запрещает давать в долг под проценты и обращать мусульман в рабство (а мусульманами является более 90 % жителей города). Как же такое возможно?
  • Смотри обращение к читателям Татьяны Степановой по поводу ее книги «Последняя истина, последняя страсть» из цикла «Расследования Екатерины Петровской и К°».

Фанфики[править]

Кино[править]

  • Явление мискаста как таковое.
    • Один из ярчайших примеров — экранизация «Голодных игр», где на главную роль Китнисс — 16-летней вечно недоедавшей не особо симпатичной худой девчушки-брюнетки — выбрали Дженнифер Лоуренс, 21-летнюю молодую шикарную даму-блондинку, «в меру упитанную, ну в полном расцвете сил». Её партнёр Пит Мелларк (кстати, блондин) — тоже вполне себе не голодающий брюнет (?!) Джош Хатчерсон… В общем, дошло даже до нашего проекта (подробнее в соотв. статье и обсуждении).
      • НУ, ЦВЕТ ВОЛОС АКТЁРАМ ПОМЕНЯЛИ.
      • Мнение Ватсона: Пит — сын пекаря, Китнисс уже пятый год охотилась и собирала снедь в лесу и приторговывала, Гейл — так и все семь… Так что они хоть и не шиковали, но уже и не жили так уж впроголодь, чтобы выглядеть как жертвы Освенцима.
      • Мнение Дойлиста-радикала: ой, Ватсон, я вас умоляю не делать мне смешно… На охоте особо не отъешься, сыном пекаря тоже быть не так уж и здорово. В общем, как там сказали… «Только взгляните на эти измождённые голодом и лишениями хари…» (c). Добавить нечего (кроме одного совета: гнать в три шеи без выходного пособия такого безответственного ответственного за кастинг! А всем серьёзным продюсерам Голливуда запомнить его/её имя, лицо, особые приметы и в следующий раз, когда это чудо заявится на съёмки фильма, немедленно звонить на 911 разворачивать с порога).
      • Мнение Дойлиста-дипломата: кастинг проводился при непосредственном участии Сьюзен Коллинс (автора серии, которая и утвердила Джен на роль), с оглядкой на актёрские способности в приоритете над внешними данными.
    • Из той же степи — выбор 55-летнего Алана Рикмана на роль Северуса Снейпа, которому по оригиналу 31—32.
      • Подход Дойла — Джоанна Роулинг исходила из мысли, что для роли Снейпа куда важнее глубокая и талантливая актёрская игра. Ну и гримёры-костюмеры старались по мере сил скрывать детали его почтенного возраста, из-за чего он выглядел вполне себе на 40 с хвостиком.
      • Подход Ватсона — зная тяжёлую жизнь двойного агента, да в таком опасном положении… немудрено тридцати-с-хвостиком-летнему Снейпу выглядеть на пятьдесят без малого. Скорее наоборот — почему он ещё не поседел до срока от жизни такой?
        • Возражение Дойла — жизнь у Снейпа, конечно, была тяжела, но вот в книге он описан как персонаж неприятной наружности. Рикман же в роли Снейпа — яркий пример тропа Похорошеть в адаптации, несмотря на возраст.
          • Контрвозражение — книги написаны с точки зрения Поттера, который Снейпа терпеть не может. Естественно, что и внешность Снейпа ему не по душе. Да и Алан Рикман, при всем уважении, смазливым красавчиком не был.
            • Не сходится. Внешность Снейпа Гарри отметил во время первого пира — в тот момент никаких негативных чувств к профессору он ещё не испытывал.
        • Дополнение от Ватсона: в фильмах нигде не упоминается возраст Мародеров и Снейпа, так что киновселенная может быть попросту альтернативной реальностью, где они старше своих книжных версий. В конце концов, не только Снейп, но и Сириус, и Ремус, и Петтигрю в экранизации выглядят на те самые 40 с хвостиком. И даже Джеймс с Лили, погибшие 10-15 лет назад в явно более молодом возрасте (но и для них можно найти обоснуй: Гарри хочет видеть их такими, какими они были бы сейчас, если бы выжили).
          • Ответ от критика: а фотографии тоже под мировоззрение Гарри подстраивались? На фото Джеймс с Лили очень слабо напоминают свои книжные прототипы. Рикман хоть немного напоминает Снейпа, но лысеющий Джеймс? Подросток-Джеймс, которого явно выбирали с целью «противоположность» Гарри, при том, что каждый второй говорит, что Гарри — точная копия отца? Сириус, который на голову ниже Снейпа? Дамблдор, превратившийся в Гэндальфа? Про Нарциссу вообще молчу. Так что вывод — гнать ответственных за кастинг.
    • «Звёздные войны»: в фильме «Изгой-один» темноглазый актёр играет персонажа, который в мультсериале о Войнах Клонов имел яркую бирюзовую радужку глаз.
      • Ватсон: ну в жизни так бывает. Глаза меняют цвет. Ну ладно, у взрослых не бывает, но мог он себе операцию сделать, импланты поставить и т. д.
      • Дойл: да кого волнуют эти мелочи, мультсериал смотрели и будут смотреть гораздо меньше людей, чем увидят фильм.
      • Сюжетная группа — ёрничающие Дойли под маской Ватсона: героя покусали насекомые, изменившие ему цвет глаз. Они и графа Дуку кусали.
      • А вообще-то всё ещё проще: у Фореста Уитакера глазное заболевание, носить линзы (в том числе и цветные) ему противопоказано. Другое дело, почему не поправили уже при обработке кадров, ведь существуют же, блин, компьютерные спецэффекты. Впрочем, персонаж и в пределах одних и тех же «Повстанцев» меняет цвет глаз с зелёного на голубой и обратно (на кайбер-кристалл без очков смотрел, облучился?). И в комикс-адаптации «Изгоя-1» примерно та же история. В романе «Катализатор» заморачиваться не стали, глаза у него там просто «светлые», а какие конкретно — каждый может додумать сам «в меру своей испорченности». Может быть, повлияла и скитальческая жизнь «Кастро», шорохался с планеты на планету, атмосферы разных миров могли как-то там изменить цвет глаз, типа того. Бггггг.
  • «Последний киногерой» — игра с тропом: на любой дойлистский обоснуй мальчика, доказывающего, что вокруг них фильм, Джек Слейтер находит свой ватсонианский. Все телефонные номера начинаются одинаково? Окружные коды! На улицах нет некрасивых женщин? Это Калифорния, здесь все рехнулись на фитнесе, загарe и пластике! И так далее.
  • «Мстители: Война бесконечности» — почему доктор Стрэндж позволил Таносу завладеть Камнями и уничтожить половину вселенной?
  • «Мстители: Финал» — почему Капитан Марвел сама не использовала Перчатку бесконечности?
    • Ватсон: ссыкотно (все остальные, использовавшие Перчатку, получали физические травмы) и/или дура (не сообразила, что могла воспользоваться оружием, которое держала в руках).
    • Дойл: бюджет пишет сюжет — требовалось избавиться от персонажа, гонорар исполнителя роли которого составлял значительную часть бюджета.
  • «Терминатор»:
    • Терминатор (для всех фильмов): Почему на машине времени можно перемещать только живую ткань, а другие материалы нет, чем живая ткань так приглянулась «полю машины»:
    • Терминатор-3: почему Скайнет всё же был разработан, Сара теперь нянчит внучку на детской площадке только в заботливо сохраненной режиссёрской версии 2-ого фильма, а Конец Света не был отменён?
      • Ватсон: потому, что у будущего может быть несколько вариантов; потому, что были уничтожены материалы Майлза Дайссона, но не персонал его отдела; потому, что Скайнет разрабатывался не только в отделе Дайссона; потому, что…
      • Дойл: да потому, что очень хотелось превратить шикарную дилогию в пошлую франшизу. Очень деньги нужны!
  • «Бэтмен против Супермена»: почему Лекс Лютор ведёт себя безумно, как Джокер?
    • Ватсон: на его рассудок подействовало общение с инопланетными сущностями — Дарксайдом и Степпенвулфом.
    • Дойл: да просто в изначальном сценарии 2002 года это и был Джокер! Для Снайдера сценарий переписали и двух персонажей слили в одного.
  • «Дилижанс» — почему индейцы не перестреляли лошадей, чтобы остановить дилижанс?
    • Конан Дойл: на этом фильм бы закончился.
    • Ватсон: лошади сами по себе были для индейцев ценной добычей и возможной причиной нападения на дилижанс, а того, что в нём везли золото (ещё более ценную добычу), им знать было неоткуда.
  • «Зелёный слоник»: Братишка лёг спать в штанах, а проснулся без штанов. Говорит, что сняли их из-за Поехавшего.
    • Ватсон: часть ночного времени осталась за кадром. Пахом мог опять спровоцировать Братишку, чтобы Охранник явился и в наказание снял с него штаны. Или же штаны сняли у спящего Братишки, и он лишь догадывается, кто в этом виноват.
    • Дойл: штаны попросту забыли привезти на съёмочную площадку.
  • Полицейская академия:
    • Почему Харрис, изначально козёл и дубина, но всё-таки не трус (кроме страха высоты) и не подхалим, в последних двух мутировал в аналог Маузера?
      • Ватсон: он поехавший придурок и деградирует со временем.
      • Дойль: такое случается, когда команда сценаристов меняется от фильма к фильму.
    • Почему Дэбби Каллахэн, явно окольцевавшая Мартина в первом фильме, так спокойно заводит роман с японским практикантом?
    • Каким макаром Джонс превратился в инструктора по восточным единоборствам? В первом фильме он вообще был медиком!
      • Ватсон: ну и не сказано, что он единоборствами не занимался (взять хотя бы меня — врач и лучший боксёр полка). В первых фильмах не показано, поскольку полученные в юности навыки подрастерял, а уж после поступления в полицию снова начал практиковаться и развил.
        • Брат Ватсона: да просто наврал; ровно так же, как в той же фразе (других указаний на медспециальность нет) назвал себя «монсеньором» — что вообще не должность, степень или звание, а обращение (к себе неприменимое) к нескольким католическим чинам епископского уровня.
      • Дойль: да просто ради комичных отсылок на Брюса Ли.
    • В городе ввели возможность каждому стать полицейским после коротких курсов. Зачем в четвёртой части вводить ещё и какой-то гражданский патруль?
      • Ватсон: руководству города нужно чем-то похвастаться во время международного визита. А Лассарт не так-то прост, дружить с властью умеет, вот и тут пригодился.
      • Дойль: по фигу, сценарий четвёртой части в целом худший из семи, там нестыковок вагон и маленькая тележка.
  • Игроки: почему сказочная принцесса, которую идет спасать партия приключенцев, лицом один-в-один соседка мастера игры по студенческой общаге? Заодно, кстати, богиня Терин из второй части того же фильма.
    • Ватсон: мастер в нее тайно влюблен (ну, или просто она ему интересна), так что он построил образ принцессы, отталкиваясь от внешнего вида соседки. И его товарищ, который был мастером во втором фильме — тоже.
    • Дойл: господи, да их просто играет одна и та же Эмили Олсон! И в профессиональном кино нередки случаи, когда один актер играет несколько ролей в фильме, а тут, во-первых, фильм любительский, во-вторых, роли очень маленькие.
    • Ватсон: зато чародейка Luster из второго фильма, за которую играет Гэри, явно списана с его учительницы математики, и в фильме это очень явно показано (где Гэри на уроке рисует эротические картинки с ней в главной роли).
  • «Гарри Поттер»: почему во втором и третьем фильме Лаванда Браун темнокожая, а в шестом и восьмом — белая?
    • Дойл: актрису сменили на более подходящую на роль временной подружки Рона Уизли, а когда снимали второй и третий фильм, шестая книга ещё не вышла и о таком сюжетном повороте никто не думал.
    • Ватсон: расу можно сменить с помощью МАГИИ! И если Лаванда летом после пятого курса стала белой, чтобы больше нравиться Рону (в фильме она к нему едва ли не с начала неравнодушна), то Гермиона уже после школы стала чёрной, чтобы эффективнее бороться с расизмом! Так что всё правильно насчёт пьесы «Проклятое дитя», Гермиона такая и должна быть!
      • Что не отменяет неканона с тем, что Гермиона будто бы темнокожая с рождения, и с цветом волос Гарри и Рона в пьесе. Но Роулинг и не писала слов «с рождения», она писала «white skin was hever specified, Rowling loves black Hermione», что не отменяет этого подхода в рамках «была белой в школе (что доказано), сменила кожу после событий седьмой книги». А цвет волос — мелочь, мало ли от чего мог поменяться.

Телесериалы[править]

  • «Апостол» — почему протагонист настолько жестоко обходится со своим подхалимом?
    • Ватсон: он не ангел, не мессия и даже не апостол, а человек в сложных жизненных обстоятельствах; родные братья не очень-то противоположны, и Павел тоже с гнильцой; он увлёкся «игрой» в Петра; ему просто по каким-то причинам противен сам Машка.
    • Дойл: зрителя должно поражать, что Машка Павлу прощает вообще всё и продолжает чуть ли не целовать ему ноги. А в последней серии зритель должен всё понять. Особо тормознутый зритель — у холодильника.
  • «Арабела» — почему Румбурак, имея на руках волшебный перстень, исполняющий желания, не смог изначально влюбить похищенную Арабелу в себя?
    • Дойл: потому что как потом продолжать сериал? И что это за конец — положительная героиня в жёнах у колдуна-злодея?
    • Ватсон: потому что у перстня есть стандартные правила джинна.
  • «Дефективный детектив» — почему Эдриан Монк за 128 серий, снятых в течение семи лет, ни разу не расследовал убийство ребёнка или подростка?
    • Ватсон: он не полицейский, а частный детектив, помогающий полиции, и ему, зная о его ПТСР и ОКР, таких психотравмирующих дел не поручают.
    • Дойл: сериал комедийный, а убитые детишки — это уже не очень смешно.
  • «Доктор Хаус» — так что же всё-таки произошло с Катнером? Самоубийство или убийство? И в любом случае, почему?
    • Дойл: актёра Кэла Пенна в 2009 году пригласили на работу в предвыборный штаб Барака Обамы, так что герою Пенна, доктору Катнеру, пришлось внезапно погибнуть за кадром, предположительно, совершив суицид. Однако интересно, что за несколько серий до этого Катнер говорит Таубу, что «такие как я, самоубийств не совершают».
    • Ватсон: это вечная загадка, тут что-то нечисто.
  • «Игра престолов» — отчего решивший отправиться на юг Джон Сноу не уделил внимания своему лютоволку Призраку, которого решил оставить в Винтерфелле? Попрощавшись с Сэмом Тарли, Тормундом и Гилли, он просто посмотрел на Призрака и уехал.
    • Ватсон: Джон побоялся, что питомец начнёт скулить и увяжется за ним.
    • Дойл: режиссёр четвёртой серии восьмого сезона Дэвид Наттер объяснил, что герой не погладил своего питомца из-за трудностей, связанных с созданием визуальных эффектов. «Поскольку лютоволки созданы с помощью компьютерной графики, мы решили, что лучше сделать всё максимально просто», — сказал он.
  • «Теория большого взрыва» — почему Шелдон Купер в сериале-приквеле «Детство Шелдона» гораздо лучше социально адаптирован, чем в «Теории», а в пилотном эпизоде «Теории» — лучше, чем в последующих?
    • Дойл: личность Шелдона подверглась утрированию с целью сделать сериал комичнее.
    • Дойл-однофамилец: на милой семейной комедии с повсеместно милыми персонажами можно наварить куда больше бабла, чем на комедии для гиков.
    • Ватсон: аутизация Шелдона, его полная потеря интереса к сексу и нарастающая оторванность от реальности являются симптомами прогрессирующего психического заболевания. Он становится всё обидчивей и подозрительней, имеет обширный список врагов, куда вносит людей за любую мелочь, и искажённые воспоминания о детстве, которое рисуется ему в мрачных красках, хотя по факту было счастливым. Всё это, вместе взятое, очень характерно для дебюта шизофрении.
  • «В поле зрения» — почему команда работает только в Нью-Йорке? Разве «нерелевантных» больше нигде не убивают?
    • Дойл: команда не может мотаться по всем Штатам, это неимоверно раздуло бы бюджет сериала.
    • Ватсон: у Машины, как и у любого электронного устройства, есть «зона покрытия» сигнала. Если бы Финч и Риз перевезли её из Нью-Йорка в другой город, она бы отслеживала жертв преступлений там. Но напарникам эффективнее всего работать в Нью-Йорке, поскольку это самый большой город в США, и именно там совершается примерно по одному убийству в день (за год от 350 до 370 умышленных убийств). В городе размером поменьше Машина и герои часто скучали бы без работы, а, например, в индийском Дели они бы сошли с ума, получая десятки номеров в день и разрываясь, не в силах спасти всех. Кроме того, в 11 серии пятого сезона показано, что Машина втайне от Финча собрала из спасённых «номеров» как минимум ещё одну команду, действующую в другой части США.
  • «След» — почему Рогозина несколько раз в году внезапно уходит в отпуск без объяснения причины и отсутствует на рабочем месте суммарно большее количество дней, чем предусматривает законодательство?
    • Дойл: это актриса уходит в отпуск, чтобы иметь возможность параллельно сниматься в других телесериалах.
    • Ватсон: учитывая звание Рогозиной и её авторитет в определённых кругах — она вполне может периодически работать с секретными проектами. Что, собственно, и показали в итоге в двухсерийке «Не верь никому».
  • «Хороший доктор» — знакомство Шона с его соседкой Леей начинается с того момента, когда она подходит к его квартире, чтобы одолжить батарейки. Лея объясняет, что она играла в Uncharted, а её джойстик перестал работать. Однако существуют только две игровые консоли, на которых она могла бы играть в Uncharted, и они обе используют джойстики на аккумуляторах. Этот момент не был бы столь критичным, но именно он формирует основу для их последующих взаимодействий, и Шон даже ссылается на него снова в других сериях, говоря об их дружбе: «Я иногда одалживаю ей батарейки», — что подразумевает неоднократное повторение подобных эпизодов.
    • Ватсон: на самом деле батарейки Лее не нужны, она просто использует их в качестве предлога, чтобы лишний раз зайти к Шону.
      • Ну или батарейки ей нужны не для геймпада… А Шона на них пытается развести говоря про консоль потому, что он парень.
    • Дойл: создатели сериала не в ладах с технологией.
  • «Сверхъестественное» — в 4 серии первого сезона показано, что, услышав «Кристо», любой демон вздрогнёт и выдаст себя, сделав свои глаза чёрными. Почему Винчестер больше не использовали эту проверку? Дойл: это убило бы всякую интригу. Ватсон: ну выдаст демон себя, и что? Это же не дьявольская ловушка и не святая вода. Не заставляет оставаться на месте, не причиняет боли. Разоблачённый демон сразу набросится на Охотника.
    • Почему Джек не избавился от монстров и демонов? Дойл: для потенциальных спин-оффов. Ватсон: Джек не хочет что-то менять, он просто вернул всех распылённых Чаком.

Мультфильмы[править]

  • «Том и Джерри» — непонятно, зачем Джерри нужно заручаться помощью Спайка и других персонажей-громил, если он и сам может хорошо поколотить Тома, как было показано в выпуске «Milky Waif» (Молокосос; Джерри не даст в обиду малыша).
    • Ватсон: Джерри всё-таки побаивается Тома и в обычном состоянии поколотить его не может (размер маловат, лапки слабоваты), но когда обижают маленьких, для мыша это кнопка берсерка, и его сила значительно возрастает. В кадре, собственно, практически это и показано.
    • Дойл: особенность жанра ситком — противоречия в разных сериях (тем более, что речь идёт о мультиках).

Мультсериалы[править]

  • «Мои маленькие пони» — много случаев, которые либо требуют особо изощрённой комбинации внутри вселенной, либо просто являются явными недоработками:
    • Каденс, которая, будучи принцессой, работала няней у родителей Твайлайт Спаркл, пони из среднего класса, а потом вышла замуж за её брата Шайнинг Армора. Для Дойля это просто недоработка сценаристов, накрутивших лапшу взаимосвязей.
      • Гипотеза Ватсона имени рояля в кустах: Каденс титул принцессы тогда имела чисто почётный; позже сама Твайлайт получила такой титул, оставаясь сельским библиотекарем.
      • Гипотеза Ватсона обскурная: один из фанатских комиксов намекает, что это была лишь многоходовочка Каденс, которая так подбивала клинья к Шайнинг Армору. Леди не должна первой начинать отношения, но повод-то создать, а потом сразу согласиться можно? Собственно, не обязательно это, однако произойти могло что угодно, из-за чего тогда у Каденс был мотив поработать няней.
    • Принца Блублада представляют как племянника Селестии. Опять разрыв канвы?
      • Принц Блублад может быть сыном Луны, но это предполагает огромную закадровую драму, о которой нам почему-то ни слова не сказали.
      • Если поиграться с термином nephew, то Блюблад может быть сыном кузины и даже двоюродной (и многоюродной) кузины Селестии. Но получается, есть целая королевская семья, о которой нам не говорят?
      • Опять же, никто не может поручиться, что «племянник» — это не условный титул. Может, быть родственником Селестии/Луны очень престижно?
      • Так, в комиксе говорится, что изначально Каденс была простой пегаской, но в награду за спасение своей деревни в одиночку она получила рог и стала названой племянницей Селестии.
  • «Леди Баг и Супер-Кот» — почему у Вэйхема другой цвет волос в третьем сезоне?
    • Ватсон: перекрасился, чтобы быть больше похожим на своего кумира.
    • Дойл: ошибка анимации.
  • «Эй, Арнольд!» — в самой первой серии Хельга ставит спектакль «Четыре группы продуктов», в котором один из одноклассников играет стручок гороха. В пятом сезоне к нему наконец-то обратились по имени, и оказалось, что его прозвище Peapod Kid (Парень-стручок).
    • Ватсон: именно на том школьном спектакле он и заработал себе это прозвище.
    • Дойл: в сценарии первой серии он был обозначен как «Peapod Kid», и это обозначение использовалось во всех остальных сериях, пока, наконец, не было озвучено.

Аниме и манга[править]

  • Лелуш Шрёдингера с Кодификатором:
    • Ватсон-радикал — Лелуша угробил Сузаку только лишь для того, чтобы отомстить за смерть любимой Юфи — это кара за грехи студента-революционера. Но волей Бога, которому главный герой приказал долго жить, в благодарность Лелуш был воскрешён после смерти.
    • Ватсон-дипломат — весь «Реквием по Зеро» есть хитрый план Лелуша, благодаря которому он и сплотил мир (хоть и на короткое время), и вовремя ушёл от расправы мирового сообщества, и отомстил Сузаку, который, запрограммированный на выживание любой ценой, теперь будет не только мучиться виной в убийстве некогда лучшего друга, но и сполна унижен вечным ношением одежды своего ненавистного врага, которого ему так и не удалось победить.
    • Дойл-радикал — Танигути после провала премьеры «Акито из разорённых земель», скатившегося из относительно серьёзного сериала в неконтролируемую смесь стёба и МайклБэевщины, рисковал потерять источник заработка, поэтому пришлось воскрешать Лелуша.
    • Умеренный Дойл — Танигути в лучших традициях Деда-в-Кепке писал сценарий, ради чего досрочно «угробил» Лелуша на камеру, чтобы и успеть создать нечто стоящее, и новостью о его воскрешении срубить бабла на отчаявшихся фанатах.
    • Дойл-дипломат — Танигути не планировал убивать Лелуша навсегда. Более того, в лучших традициях Дэвида Линча он разбросал по второму сезону сериала зацепки, доказывающие, что Лелуш и не планировал умирать, а более того, стал бессмертным.
    • Миниатюра в двух лицах «как Дойль и Ватсон чуть не подрались»:
      • Дойл. Надо, чтобы ближе к финалу армии поменялись местами. Если Лелуш будет командовать британцами, Сузаку будет на его стороне, а против Лелуша будут Каллен и все прочие его вчерашние соратники — то-то зрители обалдеют!
      • Ватсон. Идея интересная, но как это устроить?
      • Дойл. А очень просто: пусть в самый ответственный момент выйдет Шнайзель и вывалит компромат, в котором сказано, что Зеро — это Лелуш, и «чёрные рыцари» всё это время сражались под командой британского принца, который к тому же ещё и магически повелевал ими[2]!
      • Ватсон. А Лелуш что?
      • Дойл. А Лелуш поймёт, что отнекиваться бессмысленно, и честно признается: да, я такой интриган, заставил вас воевать за мои личные интересы.
      • Ватсон. Он что, идиот? Какое им вообще должно быть дело до того, принц он или нет, если он ими руководил талантливо? Но вот после таких пассажей — да, я верю, что его подручные пошлют ко всем чертям.
      • Дойл. Ну извини, по-другому не придумывается. Тем более что Лелуш и раньше тупил иногда — вспомни, как с Юфи нехорошо получилось.
      • Ватсон нехотя соглашается.
      • Возникает Мориарти. Идея со сменой сторон с точки зрения сюжета сама по себе отличная, но что-то подсказывает мне, что запланировали авторы её чуть ли не с начала второго сезона, а то и раньше. Только за всё это время, отвлекаясь на пиление бабла и прочие полезные для производства вещи, так обосновать этот сюжетный ход и не смогли. Пришлось лепить обоснование не обоснуй — обоснуище! — на левой коленке в сжатые сроки, а потому имеем, что имеем.
      • Дойл. А в самом конце Лелуш устроит себе реквием: сначала бессмысленной жестокостью настроит весь мир против себя, а потом картинно погибнет от руки Сузаку в маске Зеро.
      • Ватсон. А это ещё зачем?
      • Дойл. Просто представь, как обрыдаются зрители!
      • Ватсон. Но это же абсолютно нелогично! Лелуш за короткий промежуток времени спас человечество два раза, поверг несколько тираний, уравнял в правах людей всех наций и сословий — да его за это на всех континентах на руках будут носить! И потом, на кого он оставляет мир? На Сузаку? На Шнайзеля, который не так давно хотел разбомбить чуть ли не всю поверхность Земли просто потому, что мог? Ладно инцидент с Юфи, ладно «каминг-аут», но это… это вообще ни в какие ворота!
      • Дойл. Много ты понимаешь! Исаяме, вон, понравилось.
  • Neon Genesis Evangelion.
    • Религиозные отсылки в сериале породили целую кучу теорий на данную тему.
      • Ватсон — это всё имеет смысл! Вы видите в опенинге Древо Сефирот из кабаллистических учений? Это тоже имеет смысл! Копьё Лонгиния? Явно тут отсылка к Библии!
      • Дойл — на самом деле создатели сериала впихнули религиозные отсылки так, по приколу. Это даже в интервью написано! Для японцев-синтоистов христианство с кабаллой — это что-то на уровне экзотики. И да, дружище, тебе не стоит путать понятия «символизм» и «скрытый смысл», ибо твои любимые каббалистические символы с прочими именами в честь затонувших кораблей на Тихоокеанском ТВД — как раз символизм, и вполне себе жирный. Авторы даже не подозревали, что библейские отсылки НАСТОЛЬКО популярны у профессиональных гайдзинских критиков.
      • Промежуточный вариант — людям свойственно обращаться к религии при столкновении с тем, что они не могут понять. Так что всем этим инопланетным штуковинам названия давали в меру человеческого понимания и разумения. Ну а для авторов — возможность впихнуть красивые названия.
    • О терминологии, а конкретно — почему на японском «Ангелов» величают «Апостолами»:
      • Ватсон — в NERV работают японцы, могли и накосячить с переводом иностранных терминов.
      • Дойл — сериал тоже делали японцы.
    • Эччи.
      • Ватсон — ну так сериал про внутренний мир подростка же! У Синдзи гормоны играют, а авторы показывают в первую очередь то, что интересно самому протагонисту.
      • Дойл — sex sells, и этим всё сказано.
      • Мориарти — не исключено, что это на самом деле фан-диссервис: где-где, а в «Еве» смотреть на обнажёнку и неприятно, и утомительно. Но среднестатистический зритель скушал и требует добавки.
    • Две последние серии оригинального сериала.
      • Ватсон — в этих эпизодах Синдзи пытается разобраться в вопросе о смысле существования.
      • Дойл — Гайнаксу просто не хватало бюджета, вот и запилили эпизод про самокопание под дешёвую анимацию. А философия в сериях — просто набор случайных фраз.
      • В реальности, чаще всего наоборот. Ватсон: непонятные серии, в которых ничего не происходит. Зачем они сюжету?! Дойл: пофиг, что там происходит, но без них Евангелион бы так не замемился! Да и это интересный эксперимент с формой.
    • Сцена в End of Evangelion, где… ну, все знают, что там произошло.
      • Ватсон — Синдзи совсем довели.
      • Дойл — очень недурственная натебейка фанатам, которые делали примерно то же самое сделали из девочек с психическими проблемами секс-иконы.
  • JoJo’s Bizarre Adventure — семь бед, а у Дойля один ответ: АРАКИ ЗАБЫЛ!!!111
    • В частности, почему Дио в третьей части не пользуется абилками, которые у него были в первой. Ватсон считает, что заморозку Дио использовать просто не мог — тело-то ниже шеи было не его, он не настолько с ним сросся. Стрельба глазами — не было нужды, да и против Джотаро вряд ли сработало бы. Что думает Дойл — см. выше.

Видеоигры[править]

  • Life is Strange — почти всё время витает дух идиотского мяча. Виной тому — способность Макс перематывать время и огромное количество применений этому умению, которые может придумать игрок и не продумали разработчики. Особенно если «всего лишь творчески мыслить», хотя, бывает, упускают и совсем напрашивающиеся ходы.
    • Слабый обоснуй от Ватсона — разбросаны намёки на отклонения аутического спектра у Макс, может, у неё и правда очень своя логика, как и зачем стоит использовать свои силы.
    • Поставьте себя на место Макс: силу она получила меньше часа назад и основательно перепугана и этим, и случаем в туалете, тут уже творчески не помыслишь. А что до остального: Хлое на тот момент плевать и на Уоррена, и даже отчасти на Макс, с Нейтаном (точнее с его папашей) мало кто рискнёт связаться, а горе-охранник увлечённо фотографирует весь инцидент.
  • Sonic the Hedgehog 3 — при определённых условиях движение на большой скорости может привести к застреванию игрока (после чего нужно жать RESET или ждать, пока истечёт время).
    • Мнение Дойла: разработчики не исправили баги.
    • Мнение Ватсона и самих разработчиков: это всё «дьявольские ловушки Роботника»!
  • Mass Effect: Andromeda. Инициатива «Андромеда» создана для колонизации одноимённой галактики. В то время как в Млечном Пути неисследовано около 98 процентов звёздных систем. Зачем?
    • Мнение Дойла: просто не придумали, куда деться от финала Mass Effect 3, который мог закончиться четырьмя совершенно разными вариантами от «все умерли, и Жнецы победили» до «Шепард стал богом из машины» или «органики и синтетики стали едины». А объявить одну из концовок каноном яиц не хватило[3].
    • Мнение Ватсона: мы сами здесь и сейчас готовим пилотируемый полёт на Марс, когда на самой Земле полно мест, где не ступала нога человека. Как говорится, почему бы сначала не терраформировать Сибирь?
      • Наверно, потому, что в терраформировании Сибири нет необходимости? Или это другая планета? Ну тады привет землянам от инопланетянки!
      • Задания в игре внезапно это подтверждают. Только очень коряво.
      • Очень слабый обоснуй… Поверхность Земли уже исследована практически вся вдоль и поперёк. А население и его потребности растут… с ускорением.
      • Может быть, я ошибаюсь, но по-моему, на Земле все же уже нет мест, где не ступала нога человека. А вот места, где никто не живет (вариант — просто низкая плотность населения) вследствие не слишком удобных условий проживания там — есть. Так что гипотетически да, если бы целью подготавливаемого полета на Марс было именно достаточно срочное переселение туда части человечества, которому не хватает места на Земле, то по логике действительно проще было бы заняться улучшением условий для жизни тех регионов Земли, где эти условия плохи. Но поскольку (полагаю) в действительности готовящийся сейчас полет на Марс нужен по иным причинам, то и о «терраформировании» неудобных регионов Земли нет смысла говорить. Как вариант: переселение части человечества на Марс все же планируется, но на столь отдаленную перспективу, что еще до того, как удастся успешно терраформировать Марс, на Земле уже успеют «терраформировать», заселить и исчерпать потенциал этого заселения — те регионы Земли, где сейчас условия для проживания неудобны. То есть, даже если начать «терраформирование» регионов Земли позже, чем проект терраформирования Марса, закончат это «терраформирование» Земли все равно раньше, чем терраформирование Марса — а потому пока нет смысла с ним и спешить, это более быстрый проект, чем марсианский…
      • Да всё гораздо банальней: истинная цель Инициативы Андромеда — сбежать от Жатвы. Об этом прямо говорится в самой игре.
        • Только, согласно лору, когда инициатива начиналась, об угрозе Жатвы ещё не знали.
  • The Elder Scrolls
    • Употребление по отношению к двемерам слова «гномы».
      • «Дойлистское» объяснение — первоначально двемеры предполагались стереотипными фэнтезийными дворфами, их история была прописана только в «Redguard» и «Morrowind».
      • «Ватсонианского» объяснения как такового и нет — есть полуофициальный текст одного из разработчиков, рассказывающий о детской сказке, популярной в Тамриэле. В ней говорится о том, что раньше Морровинд населяли великаны, которые встретили двемеров до того, как увидели каких-либо других людей или эльфов и прозвали их «гномами» (что на великаньем языке означало «карлик»), о чём прознали кимеры Морровинда (текст написан ещё до выхода «Morrowind» и детальной проработки его лора, так что кимеры там зовутся данмерами). Текст не является полностью каноничным, но эту теорию поддерживает Хасфат Антаболис, один из главных специалистов по двемерам на всём Вварденфелле.
    • Квест, где герой в качестве солдата имперского легиона послан спасать офицера того же легиона, пленённого и замученного орками. Тот, вместо благодарности за спасение, отказывается вообще разговаривать с героем-освободителем, если тот одет не по форме, предпочитая освобождению продолжение плена.
  • The Elder Scrolls V: Skyrim — полно такого.
    • Если поставить даэдрическое оружие на стойку, а потом уйти из дома, то через некоторое время оно может исчезнуть.
    • «Дойлистское» объяснение — баги, просто баги. Ведь если положить оружие в ящик в своём доме, то оно никуда не денется. А в дополнении Hearthfire вообще любое оружие стало пропадать со стендов, не только даэдрическое.
      • «Ватсонианское» объяснение — о вашем оружии прослышали дозорные Стендарра, и поэтому незаметно пробрались в дом и забрали потенциально опасный предмет. Ну а по ящикам рыться не решились — хускарл надаёт по щам. Ну, или сам хускарл и загнал ваш трофей по спекулятивной цене.
      • «Ватсонианское» объяснение — оружие вернулось в Планы Обливиона по желанию даэдра, чьё сердце пошло на его изготовление, было призвано Принцами Даэдра или просто разрушилось из-за того, что даэдра переродился в родном Плане (даэдра бессмертны и перерождаются). Ну, или принцы Даэдра злятся, если их дары не таскать с собой, а пылить на стендах.
    • Там же. Толчёный бивень мамонта крайне редко встречается в продаже у алхимиков. Его очень редко можно найти у враждебных магов, а вероятность появления его среди случайных алхимических ингредиентов ничтожна мала.
      • Мнение Дойла — это недоработка разработчиков. Даже мощный волшебный предмет проще найти.
      • Мнение Ватсона. По словам алхимика Квинта Навала, никто, кроме великанов, не знает, как растолочь бивень мамонта в порошок. Вот поэтому он так редко встречается — только храбрец или самоубийца отправится за ним в лагерь великанов.
    • Если уничтожить Тёмное братство по квесту командующего Марона, в убежище вы не встретите Баббету.
      • Дойль: детей убивать низзя, вот её из этого квеста и убрали. Да, она как бы и не ребёнок, но возиться со скриптами лень.
      • Ватсон: кто-то же передал Марону информацию об убежище! Видимо, Баббету сильно достала Астрид. Если вы вступите в Братство, увидит новую надежду и будет верна до конца. Ну, а нет — на остальных плевать, всех сдаст, даже любимого паучка (хотя Лисса при штурме убежища убивать не обязательно и агенты Пенитус Окулатус вполне могли и мимо пройти, на кой он им нужен).
    • Онгул Наковальня хвастает, будто что у него лучшая сталь в Вайтране. Постойте, но он же живёт и куёт в Виндхельме!
      • Дойль: изначально планировалось его в Вайтране и поселить. Этим и объяснялась его ревность к Йорлунду Серой Гриве. Потом разрабы переселили Онгула в Виндхельм, а цитаты переделать заб(ы/и)ли.
      • Ватсон: он так завидует Йорлунду и его Небесной Кузнице (расположенной, конечно, в Вайтране), что уже заговаривается!
    • Благодаря покровительству своей мамаши, Сибби Чёрный Вереск отделался лишь годом тюремного заключения за убийство человека. При этом он мотает срок в камере со всеми удобствами. Но иногда, он оказывается в обычной камере для заключённых.
      • Мнение Дойла — это просто глючат скрипты персонажа.
      • Мнение Ватсона — Сибби временами начинает зарываться и плохо себя вести. Стража докладывает об этом его мамаше Мавен, и та приказывает немного подержать сынулю в обычной камере, чтобы он подумал над своим поведением.
  • The Elder Scrolls Online — столица Валенвуда, шагающий город Фалинести, в игре отсутствует, хотя вся территория Валенвуда доступна полностью.
    • Мнение Дойла: движок попросту не потянул реализацию.
    • Мнение Ватсона: город просто исчез одновременно с провозглашением Доминиона. Не спрашивайте, почему — никто не знает. Наверное, кто-нибудь из богов или даэдра развлекался.
  • Vampire: The Masquerade — Bloodlines: Вонг Хо совершенно спокойно реагирует на героя-носферату и никак не комментирует его ужасную внешность.
    • Мнение Дойла. Из-за сжатых сроков разработки вступительный диалог с носферату был вырезан. В неофициальном патче он был восстановлен — бизнесмен пугается и называет героя демоном.
    • Мнение Ватсона. Вонг Хо — очень воспитанный человек и не будет комментировать необычную внешность посетителя — это ужасно невежливо.
  • Там же. Флинн Бойл тоже никак не комментирует внешность носферату. Диалог не вырезали.
    • Мнение Дойла. Ну не стали делать для него специфический диалог, не захотели/поленились.
    • Мнение Ватсона. Флинн живёт в Голливуде и принял героя за актёра в гриме или костюме.
  • Ведьмак 3: Дикая Охота — почему создатели игры убили Шеалу де Тансервилль и ещё некоторых членов Ложи Чародеек.
    • Мнение Ватсона — их вину за предательство и преступления против всего Севера могла искупить только страшная и мучительная смерть. И пофиг, что Север раздроблен, а обвинять Шеалу — уроженку Каэдвена и советницу Ковира в предательстве за убийство короля Аэдирна — полнейший абсурд.
      • Такой ли абсурд? Любой вменяемый король должен понимать, что неприкрытое и безнаказанное убийство[4] монаршей особы (каким бы недругом она ни была) должно караться максимально сурово, дабы другим не повадно было. Иначе королевский авторитет неиллюзорно рискует упасть до нуля.
    • Мнение Дойла — элементарно, Ватсон. Создатели игры тупо свели счёты со всеми чародейками, кто в финале саги голосовал против Цири. Судите сами: Шеала против — смерть. Ассирэ против — смерть. Сабрина Глевессиг против — смерть. Кейра против — смерть; впрочем, из-за того, что тогда же она призналась, что неравнодушна к Геральту и ей было очень приятно, когда он нёс её на руках на Таннеде, ей милостиво дали шанс присоединиться к Лелушу Шрёдингеру и Котэ. А вот те, кто голосовал за Цири — волшебным образом остаются в живых и искупают вину помощью против Дикой Охоты. И у Филиппы Эйльхарт, за которой в том голосовании оставался решающий голос, появляется неплохой шанс оставить с носом пана Анджея с его любовью к флэш-форвардам (если в войне побеждает Нильфгаард, а императрицей станет Цири, Филиппа в Нильфгаарде может чувствовать себя в безопасности. А зрение она себе по методичке Вильгефорца вернёт).
  • Серия Civilization — начиная с первой же части, имеет две главные условности, серьёзно мешающие подавлению недоверия. Первая: лидеры, совершенно бессмертные и несменяемые (хотя различные политические системы, в том числе республиканские, в игре есть, но лидер остаётся одним и тем же). Вторая: игра начинается традиционно с 4000 г. до н. э., но там с самого начала присутствуют народы и государства, которых и в помине не было не то что в неолите, а даже в Средние века. Например, США (отдельно от Великобритании, причём, которой на карте вообще может не быть). Как объяснить?
    • Конан Дойл: игра вообще-то на железобетонную серьёзность и не претендует. К тому же сменяемые лидеры с прорисовкой для каждого перегрузили бы игру.
    • Конан Дойл-2. Просто условность, лидеры меняются и условно отображаются одним самым популярным. Игрок же управляет неким условным духом народа. А США в древности или Вавилон в современности — просто альтернативная история, зачастую с альтернативной географией.
    • Дойль-радикал. Считайте, что это вообще симулятор и вы имеете дело с символической сборной из различных цивилизаций. Когда вы играете в FIFA за Clasic XI, вас сильно смущает, что Джачинто Факкетти, Франц Беккенбауэр, Мишель Платини и Виктор Онопко в одной команде? Вот и не чирикайте!
    • Доктор Ватсон (версия tvtropes, на грани с необузданными догадками): это божества или достаточно развитые инопланетяне, разыгрывающие роли нравящихся им лидеров из земной истории. А может, постлюди, которые сами стали достаточно развитыми инопланетянами для жителей других миров или параллельных вселенных. Развлечение у них такое, создавать точные СФК разных стран и сражаться ими.
  • GTA: San Andreas: почему Райдер, всегда бывший верным Гроув-Стрит и участвовавший не в одной перестрелке с бандой Баллас, внезапно предал зелёных? Ну не из-за того же, что Си-Джей ужасно водит автомобиль? Это вам не Биг Смоук, на предательство которого намекали с самого начала — например, когда он был занят поеданием фаст-фуда, пока homies стреляли во вражью машину.
    • Ватсон: объяснения приводят разные — Райдер прельстился деньгами, возможной крутизной, или же им манипулировали, пользуясь его наркозависимостью, или на него надавила C.R.A.S.H. Или же он изначально был предателем, но у него не хватило винтиков в мозгах, чтобы суметь избегать стычек со своими, не вызывая подозрений… Но далеко не всех эти объяснения устраивают.
      • Вообще-то отлично видно, как он злоупотребляет «травой», которая мозгов явно не добавляет. То есть перед нами очевидный козёл небольшого ума. Тот же Смоук мог действовать как по нотам: «на дурака не нужен нож — ему с три короба наврёшь/немного подпоёшь — и делай с ним что хошь!»
    • Конан Дойл: среди фанатов популярна теория, что изначально в Rockstar не планировали сделать Райдера предателем, но в какой-то момент планы изменились, а все трещины в канве замазать так и не смогли. В пользу этой теории говорит, например, то, что Си-Джей, увидев Райдера и Биг Смоука в гараже C.R.A.S.H., называет только Биг Смоука, а также откровенно слабый диалог в миссии «Pier 69», в которой Райдер гибнет (утверждают, что к этому моменту актёр озвучивания Райдера ушёл от дел с Rockstar, и пришлось использовать пару уже записанных по другим случаям фраз).
      • Что не отменяет того факта, что авторитет Райдера в глазах СиДжея к тому моменту мог упасть ниже плинтуса и подобная подляна вполне ожидалась (в отличии от Биг Смоука). Да и в Сан-Франциско Карл мог считать, что попросту прихлопнул надоедливую муху (а отупевший от травы Райдер ещё и практически потерял речь от внезапного поворота ситуации).
  • Fallout 2: Крис Авеллон не стеснялся отвечать на вопросы фанатов по классическим Фоллаутам, объяснять непонятки и замазывать настоящие трещины в канве. Чаще всего он приводит ватсонианское объяснение, но в ряде случаев — и дойлистское. Пример: почему миссис Бишоп утверждает, что была изгнана из Города Убежища за зависимость от винта (что могло произойти только более 20 лет назад), если винт изобрёл Майрон, которому нет и 19?
  • Fallout: New Vegas: почему Курьер не может сказать Цезарю, что видел или убил бывшего его легата Джошуа Грэхема?
    • Ватсон: Цезарь никогда не признает открыто даже убийство Грэхема: он — нелицо, а был некий Горелый, которого легионеры облили смолой, подожгли и бросили в Большой Каньон — после такого не выживают. Кто знает, какой номер может выкинуть диктатор, узнав, что некому постороннему ведома его тайна? Лучше помолчать.
    • Конан Дойл: чтобы возвращать актёра озвучивания Цезаря для озвучивания строк из DLC, нужны были дополнительные деньги. И после этого диалог нужно ещё тестировать, что отняло бы время, а у Цезаря диалог и так сложен. Джош Сойер решил — эффект не стоит вложений и рисков.
  • Space Quest VI — откуда вообще вылез этот разрыв канона, который, имей подобные события место в тамошней Вселенной, гарантированно уничтожили бы Роджера как такового из-за временного парадокса?!
    • Ватсон: Роджер бросит эту морщинистую дуру Стеллар и вернётся к поискам Беатрис в следующем эпи…
    • Дойл в лице Скотта и Марка: никуда он не вернётся, так как наш проект закрыли, седьмого «спейса» никогда не будет, а шестой эпизод мы уже успели сделать.
  • Five Nights at Freddy. Для того, чтобы разобрать всё «за» и «против», потребуется отдельная статья. Так что тут приводим общий пример фэндома:
    • Ватсон — Фиолетовый Человек — Это Майк/Джереми/Фонгай/вставьте имя охранника[5]. Он убил всех детей. Души детей вселились в тела аниматроников[6] для того, чтобы отомстить. Поэтому они нападают на охранников. Почему? Да потому что Майк/Джереми/кто-то ещё и есть Фиолетовый Человек! А что если Фиолетовый человек — это на самом деле аниматроник? А что если всё это время это был сон умирающего мальчика из четвёртой части? А то если действие происходит в другом времени… и пространстве?
    • Дойл — Скотт Коутон первоначально не задумывал о запутанном сюжете. Он просто прогнулся под теоретиков и пилит пасхалки и намёки, дабы фанаты больше проводили времени за игрой. И всё это подправлено всякого рода ретконами и вписанием теорий в канон. Это хитрый маркетинговый ход, благодаря которому Скотт построил франшизу буквально из ничего!
  • Return to Castle Wolfenstein: Генрих I Птицелов был побеждён Симоном Странником в 943 году нашей эры. Реальный Генрих I умер ещё в 936 году.
    • «Дойлисткое» объяснение — просто разработчики решили добавить интересного антагониста, вот и поменяли дату.
    • «Ватсонианское» объяснение — всё верно, Генрих I умер в 936 году. Но потом он восстал как рыцарь смерти — во вступительном ролике видно, что он является нежитью.
  • Mortal Kombat: в режиме башни, или дуэльном режиме, ваш герой может сделать фаталити на любом персонаже, в том числе на том, с кем его связывают дружеские или семейные отношения — например Соня может сделать фаталити на Джаксе или Кэсси, и те в свою очередь могут осуществить фаталити на Соне. Но зачастую, персонаж которого вы пришили, участвует в концовке вашего героя!
    • «Дойлисткое» объяснение — этой геймплей вразрез с сюжетом, и игровые условности. И вообще добивать друга необязательно.
    • «Ватсонианское» объяснение — вы правда думаете, что друзья станут мочить друг друга? На самом деле, герой бился с клоном своего близкого, а настоящий друг сидел на трибуне и болел за вас!
  • Crusader Kings 2 — при определённых условиях у персонажа греческой или итальянской культуры есть возможность «Delve into Classics», которая позволяет вам, углубившись в изучение античного наследия, возродить греко-римское язычество, несмотря на то, что даже в самой ранней стартовой дате прошло уже четыре века с тех пор, как оно вытеснено христианством. Почему нет возможности возродить кельтское язычество персонажу валлийской, ирландской, бретонской или шотландской культуры? Оно же находится в аналогичном положении. Почему бы аналогичным образом не углубиться в легенды и сказки, на которых он вырос?
    • Доктор Ватсон: в отличие от трудов античных философов, кельтский фольклор не воспринимается вашим персонажем (средневековым феодалом-христианином) как что-то высокое. Для него это или суеверия простолюдинов, или просто интересные легенды, не более того. По этой же причине нельзя возродить славянское или скандинавское язычество, если оно уже исчезло с карты.
    • Конан Дойл: логика Paradox Interactive давно уже стала притчей во языцех. Поленились ребята, вот и всё.
  • NieR: Кайнэ — на самом деле гермафродит.
    • Ватсон: Кайнэ — искусственная форма жизни, и при её создании произошёл аппаратный сбой.
    • Дойл: чего не сделаешь ради троллинга игроков. Хотя некоторым футанари как раз нравятся…
  • Might and Magic VII и VIII: персонаж, ставший личом, по прежнему должен есть и спать. Также он по-прежнему может заболеть и отравиться.
    • Дойл: это просто игровые условности и расхождение с лором. По лору, нежить неутомима и не нуждается в пище.
    • Ватсон: потребности личей объяснены в лоре Might and Magic. Да, им не нужна еда, но они могут есть и пить просто ради удовольствия. Герой-лич не собирается лишать себя возможности лопать вкусняшки. Потребность во сне можно объяснить тем, что лич не до конца освоился со своим не совсем живым состоянием.
  • Half-Life — хедкрабы способны захватить тело жертвы, превращая его в зомби. Но почему-то с Гордоном это не происходит.
    • Ватсон: Всё это время Гордон носил на голове шлем, который защищает его от хедкрабов[7]. В качестве доказательства служит тот факт, что интерфейс игры появляется сразу же после того, как Гордон наденет костюм. Таким образом весь интерфейс игры отображается на шлеме Фримена. И заметьте, что в шлеме встроен бинокль.
    • Дойл: Да просто разработчики подумали, что хедкрабы станут слишком уж опасными противниками для игрока. Поэтому они дали Гордону иммунитет к зомбификации.
  • Portal — мы все знаем, что действие этой игры происходит во вселенной Half-Life. Так что вообще происходит в The Lab и других портальных демках[8] и какое отношение это имеет к Half-Life?
    • Дойл: это всего лишь демонстрации, не более того. К сюжету они никакого отношения не имеют.
    • Ватсон: в Portal 2 есть Программа Вечного Тестирования, действие которой происходит в параллельных вселенных. Вполне вероятно, что они действительно параллельны вселенной Half-Life. А раз в мультивселенной возможно всё, вполне вероятно, что в каких-то из них действие этих демо и происходит.
  • Halo — в четвёртой части вид бронескафандра спартанца-117 сильно изменился относительно третьей. Каким образом? Ведь все эти четыре года мастер-чиф провёл в криогенной камере на полуразрушенном корабле в компании одной лишь Кортаны.
    • Ватсон: Кортана всё это время работала над улучшением его «мьёльнира» при помощи наномашин, параллельно обдумывая узнанное и пытаясь не поехать матрицей.
    • Дойл: Halo 4 делалась другой студией, дизайнеры которой решили, что так будет круче.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000. Сколько же всё-таки может прожить гражданин Империума (обычный, не бессмертный космодесантник какой-нибудь), если его не убьют ксеносы, еретики, демоны или не сожжёт на костре Инквизиция? У Дэна Абнетта в произведениях про Инквизицию полно персонажей, которым за сотню лет, они бодры, активны и их биологический возраст соответствует где-то 35-40 годам (включая Эйзенхорна и его свиту). У Грэма Макнилла в «Несущем Ночь» губернаторше Павониса (то есть тоже человеку богатому и влиятельному, на незначительность и бедность не спишешь) 62, и она выглядит старушкой, причём все, включая космодесантников и инквизитора Барзано, принимают это как должное. При этом действие книг об Ультрамаринах происходит позже книг об Эйзенхорне и Рейвеноре.
    • Конан Дойл: если информацию о всевозможных фракциях, оружии и истории Вахи можно почерпнуть из кодексов, то про мирную жизнь там почти ничего нет. Книги — сопутствующий материал, авторов много, друг друга они могут и не читать, а GW и BL на такое не обращают внимания, лишь бы история кодексам не противоречила (и то, судя по тому, что это происходит настолько регулярно, насколько возможно, следят кое как, или сами уже путаются в огромном, невероятно разросшемся сеттинге). К тому же Абнетт при всех своих достоинствах как писателя известен тем, что очень вольно относится к бэку.
      • Слово Божие от самого Абнетта — да, в начале 2000х мы писали кто во что горазд! Только при старте цикла «Ересь Хоруса» пошла какая-никакая «унификация» лора.
    • Ватсон: Империум необъятен, в него входят миллионы планет с самым разным уровнем развития. Если, например, боевая техника и оружие стараниями Адептус Механикус ещё как-то унифицированы, то никакого Минздрава в Империуме нет[9], так что омолаживающие процедуры, известные врачам Геликанского субсектора, на Павонисе, расположенном на другом конце галактики, неизвестны.
      • Тоже Ватсон: у губернаторши могла быть личная непереносимость омолаживающий процедур, или она по каким-то причинам от них отказалась.
    • Другой интересный пример — «перековка» многих крутых героев Адептус Астартес в примарисов. (Да и самое явление примарисов в целом)
      • С точки зрения Ватсона: вполне резонно, что Ангелам Смерти Императора повышают уровень крутизны — если они и так стали героями, то с дополнительными «примочками» от Велизария Коула смогут ещё лучше защищать Империум Человечества в эпоху Великого Разлома.
      • Дойл: Games Workshop просто хочет поднять денежек через продажу новых миниатюр.
      • Миссис Хадсон: В романах космодесантники всегда обладали уровнем способностей примарисов — надо же хотя бы иногда приводить лор с настолкой к общему знаменателю.

Прочее[править]

  • SCP Foundation — почему SCP-1985 имеет класс «Евклид» — обычная аномалия средней опасности, в то время как подобный ему объект SCP-2003 имеет класс «Таумиель» — особая аномалия, применяемая для предотвращения конца света? Ведь оба объекта посвящены исследованию возможности конца света.
    • «Дойлистское» объяснение — просто, когда написали SCP-1985, класса «Таумиель» ещё не придумали, а когда придумали SCP-2003, он уже был.
      • Вообще, с классификацией SCP-объектов у многих авторов проблемы.
    • «Ватсонианское» объяснение — SCP-1985 исследует параллельные реальности, и потому до «Таумиеля» чуть-чуть не дотягивает, в то время как SCP-2003 исследует возможные будущие нашей реальности и потому является полноценным «Таумиелем».
      • С некоторой натяжкой, по «правилу коробки» оба объекта «Эвклид», но SCP-1985 работает с конкретным человеком, а SCP-2003 позволяет отправить кого угодно.
  • MrLololoshka, сериал «Новое Поколение» (все сезоны) — Лололошка как рассказчик и игрок и его персонаж это не одно и то же. Лололошка может придавать своему персонажу характер и так далее, озвучивая свою реакцию на происходящее для зрителей или (Дойл) или делая сюжетный выбор, либо озвучивая то, что по логике должен был бы подумать его персонад в конкретной ситуации (Ватсон), однако его персонаж периодически может сам заговорить то, что ему прописали сценаристы, а также он теряет память между сезонами, в то время как собственно игрок, находящийся в нашем мире, помнит, что было в прошлых сезонах.
    • В начале 4 сезона «Голос Времени» Лололошка встретил мальчика, и вместо того, чтобы ответить самое логичное и адекватное «расскажи, что случилось», он ответил стереотипной фразой стереотипного благородного рыцаря, за кого его, собственно и приняли, и попросили разобраться с драконом, хотя он ещё даже железный меч не может использовать.
      • «Дойлистское» объяснение — Лололошка не очень хорошо подумал.
      • «Ватсонианское» объяснение — персонаж Лололошки начал сходить с ума.
        • И тут снова вмешивается Дойл и говорит, что рассказчик на тот момент не мог этого знать, поскольку изменение иконки он это заметил сразу после диалога.
    • Впрочем, подобное происходило ещё не раз, и в Междумирье, и в Эрессии на этот раз реальной, поэтому эти обоснуи идут лесом, зато появляются новые.
      • Новый Ватсон скажет, что поскольку сказочный сон закончился и наступила реальность, то в Поэне всё серьёзно, а не как в начале сезона, поэтому здесь не понимают сарказма Лололошки.
      • А Дойл ответит, что другие персонажи порой могут пошутить и им это сходит с рук. Дело всё в том, что сценаристы то ли не ожидали, что Лололошка будет в этом сезоне делать свои "ээксперименты", то ли специально не оставляют вариантов ответа с сарказмом, поэтому сарказма Лололошки никто и не понимает.

Примечания[править]

  1. Во времена Стэплдона считалось, что планеты у звёзд встречаются редко, а то и вообще Солнечная система уникальна. До открытия первой экзопланеты было очень долго: романы писались в тридцатые, а 51 Пегаса b открыли в 1992. Это сейчас мы знаем, что редкостью являются, напротив, звезды без планет, причём они есть даже у тех звёзд, у которых их по традиционным научным взглядам быть вообще не должно, например, у пульсаров (почему взрывом сверхновой их не испепелило?)
  2. Подтвердить или опровергнуть это как раз легко. Нужно попытаться приказать сомневающимся написать объяснительные и показать им видеозапись, из которой следует, что одного человека дважды можно загиассить только с помощью Иеремии
  3. Что в случае появления гипотетической четвёртой части основного сюжета (в которой, правда, нет смысла) помешало бы создателям прописать выбор или перенос сохранения концовки игроком подобно выбору биографии Шепард(а)?
  4. Достаточно вспомнить, что в Российской Империи открыто говорить о неестественной смерти Петра Третьего и Павла Первого стало можно только в эпоху первой революции 1905 года. А убитый охраной Иоанн Антонович к моменту своей смерти в 1764 году уже давно стал нелицом.
  5. На самом деле Фиолетовым Человеком оказался отец протагониста Sister Location
  6. Как мы узнаём в Sister Location, души действительно вселились в аниматроников.
  7. Цинично обыграно в фанатском ремейке Black Mesa. Оказавшись в Зене, игрок может встретить зомби, на которых надет полный комплект H.E.V. костюма, включая даже шлем. То есть от хедкрабов никто не застрахован.
  8. Aperture Hand Lab и Moondust: Knuckles Tech Demos
  9. Автор этого замечания применит к данному фрагменту ватсонианства ещё немного ватсонианства, напомнив, что роль МинЗдрава в Империуме поделена между Магос Биологис из Адептус Механикус, Ореном Госпитальеров из Адептус Сороритас под началом Экклезиархии и Оффицио Медика в составе Администратума. Правда тут стоит отметить, что магосы действительно не склонны лишний раз обмениваться секретами между ячейками Культа Омниссии, потому как раз у них расхождения от субсектора к субсектору в порядке вещей. В то же время доступный отвечающим за здравоохранение подразделениям Экклезиархии и Администратума уровень медицинских технологий вполне позволяет проводить хирургические вмешательства и даже установку относительно несложной бионики. Сложная продвинутая бионика доступна Адептус Механикус и тем, кто имеет с ними достаточно крепкие связи, позволяющие магосам рассчитывать на то, что применённые при проведении операции хитрости впоследствии не будут использованы для обвинения самих магосов в ереси и измене. Подобными связями могут обладать относительно высокопоставленные инквизиторы, не слишком высокопоставленные оказавшие механикумам небольшую услугу инквизиторы, каперы и наследники Великих Домов, фактически так или иначе тоже связанные с каперством. В то же время «простой губернатор» такими связями вполне может и не обладать, как и, к примеру, «простой магнат» планетарного значения. Адептус Механикус — весьма небедная организация, потому подкупить магоса не так-то и легко (даже каперу), зато легко отпугнуть таким попахивающим подставой предложением. А попытки давить на магосов со стороны Администратума и Экклезиархии только повысят напряжённость в отношениях между ведомствами, а она там и так неслабая.