Марсианин

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Если Вы ищете обещанный одноимённый российский фильм, то он вышел в прокат под названием Пришелец
« Из этого дерьма меня может вытащить только наука »
— Марк Уотни
Марк Уотни в брызгах корицы

The Martian («Марсианин») — роман Энди Уира о космонавте Марке Уотни, застрявшем на Марсе и пытающемся выжить. Как ни странно, роман о выживании человека читается как юмористический экшен — благодаря отчасти большому количеству лёгкого юмора, постоянным действиям главного героя и тому, что смотрим мы через призму его восприятия; отчасти благодаря тому, что в романе есть несколько косяков матчасти и искажений в сторону кинематографичности. Впрочем, критиковать за такие мелочи хороший фантастический роман неразумно.

Создание[править]

Роман отличался подачей во время написания: главы выкладывались по одной в интернет, где автор собирал критику и фидбэк по поводу происходящего с Марком. Со временем читатели блога стали просить издать написанное в виде книги — Уир это и сделал. Книга оказалась популярной, а после экранизации — так и вообще стала бестселлером. Поскольку переписывать было влом, некоторые косяки перекочевали из черновиков в чистовик.

Сюжет[править]

Человечество посылает регулярные научные группы на Марс. Это не колонизация, конечно, но космонавты хотя бы спускаются на планету, строят там временные укрытия и работают.

Главгерой Марк Уотни — POV книги, космонавт, биолог-инженер (какая удача!) прилетает с третьей научной группой: «Арес-3».

Естественно, что-то пошло не так, и из-за ВНЕЗАПНОЙ, БЫСТРОЙ, МОЩНОЙ (см. «Критика») песчаной бури всем приходится срочно эвакуироваться, потому что ветер вот-вот опрокинет взлётный модуль и тогда совсем кранты. Во время перехода от жилого купола до ракеты сорванная ветром антенна врезается в Марка Уотни, пробивает ему острым штырём скафандр и уносит в сторону. Другие астронавты не способны найти из-за взвеси песка своего коллегу, его данные показывают разгерметизацию скафандра и остановку сердца (штырь пробил аппаратуру). Принимают единственно верное решение — спешно взлетать.

Марк выживает благодаря системам жизнеобеспечения, заделывает ремонтным набором скафандр, отправляется в жилой модуль и… ложится спать. На следующее утро производит анализ ситуации: его считают мёртвым, воздуха нет, воды нет, еды нет, средств связи нет (антенна-то сбита и ремонту не подлежит), он — единственный человек на планете.

В дальнейшем Марк активно использует свою двойную специальность ради спасения себя вообще и спасения себя с Марса в частности. Catch phrases: «Меня спасёт наука!» и «По одной проблеме за раз».

При этом Марк — неисправимый оптимист из тех, что не теряет связи с реальностью. Если он умрёт через 20 минут, он так и заявляет: «я умру через 20 минут». А потом сразу отшучивается. Он постоянно что-то предпринимает, делает записи в своём журнале, ругает оставшуюся на флешках диско-музыку, взрывает, выращивает картошку на своём же субстрате и катается на марсоходах.

Со временем простая оператор ЭВМ Минди Парк из НАСА (с магистерской по машиностроению) обнаруживает на снимках со спутников, что у жилого модуля «Арес-3» всё уж слишком чисто. Да и марсоходы двигаются. Сложив два плюс два, она приходит к начальнику: «мистер Венкат, а Уотни-то выжил».

С этого начинаются попытки НАСА спасти Марка. Дело мгновенно становится достоянием общественности, и к моральным причинам добавляются политические, да и пиар «НАСА сидела сложа руки, пока их человек умирал на Марсе» — никому не нужен. Поэтому все начинают истерично придумывать, как в отрицательные сроки спасти космонавта — ведь пока от Земли долетит новый груз, Марк уже умрёт от голода.

Третьей сюжетной аркой является общение космонавтов из «Арес-3», которые возвращаются на Землю с грузом вины за товарища, оставленного мёртвым на Марсе. Им по психологическим причинам было решено не говорить о том, что они оставили умирать живого человека.

Критика[править]

« К счастью, я — ботаник »
— Марк Уотни
Вот как салат растет на аналоге марсианского грунта по методу Марка Уотни
А вот так он растет на аналоге марсианского грунта после того, как над грунтом поработали специалисты

Автора много пинали (в основном фанаты других, не столь научно-фантастических произведений, в отместку) за картонных персонажей, излишнюю наукообразность и чрезмерные отсылки к поп-культуре. В принципе, на глубокое раскрытие людей и Человека Вообще книга никогда не претендовала, а была написана нердом для таких же нердов. Мы не жалуемся, в отличие от фанатов «Интерстеллара».

Физические недочёты после успеха фильма обсасываются на специализированных сайтах. Их, недочётов, не так уж и много — благодаря фанатичному отношению автора и критике бета-ридеров с блога.

Самое проблемное место — завязка. Герои вынуждены покинуть Марс из-за мощной песчаной бури, которая вот-вот уронит взлётный модуль. Всё бы классно, но действие-то происходит на Марсе! В разреженной атмосфере (1 % от земной). Описываемые там 175 км/ч на Земле прошли бы как мощнейший ураган. Но учитывая то, что воздуха в сто раз меньше, 49 м/с по ощущениям превращаются в 0,49 м/с — как раз попадает под верхнюю границу «штиля». Штиль накренил ракету, раскидал космонавтов и уронил Уотни? Они там все бумажные, что ли?

    • Даже если и бумажные, даже не очень подкованный в жанре научной фантастики автор сообразил бы, что МВА нужно либо а) прикрыть от воздействия любых потенциально опасных воздействий куполом, аналогичным куполу жилого модуля (он мог бы раздуться после посадки аппарата на Марс с Гермеса) или б) просто-напросто ЗАЯКОРИТЬ корабль тросами к поверхности. Он простоял в ожидании миссии Арес-3 ДВА ДОЛБАНЫХ МАРСИАНСКИХ ГОДА — за все это время не произошло хоть одной такой же бури, как та, что сорвала экспедицию?! Да в конце концов, корабль можно было заставить закопаться в грунт. Тоже такой себе вариант повысить его устойчивость. Пусть взлетает из шахты.

Уир публично признался, что лучше завязки не придумал, и это осознанная ошибка. Да и заложил в эту сцену противостояние человека и планеты… Вот только придумать здесь можно было много чего, и первое, что просится на ум — это метеориты. Да, целая куча спутников, нацеленных на планету, как-то не особо способны обнаружить объект, к этой самой планете летящий. Но вот какая штука: у марса тонкая атмосфера, и то, что на Земле сгорит к чертям ещё в верхних слоях, на Марсе смачно долбанётся о его поверхность. Одной угрозы этого достаточно для того чтобы отдать приказ об эвакуации. А как «забыть» Уотни на планете — это уже дело техники. В слабой атмосфере ударные волны будут не такие уж и сильные, и если булыган грохнется где-то между остальной командой и Марком, вполне возможно что его действительно сочтут уже мёртвым и улетят, не став ждать пока осядет туча пыли, и тем более, пока с неба ещё что-нибудь не рухнет.

Второй, и при том зверский косячина, кроется в ботанике. Дело в том, что почва Марса, даже с бочкой отходов жизнедеятельности Марка Уотни, в принципе не способна на урожай. Эксперимент настоящих ботаников, которые взяли аналог марсианского грунта и попытались вырастить на нем салат, обнаружил, что он растет как-то уж очень медленно и хреново. А если добавить в этот грунт перхлораты, которых на Марсе просто завались — то вообще не растет. Тут логичным путем решения проблемы была бы гидропоника, и здесь мы переходим ещё к одному моменту: вода. Незачем мучиться с гидразином, вода на Марсе есть, и её завались, прямо под ногами в виде льда. И Марк, будь он реальный ботаник, должен был бы это знать. Но есть и другое объяснение, юмористическое (применительно только к фильму): NASA не поскупилось, и на праздничный обед у Уотни была беларусская картошка, которая настолько сурова, что растёт даже на Марсе. А эпизод с вытаскиванием марсохода, скатившегося под откос, не показана чтобы не светить в кадре трактор «Беларусь» и улыбчивого водителя с коронным «Што, хлопец, затрымаўся? Ня бойся, выцягнем тваю кансервавую банку, подрихтуем трошкі, даедзеш як міленькі да сваёй ракеты…»

Так же, по мнению некоторых, очень крупная проблема кроется не в физике и планетологии, с этим у романа всё очень и очень достойно. Главное — это сумасшедшая, опасная, излишняя, баснословно дорогая спасательная операция одного человека. На спасение Марка Уотни были кинуты силы всего НАСА, да и всего мира: Китай ради него сворачивает свою беспилотную программу, заморожены другие проекты, выделены миллиарды долларов налогоплательщиков, подведены под удар жизни других космонавтов. Нет, конечно, жизнь человека священна, но… нельзя ли было спасти на эти же деньги тысячу других человек? Вот этот самый аргумент, который иначе как идиотизмом назвать нельзя, к слову говоря, применяется вообще во всех случаях, когда человечество делает что-то великое.

…но надо учесть, что по давней традиции, что практически перешла из ранга в неписаного правила в закон, терпящего бедствие надо спасти любой ценой. И почти всегда за несоблюдение этого правила положена тюрьма[1]. Но, если отвлечься от наследия эпохи великих открытий, остается ещё одна причина — каждая спасательная операция в космосе — это бонус +100 к науке, потому что приходится решать новые задачи и сталкиваться с новыми проблемами. Настоящий косяк здесь в том, что в фильме участие России вообще никак не упомянуто, наверное потому, что после прошлого раза NASA сделало выводы.

Если на то пошло, на самом деле косяк тут в использовании штампа вся планета аплодирует стоя, обнимается, вопит и хлопает в ладоши, да-да, даже те, кому бы полагалось орать о том что надо было на эти средства спасти тысячу других людей. [2]. Учитывая, что подобные споры иногда возникают на обсуждениях космических программ, выглядят они примерно так:

«

— А нельзя на эти деньги спасти тысячу других людей/накормить голодающих детей в Африке/спасти котёнка?
— Когда нам выделят бюджет на спасение тысячи других людей/прокорм голодающих детей в Африке/котят, тогда и будем решать эту проблему

»

А вот где в романе реально косяк — так это подлёт космического корабля к планете и крайне идиотское торможение разгерметизацией шлюза (плюс сам старт Уотни с палаткой вместо обтекателя). Фанаты KSP, воспроизведшие ситуацию с помощью RSS (Real Solar System, мод на реалистичные планеты и космические корабли), нашли другой способ это сделать, и недоумевают, почему за несколько месяцев никто не нашел времени посидеть за компьютером над моделированием ситуации. На это обычно принято отвечать, что в NASA фраза «это работает в Kerbal Space Program» вызвало бы истерику и бурю хохота. И всё же, если бы эта сцена была менее кинематографичной, концовка была бы пресноватой. Это как раз тот случай, когда ниасиливший зажигание советский взлётный модуль пришелся бы кстати.

После экранизации с Мэттом Дэймоном в главной роли интернет взорвался шутками на тему «Мэтт Дэймон — человек, которого просто нельзя не спасти!». Для справки, именно он играл Райана в «Спасти рядового Райана» и оставленного на ледяной планете доктора Манн в «Интерстелларе». Да, их тоже нужно было спасать.

Тропы[править]

  • Демографический минимализм: главный герой — робинзон.
  • Крутой ботан — главный герой ботаник в самом прямом смысле этого слова, то есть по профессии.
  • Жестянщик — да, он умеет мастерить руками.
  • Пафос — спасательная экспедиция получилась очень пафосная.
  • Ниндзя-пират-зомби-робот — игра со штампом. Уотни, устав от размерности «Ватт в сол» переименовывает её в «пират-ниндзя». Так потом и высчитывает, в пират-ниндзях, от чего он умрёт раньше: от перегрева, переохлаждения или удушья.

Нет, не тот[править]

Существует одноимённая книга за авторством Александра Богатырёва, и «Марсианином» в ней также прозвали космонавта из экспедиции на Марс, оставленного на красной планете и вынужденного бороться за выживание. Более того, книги вышли на бумаге на языках оригинала практически одновременно, с разницей в несколько недель. Книги совершенно разные по стилю, жанру и посылу (в романе Богатырёва сам полёт и выживание на Марсе хоть и занимают немалую долю повествования, но описаны только во флешбеках, в то время как у Уира это — основа сюжета). Можно, конечно, строить конспирологические теории на тему «кто у кого сплагиатил»[3], но налицо явное непреднамеренное совпадение.

А ещё есть фанфик под названием Maretian — кроссовер с понями. Про то, как в результате аварии корабль из богатой магией вселенной попадает в нашу и вынужденно приземляется на ближайшую планету, вызвав бурю… Угу, ту самую. :)

Примечания[править]

  1. Однако не всегда. Потерпевшего кораблекрушение или попавшего в лавину, конечно, в основном стараются спасти. А вот при подъёме на вершины вроде Эвереста получается так: из-за астрономических цен на лицензии на подъём и снаряжение экспедиции, огромного риска сорваться насмерть обоим при попытке спустить пострадавшего случается так, что ещё живых людей оставляют умирать. Дэвид Шарп как пример. Да, и на Эвересте были случаи, когда люди во что бы то ни стало пытались спасти других, не всегда успешно. И трупы редко оставляют лежать открытыми взору всех желающих, из уважения к погибшим как-то прикрывают одеждой, камнями и флагами. Но… Даже мать самого Дэвида Шарпа высказалась, что не может винить всех, кто прошёл мимо.
  2. Есть подозрение, что остальным было просто предложено завалиться: даже не потому, что неудобных точек зрения нет, а потому, что тем, кто ликует — даже если их меньшинство — просто на них плевать. Да и читателю, в общем-то, тоже. В конце-концов, обязательно были еще те, кто считает, что никакой миссии «Арес» не было, потому, что Земля плоская.
  3. Как было сказано выше, Уир долгое время выкладывал наработки в сеть, но и Богатырёв опубликовал свою книгу на «Самиздате» за три года до подписания контракта с издательством.